Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В этой главе начинается ответ Иова Елифазу. В своей речи он не упоминает друзей то ли потому что увидел, что в этом нет никакого смысла, то ли потому что ему понравился совет Елифаза, данный в заключительной части его речи, и поэтому он не хотел отвечать на раздражительные выпады, с которых тот начал. Но он воззвал к Богу, попросил выслушать свое дело и не сомневался в добром его исходе, так как имел свидетельство собственной совести о своей непорочности. Похоже, на протяжении всей главы происходит борьба между плотью и духом, страхом и верой.

I. Он жалуется на свое бедственное положение, особенно на то, что Бог удалился от него, и поэтому он не уверен, что будет услышан (ст. 2−5); он не может понять, почему Бог так сурово обращается с ним (ст. 8−9), и получить какую-либо надежду на облегчение (ст. 13−14). Это произвело на него глубокое впечатление, усугубило бедственное положение и наполнило его ужасом (ст. 15−17).

II. Но среди жалоб он утешает себя уверенностью в милосердии Бога (ст. 6−7) и собственной непорочности, свидетелем которой был сам Бог (ст. 10−12). Это был свет его дня, о котором говорил Захария (Зах 14:6−7), когда не станет света и светила удалятся, и лишь в вечернее время явится свет.

Стихи 1−7. Иов был уверен, что его друзья неправы и сурово обошлись с ним, и поэтому, как бы плохо себя ни чувствовал, он продолжал защищать свое дело и не позволил, чтобы за ними было последнее слово.

I. Он оправдывает собственное негодование своим бедственным положением (ст. 2): «Я признаю, еще и ныне горька речь моя, ибо таково страдание причина моих жалоб. Полынь и желчь присутствует в страдании моем и бедствии моем; твердо помнит это душа моя и огорчается» (Плач 3:19−20). Некоторые читают: «Еще и ныне жалоба моя считается бунтом»; друзья истолковали невинное выражение его скорби как осуждение Бога и Его провидения и назвали это бунтом. «Но, говорит Иов, я жалуюсь, потому что у меня есть повод для этого и страдание мое тяжелее стонов моих. Даже сегодня, после всего, что вы сказали, дабы убедить и утешить меня, боли телесные и раны духовные настолько сильны, что являются достаточным основанием для жалоб; мои стоны более горькие, чем страдания». Мы обижаем Бога, если наши стоны тяжелее, чем удары; так бывает с непослушными детьми, которые кричат без повода, и поэтому справедливо появляется повод для их крика; но мы не причиняем себе вреда, если наш удар тяжелее наших стонов, ибо, чем меньше сказано, тем легче это исправить.

II. Он переходит от осуждения своих друзей к справедливому суду Божьему, ибо считал это доказательством того, что он не является лицемером; в противном случае он не осмелился бы взывать к суду Бога. Святой Павел утешал себя тем, что судья ему Господь, и поэтому для него мало значил суд человеческий (1Кор 4:3−4), он хотел дождаться назначенного дня, когда будет принято решение. А Иов был нетерпелив и страстно желал, чтобы поскорее настал судный день, чтобы его дело было быстро рассмотрено благодаря особому распоряжению. Апостол считал необходимым убеждать христиан, чтобы они терпеливо несли страдания и ожидали прихода Судьи (Иак 5:7−9).

1. Он настолько уверен в справедливости суда Божьего, что стремится предстать перед ним (ст. 3): «О, если бы я знал, где найти Его!» Эти слова должным образом выражают благочестивое дыхание души, убежденной в том, что из-за греха она потеряла Бога и погибнет навеки, если не вернет Его благоволение. «О, если бы я знал, как вернуть Его благоволение! Как я могу вступить в завет и установить общение с Ним!» (Мих 6:6−7). Это крик бедной, оставленной души: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя? О, если бы я знал, где найти Его! О, если бы Тот, Кто открыл путь к себе, направил и вел меня по нему!» Но, похоже, Иов здесь слишком смело жалуется на обиды со стороны друзей и не знает, как обратиться к Богу, чтобы с ним поступили справедливо, в противном случае он отправился бы прямо к Его престолу требовать этого. Мы поступим мудро и исполним свой долг, если будем терпеливо ожидать смерти, и если должным образом поразмыслим о ней, то исполнимся святым страхом и трепетом; но если мы будем страстно желать смерти или суда без святого страха и трепета, то поступим глупо и согрешим; нам не приличествует так поступать. Разве мы знаем, что такое смерть и суд, разве мы готовы к ним и нам не нужно время, чтобы лучше к ним подготовиться? Горе тем, кто подобным образом страстно желает дня Господня! (Ам 5:18).

