Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


История Иова начинается с сообщения:

(I) О его великом благочестии вообще (ст. 1) и о проявлениях такового в частности (ст. 5).

(II) О его великом процветании (ст. 2−4).

(III) О злых намерениях сатаны против Иова и о данном ему разрешении испытать стойкость праведника (ст. 6−12).

(IV) О неожиданных бедах, постигших Иова: разорение имения (ст. 13−17) и смерть детей (ст. 18−19).

(V) Об образцовом терпении и благочестии, проявленном Иовом в этих бедах (ст. 20−22). Его можно поставить в пример, как надлежит себя вести в скорбях, от которых нас не может уберечь богатство, но в которых нам помогут выстоять честность и целомудрие.

Стихи 1−3. В отношении Иова здесь говорится, что:

I. Он был человеком; а значит, подвергался таким же страстям, как и мы. Он был знатным человеком, известным и выдающимся, должностным лицом, облеченным властью. Страна, в которой он жил, называлась земля Уц находилась в восточной части Аравии на пути к Халдее близ Евфрата и, вероятно, недалеко от Ура Халдейского, откуда был призван Авраам. Когда Бог вывел из этой страны одного благочестивого человека, Он не переставал свидетельствовать о Себе и воздвиг другого свидетеля, чтобы тот стал проповедником правды. У Бога есть Свой остаток в любом месте запечатленные в каждом народе, подобно тому как таковые есть в каждом колене Израилевом (Откр 7:9). То обстоятельство, что Иов жил в земле Уц, стало привилегией для этой страны; поистине тогда она была Счастливой Аравией; а к чести Иова служит то обстоятельство, что он отличался особым благочестием в столь порочном месте: чем хуже были люди, окружавшие его, тем лучше становился он сам. Его имя Иов, или Джоб, переводится (существует такое мнение) как ненавистный и почитаемый за врага. Согласно другому мнению, это имя означает страждущий или стенающий. Таким образом, печаль, сопутствовавшая его имени, сдерживала радость Иова во времена процветания. Доктор Кейв считает, что имя Иов происходит от слова Jaab любить или желать и подразумевает, сколь желанным было его рождение для родителей и какой утехой очей их он стал; тем не менее пришло время, когда он проклинал день, в который родился. Кто может сказать, каким окажется день, начинающийся ясным утром?

II. Он был весьма порядочным и отличался большим благочестием, нежели его ближние: и был человек этот непорочен, справедлив. Об этом говорится специально, дабы показать, что речь идет не просто о репутации Иова среди людей (все считали его честным человеком), а о его истинном характере; ибо таково суждение Бога о нем, в истинности которого мы не сомневаемся.

1. Иов был религиозным человеком, богобоязненным, то есть он поклонялся Богу согласно Божьей воле и во всем руководствовался нормами Божьего закона.

2. Иову чуждо притворство в религии: он был непорочным; то есть безгрешным он не был и сам об этом говорил: если я невинен, то Он признает меня виновным (Иов 9:20), но, уважая все Божьи заповеди, Иов стремился к непорочности и на самом деле был порядочным человеком, а не просто казался таковым; в своем исповедании он не притворялся. Его сердце было правым, а взгляд искренним. Искренность это и есть непорочность с евангельской точки зрения. Без искренности никакой веры быть не может.

3. Он был справедлив по отношению к Богу и людям: верен своим обещаниям, тверд в решениях; он оправдывал оказанное ему доверие и проявлял сознательность во всех своих делах и словах (см. Ис 33:15). Хотя Иов и не принадлежал к Израилю, о нем можно сказать: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

4. В его сердце господствовал страх Божий, которым Иов руководствовался в своем поведении. Именно благодаря таковому он стал непорочным и справедливым, всецело преданным Богу, верным и непоколебимым в религии, усердно и неукоснительно исполняя свой долг. Иов был богобоязнен и благоговел перед величием Бога, уважал Его власть и опасался Его гнева.

5. Иов боялся самой мысли о неправильном поступке; с неприязнью и отвращением, с осторожностью и постоянной бдительностью он удалялся от зла, избегая любых проявлений греха и того, что к нему ведет; и поступал он так по страху Божию (Неем 5:15). Страх Господень ненавидеть зло (Притч 8:13), и тогда страх Господень отводит от зла (Притч 16:6).

III. Иов весьма процветал в этом мире и стал знатным человеком в своей стране. Он был преуспевающим, но, тем не менее, благочестивым. Хотя и трудно богатому войти в Царство Небесное, и случается это редко, однако случается. Богу даже это возможно, ибо Он дает благодать, которая помогает преодолевать искушения мирскими богатствами. Иов был религиозным человеком, и его преданность Богу содействовала процветанию, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей. Иов преуспевал, и его преуспевание придавало благочестию особое великолепие, а также предоставляло этому доброму человеку возможность творить еще больше добрых дел. Благочестивые деяния были ответной благодарностью Богу за то, что Он даровал Иову преуспевание; и, получая от Бога такое изобилие благ, Иов служил Ему еще охотнее.

1. У него была большая семья. Он славился своей религиозностью, но не как пустынник или затворник, а как отец и хозяин семейства. Тот факт, что его дом был полон детей, свидетельствовал о достатке Иова, ибо дети наследие от Господа и награда от Него (Пс 126:3). У Иова было семь сыновей и три дочери (ст. 2). Несколько девочек и несколько мальчиков, но представителей сильного пола, на которых зиждется род, больше. Детей следует считать благословением, ибо они таковым и являются, особенно для благочестивых людей, которые могут им дать хорошее воспитание, показать достойный пример и усердно о них молиться. У Иова было много детей, тем не менее он не притеснял и нищих и не отказывал им в благотворительности, а наоборот щедро подавал (Иов 31:17 и далее). У кого на попечении находится большая семья, тот должен учитывать, что, благоразумно подавая милостыню, он делает «выгодные вложения» на благо своим детям.

