Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В предыдущей главе Бог задал Иову много смиряющих и запутанных вопросов, а в данной главе:

(I) Он требует, чтобы Иов ответил на них (ст. 31−32, гл. 39).

(II) Иов подчиняется со смиренным молчанием (ст. 33−35, гл. 39).

(III) Бог продолжает увещевать его, ибо обличения, в которых Он говорит о безграничном расстоянии и несоответствии между Ним и Иовом, показывают, что тот ни в коей мере не был равным соперником для Бога. Бог призывает Иова (ст. 1−2) посоревноваться с Ним, если тот осмелится, в справедливости (ст. 3), силе (ст. 4), величии (ст. 5) и владычестве над гордыми (ст. 6−9); Он приводит пример Своей силы на одном животном, здесь названном бегемотом (ст. 10−19).

Стихи 31−35. главы 39 В данных стихах:

I. Бог обращается к Иову со смиряющим призывом. После того как Он нагрузил его многими трудными вопросами, чтобы показать его поразительное невежество в делах природы и то, каким некомпетентным судьей он является в вопросах методов и планов Провидения, Бог подводит итог, предъявляя ему еще одно требование. Похоже, здесь Бог сделал небольшую паузу, как Елиуй, чтобы дать Иову возможность сказать, что он хочет, или время обдумать сказанное Богом. Но Иов пребывал в таком замешательстве, что продолжал молчать, и поэтому Бог вновь требует его ответа (ст. 31−32). Не сказано, что Он говорил эти слова из бури, как раньше; и поэтому некоторые полагают, что Бог сказал их тихим голосом, который воздействовал на Иова сильнее, чем буря, как и на Илию (3Цар 19:12−13). Польется как дождь учение мое, и затем оно совершит чудеса. Хотя Иов ничего не сказал, но Бог ответил ему, ибо Он знает мысли человека и может дать благоприятный ответ на его молчание.

1. Бог задал ему обличающий вопрос: «Будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить? Будет ли он пытаться указывать Божьей мудрости или предписывать воле Бога? Следует ли Богу принимать наставление от каждого недовольного человека, который жалуется, и изменять выбранные Им средства, чтобы угодить ему? В этом вопросе сквозит пренебрежение: «Бога ли учить мудрости?» (Иов 22:21). Эти слова подразумевают, что тот, кто спорит с Богом, фактически учит, как Ему следует изменить Свое дело. Ибо если мы сражаемся с людьми, подобными нам самим, потому что они неправильно поступили, то должны наставить, как им поступать лучше; но разве допустимо, чтобы какой-либо человек учил своего Творца? Человека, который борется с Богом, справедливо считают Его врагом; так зайдет ли он настолько далеко в этом споре, чтобы предписывать Ему? Мы невежественны и недальновидны, но перед Ним все обнажено и открыто; мы зависимые творения, а Он всемогущий Творец; так стоит ли нам пытаться учить Его? Некоторые читают этот стих так: «Мудро ли состязаться со Вседержителем?» Ответ прост: «Нет, это величайшее безрассудство в мире». Разве мудро бороться с Тем, Кто несомненно погубит, если мы будем противостоять Ему, но, безусловно, принесет нам выгоду, если подчинимся Ему?

2. Он требует, чтобы Ему незамедлительно ответили: «Обличающий Бога пусть отвечает Ему перед своей совестью; и он должен ответить так: «Никак не будет этого, чтобы я состязался со Вседержителем или учил Его». Пусть ответит на все поставленные вопросы, если сможет. Пусть, к своему позору, ответит за свою самонадеянность и наглость; пусть ответит перед судом Божьим». Кто обличает Бога в том, что Он говорит или делает, тот слишком высоко думает о себе и с презрением о Боге.

II. Услышав эти слова, Иов смиренно подчинился. Теперь он пришел в себя, и им начала овладевать благочестивая скорбь. Когда друзья увещевали его, он не смирялся, но глас Господа обладает особой силой. Когда же придет Дух истины, то Он обличит вас. Они осуждали Иова как человека нечестивого; даже Елиуй был весьма суров к нему (Иов 34:7−8,37), но Бог не говорил в его адрес такие жестокие слова. Иногда у нас есть основания ожидать лучшего обращения от Бога, чем от наших друзей, Который придаст более благоприятный смысл нашим словам и делам. Это покоряет благочестивого человека, и он становится пленником Божьей благодати.