2. Он настолько уверен в собственной непорочности и правоте своего дела, что желает его рассмотрения на суде Божьем (ст. 4): «Я изложил бы перед Ним дело мое и представил его в истинном свете. Я предъявил бы должным образом доказательства своей искренности и уста мои наполнил бы оправданиями». Здесь может идти речь о нашем долге молиться, ибо, исполняя его, мы имеем дерзновение входить во святилище и приступать к подножию престола благодати. У нас есть не только свободный доступ, но и свобода говорить. Нам позволено (1) быть детальными в своих просьбах и излагать свое дело пред Богом говорить о своем деле в полном объеме, описывать Ему свои скорби так, как нам кажется приемлемо; мы не осмеливаемся вести себя с земными владыками так же свободно, как смиренная душа может вести себя, общаясь с Богом.

(2) Быть настойчивыми в своих просьбах. Нам позволено не только молиться, но и ходатайствовать, не только просить, но и настаивать; более того, мы можем наполнить свои уста оправданием, но не для того, чтобы воздействовать на Бога (Он и так проинформирован о деталях дела без нашего вмешательства), а чтобы воздействовать на себя: возбудить свою ревность и ободрить веру в молитву.

3. Он настолько уверен в том, что вынесенный приговор будет в его пользу, что с нетерпением ожидает услышать его (ст. 5): «Узнал бы слова, какими Он ответит мне», то есть: «Я бы с радостью послушал, что Бог скажет по этому поводу, вмешиваясь в спор между вами и мною, и полностью согласился с Его решением». Так и нам приличествует вести себя в различных ссорах; пусть слово Божье определит правоту; лучше узнать, что Он отвечает, и понять, что Он говорит. Иов очень хорошо знал, что ответили бы его друзья; они осудили бы и изнурили его. «Но, говорит Иов, я очень хотел бы узнать слова, какими Он ответит мне, ибо уверен, что Его суд истинный, а не такой, как у них. Я не могу понять их; они очень мало говорят по делу. Но я пойму, что Он говорит, и буду полностью удовлетворен».

III. Он утешает себя надеждой, что в этом вопросе Бог окажет ему благоволение (ст. 6−7). Отметьте: очень полезно для нас всякий раз, когда мы имеем дело с Богом, поддерживать хорошие мысли о Нем. Иов верил, (1) что Бог не будет бороться с ним с помощью Своей абсолютной власти или строгой справедливости, не будет одолевать его Своей сильной рукой: «Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною?» Нет. Друзья Иова состязались с ним властью, какую имели; так неужели Бог поступит так же? Нет; Его сила свята и справедлива, какой бы ни была человеческая сила. Против тех, кто упорствует в своем неверии и отказывается покаяться, Бог будет состязаться в полном могуществе Своем; их истребление придет от славы силы Его. А со Своим народом, который любит Его и доверяет Ему, Бог будет обращаться с нежным состраданием.

(2) Что Бог даст ему силу заступиться за свое дело перед Ним: «Он вложит силу в меня (англ. пер.), поддержит и ободрит, сохранив мою непорочность». Отметьте: та же сила, которая выступает против гордых грешников, заступается за смиренных святых, которые одолевают Бога силой, полученной от Него, как Иаков (Ос 12:3; см. Пс 67:36).

(3) Что исход дела безусловно будет утешительным (ст. 7). Там, на суде небесном, где будет вынесен окончательный приговор, праведные смогут состязаться с Ним и выйти победителями в Его праведности. Даже непорочные сердцем часто наказываются Господом, и они не могут противиться этому; сама по себе непорочность не является защитой против бедствия и клеветы; но в тот день они не будут осуждены с миром, хотя Бог может поразить благодаря Своему исключительному праву. Тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым (Мал 3:18), ибо разница между ними в их вечном состоянии будет огромной; сейчас мы с трудом различаем их, потому что они незначительно отличаются внешними условиями, так как все в равной степени приходит к ним. А позднее, когда будет вынесен окончательный приговор, «я навсегда получу свободу от Судии моего», говорит Иов, то есть: «Я буду избавлен от несправедливых осуждений своих друзей и от божественного приговора, который сейчас пугает меня». Кто принадлежит Богу как своему владельцу и руководителю, тот навсегда будет избавлен от Него как от Судии и мстителя; сбежать от Его справедливости можно, лишь прибегнув к Его милости.