2. Иов был достаточно состоятельным, чтобы содержать свою семью; его имение было значительным (ст. 3). Богатство здесь названо имением в соответствии с распространенными речевыми оборотами; иначе, подобно понятиям о душе и потустороннем мире, оно принимает неясные очертания, как будто его уже нет (Притч 23:5). И только небесная мудрость доставляет нам существенное благо (Притч 8:21). В те дни, когда земля не была еще густозаселенной, люди могли пользоваться (причем на необременительных условиях) достаточно обширными земельными владения (подобными нынешним плантациям), если обладали тем, что могло их заполнить; поэтому состояние Иова описывается не акрами земли, которыми он владел, а (1) поголовьем его скота овец и верблюдов, волов и ослиц (англ. пер., ст. 3). Число каждого из видов животных установлено, вероятно, не точно, а приблизительно немного меньше или больше названной цифры. Первыми упоминаются овцы (в русск. пер. мелкий скот, ст. 3), потому что они были самыми полезными животными для семьи, как заметил Соломон: овцы на одежду тебе... И довольно козьего молока... в пищу домашним твоим (Притч 27:23,26−27). У Иова, вероятно, как и у Авраама (Быт 13:2), было серебро и золото; но в то время люди оценивали состояние (как свое, так и своих соседей) по тому, что было полезным, а не показным, и лишь это полезное считали достойным умножения. Как только Бог создал человека и обеспечил его травами и плодами для пропитания, Он сделал его богатым, дав ему владычество над всяким животным (Быт 1:28). И это владычество сохранилось за человеком, даже невзирая на его отступничество (Быт 9:2), и до сих пор служило одним из самых важных показателей богатства, власти и положения в обществе (Пс 8:7−9).

(2) Числом его слуг. У Иова было крепкое домашнее хозяйство, он нанял и содержал много людей; таким образом он делал доброе дело, и это служило к его чести; хотя руководство столь огромным хозяйством было весьма хлопотным и возлагало на Иова большую ответственность. Видите, как суетен этот мир: имение растет и требует увеличения числа заботящихся о нем, умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? (Еккл 5:10). Короче говоря, Иов был знаменитее всех сынов Востока, которые считались самыми богатыми в мире; не зря говорили, что понастоящему богат тот, кто обогатился от востока (англ. пер., Ис 2:6). Богатство Иова и его мудрость давали ему право на почести, высокое положение и власть, которой он обладал в своей стране (и о которой говорит в 29 главе). Иов был честным и справедливым, тем не менее стал богатым, вернее, поэтому и стал богатым; ибо честность лучшая политика, а благочестие и благотворительность обычно являются самым верным путем к благоденствию. У Иова было огромное домашнее хозяйство и много дел, тем не менее это не мешало ему бояться Бога и поклоняться Ему. Он и его дом служили Господу. Сообщение о благочестии и процветании Иова предшествует истории его великих скорбей, дабы показать, что ни то, ни другое не защищает нас от обычных бед и тем более от чрезвычайных бедствий, которые могут постигнуть человека. Благочестие не оберегает от бед, как ошибочно думали друзья Иова, ибо всему и всем одно; не гарантирует безопасности и богатство, как считает беззаботный мир (Ис 47:8). Сижу царицею и поэтому не увижу горести.

Стихи 4−5. В этих стихах приводятся дополнительные сведения о благочестии и процветании Иова.

I. Одним из свидетельств его преуспевания служило огромное утешение, которое он находил в детях; ибо наши земные блага являются заимствованными и сильно зависят от других, в частности от нашего окружения. Иов сам говорит, что одной из величайших радостей, которые он испытывал во время своего процветания, служило то обстоятельство, что вокруг него были дети его (Иов 29:5). Они устраивали по очереди праздники в определенное время: сходились, делая пиры каждый в своем доме (ст. 4). Благочестивый Иов находил утешение, видя, что (1) его дети выросли и устроились в этом мире. У всех сыновей были собственные дома; вероятно, каждый был женат и получил от своего отца причитающуюся ему долю, чтобы было с чего начинать. Те, которые раньше, как масличные ветви, сидели вокруг стола Иова, теперь обзавелись собственными столами.

(2) Дети преуспевают в делах и могут устраивать пиры, приглашая друг друга, а не только себя прокормить. Хорошие родители желают, содействуют и радуются богатству и преуспеванию своих детей, как своему собственному.

(3) Дети здоровы, в их домах нет болезней, ибо в противном случае это испортило бы праздники, превратив в сетования.

(4) Дети (и это доставляло Иову особую радость) живут в любви и единстве, испытывают взаимную привязанность; между ними нет ссор, недоразумений и отчуждения; они не стыдятся друг друга и не скупы по отношению друг ко другу; и, хотя у каждого есть своя собственность, они живут столь непринужденно, как если бы у них все было общее. Родительское сердце утешается, да и всем приятно видеть, когда братья так крепко дружат: как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132:1).

(5) И еще большее утешение он испытывал, когда видел, сколь добры братья по отношению к сестрам, ибо их тоже приглашали на пир, потому что они были настолько скромны, что не стали бы являться без приглашения. Братья, которые презирают своих сестер и пренебрегают их обществом, не заботясь об их благе, невоспитанны и злонравны и совсем не похожи на сынов Иова. По-видимому, их пиры были пристойными и трезвыми, если на них без стеснения приглашали сестер.

(6) Дети пировали в собственных домах, а не в общественных заведениях, которые не внушают особого доверия и в которых они были бы подвержены большим искушениям. Мы не видим, чтобы сам Иов пировал вместе с ними. Несомненно, сыновья приглашали и его, и он стал бы самым желанным гостем за любым столом. Иов же воздерживался от участия в праздниках, но не потому, что был мрачным или замкнутым по характеру или не испытывал привязанности к близким, а потому, что уже состарился и умер для развлечений, подобно Верзеллию (2Цар 19:35), а также считал, что, оставшись между собой, молодые люди получат больше наслаждения и будут чувствовать себя непринужденно. Тем не менее Иов не запрещал своим детям развлечения, от которых отказывался сам. Молодым людям может быть позволена некоторая свобода при условии, что они будут избегать юношеских похотей.

II. Автор обращает внимание на огромную заботу Иова о детях, которая является свидетельством его благочестия; ибо отношением к родственникам мы показываем свою истинную сущность. Добрый человек будет добр к своим детям и особенно старательно станет заботиться об их душах. Заметьте, как искренне Иов беспокоится о духовном благосостоянии своих детей (ст. 5).

1. Он ревновал о них благочестивой ревностью; подобным же образом и нам следует изо всех сил радеть о себе и о дорогих нам людях и со всем усердием заботиться об их благе. Иов дал своим детям хорошее воспитание, находил в них утешение и возлагал на них надежду; тем не менее он говорит: «может быть, сыновья мои согрешили в дни праздника сильнее, чем в какое-то другое время, и, чрезмерно предавшись веселью, позволили себе большую свободу в еде и питье и похулили Бога в сердце своем:», то есть: «им в голову приходили атеистические или нечестивые мысли, незаслуженные замечания о Боге, Его провидении или религиозных обрядах». Вдруг, пресытившись, они были согласны отречься от Бога и сказать: «кто Господь?» (Притч 30:9), забыть Бога и сказать: «крепостьруки нашей приобрела нам богатство сие» (Втор 8:12 и далее). Ничто не отвращает нашу душу от Бога так, как потакание плоти.