1. Иов признает себя преступником, и ему нечего сказать в свое оправдание (ст. 34): «Вот, я ничтожен, я не только человек низкий и заслуживающий презрения, но ничтожен и отвратителен в собственных глазах». Теперь он осознал, что согрешил, и поэтому называет себя ничтожным. Грех унижает достоинство человека; раскаявшиеся грешники уничижают себя, порицают и стыдятся, более того, иногда даже проклинают себя. «Я вел себя непочтительно по отношению к Отцу, я был неблагодарным к своему Даятелю и поступал глупо, поэтому я ничтожен». Теперь Иов очерняет себя, хотя раньше оправдывал и возвеличивал. Покаяние меняет мнение людей о самих себе. Иов был слишком дерзким, требуя встречи с Богом, и думал, что сможет переубедить Его. Но теперь он убедился в своей ошибке и признал себя абсолютно недостойным стоять перед Богом или предъявлять Ему какие-либо аргументы, заслуживающие внимания; он считает себя презреннейшим навозным червем, который когда-либо ползал по земле Божией. Когда говорили друзья, Иов отвечал им, ибо считал себя таким же благочестивым, как и они; но когда Бог заговорил с ним, ему нечего было сказать, ибо, по сравнению с Ним, он увидел, что является ничтожеством, ничего не стоящей личностью, пустотой; поэтому он говорит: «Что буду я отвечать Тебе?» Бог требовал ответа (ст. 32); и в данных стихах Иов приводит причину своего молчания. Он молчал не потому что рассердился, а потому что убедился в своей ошибке. Кто истинно осознает собственную греховность и ничтожность, тот не осмеливается оправдывать себя перед Богом, а стыдится того, что у него могла зародиться такая мысль, и в знак своего позора возлагает руку на свои уста.

2. Он обещает больше не делать этого, ибо Елиуй говорил, что именно это нужно сказать Богу. Если мы сказали что-то неправильно, то должны покаяться и больше не говорить этого. Иов приказывает себе молчать (ст. 34): «Руку мою полагаю на уста мои, я буду держать их в узде, чтобы подавить все страстные мысли, которые могут возникнуть в моей голове, и они не вырвались в несдержанной речи». Плохо думать неправильно, но еще хуже говорить неправильно, ибо в таком случае мы разрешаем этой мысли существовать и imprimatur одобряем ее; это все равно что публиковать бунтарский трактат; поэтому если ты помыслил злое, то положи руку на уста (Притч 30:32), и это послужит доказательством тому, что ты не позволяешь обнародовать то, о чем подумал. Иов позволил своим нечестивым мыслям выйти: «Однажды я говорил неправильно, даже дважды, то есть в разное время в том или ином разговоре, но сделал это. А теперь отвечать не буду; я не буду настаивать на сказанном и впредь не буду повторять но более не буду». Посмотрите, что представляет собой истинное покаяние.

(1) Оно должно исправить наши ошибки и ложные принципы, которыми мы руководствовались при их совершении. Как только мы осознали свою ошибку, которую совершали часто, упорно и в течение долгого времени, то должны сразу же отречься и впредь не совершать ее и взять на себя весь позор за то, что долго упорствовали.

(2) Это означает вернуться на прежний правильный путь и впредь не сворачивать с него: «...я не добавлю» (дословно). «Я больше не буду потакать своим чувствам и давать свободу своим словам; не буду больше говорить и поступать, как раньше». Если человек не принимает таких решений, то он не раскаялся. Далее обратите внимание: кто состязается с Богом, тому в конце придется замолчать. Иов был очень смелым и решительным, требуя встречи с Богом; он дерзко говорил, как просто изложит свое дело и насколько уверен в своем оправдании. «Я сблизился бы с ним, как с князем (Иов 31:37), подошел бы к престолу Его (Иов 23:3)»; но вскоре ему была предоставлена такая возможность, он оставил свои требования и не отвечал. «Господи, мудрость и правота на твоей стороне, а я поступал глупо и нечестиво, сомневаясь в этом».

