В данной главе приводится ответ Иова на рассуждения Вилдада, изложенные в предыдущей главе. Хотя дух его скорбел и сильно разгорячился (ибо Вилдад был раздражен), но он позволил ему сказать все, что тот хотел, и не прервал его речи. Когда же тот закончил, то Иов дал ему честный ответ, в котором:
(I) Жалуется на несправедливое отношение, очень болезненно его воспринимая:
(1) Утешители добавили ему страданий (ст. 2−7).
(2) Бог был творцом его страданий (ст. 8−13).
(3) Родственники и друзья сторонились и стыдились его с тех пор, как беды обрушились на него (ст. 20−22).
(II) Утешает себя надеждой на блаженство в ином мире, хотя в этом мире имеет мало утешения. Тем самым он торжественно исповедует свою веру и желание, чтобы это было отмечено и записано как доказательство его искренности (ст. 23−27).
(III) Заканчивает свое рассуждение предостережением в адрес друзей, чтобы они не упорствовали в суровых осуждениях его (ст. 28−29). Если протест Иова против обрушившихся на него скорбей может иногда оправдывать наши жалобы, то его радостное предвидение своего будущего состояния в то же время может постыдить нас, христиан, и стать средством, которое способно заглушить наши жалобы или, по крайней мере, сбалансировать их.
Стихи 1−7. Друзья Иова выдвинули против него очень суровые обвинения и осудили как человека нечестивого на том основании, что он жестоко страдал; и в данной главе он говорит, как больно ему было выслушивать их осуждения. Свои обращения Вилдад дважды начал со слов «Долго ли... Когда же...» (Иов 8:2; Иов 18:2), и поэтому Иов, детально отвечая ему, также начинает со слов «Доколе...» (ст. 2). То, что не нравится, часто кажется чрезмерно длительным, но у Иова было больше оснований считать чрезмерно затянувшимися их обличения, чем у его друзей его оправдания. Лучшее основание имеют те, кто защищает себя, если правда на их стороне, чем те, кто обижает своих братьев, даже если правда на их стороне. Обратите внимание:
1. Как он описывает их недоброжелательность к себе и как объясняет ее.
1. Они мучили душу его, а это доставляет больше страданий, чем потрясение костей (Пс 6:3−4). Они были его друзьями и пришли утешить, делая вид, что их советы будут ему во благо; но на самом деле, притязая на мудрость и благочестие, демонстрируя серьезность ситуации, они решили лишить его последнего утешения от осознания благости Бога, своей чистой совести и доброго имени; и это терзало его сердце.
2. Они терзали его речами, ибо очень жестокими и безжалостными являются слова, которые терзают человека. Они огорчали и терзали его; поэтому всем позднее придется ответить за все оскорбительные речи в адрес Христа и Его народа (Иуд 1:15).
3. Они срамили его (ст. 3), осуждали как человека, имеющего плохой характер, и обвиняли в том, чего он не делал. Для искреннего человека порицания весьма мучительны.
4. Они стали чужими для него (ст. 4, англ. пер.) и стыдились его теперь, когда он оказался в беде; они вели себя так, словно раньше не знали его (Иов 2:12); не были открыты перед ним, как раньше, когда он процветал. Кто начинает сторониться своих или Божьих друзей, когда они попадают в беду, тот руководствуется духом этого мира, а не принципами истинной чести и любви. Истинный друг любит во всякое время.
5. Они не только стали сторониться его, но и хотели повеличаться над ним (ст. 5): не только стыдились, а смотрели свысока и оскорбляли, возвеличивая себя, дабы еще больше огорчить его. Подло и низко поступают те, которые подобным образом попирают людей, оказавшихся в униженном положении.
6. Они упрекали его позором его, то есть использовали его страдания в качестве аргументов, подтверждавших их мнение о том, что он человек нечестивый. Они должны были ссылаться на его непорочность и помогать ему получать утешения от этого теперь, когда беды обрушились на него; тогда они выступили бы против порицаний в его адрес (как св. Павел, 2Кор 1:12); но вместо этого они ссылались на его позор, опровергая его непорочность; это было не только некрасиво, но и несправедливо, ибо разве сможем мы найти честного человека, если будет разрешено позорить его?
II. Как он усугубляет их недоброжелательство.
1. Они часто подобным образом оскорбляли его (ст. 3): «Вот, уже раз десять вы срамили меня, то есть очень часто» (как в Быт 31:7; Чис 14:22). Пять раз они обращались к нему с речью, и в каждой дважды срамили его. Он говорил так, словно вел усердный подсчет их порицаниям и в любой момент мог сказать, сколько их было. Так поступают только раздражительные и недружелюбные люди, которые хотят отплатить или отомстить. Мы сможем сохранить мир, забыв обиды и недоброжелательство других, а не храня в памяти и подсчитывая их.
