Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 1 глава

Толкование Мэтью Генри


Теперь Израиль должен был сформироваться либо в государство, либо, скорее, в царство, ибо «Господь Бог их — Царь их» (1Цар 12:12); их формой правления была теократия, и Моисей, подчинявшийся Богу, был царь Израиля (Втор 33:5). Теперь для правильного расселения этого святого государства, после того как были учреждены хорошие законы, необходимо было учредить хороший порядок. Поэтому возникла необходимость подсчитать подчиненных этого царства, что и описывается в этой главе, где:

(I) Даются повеления Моисею исчислить народ (ст. 1−4).

(II) Назначены люди, которые будут помогать ему в этом (ст. 5−16).

(III) Сообщается точное количество людей в каждом колене, о чем было доложено Моисею (ст. 17−43).

(IV). Сообщается общее количество всех людей (ст. 44−46).

(V) Приводятся исключения для левитов (ст. 47 и далее).

Стихи 1−16. I. В этих стихах звучит повеление исчислить народ Израиля, а Давиду много лет спустя пришлось дорого заплатить за то, что он сделал это самовольно. Здесь:

1. Говорится о дате, когда было изречено это повеление (ст. 1).

(1) Место: оно было дано во дворе Божьем, в пустыне Синайской; изречено в царском дворце, в скинии собрания.

(2) Время: во второй год по выходе их из земли Египетской. Мы можем назвать его вторым годом существования этого правления. Законы левитов были даны в первый месяц этого года, а законы — в начале второго месяца.

2. Изложены наставления для того, чтобы исполнить его (ст. 2−3).

(1) Нужно было пересчитать только мужчин, и только тех из них, которые годны для войны: от двадцати лет и выше; ибо, хотя некоторые имели достаточную комплекцию и силу для участия в военных сражениях, тем не менее из сочувствия к их незрелым годам Бог не хотел, чтобы они носили оружие.

(2) Также не нужно было включать в общее количество тех, кто из-за возраста или телесной слабости, слепоты, хромоты или хронических болезней был негоден для войны. Так как Церковь является воинствующей, то ее истинными членами могут считаться лишь те, кто является воином Иисуса Христа, ибо наша жизнь, наша христианская жизнь — это борьба.

(3) Нужно было исчислить израильтян по родам их, чтобы не только знать их количество и имена, но и из какого колена, семьи или клана, более того, из какого именно дома был каждый человек. Или, рассматривая их армией, чтобы можно было определить, к какому полку принадлежит каждый человек, чтобы он сам мог знать свое место, а власти знали, где найти его. Они были пересчитаны незадолго до этого, когда за каждого из них было уплачено для служения в святилище (Исх 38:25−26), но, похоже, в то время они не были зарегистрированы по семействам их, как нужно было сделать сейчас. Их количество в тот раз было таким же, как и сейчас — 603 550 мужчин, ибо сколько людей умерло с того времени и потерялось при исчислении, столько же сейчас достигло двадцатилетнего возраста и добавилось к оставшемуся количеству. Отметьте: как один род проходит, так другой род приходит. Как каждый день освобождаются новые места, так каждый день появляются новички, заполняющие эти вакансии, а провидение заботится, чтобы в то или иное время в том или ином месте рождаемость находилась в равновесии со смертностью, а человеческий род и святое семя не были истреблены и не угасли.

3. Для совершения этой работы были назначены уполномоченные. Моисей и Аарон председательствовали (ст. 3), а представители от каждого колена, известные и хорошо знающие его, должны были помогать им; это были начальники колен отцов своих (ст. 16). Отметьте: почитаемые люди должны учиться быть полезными; кто занимает выдающееся положение, пусть становится вашим служителем и показывает, что, зная свой народ, заслуживает быть повсеместно известным. Обязанность собрать колено возлагалась на главу этого колена.

II. Почему было велено произвести это исчисление? По нескольким причинам.

1. Чтобы доказать, что данное Аврааму обетование исполнилось и Бог умножил потомство его; это обетование было обновлено для Иакова (Быт 28:14): «и будет потомство твое, как песок земной». Теперь стало очевидно, что оно исполнилось до малейших деталей, и это, в свою очередь, ободрило народ Божий в надежде, что в свое время исполнится и другое обетование о том, что земля Ханаанская будет их наследием. Когда о количестве мужчин только догадываются по внешнему виду, то люди, склонные во всем находить недостатки, подозревают, что это предположение ошибочно и что если бы их пересчитали, то не нашлось бы и половины. Поэтому Бог захотел, чтобы Израиль пересчитали и был зарегистрирован тот факт, как сильно он умножился за короткое время, чтобы все смогли увидеть силу Божьего провидения и истину Его обетования. Никто не мог подозревать, что благодаря обычному ходу природы семьдесят пять душ (которые составляли семью Иакова, когда он переселился в Египет) через 215 лет (и не более) размножатся и составят многие сотни тысяч. Следовательно, это могло произойти лишь благодаря необычной силе, которой обладают божественное обетование и благословение.

