Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Так как Иов молчал, то Елиуй продолжил свое наступление. В данной главе он в третий раз пытается показать страдальцу, что тот был неправ в своих словах и должен отречься от них. Он обвиняет его в трех неверных высказываниях и дает четкий ответ по этим вопросам.

I. Иов представил религию как незначительную и бесполезную вещь, которую Бог придумал для себя, а не для нас. Елиуй доказывает обратное (ст. 1−8).

II. Иов жаловался на то, что Бог глух к воплям притесняемых, и Елиуй оправдывает Бога от этих обвинений (ст. 9−13).

III. Иов отчаялся и не верил, что Бог повернется к нему с милостью, потому что Тот слишком долго откладывал это, но Елиуй показывает истинную причину отсрочки (ст. 14−16).

Стихи 1−8. В данных стихах приводятся:

I. Нехорошие слова, в которых Елиуй обвиняет Иова (ст. 2−3). Чтобы доказать, насколько они плохи, он, порицая, взывает к самому Иову и его трезвым мыслям: «Считаешь ли ты справедливым?» Эти слова подразумевают уверенность Елиуя в том, что данное обличение было справедливым, ибо он мог вверить суд о нем самому Иову. Кто имеет на своей стороне истину и справедливость, к тому рано или поздно присоединится совесть каждого человека. Эти слова также подразумевают, что он хорошего мнения об Иове и считает, что, как человек он лучше, чем его слова, и хотя он говорил неверно, но, осознав их ошибочность, не будет настаивать на них. Когда в спешке мы сказали неверные слова, то нам следует признать, что вторичное обдумывание убедило нас в собственной неправоте. Елиуй обличает Иова в двух вещах:

(1) В том, что он оправдывал себя перед Богом, а это первое, что вызывает Его недовольство (Иов 32:2). «Ты сказал: «Я правее Бога», то есть утверждаешь, что сделал для Бога больше, чем Он для тебя; и поэтому при подведении итога Он окажется твои должником». Это звучало так, словно Иов считал, что за его служения заплачено меньше, чем они заслуживают, а за грехи он наказан больше, чем следовало; а это самая несправедливая и нечестивая мысль, которую человек может затаить или тем более высказать. Когда Иов чрезмерно настаивал на своей непорочности и утверждал, что Бог сурово обращается с ним, то фактически говорил: «Я правее Бога»; хотя, какими бы хорошими мы ни были, а наши страдания большими, нас можно обвинить в неправедности, а Бога нет.

(2) За то, что он отрицал выгоду и преимущества религии, ибо лишился их: «Что пользы мне? И какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?» (ст. 3). Эти слова взяты из Иов 9:30−31: «Хотя бы я совершенно очистил руки мои, что изменилось бы? И тогда Ты погрузишь меня в грязь»; а также из гл. 10, ст. 15: «Если я виновен, горе мне! И если я прав, то получу то же самое». Когда псалмопевец сравнивал свои страдания с процветанием нечестивых, то испытывал искушение сказать: «Не напрасно ли я очищал сердце мое» (Пс 72:13). Но если Иов сказал эти слова, то фактически утверждал, что он правее Бога (ст. 2), ибо если благодаря своей религии он ничего не приобретал, то Бог был более обязан ему, чем он Богу. Хотя для этого мог быть некий повод, но было несправедливо обвинять Иова в таких словах, раз он сам представил их как нечестивые слова процветающих грешников (Иов 21:15: «Что пользы прибегать к Нему!») и немедленно опроверг их: «Совет нечестивых будь далек от меня!» (Иов 21:16). Нечестно во время спора обвинять людей в последствиях их слов, если они открыто отреклись от них.

