В этой и двух следующих главах приводится ответ Иова на речь Софара, в котором, как и раньше, он сначала дискутирует с друзьями (см 13:19), а затем обращается к Богу и адресует свои доводы Ему вплоть до конца речи. В этой главе приводится та ее часть, которая адресована друзьям и в которой Иов:
(I) Осуждает их слова о нем и суждение о его характере (ст. 1−5).
(II) Выражает полное несогласие с тем. что сказано о гибели нечестивых людей в этом мире, показывая, что зачастую таковые процветают (ст. 6−11).
(III) Соглашается с тем, что сказано о мудрости, силе и верховном владычестве Бога и о господстве Его провидения над сынами человеческими и над всеми их делами; Иов подтверждает эту мысль и развивает ее (ст. 12−25).
Стихи 1−5. Упреки, которые Иов адресует здесь своим друзьям, независимо от того, справедливы они или нет, звучат очень резко и могут служить порицанием всем гордым и насмешливым людям и уличением их в глупости.
I. Иов упрекает друзей в заносчивости и в высоком мнении о собственной мудрости, которая, как им кажется, превосходит мудрость Иова; и в этом они проявляют слабость и ведут себя неподобающе, заслуживая насмешек.
1. Иов характеризует друзей как людей, заявляющих о своем «монопольном праве» на мудрость (ст. 2). Он говорит с иронией: «подлинно, только вы люди; вы считаете, что достойны быть диктаторами и предписывать законы всему человечеству и ваше собственное суждение должно стать стандартом, по которому будет измеряться и проверяться мнение каждого человека, как будто бы никто, кроме вас, не в силах отличить правду ото лжи и добро от зла; поэтому каждый парус должен опуститься перед вами, и всем нам надлежит повторять ваши слова, верны они или нет; и только вы втроем достойны называться людьми, большинством и иметь право решающего голоса». Следует заметить: если разобраться, то считать себя мудрее всех остальных людей или говорить и действовать повелительно и самонадеянно весьма неразумно и греховно. Иов развивает эту мысль далее: «Вы думаете, что таких мудрецов, как вы, не только нет, но и не будет, и поэтому с вами умрет мудрость, и после вашего ухода в мире останутся только глупцы, и все окажутся во тьме, когда ваше солнце сядет». Следует заметить: думать, что наш уход обернется огромной невосполнимой потерей и что без нас невозможно обойтись, неразумно, так как у Бога остался еще Дух и Он в силах поставить на выполнение Своего дела других, более достойных, чем мы. Когда умирают мудрые или благочестивые люди, то мы можем утешать себя мыслью, что с ними не умирает мудрость и благочестие. Существует мнение, что здесь Иов бросает упрек в адрес Софара за то, что он сравнил его (как он думал) и других с осленком (Иов 11:12). «Да, говорит он, должно быть, мы ослы; и только вы люди».
2. Иов отдает себе должное и заявляет о своей причастности к дарам мудрости: «И у меня есть разум (сердце), как у вас (англ. пер., ст. 3); более того, я пал (как написано на полях) не ниже вас. Я тоже способен судить о методах и средствах Божьего провидения и объяснять, как и вы, его трудные части». Иов говорит это не для того, чтобы возвеличить себя. Сказать «и у меня есть разум, как у вас» или «я понимаю этот вопрос так же хорошо, как и вы» не слишком большая похвала для него; ибо, какое у него или у них основание хвалиться пониманием того, что было очевидным и доступным даже для самых ничтожных людей? «И кто не знает того же? Сказанное вами не что иное, как простые и общеизвестные истины, обычные темы для обсуждения среди многих, кто умеет говорить столь же превосходно, как и мы с вами». Иов говорит это, чтобы смирить друзей и обуздать их высокое мнение о себе, как о докторах наук. Следует заметить:
(1) Удержать нас от похвалы о собственных знаниях поможет размышление о множестве людей, которые знают не меньше нас, а, наверно, и больше и приносят своими знаниями пользу.