2. Они продолжали оскорблять его и, похоже, решили упорно придерживаться этой линии: «Доколе будете делать это?» (ст. 2,5). «Я смотрю, что вы продолжаете величаться передо мною, несмотря на то, что я сказал в свое оправдание». Кто привык много говорить, тот редко считает, что сказал уже достаточно; а когда уста раскрыты, подгоняемые страстью, тогда ухо закрыто для благоразумия.
3. Они не стыдились своего поведения (ст. 3). У них были основания стыдиться своего жестокосердия, ибо люди не должны быть такими бесчувственными, особенно благочестивые, равно как и быть такими лживыми, особенно друзья. Но стыдились ли они своего поведения? Нет; хотя им вновь и вновь говорили об этом, но им не было стыдно.
III. Как он ответил на их суровые осуждения, показав: то, в чем его обвиняли, можно было простить, и об этом следовало подумать.
1. Ошибки его суда были вполне простительными (ст. 4): «Если я и действительно погрешил, то сделал это по неведению или по ошибке». Предположительно, здесь он говорит о благочестивых людях. Нитапит est errare Ошибки прилипают к человечеству, мы должны допускать это в свой адрес. Глупо считать себя непогрешимым. «И если так, говорит Иов, то погрешность моя при мне остается»; то есть «я со всей искренностью так говорю о своем наилучшем суде, а не из чувства противоречия». Или его слова можно понимать так: «Если я совершил ошибку, то она останется при мне, и я не буду перекладывать ее на других, как это вы делаете. С ее помощью я докажу, что это моя работа. Я не буду иметь дело с другими людьми, чтобы учить или судить их». Особо подлежат прощению ошибки тех людей, которые держат их при себе, а не беспокоят ими других. Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе. Некоторые данным словам придают иной смысл: «Если это моя ошибка, то я должен быть наказан за нее, и поэтому вам не следует беспокоить себя; более того, я наказан за это и наказан очень сурово, и поэтому вам не следует добавлять мне страданий своими порицаниями».
2. Хотя взрыв его чувств не подлежит оправданию, но его можно было простить, задумавшись о великой скорби, охватившей его, и крайне бедственном положении. «Если вы будете придираться к каждому слову моих жалоб, если будете придавать им наихудший смысл и использовать мне во вред, то задумайтесь о причине моих жалоб и взвесьте ее, прежде чем выносить ей суд и использовать для моего порицания: «Знайте, что Бог ниспроверг меня» (ст. 6). Иов хочет, чтобы его друзья задумались о трех вещах:
(1) Что его страдание было велико. Он был ниспровергнут и ничем не мог помочь себе; он запутался в сети и не мог освободиться.
(2) Что творцом его бед был Бог, и что тем самым Господь сражался против него: «Именно Его рука ниспровергла меня; именно в Его сеть я попал, и поэтому вам не следует подобным образом выступать против меня. Мне и так досталось достаточно, раз приходится пытаться преодолеть недовольство Бога; не хотелось бы мне сражаться с вашим недовольством. Да будет противостояние с Богом закончено до того, как начнется противостояние с вами». Очень жестоко преследовать тех, кого Бог поразил, и страдания уязвленных Им умножать (Пс 68:27).
(3) Что у него нет ни малейшей надежды исправить эту несправедливость (ст. 7). Он жаловался на свою боль, но не получил облегчения; он умолял раскрыть ему причину своих страданий, но не мог понять ее; он взывал к суду Божьему, чтобы доказать свою невиновность, но его никто не слышал, тем более никто не вынес решения по его делу. «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает». Иногда кажется, что Бог на какое-то время отвернул ухо от Своего народа, что Он гневается на их молитвы и невнимателен к их призывам; поэтому их следует простить, если в таких случаях они горько жалуются. Горе нам, если Бог выступает против нас!
Стихи 8−22. Вилдад бессовестно извратил жалобы Иова, сделав их описанием бедственного положения нечестивого человека; тем не менее Иов повторяет их здесь, чтобы вызвать сострадание друзей и воздействовать на их хорошие человеческие качества, если их осталось хоть немного.
