Помпезные вступления, похожие на гору, изобилующую источниками, часто представляют весьма скудное по содержанию выступление, но речь Елиуя не разочаровала ожидания, порожденные вступлением. Она довольно содержательна, энергична и касается главной темы. В предыдущей главе он обратился с речью к трем друзьям Иова, а теперь поворачивается к Иову и обращает свою речь к нему.
I. Он надеется, что Иову будет приятно услышать, что он собирается сказать, и он хочет быть тем человеком, которого тот хотел увидеть, ибо он собирается ходатайствовать о нем и принимает его заявление от имени Бога (ст. 1−7).
II. От имени Бога Елиуй выступает против него и осуждает за слова, произнесенные в разгаре спора, в которых он жалуется, что Бог слишком жестоко поступил с ним (ст. 8−11).
III. Он пытается убедить Иова в совершенной ошибке и безрассудстве, показав, (1) что Бог обладает всемогущей властью над человеком (ст. 12−13).
(2) Что Бог заботится о человеке, используя различные пути и средства, чтобы сделать благо его душе; именно так мы должны думать о Нем, когда Он подверг Иова телесным страданиям (ст. 14).
[1] Временами Иов жаловался на беспокойные сны и видения (Иов 7:14). «Иногда, говорит Елиуй, Бог обличает и наставляет человека через такие сны и видения» (ст. 15−18).
[2] Иов особенно жаловался на свои болезни и боли, и Елиуй основательно показывает, что они не были знаками гнева Божьего, как считал Иов, или доказательствами его лицемерия как считали его друзья, а на самом деле были мудрыми и милостивыми средствами, с помощью которых божественная благодать хотела ближе познакомить его с Богом, выработать в нем терпение, опытность и надежду (ст. 19−30). И в конце он обращается к Иову с просьбой ответить на его слова или позволить говорить дальше (ст. 31−33).
Стихи 1−7. В данной речи Елиуй использует несколько аргументов, чтобы убедить Иова не только терпеливо выслушать и принять наставления, которые он собрался дать ему, но и поверить, что он хочет послужить ему во благо и делает это охотно. Иов должен понимать, (1) что Елиуй не присоединяется к трем друзьям, осуждавшим его. В предыдущей главе он заявил, что ему не нравятся их методы убеждения; он опроверг их гипотезы и способы, с помощью которых они собирались исцелить Иова. «Итак, слушай, Иов, речи мои (ст. 1). Твои друзья пели одну и туже песню; они настроились на одну и ту же струну, но я хочу сказать тебе нечто новое, поэтому внимай всем словам моим, а не только некоторым», ибо мы не можем во всей полноте судить о выступлении, если не выслушаем его внимательно во всем объеме.
(2) Что Елиуй очень серьезно настроен; он не собирается просто говорить одно слово за другим или дать остроумный ответ, продемонстрировав свой ум. После длительного молчания он открыл уста свои (ст. 2), тщательно обдумав слова и определив цель. Он начинает говорить после основательных размышлений и готов продолжить свою речь, если Иов ободрит его своим вниманием.
(3) Что он решил говорить то, что думал (ст. 3): «Слова мои от искренности моего сердца, это искренние плоды моих убеждений и чувств». Есть основания думать, что на самом деле трое друзей Иова в глубине сердца не считали Иова таким плохим человеком, каким представили его в своих речах лишь для поддержания своих гипотез; а это было нечестно. Подло ради достижения своей цели осуждать языком тех, о ком в своей совести думаем хорошо. Елиуй был честным человеком и считал подобные поступки неприемлемыми.
(4) Что его слова не будут невразумительными и трудными для понимания, а легко доступными: «Уста мои произнесут знание чистое». Иову будет легко понять их суть и цель, которую они преследуют. Кто говорит о божественных истинах, тот должен стараться, чтобы определения и выражения были четкими и простыми, и говорить (насколько это возможно) доступно и ясно, ибо благодаря этому станет очевидно, что он сам понимает, о чем говорит, преследует честные цели и стремится своими словами наставить других.
(5) Что в своем выступлении он постарается наилучшим образом использовать разум и мудрость, данные ему Богом, жизнь и разумную душу, которую он принял от Духа Божьего и дыхания Вседержителя (ст. 4). Он признает, что недостоин выступать вместе со старшими участниками спора, но хотел бы, чтобы они не пренебрегали его юностью, ибо он такое же творение Бога, как и они: сотворенное Той же рукою, наделенное такой же благородной силой и способностями и предопределенное для такой же великой цели. Так почему не может сотворивший его Бог использовать его в качестве инструмента, чтобы сделать доброе дело для Иова? Подобными размышлениями и мы должны ободрять себя (как, возможно, делал Елиуй), чтобы сделать на своем месте доброе дело соответственно нашим возможностям. Бог сотворил нас и дал нам жизнь, поэтому мы должны учиться использовать ее для достижения добрых целей, тратить ее для прославления Бога и служения человечеству соответственно Его воле, дабы мы соответствовали цели своего сотворения и никто не мог сказать, что мы были сотворены напрасно.
