Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Михей | 1 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Приводится название данной книги (ст. 1) и предисловие, требующее внимания (ст. 2).

(II) Звучит предостережение об опустошительных судах, которые быстро приближаются к царствам Израиля и Иуды (ст. 3−4) за их грехи (ст. 5).

(III) Описаны детали этого опустошения (ст. 6−7).

(IV) Проиллюстрирован размах данного опустошения (1) с помощью скорби, овладевшей пророком из-за него (ст. 8−9); (2) с помощью всеобщей Скорби по поводу этого опустошения в различных местах, которые должны быть готовы к тому, что оно коснется их (ст. 10−16).

Эти пророчества Михея вполне можно назвать его плачем.

Стихи 1−7. I. В общем описывают пророка и его пророчество (ст. 1). Это предисловие предназначено для удовлетворения всех, кто читает и слушает пророчество данной книги, больше доверяя ему в том случае, если известен автор и его полномочия.

1. Пророчество — это слово Господне, это божественное откровение. Отметьте: то, что написано в Библии и проповедуется служителями Христа, согласуется с тем, что там написано; и мы должны слушать и воспринимать его не как слово смертного человека, судьями которого мы можем быть, а как слово живого Бога, согласно которому мы будем судимы. Это слово Господне пришло к пророку — пришло четко, во всей силе, чтобы предупредить; и он увидел его — увидел в видении, в котором оно передавалось ему; он увидел события, которые должен предсказать так четко и неизбежно, словно они уже совершились.

2. Пророк — Михей Морасфитин; его фамилия — Морасфитин, она означает, что он родился или жил в Морешефе, который здесь упоминается, (ст. 14) или в Мореше, упомянутом в ст. 15 и Нав 15:44. Место его обитания упоминается для того, чтобы всякий, спрашивающий о нем в то время, мог узнать, что там проживал такой человек, известный как пророк.

3. Это пророчество датировано правлением трех царей Иуды: Иоафама, Ахаза и Езекии. Ахаз был одним из наихудших царей Иудеи, а Езекия — одним из самых хороших. В такие различные времена приходится служить Божьим служителям — времена трудные и благоприятные, и к каждому они должны научиться приспосабливаться и вооружаться против искушений обоих. В данной книге обетования и угрозы переплетаются, из чего следует, что даже в наихудшие времена, когда царствовали нечестивые цари, он проповедовал утешение и говорил праведнику, что ему будет благо; а во времена правления благочестивых царей он проповедовал обличение и возвещал нечестивцу горе, ибо как бы ни менялись времена, слово Божье остается неизменным.

4. Кого касалось данное пророчество. Оно касалось Самарии и Иерусалима — главных городов двух царств Израиля и Иудеи, под влиянием которых находились эти царства. Хотя десять колен оставили дома Давида и Аарона, но Богу было угодно послать к ним пророков.

II. Торжественно представляют нижеприведенное пророчество (ст. 2), в котором (1) народ призван приблизиться и быть внимательным, какими обычно бывают люди на судебном разбирательстве: «Слушайте, всё народы». Отметьте: раз Бог имеет уста, чтобы говорить, то у нас должны быть уши, чтобы слушать; мы все должны слушать, ибо всех нас касается то, что говорится. «Слушайте, все народы, слушайте все, которые сейчас могут услышать, и все остальные, которые услышат от других». Это довольно необычное построение фразы, но слова, которыми Михей начинает свое пророчество, являются теми же, которыми другой пророк Михей, упоминаемый в 3Цар 22:28, заканчивает свое.

(2) Призвана земля и все, что наполняет ее, послушать, что пророк собирается сказать: «Внимай, земля!» Земля потрясется от удара и силы грядущих судов; скорее услышит земля, чем эти тупые и бесчувственные люди; но всем придется услышать Бога, когда Он обращается. Если Церковь и принадлежащие ей не услышат, то земля и все, что наполняет ее, постыдят их.