(2) Когда у нас появляется искушение строго судить и спорить с теми, кто отличается от нас, нам следует учесть, что у них, как и у нас, тоже есть разум, способность к рассуждению и право на собственное мнение; более того, возможно, они не уступают нам, а превосходят нас и могут быть правы, тогда как мы не правы; поэтому нам не следует осуждать или презирать их (Рим 14:3) и претендовать на роль учителя (Иак 3:1), если все мы братья (Мф 23:8). В отношении всех людей, с которыми мы беседуем и с которыми спорим, надлежит делать весьма обоснованное предположение, что они разумные существа, как и мы.
II. Иов жалуется, что друзья отнеслись к нему с огромным презрением. Кто проявляет высокомерие и думает о себе слишком высоко, тот обычно готов попирать всех вокруг. В этом убедился и Иов, по крайней мере, он так думал: «Посмешищем стал я» (ст. 4). Нельзя сказать, что для этого были основания; не думаю, что друзья Иова намеревались унизить его или преследовали какую-то иную цель, кроме утешения через увещание (лишь стоило выбрать правильный подход); тем не менее Иов кричит: посмешищем стал я. Следует заметить: мы склонны называть укоры порочащей нас бранью и считать, что над нами смеются, когда нам просто дают советы или увещают; проявляя раздражение по этому поводу, мы поступаем неразумно и причиняем огромный вред себе и обиду своим друзьям. Хотя нельзя не признать, что доля правды в словах Иова была; друзья пришли, чтобы утешить его, но стали мучить; советовали и ободряли, не веря в благотворное действие своих советов и ободрения; поэтому Иов и подумал, что над ним насмехаются, из-за чего опечалился еще больше. Для человека, упавшего с высоты своего процветания в бездну нищеты, нет ничего более прискорбного, чем испытать попрание и нападки, когда он и без того унижен; в такой ситуации люди слишком склонны к подозрительности. Примите во внимание:
1. Что усугубляло скорбь Иова. Два обстоятельства:
(1) То, что обличавшие были его друзьями, его ближними, его компаньонами (истинное значение слова); в устах таковых насмешки кажутся самыми презрительными и всегда воспринимаются с сильнейшим негодованием: ибо не враг поносит меня, это я перенес бы, не придавая особого значения, но ты, который был для меня тоже, что я, друг мой (Пс 54:13−14).
(2) То, что обличавшие заявляли о своей религии, как взывавшие к Богу, и утверждали, что Он отвечал им, ибо существует мнение, что здесь речь идет именно о насмехавшихся над Иовом. «Они с почтением взирают на небеса и заручились их поддержкой, поэтому я был бы рад их молитвам и благодарен за таковые; я бы очень хотел, чтобы они думали обо мне хорошо, поэтому осуждение с их стороны мучительно для меня». Следует заметить: прискорбно, когда люди, взывающие к Богу, насмехаются над своими братьями (Иак 3:9−10), и благочестивых людей сильно угнетает, если о них плохо думают те, о ком они сами хорошего мнения; хотя в этом нет ничего нового.
2. Что служило Иову поддержкой. То обстоятельство, что (1) он мог обратиться к Богу и изложить Ему свое дело; ибо существует мнение, что слова «который взывал к Богу, и которому Он отвечал» имеют отношение к жертве насмешек, и это согласуется со сказанным далее: мои друзья смеются надо мной, но мои глаза проливают слезы к Богу (англ. пер., Иов 16:20). Если друзья глухи к нашим жалобам, то их слышит Бог; если они осуждают нас, Бог все равно знает о нашей непорочности; если они представляют нас в наихудшем свете, Бог сумеет увидеть в нас лучшее; если они отвечают нам грубо, то добрый ответ мы получим от Бога.