I. Он жалуется на знаки Божьего недовольства, под которыми пребывал в то время; это привносило горечь и желчь в его страдания. Как печальны его жалобы! «Он воспылал на меня гневом Своим, чье пламя пугает меня, сжигает и причиняет боль» (ст. 11). Что еще может представлять из себя огонь ада, как не гнев Божий? Сожженным совестям позднее придется испытать его, но сейчас они не страшатся его, а просвещенные совести бояться его сейчас, но им не придется прочувствовать его позднее. В то время Иов представлял, что Бог считал его между врагами Своими, но Бог в то время любил его и прославился в нем как в своем верном друге. Очень часто люди совершают большую ошибку, полагая, что Бог считает Своими врагами тех, кого Он поражает, хотя, кого Он любит, тех обличает и наказывает; так Он воспитывает Своих сыновей. Куда бы Иов ни посмотрел, ему казалось, что Он видит знаки Божьего недовольства в свой адрес.
1. Когда он оглядывался и рассматривал свое прежнее процветание, то видел руку Бога, положившую этому конец (ст. 9): «Он совлек с меня славу мою, лишил богатства, славы, силы и всякой возможности сделать добро, как раньше. Мои дети были моей славой, но я потерял их; Он отнял у меня все, что венчало мою голову, и возложил мою славу в прахе». Посмотрите на суетность мирской славы: мы очень легко можем лишиться ее; а когда лишаемся чего-то, то в этом должны признавать и видеть руку Бога и быть согласны с Его планом.
2. Когда он рассматривал свои нынешние беды, то видел, что Бог послал их, дав им повеление наброситься на него. Они полки Его, действующие по Его приказу и расположившиеся вокруг шатра его (ст. 12). Его не столько беспокоили обступившие его бедствия, как то, что это были полки Бога, поэтому казалось, что Бог сражается против него и желает погубить. Полки Бога расположились вокруг шатра его, как воины обкладывают осадой укрепленный город, постоянно причиняя ему беспокойство и препятствуя доставке в него продуктов; так же был обложен осадой шатер Иова. Было время, когда войско Божье расположилось вокруг него, оберегая его безопасность: «Не Ты ли кругом оградил его?» А теперь, наоборот, они, вызывая в нем ужас, окружили и кругом разорили его (ст. 10).
3. Ожидал ли он избавления? Иов видел, что рука Бога уничтожила все надежды на избавление (ст. 8): «Он преградил мне дорогу, и не могу пройти. У меня не осталось ни малейшей надежды на помощь; ничто не сможет спасти меня от бед или облегчить мое положение. Может, мне следует сделать какое-то движение и совершить шаг навстречу своему спасению? Но я увидел, что мой путь огражден и я не могу делать, что хочу; более того, я даже не могу порадовать себя перспективой более позднего избавления, ибо не только не могу достичь, но и увидеть его: «Бог на стези мои положил тьму, и никто не может сказать, доколе это будет» (Пс 73:9). Он делает вывод (ст. 10): «Я погиб для этого мира; как дерево. Он исторг надежду мою; Он выдернул корни, которые никогда вновь не будут расти». Надежда в этой жизни исчезающая вещь, а надежда благочестивых людей переселяется, как дерево, пересаженное из питомника в сад Господень. У нас нет повода жаловаться, когда Бог подобным образом перемещает наши надежды из песка на скалу из среды временной в вечную.
II. Он жалуется на недоброжелательность родственников и своих старых друзей. В этом он также признает руку Бога (ст. 13): «Братьев моих Он удалил от меня, то есть Он возложил на меня страдания, которые отпугивают их и заставляют держаться в стороне от моих ран». Так как это был их грех, то его творцом не был Бог; это сатана отдаляет людей от их страждущих братьев. Но так как это была беда Иова, то Бог сделал так, чтобы все это дополняло его испытание. Мы должны видеть руку Бога не только во всех оскорблениях, полученных от врагов (Господь велел Семею проклинать Давида), но также в пренебрежении и недоброжелательности наших друзей, ибо это поможет нам более терпимо сносить их. Всякое творение относится к нам так (хорошо или плохо), как велит ему Бог. Но это не оправдывает родственников и друзей Иова от виновности в чудовищной неблагодарности и несправедливости к нему, на что у него был повод жаловаться; немногие могли бы так достойно справиться, как он. Иов обращает внимание на недоброжелательность (1) родственников, знакомых и соседей, которые раньше часто общались с ним, а теперь согласно законам дружбы и вежливости должны были переживать о нем, посещать, спрашивать о нем и быть готовы оказать любую доступную им услугу. Но таковые чуждались его (ст. 13). Они переживали о нем так, словно он был для них незнакомым человеком и они никогда не знали его. Родственники, которые подчеркивали это во время его процветания, теперь подвели его; они перестали демонстрировать свою дружбу, и он перестал ожидать милости от них. Даже близкие друзья, о которых он заботился, теперь забыли его: они забыли, каким дружелюбным он был к ним и в каком бедственном положении теперь оказался. Они слушали о его бедствиях и хотели посетить его, но потом забывали так мало беспокоились о нем. Более того, близкие друзья, с которыми он делился своими тайнами и которые были особо дороги его душе, теперь не только забыли, но и гнушались им и держались как можно дальше, потому что он стал бедным и не мог принимать их так же, как раньше, потому что был покрыт язвами и представлял собой жалкое зрелище. Те, кого он любил и кто оказался хуже мытарей, раз не любили его теперь, когда он оказался в беде, не только отвернулись от него, но обратились против него и делали все возможное, чтобы представить его отвратительным, дабы таким образом оправдать свое отдаление (ст. 19). Такой непрочной является человеческая дружба; но если Бог наш друг, то Он не подведет нас, когда мы окажемся в беде. Но каждый человек, претендующий на гуманизм или называющий себя христианином, не должен обращаться со своими друзьями так, как обращались с Иовом его друзья: несчастья испытывают дружбу.