(3) Пророк взывает к самому Богу; Его всеведение, сила и справедливость призваны свидетельствовать против этого народа: «Да будет Господь Бог свидетелем против вас в том, что вы были честно предупреждены, что ваши пророки, как стражники, честно выполнили свой долг перед вами, но вы не приняли предостережения; пусть исполнение этого пророчества свидетельствует о вашем презрении и неверии в него и докажет для вашего обличения и смущения, что это было слово Бога, и ни одно из Его слов не останется неисполненным». Отметьте: сам Бог будет свидетельствовать Своими судами против тех, которые не приняли Его свидетельства, выраженного судами Его уст. Он будет свидетельствовать из святого храма Своего на небесах, когда придет осуществить суд (ст. 3) над теми, кто повернулся глухим ухом к Его пророчествам, в которых Он свидетельствовал им из Своего святого храма в Иерусалиме.

III. Приводят ужасное предсказание об опустошительных судах, которые обрушатся на Иудею и Израиль, вскоре имевших место в Израиле, а позже — и в Иудее, ибо предсказано, (1) что сам Бог выступит против них (ст. 3). Они хвалились собой и своими взаимоотношениями с Богом, словно это могло защитить их; но, хотя Бог никогда не обманет веру праведного, Он обязательно сокрушит самонадеянность лицемера; ибо вот, Господь исходит от места Своего; Он покидает Свой престол милости, к которому, как им думалось, они крепко привязали Его, и готовит Свой престол для суда; Его слава удаляется, ибо они отказались от нее. В течение долгого времени Бог приближался к Своему народу путем милости, но теперь Он изменил Свой путь; Он исходит из места Своего и спускается на землю. Похоже, Он удалился как Тот, Кому безразлично, что происходит, но теперь Он покажет себя; Он расторгнет небеса и сойдет, но не так, как ранее, в сопровождении поразительных милостей, а сопровождаемый поразительными судами — не для того, чтобы заступиться, а чтобы выступить против них и совершить то, чего они не ожидают (Ис 64:1; Ис 26:21).

(2) Что когда Творец выступит против них, то напрасно любое другое творение может заступаться за них. Он наступит с презрением и пренебрежением на высоты земли, на все силы, которые намереваются соперничать или противостать Ему; Он наступит на них, чтобы втоптать и сровнять их. По высотам, отделенным для поклонения идолам или для военных укреплений, будут топтаться и превратят в пыль. Люди уповают на высоты и мощь гор и скал, словно они могут оправдать их надежды и избавить от страха? — Они растают под Ним, как тает воск от огня (Пс 67:3). Они уповают на плодородие своих долин и производимые ими плоды? — Они распадутся или расторгнутся вместе с огненной рекой, которая изольется с гор, когда они растают. Они будут распаханы и смыты, как смывается почва водой, льющейся с крутизны. Писание говорит, что Бог потоками рассек землю (Авв 3:9). Ни люди, занимающие высокое положение, как горы, ни люди низкого происхождения, как долины, не смогут защитить себя или землю от судов Божьих, когда те посланы с поручением опустошить, подобно проливному дождю, смывающему хлеб (Притч 28:3). В частности, это касается главного города Израиля, который (как они надеялись) должен был защитить царство (ст. 6): «Я сделаю Самарию, которая сейчас является богатым и населенным городом, грудою развалин в поле, похожей на кучу навоза, который нужно разбросать по полю; или грудою камней, собранных для того, чтобы их унести; местом для разведения винограда, похожим на гряды земли, собранные, чтобы садить виноград».; Бог сделает этот городу грудой — превратит город в груду камней (Ис 25:2). Их жертвенники были похожи на груды камней на межах поля (Ос 12:11), а теперь их дома будут похожи на груды развалин. Камни города будут низринуты в долину яростью завоевателя, который так будет мстить этим стенам, долго сопротивлявшимся ему. Они будут основательно разрушены, так что их основания, которые были покрыты надстройкой, будут обнажены; от них не останется камня на камне.

IV. Обвиняют их в грехе, как причине этих опустошительных судов (ст. 5): «Все это — за нечестие Иакова». Если спросят: «Почему Бог так разгневан, почему Иаков и Израиль так основательно опустошены Его гневом?», то ответ на этот вопрос готов: «Грех совершил все это зло; грех совершил это опустошение; бедствия обрушились на Иакова и Израиля за их преступления; если бы они не ушли от Бога, то Он никогда подобным образом не выступил бы против них». Отметьте: внешние привилегии и исповедания не защитят греховный народ от судов Божьих. Если грех будет найден в доме Израилевом, если Иаков будет виновен в преступлениях и непокорстве, то Бог не пощадит их; Он накажет их первыми, ибо их грехи более всех грехов остальных людей раздражают Его и являются позорными. Но здесь задается вопрос: «Каково нечестие Иакова?» (англ. пер.). Отметьте: когда мы ощущаем удары за грех, то нам следовало бы спросить, за что нас поражают, чтобы мы могли основательно вооружиться против того, что ополчилось на нас. Что же это за нечестие?