(2) Случай, когда посмешищем стал человек праведный, непорочный, был не единственным, а достаточно распространенным. Многие насмехались над Иовом даже за его честность и справедливость, за порядочность по отношению к людям и за благочестие перед Богом; эти качества высмеивают, словно они свидетельствуют о глупости; якобы неразумные люди, обладающие таковыми, затрудняют себе жизнь без особой необходимости; как будто бы религия это веселая игра и ее можно превратить в шутку. Большинство смеялось над Иовом из-за болезни и слабости, забыв о его честности и справедливости и не учитывая, сколь достойным человеком он был. Следует заметить: благочестивые люди издавна подвергались презрению и насмешкам; поэтому не стоит считать это странным (1Пет 4:12) и даже трудным, если таков наш удел; так гнали не только пророков (Мф 5:12), но и святых эпохи патриархов, и вправе ли мы рассчитывать на лучшую, чем у них, участь?
3. Иов подозревал, что являлось истинной причиной такого отношения друзей: они сами были богатыми людьми, не знавшими нужды, поэтому и презирали его как человека, ставшего нищим. Таковы пути мира, и подтверждения мы видим каждый день. Кто преуспевает, того хвалят, а о потерпевших неудачу говорят: «Долой его!» Спотыкающийся ногами попал в беду, хотя прежде он сиял как светильник; а теперь на него смотрят как на выгоревший факел, как на огарок свечи, который бросают на землю и топчут ногами, а значит, он презрен по мыслям сидящего в покое (ст. 5). Если справедливый и честный человек, который был светочем для своего поколения, поддастся искушению (Пс 72:2) или попадет в немилость, то даже на него будут смотреть с презрением. Здесь обратите внимание:
(1) На обычное заблуждение живущих в роскоши. Не зная недостатка и бед и живя в свое удовольствие, они смотрят с презрением на живущих в нужде, испытывающих муки и скорби; они пренебрегают таковыми, не обращают на них внимание и стараются о них забыть (см. Пс 122:4). Главный виночерпий пил вино из чаш и не переживал о бедствии Иосифа. Богатство без благодати зачастую делает людей высокомерными и безразличными к судьбе своих бедных ближних.
(2) Какова общая участь людей, которых постигла нищета. Бедность затмевает их сияние; они не престают светить, но их как будто удалили из золотого светильника и поставили в глиняные кувшины; их уже никто не ценит, как прежде, а живущие в роскоши презирают.
Стихи 6−11. Все без исключения друзья Иова в своих речах исходили из принципа, что нечестивые люди не могут долго процветать в этом мире и их внезапно постигает то или иное значительное наказание. Об этом в заключение сказал и Софар: глаза беззаконных истают (Иов 11:20). Иов здесь выступает против этого принципа, заявляя, что делами людей распоряжается Бог, действуя при этом как Верховный Владыка и приберегая соответствующее распределение наград и наказаний до будущего состояния.
I. Иов провозглашает как несомненную истину то, что нечестивые люди зачастую действительно долго преуспевают в этом мире (ст. 6). Даже большие грешники могут наслаждаться большим процветанием. Примите во внимание:
(1) Как Иов описывает грешников. Они грабители, которые провоцируют Бога, то есть наихудшие из грешников, хулители и притеснители. Возможно, он имеет в виду ограбивших его самого савеев и халдеев, всегда живших грабежом и разбоем и, тем не менее, процветавших. Весь мир видел, что они творили, а с очевидным не поспоришь. Одно наблюдение, основанное на фактах, стоит двадцати замечаний, прозвучавших в виде гипотез. Или следует понимать в более общем смысле: все гордые притеснители являются грабителями и пиратами. Предполагается, что причинение вреда человеку раздражает Бога поборника правды и защитника людей. И нет ничего удивительного в том, что нарушение принципов справедливости является нарушением принципов религии в целом и бросает вызов Самому Богу, ибо нарушители дерзко Его провоцируют.