Стихи 8−12. В данных стихах:

I. Иов жалуется, что не может понять значения Божьих провидений, коснувшихся его, и пребывает в недоумении относительно них (ст. 8−9): «Я иду вперед, и нет Его...». Елифаз велел ему познать Бога. «Я хочу этого всем своим сердцем, отвечает Иов, но не знаю, как познакомиться с Ним». Он горит желанием предстать перед Богом и добиться, чтобы его дело заслушали, но не может найти Судью. Куда бы ни посмотрел, он не видит никаких знаков того, что Бог собирается заступиться за него и доказать его невиновность. Безусловно, Иов верил, что Бог вездесущий, но, похоже, здесь он жалуется на три вещи:

(1) Что не может сосредоточить свои мысли и вынести четкое суждение о происходящем. Его разум был настолько удручен и обеспокоен свалившимися на него бедами, что он был похож на испуганного человека, не знающего, что делать, и бегающего из стороны в сторону; он оказался в замешательстве, и ничего разумного не приходит ему в голову. Из-за смятения и духовного волнения он не мог сосредоточиться на своих знаниях о Боге, которые при наличии веры и постоянном обращении в мыслях к ним были бы для него поддержкой. Очень часто люди в болезни или печали жалуются, что хотя желают думать о хорошем, но ничего не могут поделать с собой.

(2) Что он не может найти причину своих бед и грех, который спровоцировал Бога сражаться с ним. Иов мысленно просмотрел свою жизнь со всех сторон и не смог постичь, в чем он согрешил больше других, за что его так сурово наказывают больше, чем других; он не мог понять, какую цель преследует Бог, поражая его.

(3) Что он не мог предвидеть, чем же все это закончится: избавит ли его Бог от всех бед; если да, то когда и каким образом. Он не видел никаких знамений, и никто не мог сказать, как долго еще он будет страдать; на это жалуется и Церковь (Пс 73:9). Он был в недоумении и не знал, что Бог собирался сделать с ним; и какое бы предположение он ни строил, всякий раз что-то противоречило ему.

II. Он успокаивал себя тем, что сам Бог был свидетелем его непорочности, и поэтому не сомневался, что все закончится хорошо.

1. После того как Иов почти потерялся в лабиринте божественных планов, он смиренно сел и подумал: «Хотя я не знаю, каким путем Он идет (ибо Его путь в море, и стезя Его в водах великих, Его мысли и пути бесконечно выше наших; и мы поступим самонадеянно, если решим, что можем судить о них), но Он знает путь мой» (ст. 10). Его слова означают:

(1) Что Бог ознакомлен с его путем. Друзья судили о том, чего не знали, и поэтому обвиняли в том, чего он не делал; но Бог, Который знает каждый предпринятый им шаг, не поступит так (Пс 138:3). Отметьте: большим утешением для тех, кто поступает честно, является мысль о том, что Бог понимает их стремления, хотя люди нет; они то ли не хотят, то ли не могут.

(2) Что Он одобряет это: «Он знает, что хотя иногда я могу совершить неверный шаг, но при этом держусь доброго пути; я избрал путь истины, и Он знает это»; то есть Он принял и доволен этим, ибо сказал, что знает путь праведных (Пс 1:6). Пророк утешал себя такими словами (Иер 12:3): «Ты испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе». Из этого Иов делает вывод: «Пусть испытывает меня, выйду, как золото». Кто хранит пути Господа, тот, оказавшись в беде, может утешить себя такими мыслями:

[1] Что его всего лишь испытывают. Эти страдания посланы не для того, чтобы причинить ему вред, а чтобы прославить и принести ему пользу; это испытание его веры (1Пет 1:7).

[2] Что когда его испытают в достаточной степени, то он выйдет из печи; Бог не позволит, чтобы огонь поглотил его там, как примесь или отверженное серебро. Испытанию придет конец. Бог не вечно будет вести тяжбу.

