Чтобы подтвердить свое обвинение против Иова, Едифаз в предыдущей главе сослался на слово с небес, посланное ему как видение. В этой главе он взывает к свидетелям на земле к святым верным проповедникам Божьих истин во все века (ст. 1).
Они подтвердят, что:
(I) Грех приводит грешников к погибели (ст. 2−5).
(II) Тем не менее скорби общий удел всего человечества (ст. 6−7).
(III) Когда нас постигает скорбь, то наш долг и наша мудрость состоит в том, чтобы обратиться к Богу, ибо Он может и готов помочь нам (ст. 8−16).
(IV) Достойно переносимые скорби благополучно заканчиваются; в частности, если бы Иов пришел в лучшее расположение духа, то смог бы убедиться, что у Бога припасена для него милость (ст. 17−27). Таким образом, Елифаз завершает свою речь в более позитивной тональности, чем начал.
Стихи 1−5. Начало горячему спору между Иовом и его друзьями положено, и Елифаз предпринимает честную попытку представить дело третейскому судье. Наверно, в любом спорном вопросе: чем раньше это сделают, тем лучше, если участники спора не могут прийти к решению сами. Елифаз настолько уверен, что делает благое дело, что предлагает Иову самому выбрать себе арбитров: взывай, если есть отвечающий тебе (ст. 1).
1. «Найдется ли пострадавший так же, как страдаешь ты? Можешь ли ты привести пример человека, который был настоящим святым и попал в такое же крайне тяжелое положение, которое переживаешь сейчас ты? Бог никогда не поступал так, как с тобой, с любящими Его имя; а значит, определенно, ты к числу таковых не относишься».
2. «Найдется ли кто-нибудь говорящий то, что говоришь ты? Проклинал ли, подобно тебе, свой день кто-нибудь из благочестивых людей? Или оправдал бы кто-нибудь из святых твой накал страстей со словами, что так приличествует поступать Божьим детям? Ты не найдешь среди святых человека, который выступил бы твоим защитником или моим противником. И к кому из святых обратишься ты? Обратись к кому угодно и ты убедишься, что все придерживаются моей точки зрения. На моей стороне communis sensus fidelium — единодушное одобрение верных; все они подпишутся под тем, что я собираюсь сказать». Примите во внимание:
(1) Благочестивых людей называли святыми даже в Ветхом Завете; и я не понимаю, почему мы, присваивая это звание святым Нового Завета, не можем сказать (за исключением обыденной речи, когда нам надлежит loqui cum vulgo — говорить, как наши соседи) о Св. Аврааме, Св. Моисее или Св. Исайи, наряду со Св. Матфеем и Св. Марком; а также Св. Давид псалмопевец и Св. Давид, британский епископ. И об Аароне четко говорится как о святом Господнем (Пс 105:16).
(2) Каждый, кто сам является святым, будет обращаться к таким же, как и он, святым как к друзьям для беседы, изберет их в качестве судей и будет советоваться с ними (см. Пс 118:79). Святым предстоит судить мир (1Кор 6:1−2). Посему ходи путем добрых (Притч 2:20), держись путей древних и иди себе по следам овец. Каждый избирает себе людей того или иного рода, одобрение которых старается снискать и по мнению которых судит о чести и бесчестии. Сейчас все истинные святые усердно ищут одобрение со стороны таких же святых и стремятся иметь правильные суждения.
(3) Существуют истины настолько простые, всем известные и не вызывающие сомнений, что человек может смело спросить о них святых. И хотя есть вопросы, мнения по которым, к сожалению, различны, тем не менее по большинству самых важных вопросов разногласий нет, например о пагубности греха, суетности мира, ценности души, необходимости святой жизни и тому подобное. Хотя не все ведут такой образ жизни, как следовало бы, чтобы полностью соответствовать исповедуемым истинам, тем не менее все готовы свидетельствовать о них. Итак, здесь Елифаз отстаивает два утверждения, с которыми, в чем он не сомневается, согласятся все святые.