(2) Как Иов описывает процветание таковых. Оно огромно, ибо:
[1] Даже их шатры процветают (англ. пер., ст. 6), а значит и все живущие в них и те, кто придет после них или произойдет от них. Кажется, будто благословение передается в этих семьях по наследству и добытое обманом успешно приберегается для грядущих поколений.
[2] Они безопасны и не только избегают ущерба, но и не боятся такового; их не одолевают мрачные предчувствия опасности, о которой могли бы поставить в известность предостережения от провидения или от пробудившейся совести. Но раздражающие Бога абсолютно уверены в своей безопасности.
[3] Им в руки Бог приносит изобильно (англ. пер., ст. 6). У них больше, чем того желает сердце их (англ. пер., Пс 72:7), причем не только для удовлетворения нужд, но и для удовольствия; не только для себя, но и для других; не только на сегодня, но и на будущее; и все это они получают из рук Провидения. Бог дает им щедро. Поэтому мы не можем судить о благочестии человека только по его процветанию и определить, что у него в сердце, по тому, что у него в руках.
II. В подтверждение своего мнения Иов ссылается на низшие создания на зверей, птиц и деревья и даже на саму землю: спросите у них, и они скажут (ст. 7−8). Наблюдая за ними, мы можем многое узнать, но чему они нас научат в данном случае?
1. Мы можем узнать, что процветают шатры грабителей (существует такое мнение), ибо (1) даже среди неразумных тварей больший поедает меньшего и сильнейший охотится на слабого, а люди подобны рыбам в море (Авв 1:14). Мы вправе предположить, что если бы в мир не вошел грех, то в природе не было бы такого беспорядка и волк с ягненком лежали бы рядом.
(2) Низшие создания служат нечестивым людям и таким образом свидетельствуют об их процветании. Спросите у стад и отар, кому они принадлежат, и они скажут, что их собственник такойто грабитель, такой-то притеснитель; рыбы и птицы сообщат вам, что они попадут на стол, чтобы стать изысканными яствами для гордых грешников. Последним и земля приносит свои плоды (Иов 9:24), и вся тварь стенает под бременем их тирании (Рим 8:20,22). Следует заметить: все создания, которыми злоупотребляли нечестивцы, превратившие их в пищу и топливо для своих похотей, однажды станут свидетелями против них (Иак 5:3−4).
2. От созданий низшего порядка мы можем узнать о мудрости, силе и благости Бога и о том, что все сложные проявления провидения просто и наглядно объясняются истиной о Его верховном владычестве. Софар сделал из этого огромную тайну (Иов 11:7). «Твои слова далеки от истины, говорит Иов, ибо все необходимое мы можем узнать даже от низших созданий: кто во всем этом не узнает? (ст. 9). Листая книгу природы, кто угодно сможет догадаться, что рука Господа сотворила сие, то есть существует мудрое Провидение, руководящее и управляющее вселенной посредством неведомых нам правил, о которых мы не способны судить компетентно». Следует заметить: зная о верховном владычестве Бога над низшими созданиями, мы можем научиться соглашаться с Господом во всех Его решениях о делах сынов человеческих, даже если они противоречат нашим представлениям.
III. Объяснение Иова сводится к исключительному праву собственности Бога на все творение: в Его руке душа всего живущего (ст. 10). Все создания, особенно человек, получают жизнь от Господа и обязаны Ему своим существованием, в поддержании которого зависят от Него и полагаются на Его милость; они подчиняются Его руководству и власти, находятся в Его полном распоряжении и должны расстаться с жизнью по Его требованию. Все души принадлежат Богу, и разве Он не властен в Своем делать, что хочет? Здесь Бог назван Иеговой (ст. 9), и это единственное упоминание данного имени на протяжении всей дискуссии Иова с друзьями; ибо в ту эпоху Бога больше знали под именем Шаддай Всемогущий.