II. Хороший ответ Елиуя на эти слова (ст. 4): «Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою, то есть всем, кто одобряет твои слова и готов оправдать тебя; а другим, которые говорят так же, как ты, я готов предложить то, что заставит всех замолчать». Чтобы сделать это, он возвращается к старой аксиоме (Иов 33:12), утверждающей, что Бог выше человека. Если правильно использовать эту истину, то можно достичь много хороших целей, в частности доказать, что Бог не является должником ни для одного человека. Величайшие люди могут быть должниками презреннейших, но безграничная диспропорция между Богом и человеком такова, что великий Бог не получает никакой пользы от человека, а следовательно, не может быть обязан ни одному человеку, ибо если Он обязан кому-то осуществлением Своих планов и обещаний, то только самому Себе. Никто из людей не может принять вызов (Рим 11:35): «Кто дал Ему наперед, пусть докажет, и это воздастся ему». Разве есть у нас право требовать, как справедливый долг, прибыли от нашей религии (что, помоему, делал Иов), если Бог, Которому мы служим, ничего не приобретает за счет нее?

1. Елиую не нужно было доказывать, что Бог выше человека; все и так были согласны с этим, но он постарался воздействовать на Иова и нас наглядной демонстрацией небес и облаков (ст. 5). Они намного выше нас, а Бог намного выше их; но тогда Он пребывает слишком далеко, чтобы Его могли достичь наши грехи и служения! Взгляни на небо; воззри на облака. Бог сотворил человека прямоходящим и coelumque tueri jussit — велел ему смотреть вверх на небеса. Идолопоклонники смотрели вверх и поклонялись воинству небесному, солнцу, луне и звездам, а мы должны смотреть вверх на небеса и поклоняться Господу этих воинств. Они выше, чем мы, но Бог безгранично выше их. Слава Его простирается превыше небес! (Пс 8:2). Что можешь узнать? (Иов 11:8).

2. Но из этого он делает вывод, что на Бога никоим образом не воздействуют никакие наши дела.

(1) Он признает, что благодаря нашим поступкам людям может становиться лучше или хуже (ст. 8): «Нечестие твое относится к человеку, оно может ввергнуть его в беду и причинить хлопоты. Нечестивый может причинить боль, ограбить или оклеветать своего ближнего, он может вовлечь его в грех и навредить его душе. А твоя праведность и справедливость, твоя благотворительность и мудрость, твое благочестие к сыну человеческому». Наша благость к святым, которые на земле (Пс 15:3). Мы можем причинить вред или оказать милость таким людям, как мы сами; и в этом участвует всемогущий Бог и Судья всех: Он наградит тех, кто сделал добро, и накажет тех, кто причинил зло творениям таким же, как они сами, и их подданным.

(2) Но Елиуй категорически отрицает, что Богу может нанести ущерб или сделать одолжение какой-либо человек, даже величайший на земле.

[1] Грехи наихудших грешников не причинят Ему вреда (ст. 6): «Если ты грешишь против Него самонадеянно, сознательно и со злым умыслом, более того, если преступления твои умножаются и греховные действия часто повторяются, то что делаешь ты Ему?» Это вызов плотскому уму, самому отчаянному грешнику, который поступает наихудшим образом. Эти слова говорят о величии и славе Бога, о том, что наихудший Его враг не может причинить Ему реальный вред. Этот стих говорит, что грех делается Богу, потому что именно это хочет сделать грешник и именно так Бог воспринимает его. Грех это оскорбление Его славы, тем не менее он ничего не может сделать Ему. Злоба грешников бессильна: она не может уничтожить Его совершенства, не может лишить Его силы и владычества, не может потревожить Его мир и покой, расстроить Его планы и намерения, равно как не может уменьшить сияние Его славы. Поэтому Иов был неправ, говоря: «Какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?» Бог ничего не приобрел благодаря его реформации, так кто же тогда получил прибыль, если не он?

[2] Служения наилучших святых не приносят Ему прибыли (ст. 7): «Если ты праведен, что даешь Ему?» Бог не нуждается в нашем служении, а если Ему нужно сделать какое-то дело, то в Его распоряжении всегда есть руки лучше наших. Наша религия не приносит прибавления Его блаженству. Он не только не обязан нам, а это мы обязаны Ему за то, что Он сделал нас праведными и принял нашу праведность. Следовательно, мы ничего не можем требовать от Него, и у нас нет повода жаловаться, если мы не получаем того, что ожидаем; но в то же время мы должны быть благодарны за то, что наше положение лучше, чем мы заслуживаем.