Стихи 1−9. Слова Бога основательно смирили Иова, но не достаточно; он был унижен, но не в полной мере. Поэтому в данных стихах Бог продолжает его увещевать в той же манере и с той же целью, что раньше (ст. 1). Обратите внимание:

(1) Кто должным образом воспринимает то, что он должен услышать от Бога, и получает от этого пользу, тот услышит от Него больше.

(2) Кто истинно обличен во грехе и раскаивается в нем, того не нужно более основательно обличать, чтобы он более основательно раскаялся. Кто пребывает под воздействием обличений и видит перед собой все свои грехи, а сердце его сокрушается, тот должен научиться на этом примере не пытаться быстро обрести утешение; оно будет вечным, когда придет, и поэтому необходимо, чтобы мы были приготовлены для него глубоким смирением: рана должна быть исследована до глубины, а не поверхностно, а мы не должны избавиться от своих обличений слишком быстро. Когда наши сердца начинают таять и смягчаться, то следует хранить и удерживать те размышления, которые помогли действенным образом растопить их. Как и раньше (Иов 38:3), Бог начинает с вызова (ст. 2): «Препояшь, как муж, чресла твои; если ты действительно смел и уверен, как утверждал, то прояви эти качества теперь; но очень скоро ты увидишь и признаешь, что являешься слишком слабым противником для Меня». Именно к такому выводу должно прийти всякое гордое сердце: либо через покаяние, либо в результате гибели; так рано или поздно понизится всякая гора и холм. Мы должны признать:

I. Что не можем соперничать с Богом в праведности, что Господь праведен и свят в Своем отношении к нам, а мы неправедны и несвяты в своем отношении к Нему. Нам есть за что винить себя, но не за что винить Его (ст. 3): «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой? Не желаешь ли возразить против того, что Я сказал или сделал, составить список ошибок и пересмотреть вынесенный Мною суд как ошибочный и несправедливый?» Многие жалобы Иова имели такую тенденцию: «Вот, я кричу: обида! и никто не слушаетг!» Ни в коем случае не следует допускать подобные выражения. Суд Божий не может и не должен быть аннулирован, ибо мы уверены, что он совершается по истине, и поэтому мы поступим дерзко и беззаконно, если будем требовать этого. «Не хочешь ли, спрашивает Бог, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Должна ли пострадать Моя честь, чтобы поддержать твою репутацию? Не хочешь ли обвинить Меня в том, что Я поступил с тобой несправедливо лишь потому, что по-другому не можешь оправдаться от выдвинутых в твой адрес обвинений?» Наш долг осуждать себя, чтобы Бог был оправдан. Давид был готов признать, что он совершил злое пред очами Бога, чтобы Бог оказался праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем (Пс 50:6; см. Неем 9:33; Дан 9:7). Но очень гордыми и невежественными в отношении Бога и самих себя можно назвать тех, кто осуждает Бога, чтобы оправдать себя; и если мы не исправим ошибку в течение времени, выделенного для покаяния, то придет день, когда вечный суд отвергнет заявление и смутит узника, ибо небеса возвестят праведность Бога и весь мир станет виновным перед Ним.

II. Что мы не можем соперничать с Богом в силе, поэтому, состязаясь с Ним, мы поступаем нечестиво и дерзко, вопреки личным интересам, здравому смыслу и справедливости (ст. 4): «Такая ли у тебя мышца, как у Бога, равная ее длине и силе? Можешь ли ты возгреметь голосом, как Он (Иов 37:1−2), или проговорить, как сейчас, из бури?» Чтобы убедить Иова в том, что он не способен (как он думал) состязаться с Ним, Бог показывает ему:

(1) Что он никогда не сможет сразиться с Ним или изложить Ему свое дело за счет силы мышц. Иногда противоречия между людьми разрешаются с помощью поединка; и считается, что справедливость на стороне выигравшего; но если подобным образом будет разрешаться противостояние между Богом и человеком, то человек безусловно проиграет, ибо все силы, которые он сможет собрать, чтобы выступить против Вседержителя, будут похожи на волчцы и тернии перед пожирающим огнем (Ис 27:4). «Имеешь ли ты, несчастный и слабый червь земной, мышцу, сравнимую с мышцей Того, Кто держит все сущее?» Все творения, даже ангелы, черпают свою силу от Бога; они ограничены Им и уповают на Него; а сила Бога первична, независима и неограниченна. Он может сделать все без нас, а мы ничего не можем делать без Него, поэтому мы не имеем такой мышцы, как у Бога.