IV. Фразу «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи ?» (ст. 11) можно считать либо заключением предыдущей речи, либо предисловием к следующей. Человеческий ум обладает удивительной способностью к различению между истиной и заблуждением (когда таковые изложены должным образом), подобно тому как органы вкуса могут отличить сладкое от горького. Поэтому Иов требует, чтобы друзья предоставили ему свободу самому судить о том, что они сказали, и желает, чтобы и у них была свобода судить о его словах; более того, похоже, он взывает к любому беспристрастному человеку, чтобы он рассудил этот спор; пусть ухо выслушает слова обеих сторон, и тогда станет ясно, что Иов был прав. Следует заметить: прежде чем принять и подписаться под словами, ухо должно проверить их. При помощи органов вкуса мы судим, какая пища полезна нашему телу, а какая нет, подобным же образом благодаря духу различения мы должны судить, какое учение является здравым, спасительным и полезным, а какое нет (1Кор 10:15; 11:13).
Стихи 12−25. В этих стихах приводится возвышенная речь Иова о мудрости, силе и верховном владычестве Бога качествах, которые проявляются в управлении и распоряжении всеми делами сынов человеческих по изволению воли Его, которой никто не посмеет перечить и не сможет противиться. Если рассматривать речи Иова и его друзей вне контекста их столь жаркой дискуссии, то и он и они говорили восхитительно; именно поэтому мы подчас затрудняемся в толковании. Было бы неплохо, если бы мудрые и благочестивые люди, которые расходятся во мнениях по незначительным вопросам, поняли бы к своей чести и утешению и в назидание другим, что надлежит уделять наибольшее внимание великим истинам, по которым у них согласие. На эту тему Иов говорит, как и подобает человеку непорочному и справедливому. Здесь нет страстных жалоб и размышлений с нотами раздражения, но речь исполнена достоинства и величия.
I. Иов провозглашает неисследимую мудрость и неодолимую силу Бога. Допускается, что и у людей бывает мудрость и разум (ст. 12). Но обладают этими качествами немногие старцы и те, кто благословлен долготой дней и обрел мудрость благодаря многолетнему опыту; и, когда у них появилась мудрость, они уже утратили силы и не могли воспользоваться ее плодами. А Богу присуща как премудрость, так и сила: премудрость для составления наилучших замыслов, и сила для их воплощения. В отличие от нас, Господь приобретает совет и разум не в результате наблюдений, но таковые Ему присущи внутренне (ст. 13). Что такое мудрость старцев по сравнению с мудростью Ветхого днями! Мы знаем мало и еще меньше способны сделать; но Богу подвластно все, и Его намерение не может быть остановлено. Блаженны люди, чей Бог Этот Бог, ибо на их стороне Его безмерная мудрость и сила. Любые выступления людей против Него неразумны и бесплодны: что Он разрушит, то не построится (ст. 14). Следует заметить: с Божьим провидением невозможно состязаться и нельзя нарушать установленные им правила. Иов уже говорил: «Возьмет, и кто возбранит Ему?» (Иов 9:12) и повторяет эту мысль снова. Возразить на сказанное Богом невозможно, равно как и отменить сделанное Им. Нельзя восстановить то, что лежит в руинах по воле Господа, свидетельством чему служит Вавилонская башня, ведь предпринявшие ее строительство не смогли продолжить его; еще один пример уничтожение Содома и Гоморры, которые так и не были построены вновь (см. Ис 25:2; Иез 26:14; Откр 18:21). Кого Бог осудил на вечное заточение, тот не подлежит освобождению; кого Он заключит болезнью и обречет на муки, расстроив его дела, тот не высвободится. Бог заключает в могилу, и никто не способен открыть ее запечатанные двери; заключает в аду в узы тьмы, и никто не может перейти великую пропасть.