(6) Что он очень хотел бы услышать, что Иов сможет возразить против его слов (ст. 5): «Если можешь, отвечай мне. Если ты все еще имеешь достаточно силы и духа и если они не все растрачены на болезнь и споры, то сложи свои слова в порядке (англ. пер.), и я подумаю о них». Кто говорит разумно, тот услышит разумный ответ.
(7) Что он всегда хотел встретиться с человеком, который выступил бы в защиту Бога, чтобы свободно подискутировать с ним и вручить ему как арбитру свое дело; и таким человеком в данной ситуации является Елиуй (ст. 6): «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога». Как трогательно Иов желал: «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом! (Иов 16:21). О, если бы я знал, где найти Его! (Иов 23:3). Только с Ним можно будет прийти к соглашению и договориться, чтобы ужас Божий не потрясал меня» (Иов 13:21). «А теперь, говорит Елиуй, посмотри на меня, ибо сейчас я вместо Бога. Я буду защищать Его дело в споре с тобой и покажу, какими словами ты оскорбил Его и что Он имеет против тебя; ты можешь высказать мне те жалобы и обращения, которые собирался предъявить Богу».
(8) Что он не является для него неравным соперником: «Я образован также из брения. Я такой же, как первый человек (Быт 2:7) и ты». Иов приводил этот аргумент в качестве увещевания, почему Богу не следует быть таким жестоким по отношению к нему (Иов 10:9): «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня». И теперь Елиуй говорит: «Я образован также из брения, как и ты; образован из такого же брения (читают некоторые)». Нам всем полезно помнить, что мы сотворены из брения, что таковыми являются те, кто для нас вместо Бога, и что Бог разговаривает с нами через людей таких же, как мы, соответственно желанию Израиля, когда он подвергся испытанию (Втор 5:24). Бог мудро поступил, вложив сокровище в земные сосуды, подобные нам (2Кор 4:7).
(9) Чтобы Иов ни в коем случае не пугался, что он будет нападать на него (ст. 7): «Страх передо мною не может смутить тебя, [1] как смущали аргументы твоих друзей. Я не буду осуждать тебя, как они, и не буду предъявлять тебе такие суровые обвинения. [2] Как смущали бы аргументы Бога, если бы Он решил увещевать тебя. Я стою на одной ступени с тобой, сделан из того же брения, что и ты, поэтому ты не должен бояться, хотя справедливо мог бы ужасаться, если бы явилось божественное Величие». Если мы хотим правильно увещевать людей, то должны воздействовать на разум, а не вызывать в них ужас, применять честные аргументы, а не тяжелую руку.
Стихи 8−13. В данных стихах:
I. Елиуй детально обвиняет Иова в том, что из его уст вышли некоторые неподобающие высказывания, бросающие тень на справедливость и благость Бога в Его взаимоотношениях с ним. Он не основывает обвинение на словах других людей, а обвиняет в том, свидетелем чему был он сам (ст. 8): «Ты говорил в уши мои, и свидетелями тому стали твои друзья». Он не пересказывал то, что слышал от других; в противном случае он надеялся бы, что дело обстоит не так плохо, как оно было представлено. Он услышал их из уст Иова не в личном разговоре, в противном случае он не был настолько плохо воспитан, чтобы рассказать о нем во всеуслышание. Нет, Иов открыто говорил, и поэтому его следовало открыто и публично осудить за это. Согрешающих открыто обличай перед всеми. Когда мы слышим слова, которые могут хотя бы косвенным образом бесчестить Бога, то должны публично свидетельствовать против них. Мы должны осуждать все ошибочные слова, сказанные в нашем присутствии, ибо «Вы — свидетели Мои, говорит Господь, чтобы выступить против обвинителя».
1. Иов утверждал, что невиновен (ст. 9), и говорил: «Чист я, без порока». Он не выражал это totidem verbis — многими словами, более того, признался, что согрешил и нечист перед Богом; но при этом он также сказал: «Ты знаешь, что я не беззаконник, и крепко держал я правду мою», и на этих словах Елиуй вполне мог обосновывать свое обвинение. Правда, что Иов был совершенным и праведным человеком, непохожим на того, каким представили его друзья, но ему не следовало так усердно настаивать на этом, словно Бог причинил зло, поражая его. Тем не менее кажется, что Елиуй был не совсем честен, обвиняя Иова в том, что тот настаивал на своей чистоте и невиновности во всех преступлениях, ибо тот считал себя правым и невиновным в больших прегрешениях. Но те, кто говорит страстно и неосторожно, должны винить самих себя, если их неверно понимают; следует быть более внимательными.