1. Это идолопоклонство; их высоты являются тем нечестием — тем великим нечестием, которое царствовало в Израиле; это духовный блуд, нарушение брачного завета, которое приводит к разводу. Даже высоты Иуды, которые не были таким вопиющим нечестием, как у Иакова, тем не менее были достаточно оскорбительными для Бога и оставались позорным пятном во времена правления благочестивых царей. Только высоты не были отменены.

2. Это идолопоклонство Самарии и Иерусалима — царских городов этих двух государств. Они являлись самыми населенными местами, а там, где скапливается народ, совершается больше всего нечестия, ибо люди делают друг друга хуже. Эти города были самыми помпезными; здесь проживали самые богатые люди, любившие удовольствия, и они забыли Бога. Эти города оказывали самое большое влияние на всю страну своей властью и примером, и поэтому от них идолопоклонство и нечестие распространилось на всю землю (Иер 23:15). Отметьте: духовные расстройства особенно заразны, если исходят от выдающихся людей и знаменитых мест. Если главный город царства или главная семья прихода порочны и ведут мирской образ жизни, то многие последуют их разврату и станут их плохой копией. Пороки лидеров и правителей являются руководящими и царствующими пороками, и поэтому их нужно обязательно и сурово наказывать. Тем придется за многое ответить, которые не только грешат, но вводят Израиля в грех. А те, которые подавали пример в нечестии, должны быть готовы стать примером наказания. Если нечестием Иакова является Самария, то станет Самария грудою развалин. Пусть лидеры в грехе услышат это и устрашатся.

V. Утверждают, что наказание должно соответствовать греху; в частности, должны быть уничтожены идолы (ст. 7).

1. Боги, которым они поклонялись, будут уничтожены: «Все истуканы ее будут разбиты армией ассирийцев, и всех идолов ее предам разрушению». Самария и ее идолы были уничтожены Сеннахиримом (Ис 10:11); побросали богов их в огонь, но это были не боги (Ис 37:19); это все сделал Господь, ибо Он говорит: «Всех идолов ее предам разрушению». Если закон Божий не убеждает людей, обладающих властью, уничтожить идолов, то Бог возьмет эту работу в Свои руки и сам сделает ее.

2. Дары, которые они приносили своим богам, будут уничтожены, ибо все дары ее сожжены будут огнем. Здесь могут подразумеваться дары, которые они приносили своим идолам, чтобы пополнить их жертвенники или украсить их статуи и храмы (они станут добычей армии победителей, которые будут обыскивать не только частные дома, но и храмы их богов), или хлеб, вино и елей, которые они называли наградой или подарками, которые их идолы, их любовники, подарили им (Ос 2:12); всего этого лишит их Тот, Кого они обманом лишили славы, предназначавшейся Ему одному, отдав ее своим возлюбленным идолам. Отметьте: не может процветать то, с помощью чего люди увлекаются ко греху или привлекают других грешить, ибо платой за грех будет смерть. Из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены. Они обогащались за счет заключения союзов с народами, поклонявшимися идолам, которые давали им преимущества, чтобы увлечь их служением своим идолам, и их храмы для идолов обогащались за счет даров тех, кто шел, блудодействуя, за ними. Все это богатство станет добычей идолопоклонников, и таким образом они вновь станут любодейными дарами — платой для армии идолопоклонников, которые будут считать их наградой, полученной от своих идолов. Они станут даром царю Иареву (Ос 10:6). Все, что они отдали своим идолам и думали, что добыли благодаря им, будет подобно дару любодейному; на нем будет пребывать проклятие Бога, и он никогда не дарует процветания и не принесет блага. То, что добыто одной похотью, растрачивается другой.

Стихи 8−16. В данных стихах перечисляются скорбящие, посетившие похороны уничтоженного царства.