Стихи 9−13. В данных стихах Елиуй дает ответ на еще одно слово Иова, которое, как он думает, бросает тень на справедливость и благость Бога, и поэтому его нельзя оставить без комментариев. Обратите внимание:

I. На что жаловался Иов. На то, что Бог не обращает внимания на вопли притесняемых в адрес своих притеснителей (ст. 9): «От множества притеснителей стонут притесняемые; гордые тираны подвергают бедных людей многим лишениям и жестоко обращаются с ними. Но несчастные вопиют напрасно, ибо Бог не заступается, чтобы восстановить справедливость. Они вопиют от руки сильных, которая лежит на них тяжелым бременем». Похоже, это ссылка на слова Иова: «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит против притеснителей, но Бог не воспрещает того и не взыскивает с них за это». Иов не знает, как понимать и согласовать это со справедливостью Бога и Его руководством. Разве может праведный Бог так медленно слышать и видеть?

II. Как Елиуй разрешает эту проблему. Если вопли притесняемых не слышны, то виноват в этом не Бог; Он готов услышать и помочь им. Виноваты они сами; они просят, но не получают, потому что просят не на добро (Иак 4:3). Они от руки сильных вопиют, но в этом вопле жалуются и оплакивают себя, но не раскаиваются в своих грехах и не молятся; это вопль природы и чувств, но не вопль благодати. Прочтите Ос 7:14: «Они не взывали к Богу сердцем своим, когда вопили на ложах своих». Тогда как они могли ожидать, что их услышат и помогут?

1. Оказавшись в беде, они не спрашивали о Боге и не старались узнать Его лучше (ст. 10): «Но никто не говорит: ”Где Бог, Творец мой?”» Страдания посылаются, чтобы направить и побудить нас с раннего утра прибегать к Богу (Пс 77:34). Но многие стонущие от притеснения никогда не задумываются о Боге и не обращают внимания на Его руку в этих страданиях; если бы они делали это, то несли бы свои страдания более терпеливо и те принесли бы им больше пользы. Из многих страждущих и притесняемых лишь немногие получают пользу от страданий. Страдания должны привлечь их к Богу, но это редко происходит! Стоит оплакивать тот факт, что очень мало религиозности можно найти среди бедной и несчастной части человечества. Каждый человек жалуется на свои беды, но никто не говорит: «Где Бог, Творец мой?», то есть никто не раскаивается в своих грехах, не поворачивается к Тому, Кто поражает их, не ищет лица и благоволения Бога того утешения в Нем, которое должно сбалансировать их внешние страдания. Люди полностью поглощены своим бедственным положением, словно это оправдает их за то, что они живут без Бога в мире, хотя это должно побудить их еще крепче прилепиться к Нему. Обратите внимание:

(1) Бог наш Творец, Он дал нам жизнь, и поэтому мы должны уважать и помнить Его (Еккл 12:1). Бог-мои творцы (слово стоит во множественном числе), что, как полагают некоторые, указывает и намекает на единение трех Личностей в Троице. Сотворим человека.

(2) Наш долг спрашивать о Нем: «Где Он?», чтобы мы могли воздать Ему почести, показать свое упование на Него и исполнить свои обязанности перед Ним. Мы должны спрашивать: «Где Он?», чтобы обратиться к Нему за поддержкой и защитой, чтобы принять от Него закон и искать своего блаженства в благоволении Того, Кто дал нам жизнь.

(3) Жаль, что сыны человеческие так мало спрашивают о Нем. Все интересуются: «Где веселье? Где богатство? Где выгодные сделки?», но никто не спрашивает: «Где Бог, Творец мой?»

2. Они не обращают внимания на милости, которым радуются во время страданий, не благодарят за них и поэтому не должны ожидать, что Бог избавит их от этих страданий.

(1) Бог беспокоится о том, чтобы, оказавшись в беде, мы имели внутреннее утешение и радость, а мы должны использовать их и ожидать времени, когда эти беды будут удалены: «Он дает им песни в ночи», то есть, каким бы печальным и мрачным ни было наше положение, в Боге, Его провидении и обетовании присутствует то, что может не только поддержать, но также наполнить нас радостью и утешением, побудит нас всегда благодарить и даже в скорби радоваться. Если мы лишь пристально изучаем свои страдания, пренебрегая утешениями, которые Бог хранил для нас, то Господь поступит справедливо, отвергая наши молитвы.