(2) Что он никогда не смог бы выиграть свое дело и убедить Бога в своей правоте за счет громких и высокопарных слов, что иногда в значительной степени помогает людям добиться своей цели: «Можешь ли возгреметь голосом, как Он? Нет, Его голос очень скоро перекроет твой, и лишь один раскат Его грома подавит твой шепот». Человек не может говорить так же убедительно и мощно, с такой же повелевающей и победоносной силой, как Бог, Который говорит и делается. Его созидающий голос назван громом (Пс 103:7), равно как и голос, которым Он пугает и приводит в замешательство Своих врагов (1Цар 2:10). Гнев царя иногда может быть подобен рычанию льва, но он никогда не сможет сымитировать гром Божий.

III. Что мы не можем состязаться с Богом в красоте и величии (ст. 5). «Если ты собираешься сравнивать себя с Ним и предстать более привлекательным, то облачись в свою наилучшую одежду: облекись в блеск и великолепие. Явись с воинствующей помпезностью во всем царском великолепии, которое есть у тебя; надень наилучшее, что имеешь, чтобы предстать перед Ним: укрась себя величием и славою, которые могли бы вызвать трепет у твоих врагов и очаровать твоих друзей. Но что все это по сравнению с божественным величием и красотой? Не более чем свет от жука-светляка в сравнении со светом солнца, которое сияет во всей силе». Бог украшает себя таким величием и славой, которые вызывают ужас у бесов и всех сил тьмы и заставляют их трепетать; Он облачает себя в блеск и великолепие, которые вызывают изумление ангелов и всех святых во свете и побуждают их радоваться. Давид хотел пребывать все дни жизни своей в доме Божьем, чтобы созерцать красоту Господа. Но что по сравнению с этим представляет величие и слава владык, с помощью которых они хотят заставить людей бояться себя, блеск и великолепие, с помощью которых люди хотят заставить себя любить? Если, состязаясь с Богом, Иов думает победить, представив себя великой и значительной личностью, то он ошибается. Покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воссияет.

IV. Что мы не можем состязаться с Богом во власти над гордыми (ст. 6−9). Данное дело разрешается благодаря небольшому испытанию: если Иов сможет смирить и покорить гордых тиранов и угнетателей так же легко и эффективно, как может сделать Бог, то придется признать, что у него есть основания состязаться с Ним. Здесь обратите внимание:

1. Что Бог призывает Иова сделать одним взглядом смирить людей гордых. Если Иов утверждает, что он соперник Богу, особенно если настаивает на том, что имеет право судить Его действия, то пусть постарается сделать это.

(1) Предполагается, что сам Бог может и будет судить, в противном случае Он не навязывал бы этого Иову. Тем самым Бог доказывает, что Он Господь, что Он противится гордым и восседает над ними Судьей, Который может погубить их. Обратите внимание:

[1] Что гордые люди нечестивы и что гордость является корнем великого нечестия, которое в этом мире направлено против Бога и человека.

[2] Что Бог несомненно смирит и покорит гордых людей, ибо погибели предшествует гордость. Если они не склонятся, то будут сломлены; если они не смирятся истинным покаянием, то Бог смирит их к вечному крушению. Нечестивцы будут попраны на месте своем, то есть где бы они ни были найдены, даже если окажется, что они занимают важное положение и укоренились в нем, то даже там они будут попраны, и все их богатство, сила и влияние, которое они имеют благодаря своему положению, не спасут их.

[3] Гнев Божий, пролившийся на гордых, смирит, сокрушит и сломит их. Если Он изольет ярость Своего гнева, как Он сделает это в великий день и иногда делает в этой жизни, то даже самое смелое сердце не устоит перед Ним. Кто знает силу гнева Его?