2. Согласно его словам, Бог был жестоким, отмечая все его ошибки и используя все преимущества против него (ст. 10−11), словно искал возможности поссориться с ним. «Он нашел обвинение против меня», которое, как предполагает Иов, Он искал. По этому вопросу Иов сказал: «Разве Ты не подстерегал греха моего (Иов 14:16−17), не считаешь врагом Твоим?», о чем он выразительно говорит в Иов 13:24 и Иов 19:11. «Ты ставишь в колоду ноги мои, чтобы я не только не мог сражаться с Тобою, но и не смог убежать от Тебя» (Иов 13:27). «Ты подстерегаешь все стези мои» (Иов 13:27).
II. Он старается убедить его в том, что он ошибался, подобным образом высказываясь о Боге, и за это должен смириться перед Ним, покаянием исправив свою ошибку (ст. 12): «Вот в этом ты неправ». Посмотрите, чем отличается обвинение, выдвинутое Елиуем в адрес Иова, от обвинения, предъявленного его друзьями: они не желали признать, что в общем он был человеком праведным, и только Елиуй сказал: «Вот в этом, сказав эти слова, ты был неправ».
1. «Ты не был прав перед Богом». Быть правым означает воздавать каждому то, что ему причитается; а мы не воздаем Богу Его часть и не правы перед Ним, если не признаем Его справедливость и милость во всех проявлениях Его провидения, коснувшихся нас: что Он праведен во всех Своих путях и благ, как бы ни обстояли наши дела.
2. «Ты не говорил как человек праведный. Я не отрицаю, что ты таковым являешься, но из твоих слов этого не видно». Многие люди в определенных ситуациях говорят и ведут себя не свойственно им; и в таких случаях мы, с одной стороны, должны обязательно сказать даже человеку благочестивому, в чем он ошибается и поступает неверно, и ни в коем случае не потакать ему в его ошибках и страстях, ибо в таком случае мы не поступаем во благо ему; а с другой стороны не должны делать вывод о характере человека и выносить о нем суд на основании одной ситуации и нескольких неверных слов, ибо в таком случае мы будем несправедливы. Все мы много согрешаем и поэтому должны быть беспристрастными в своих порицаниях. Чтобы убедить Иова в том, что его слова были неверными, Елиуй предлагает ему подумать о том, (1) что Бог безгранично выше нас, и поэтому глупо соперничать с Ним; ибо если Он выступит против нас со всей Своей могучей силой, то мы не сможем устоять перед Ним. «Я отвечаю тебе, говорит Елиуй, одним словом, которое несет в себе доказательство истины: Бог выше человека. Нет сомнений в том, что Он безгранично выше». Нельзя сравнивать человека и Бога. Иов очень много и превосходно говорил о величии Бога, Его неодолимой силе, неоспоримом всемогуществе, Его непостижимом величии и неисследимой необъятности. «А теперь, говорит Елиуй, задумайся о том, что ты сам говорил о величии Бога, и примени эти слова к себе. Если Он больше человека, то больше тебя; и ты увидишь достаточно оснований, чтобы покаяться в своих злобных и некрасивых высказываниях в Его адрес; тебе станет стыдно за твое безрассудство и впредь будет страшно даже вспомнить свою самоуверенность». Отметьте: во фразе «Бог выше человека» присутствует столько неоспоримой истины, что если о ней должным образом задуматься, то она навсегда заглушит и пристыдит нас за жалобы на Его провидение и возражения против методов Его обращения с нами. Он не только мудрее и могущественнее нас (и нет смысла соперничать с Ним, ибо Он слишком силен для нас), но и более свят, справедлив и благ, а эти качества являются славой и превосходством божественной природы; в этом Бог выше человека, и поэтому глупо и безрассудно искать в Нем ошибки, ибо Он всегда прав.
(2) Что Бог не обязан отчитываться перед нами (ст. 13): «Для чего тебе состязаться с Ним!» Кто жалуется, что Бог сражается с ним, тот обвиняет и выступает против Него. Но почему люди так поступают? В чем причина? Для чего они это делают? Отметьте: глупо нам, слабым, безрассудным и греховным творениям сражаться с Богом безграничной мудрости, силы и благости. Горе глине, сражающейся с горшечником, ибо Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Он не обязан показывать нам причину, почему Он именно так поступает, равно как и сообщать нам Свои планы (как, когда и с помощью какого инструмента Он будет действовать) или говорить, почему Он так поступает с нами. Он не обязан ни оправдывать Свои поступки, ни удовлетворять наши требования и любопытство; Его суд несомненно оправдает их. А если мы не оправдываем их, то это наша ошибка. Поэтому мы поступим дерзко и непочтительно, если призовем Бога на свой суд или потребуем, чтобы Он обосновал Свои поступки, если спросим: «Что Ты делаешь?» или: «Почему Ты так делаешь?» Он не дает отчета ни в каких делах Своих; Он являет то, что считает приемлемым для нас, как следует из данных стихов (ст. 14), но все еще остаются тайны, которые нам не принадлежат, поэтому нам не следует выведывать их.