(2) Домашних и родственников. Иногда, вопреки нашим ожиданиям, оказывается друг более близким, чем брат, но глава семьи обычно надеется, что о нем будут заботиться и посещать члены его семьи, даже если из-за слабости тела и разума он станет презренным для других. Но семья дурно обращалась с бедным Иовом. И некоторые из домашних оказались его злейшими противниками. Он не упоминает своих детей; все они умерли, и можно предположить, что недоброжелательность оставшихся в живых родственников заставляла его еще больше оплакивать смерть собственных детей. «Если бы они были живы, думал он, то я утешался бы ими».
(1) Что касается окружающих, то слуги Иова пренебрегали им. Служанки не посещали его, когда он заболел, а чужим считали его (ст. 15). Другие слуги тоже не были внимательны к нему: если он звал, то они не приходили к нему, притворяясь, что не слышат. Если он задавал вопрос, то они не откликались (ст. 16). Иов был для них добрым хозяином и не пренебрегал их делом, когда они имели спор с ним (Иов 31:13), а теперь они стали жестоки к нему и пренебрегали его делом, когда он просил их. Мы не должны удивляться, когда вместо заслуженного добра получаем зло из рук тех, кому делали добро. Хотя теперь Иов заболел, но не сердился на своих слуг и не был деспотичным, как это часто бывает, а обращался к своим слугам с просьбой на устах, хотя имел власть повелевать ими; они же не были вежливыми с ним, добрыми и справедливыми. Отметьте: люди, находящиеся в болезни и скорби, склонны все воспринимать плохо, переживать из-за оказанного им пренебрежения и принимать близко к сердцу недоброжелательность со стороны других. Когда Иов оказался в беде, то даже пренебрежение со стороны слуг огорчало его.
(2) Но можно было надеяться, что когда все оставили его, то жена недра его будет нежна с ним. Но так как он не проклял Бога и не умер, как она убеждала, его дыхание опротивело ей. Она не старалось больше времени проводить рядом с мужем и не обращала внимания на его слова (ст. 17). Хотя он обращался к ней не как деспотичный муж, а нежный супруг, не приказывал, а просил словами, свидетельствовавшими о супружеской любви, залогом которой были их дети, но она не слушала его. Некоторые читают этот стих так: «...хотя я плакал или оплакивал себя из-за своих детей», то есть «из-за смерти детей моего тела» страдание, которое в равной степени коснулось и ее. Похоже, дьявол пощадил ее, чтобы она была не только его искусителем, но и мучителем. Из слов, сказанных ею вначале: «Похули Бога и умри» следует, что она не была человеком религиозным; и что хорошего можно ожидать от человека, который не боится Бога, не видит Его перед своими глазами и не руководствуется совестью?
(3) Даже маленькие дети, рожденные в его доме, дети слуг, которые были слугами по своему рождению, презирали и издевались над ним (ст. 18). Хотя он появлялся, чтобы по-дружески поговорить или властно обуздать их, но они давали ему понять, что не боятся и не любят его.