I. Грех ведет грешников прямо к погибели: глупца убивает гневливость, его собственная ярость, поэтому неразумно потакать ей; она подобна огню в костях и в крови; ее достаточно, чтобы вызвать горячку. А неразумного губит зависть (англ. пер., ст. 2), которая, как сказано, гниль для костей; особенно если он терзает себя ею. «Так же и с тобой, говорит Елифаз, пока ты споришь с Богом, то причиняешь себе огромное зло; твой гнев по поводу собственных бед и зависть к нашему преуспеванию лишь усиливают боль и несчастье; обратись к святым и ты убедишься, что они лучше понимают, что содействует их благу». Иов сказал своей жене, что она говорит как одна из безумных; а теперь Елифаз обвиняет его, что он действует как неразумный, даже глупец. Или, возможно, Елифаз подразумевал: «Если человека постиг крах и погибель, то это всегда происходит лишь по его собственной глупости. Люди убивают себя, потакая тем или иным похотям; а значит, вне всякого сомнения, ты, Иов, сделал какую-то глупость, из-за которой и оказался в столь бедственном положении». Многие придерживаются мнения, что здесь идет речь о Божьем гневе и ревности. Иову не было надобности беспокоиться по поводу процветания нечестивых, ибо одобрение мира никогда не укроет их от Божьего недовольства, а если они думают, что укроет, то неразумны и глупы. Божий гнев будет означать смерть, вечную смерть для тех, кого он постигнет. Ведь ад не что иное, как беспрерывный и неутихающий Божий гнев.
II. Процветание грешников кратковременно, а гибель неизбежна (ст. 3−5). Похоже, Елифаз сравнивает ситуацию Иова с тем, что обычно происходит с нечестивцами.
1. Какое-то время Иов преуспевал, его положение казалось прочным, и он был уверен в своем процветании: видел я, как глупец укореняется, вырос и, по своему собственному мнению и мнению окружающих, крепко стоит на ногах, и так, кажется, будет и впредь (см. Иер 12:2; Пс 36:35−36). Мы видим, как мирские люди пускают корни на этой земле; они сосредоточены на земном, на него всецело уповают и в нем находят утешение. Их внешнее состояние кажется процветающим, но душа, укоренившаяся в земле, преуспевать не может.
2. Теперь процветанию Иова пришел конец; он наступает быстро в случае процветания нечестивцев.
(1) Елифаз предвидел крах таковых глазами веры. Кто смотрел только на то, что происходило в настоящем, тот благословлял их на долгие годы, считая их жизнь благополучной, а их самих счастливыми, и желал бы сам оказаться в таком положении. А Елифаз проклял их, причем сразу же, как только увидел, что они начинают пускать корни, то есть он просто предвидел и предсказал их погибель; он не молился об этом (не желал бедственного дня), но спрогнозировал. Он вошел во святилище и там уразумел конец их (Пс 72:17−18), услышал вынесенный им приговор о том, что беспечность глупцов погубит их (Притч 1:32). Кто верит Божьему Слову, тот способен увидеть проклятие Господне на доме нечестивого (Притч 3:33), каким бы прочным и роскошным этот дом ни построили, какими бы добротными вещами его ни заполнили; верящие Божьему Слову сумеют предвидеть, что в свое время проклятие неизбежно истребит древесину и камень, из которых возвели этот дом (Зах 5:4).
(2) И в конечном счете Елифаз увидел то, что предвидел. Он не разочаровался в своих прогнозах события подтвердили их: семья погибла, имение разорено. Елифаз приводит такие подробности, которые прямо и достаточно оскорбительно указывают на бедствия Иова.
[1] Погибли дети. Они считали, что в доме старшего брата им ничего не грозит, но были дачеки от безопасности (англ. пер., ст. 4), ибо побиты у ворот. Возможно, двери или ворота дома стояли на самом высоком месте и всей своей тяжестью обрушились на них; и не оказалось заступника, чтобы уберечь их от гибели под руинами. Обычно так говорят о гибели семей нечестивых людей, когда над таковыми вершится правосудие, чтобы обязать их вернуть незаконно присвоенное. Нечестивцы оставляют это своим детям; но потомки так и не войдут во владения полноправных собственников, которые будут бить их, то есть привлекут к судебной ответственности (и не окажется никого, кто смог бы им помочь); или же они подвергнутся притеснениям (Пс 108:9 и далее).
[2] Имение разорено (ст. 5). Так случилось и с имением Иова. Голодные грабители савеяне и халдеи унесли все с собой и съели. Елифаз утверждает, что зачастую наблюдал подобное. Добытое грабежом и насилием таким же образом и теряется. Заботливый владелец устроил вокруг своего имения ограду из тернов и думал, что это надежно; но забор оказался незначительной преградой для жадных грабителей (если голод прорывается сквозь каменные стены, то тем более через живую изгородь) и для Божьего проклятия, которое проходит через волчцы и терны и выжигает их совсем (Ис 27:4).