2. Это говорило об особой заботе, которую проявлял Бог к Своему Израилю и на которую надеялись Моисей и нижестоящие начальники. Бог назван Пастырем Израиля (Пс 79:2). Пастухи всегда пересчитывали свои стада и поголовно передавали их своим нижестоящим пастухам, чтобы те могли знать, не пропал ли кто. Подобным образом Бог исчисляет Свое стадо, чтобы в результате полезных размышлений оказалось, что ни один из тех, кого Он взял в Свою паству, не потерялся, даже те, которые стали жертвой Его справедливости.

3. Это делалось для того, чтобы провести различие между истинно рожденными израильтянами и разнородной толпой, находящейся среди них. Пересчитывались лишь израильтяне; весь мир представлял собой лишь груду камней по сравнению с этими драгоценными камнями. Об остальных мало говорится, а особое внимание уделяется святым Божиим, которые принадлежат Ему. Познал Господь Своих (2Тим 2:19) и знает их по имени (Флп 4:3). Пересчитаны даже волосы у них на голове, но остальным Он скажет: «Я никогда не знал вас и никогда не записывал вас».

4. Это было сделано для того, чтобы распределить их по определенным районам и тем самым облегчить управление и поддерживать справедливость, а также чтобы сделать более равномерным их продвижение по пустыне. Народ, который не организован и не подчиняется порядку, является не армией, а сборищем и толпой.

Стихи 17−43. Эти стихи описывают быстрое исполнение повелений об исчислении народа. Эти приказы начали исполнять в тот же день, когда они были изданы: в первый день второго месяца (сравните ст. 18 и ст. 1). Отметьте: когда необходимо совершить работу для Бога, то лучше приступить к ней побыстрее, когда чувство долга в силе и оказывает влияние. И, как мне кажется, она была и завершена в течение одного дня, ибо многие другие дела были завершены в период с первого по двадцатый день этого месяца, когда лагерь двинулся дальше (Чис 10:11). Иоаву потребовалось почти десять месяцев, чтобы пересчитать народ во времена Давида (2Цар 24:8), но в то время израильтяне были рассеяны, а сейчас жили вместе; в то время это делалось по предложению сатаны, а сейчас — по повелению Бога. Сейчас это было сделано быстрее и с большей легкостью, так как прошло немного времени и им нужно было лишь пересмотреть старые книги и изменения, произошедшие с того времени, которые они, скорее всего, записывали по мере появления. В обстоятельном описании мы можем обратить внимание на то, что:

(1) числа записывались словами, а не цифрами; для каждого из двенадцати колен для большей торжественности повторяется, что они были исчислены по родам их, по племенам их, по семействам их, по числу имен, чтобы показать, что каждое колено пересчитывалось по одним и тем же правилам с использованием одного и того же метода, хотя в этом участвовало много людей, которые вначале изучали генеалогию, чтобы показать, что их семья происходила от Израиля; затем семьи располагались по порядку; затем каждая семья делилась на дома или меньшие семьи, которые произошли от нее, и далее записывались имена отдельных людей, соответственно правилам геральдики. Так каждый человек мог узнать своих ближайших или дальних родственников, и на этих записях основывались некоторые законы, с которыми мы уже сталкивались; кроме того, чем ближе оказывается родственник, тем более должны быть мы расположены сделать ему добро.

(2) Они исчислялись сотнями, и лишь численность колена Гада заканчивается пятьюдесятью (ст. 25), но ни одно из чисел не снисходит до десятков или единиц. Некоторые считают, что особое провидение велело всем коленам именно в это время быть честными при исчислении, не округлять и не делить числа, чтобы показать им, что это делалось не только для того, чтобы определить, насколько возросла их численность; нечто необычное было в этом обстоятельстве. Скорее всего несколько ранее Моисей назначил начальников сотен и пятидесятиначальников (Исх 18:25), эти уважаемые начальники пересчитали народ и округлили числа до сотен и пяти десятков.

(3) Иуда оказался самым многочисленным из колен: вдвое больше Вениамина и Манасии и почти на 121 больше, чем любое другое колено (ст. 27). Именно Иуду должны прославить его братья, так как от него должен произойти Мессия Царь. Но так как этому событию предстояло свершиться в далеком будущем, Бог различными путями прославляет это колено в настоящее время, в частности, за счет его значительного умножения, ради Того, кто должен был родиться от Иуды (Евр 7:14) при полноте времени. Иуде предстояло вести караван через пустыню, и поэтому он обладал большей силой, чем любое другое колено.

(4) Ефрем и Манасия, сыновья Иосифа, пересчитаны как отдельные колена и вместе имели почти такое же количество людей, что и Иуда. Это соответствовало факту их усыновления Иаковом, благодаря которому они становились равными своим дядям Рувиму и Симеону (Быт 48:5). Это также было результатом благословения Иосифа, которому предстояло стать отраслью плодоносного дерева (Быт 49:22). Ефрем, который моложе, поставлен первым и оказался многочисленнее Манасии, ибо Иаков перекрестил руки и предвидел десять тысяч Ефрема и тысячи Манасии. Исполнение этих пророчеств укрепляет нашу веру в силу пророчеств, которой были наделены патриархи.