[4] Бог может и с легкостью попирает гордых тиранов. Он может посмотреть на них и смирить их; может подавить их стыдом, страхом и полностью уничтожить одним Своим разгневанным взглядом точно так же, как Своим милостивым взглядом Он может оживить сердце кающегося грешника.

[5] В конце Он сделает это (ст. 8): не только превратит их в прах, из которого они смогут восстать, но и зароет их в землю, как гордого египтянина, которого Моисей убил и скрыл в песке (Исх 2:12); то есть их не только постигнет смерть, но они окажутся в могиле преисподней, откуда невозможно вернуться. Они гордились занимаемым положением, но будут погребены в забвении, и никто не вспомнит о тех, кто был сокрыт в земле: с глаз долой из сердца вон. Они объединялись в группы и союзы, чтобы делать зло; и теперь их свяжут в снопы. Их зароют вместе, но не для того, чтобы они покоились, а чтобы стыдились вместе в прахе (Иов 17:16). Более того, с ними будут обращаться как с преступниками, которым после вынесения обвинительного приговора покрывают лица, как Аману: «...лица их покрой тьмою»; или как покрывают лица мертвых: лицо Лазаря в гробу было покрыто. Так в конце Бог одержит полную победу над гордыми грешниками, которые противостали Ему. Так Он докажет, что является Богом. Так же Иов ненавидит гордых людей? Тогда он свят. Будет ли он так же наказывать их? Тогда он является справедливым Судьей мира. Сможет ли он подобным образом смирить их? Тогда он Господь Вседержитель. Когда Бог смирил гордого фараона и спрятал его в песке Красного моря, то Иофор сделал вывод, что безусловно Господь велик паче всех богов, и в том самом, чем враги Израиля превозносились над Израильтянами, Он был слишком силен для них (Исх 18:11; см 19:1−2).

(2) Бог предлагает Иову сделать то же самое. Он яростно спорил с Богом и осуждал Его Провидение, выплескивая ярость своего гнева к небесам, словно тем самым надеялся напомнить Богу о себе. «Приходи, говорит Бог, и испытай свою руку вначале на гордых людях, и ты увидишь, что они не обращают никакого внимания на твой гнев; так буду ли Я реагировать на него?» Иов жаловался на процветание и силу тиранов и притеснителей и был готов обвинить Бога в том, что Он плохо управляет, раз допускает такое; но он не сможет обвинять в ошибке, пока не попытается исправить ситуацию. Если только Бог имеет достаточно силы, чтобы смирить и сокрушить гордых людей, то, безусловно, Он обладает достаточной мудростью, чтобы знать, когда и как это лучше сделать; и нам не следует предписывать или учить Его, как управлять миром. И если мы не имеем такую мышцу, как у Бога, то нам не следует думать, что мы сможем взять Его дело в свои руки.

2. Обещано, что с ним поступят справедливо, если он сможет совершить такие же великие дела (ст. 9): «Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя, хотя она все-таки будет слишком слаба, чтобы состязаться со Мною». Человек хочет, чтобы его врожденная гордость и амбиции стали его спасителем (чтобы он мог быть независимым лишь благодаря собственным рукам), но слишком самонадеянно рассчитывать на это. Наши руки не смогут спасти нас, представив одобрительно благодати Бога, тем более спасти от Его справедливости. И если своей силой мы не можем смирить наших врагов, то не стоит утверждать, что мы можем спастись благодаря собственной силе. Если же это в наших силах сделать это, то Бог признает это. Бог никогда не лишал ни одного человека справедливой хвалы и не отказывал в почестях тому, кто их заслуживал. Но раз мы не можем этого сделать, то должны признаться Ему, что не можем своей десницей спастись, и поэтому должны вручить себя Его деснице.