(2) Он дает нам возможность использовать свой разум и интеллект (ст. 11): «Он научает нас более, нежели скотов земных», то есть Бог обеспечил нас более благородной силой и способностями, чем животных, и дал нам возможность получать более превосходные наслаждения в этой и иной жизни. Эта мысль приводится здесь, [1] чтобы обеспечить нас поводом для благодарности даже тогда, когда мы подвергаемся самым суровым страданиям. Чего бы мы ни лишились, но у нас есть наши бессмертные души драгоценные жемчужины, которые дороже всего мира; убивающие тело не могут навредить им. И если страданиям не удается помешать нам использовать эти способности и мы использует свой разум и наслаждаемся миром в своей совести, то у нас есть основание быть благодарными, какими бы тягостными ни были наши бедствия.

[2] Как основание, почему, находясь в беде, мы должны спрашивать о Боге, нашем Творце, и искать Его. Великое превосходство разума заключается в том, что мы можем воспринимать религию и научены в этом вопросе более, нежели скоты земные и птицы небесные. Эти творения обладают чудесными инстинктами и смышленостью для поиска пищи, лекарств и прибежища, но ни одно из них не может спросить: «Где Бог, Творец мой!» Среди некоторых животных наблюдались некие проблески логики, философии и хитрости, но не в области познания божественности или религии; эта привилегия дана человеку. И поэтому если притесняемые лишь вопиют от руки сильных, но при этом не взирают на Бога, то они ничем не отличаются от животных (которые жалуются, когда им причиняют вред) и забывают наставления и мудрость, благодаря которым они намного превосходят их. Бог помогает тварям, потому что они взывают к Нему соответственно своим наилучшим способностям (Иов 38:41; Пс 103:21). Но какое основание ожидать помощи есть у людей, которые способны спрашивать о Боге, Творце своем, но лишь вопят к Нему, как это делают скоты земные и птицы небесные?

3. Они горды и не желают смиряться, оказавшись в беде, которая была послана, чтобы смирить их и лишить гордости (ст. 12): «Там они вопиют жалуются на своих притеснителей и наполняют уши окружающих стонами, бросая тень на самого Бога и Его провидение, но никто не отвечает им» (в англ. пер.). Бог не спасает их, и, скорее всего, люди мало обращают на них внимания; но почему? По причине гордости злых людей. Они злые люди; у них беззаконие в сердце, и поэтому Бог не желает слышать их молитвы (Пс 65:18; Ис 1:15). Бог не слышит таких грешников. Возможно, они навлекли на себя вину своим нечестием; они нищие дьявола, и тогда кто пожалеет их? Но это еще не все: они так и остаются гордыми и не ищут Бога (Пс 9:25). Или, если Он не отвечает, когда они взывают к Нему, то потому, что слышит лишь желания смиренных (Пс 9:38) и избавляет из беды с помощью Своего провидения лишь тех, кого вначале Своей благодатью приготовил и сделал достойными избавления. А мы, подвергшись смиряющим страданиям, не готовы к нему, если наши сердца остаются несмирившимися и наша гордость неумерщвленной. Все очень просто: если мы взываем к Богу, чтобы Он избавил нас от притеснения и страданий, и они не удаляются, то причина этого не в том, что Божья рука укоротилась или Его ухо отяжелело, а в том, что страдания не совершили свое дело; мы не в достаточной степени смирились и поэтому должны винить себя в том, что они продолжаются.

4. Они не искренни, неправедны и не помышляют о Боге, обращаясь к Нему с просьбой; поэтому Он не слышит и не отвечает им (ст. 13): «Бог не слышит суеты» (в англ. пер.), то есть лицемерных молитв, которые произносятся напрасно, если исходят из лживых уст. Не стоит надеяться, что Бог услышит их, ибо Он исследует сердце и требует, чтобы в нем была истина.

Стихи 14−16. В данных стихах:

I. Елиуй порицает Иова за еще одно ошибочное слово (ст. 14): «Ты сказал, что ты не видишь Его, то есть (1) ты жалуешься, что не понимаешь, почему Он так сурово обошелся с тобой, Его намерение и планы (Иов 23:8−9).