2. По окончании дней пира Иов призывал их к серьезному религиозному поклонению. Не в разгар праздника (пусть они насладятся всему свое время), но по завершении такового добрый отец напоминал своим детям, что следует остановиться и не помышлять о роскошной трапезе каждый день; хотя пиры сыновей длились целую неделю, о пиршестве в течение целого года нечего и думать; есть и другие дела. Следует заметить: кто весел, тому нужно находить время быть серьезным.

3. Он посылал за ними, чтобы подготовились к святым таинствам: Иов посылал за ними и освящал их, велел им прислушаться к собственной совести и покаяться в ошибках, которые они совершили во время пира, оставить суету и сосредоточиться на религиозных обрядах. Так он сохранил власть над ними им же во благо, и они покорялись, хотя уже и обзавелись собственными домами. Иов по-прежнему оставался в семье священником, и все служили у его жертвенника, ценя его молитвы о них больше, чем часть имения, которой он поделился. Родители не могут дать своим детям благодать (ведь освящает только Бог), но они должны способствовать их освящению своевременным вразумлением и советами. Во время водного крещения они были освящены Богу; а нам надлежит желать и стараться, чтобы они были освящены для Него.

4. Иов совершал за детей жертвоприношения во искупление грехов, которые они, как он опасался, совершили в дни пира, с просьбой о милости прощения и благодати, которая оберегала бы их души от развращения и тлетворного влияния свободного образа жизни и хранила бы их в чистоте и благочестии. Ибо с исполненными печалью глазами он часто наблюдал, Как приятные, но коварные волны наслаждений Наносят вред добродетели, побежденной чувственностью, Разнося повсюду обломки потерпевшей крушение невинности. Сэр Р. Блэкмор Как и у Авраама, у Иова был семейный жертвенник, на котором он, по-видимому, совершал жертвоприношения каждый день; но в таких чрезвычайных ситуациях он приносил больше, чем обычно, жертв и делал это с особой торжественностью по числу всех их, то есть за каждого ребенка по отдельности. Обращенные к Богу просьбы родителей должны быть индивидуальными о каждом члене семьи. Нам нужно сообразовывать свои молитвы и старания с особенностями тех, о ком мы молимся: «Об этом ребенке я молился, учитывая его нрав, склонности и состояние». Перед совершением этих жертвоприношений Иов (1) вставал рано, беспокоясь о том, чтобы дети не пребывали долго под гнетом вины; так обычно поступает человек, который делает дело от всего сердца и все его помыслы посвящены ему.

(2) Требовал, чтобы дети присутствовали при этом и могли присоединиться к его молитвам, сопутствующим жертвоприношению; дабы вид убиваемой жертвы заставил их стыдиться своих грехов, за которые они заслужили смерть, а размышление над ритуалом привело бы их к Посреднику. Такое серьезное дело способствовало возвращению серьезного настроения после дней веселья.

5. Иов делал это во все такие дни, а не просто когда представится возможность; ибо омытому нужно... ноги умыть (Ин 13:10). Нам следует часто возобновлять дела веры и покаяния, потому что мы часто повторяем свои прегрешения. Во все дни, каждый день Иов совершал жертвоприношения, постоянно поклонялся, не пропуская ни единого дня. Участие в религиозных обрядах от случая к случаю не освобождает нас от регулярного поклонения. Кто служит Богу правильно, тот служит Ему постоянно.

Стихи 6−12. Иов был не просто богатым и знатным, но к тому же столь мудрым и благочестивым, что пользовался благосклонностью на небесах, равно как и на земле; поэтому казалось, что гора его состояния столь тверда, что поколебать ее невозможно. Однако над головой Иова сгущаются тучи, предвещающие страшную бурю. Пока мы находимся на земле, нельзя допускать и мысли, что нам не грозят ураганы. Перед повествованием о том, какие беды неожиданно обрушились на Иова в этом видимом мире, нам предстоит узнать, как они замышлялись в мире духов, когда дьявол, питавший к нему весьма враждебные чувства за его выдающееся благочестие, выпрашивал и получил разрешение на причинение этому человеку страданий. Описание диалога между Богом и сатаной отнюдь не умаляет достоверности истории Иова, если учесть, что мы имеем дело с метафорой, подобной видению Михея (3Цар 22:19 и далее); но иносказание в данном случае призвано показать, как сильно злится сатана на благочестивых людей и как его сдерживает Своей властью Бог; кроме того, мы получаем более полное представление о том, что все земные дела зависят от решений, принятых в невидимом мире. Тот мир нам неведом, тогда как мы сами открыты ему. Итак, здесь мы узнаем:

I. Что среди сынов Божьих находится сатана (ст. 6), противник (таково значение слова сатана) Бога и людей и всякого блага: он внедрился в собрание сынов Божиих, которые пришли предстать пред Господа. Здесь подразумевается либо (1) собрание святых на земле. В эпоху патриархов тех, кто исповедовал религию, называли сынами Божиими (Быт 6:2); у них тогда были религиозные собрания, проходившие в установленное время. Вот пришел Царь, чтобы увидеть Своих гостей. Бог обозревал всех присутствующих. Но и в раю был змей, сатана между сынами Божиими; когда они собираются, приходит и он, чтобы отвлекать их и беспокоить; он стоит по правую руку от них и мешает им. Господь да запретит тебе, сатана!

(2) Собрание ангелов на небесах. Они тоже сыны Божии (Иов 38:7). Ангелы пришли доложить о своих делах на земле и получить новые указания. Сатана был среди них изначально; но как упал ты с неба, денница! Он больше не является членом этого собрания, тем не менее присутствует на нем, ибо явился туда либо потому, что его вызвали как преступника, либо потому, что в данной ситуации смотрели на его явление сквозь пальцы, хотя он был незваным гостем.

II. Что сатане устроили допрос, как он сюда попал. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? (ст. 7). Бог прекрасно знал, откуда пришел сатана и с какими намерениями явился сюда: тогда как добрые ангелы пришли делать добро, он пришел просить разрешение на причинение вреда; но Господу было угодно призвать сатану к ответу, чтобы показать ему он находится в Божьей власти и под Божьим контролем: откуда ты пришел? Господь спрашивает об этом:

(1) Как бы интересуясь, что привело сюда сатану. Неужели и Саул во пророках? Неужели и сатана среди сынов Божиих? Да, потому что он принимает вид Ангела света (2Кор 11:13−14) и хочет казаться одним из них. Следует заметить: в этом мире вполне возможно, что человек, являясь чадом дьявола, находится в собрании сынов Божиих и для людей остается неразоблаченным, тем не менее его проверит всевидящий Бог. Друг! как ты вошел сюда?