Стихи 10−19. Чтобы еще больше продемонстрировать собственную силу и опровергнуть притязания Иова, Бог заканчивает Свою речь описанием двух огромных и могущественных животных, намного превосходящих человека по размерам и силе. Одно из них названо бегемот, другое левиафан. Данные стихи описывают первое. «Вот бегемот... Подумай, сможешь ли ты состязаться с Тем, Кто сотворил это животное и дал ему силу, которой он владеет; разве не мудро было бы подчиниться этому Творцу и заключить с Ним мир?» Бегемот символизирует животных в общем, но, возможно, в данном месте подразумевается один из их видов. Некоторые считают, что здесь говорится о буйволе, другие о неком земноводном животном, хорошо известном в Египте, которого называли гиппопотам; он жил среди рыбы в реке Нил, но выходил из нее, чтобы питаться плодами, производимыми землей. Но я не вижу оснований отступать от древнего и всеми принятого мнения, утверждавшего, что здесь описан слон величественное и сильное творение, которое по размерам превосходит все другие, очень понятливо и обладает такой превосходной репутацией в царстве животных, что среди четвероногих тварей, представленных в природе (гл. 38 и 39), его невозможно обойти вниманием. Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание бегемота.

1. Его тело было очень сильным и пропорционально устроенным. Его сила в чреслах его (ст. 11). Его кости, по сравнению с костями других животных, как железные прутья (ст. 13). Его хребет настолько сильный, что, несмотря на свой небольшой хвост, он по своему велению поворачивает им, как кедром (ст. 12). Некоторые считают, что здесь говорится о хоботе слона, ибо данное слово подразумевает крайние члены, а хобот слона обладает исключительной силой. Спина, мускулы чрева его и сухожилия всех суставов настолько сильны, что он может переносить огромные деревянные пилоны и большое число сражающихся воинов. Ни одно животное не может сравниться со слоном по силе, а именно на этом качестве ставится ударение в данном описании.

2. Он питается плодами земли и не охотится на животных: он ест траву, как вол (ст. 10); горы приносят ему пищу (ст. 20); и твари полевые не трепещут перед ним и не бегут от него, как от льва, а играют вокруг него, зная, что он неопасен. Это дает нам повод (1) признать благость Бога, Который устроил так, что это массивное животное, для пропитания которого необходимо много пищи, не питается плотью (ибо тогда многим животным пришлось бы умереть ради сохранения его жизни), а удовлетворяется травой полевой, чтобы предотвратить уничтожение жизней, которого в противном случае нельзя было бы избежать.

(2) Одобрить питание травами и плодами и исключить из рациона мясо согласно первоначальному постановлению о пище для человека (Быт 1:29). Сила таких животных, как слон, конь и бык, может пополняться без мяса, так почему так же не может происходить с человеком? Хотя мы можем пользоваться свободой, предоставленной Богом, но нам не следует причислять себя к пресыщающимся мясом (Притч 23:20).

(3) Вести спокойный и мирный образ жизни. Кто не желает, как слон, радовать окружающих и делать их жизнь спокойной, а не, подобно льву, приводить их в страх?

3. Он ложится под тенистыми деревьями (ст. 16), где у него достаточно воздуха, чтобы дышать, и они покрывают его своею тенью (ст. 17), в то время как львы, живущие за счет добычи, желая отдохнуть, вынуждены скрываться в темных и замкнутых логовах и жить в них (Иов 38:40). Кто является ужасом для других, тот иногда становится ужасом для самого себя; а кто позволяет окружающим жить спокойно, тот пребудет в покое. Хотя тростник и болото, ивы, растущие по берегам ручья, являются слабым и незначительным укреплением, но они достаточны для защиты и безопасности тех, кто не боится зла, ибо сам не замышляет его.

4. Что он очень много и жадно пьет, но не вино и крепкие напитки (это качество свойственно человеку, который из-за пьянства становится похожим на животное), а чистую воду.

(1) Он очень большой по своим размерам, поэтому нуждается в большом количестве пищи и воды (ст. 18). Он пьет очень много, и поэтому кажется, что он может выпить реку воды, если только дать ему время и не торопить. Когда он пьет из реки, то не торопится, как те, что пьют в страхе; он уверен в своей силе и безопасности и поэтому не торопится, когда пьет, а делает так, как ему нравится.