II. Для подтверждения этой доктрины Иов приводит пример из мира природы (ст. 15). Бог управляет водами и завязал воду в одежду (Притч 30:4), исчерпал воды горстью Своею (Ис 40:12) и может наказать сынов человеческих либо недостатком, либо избытком воды. Нарушая законы нравственности, люди впадают в крайности: одно у них в недостатке, другое в избытке; и если нравственность ничтожно мала, то и Бог наказывает людей крайностями, отказывая им в милости, которая тоже ничтожно мала.
1. Подчас большим судом становится большая засуха: остановит воды, и все высохнет, если небо как медь, а земля как железо; если дожди не идут, то источники высыхают и в реках нет воды; поля сухие и не приносят плодов (Ам 4:7).
2. Подчас большим судом становится многоводие. Бог поднимет уровень вод, и они перевернут землю (англ. пер., ст. 15), губя ее произведения и стоящие на ней дома. О проливном дожде сказано как о смывающем хлеб (Притч 28:3). Видите, как много у Бога путей борьбы с грешниками, в числе которых изъятие милостей, которыми они злоупотребляли; тогда как мы совершенно неспособны бороться с Ним. Если бы было возможно изменить порядок вещей, то этот стих вполне подошел бы для описания Ноева потопа, ставшего знаменательным примером Божьей силы. Когда Бог в гневе навел потоки вод, то они перевернули землю; но в милости Своей Господь удержал их, закрыл небесные окна и источники бездны, и вскоре вода стала убывать.
III. Иов приводит много примеров властного распоряжения судьбами сынов человеческих, когда Бог противодействует их намерениям и ставит таковые Себе на службу, расстраивает советы, подавляет попытки и преодолевает сопротивление. Какие перемены производит Бог с людьми! Как легко и неожиданно Он меняет их планы!
1. В общем: у Него могущество и разум (есть и такой перевод, ст. 16), могущество и верность Себе (столь изысканное слово употреблено в первоисточнике). У Бога сама суть и квинтэссенция мудрости. У Него власть и все сущее (есть и такое чтение). Бог есть Бог, и Он поддерживает существование всего остального. Обладая могуществом и премудростью, Господь знает, как использовать не только мудрых и благочестивых, которые служат ему добровольно и охотно, но и неразумных и порочных, которые, казалось бы, никоим образом не могут быть полезны в осуществлении замыслов Его провидения: пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он не оставляет без внимания самых простодушных, которых обманывают; равно как и самые хитрые обманщики не могут остаться незамеченными, несмотря на все свои уловки. Мир полон обмана; одна половина человечества вводит в заблуждение вторую, и Бог допускает это, чтобы принести Себе славу за счет и той и другой. Обманщики используют обманутых, а великий Бог использует и тех и других; так Он действует, и никто не может Ему помешать. У Него достаточно силы и мудрости, чтобы справиться со всеми простаками и мошенниками этого мира; Он знает, как поставить их на службу собственным целям, вопреки слабости первых и нечестию вторых. Когда Иаков хитростью добыл себе благословение, то это стало осуществлением замысла Божьей благодати; когда Ахав по ложному пророчеству был втянут в военную кампанию себе же на погибель, это стало осуществлением замысла Божьего правосудия; и в том и в другом случае в распоряжении Бога был и заблуждающийся и вводящий в заблуждение (см. Иез 14:9). Бог не позволил бы обманщику совершить грех, а обманутому пережить несчастье, если бы не знал, как поставить пределы одному и другому и принести Себе славу за счет обоих. Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Он все делает хорошо, в противном случае мир пришел бы в смятение и давно погиб, если учесть, как мало в нем мудрости и честности.