Стихи 6−16. Елифаз затронул Иова за живое, упомянув и утрату имения и смерть детей как справедливое наказание за грех; и теперь, чтобы не привести его в отчаяние, начинает воодушевлять и успокаивать. Сейчас Елифаз совершенно «изменяет голос свой» (Гал 4:20) и говорит с теплотой, как бы стараясь искупить вину за уже сказанные суровые слова.
I. Елифаз напоминает Иову, что ни одна скорбь не приходит случайно, и ее приход не следует приписывать второстепенным причинам: не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (ст. 6), в отличие от травы. Провидение соблюдает соразмерность между процветанием и невзгодами не столь строго, как между днем и ночью или зимой и летом, но следит за строгим соответствием Божьей воле, чтобы все происходило в определенное Богом время и определенным образом. Существует такое чтение стиха: грех выходит не из пыли, а беззаконие не из земли. Если люди порочны, то должны винить не почву, климат или звезды, а самих себя. Если буен, то один потерпишь. Мы не должны приписывать свои скорби воле рока, ибо они от Бога; или приписывать грехи судьбе, ибо они от нас. Поэтому, какая бы беда нас ни постигла, надлежит признавать, что таковую посылает нам Бог и мы навлекаем ее на себя сами: первое должно побудить нас к терпению, а второе к искреннему раскаянию во время скорби.
II. Елифаз напоминает Иову, что мы имеем все основания готовиться к бедам и скорбям в этом мире: человек рождается на страдание (ст. 7), но не просто человек (сохрани он свою невинность, то рождался бы для наслаждений), а грешный человек, рожденный женою (Иов 14:1), которая согрешала. Человек рождается в грехе и поэтому рождается на страдание. Даже рожденные для почестей и высокого положения в обществе рождаются для страдания по плоти. В состоянии после грехопадения человеку свойственно грешить, и естественное следствие такого положения вещей скорби (Рим 5:12). Единственное, что мы можем считать понастоящему своим в этом мире и для чего мы родились, это грех и страдание. И то и другое можно уподобить устремляющимся вверх искрам. Совершенные нами преступления это искры, которые вылетают из печи первородного тления; и поскольку от самого чрева матернего мы прозваны отступниками, то стоит ли удивляться, что поступаем вероломно (Ис 48:8). А если учесть хрупкость нашего тела и суетность всех наших наслаждений, то и это становится причиной бед, которые возникают так же естественно, как искры, чтобы устремляться вверх, так много этих бед и так быстро они следуют одна за другой. Почему же тогда постигшие нас скорби вызывают такое удивление и мы сетуем на их тяжесть, если рождены для них? Человек рожден на труд (написано на полях) и приговорен к тому, чтобы есть хлеб в поте чела своего, а это должно приучить его к трудностям и к более стойкому перенесению скорбей.
III. Елифаз подсказывает Иову, как следует себя вести в скорби: я к Богу обратился бы (ст. 8); непременно обратился бы (так звучит в первоисточнике). Итак, здесь мы находим:
(1) Скрытый упрек Иову в том, что он не искал Бога, а спорил с Ним: «Я, попав в такую ситуацию, не злился бы и не раздражался, как ты, Иов, а покорился бы Божьей воле». Легко сказать, как бы мы поступили на месте другого человека; когда же дело дойдет до испытания, возможно, мы убедимся, как нелегко делать то, что говорили.
(2) Хороший и своевременный совет, который Елифаз образно применяет к себе: «Со своей стороны, я думаю, лучшее, что я смог бы сделать, если бы попал в такое положение, это обратиться к Богу». Следует заметить: давать друзьям нужно только те советы, которым мы сами, окажись на их месте, могли бы следовать, чтобы легче переносить страдания, извлечь из них пользу и увидеть благополучный исход.
[1] Мы должны в молитве просить у Бога милости и благодати, обращаясь к Нему как к Отцу и другу, хотя Он и борется с нами; ведь Он единственный, кто может нам помочь и поддержать. Если мы лишились всего, что у нас было в этом мире, то нам надлежит искать Его благосклонность; мы должны обращаться к Нему как к источнику и Отцу всякого блага и всякого утешения. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Это даст облегчение сердцу и станет бальзамом для любой раны.