(2) Или осведомляясь, что делал сатана пред тем, как пришел сюда. Возможно, этот же вопрос был задан и остальным представшим пред Господом: «Откуда вы пришли?» Мы отвечаем перед Богом за все места и за все пути, на которых побывали.

III. Что сатана доложил о себе и о пути, который он проделал. Он говорит: я ходил по земле и обошел ее.

1. Он не мог претендовать, что делал что-то хорошее, и не мог дать о себе отчет, подобный отчету других сынов Божиих, которые пришли... предстать пред Господа и доложить об исполнении повелений, о служении интересам царства и о помощи наследникам спасения.

2. Сатана не пожелал признаться, что причинял вред, склонял людей отступать от Господа, обманывал и губил души. Нет, я ничего худого не сделал (Притч 30:20). Никуда не ходил раб твой. Говоря: я ходил по земле и обошел ее, сатана подразумевает, что не покидал пределы отведенной ему территории и не нарушал границ; ибо низвержен был великий дракон... на землю (Откр 12:9), но пока не заключен в месте своих мук. Находясь на этой земле, мы досягаемы для него, причем он проникает во все ее утолки с такой ловкостью, быстротой и усердием, что ни одно место не гарантирует нам безопасность от его искушений.

3. Тем не менее некоторые сведения о своем характере он приводит.

(1) Возможно, он говорил с гордостью и высокомерием, как будто бы на самом деле был князем мира сего и ему действительно принадлежала власть над всеми царствами и славой их (Лк 4:6), и он только что сделал обход своих собственных территорий.

(2) Возможно, он говорил раздраженно, выражая недовольство. Ему пришлось ходить туда-сюда, и он не мог найти покой, но бродил как изгнанник и скиталец, как и Каин по земле Нод.

(3) Возможно, он говорил осторожно: «Я усердно потрудился, обходя землю»; или, согласно другому чтению: «в поисках на земле», ведь он на самом деле был занят поисками возможностей творить злодеяния. Сатана ходит, ища, кого поглотить. Поэтому нам надлежит проявлять благоразумие и бдительность.

IV. Вопрос об Иове, который задал сатане Бог: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? (ст. 8). И мы, когда встречаем человека, вернувшегося откуда-то издалека, где у нас есть горячо любимый друг, охотно спрашиваем: «Ты был в таком-то месте, не встречал ли там моего друга?» Примите во внимание:

(1) С каким уважением Бог говорит об Иове: он Мой раб. Благочестивые люди рабы Господа, и Ему угодно считать за честь, что они служат Ему, ибо они для Бога слава, хвала и украшение (Иер 13:11), венец славы (Ис 62:3). «Вот раб Мой Иов, подобного ему нет, никого Я не ценю так, как его, среди всех правителей и сильных мира сего; никто из святых не сравнится с ним: нет подобного ему по праведности и благочестию; многие поступают хорошо, но он превзошел всех; ни у кого и в Израиле не нашел Я такой веры». Подобным же образом много веков спустя и Христос хвалил сотника и женщину хананеянку, которые, как и Иов, были чужими обществу Израилеву. Святые хвалятся Богом: кто, как Ты, Господи, между богами? И Ему угодно хвалиться ими: кто, как ты, Израиль, между народами? Так и здесь: нет такого, как Иов, на земле, где люди не могут достичь совершенства. Потому что обитатели небес намного превосходят даже Иова; наименьший в царстве более велик, чем он. Однако на земле нет такого, как он. Нет такого, как он, в той стране; так благочестивые люди становятся славой своей земли.

(2) Как точно Бог описывает сатане добрый нрав Иова: «обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?», намереваясь при этом:

[1] Еще сильнее упрекнуть сатану в отступничестве и в ничтожестве злобного духа: «Как не похож на него ты!» Следует заметить, что святость и счастье святых это позор и мука для дьявола и его детей.

[2] Ответить на браваду сатаны о якобы его сильном влиянии на земле. Сатана говорит: «Я обошел всю землю, и вся она принадлежит мне; всякая плоть извратила путь свой; вся земля населена и спокойна в своих грехах» (см. Зах 1:10−11). «Нет, говорит Господь, лучше посмотри на моего верного раба Иова». Сатана может хвастаться, но он не восторжествует.

[3] Предвосхитить обвинения сатаны, как бы говоря: «Сатана, я знаю, по какому делу ты пришел: ты хочешь настроить меня против Иова; но обратил ли ты внимание на него? Неужели его безупречный характер дает тебе повод для лжи?» Следует заметить: Бог знает о злобе дьявола и о его орудиях, направленных против Божьих рабов; а у нас есть Защитник, готовый за нас заступиться еще до того, как нас обвинили».

V. О порочащем Иова намеке сатаны в ответ на хвалебный отзыв Бога. Сатана не мог отрицать, что Иов богобоязнен, но предположил, что в своей религиозности тот проявил расчетливость, а значит и лицемерие: разве даром богобоязнен Иов? (ст. 9). Примите во внимание:

(1) Как нетерпимо отнесся дьявол к похвале в адрес Иова, хотя она прозвучала из уст Самого Бога. Как похожи в этом на сатану те, кто завидует хорошей репутации других людей, и не выносит, когда хвалят кого-то, кроме них самих; таким был Саул (1Цар 18:5 и далее) и фарисеи (Мф 21:15).

(2) Как трудно сатане найти что-либо против Иова: в чем-то плохом он его обвинить не мог, поэтому приписал ему корыстные мотивы в благодеяниях. Окажись верной хотя бы половина из обвинений, которые в разгар спора выдвинули против Иова его сердитые друзья (Иов 15:4; Иов 22:5), сатана непременно воспользовался бы ими; однако обвинения были безосновательными.