2. Далее Иов переходит к подробному описанию частных проявлений мудрости и силы Бога в радикальных изменениях, происходящих в царствах и государствах; ибо именно на таком уровне, а не в действиях Провидения, касающихся отдельных лиц и семей, он находит больше подтверждений: ведь чем выше положение, занимаемое человеком, тем сильнее бросаются в глаза происходящие с ним перемены, а значит, тем выразительнее проявляется в них Провидение. Кроме того, не вызывает сомнения и то обстоятельство, что если Бог, свернув в сверток, бросает, как мяч, в землю обширную (говоря словами пророка, Ис 22:18) сильных мира сего, то тем более такая участь может постичь незнатных людей. И конечно, самое большое безумие для нас это состязание с Тем, Кому подчиняются царства и государства. Существует мнение, что Иов здесь говорит об искоренении могучих народов, таких как рефаимы, зузимы и эмимы (упомянутые в Быт 14:5−6; Втор 2:10,20), необычное ослабление и поражение которых, наверно, стало особенно заметным; если это мнение является верным, то Иов задумал показать: когда нечто подобное происходит в делах государств, то это делает Бог; и мы должны увидеть Его верховное владычество даже над теми, которые считали себя самыми могущественными, благоразумными и независимыми. Сравните эти слова с речью Елифаза (Иов 5:12 и далее). Давайте систематизируем описание частных случаев перемен, которые Бог производит с людьми: от уничтожения народов и поселения на их месте других до свержения отдельных правителей и государственных деятелей и назначение вместо них других, которые могут стать благословением для своего царства; свидетельством чему может послужить славная революция в нашей собственной стране, имевшая место двадцать лет назад, которая наилучшим образом иллюстрирует учение, представленное в этой речи Иова.
(1) Мудрые подчас странным образом лишаются разума, и в этом нужно видеть Божью руку: Бог приводит советников в необдуманность (ст. 17), таковые становятся как бы трофеями в Его победе, лишившимися чести и всего богатства, приобретенного своей дальновидностью; более того, они лишаются мудрости, которой славились, и успеха в своих начинаниях, на который надеялись. Состоится только определенное Господом, тогда как все замыслы мудрых сводятся к нулю и все их советы разрушаются; таким образом они лишаются удовлетворения от своей мудрости, да и самой репутации мудрых людей. Бог и судей делает глупыми. Воздействуя на их ум, Он лишает судей качеств, необходимых в их ремесле, поэтому они становятся настоящими безумцами; и, распоряжаясь делами судей, Господь приводит их к такому исходу, который прямо противоположен изначальным намерениям, и в этой ситуации судьи выглядят глупо. Эти слова исполнились в отношении Ахитофела, совет которого разрушился и который поэтому выглядел глупо, соответствуя своему имени «брат безумца». Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его (Ис 19:13). Поэтому да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалятся самые искусные советники и судьи своим высоким положением, но пусть лучше смиренно полагаются на Господа, чтобы Он и далее поддерживал их способности. Даже старцы, которым, казалось бы, мудрость присуща по определению и которые думают, что обрели ее собственным усердием и поэтому имеют на нее неоспоримое право, могут лишиться разума и зачастую по немощи, связанной с возрастом, «впадают в детство»: Бог и старцев лишает смысла (ст. 20). Пожилые люди, на советы которых более всего полагаются, подводят тех, кто на них полагался. В Библии мы читаем о старом, но неразумном царе (Еккл 4:13).
(2) Занимавшие высокое положение и находившиеся при власти странным образом низвергаются и становятся нищими и рабами так Бог смиряет их: Он лишает перевязей царей (ст. 18) и отнимает у них полномочия на правление подданными, которых они, возможно, поработили и господствовали над ними с жестокостью; Бог отнимает у царей почести и символы власти и все, на что они опирались в своей тирании, расстегивает застежку пояса с оружием, так что меч падает с бедра (поэтому не удивительно, что вскоре падает и корона с головы), а вслед за этим Господь поясом обвязывает чресла их символом рабства, ибо рабы ходили с препоясанными чреслами. Таким же образом Бог и великих князей лишает достоинства, власти и состояния всего, чем они услаждали себя и чем гордились (ст. 19). Следует заметить: цари не освобождаются от действия Божьего правосудия. Это для нас они боги, а для Господа люди и поэтому подвержены более чем обычным переменам в человеческой жизни.