[2] Мы должны с терпением обратиться к Богу и представить Ему свое дело: предал бы дело мое Богу; изложив его Господу, я оставил бы дело на Его усмотрение; если я принес дело к ногам Всевышнего, то оно будет у Него в руках. «Вот я, и пусть Господь поступит со мной, как Ему угодно». Если наше дело действительно благое, то нам нечего бояться передать его Богу, ибо Он справедлив и милостив. Кто желает, чтобы дело разрешилось быстрее, тот должен обратиться к Господу.
IV. Таким образом Елифаз воодушевляет Иова обратиться к Богу и передать Ему свое дело. Это не окажется тщетным, ибо Господь именно Тот, у Кого мы найдем настоящую помощь.
1. Елифаз советует Иову принять во внимание всемогущую силу и верховное владычество Бога. В общем, Господь творит дела великие (ст. 9), действительно великие, ибо может сделать все что угодно и совершает все что угодно, причем по Своей собственной воле, а это доказательство истинного величия, потому что деяния его силы являются (1) неисследимыми, которые невозможно понять и изучить от начала до конца (Еккл 3:11). Природные явления таинственны; самые тщательные исследования весьма далеки от полного их открытия, и наимудрейшие философы признавались, что сбиты с толку. Замыслы Провидения еще более глубоки и непостижимы (Рим 11:33).
(2) Многочисленными такими, которые невозможно сосчитать. Господь совершает великие дела без числа; Его сила никогда не истощается, и все Его намерения исполнятся не раньше чем до конца времен.
(3) Чудными, то есть такими, которыми никогда не перестаешь восхищаться; самой вечности будет мало, чтобы провести ее в восхищении ими. Рассуждая об этом, Елифаз подразумевает:
[1] убедить Иова, что он виноват и по глупости своей спорил с Богом. Мы не должны притязать на то, что можем судить о Божьих делах, ибо они непостижимы и не доступны для исследования; кроме того, нам не следует ссориться со своим Создателем, ибо Он непременно окажется слишком серьезным противником, способным мгновенно погубить нас.
[2] Воодушевить Иова на поиски Бога, чтобы представить Ему свое дело. Разве нас не воодушевит свидетельство о том, что именно Господу принадлежит вся сила? Он может вершить дела великие и чудные, чтобы помочь, когда мы попали в беду.
2. Елифаз сообщает о некоторых частных проявлениях Божьего владычества и силы.
(1) Бог вершит великие дела в царстве природы: дает дождь на лицо земли (ст. 10), причем здесь подразумеваются все обычные дары провидения все времена плодоносные, благодаря которым исполняются пищею и веселием сердца наши (Деян 14:17). Примите во внимание: когда Елифаз пожелал сказать о великих делах Бога, то упомянул, что Он посылает дождь, который, будучи обычным явлением, представляется нам мелочью, но если мы должным образом размыслим о его происхождении и о его результатах, то увидим в нем великое дело силы и благости.
(2) Бог вершит великие дела для сынов человеческих и не только обогащает бедных и утешает нуждающихся, когда посылает дождь (ст. 10), но и разрушает замыслы коварных (ст. 12), чтобы возвысить униженных (ст. 11).
Сравните: Господь рассеял надменных помышлениями сердца их и таким образом вознес смиренных; алчущих исполнил благ (Лк 1:51−53).
Обратите внимание:
[1] Как Бог расстраивает замыслы гордых и хитрых (ст. 12−14). Существует высшая сила, которая одерживает победу над людьми, считающими себя свободными и самовластными, и, вопреки их замыслам, осуществляет собственные цели. Примите во внимание: во-первых, своевольные упрямцы, которые противодействуют Богу и интересам Его царства, зачастую отличаются особой изобретательностью; ибо они семя древнего змея, известного своей хитростью. Таковые считают себя мудрецами, но в конечном счете окажутся глупцами. Во-вторых, у своевольных врагов Божьего царства есть свои хитрости, уловки и замыслы против него и его верных подданных. Они неутомимы и неугомонны в своих замыслах, изобретательны в хитростях, составляют секретные заговоры, твердо держатся таковых и возлагают на них большие надежды (Пс 2:1−2). В-третьих, Бог может легко расстроить замыслы Своих противников и врагов Своего народа и (поскольку это касается Его славы) непременно сделает это. Так были расстроены планы Ахитофела, Санаваллата и Амана. Так были разрушены заговоры Сирии и Ефрема против Иуды; Гевала, Аммона и Амалика против Израиля Божия; царей и правителей земли против Господа и Его Помазанника. Рукам, простертым на Бога и Его Церковь, не удалось осуществить свои предприятия, и ни одно орудие, сделанное против Сиона, не было успешным. В-четвертых, то, что враги задумывали для уничтожения Церкви, зачастую обращалось против них самих: Он уловляет мудрецов их же лукавством (ст. 13), и они уловлены делами рук своих (Пс 7:16−17; 9:16−17). Эти слова цитирует апостол (1Кор 3:19), чтобы показать, как ученые мужи из язычников одурачиваются своей же суетной философией. В-пятых, когда Бог лишает людей разума, они настолько сбиты с толку, что теряются даже в самых простых и понятных вещах: даже днем они встречают тьму (ст. 14), более того, сами загоняют себя во тьму (написано на полях) жестокостью и опрометчивостью своих собственных советов (см. Иов 12:20,24−25).