(3) Поэтому посмотрите, как хитро он осуждает Иова за лицемерие: не говорит об этом прямо, а лишь спрашивает: «Разве он не таков?» Это обычный прием, к которому прибегают клеветники, сплетники и ябедники: в вопросительной форме они внушают слушающим то, в чем не могут быть уверены сами. Заметьте: не стоит удивляться, если люди, которых принимает и одобряет Бог, подвергаются несправедливой критике со стороны дьявола и его приспешников; если они безупречны во всех остальных отношениях, их обвиняют в притворстве, как здесь сатана Иова; и у них нет возможности оправдать себя остается лишь терпеливо ждать суда Божия. Если все, чего мы можем опасаться, это быть обвиненными в лицемерии, то самое страшное, что нам грозит, это называться и считаться лицемерами без основания.

(4) Как незаслуженно сатана обвинил Иова в расчетливости, чтобы доказать, что тот лицемер. Иов боялся Бога недаромив этом заключается важная истина; ибо благочестие великое приобретение, и Иов действительно много обрел благодаря таковому; а предположение, что Иов не боялся бы Бога, если бы ничего не имел, является ложным; ибо дальнейшие события показали обратное. Друзья Иова обвиняли его в лицемерии, потому что он сильно скорбел, а сатана потому что он сильно процветал. Кто ищет повод для клеветы, тот его без труда найдет. Мы не проявляем расчетливости, когда уповаем на вечное воздаяние за свое терпение; но кто стремится получить от религии преходящие преимущества и поставить ее на службу себе, тот является духовным идолопоклонником, поклоняющимся твари вместо Творца, и, скорее всего, придет к полному отступничеству. Люди не могут долго служить Богу и маммоне.

VI. Какой протест выразил сатана по поводу процветания Иова (ст. 10). Примите во внимание:

(1) Что Бог сделал для Иова. Он защитил его, поставил вокруг него ограду, чтобы хранить самого Иова, его семью и все его владения. Следует заметить: избранные Богом люди находятся под Его особой защитой, причем не только они сами, но и все, что им принадлежит; Божья благодать ставит ограду вокруг их духовной жизни, а Божье провидение вокруг жизни физической, чтобы они были спокойны и невредимы. Бог даровал Иову процветание, но не в праздности и нечестии (в этом дьявол не может его обвинить), а в честном прилежании: дело рук его Ты благословил. Без такого благословения его руки, какими бы сильными и умелыми они ни были, не добились бы такого преуспевания; но при Божьем благословении стада его распространяются по земле. Божье благословение обогащает сам сатана это признает.

(2) Какое замечание делает по этому поводу сатана и как использует против Иова. Дьявол говорит о Божьем благословении с раздражением: «Я вижу, Ты кругом оградил его»; как если бы сатана обошел все вокруг, чтобы высмотреть какой-нибудь пролом, войти через него и причинить Иову зло; но был разочарован ограда оказалась целой. Нечестивый увидел это и досадовал и пытался доказать, что единственная причина, по которой Иов служит Богу, это преуспевание, которое Господь ему даровал. «Не стоит благодарить за верность властям того, кто получил при них повышение и служит Господину, который так хорошо ему платит».

VII. О доводе, к которому прибегает сатана, чтобы доказать притворство и расчет Иова в религии, и предлагает лишить его богатства. «Допустим, говорит сатана, Ты сделаешь его бедным, рассердишься на него, обратишь Свою руку против него, и тогда посмотрим, куда денется его религиозность; коснись всего, что у него есть, и он покажет свое истинное лицо. Благословит ли он Тебя? И если он Тебя не проклянет, то нет мне веры и прослыть мне лжецом и клеветником навеки! Но даю голову на отсечение, что он Тебя проклянет». Так некоторые толкователи добавляют к речи сатаны проклятие, которое тот скромно скрыл, а нечестивые ругатели века сего самонадеянно и дерзко произносят вслух. Примите во внимание:

(1) Как пренебрежительно говорит сатана о скорби, при помощи которой желает испытать Иова: «Ты только коснись всего, что у него есть; Ты лишь начни и пригрози сделать его бедным и посмотришь, как он заговорит, столкнувшись с незначительной бедой».

(2) С каким презрением сатана описывает реакцию Иова на такой поворот дел: «Он не только откажется от своей преданности, но сменит ее на открытое неповиновение и не просто подумает о Тебе плохо, а проклянет Тебя прямо в глаза (англ. пер., ст. 11)». Слово, переведенное (на англ. яз.) как «проклинать», изначально и в большинстве случаев означает благословлять (и именно так переведено на русск. яз.), но проклятие в адрес Бога столь нечестиво, что святой язык не допускает его употребления, тем не менее из контекста становится ясно, что именно (благословение или проклятие) подразумевается; например, это же слово использовано в 3Цар 21:10−13 в отношении преступления, в котором обвинили Навуфея, якобы тот хулил Бога и царя. Итак:

[1] Вероятно, сатана на самом деле думал, что если Иов обеднеет, то отречется от религии и покажет, что его исповедание было лицемерным; и таким образом (как заметил некий ученый муж в своем труде Вершина духов) сатана намеревался создать свою собственную вселенскую империю у детей человеческих. Бог во всеуслышание назвал Иова лучшим человеком из живших в то время, и теперь, если сатане удастся доказать, что Иов был лицемером, то отсюда следует, что у Бога нет ни одного верного раба среди людей и такого понятия, как истинное и искреннее благочестие, в мире просто не существует, и религия сплошное притворство, а значит, царем над всем человечеством de facto фактически является сатана. Но мы убеждаемся в том, что Бог Своих знает и ни в ком не обманывается.

[2] А если Иов останется верен своей религии, то сатана получит удовольствие хотя бы от того, что увидит его сильные страдания. Дьявол ненавидит благочестивых людей и радуется их горю, тогда как Бог желает им мира.

VIII. О данном Богом сатане разрешении подвергнуть Иова скорбям, чтобы испытать искренность последнего. Сатана хотел, чтобы это сделал Сам Господь: простри руку Твою. Бог же позволил ему: «вот, все, что у него, в руке твоей (ст. 12); сделай испытание настолько суровым, насколько сможешь; причини ему наихудшее». Итак:

(1) Просто удивительно, почему Бог дал сатане такое разрешение и предал душу горлицы своей в руки противника, отдал агнца льву; но Господь сделал это ради собственной славы и к чести Иова, для объяснения провидения и воодушевления Своего скорбящего народа в любом веке, чтобы на этом примере создать полезный прецедент. Бог допустил испытание Иова, подобно тому как Он допустил «просеивание» Петра, но при этом позаботился, чтобы не оскудела вера его (Лк 22:32) и по окончании испытания оказалась к похвале и чести и славе (1Пет 1:7).