(3) Кто был сильным, тот странным образом теряет свою силу: именно Бог ослабляет таковых (ст. 21) и низвергает храбрых (ст. 19). Могучее тело становится немощным из-за возраста и болезней; сильное войско распадается и превращается в ничто, его мощь не может уберечь от фатального низвержения. Никакая сила не способна противостоять Всемогущему даже та, которой обладал Голиаф.
(4) Кто славился своим красноречием и кому были доверены дела общества, тот странным образом умолкает, не зная что сказать: Бог отнимает язык у велеречивых (ст. 20), так что они не могут произнести то, что намеревались, с прежней легкостью и четкостью, но заикаются, допускают ошибки и ничего не могут с этим поделать; или же не способны произнести то, что собирались, а говорят противоположное, как Валаам, который благословил тех, кого был призван проклясть. Поэтому пусть ораторы не гордятся своей риторикой и не используют ее с плохими намерениями, чтобы Бог, Сотворивший уста человека, не отнял у них это искусство.
(5) Те, которыми восхищались и к которым относились с почтением, странным образом попадают в немилость: Бог покрывает стыдом знаменитых (ст. 21). Он предоставляет их самим себе, чтобы они творили свои неблаговидные дела, или же изменяет мнение людей о них. Если князья сами бесчестят и презирают Бога или оскорбляют и попирают Божий народ, то они не заслуживают уважения и Бог изольет на них бесчестие (см. Пс 106:40). Обычно никто не становится столь жалким сам по себе и не подвергается таким унижениям со стороны других, как тот, кто проявлял высокомерие и презрение, когда находился при власти.
(6) Что было тайным и тщательно скрывалось, то странным образом становится явным и выносится на свет: Бог открывает глубокое из среды тьмы (ст. 22). Раскрываются и расстраиваются тайные заговоры; разоблачается нечестие, которое совершалось незаметно и искусно скрывалось, и виновные в таковом несут заслуженное наказание; речь идет о тайных изменах (Еккл 10:20), убийствах и блуде. Даже тайные советы правителей открыты Божьему взору (4Цар 6:11).
(7) Царства переживают подъем и спад, развитие и угасание; и все это от Бога: подчас Он умножает народы (ст. 23), расширяет границы их стран, так что они становятся влиятельными и грозными; но спустя некоторое время по каким-то неясным причинам в стране наступают трудные времена и она приходит в упадок, становится малочисленной и нищей; территория сокращается, и многие погибают: так народ становится презренным в глазах соседей и бывшие некогда главой народов оказываются в хвосте (см. Пс 106:38−39).
(8) Кто был смелым и отважным и не считался с опасностями, тот странным образом робеет и теряет присутствие духа; и это тоже результат действий Господа: Он отнимает ум у глав народа земли (ст. 24), которые были вождями и военачальниками и славились своим военным искусством и великими достижениями; когда нужно приступать к действиям, они становятся малодушными и готовы бежать от малейшего шороха (Пс 75:6).
(9) Кто решительно и стремительно воплощал свои замыслы, тот странным образом приходит в замешательство; таковые не знают, где находятся и что им делать, непостоянны в своих советах и неуверенны в действиях, начинают и бросают, мечутся туда-сюда, блуждают, словно в пустыне (ст. 24), идут на ощупь, как во тьме, и шатаются, как пьяные (ст. 25; Ис 59:10). Следует заметить: Бог может быстро привести в затруднительное положение самых глубокомысленных политиков и поставить в тупик самых великих мудрецов, чтобы показать, что они гордились собой там, где Он превосходит их. Так самым удивительным образом по воле Провидения происходят радикальные перемены в царствах. Небо и земля сотрясаются, но Господь навеки царствует несокрушимо, и вместе с Ним мы ожидаем царства непоколебимого.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 12 глава