[2] Как благосклонно Бог относится к делу бедных и смиренных и поддерживает его. Во-первых, Он возносит униженного (ст. 11). Кого гордые пытаются растоптать, того Господь забирает у них из-под ног и обеспечивает безопасность (Пс 11:6). Он возвышает и утешает смиренных сердцем и плачущих, чтобы они могли обитать на высотах, найдя убежище в неприступных скалах (Ис 33:16). Плачущие на Сионе запечатлены, у них есть знак, уберегающий их от опасности (Иез 9:4). Во-вторых, Бог освобождает угнетенных (ст. 15). Коварные замышляют погубить бедных. И в этом деле задействованы уста, руки и меч. Но Бог берет под особую защиту тех, кто, будучи бедным, не способен помочь себе, и, будучи Его бедным и посвятив себя восхвалению Господа, предал себя в Его руки. Бог защищает таковых от уст, говорящих о них злое, и от рук, причиняющих им зло, ибо Он может, если Ему угодно, обуздать любой язык и иссушить любую руку. В результате (а) слабые и робкие святые получат утешение: и есть несчастному, готовому впасть в отчаяние, надежда (ст. 16). Опыт одних людей может послужить воодушевлением для других, чтобы надеялись на лучшее в наихудшие времена; ибо Божья слава посылает помощь беспомощным и надежду отчаявшимся, (б) Дерзкие, дышащие угрозами грешники придут в замешательство: неправда затворяет уста свои, весьма удивившись необычному избавлению и устыдившись своей враждебности к тем, кто оказался избранником Небес; разочарование будет удручающим, и грешникам, за неимением возражений, придется признать справедливость Божьих действий. Кто прежде доминировал над Божьими бедными и запугивал их, причинял зло и предъявлял им ложные обвинения, теперь не сможет найти ни единого слова против тех, за кого заступается Бог (см. Пс 75:9−10; Ис 26:11; Мих 7:16).
Стихи 17−27. В заключительной части своей речи Елифаз представляет Иову благоприятную перспективу (хотя сам не сумел бы принять таковую) завершения его скорбей, стоит ему взять себя в руки и приспособиться к ним. Примите во внимание:
I. Своевременное слово предостережения и увещания, которое Елифаз дает Иову: «наказания Вседержителева не отвергай (ст. 17). Воспринимай его как наказание, продиктованное Божьей любовью и задуманное во благо чаду Божию. Воспринимай это как наказание от Вседержителя, спорить с Которым безумие, а подчиниться Ему побуждает нас долг и мудрость. Он станет Вседостаточным (истинное значение слова) Богом для всех доверившихся Ему. Поэтому не отвергай». Слово, употребленное в подлиннике, означает многое:
(1) «Не питай к наказанию отвращение. Пусть благодать победит неприязнь, которую природа испытывает к страданию, а ты примирись с Божьей волей». Розга нам нужна, и мы ее заслужили; поэтому не стоит считать постигшее нас наказание чем-то странным или жестоким. Пусть сердце не восстает против горькой пилюли или участи, если это предписано нам во благо.
(2) «Не думай о нем плохо; не удаляй его от себя (как нечто болезненное или, по меньшей мере, бесполезное, как будто не можешь извлечь из наказания хороший урок и полагаешь, что оно беспричинно) лишь потому, что в настоящее время оно кажется тебе не радостным, а печальным». Мы не должны считать неприемлемой обязанность всегда покоряться Богу и думать, что подвергнуться Его наказанию ниже нашего достоинства, но, напротив, лучше придерживаться убеждения, что на самом деле Бог возвеличивает человека, когда посещает и испытывает его таким образом (Иов 7:17−18).