III. Он жалуется на угасание своего тела, вся красота и сила которого иссякли. Если бы он был здоров и благополучен, то мог бы радоваться самому себе, несмотря на то что окружающие пренебрегали им. Но он получал от себя так же мало удовольствия, как и другие (ст. 20): «Кости мои прилипли к коже моей, как раньше прилипали к моей плоти», и из-за этого он покрылся морщинами (Иов 16:18); он стал похож на скелет: одна кожа да кости. Более того, он почти лишился кожи, ибо осталось совсем немного неповрежденной кожи около его зубов, десен и, возможно, губ; все остальное тело было покрыто болезненными ранами. Посмотрите, как мало мы имеем оснований потакать собственному телу, которое, несмотря на нашу заботу, может быть поглощено болезнью, чьи семена оно носит в себе.
IV. Описав свои страдания, Иов надеется вызвать сострадание у своих друзей и справедливо обвиняет их в жестоком отношении к себе. Из его речи, описывающей его отчаянную ситуацию, легко сделать вывод, (1) что им следовало пожалеть его (ст. 21). Он просит об этом самыми трогательными словами, которые только могут быть и могли бы сокрушить даже каменное сердце: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои! Если вы ничего не можете сделать для меня, то пожалейте и проявите заботу обо мне. Помилуйте меня, ибо рука Божия коснулась меня. Плохо мое дело, ибо я попал в руки живого Бога; Его гнев коснулся моего духа, а это бедствие среди всех остальных самое печальное». Отметьте: друзья должны жалеть друг друга, когда они попали в беду, а не закрывать сосуды сострадания.
(2) Что им, тем не менее, не следует преследовать его; если они не могут облегчить его страдания своим сочувствием, то им хотя бы не следует быть жестокими и добавлять ему страданий своими осуждениями и порицаниями (ст. 22): «Зачем вы преследуете меня, как Бог? Безусловно, человеку одних Его упреков достаточно, ибо он с трудом может их вынести, поэтому вам не следует добавлять желчь и горечь в чашу страданий, вложенную в мою руку; она и без этого достаточно горька. Бог обладает надо мною абсолютной властью и может делать со мной все, что Ему угодно; но неужели вы думаете, что тоже можете делать это?» Нет, мы должны стремиться быть похожими на самого Святого и Милосердного, но не на Всевышнего и Всемогущего. Бог не отчитывается о Своих делах, а мы должны будем дать отчет о своих. Если им нравится его бедствие, то пусть удовлетворятся его плотью, но пусть (думая, что этого мало) не ранят его дух и не губят его доброе имя. Мы должны быть очень чуткими к людям страдающим, особенно к тем, кто страдает от беспокойного разума.
Стихи 23−29. Во всех встречах Иова с друзьями мы не находим более весомого и значительного вопроса, чем этот: «Мог ли кто-то ожидать подобного?» И в данных стихах много говорится о Христе и небесах; сказавший эти слова показал, что стремится к лучшему отечеству, то есть к небесному, как патриархи того века (Евр 11:14). Здесь изложено вероисповедание или исповедание веры Иова. Он часто исповедовал свою веру в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, и принципы естественной религии, а здесь мы видим, что он знаком с явленной религией; хотя откровение об обетованном Семени и обетованном наследстве в то время различалось незначительно, как рассвет дня, но Иов был научен Богом верить в живого Искупителя и ожидать воскресения мертвых и жизни в грядущем мире, ибо он несомненно говорил об этом. Именно этими истинами он утешал себя, ожидая их, а не избавления от бед и возрождения блаженства в этом мире, как понимают некоторые; ибо если используемые им в данном месте выражения об Искупителе, стоящем в последний день на земле (ст. 25, англ. пер.), о том, что он сам узрит Бога, понимать как касающиеся какого-либо временного избавления, то их смысл будет бессовестно искажен. Ясно, что он не ожидал возврата к процветающему состоянию в этом мире. Он только что сказал, что путь его прегражден (ст. 8) и что Бог, как дерево, исторг надежду его (ст. 10). Более того, после этого его слова выражают отчаяние обрести утешение в этой жизни (Иов 23:8−9; 30:23). Поэтому мы должны понимать, что здесь он говорит об искуплении своей души от сил могилы и о том, что будет принят в славу, о которой говорится в Псалме 48:16. У нас есть основания полагать, что в то время Иов находился под необычным воздействием благословенного Духа, Который поднял его выше его самого, дал свет и дар слова, поразивший его самого. Некоторые обращают внимание, что после этого обращения речи Иова не были такими же страстными, раздражительными и неподобающими, как прежние, когда он жаловался на Бога и Его провидение, о чем мы читали раньше. Эта надежда успокоила его дух и усмирила бурю, и теперь, с этого момента, забросив якорь за завесу, он твердо держался своего упования. Давайте обратим внимание:
