Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В данной главе представлен краткий ответ Иова на короткую речь Виладада, в котором он не противоречит ему, а лишь подтверждает сказанное и превосходит противника в возвеличении Бога и демонстрации Его силы, доказывая, что у него было основание сказать (Иов 13:2): «Сколько знаете вы, знаю и я».

I. Он показывает, что речь Вилдада не имела ничего общего с вопросом, которого он касался; хотя его высказывания были истинными и благочестивыми, но не по делу (ст. 2−4).

II. Иов показывает, что человек, которому предназначалась его речь, не нуждался в подобном увещевании, ибо он знал и верил в эти истины и мог рассуждать об этом так же, как Вилдад, и даже лучше; он может дополнить предъявленные Вилдадом доказательства о величии и силе Бога, что и делает в заключительной части своей речи (ст. 5−13); а затем приходит к выводу: хотя они сказали все, что могли, но так и не сумели во всей полноте изложить суть вопроса и еще много можно было бы сказать (ст. 14).

Стихи 1−4. Вряд ли можно было представить, что Иов, находясь в муках и бедственном положении, мог добродушно подшучивать над своим другом, что он делает в данной главе, насмехаясь над неуместностью его рассуждений. Вилдад думал, что сказал красивую речь; ведь вопрос был довольно весомым, а слова возвышенными, и ему казалось, что благодаря ей он приобрел репутацию пророка и оратора. Но Иов довольно несдержанно показывает, что его представление не было таким значительным, как он думал, и высмеивает его за это. Он показывает:

I. Что в его выступлении не было ничего особенного (ст. 3): «Как ты во всей полноте объяснил дело?» Эти слова произнесены иронично и упрекают Вилдада в чрезмерном самомнении и переоценке своих слов.

1. Он думал, что говорил понятно и во всей полноте объяснил дело. Ему очень нравились (как нам кажется) собственные утверждения, только их он считал правильными, истинными и вразумительными, все остальные были ложными, ошибочными и запутанными. Хотя следует учесть: когда мы говорим о славе Бога, то не можем возвещать о ней во всей полноте, так как видим ее через тусклое стекло или через отражение; мы не сможем увидеть Его, как Он есть, пока не попадем на небеса. Мы в этой тьме ничего не можем сообразить (Иов 37:19).

2. Он думал, что раскрыл вопрос во всей полноте, хотя в немногих словах, но, увы его речь была бедной и скудной по сравнению с необъятностью и богатством темы.

II. Что в данной ситуации от его выступления не было особой пользы. Cui bono Что хорошего сделал ты, сказав все это? Как ты своими изысканными и сильными выражениями поддержал мышцу немощного? (ст. 2). Как ты своими рассудительными предписаниями совет подал немудрому? (ст. 3). Иов хотел убедить Вилдада в том, (1) что он своим выступлением не оказал Богу никакой услуги и не сделал Его ни в коей мере обязанным. Безусловно, наш долг и честь говорить от имени Бога, но мы не должны думать, что Он нуждается в нашем служении или оказывается в долгу перед нами, если мы служим Ему, равно как и полагать, что Он примет наше служение, если оно совершается в духе соперничества и противоречия, а не из искреннего уважения к Божьей славе.

(2) Что своей речью он не прояснил его дело. Иов думал, что друзья в высшей степени признательны ему за оказанную им помощь, когда они были в затруднительном положении, и будут добры к нему; но они пришли в недоумение, не имели ни силы, ни мудрости. Даже слабые спорщики, разгорячившись, склонны думать, что истина должна быть более признательна им, чем есть на самом деле.

(3) Что тем самым он не оказал ему никакой услуги. Вилдаду казалось, что своей речью он обличил, наставил и утешил Иова; но увы, его слова мало касались сути дела, они не могли исправить никакой ошибки, помочь ему нести страдания или оказать какую-то пользу: «Кому ты говорил эти слова! (ст. 4). Неужели они адресованы мне? Неужели ты считаешь меня ребенком, который нуждается в подобных наставлениях? Или ты считаешь, что они уместны для человека в моем положении?» Не все, что истинно и благо, подходит к определенной ситуации и своевременно. Человеку смиренному, сокрушенному и огорченному, как Иов, следовало проповедовать о благодати и милости Бога, а не о Его величии и силе; ему следовало выразить сострадание, а не вызывать в нем ужас перед Вседержителем. Христос знал, что уместно сказать изнемогающему (Ис 50:4), и Его служители должны научиться правильно определять слова истины и не огорчать тех, кого Бог не хотел огорчать (как сделал Вилдад). Поэтому Иов спрашивает его: «Чей дух исходит из тебя!», то есть: «Разве могут подобные речи помочь и возродить беспокойную душу, чтобы она пришла в себя?» Подобным образом и мы часто разочаровываемся в своих ожиданиях от наших друзей, которым следовало утешить нас; но Утешитель, Дух Святой, никогда не ошибается в Своих действиях и всегда попадает в цель.