(3) «Не смотри на него сквозь пальцы и не пренебрегай, как чем-то случайным и второстепенным, но отнесись к нему со всем вниманием как к гласу Божьему и к посланию с небес». Здесь больше подразумевается, чем выражено словами: «Благоговей перед наказанием Господним; отнесись к карающей руке со смиренным почтением и трепещи, когда лев рычит (Ам 3:8). Покорись наказанию и содействуй исполнению его цели, то есть исправься, тем самым ты проявишь свое благоговение». Когда Бог посредством скорбей вырабатывает в нас какие-то качества по Своему постановлению, то мы должны оказать честь, приняв, одобрив и подписавшись под постановлением, и проявлять эти качества, когда Господь потребует.
II. Утешительные слова ободрения, которые Елифаз адресует Иову, чтобы ему было легче приспособиться к своему положению и (как он сам об этом сказал) принять злое от Бога, а не считать это даром, не достойным принятия.
1. Если переносить скорбь должным образом, то (1) изменится сама ее природа и свойства. Хотя она выглядит как горе для человека, на самом деле может быть блаженством: блажен человек, которого вразумляет Бог, если извлекает из вразумления полезные уроки. Благочестивый счастлив, даже когда переживает скорбь, ибо, чего бы он ни лишился, он не теряет радости о Боге и свое право на небеса. Более того, он счастлив именно потому, что страдает; ибо вразумление это свидетельство его сыновства и средство освящения; оно уничтожает тление, отлучает сердце от мира и приближает к Богу, побуждает читать Библию, преклонять колени и готовит его, совершая в нем необходимые действия, к превосходной и непреходящей славе. Поэтому блажен человек, которого вразумляет Бог (см. Иак 1:12).
(2) Результат и последствия скорби будут благоприятными (ст. 18).
[1] Хотя Бог и причиняет раны болезненные раны на теле и заставляет душу печалиться, тем не менее в то же время Он Сам обвязывает их, как искусный и чуткий хирург, перевязывает раны, которые ему пришлось нанести скальпелем. Когда Бог причиняет раны неприятными обстоятельствами Своего провидения, то перевязывает их утешениями Своего Духа, которые зачастую изобилуют по мере усиления скорбей и перевешивают их, к невыразимой радости терпеливых страдальцев.
[2] Хотя Бог и поражает, тем не менее Его же руки врачуют в должное время; ведь Он поддерживает Своих людей, облегчает их страдания и в свое время избавляет обеспечивает выход. Все снова хорошо, и Господь утешает их соответственно перенесенным страданиям. Бог обычно прибегает к такому образу действий: сначала ранит, а потом исцеляет; сначала обличает, а затем утешает, сначала смиряет, а затем возвышает; и (как отмечает г-н Карил) Он никогда не делает раны слишком большими и глубокими, чтобы Сам не смог вылечить. Una eademque manus vulnus opemque tulit — Рука, причиняющая рану, проводит лечение. Бог расправляется с нечестивцами и уходит; пусть их лечит тот, кто хочет, если сможет (Ос 5:14); но смиренные и кающиеся вправе сказать: Он уязвил и Он исцелит нас (Ос 6:1). Это в общем.
2. А в частности, в следующих стихах Елифаз обращается непосредственно к Иову и приводит множество драгоценных обетований о великих и благих делах, которые Бог сотворит для него, стоит ему смириться под Божью руку. Хотя тогда у них не было Библии в том виде, в каком она известна нам, тем не менее у Елифаза имелось достаточно оснований, чтобы дать Иову такие заверения; их источником служили общие откровения Бога о благоволении к своему народу. И хотя Святой Дух не руководил друзьями Иова, когда они произносили свои речи (ибо подчас говорили неверно о Боге и об Иове), тем не менее общие положения изложенного ими учения отображают благочестивые чувства эпохи патриархов; и поскольку Св. Павел процитировал ст. 13 как часть канонического Писания, а ст. 17 в качестве повеления, вне всякого сомнения, адресованного и нам, то приведенные здесь обетования можно и надлежит принимать и применять как обетования свыше, чтобы и мы терпением и утешением из этой части Писаний сохраняли надежду. Поэтому давайте прилежно прислушаемся к этим обетованиям и разберемся детально, чтобы находить в них утешение.