I. Для чего Иов исповедует свою веру в данном месте. В то время это было особенно своевременно, ибо имело отличную цель.
1. Иова обвиняли, и это было его апелляцией. Друзья порицали его как лицемера и осуждали как человека нечестивого, но он ссылался на свое вероисповедание, на свою веру и надежду, на свою совесть, которая не только оправдывала его от греха, но и утешала ожиданием благословенного воскресения. Это слова не бесноватого. Он ссылается на пришествие Искупителя и обращается со скамьи суда к Тому, Кто (как он знал) оправдает его. Размышления о грядущем Божьем дне сделают очень малозначительными для нас человеческие суждения (1Кор 4:3−4). Намного легче нам будет вынести несправедливую клевету и порицания людей, ожидая славное явление нашего Искупителя и Его искупленных в последний день, когда будут воскрешены не только имена, но и тела!
2. В то время Иов страдал, и это упование было его целебным средством; когда на него обрушились страдания без меры, эта мысль поддерживала его от падения, ибо он верил, что увидит благость Господа на земле живых, но не в этом мире, ибо эта земля умирающих.
II. Какое торжественное предисловие предшествует ему (ст. 23−24). Иов внезапно прерывает свои жалобы, чтобы ликовали его утешения, которые он излагает не для собственного удовлетворения, а для назидания других. Он опасался, что окружающие обратят мало внимания на его слова (так и было), и поэтому хочет, чтобы они были записаны для грядущего поколения: «О, если бы записаны были слова мои, которые я сейчас собираюсь сказать!» Словно тем самым он хотел сказать: «Я признаю, что изрек много необдуманных слов, и мне хотелось, чтобы о них забыли, ибо они не делают мне чести и не назидают других; но теперь я собираюсь говорить обдуманно и хочу, чтобы мои слова были возвещены всему миру и сохранились для грядущих поколений, in perpetuam rei memoriam — как вечное напоминание; я хочу, чтобы мои слова были четко записаны и напечатаны и изложены подробно и доходчиво, дабы приступающий к ним мог прочесть их; я хочу, чтобы они были записаны не на обычных листах бумаги, а начертаны в книге; а если она исчезнет чтобы они были начертаны подобно надписи на монументе резцом железным с оловом или на камне вырезаны были. Пусть гравировщик использует свое мастерство, чтобы сделать эту надпись долговечным воззванием к потомкам». Эти желания, которые Иов страстно высказал, Бог милостиво исполнил. Его слова записаны; они напечатаны в Божьей книге, и поэтому, где бы она ни читалась, всякий раз напоминает об Иове. Он верил, поэтому говорил.
III. Что из себя представляло его исповедание; какие слова он хотел оставить написанными; они изложены в ст. 25−27. Давайте рассмотрим их.
1. Он верит в славу Искупителя и свою часть в Нем (ст. 25): «А я знаю, Искупитель мой жив Он существует и является моей жизнью; я знаю, что Он в последний день, или в последний раз, восстанет на земле (англ. пер.). Он восстанет в последний день (т.е. при полноте времени; евангельский день назван последним временем, ибо является последней диспенсацией) на земле», что указывает на Его воплощение; или следует понимать, что Он будет вознесен над землей (что указывает на Его распятие) или вознесется над землей (что можно применить к Его воскресению); или, как обычно мы понимаем эти слова, в конце времен Он явится на землю, ибо грядет с облаками, и узрит Его всякое око настолько значительно Он приблизится к земле. Он станет на прахе (дословно), на всех Своих врагах, которые сделаются прахом под Его ногами; Он будет попирать их и ликовать над ними. Обратите внимание:
(1) для каждого падшего человека существует Искупитель, этот Искупитель Иисус Христос. Слово Goël (Лев 25:25) используется для обозначения близкого родственника, которому, согласно закону Моисея, принадлежит право выкупа закладной на имущество. Наше небесное наследство заложено из-за греха, а мы сами абсолютно неспособны выкупить его; Христос наш ближайший родственник, Который может выкупить его; Он уплатил наш долг, удовлетворил Божью справедливость и таким образом выкупил закладную и составил новое соглашение, касающееся нашего наследства. Мы тоже нуждаемся в Искупителе; мы проданы за грех и пребываем в его власти; Господь Иисус выкупил нас, возвестил об этом и засвидетельствовал нам; Он является нашим истинным Искупителем.
(2) Он живой Искупитель. Мы сотворены живым Богом, а спасены живым Искупителем, всемогущим и вечным, Который может всегда спасать приходящих к Нему. Он имеет о себе свидетельство, что Он живет (Евр 7:8; Откр 1:18). Мы умрем, а Он всегда будет жить, и Он заверил нас: «Раз Я живу, и вы будете жить» (Ин 14:19).