I. Сам пророк является главным плакальщиком (ст. 8−9): «...буду я плакать и рыдать; буду ходить, как ограбленный и обнаженный, как человек, обезумевший от горя». Пророки обычно выражали свою скорбь по поводу государственных бедствий; это делалось частично для того, чтобы смягчить предсказания о них и показать, что они провозглашают суды Божьи не из-за недоброжелательства (они настолько не желали бедственного дня, что опасались его более всего другого), частично для того, чтобы продемонстрировать, как ужасны и скорбны будут эти бедствия, и возбудить в людях святой страх перед ними, дабы те своим покаянием могли отвратить гнев Божий. Отметьте: мм должны оплакивать наказания грешников так же, как и страдания святых в этом мире; так поступал плачущий пророк (Иер 9:1); так поступал и данный пророк. Он будет выть, как шакалы — прожорливые твари, которые в тех странах встречаются ночью, — и плакать, издавая ужасный звук; он будет скорбеть, как сова, филин или страус (в некоторых переводах). В данных стихах пророк скорбно оплакивает две вещи:

(1) Отчаянную ситуацию Израиля: его рана неисцелима (англ. пер.). Нет средства, которое предотвратило бы его гибель; человек не может помочь ему; Бог не желает помочь ему, так как он не желает покаянием и реформацией помочь себе. Безусловно, есть бальзам и врачеватель в Галааде, но они не обращаются к врачу и не прикладывают к себе бальзам, и поэтому эта рана неисцелима.

(2) То, что Иудея также в опасности. Чаша идет по кругу и теперь вложена в руку Иудеи: «Враг вошел во врата Иерусалима». Вскоре, после опустошения Самарии и десяти колен, ассирийская армия под предводительством Сеннахирима обложила осадой Иерусалим и подошла к его воротам, но не смогла силой проложить путь дальше; как бы ни было, но пророк с большой тревогой и беспокойством предвидел эти события, ибо дорого ценил и любил мир Иерусалима.

II. Плач охватит некоторые места, которые призваны скорбеть, но это должно делаться, с одной оговоркой, чтобы филистимляне не слышали их (ст. 10): «Не объявляйте об этом в Гефе». Эти слова позаимствованы из плача Давида по поводу гибели Саула и Ионафана (2Цар 1:20): «Не рассказывайте в Гефе, ибо необрезанные будут ликовать, видя слезы Израиля». Отметьте: не стоит (если это возможно) потакать тем, кто вместе со своими единомышленниками радуется, видя грехи и скорби Божьего Израиля. Давид молчал и заглушал свою скорбь, когда перед ним был нечестивый (Пс 38:2). Но если считается — благоразумно не демонстрировать свою скорбь шумно, тем не менее можно позволить тихо скорбеть, когда Церковь Божья в беде. «Покрой себя пеплом, как поступают великие плакальщики, и пусть каждый дом Иуды и каждый дом в Иерусалиме станет домом Офра, домом праха, покрытым прахом и разрушенным до праха». Когда Бог превращает дом в прах, то нам приличествует смириться под Его могучей рукой и положить уста свои в прах, тем самым приспосабливаясь к коснувшимся нас провидениям. Мы — прах; Бог поверг нас в прах, чтобы мы узнали и признали это. Здесь также перечислены другие различные места, которые будут участвовать в этом всеобщем плаче; названия некоторых из них больше нигде не упоминаются; исходя из этого, мы можем сделать вывод, что сам пророк дал им эти названия, значения которых могли указать или усугубить обрушившиеся на них бедствия, чтобы тем самым пробудить этот самонадеянный и тупой народ к святому страху перед божественным гневом. Мы читаем, что именно так было описано вторжение Сеннахирима, когда оно было предсказано (Ис 10:28−29 и далее), чтобы вызвать ужас в тех нескольких городах, которые лежали на его пути. Давайте обратим внимание на отдельные названия.

1. Жительницы Шафира — это слово означает аккуратный и красивый (ты живешь красиво, написано на полях) В будут переселены в плен или вынуждены бежать, лишившись всех своих украшений и срамно обнаженные. Отметьте: кто выглядит красиво и изысканно, тот не знает, какому презрению он может подвергнуться; особенно скорбным будет позор тех, кто обитал в Шафире.