(1) Здесь звучит обетование, что, как бы часто ни приходили беды и страдания, благодатная поддержка и избавление будут посылаться так же часто: в шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (ст. 19). Подразумевается, что пока мы находимся в этом мире, то должны быть готовыми к череде бед: после дождя вновь набегают тучи. За шестью бедами может последовать седьмая; после множества бед жди еще больше; но от всех этих бед Бог избавит Своих (2Тим 3:11; Пс 33:20). Бог, в отличие человека, не считает, что оказание поддержки в прошлом освобождает Его от помощи Своим людям в дальнейшем; наоборот, прежние избавления служат залогом будущих (англ. пер., Притч 19:19).
(2) В какую бы беду ни попали благочестивые, зло не коснется их; беды не причинят им существенный вред (Пс 90:10); их злокачественность жало будет удалено; они шипят, но укусить не могут. Лукавый не прикасается к Божьим детям (1Ин 5:18). Удерживаясь от греха, они удерживаются от пагубы любой беды.
(3) Когда повсюду свирепствуют опустошительные суды, благочестивые берутся под особую защиту (ст. 20). Даже если многие рядом с ними будут умирать от недостатка необходимых средств к существованию, у благочестивых они будут. «Во время голода избавит тебя от смерти; что бы ни случилось с другими, ты получишь пропитание (Пс 32:19). Благочестивые будут накормлены и даже во дни голода будут сыты (Пс 36:3,19). И во время войны, когда слева и справа будут падать тысячи, Господь избавит их от руки меча. Если Богу угодно, то меч не коснется тебя; а если и ранит или убьет тебя, то не навредит; ведь меч способен убить лишь тело, и никто не обладает властью сделать это, если только она не дана свыше».
(4) Какое бы злословие ни прозвучало в адрес благочестивых, оно не повлияет на них и не причинит вреда (ст. 21). «Ты не только найдешь защиту от убивающего меча войны, но и укроешь себя от бича языка, который, как и всякий бич, мучает и причиняет боль, но не приводит к смерти». Самые лучшие и самые безобидные люди, даже будучи невиновными, не могут обезопасить себя от клеветы, упреков и ложных обвинений. Сам человек не способен укрыться от этого, но его может укрыть Бог, так что он не обратит особого внимания на самых злобных клеветников, и они не потревожат его покой; и другие не придадут значения клевете, поэтому пятна на репутации благочестивого не будет. Кроме того, Бог способен сдерживать и сдержит остатки гнева, ибо совесть порочных людей тоже подвластна Ему, а значит, бич языка не уничтожит утешение благочестивых людей этого мира.
(5) Даже в наихудшие времена благочестивые будут пребывать в святой безмятежности и в душевном равновесии, исходящем от надежды и уверенности в Боге. При самых сильных угрозах они сохранят покой, веря в собственную безопасность; они не убоятся опустошения (ст. 21), даже когда увидят приближение такового, и зверей земли не убоятся, а также людей, жестоких, как звери, когда те захотят на них напасть; более того, опустошению и голоду посмеются (ст. 22), но не в презрении к Божьему вразумлению и без насмешки к Божьим судам, а с ликованием о Боге, Его силе и благости, которые восторжествовали над миром с его печалями; поэтому во время скорби благочестивые сохранят не только спокойствие, но и бодрость и радость. Посмеялся над опустошением и благословенный Павел, когда говорил: «Смерть! где твое жало?» и когда от имени всех святых бросил вызов бедствиям нынешнего времени, которые не отлучат нас от любви Божией, и пришел к выводу, что все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим 8:35 и далее, см. Ис 37:22).
(6) Так как благочестивые пребывают в мире с Богом, то между ними и всем творением существует завет дружбы (ст. 23). «Когда ты идешь по своей земле, тебе нет нужды бояться преткновения, ибо с камнями полевыми у тебя союз, и ты не ударишься ногой о какой-нибудь из них; кроме того, тебе не грозит опасность от зверей полевых, ибо они в мире с тобою». Сравните: и заключу... для них союз с полевыми зверями (Ос 2:18). Этим подразумевается, что, пока человек враждует со своим Создателем, низшие создания воюют с ним; но tranquillus Deus tranquillat omnia умиротворенный Бог умиротворяет все. Наш завет с Богом это завет со всем творением, чтобы создания не причиняли нам вред, а были готовы служить и приносить пользу.