Стихи 14−18. Иов жалуется, что Бог скрывает от него причину Своего сурового обращения с ним, и поэтому делает вывод, что Он обращается с ним, как с врагом. «Нет, отвечает Елиуй, Он говорит с тобою, но ты не понимаешь Его; следовательно, это твоя ошибка, а не Его; даже в этих суровых испытаниях, которые ты неверно истолковываешь, Он желает тебе добра». Обратите внимание в общем:
(1) Что Бог заботится о нашем благополучии: «Он говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз» (ст. 14). Несмотря на расстояние и ссору, в которой мы с Ним пребываем, Ему нравится говорить с нами, и это является знаком Его благоволения. Ему нравится говорить с нами о наших заботах, показывать, в чем заключается наш долг и что нам выгодно, чего Он требует от нас и чего мы можем ожидать от Него, говорить нам о наших ошибках и предостерегать об опасностях, показывать нам путь и вести по нему; и это свидетельствует о Его милостивых намерениях в наш адрес. Он делает это не один раз, а вновь и вновь; если одним предостережением пренебрегли, то Он посылает другое, ибо не желает, чтобы кто-нибудь погиб. Все должно быть заповедь на заповедь, правило на правило, чтобы грешники не смогли оправдаться.
(2) Что мы сами являемся врагами своего благополучия: человек того не замечает, то есть не обращает или не уделяет внимания, не понимает, что слышит голос Бога или того, что ему открывается, ибо все это для него безрассудство. Он закрывает уши, действует себе во вред, отказывается принять совет Бога и, таким образом, поступает глупо, не согласуясь с велениями мудрости. Бог говорит с нами через совесть, через провидения и служителей; обо всем этом подробно рассуждает Елиуй, чтобы показать Иову, что Бог рассказывал ему о Своих намерениях и оказал ему милость, хотя сейчас кажется, что Он держит его во тьме и относится, как к чужому, ибо обрушил на него беду и обращается с ним, как с врагом. Насколько нам известно, в то время не было божественных откровений в написанном виде, поэтому они не упоминаются среди перечисленных способов, с помощью которых Бог говорит с человеком, хотя сейчас это главный способ. В данных стихах Елиуй показывает, как Бог учит и увещевает сынов человеческих через их совесть. Обратите внимание:
I. На правильно подобранное время и благоприятную возможность для этих увещеваний (ст. 15): «Во сне, во время дремоты на ложе, когда люди удалились от мира, работы и связанных с ними забот». Когда человек в постели, находится в одиночестве и в покое (Пс 4:5), то это хорошее время, чтобы погрузиться в свое сердце и пообщаться с ним. Это время, когда Бог лично общается с людьми.
1. Когда Он посылает ангелов, чрезвычайных представителей, со Своими поручениями, то обычно выбирает это время для передачи Своих посланий; тогда глубокий сон овладевает людьми, все телесные чувства отключены, а разум более свободен для установления контакта с божественным светом. Именно так Бог открывал Свои планы пророкам через видения и сны (Чис 12:6); так Он предупредил Авимелеха (Быт 20:3), Лавана (Быт 31:24), Иосифа (Мф 1:20); именно так Он известил фараона и Навуходоносора о грядущих событиях.
2. Когда Он возбуждает совесть в душе человека Своего обычного посланника, чтобы она совершила свое служение, то чаще всего использует благоприятную возможность: когда глубокий сон овладевает человеком (ибо хотя обычно сны это плод воображения человека, но иногда они могут быть плодом совести) или когда он дремлет, то есть находится между сном и бодрствованием, размышляя ночью о прошедшем дне или планируя дела на следующий день; это подходящее время для сердца, чтобы обличить человека за его, плохие поступки и увещевать в том, что он должен сделать (см. Ис 30:21).
II. На власть и силу, с которой эти увещевания приходят (ст. 16). Когда Бог собирается сделать человеку добро с помощью обличений и велений совести, (1) Он дает им доступ и привлекает к ним внимание: тогда Он открывает у человека ухо, которое до того времени было закрыто и не слышало голоса этого заклинателя (Пс 57:6). Он открывает сердце (как Он открыл сердце Лидии) и открывает уши. Он убирает препятствие, которое закрывало ухо, и обличение находит или силой прокладывает свой путь. Он вырабатывает в душе покорность велениям совести, и она подчиняется им вот что происходит после того, как Бог открывает ухо (Ис 50:5): «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился».
(2) Он определяет в сердце место для их обитания запечатлевает Свое наставление, то есть те наставления, которые Он предназначил для них. Он делает так, чтобы они глубоко и длительно воздействовали на душу, как воск печати. Когда божественные наставления воздействуют на сердце и оно приобретает нужную форму, тогда работа сделана.