[3] Что он выйдет, как золото чистым и драгоценным для того, кто очищал его. Он выйдет, как золото проверенное и улучшенное; станет очевидно, что он человек благочестивый и стал еще лучше. Страдания воздействуют на людей по-разному, в зависимости от того, какими они являются: кто пошел в печь, являясь золотом, тот не выйдет оттуда хуже.

2. Свидетельство собственной совести о нем самом ободряло Иова надеяться, что нынешние беды закончатся хорошо, ибо он жил благочестиво в страхе Божьем.

(1) Он шел путем Господним (ст. 11): «Нога моя твердо держится стези Его», то есть он говорит: «Я иду по Его стопам и не отступаю в сторону. Я прилагаю усилия, чтобы следовать Его примеру». Благочестивые люди последователи Бога. Или можно понимать так: «Я приспособился к Его провидению, пытаюсь соответствовать всем Его намерениям и следую за Провидением шаг за шагом»; или так: «Его стези это стези, которые Он определил для меня. Это путь религии и трезвого благочестия. Я должен держаться этого пути и не уклоняться от него: не поворачивать вспять, глядя на всеобщее отступничество, и не сворачивать в сторону, самовольно согрешая». Тот факт, что он твердо держался стези Божьей и хранил путь Его, говорит о том, что искуситель использовал все свои средства и обман, чтобы увлечь его, но усердие и решимость Иова, полученные благодаря благодати Божьей, сохранили его; а попавшие в такую же ситуацию должны держаться и хранить: держаться с решимостью Его стези и хранить Его пути бдительно.

(2) Слово Божье было правилом, согласно которому он жил (ст. 12). Он руководствовался заповедями уст Его и не отступал от них; он твердо шел вперед и поступал соответственно им. С какими бы трудностями нам ни пришлось встретиться на пути Божьих заповедей, мы не должны думать о возвращении, даже если они ведут нас в пустыню, а упорно стремиться к цели. На протяжении всей жизни Иов тщательно соблюдал закон Божий, ибо его размышления и любовь вели к нему: «Глаголы уст Его хранил больше, нежели хлеб насущный (англ. пер.)»; то есть он считал их своим хлебом насущным; он не мог жить без слова Божьего, как без хлеба насущного. «Я откладывал его» (дословно), как откладывают продукты на случай осады или как Иосиф откладывал зерно перед голодом. Елифаз велел ему положить слова Бога в сердце свое (Иов 22:22). «Я делаю это, отвечал Иов, я всегда делал это, чтобы не согрешить против Него и чтобы, как хороший хозяин, я мог в нужное время достать его для блага других». Отметьте: слово Бога для нашей души то же самое, что хлеб насущный для нашего тела; оно поддерживает духовную жизнь и укрепляет нас в жизни; мы не можем существовать без него; ничто не может восполнить его отсутствие, поэтому мы должны высоко ценить его, стремиться к нему, прилагать усилия, чтобы иметь его, жаждать его, с наслаждением питаться им и подкреплять наши души. Все это доставит нам радость в день злой, как Иову.

Стихи 13−17. По мнению некоторых, в данных стихах Иов жалуется, что Бог несправедливо и нечестно обращается с ним, наказывает его, не давая возможности передохнуть, хотя у него есть неопровержимые доказательства своей невиновности. Я не склонен думать, что святой Иов обвиняет святого Бога в беззаконии, но его жалоба, безусловно, горька и выражает недовольство; он увещевает себя быть терпимым, а это в свою очередь бросает тень на Бога, словно Он жестоко обошелся с ним; но он так вел себя, потому что ничем не мог помочь себе. Наихудшее, что Иов сказал, то что Бог не отчитывается перед ним.

I. Он излагает хорошие истины, которые могли бы совершить хорошие перемены (ст. 13−14), и утверждает, (1) что советы Бога неизменны: «Он тверд; и кто отклонит Его? Он единственный (читают в некоторых переводах)»; у Него нет советников, чье влияние могло бы убедить Его изменить Свою цель; Он единственный и никогда не изменит Свое мнение, равно как и Свои средства. Молитва убедила Бога изменить Свой путь и Провидение, но Его воля и цель никогда не изменятся, ибо ведомы Богу от вечности все дела Его.