(2) Его глаз желает больше, чем он может взять, ибо когда он страдает от жажды из-за того, что долго обходился без воды, то ему кажется, что он выпил бы весь Иордан своими устами; он даже пожирает его своими глазами (ст. 19, англ. пер.). Как алчный человек устремляет свои глаза к богатствам этого мира, ибо жаждет его, так и это огромное животное, по словам Писания, устремляет свой взгляд и пожирает реку своими глазами.

(3) Его нос достаточно силен для того и другого, ибо когда он с жадностью устремляется к реке, чтобы напиться, то проходит сквозь ловушки или сети, которые, возможно, расставлены в реке для ловли рыбы. Он не останавливается ни перед какими трудностями у себя на пути так велика его сила и так страстно он жаждет удовлетворить свое желание.

II. Какую пользу можно извлечь из этого описания. Мы рассмотрели это огромное животное, которое здесь представлено не просто для развлечения (как иногда делают в нашей стране), чтобы удовлетворить наше любопытство и позабавить; это описание приведено в качестве аргумента, который должен смирить нас перед великим Богом, ибо (1) Он сотворил это большое животное пугающее и необычное; оно творение Его рук, изобретение Его мудрости, результат Его силы. «Вот бегемот, которого Я сотворил» (ст. 10). Всякая сила, которой владеет это или любое другое творение, исходит от Бога, и поэтому необходимо признать, что Он хранит в себе первоначальную и безграничную силу и обладает такой сильной мышцей, что нам не следует состязаться с ней. Это творение здесь названо верхом путей Божиих (ст. 14) и является поразительным примером силы и мудрости Творца. Если внимательно прочитать исторические описания слонов, то можно увидеть, что его умственные способности очень близки к способностям обычных животных, и поэтому их вполне можно назвать верхом путей Божиих среди нижней части творения; никакому другому творению, ниже человека, Он не отдал предпочтения.

(2) Бог сотворил его и других четвероногих тварей (Быт 1:25−26) в один день вместе с человеком, в то время как рыбы и птицы были сотворены днем раньше; Бог сотворил его, чтобы он жил и двигался по той же земле и в той же среде, что человек; и поэтому Писание говорит, что божественное Провидение хранит вместе человека и животное как соработников (Пс 35:7). «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; Я создал эту тварь, как и тебя, и он не спорит со Мной, так почему ты делаешь это? Почему ты требуешь к себе особого отношения на том основании, что Я создал тебя (Иов 10:9), раз Я создал бегемота, как и тебя? Я создал тебя, как и это животное, поэтому, как и с ним, могу обращаться с тобой, как Мне угодно; и Я буду это делать, независимо, захочешь ты этого или нет. Я сотворил его, как и тебя, чтобы ты посмотрел на него и принял наставление». Нам не нужно идти далеко за доказательствами и примерами Божьей всемогущей силы и владычества; они рядом с нами, они у нас, они перед нашими глазами, где бы мы ни находились.

(3) Только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой (ст. 14), то есть та же рука, которая сотворила, может, несмотря на его огромные размеры и силу, сокрушить его по Своему желанию и убить слона с такой же легкостью, словно он червь или муха, без каких-либо трудностей или обвинений в том, что это неправильно и несправедливо. Бог, давший дыхание всем творениям, может забрать то, что Он дал, ибо разве не может Он делать, что хочет, с тем, что Ему принадлежит? Он может делать это; Кто имеет силу творить словом, Тот, безусловно, имеет силу разрушить словом и может легко словом превратить в ничто творение, которое вначале Он создал словом из ничего. Возможно, бегемот в данном случае (как и левиафан позднее) должен символизировать собой гордых тиранов и угнетателей, которых Бог сейчас вполне справедливо призвал Иова унизить и сокрушить. Они считают себя такими же вооруженными против судов Божьих, как слон своими костями медными и железными, но Сотворивший душу человека знает все пути, ведущие к ней, и может приблизить к ней меч справедливости и гнев и коснуться ее самой чувствительной и нежной части. Кто собрал двигатель и сложил все его части вместе, Тот знает, как разобрать его на части. Поэтому горе тому, кто сражается со своим Творцом, ибо Сотворивший его имеет власть сделать его несчастным, и Он не сделает его счастливым до тех пор, пока не сможет руководить им.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 40 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.