III. На цель и предназначение предостережений, посланных Богом.
1. Их цель удержать людей от греха, в частности от греха гордости (ст. 17): чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия, то есть отвести его от нечестивых целей, которые могут изменить его образ мышления и ход жизни, его отношения и склонности; или чтобы предотвратить некий отдельный грех, который он может совершить; чтобы отвлечь человека от работы, заставить его отложить дело, совершаемое для этого мира и плоти, и взяться за дело Божье. Многие люди были остановлены своевременными увещеваниями собственной совести, говорившей: «Разве это не мерзость, которую Бог ненавидит?», когда они успешно поднимались по служебной лестнице, следуя греховными путями. В частности, с помощью этих средств Бог удаляет гордость от человека, то есть отнимает у него то, что может стать поводом для гордости; Он отвлекает его разум от этих целей, сосредоточивая на том, что смиряет его. «Чтобы Он мог удалить гордость от человека», написано в некоторых переводах, то есть вырвать этот корень горечи, который приводит ко многим грехам. Бог должен смирить и удалить гордость от всех, для кого Он хранит милость. Гордость делает людей активными и решительными в достижении своих целей; они желают идти своим путем, поэтому Бог отводит человека от его предприятия, умерщвляя его гордость.
2. Их цель удержать человека от гибели (ст. 18). В то время как грешники преследуют свои нечестивые цели и потакают собственной гордости, их души стремительно приближаются к пропасти, мечу и погибели в этом и в грядущем мире. Но когда Бог с помощью предостережений совести уводит их от греха, то тем самым отводит душу его от бездонной пропасти и не дает ей погибнуть от меча божественного мщения; в результате чего беззаконие не будет причиной ее гибели. То, что отвращает человека от греха, спасает его от ада спасает душу от смерти (Иак 5:20). Так посмотрите, какая милость подвергаться воздействию проснувшейся совести. Благословенны раны и узы этого друга, ибо благодаря им душа удерживается от вечной гибели.
Стихи 19−28. Бог в первый раз обращается к грешникам через совесть, чтобы удержать их от губительных путей, но они не принимают Его предостережений, ибо не осознают, что ограничения, посылаемые им сердцем, когда они идут греховными путями, исходят от Бога, и приписывают их грусти или недостаткам своего воспитания. Поэтому Бог говорит дважды; Он говорит во второй раз и пытается другим методом обличить и изменить грешника. Для этого Он использует провидения, приносящие беды и оказывающие милость, в которых Он говорит во второй раз, и своевременные наставления благочестивых служителей, адресованные им. Иов много жаловался на свои болезни и, судя по ним, пришел к выводу, что Бог гневается на него; так же считали его друзья, но Елиуй показывает, что все они ошибались, ибо Бог часто поражает тело из любви, милостиво желая добра душе, что и является главной причиной телесных страданий. Данная часть выступления Елиуя очень полезна для нас, чтобы мы правильно относились к болезням, с помощью которых Бог разговаривает с людьми. В данных стихах:
I. Больной описан в критическом состоянии. Посмотрите, какую работу совершает болезнь (ст. 19 и далее), когда Бог посылает ее с поручением: сделай то, и делает.
1. Больной человек страдает от боли во всем теле (ст. 19): «Он вразумляется болью на ложе своем» (англ. пер.). Эта боль приковывает его к кровати или бывает настолько сильной, что он не может избавиться от нее даже на своем ложе, где отдыхает. Боль и болезнь превращают ложе из пуха в ложе из терний, на котором его владелец, ранее беспечно почивавший, теперь беспокойно мечется до рассвета. Описанный здесь случай очень плохой. Боль переносить сложнее, чем болезнь, и именно ею больной вразумляется в данной ситуации. Это не тупая и вялая боль, а сильная и острая. Обычно, чем крепче пациент, тем интенсивнее боль, ибо, чем оптимистичнее характер человека, тем более неистова болезнь. Иов не столько жалуется на поражение плоти, сколько на боль в костях. Это внутренняя укоренившаяся боль; его вразумляют не через боль в одной конечности, а боль во всех костях его. Посмотрите, какие хрупкие и отвратительные тела мы имеем, которые, не получив никакого внешнего повреждения, могут сами по себе причинять невыносимую боль. Посмотрите, какое зло совершает грех. Боль плод греха; тем не менее, благодаря Божьей благодати телесная боль часто становится средством, совершающим благо для души.
2. Он полностью потерял аппетит, что является обычным следствием болезни (ст. 20): «Жизнь его отвращается от хлеба» обычной необходимой еды, и от любимой изысканной (в англ. пер.) пищи, которая раньше доставляла ему больше всего удовольствия. Это является добрым основанием, почему не следует прельщаться лакомыми яствами; ибо это — обманчивая пища (Притч 23:3). Мы можем скоро пресытиться ими так же, как раньше любили их; и если те, кто раньше во времена благополучия жил в роскоши, теперь из-за болезни испытывают отвращение к изысканным блюдам, то могут со скорбью и позором увидеть в грехе свое наказание. Давайте не будем чрезмерно любить мясо, ибо могут настать времена, когда мы будем испытывать отвращение при одном только его виде (Пс 106:18).