Стихи 5−14. Истина значительно прояснилась благодаря спору между Иовом и его друзьями относительно тех вопросов, в которых их мнения расходились; но теперь они коснулись темы, где их мнения совпадали, безграничной славы и силы Бога. И теперь, когда спорщики соперничали лишь в том, кто более возвышенно скажет о Боге и более богато явит Его славу, истина возликовала и ярко воссияла! Было бы хорошо, если бы все споры в религии заканчивались подобным образом прославлением Бога как Господа всего сущего, когда мы единодушно, едиными устами славим Господа (Рим 15:6), ибо все мы постигли эту истину и все согласны с ней.

I. В данных стихах приводится много прославленных примеров мудрости и силы Бога, проявившейся при сотворении и хранении мира.

1. Если мы посмотрим вокруг, на землю и воду, то увидим поразительные примеры Его всемогущества, о котором говорят данные стихи.

(1) «Он повесил землю ни на чем» (ст. 7). Огромный, состоящий из земли и воды шар не покоится на каком-то столбе и не висит на какой-то оси, тем не менее благодаря всемогущей силе Бога он твердо закреплен на своем месте и уравновешен собственным весом. Искусство человека не может подвесить ни на чем даже перо, но именно так подвесила землю божественная мудрость. Как сказал поэт: «Земля ропderibus librata suis уравновешена собственным весом», она держится словом силы Божьей, как сказал апостол. Земля, висящая ни на чем, служит подножием для наших ног и выдерживает вес наших тел, но не подходит для того, чтобы устремлять к ней свои сердца, и не вынесет веса наших душ.

(2) Он черту провел над поверхностью воды и поставил ей пределы (ст. 10), чтобы она не вернулась и не покрыла землю. Эти границы останутся нетронутыми, непоколебимыми и нестертыми до границ света со тьмою, когда времени уже не будет. Так проявляется владычество Провидения над бушующими водами моря и демонстрируется власть Бога (Иер 5:22). Мы также видим заботу, которую Провидение проявляет о бедных грешных обитателях земли; они хотя и являются отвратительными для Его справедливости, но предоставлены Его милости и охраняются, чтобы вода не покрыла их, как это однажды уже было во время потопа; Провидение и впредь будет хранить их, потому что они предопределены для огня.

(3) Он образовывает неодушевленную природу под водой. Рефаимы исполины образованы под водой, то есть огромные творения чудовищных размеров, такие как киты и другие гигантские творения среди неисчислимых обитателей воды. Так толкует это место епископ Патрик.

(4) Могучими бурями и ураганами Он сотрясает горы, названные здесь столпами небес (ст. 11), волнует море и сражает его дерзость (ст. 12). В присутствии Господа море побежало и горы запрыгали (Пс 113:3−4; см. Авв 3:6 и далее). Буря бороздит море и как бы разделяет его, а затем смиряет волны и вновь делает море спокойным (см. Пс 88:10−11). Кто полагает, что Иов жил во времена Моисея или сразу после его ухода, считают, что здесь идет речь о разделении Красного моря перед сынами Израилевыми и потоплении в нем египтян. «Разумом Своим сражает Он Раав», дословно, а под Раавом часто подразумевали Египет (как в Пс 86:4; Ис 51:9).

2. Если мы считаем, что ад внизу, то (хотя не можем видеть его) тем не менее можем привести примеры власти Бога и там. Под преисподней и Аваддоном следует понимать могилу и погребенных в ней, которые находятся под оком Бога, хотя мы не видим их; это должно усилить нашу веру в воскресение мертвых. Бог знает, где найти и откуда собрать все рассеянные атомы разложившегося тела. Мы также можем воспринимать эти слова как ссылку на место осужденных, где пребывают в мучениях отделенные души нечестивых. В Книге Притчей (Притч 15:11) Писание говорит, что преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, а здесь что они обнажены перед Ним (ст. 6), на что, скорее всего, ссылается Книга Откровение 14:10, где говорится, что грешники будут мучиться пред святыми Ангелами (сопровождающими божественное величие) и пред Агнцем. Это может пролить свет на ст. 5, который некоторые древние версии читают так (по моему мнению, эта версия более соответствует значению слова «Рефаимы»): «Вот, исполины стонут под водами и живущие в них»; а далее следует: «Преисподняя обнажена пред Ним», символизируя гибель исполинов ветхого мира. Так понимает это место богослов г-н Джозеф Меде и иллюстрирует свою точку зрения Притчей 21:16, где ад назван собранием мертвецов; то же слово используется здесь, и он истолковывает его как «собрание исполинов» со ссылкой на гибель грешников старого мира. И есть ли другое место, где величие Бога представлено более ужасно, где описана вечная гибель нечестивых и стоны обитателей земли тьмы? Кто не будет вместе с ангелами бояться и поклоняться Богу, тому придется вечно вместе с бесами бояться и трепетать; тем самым Бог будет прославлен.

3. Если мы посмотрим вверх на небо, то увидим примеры всемогущества и силы Бога.