(2) Что Его сила непреодолима: «Он делает, чего хочет душа Его; ничто не может встать у Него на пути или заставить изменить Свой план». Люди желают многое из того, что не могут или не осмеливаются сделать. А Бог обладает неодолимым всемогуществом; Его воля совершенна, чиста и правильна, она в высшей степени заслуживает того, чтобы стремиться выполнить все ее определения. Он обладает неограниченной властью. Нет никого, кто мог бы противиться руке Его. Господь творит все, что хочет (Пс 134:6), ибо Его желание наилучшее.

(3) Он все творит согласно совету Своей воли (ст. 14): «Он выполнит положенное мне». Все, что происходит с нами, совершает Бог (Пс 56:2), а восхитительное совершенство Его воли будет явлено тогда, когда тайна Бога будет совершена. Он исполняет лишь то, что было положено, в положенное время и определенным образом. Это должно остановить наши возражения, ибо то, что положено, невозможно изменить. Но если задуматься о том, что Бог, предопределяя нас к вечной жизни и славе (как нашей конечной цели), при этом определил на нашем пути данное условие или страдание (называйте как хотите), это не только заглушит наши возражения, но и удовлетворит нас, раз все это содействует для нашего блага; хотя сейчас мы не знаем, что Он делает, но узнаем позже.

(4) Он все делает соответственно обычаям Своего провидения: «Подобного этому много у Него». Он совершает много дел благодаря обычному ходу Своего провидения, хотя мы не можем объяснить этого, но все должны приписать Его абсолютной власти. Какая бы беда ни постигла нас, другие уже побывали на нашем месте. Наш случай не одинокий; такие же страдания случаются с братьями нашими (1Пет 5:9). Мы болеем, страдаем, обеднели и лишились всего? Смерть забрала наших детей и братья недоброжелательны к нам? Это то, что Бог определил для нас; и подобного этому много у Него. Неужели для тебя опустеть земле?

II. Иов неправильно использовал эти хорошие истины. Если бы он должным образом поразмыслил о них, то сказал бы: «Я спокоен и доволен; я примирился с путем, который Бог определил мне; поэтому я возрадуюсь в надежде, что все мои беды закончатся хорошо». Но Иов сказал: «Поэтому я трепещу пред лицем Его» (ст. 15). Дух человека, который трепещет в присутствии Бога, обеспокоен, как дух псалмопевца, который вспоминал о Боге и трепетал (Пс 76:4). Посмотрите, в каком смятении пребывал Иов в то время; он противоречил сам себе: только что он переживал, что не может найти Бога (ст. 8−9), а теперь трепещет в Его присутствии: «Когда размышляю, я страшусь Его». То, что он чувствовал в то время, заставляло его бояться еще больше. Если мы задумаемся, то всегда найдем причину, чтобы бояться Бога Его безграничной справедливости и чистоты по сравнению с нашей греховностью и порочностью; но если при этом мы также задумаемся о Его благодати в Искупителе и том факте, что мы приняли эту благодать, то наши страхи исчезнут и мы увидим повод надеяться в Нем. Посмотрите, какой отпечаток оставили на нем раны его духа.

1. Он был сильно напуган (ст. 16): «Вседержитель устрашил меня и таким образом расслабил сердце мое», то есть он не мог вынести никакого испытания и боялся всего, что волновало его. Иногда сердце становится мягким под воздействием благодати, как сердце Иосии, которое смягчилось и трепетало от слова Божьего, но здесь имеется в виду печальная мягкость, подразумевающая, что все происшедшее оказывает давление и будущие события выглядят угрожающими.

2. Он был очень раздражен, ибо враждовал с Богом.

(1) Он был недоволен тем, что не умер до того, как беды обрушились на него, чтобы никогда не видеть их: «Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы!» (ст. 17); тем не менее, если бы на пике своего процветания он получил вызов к могиле, то счел бы такое обращение жестоким. Тот факт, что мы не знаем, от какого зла были взяты, когда смерть пришла за нами, должен помочь нам примириться с нею. Но когда беда пришла, глупо сожалеть о том, что мы дожили до того дня, чтобы увидеть ее; следует использовать ее наилучшим образом.

(2) Он был недоволен тем, что жил так долго, подвергаясь бедам, и что мрак не был сокрыт от лица его за счет ухода в могилу. Нам следует лучше переносить мрак, чем Иов, и помнить, что для праведных во тьме восстает чудесный свет; как бы ни было, но в последующей жизни для них хранится более чудесный свет.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 23 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.