3. Он стал похож на скелет: одна кожа да кости (ст. 21). Из-за болезни, длившейся, возможно, несколько дней, его плоть, которая была тучной и привлекательной, пропала, так что ее не видно; она непонятным образом исчахла и исчезла, а кости его, которые раньше были спрятаны в плоти, теперь выказываются. Теперь можно пересчитать его ребра и все кости. Болезнь не сможет истощить душу, которая хорошо питалась хлебом жизни, но очень быстро сможет изменить тело. Он раньше имел привлекательный вид: Изнеженный праздностью, тучный, холеный. Но теперь друзья изумляются поразительной перемене: Его бледным впалым щекам и запавшим глазам; А его кости, которые раньше покоились в плоти и не были видны, Теперь выпирают сквозь кожу. Сэр Р. Блэкмор 4. Он считается пропащим человеком, а его жизнь безнадежна (ст. 22): «Душа его приближается к могиле», то есть при нем обнаруживаются все признаки смерти, так что он сам и все окружающие считают его умирающим человеком. Смертельные муки здесь названы губителями (в англ. пер.), готовыми схватить его; они уже окружили свою жертву (Пс 114:3). Возможно, здесь подразумевается ужасное представление о смерти, когда она смотрит прямо в лицо, которое имеют о ней, как о губителе, те, кто легкомысленно относился к ней, когда она была далеко. Но когда приходит смерть, все сходятся на одном мнении: что бы они ни думали о ней раньше, но смерть серьезная вещь.
II. Чтобы освятить страдание, Иову дается наставление; это делается для того, чтобы он услышал и понял Бога, когда Он таким способом обращается к человеку, и не оказалось, что Господь говорит напрасно (ст. 23). Он счастлив, если есть у него Ангел-наставник, посещающий его во время болезни, дабы убедить, посоветовать и утешить толкователь (в англ. пер.), который объяснил бы ему провидение и его смысл, человек мудрый, который знает глас жезла и умеет его истолковать; ибо когда Бог говорит через страдания, то часто оказывается, что мы не понимаем этого языка и нам нужен толкователь; поэтому хорошо, если рядом оказывается таковой. Во время болезни совет и помощь благочестивого служителя так же необходимы и своевременны, как посещение хорошего врача, особенно если он искусен в толковании и применении провидений. Такой человек находится один из тысячи, и его следует соответственно ценить. В это время его задача показать человеку Его праведность (в англ. пер.), то есть Божью праведность: что Он поражает человека по необходимости и не причиняет ему зла. Человека необходимо убедить в этом, чтобы он правильно воспринял страдание. Или, скорее всего, здесь автор имеет в виду праведность человека или его добродетель.
1. Праведность, присутствующую в нем. Если оказывается, что больной действительно был человеком благочестивым, то толкователь не поступит, как поступили друзья Иова, решившие убедить его в том, что он лицемер, раз страдает. Наоборот, он покажет ему его праведность, несмотря на страдания, чтобы больной утешился и успокоился, как бы ни обстояло дело.
2. Праведность и изменения, которые должны произойти, для того чтобы он обрел жизнь и покой. Когда человеку показывают, что путь праведности является единственным верным путем к спасению, когда он выбирает его и должным образом идет по нему, тогда задача выполнена.
III. Бог милостиво принимает его после покаяния (ст. 24). Когда Бог видит, что больной убежден в том, что искреннее покаяние и праведность евангельское совершенство не только являются его обязанностью, но и выгодны для него, тогда Бог, ожидающий возможности оказать милость, при первых признаках истинного покаяния умилосердится над ним и окажет ему благоволение. Бог оказывает милость всякий раз, когда находит благодатное сердце, и (1) издает милостивый указ о его освобождении. Он говорит: «Освободи его от могилы (то есть да будет он избавлен от этого), от смерти, которая есть платой за грех». Когда страдания выполняют свою задачу, они удаляются. Когда мы возвращаемся к Богу и начинаем исполнять свой долг, тогда Он поворачивается к нам с милостью. Кто принял Божьих посланников и правильно понял Его толкователей в вопросе, касающемся Его праведности, тот будет избавлен от могилы.
(2) Он приводит основание для своего повеления: «Я нашел умилостивление или искупление». Этим умилостивлением является Иисус Христос (так Елиуй называет Его), а Иов называет Его Искупителем, ибо Он является и покупающим и отдающим, и Священником и Жертвой; души настолько высоко ценятся, что ничто меньшее не может искупить их; а грех нанес такой большой вред, что только Кровь Сына Божьего, Который отдал душу Свою для искупления многих, может искупить его. Это Божий метод искупления, его изобрела Безграничная Мудрость; сами мы никогда не придумали бы этого, равно как и ангелы. В нем сокрыта премудрость Божия, тайная, сокровенная — это изобретение вечно будет изумлять начальства и власти, которые пытаются вникнуть в него. Посмотрите, как Бог прославляется этим изобретением: «Я нашел, я нашел умилостивление; это Я, Я придумал его».
IV. Описывается выздоровление больного. Избавьтесь от причины и последствия ее прекратятся. Посмотрите, какая происходит благословенная перемена, когда больной становится раскаявшимся грешником.