(2) Тем не менее какое утешение мы испытываем, зная, что Бог велел сковать дьявола цепью, причем большой цепью (Откр 20:1)! Сатана не смог бы заставить Иова страдать, если бы сначала не попросил и не получил разрешение у Бога; причем действовать он должен строго в рамках дозволенного: «только на него не простирай руки твоей; касайся лишь его имущества, а не тела». Власть дьявола ограничена; у него нет власти развращать человека, если люди сами не позволяют ему; и нет власти причинять скорби, кроме данной ему свыше.

IX. Об уходе сатаны с собрания сынов Божиих. Прежде чем они разошлись, пошел сатана от лица Господня (подобно Каину, Быт 4:16) и уже не находился пред Господом (в отличие от Дойка, 1Цар 21:7), пока не исполнил свой коварный замысел. Он удалился:

(1) Радуясь, что добился своего, и гордясь разрешением причинить зло благочестивому человеку.

(2) Полный решимости не терять времени, но побыстрее осуществить свои планы. Теперь он отправился не вокруг земли, скитаясь туда-сюда, а в определенном направлении, чтобы напасть на бедного Иова, который верно шел по пути своего долга и ни о чем не догадывался. Нам неведомо, что обсуждают между собой о нас добрые и злые духи.

Стихи 13−19. Здесь приводится подробное описание бед, постигших Иова.

I. Эти беды навел на него сатана именно в тот день, когда его дети начали пировать в доме первородного брата своего (ст. 13), где угощение было самым богатым и обильным, так как (можно предположить) старший сын получил двойной удел. Сейчас, когда добрая традиция возродилась, семья, несомненно, пребывала в отличном расположении духа; все были спокойны, и никто не предчувствовал беды; и именно это время выбрал сатана, чтобы постигшая семью Иова беда стала еще тяжелее. Отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня (Ис 21:4).

II. Все беды пришли к Иову одновременно; пока первый посланник сообщал недобрые вести, пришел другой и, прежде чем рассказал свою историю, явился третий, а за ним незамедлительно четвертый. Так сатана по разрешению Бога устроил события, чтобы (1) показалось, что этими бедами Бог выражает Иову Свое чрезвычайное недовольство, и это вызвало бы у Иова сильное раздражение на Божье провидение, которое во что бы то ни стало вознамерилось погубить его и не даст ему возможность выступить в свою защиту.

(2) У Иова не было времени на размышления, и он не смог бы взять себя в руки и убедиться в разумности благодатного смирения, но попал бы во власть всепоглощающего горя, не справившись с таким множеством бедствий. Перерыва не будет, и он станет говорить в спешке: и когда же еще, если не в такой момент, он захочет проклясть своего Бога? Следует заметить: Божьим детям зачастую приходится тяжело, когда они подвергаются множеству разнообразных искушений; бездна бездну призывает; волна следует за волной. Поэтому пусть одна беда вернет нам бдительность и поможет подготовиться к другой; ибо, как бы долго нам ни пришлось пить из горькой чаши, мы не можем (пока находимся в этом мире) быть уверены, что испили свою долю и чаша наконец пройдет мимо нас.

III. Беды отняли у Иова все, что он имел, и положили конец всем его радостям. Подробное описание потерь соответствует приведенному в начале главы сообщению о размерах состояния.

1. У Иова было пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и достаточно много слуг, чтобы ухаживать за ними; всего этого он лишился в одночасье (ст. 14−15). Из сообщения об этой беде Иов узнает, что (1) она произошла не по вине его слуг; в противном случае его негодование обратилось бы на них; но: волы орали, а не резвились, и ослицы никуда не разбрелись и не попали в чужие руки как заблудшие, но паслись подле них под присмотром слуги, каждая на своем месте; и прохожие, надо полагать, благословляли, говоря: Бог в помощь пашущим. Следует заметить: никакое благоразумие, осторожность и прилежание не могут уберечь нас от скорбей, даже от тех, которые обычно приписывают безрассудству и небрежности. Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж, каким бы бдительным они ни был. Тем не менее мы находим некоторое утешение, если беда застала нас на пути долга, а не на какой-нибудь тропе, уводящей от Бога.

(2) Она произошла из-за нечестия его соседей савеян; вероятно, речь идет о своего рода разбойниках, зарабатывавших на жизнь хищениями и грабежом. Они увели волов и ослиц и убили слуг, которые преданно и отважно встали на защиту, и спасся только... один; но сатана допустил это не из жалости к нему или к его господину, а чтобы Иов получил достоверные сведения от очевидца, прежде чем узнает об этом из слухов, которые со временем дошли бы до него. У нас нет оснований для подозрения, что Иов или его слуги сами спровоцировали савеян на набег: этот замысел «вложил в сердце» нападавших сатана, чтобы они осуществили его прямо сейчас, и таким образом добился двоякой цели: заставил страдать Иова и заставил согрешить савеян. Следует заметить: когда сатана получает Божье разрешение на злодеяния, у него нет недостатка в коварных людях для исполнения, ибо он сам является духом, действующим в сынах противления.

2. У Иова было семь тысяч мелкого скота, имелись и пастухи, которые ухаживали за ним; и он лишился всего в одночасье из-за удара молнии (ст. 16). Наверно, Иов в душе уже был готов обличать савеян и выступить против них за несправедливость и жестокость, когда последовавшая незамедлительно новость заставила его посмотреть вверх: огонь Божий упал с неба. Гром это голос Бога, а молния Его огонь; но речь идет о столь необычной молнии, к тому же направленной прямо против Иова, что все его овцы и пастухи были не только убиты, но и сразу же сгорели, и лишь один из них остался в живых, чтобы принести эту весть бедному Иову. Дьявол, вознамерившийся склонить Иова к проклятию Бога и отречению от религии, справился с этой частью испытания весьма искусно.

(1) Иов лишился всех своих овец, которых приносил в жертву Господу, чтобы почтить Его; и могло сложиться впечатление, что Бог недоволен жертвами Иова и решил наказать его при помощи того, чем Иов служит Ему. Добиваясь осуществления своего древнего замысла поссорить Небеса и землю, сатана сначала представил Господу Иова как неверного раба, а теперь он представляет Иову Бога как жестокого Господина, не пожелавшего защитить стада Иова, из которых Ему приносилось так много всесожжений. Так у Иова появилось искушение сказать: тщетно служение Богу.