(5) Когда семья Иакова переселилась в Египет, Дан имел лишь одного сына (Быт 46:23), и поэтому его колено состояло лишь из одной семьи (Чис 26:42). А Вениамин в то время имел десять сыновей (Быт 46:21), но теперь колено Дана почти вдвое больше колена Вениаминова. Отметьте: умножение и уменьшение семей не всегда происходит закономерно. Одни семьи значительно умножаются, а потом уменьшаются, в то время как другие, бедные, становятся похожи на стада овец (Пс 106:38−39,41; см. Иов 12:23).

(6) Здесь говорится, что в каждом колене пересчитывались лишь те мужчины, которые были годны для военной службы, чтобы напомнить израильтянам, что им предстоит сражаться, хотя в то время земля покоилась и они не сталкивались с оппозицией. Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся.

Стихи 44−46. Здесь подводится окончательный итог исчисления; всего в Израиле насчитывалось 6100 готовых к сражению мужчин и 3550 сверх того. Некоторые считают, что таким же было их количество несколькими месяцами ранее (Исх 38:26), когда левиты были посчитаны вместе с ними; но теперь, когда это колено было отделено для служения Богу, к оставшемуся количеству присоединилось столько же молодых людей, достигших двадцатилетнего возраста, и общее количество осталось тем же. Это показывает нам: все, с чем бы мы ни расстались ради славы и служения Богу, тем или иным путем вернется к нам. Теперь мы видим, какое огромное количество мужчин было в Израиле. Давайте задумаемся:

(1) сколько потребовалось для содержания этого количества людей (кроме упомянутого количества, минимум вдвое больше женщин и детей, больных и пожилых и разнородную толпу) в течение сорока лет в пустыне, когда все существовали за счет Божьей милости, получая пищу от росы небесной, а не от тука земли. Каким же великим и милостивым домоправителем является наш Бог, от которого зависит такое количество людей и получает обеспечение от Него каждый день!

(2) Что грех делает с людьми. В течение сорока лет большая их часть умерла за общий грех человечества, ибо когда грех входит в мир, то смерть входит вместе с ним, и какое великое опустошение он производит на земле! Но именно за грех неверия и ропота все те, которые сейчас были пересчитаны, за исключением двух, погибли в пустыне и там же оставили свои кости.

(3) Каким многочисленным станет Божий духовный Израиль в конце, хотя в одно время и в определенном месте он кажется малым стадом; в то же время когда его представители соберутся вместе, то окажутся великим, неисчислимым множеством людей (Откр 7:9). И хотя начало Церкви кажется маленьким, но в конце она окажется многочисленной. Немногое станет тысячью.

Стихи 47−54. Прилагаются усилия, чтобы провести различие между левитами и остальными коленами, которые в ситуации с золотым тельцом сами отделили себя (Исх 32:26). Отметьте: выдающиеся служения будут вознаграждены выдающимися почестями. Теперь же:

I. Слава левитов заключалась в том, что они стали хранителями духовных ценностей; им была вверена забота о скинии и ее богатствах, когда они жили в стане и во время передвижений.

1. Когда израильтяне двигались, то левиты должны были разобрать скинию и нести ее и всю ее утварь на протяжении всего пути, а затем вновь собрать и поставить ее в положенном месте (ст. 50−51). Это делалось ради славы святынь, которых никто не должен был видеть и касаться, а лишь те, которые были призваны Богом к служению. Подобным образом мы все недостойны и негодны иметь общение с Богом до тех пор, пока вначале Его благодать не призовет нас в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. И поэтому мы, являясь духовными потомками этого великого первосвященника, стали священниками нашему Богу; обещано, что Бог будет брать себе левитов даже из язычников (Ис 66:21).

2. Когда лагерь останавливался, левиты должны были ставить стан около скинии (ст. 50,53), чтобы находиться рядом со своим служением и быть постоянно готовыми приступить к своим обязанностям: всегда готовыми прийти и охранять скинию от воровства и осквернения. Они должны были ставить стан вокруг скинии, чтобы не было гнева на общество, что грозило бы в случае, если бы скинией и заботой о ней пренебрегали или в ней толпились те, кому не разрешалось приближаться к ней. Отметьте: особо нужно заботиться, чтобы предотвратить грех, так как тем самым мы предотвращаем гнев.

II. Их слава также заключалась в том, что как Израиль, являясь святым народом, между народами не числился, так и левиты, являясь святым коленом, не числились среди других израильтян, а впоследствии сами пересчитали себя (ст. 49). Служение, которое левиты совершали в святилище, называлось (о чем мы читаем на полях) борьбой (Чис 4:23). А так как они были вовлечены в эту борьбу, то освобождались от военных служений и поэтому не были исчислены вместе с годными для войны. Отметьте: кто служит святыням, тот не должен позволять втягивать себя в мирские дела. Служение само по себе — это труд, которому человек должен целиком посвящать себя, а, участвуя в мирских делах, он недостаточно уделяет ему времени. Это — увещевание священникам проводить различие между собой и другими израильтянами с помощью своего образцового образа жизни, не стремясь при этом казаться величественным, а стараясь во всех смыслах быть лучше других.

толкование Мэтью Генри на Числа, 1 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.