(1) Он распростер север над пустотою (ст. 7). Так сделал Он вначале, когда простер небеса, как шатер (Пс 103:2); Он и сейчас все еще поддерживает их простертыми и будет делать это до общего разрушительного пожара, когда небеса скроются, свившись как свиток (Откр 6:14). Иов упоминает север, так как его страна, как и наша, расположена в северном полушарии; а атмосфера является той пустотой, над которой Он простер его (см. Пс 88:13). Какой пустотой является этот мир по сравнению с иным!

(2) Он удерживает воды, которые, по словам Писания, выше тверди небесной, чтобы они не излились на землю, как это уже было (ст. 8): «Он заключает воды в облаках Своих, словно они крепко завязаны в мешке, пока не представится возможность использовать их»; и, несмотря на огромный вес вод поднятых и отложенных, облако не расседается под ними, ибо в противном случае они взорвались бы и разлились; но вода понемногу просачивается через небеса и проливается капля за каплей из милости к земле в виде небольшого или сильного дождя, как Богу угодно.

(3) Он скрывает славу высшего мира, ослепительное сияние которого мы, бедные смертные, не вынесли бы (ст. 9): «Он удерживает лицо престола своего» (англ. пер.) тот свет, в котором Он пребывает, и распростер над ним облако, через которое Он судит (Иов 22:13). Бог хочет, чтобы мы жили верой, а не разумом, ибо эта истина согласуется с состоянием испытания. Испытание не было бы честным, если бы лицо престола Божьего было видно нам в том виде, как это будет в великий день. Чтобы Его престол высокий, превыше всяких выражений, Своей смертельной славой не угасил наше зрение; И чтобы остановить его ослепительную силу, Он поставил преграду из мрачных теней и простер между ними Свои облака.

(4) Яркие украшения небес дело Его рук (ст. 13): «Ода духа Его, вечного Духа, Который носился над лицом вод, духом уст Его (Пс 32:6) сотворено великолепие неба»; Он не только сотворил небеса, но и украсил их, искусно усыпал звездами и разрисовал светом дневного солнца. Бог сотворил человека смотрящим вверх (Os homini sublime dedit — Человека Он сделал прямоходящим) и украсил небеса, чтобы привлечь его смотреть вверх; дабы, угождая своему глазу ослепительным сиянием солнца и искрящимся светом звезд (их количеством, расположением и различной величиной), которые, как многочисленные золотые гвоздики украшают небесный свод над нашей головой, он восхитился великим Творцом, Отцом и источником света, и сказал: «Если тротуар так богато выложен мозаикой, то каким восхитительным должен быть дворец! Если видимые небеса смотрятся такими прославленными, то как выглядят те, что сокрыты для нашего глаза!» Глядя на прекрасную отделку вестибюля, мы можем представить, насколько драгоценна мебель в зале для приемов. Если звезды такие яркие, то каковы ангелы! Неясно, что означают слова «рука Его образовала быстрого скорпиона». Некоторые считают, что здесь автор имеет в виду украшение небес или млечный путь; другие полагают, что так названо отдельное созвездие. То же слово использовано для обозначения левиафана (Ис 27:1), и, возможно, под ним подразумевают кита или крокодила, в которых явлена могучая сила Творца; и почему Иов не может сделать такой вывод, если сам Бог пришел к этому? (Гл. 41).

II. Он заканчивает свою речь пугающим предостережением (et caetera) (ст. 14): «Вот, это части путей Его, проявления Его мудрости и силы, пути, которыми Он идет и на которых являет Себя сынам человеческим». В данном стихе (1) Иов с восхищением признает сделанные им открытия о Боге. То, что сказал он сам и Вилдад Его пути, и это известно о Нем; это незначительные знания о Боге.

(2) Но он восхищается глубиной того, что еще не открыто. Сказано, что это лишь части путей Его незначительная их часть. Наши знания о Боге ничто, по сравнению с тем, что присутствует в Боге и каким Он является. После всех открытий о Себе, которые явил нам Бог, и всех изысканий о Боге, которые совершили мы, все еще много осталось неизвестного, и мы должны сделать вывод: «Вот, это части путей Его». Коечто о Нем мы узнаем благодаря Его делам и из Его слова; но увы, как мало мы слышали о Нем! Как мало слышали мы и слышали от нас! Мы знаем лишь часть; мы пророчествуем лишь частично. Когда мы сказали о Боге все, что знали, то должны поступить, как святой Павел (Рим 11:33); отчаявшись докопаться до глубины, мы должны сесть на краю обрыва и восхититься его глубиной: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» В нашем нынешнем состоянии мы не много слышим и знаем о Боге. Он безграничен и непостижим; наш разум и возможности слабы и ограничены, а полное открытие о божественной славе хранится для будущего состояния. Мы не можем уразуметь даже гром могущества Его (т.е. сильный гром) один из самых простых Его путей в нашей религии (см. Иов 37:4−5); тем более не сможем понять самые могущественные и обширные проявления Его силы и, в частности, силу гнева Его (Пс 89:11). Бог велик, и мы не знаем Его.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 26 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.