1. Его тело исцеляется и становится здоровым (ст. 25). Это не всегда является следствием покаяния и возвращения к Богу больного человека, но иногда так бывает; выздоровление после болезни безусловно милость, если оно результат решения не грешить. Когда Бог избавляет душу от рва погибели и бросает все грехи за хребет Свой (Ис 38:17), то делает это из любви к душе. Так происходит благословенное исцеление. Вначале: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои»; а затем: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф 9:2,6). Так и здесь: вначале он должен иметь часть в умилостивлении, и только тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; не останется никаких последствий от недуга, и возвратится он к дням юности своей к прежней красоте и силе. Поразительно, как быстро природа восстанавливается после того, как удаляется недуг, угнетавший ее; и в этом следует с благодарностью признать силу и милость Бога природы! Благодаря таким милостивым провидениям, поводом для которых служат страдания, Бог обращается один раз, более того, дважды к сынам человеческим, дабы они узнали (если только они смогут постичь) о своей полной зависимости от Него и о Его нежном сострадании к ним.
2. Его душа восстанавливает свой мир (ст. 26).
(1) Больной, ставший раскаявшимся грешником, становится просителем и учится молиться. Он знает: чтобы обрести благоволение Бога, нужно искать Его; поэтому он молится Богу, молится о прощении и здоровье. Злостраждет ли кто, болен ли кто из вас, пусть молится. Когда он увидит, что выздоравливает, то не подумает, что молитва больше не нужна, ибо благодать Божья нужна не только для освящения страданий, но и для освящения милости.
(2) Его молитвы приняты. Бог будет милостив к нему и доволен им; гнев Божий отвратится от него, и свет лица Божьего воссияет в его душе. И далее следует:
(3) Он получит утешение от общения с Богом. Теперь он увидит лицо Бога, которое до того времени было сокрыто от него, и будет любоваться им с радостью, ибо что может оживить больше? (См. Быт 33:10: «...как бы кто увидел лицо Божие»), Все истинно раскаявшиеся грешники больше радуются восстановлению Божьего благоволения, чем какому-либо проявлению процветания или удовольствию (Пс 4:7−8).
(4) Он испытывает благословенное спокойствие в разуме, исходящее от осознания своей оправданности перед Богом, Который возвращает человеку праведность его. Он примет искупление, то есть сопутствующее ему утешение (Рим 5:11). Ему вменится праведность, будет дарован мир, радость и веселье, о которых он услышит, хотя раньше, во дни страданий, не слышал о них. Теперь Бог будет обращаться с ним как с человеком праведным, и у него все будет благополучно. Он получит благословение от Господа и милость (Пс 23:5). Бог даст ему благодать идти и впредь не грешить. Возможно, это означает изменение его жизни после выздоровления. Не только человек будет молиться Богу, Которым ранее пренебрегал, но и Бог наградит человека праведностью и возместит убытки, и в будущем он будет поступать справедливо.
V. Изложен основанной принцип, согласно которому Бог будет обращаться с сынами человеческими, вытекающий из данного примера (ст. 27−28). Как выздоравливают смирившиеся больные, так и все истинно покаявшиеся в своих грехах обретут милость у Бога. Здесь обратите внимание:
(1) Что такое грех и какое основание у нас есть не грешить. Хотим ли мы знать природу греха и насколько он пагубен? Это извращение всего праведного; это самая бесчестная и безрассудная вещь; это бунт творения против своего Творца, узурпация владычества плоти над духом и противоречие вечным принципам добра и зла. Это извращение прямых путей Господних (Деян 13:10), поэтому греховные пути названы кривыми путями (Пс 125:5). Хотим ли мы знать, что приобретем благодаря греху? В нем нет никакой пользы. Дела тьмы бесплодны. Если подсчитать прибыль и потери, то вся выгода, полученная за счет греха, не скомпенсирует нанесенный убыток. Все истинно раскаявшиеся грешники готовы признать это; подобные размышления смиряют (Рим 6:21): «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь».
(2) Что такое покаяние, и какое у нас есть основание покаяться. Признаем ли мы себя истинно раскаявшимися грешниками? Тогда мы должны с сокрушенным и раскаивающимся сердцем исповедать свои грехи Богу (1Ин 1:9). Мы должны признать факт греха («грешил я»), не отрицать обвинения и не настаивать на своем оправдании; должны признать, что грех это ошибка, беззаконие и бесчестье («я извращал правду»)-, должны исповедать безрассудство греха: «Я был глуп и невежествен, ибо это не принесло мне никакой пользы. Так зачем мне иметь с ним дело?» Разве нет у нас добрых оснований совершить такое покаянное исповедание? Учтите:
[1] Бог ожидает его. Он смотрит на людей, когда они грешат, дабы увидеть, что они будут делать после этого: продолжат ли идти тем же путем или задумаются и вернутся. Он прислушивается, не скажут ли они: «Что я сделал?» (Иер 8:6). Он смотрит на грешника глазом сострадания, желая услышать от него эти слова, ибо Бог не радуется гибели грешников. Он смотрит на них и как только чувствует в них ростки покаяния, ободряет и готов принять их (Пс 31:5−6); так отец вышел навстречу своему возвращающемуся блудному сыну.