(3) Некоторые через благодать имеют часть в этом Искупителе и могут на полном основании назвать Его своим. Когда Иов потерял все богатство и всех друзей, то, тем не менее, не был отделен от Христа и не был отсечен от родства с Ним: «Он все еще мой Искупитель». Этот ближайший родственник остался верным, когда все остальные оставили его; и это утешало страдальца.
(4) Мы можем знать о том, что имеем часть в Искупителе, а если мы знаем об этом, то можем ликовать, ибо этого факта достаточно, чтобы уравновесить все наши скорби. «Я знаю (обратите внимание, с какой уверенностью он говорит как человек, не сомневающийся в этой истине), Искупитель мой жив». Друзья часто обвиняли его в невежестве или в ненужных познаниях; но тот знает достаточно и во благо себе, кто знает Христа как своего Искупителя.
(5) Настанет последний день, когда времени уже не будет (Откр 10:6). Об этом дне мы должны думать каждый день.
(6) Наш Искупитель в этот день станет на земле, или над землей, чтобы вызвать мертвых из могил и определить их будущее неизменное положение, ибо Ему вверен весь суд. В последний день Он станет на прахе, в который превратится земля в результате большого пожара.
2. Он верит в блаженство искупленных и свое право на это блаженство: в то, что во время второго пришествия Христа верующие воскреснут в славе и станут совершенно блаженными, ибо увидят Бога и смогут общаться с Ним; он верит, что так будет и с ним.
(1) Он учитывает, что его тело разложится в могиле, и говорит об этом со святой беспечностью и безразличием: «Хотя кожа моя распадается (она почти сгнила и отпала, от нее почти ничего не осталось, кроме кожи около зубов моих, ст. 20), они уничтожают это тело (ст. 26, англ. пер.) те, кому велено уничтожать его: могила и черви в ней, о которых говорится в Иов 17:14)». Слово «тело» (в англ. пер.) добавлено: «Хотя они уничтожают его этот скелет, эту тень (Иов 17:7), на которую я возлагаю руку мою...» или (дабы указать на его ослабевшие и высохшие суставы): «...то, что вы видите, называйте как хотите; я готов к тому, что вскоре им будут лакомиться черви». Тело Христа не видело тления, а нашему телу придется тлеть. И Иов упоминает об этом, чтобы слава воскресения, в которое он верил и которого ожидал, воссияла еще ярче. Отметьте: нам полезно часто думать не только о приближении смерти тела, но и о том, что оно сгниет и будет уничтожено в могиле; но это не должно охлаждать нашу надежду на его воскресение, ибо та же сила, которая сотворила человека в самом начале из обычного праха, сможет воскресить его из его же праха. Это тело, о котором мы сейчас много заботимся, обеспечивая всем необходимым, вскоре будет уничтожено. «Даже мои чресла, говорит Иов, истают во мне (ст. 27, англ. пер.)» самая внутренняя часть тела, которая, скорее всего, первая подвергается гниению».
(2) Он утешает себя надеждой на блаженство по ту сторону смерти и могилы: «Когда я проснусь (написано на полях), то, хотя это тело будет уничтожено, но я во плоти моей узрю Бога».
[1] Душа и тело вновь объединятся. То тело, которому придется сгнить в могиле, вновь воскреснет и станет прославленным; и Иов говорит: «И я во плоти моей узрю Бога». Отделенная душа имеет глаза, с помощью которых может видеть Бога, глаза разума; но Иов говорит, что будет видеть Его глазами плотскими: «...во плоти моей, своими глазами»; тело, которое умерло, вновь воскреснет; это будет истинное, прославленное тело, годное для занятий и жизни в том мире; следовательно, это будет духовное тело (1Кор 15:44). Поэтому давайте прославим Бога своими телами, ибо для них предопределена великая слава.