2. Живущие в Цаане — это слово означает страна стад — представляют собой населенную страну, где людей очень много и они похожи на тучные стада овец; но они настолько будут поглощены собственными бедствиями и страхами, что не выйдут скорбеть о Ецеле (что означает ближайшее место); они не будут соболезновать ему и помогать своему ближайшему соседу, оказавшемуся в беде, ибо после него примут врага (в англ. пер.), то есть захватчики расположатся лагерем среди вас, живущие в Цаане. Они разобьют среди вас стан и надолго поселятся среди вас. Вполне можно оправдать за отказ помочь своим ближним тех, кто оказался в беде и вынужден прилагать много усилий, чтобы помочь самим себе.

3. Что касается жительницы Марофа (название, которое, как полагают одни, использовано вместо Рамофа, как полагают другие — означает неровные места), то они долго ожидали добра (англ. пер.) и скорбели из-за его отсутствия, ибо сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима, когда ассирийская армия осадила его (ст. 12). Жители Марофа могли не придавать значения собственным бедам, когда увидели святой город в опасности, равно как могли не обращать внимания на ассирийцев, которые были инструментом, увидев, что бедствие сошло от Господа.

4. Лахис был городом Иудеи, который Сеннахирим обложил осадой (Ис 36:1−2). Жители этого города призваны запрягать в колесницу быстрых животных, чтобы приготовиться к быстрому побегу, ибо у них не останется другого способа, чтобы спасти себя и свои семьи. Или, возможно, это сказано с иронией: «Вы же имели колесницы и быстрых животных, так где же они сейчас?» Бог боролся с Лахисом, потому что он был началом греха, возможно, греха идолопоклонства дочери Сиона (ст. 13); они этому научились у десяти колен — своих ближайших соседей, — и таким образом заразили им всю Иудею. Отметьте: кто прилагает усилия, чтобы внедрить грех в страну, тот тем самым делает все необходимое, чтобы оказаться выброшенным оттуда. Первыми наказания заслуживают те, которые предводительствовали во грехе. У тебя появились преступления Израиля; когда проследили за их происхождением, то оказалось, что они исходили из этого города. Бог знает, у чьих дверей лежит вина за преступления Израиля и кто в этом виновен. Лахису несомненно придется ответить за то, что он участвовал в грехе Израиля: «Ты посылать будешь дары в Морешеф-Геф — город филистимлян, который, возможно, подчинялся Гефу — известному городу филистимлян; ты пошлешь посланников, которые будут заискивать перед этим городом и просить, чтобы он помог тебе, но все будет напрасно, ибо (ст. 14) селения Ахзива (города, расположенного рядом с Морешефом и упоминаемого вместе с ним, Нав 15:44) будут обманом для царей Израилевых»; хотя они уповают на их силу, но те подведут их. Здесь приводится ссылка на это имя. Ахзив означает ложь, и поэтому он окажется ложью для тех, которые надеются на него.

5. Морешеф, который не мог или не захотел помочь Израилю, сам станет добычей (ст. 15): «Еще наследника приведу к тебе (т.е. врага), который овладеет твоей землей с такой уверенностью, словно является ее наследником по закону, и он дойдет до Одоллама, до славы Израиля, то есть до Иерусалима — главного города». Или можно понять так: «Слава Израиля станет похожей на Одоллам — ничтожное и презренное место»; или так: «Царь Ассирийский, которым гордился Израиль, дойдет до Одоллама, опустошая страну».

6. Похоже, здесь пророк обращается ко всей земле Иудейской, призывая ее скорбеть и плакать (ст. 16): «Сними с себя волосы, вырви их и побрейся наголо; остригись, скорбя о нежно любимых сыновьях твоих, которые воспитывались в любви и нежности; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, когда он сбрасывает свои перья и становится лысым, ибо они переселены будут от тебя и пойдут в плен и вряд ли вернутся. Их плен будет для родителей особенно скорбным, потому что они воспитывались в нежности и не были приучены к трудностям». Или эти слова непосредственно обращены к жителям Мореша, как и ст. 15. Это был город самого пророка, тем не менее он возвещает ему суды Божьи, ибо то, что он имел такого пророка и не узнал день своего посещения, усугубит его грех. Они имели эту привилегию, но не воспользовались ею, и поэтому ни пророк, ни Бог не будут милостивы к нему.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 1 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.