(2) Посланник называет молнию огнем Божьим (совершенно бесхитростно), но, наверно, сатана замышлял таким образом навести Иова на мысль, что именно Бог обратился в неприятеля его и Сам воевал против него; и по этому поводу Иов переживал сильнее, чем из-за набега савеян. Иов признал, что страшно для него наказание от Бога (Иов 31:23). А значит, сколь ужасной стала весть об этой беде, которая исходила прямо из Божьей руки! Если бы огонь с неба сжег овец на жертвеннике, то Иов истолковал бы это как знак Божьей благосклонности; но огонь, сжигающий их на пастбище, выглядит исключительно как знак Божьего недовольства. Ничего подобного не было с тех пор, как сгорел Содом.

3. У Иова было три тысячи верблюдов и слуги, которые ухаживали за ними; он лишился их в одночасье: пришли три отряда халдеев и увели верблюдов, а слуг убили (ст. 17). Если бы огонь от Бога, поразивший слуг Иова, которые честно исполняли свой долг, поразил грабителей савеян и халдеев, причинявших зло, то Божий суд в таком случае был бы очевиден и заметен, как высокие горы; но, когда путь нечестивых благоуспешен и они уносят свои трофеи, в то время как честные и добрые люди внезапно погибают, тогда Божья справедливость подобна великой бездне, дна которой мы не видим (Пс 35:7).

4. Самым дорогим и ценным приобретением Иова были его десять детей; и в завершение трагедии, в то же время ему принесли вести, что они погибли и погребены под руинами дома, в котором пировали, вместе со всеми прислуживавшими им рабами, кроме одного, принесшего весть (ст. 18−19). Эта потеря стала самой тяжелой для Иова; она потрясла его до глубины души; поэтому дьявол приберег ее напоследок, чтобы, если другие провокации не достигнут цели, эта побудила бы Иова проклясть Бога. Наши дети часть нас самих; расставаться с ними тяжело, и если это происходит, то благочестивые родители испытывают ни с чем не сравнимые страдания. Но расставание со всеми сразу, когда внезапно погибают дети, долгие годы бывшие предметом наших забот и надежд, заденет за живое любого.

(1) Все дети умерли одновременно, никто не остался в живых. Мудрый и благочестивый муж Давид сильно горевал по поводу смерти одного сына. Как же тяжело пришлось Иову, сразу лишившемуся всех до одного и обреченному на бездетность!

(2) Дети погибли внезапно. Если бы их унесла какая-нибудь продолжительная болезнь, то отец знал бы о неминуемой смерти и подготовился к такой утрате; но постигшая Иова беда пришла без предупреждения.

(3) Дети погибли во время пира и веселья. Иову было бы легче перенести утрату, если бы внезапная смерть настигла их во время молитвы. Тогда у него была бы надежда, что они приняли смерть достойно; но это произошло во время пира, а он очень беспокоился о том, чтобы дети в такие минуты не согрешили и не похулили Бога в сердце своем; но день оный пришел, когда не знали о нем, как тать в ночи; и, возможно, дети согрешили, будучи неумеренными в еде и питье, и мысли об этом не могли не тревожить Иова, если учесть, как чутко он заботился о состоянии душ своих детей; а теперь он не может даже вознести всесожжение, как раньше, по числу всех их. Видите, как подтверждается истина о том, что всему и всем одно. О детях Иова постоянно молился их любящий отец, они жили в любви друг ко другу, тем не менее их постигла безвременная кончина.

(4) Дети Иова погибли от ветра, который поднял дьявол, ведь он, как известно, князь, господствующий в воздухе (Еф 2:2); но выглядело это как действие, исходящее непосредственно от Божьей руки, и как знак Его гнева. К такому выводу пришел Вилдад: если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их (Иов 8:4).

(5) Иов лишился детей именно тогда, когда больше всего нуждался в их поддержке и утешении в связи с остальными потерями. Столь жалкими утешителями являются все создания. И только в Боге мы находим скорую помощь во все времена.

Стихи 20−22. Дьявол сделал с Иовом все, что пожелал в рамках дозволенного, чтобы спровоцировать его на проклятие в адрес Бога. При свидетелях он коснулся всего, чем Иов обладал; человек, который на восходе солнца был самым богатым среди сынов востока, до наступления ночи стал абсолютно нищим. Если бы единственным основанием для религиозности Иова было его богатство, как намекал сатана, то с утратой такового он отказался бы и от религии; но сказанное в этих стихах убеждает нас в благочестивой сдержанности Иова во время скорби и служит достаточным доказательством того, что он был честным человеком, а дьявол лжецом.

I. Иов повел себя достойно человека, которого постигло горе; он не оставался тупым и бесчувственным, как камень или колода, но вполне естественно и сильно переживал смерть детей и слуг: Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою (ст. 20), то есть сделал то, что было обычным проявлением огромной скорби, и показал, что осознает действия Божьей руки, направленной против него; тем не менее ничего непристойного он не делал и не предавался чрезмерным страстям. Иов не упал в обморок, а встал, как борец на сражение; он не сбрасывал одежду, как бы в горячке, но очень серьезно, в соответствии с обычаями той местности, разодрал верхнюю одежду (плащ или мантию); он не рвал на себе судорожно волосы, а сознательно обрил голову. Отсюда очевидно, что Иов держал себя в руках и стойко хранил присутствие духа, несмотря на все провокации. Легко увидеть, когда именно Иов начал проявлять чувства: это произошло не раньше, чем он услышал о гибели детей, и лишь тогда он встал и разорвал верхнюю одежду. Сердце мирского неверующего человека сказало бы: «Теперь, когда пропала пища, хорошо, что пропали и рты; теперь, когда нет уделов, хорошо, что нет и детей»; но Иов знал лучше и был бы благодарен Провидению, если бы оно пощадило детей: хотя у него для них теперь почти ничего не осталось, Jehovah-jireh Господь усмотрит. Так как у иудеев был обычай рвать на себе одежду, когда они слышали хулу, некоторые толкователи считают, что Иов разорвал одежду в святом негодовании при появлении богохульных мыслей, которые внушал ему сатана, искушая проклясть Бога.

II. В скорби Иов повел себя как муж мудрый и благочестивый, как человек непорочный, справедливый и богобоязненный, который удалялся от зла греха больше, чем от постигшей его извне беды.

1. Он смирил себя под Божью руку и примирился с обстоятельствами, ниспосланными Провидением, будучи человеком, который умеет жить и в скудости и в изобилии. Когда Бог призвал его к плачу и сетованию, он плакал и сетовал, разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою; и, как человек, уничижившийся перед Богом и сравнивший себя с прахом, он пал на землю с чувством раскаяния в грехе и в терпеливой покорности Божьей воле, готовый терпеть за свое беззаконие. Так Иов доказал свою искренность, ибо лицемеры... не взывают к Богу, когда Он заключает их в узы (Иов 36:13). Таким образом Иов подготовил себя к тому, чтобы принять благо от скорби; ибо может ли страдание пойти нам на пользу, если мы не прочувствовали его?