[2] Иов и Бог вновь будут вместе, ибо он говорит: «Я по плоти моей узрю Бога», прославленного Искупителя, Который является Богом. «Я увижу Бога во плоти моей», читают некоторые, то есть Сына Божьего, облаченного в тело, которое можно будет увидеть даже плотскими глазами. Хотя тело в могиле кажется презренным и ничтожным, но оно будет почтено и осчастливлено видением Бога. В то время Иов жаловался, что не мог увидеть Бога (Иов 23:8−9), но он надеялся вскоре увидеть Его и больше никогда не терять из виду; и это видение будет особенно желанным после нынешней тьмы и Его отсутствия. Отметьте: блаженство благословенных заключается в том, что они увидят Бога, увидят Его таким, как Он есть, лицом к лицу, а не так, как раньше, словно сквозь тусклое стекло. Посмотрите, с каким удовольствием святой Иов размышляет об этом (ст. 27): «Я узрю Его сам», то есть «увижу и обрадуюсь, увижу Его к своему неизреченному утешению и удовлетворению. Я увижу Его как своего Бога, предназначенного для меня». «Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21:3); они будут подобны Ему, потому что увидят Его, как Он есть, то есть увидят Его сами (1Ин 3:2). «Мои глаза не увидят другого, увидят Его». Во-первых, глаза Иова увидят Его, а не кого-то другого вместо Него не прообраз Бога, а Его самого. Прославленные святые абсолютно уверены в том, что их не обманывают; это не deception visus иллюзия чувственных органов. Во-вторых: «Я, а не кто-то другой вместо меня, узрю Его. Хотя моя плоть и тело истаивают, но мне не понадобится заместитель; я увижу Бога собственными глазами». Иов надеялся и искренно жаждал этого, и, как считают некоторые, именно это подразумевает его следующее утверждение: «Истаевает сердце мое в груди моей, то есть в этом заключается суть всех моих желаний: видение Бога увенчает и сделает совершенными все мои желания; позвольте мне увидеть Его и больше мне нечего желать; этого достаточно; это все, чего я желаю». Этими словами заканчиваются молитвы Давида, сына Иессеева.
IV. Как его рассуждения воздействовали на друзей. Убеждения Иова утешали его самого, но в то же время предостерегали и вызывали ужас в тех, кто настроился против него.
1. Для них это было слово предостережения, чтобы они прекратили осуждать его и не упорствовали в своем недоброжелательстве (ст. 28). Иов порицал своих друзей за то, что они говорили, а теперь объяснил, что им следует сказать, чтобы обуздать себя и друг друга и сделать более доброжелательными: «Вам надлежало бы сказать. Зачем мы преследуем его подобными образом? Зачем мы огорчаем и досаждаем, осуждаем его, видя, что корень вопроса (в англ. пер.), или корень слова, найден в нем!» Эти рассуждения должны направить нас, (1) когда мы задумываемся о себе. Мы все должны стараться, чтобы корень вопроса самое главное был найден в нас. Этим корнем вопроса (то есть самым главным) является живой, энергичный, повелевающий принцип благодати в сердце, который необходим для нашей религии так же, как корень для дерева, благодаря которому оно крепко держится в земле и плодоносит. Любовь к Богу и нашим братьям, вера во Христа, ненависть к греху все это корень вопроса; все остальное по сравнению с этим всего лишь листья. Необходимо лишь трезвое благочестие.
(2) В нашем отношении к братьям. Нам следует верить, что многие имеют в себе самое главное, хотя не всегда придерживаются такого же мнения, как мы, имеют свои слабости, ошибаются и поступают необдуманно; мы должны понимать, что подвергаем себя опасности, если преследуем таковых. Горе тому, кто обидит одного из малых сих! Бог будет возмущен и отомстит за это. Мнения Иова и его друзей отличались в понимании некоторых методов Провидения, но совпадали относительно понимания корня вопроса и веры в иной мир, и из-за этих разногласий они не должны были преследовать друг друга.
2. Слово Иова вызвало в них ужас. Второе пришествие Христа испугает тех, кто в то время будет бить товарищей своих (Мф 24:49), поэтому Иов призывает их убояться меча (ст. 29) пламенеющего меча Божьей справедливости, который обращается во все стороны. Бойтесь, чтобы не стать незащищенным для него. Отпугивать благочестивых людей от греха следует ужасами Всевышнего, особенно когда мы грешим, поспешно осуждая своих братьев (Мф 7:1; Иак 3:1). Кто раздражается и гневается на своих братьев, кто осуждает и злобно настроен в их адрес, тому следует знать, что их гнев, каким бы он ни был, не содействует праведности Бога и (1) они должны быть готовы понести наказание за это уже в этом мире: ибо гнев приносит наказание меча (ст. 29, англ. пер.). Гнев приводит людей к совершению преступлений, которые подвергают их наказанию со стороны властей. Бог часто сам мстит за это, и те, кто не оказывает милости, не обретут милости.
(2) Если они не покаются, то это будет залогом худших наказаний. Из этого мы должны узнать, что есть суд не только нынешний, но и будущий, когда придется дать отчет обо всех жестоких речах.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 19 глава