(2) Ты отчаялся и не надеешься, что Он милостиво повернется к тебе и ты вновь увидишь лучшие дни, поэтому считаешь, что все напрасно». Так говорил Езекия (Ис 38:11): «Не увижу я Господа». В период процветания мы склонны думать, что наша гора никогда не понизится, а когда пребываем в бедственном положении, кажется, что наша долина никогда не возвысится; и в той и в другой ситуации нам кажется, что и завтра то же будет, что сегодня; хотя глупо думать, что погода, хорошая или отвратительная, всегда будет одинаковой, во время прилива думать, что вода все время будет прибывать, а во время отлива что она все время будет убывать.

II. Елиуй отвечает Иову на его безысходные слова и утверждает, (1) что когда он смотрел на Бога, то у него не было оснований говорить с таким отчаянием: «Суд пред Ним». «Бог знает, что делает, и в каждом Его действии присутствует безграничная мудрость и справедливость; перед Ним раскрыт полный план и модель провидения; Он знает, что делать, а мы нет, поэтому мы не понимаем, что Он делает. Перед Ним открыт день суда, когда кажущаяся беспорядочность провидения будет приведена в порядок и Его мрачные главы истолкованы. Тогда ты поймешь во всей полноте эти мрачные события и увидишь, чем они закончатся; тогда ты с радостью увидишь лицо Бога; поэтому верь в Него (в англ. пер.): уповай на Него, жди Его и верь, что все закончится хорошо». Если мы задумаемся о том, что Бог безгранично мудр, праведен и верен, что Он Бог правды (Ис 30:18), то увидим, что у нас нет повода отчаиваться в том, что Он поможет нам, а все основания в мире надеяться, что Он придет в должное время в наилучшее время.

(2) Что раз он еще не увидел конец своих бед, то причина в том, что он не верил в Бога и не ждал Его (ст. 15): «Но раз ты не таков раз ты не верил в Него подобным образом, то к страданию, которое вначале пришло из любви к тебе, теперь добавилось недовольство Бога. Теперь Господь посетил тебя во гневе (ст. 15, англ. пер.), ибо очень недоволен тем, что твое сердце отказалось уповать на Него и в нем утвердились опасные мысли о Нем». Если к нашим страданиям добавлен божественный гнев, то в этом нам следует винить самих себя; это происходит потому, что мы неправильно ведем себя, оказавшись в беде: мы спорим с Богом, раздражаемся, становимся нетерпимыми и перестаем верить в божественное Провидение. Такой была ситуация Иова. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа (Притч 19:3). Тем не менее Елиуй думает, что Иов, оказавшись в крайне затруднительном положении, не знал и не задумывался об этом должным образом, и что он сам виновен в том, что до сих пор не избавлен от страданий. На этом основании он делает вывод, что Иов легкомысленно открыл уста свои (ст. 16), жалуясь на страдания и требуя восстановления справедливости, оправдываясь и заявляя о своей невиновности. Все это было напрасно, ибо он не уповал на Бога и не ожидал Его, не воздавал Ему должные почести, когда его постигли страдания. Он много говорил и безрассудно расточал слова, но безрезультатно, потому что не ободрял себя в Боге и не смирялся перед Ним. Напрасно взывать к Богу или оправдываться перед Ним, если мы не пытаемся соответствовать цели, ради которой нам посланы эти страдания; напрасно молиться о помощи, если мы не верим в Бога; пусть человек, который не верит в Бога, не думает получить что-нибудь от Господа (Иак 1:7). Или эти слова могут относиться ко всему, сказанному Иовом. Показав нелепость некоторых фраз из его речи, Елиуй делает вывод, что многие другие выражения Иова были подобным образом плодами его невежества и ошибочного мнения. Елиуй не осуждал его в лицемерии, как другие друзья, а лишь в грехе Моисеевом, когда его дух возмутился и он говорил необдуманно устами своими (в англ. пер.). Если в какое-либо время мы делаем подобное (а разве есть человек, который не грешил словом?), то нам оказывают милость, когда говорят об этом; а мы должны терпеливо и доброжелательно принимать обличение, как Иов, и не повторять, а отречься от слов, сказанных необдуманно.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 35 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.