2. Иов успокоил себя умиротворяющими рассуждениями, чтобы не тревожиться и не лишиться присутствия духа, столь необходимого после этих событий. Он рассуждает, учитывая общеизвестные истины о человеческой жизни, описывая их применительно к себе: наг я вышел (как и другие) из чрева матери моей, наг и возвращусь в недра нашей общей матери земли, как ребенок, который болен или утомлен и поэтому кладет голову на колени матери. Мы изначально были прахом и в прах возвратимся в конце (Быт 3:19), в землю, чем мы и были (Еккл 12:7), возвратимся нагими туда, откуда были взяты, а именно к брению (Иов 33:6). На эти рассуждения Иова ссылается и Св. Павел: мы ничего не принесли в мир из мирских благ, но получили их от других; явно, что ничего не можем и вынести из него (1Тим 6:7), но должны оставить другим. Мы приходим в мир нагими не только без брони, но и без одежды беспомощными, неумелыми, и не имеем такого хорошего покрова и защиты, как другие создания. В Божьих глазах нагими нас делает грех, в котором мы родились, к нашему стыду. Из этого мира мы уходим тоже нагими, в частности таково наше тело, тогда как освященная душа уходит в облачении (2Кор 5:3). Смерть лишает нас всего, чем мы располагаем: ничто не может согреть или украсить мертвое тело. Именно эти соображения заставили Иова молчать, когда он понес потери.

(1) Он теперь оказался там, где был в самом начале. Он видит себя только нагим, а не увечным или израненным; он не потерял себя как личность, хотя потерял все свое имущество, так что вернулся к своему изначальному состоянию. Nemo tam pauper potest esse quam natus est Никто не может оказаться таким же бедным, как и при рождении (Min. Felix). Если мы стали нищими, то не должны считать, что нас постигло зло или беда, ведь именно такими мы родились.

(2) Иов оказался там, где должен быть в самом конце: он просто лишился одежды, вернее, всякого бремени раньше, чем ожидал. Если нам придется снять одежду прежде, чем отправимся спать, то мы можем почувствовать некоторую неловкость, тогда как ближе ко времени сна таковая сглаживается.

3. Иов воздал славу Богу и проявил в этой ситуации огромное почтение к Божьему провидению и кроткое подчинение его распоряжениям. Мы должны радоваться, видя Иова в таком благочестивом расположении духа, потому что он выдержал испытание на верность, которому подвергался, хотя и не знал об этом. Дьявол говорил, что при таких страданиях Иов проклянет Бога, а он благословил Его и тем самым доказал свою честность.

(1) Иов видел Божью руку как в милостях, которых он удостоился прежде, так и в скорбях, которые переживал теперь: Господь дал, Господь и взял. И мы должны признавать Божье провидение:

[1] Во всех благах, которыми располагаем. Бог дал нам жизнь, сотворил нас, и мы Его; Он даровал нам имение; нас обогатило не собственное умение и трудолюбие, а то, что Бог благословил наши заботы и старание. Он дал нам силы сделать состояние и не только сотворил ради нас другие создания, но и пожаловал нам нашу долю.

[2] Во всех испытаниях. Дающий может забрать, разве Он не волен распоряжаться Своим собственным? Обратите внимание, что Иов за орудиями исполнения увидел Первопричину. Он не стал говорить: «Господь дал, а савеяне и халдеи отняли; Бог сделал меня богатым, а дьявол нищим»; но: «Кто дал, Тот и взял». И на этом основании Иов не спорит, ибо ему нечего сказать, потому что так распорядился Бог. Тот, Кто дал все, может забрать что Ему угодно, когда угодно и сколько угодно». Такую же точку зрения отстаивает и Сенека: abstulit, sed et dedit — он забрал, но он же и дал. И превосходно об этом сказал Эпиктет (гл. 15): «Когда ты лишаешься чего-нибудь, например ребенка, которого забрала смерть, или части своего имения, то не говори: apolesa auto — я потерял это а скажи: apedoca я вернул — это законному владельцу»; но если ты пожелаешь возразить: kakos ho aphelomenos — меня ограбил плохой человек, то ответ будет таким: ti de soi melei — что тебе до того, какой рукой давший возвращает себе то, что дал?»

(2) И в милостях и в скорбях Иов благоговел перед Богом. Лишившись всего, он пал ниц и поклонился. Следует заметить: скорби должны не уводить нас от религиозного поклонения, а побуждать к таковому. Плач не мешает сеянию и не мешает поклонению. В своей скорби Иов уделял внимание не только Божьей руке, но и Божьему имени и воздавал славу: да будет имя Господне благословенно! Его мысли о Боге продолжают оставаться, как и всегда, великими и добрыми, и он готов произносить хвалу; сердце Иова расположено благословлять Бога, когда Он забирает, так же усердно, как и когда Он дает. Подобным же образом и мы должны петь милость и суд (Пс 100:1).

[1] Иов благословляет Бога за то, что Он ему дал, хотя он это уже утратил. Лишаясь благ, мы должны благодарить Господа за то, что когдато их имели и наслаждались ими дольше, чем заслужили.

[2] Иов благоговеет перед Богом даже тогда, когда Он забирает, и воздает Ему славу добровольным подчинением. Более того, Иов благодарит Бога за благо, которое подразумевает эта скорбь, за милостивую поддержку в страданиях и за надежду на благополучный исход. И наконец, здесь мы находим замечательное свидетельство, которое Святой Дух дает в отношении постоянства и достойного поведения Иова во время этой скорби. Иов с честью выдержал испытание (ст. 22). Во всем этом Иов не допустил ошибки, ибо не считал, что Бог поступил неразумно, и нисколько не сомневался в Божьей мудрости. Проявляя недовольство и нетерпение, люди фактически обвиняют Бога в безумстве. Поэтому Иов бдительно остерегался таких проявлений; так же должны поступать и мы, признавая, что Бог действовал справедливо, а мы нечестиво; Бог поступил мудро, а мы действовали неразумно, весьма неразумно. Кто не только сохраняет присутствие духа во время провокаций и в трудных ситуациях, но и хранит добрые мысли о Боге, поддерживая с Ним приятное общение, независимо от похвалы или осуждения людей, тот получит похвалу от Бога, как здесь Иов.

толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 1 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.