[2] В будущем это обернется для вас неизреченным преимуществом. Обещание дано в общем. Если человек смирится таким образом, то, кем бы он ни был, (а) он не подвергнется осуждению, а спасется от грядущего гнева. Бог освободит душу его от могилы, от ада; беззаконие не станет причиной его гибели, (б) Он будет счастлив в вечной жизни и радости: жизнь его увидит свет, то есть всякие блага в видениях и действиях Всевышнего. И если пророк повелит нам совершить великое дело, то разве мы не сделаем этого, чтобы получить благословение? Разве мы не сделаем намного больше, если он только скажет нам: «Омойся, и будешь чист исповедайся и получишь прощение, покайся и спасешься»?
Стихи 29−33. В данных стихах подводится итог первой части выступления Елиуя, в которой (1) он кратко суммирует сказанное и показывает, что Бог велик и милостив во всех проявлениях Своего провидения, касающегося сынов человеческих; Он стремится спасти их от вечного бедствующего положения и сделать вечно счастливыми (ст. 29−30). Все это делает Бог два, три раза с человеком. Он обращается к людям через совесть, через провидения, через служителей, милости и страдания. Он делает их больными, а потом опять здоровыми. Это все Его дела; то и другое соделал Бог (Еккл 7:14), Его рука во всем; именно Он совершает все для нас. Все провидения следует рассматривать как воздействие Бога на человека и Его борьбу с ним. Он использует различные методы, чтобы сделать человеку добро; если одно страдание не достигает цели, то Он посылает другое; если ни одно из них не работает, то Он использует милость; Он отправляет посланника, чтобы истолковывать и то и другое. Бог часто совершает такие дела дважды и трижды так написано в оригинале со ссылкой на ст. 14. Он говорит однажды и в другой раз; если это не достигает своей цели, то Он все это делает с человеком два, три раза; Он меняет Свой метод («мы играли вам на свирели, мы пели вам печальные песни»), возвращается к прежнему методу и повторяет те же приемы. Почему Он прилагает столько усилий ради человека? Он делает это для того, чтобы отвесть душу его от могилы (ст. 30). Если бы Бог не заботился о нас больше, чем мы сами о себе, то мы были бы несчастны; мы бы уничтожили себя, но Бог хочет нас спасти и с помощью Своей благодати изобретает средства, чтобы уничтожить то, с помощью чего мы уничтожаем себя. Первый метод воздействия через сон и видение предназначался для того, чтобы отвесть душу от могилы (ст. 18), то есть чтобы предотвратить грех и мы не согрешили, а данный, через болезнь и слово, чтобы вернуть душу и исцелить тех, кто впал в грех, дабы они не оставались в нем и не погибли. Что касается всех, кто благодаря своему покаянию вернулся из могилы, это делается для того, чтобы просветить их светом живых и они могли иметь в настоящее время утешение и вечное блаженство. Кого Бог спасает от греха и ада (то есть тьмы), того Он приводит на небеса — наследие святых во свете; именно эту цель Бог преследует, давая постановления и определяя диспенсации. Господи, что есть человек, что Ты посещаешь его? Это должно побудить нас содействовать Божьим планам, работать вместе с Ним ради собственного блага и не противодействовать Ему. И тот факт, что так много было сделано для спасения грешника, но он сам не захотел исцелиться, навсегда оставит без прощения погибших.
(2) Он просит Иова принять его слова и вникнуть в них (ст. 31). То, что предназначено для нашего блага, требует нашего внимания. Если Иов внимательно его выслушает, то (1) Елиуй с готовностью выслушает его любое возражение сказанному (ст. 32): «Если имеешь, что сказать, чтобы оправдаться и защитить себя, отвечай; хотя я полон сил, а ты исчерпал их, но я не буду изнурять тебя словами. Говори, потому что я желал бы твоего оправдания; я не таков, как твои друзья, которые стремятся осудить тебя». Елиуй сражается за истину, а не, как они, чтобы одержать победу. Отметьте: мы должны стремиться оправдать тех, кого обличаем, и радоваться, видя, что они оправдываются от предъявленных им обвинений. Поэтому мы должны давать им все возможные преимущества и ободрять в этом.
(2) Если ему нечего сказать в ответ, то Елиуй продолжит свою речь и просит Иова внимательно ее выслушать (ст. 3З): «Молчи, и я научу тебя мудрости». Кто хочет научиться мудрости и поступать мудро, тот должен молчать и слушать спешить выслушать и не торопиться высказаться. Иов был мудрым и благочестивым человеком, но даже такие люди могут стать мудрее и лучше и поэтому должны настраивать себя на улучшение с помощью средств мудрости и благодати.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 33 глава