(7) Дом и семья будет приносить утешение (ст. 24). Этому способствует мир и благочестие в семье. «И узнаешь, убедишься в том, что шатер твой есть и будет в безопасности; ты можешь быть уверен в настоящем и будущем благополучии своего дома». Тот покой это твоя скиния (дословно); покой будет в том доме, обитатели которого обитают в Боге, и в Нем они как дома. «И будешь смотреть (то есть интересоваться делами), будешь следить за домом твоим, и не согрешишь».
[1] Бог обеспечит Своих людей жилищем. Возможно, оно будет скромным и переносным хижиной или шатром, но в нем воцарится порядок и покой. «Ты не согрешишь», или не будешь бродяжничать; то есть, согласно одному из толкований: «Ты не станешь изгнанником и скитальцем (проклятие Каина), но будешь жить на земле, которая непременно (а не сомнительно, как в ситуации со странниками) даст тебе пищу».
[2] Семьи благочестивых будут находиться под особой защитой Божьего провидения и преуспеют настолько, насколько им это во благо.
[3] Они получат заверение в стабильном мире для себя и своих потомков. «К своему невыразимому удовлетворению, ты узнаешь, что тебе и твоим близким гарантирован мир, ибо Бог дал слово». Обстоятельства могут меняться, а обетование нет.
[4] Благочестивые обретут мудрость, чтобы правильно руководить своей семьей, разумно вести дела и хорошо следить за домом своим (здесь об этом сказано: смотреть за домом). Хозяева семей должны быть не странниками в своем доме, а зоркими стражами над своим имуществом и поведением своих слуг.
[5] Благочестивые обретут благодать, чтобы управлять делами семьи так, как угодно Богу, и не грешить в своем руководстве. Требовать отчета у слуг они будут без страстей, гордыни, алчности, мирской суеты и тому подобного; к их работе они будут относиться без недовольства к сделанному и без недоверия к тому, что еще предстоит сделать. Венцом мира и благополучия в семье служит благочестие. Если мы не грешим в работе и отдыхе, то это величайшее благословение как для работы, так и для отдыха. Когда мы уезжаем, то нам приятно узнавать, что в нашем шатре все спокойно. И по возвращении домой приятно видеть, что все в порядке; тогда мы довольны своими успехами и тем, что наше дело не потерпело крах; и совесть чиста, ибо мы не оскорбили Бога.
(8) Потомство благочестивых будет многочисленным и преуспевающим. Иов лишился всех своих детей. «Но, говорит Елифаз, если ты обратишься к Богу, то Он снова создаст тебе семью, и семя твое будет многочисленным и великим, как всегда, и твои потомки будут расти, как трава на земле (ст. 25), и процветать; и ты узнаешь об этом. У Бога есть в запасе благословения для потомков верных, и они их обретут, если не будут поступать своевольно и не утратят их по собственной глупости. Какое утешение для родителей видеть благополучие, особенно духовное благополучие своих детей! Если они поистине благочестивы, то поистине и велики, какими бы незначительными ни казались в этом мире.
(9) Их смерть не будет преждевременной, и они завершат свой путь с радостью и честью (ст. 26).
Какая великая милость:
[1] Дожить до зрелости, чтобы число месяцев не кончилось! Если Божье провидение не дает нам долгой жизни, то Божья благодать даст удовлетворение от времени, выделенного нам, чтобы мы могли сказать, что дожили до зрелости. Долго живет тот человек, который совершил свое дело и подготовлен перейти в мир иной.
[2] Быть готовым принять смерть и сойти в могилу охотно, а не по принуждению (когда возьмут душу)!
[3] Умереть в свое время, подобно пшенице, скошенной и собранной в снопы, когда она полностью созреет! Не раньше этого времени, но и не желая оставаться хотя бы на день дольше, чтобы не пропасть. Время нашей жизни в руке Бога; и хорошо, что это именно так, ибо Он позаботится, чтобы Его люди умерли в наилучшее время; и даже если их смерть кажется нам несвоевременной, преждевременной она не станет.
3. В последнем стихе Елифаз представляет Иову эти обетования как (1) верное слово, в истинности которого сомневаться не стоит: «Вот что мы дознали; так оно и есть. Мы действительно получили эти слова по преданию от отцов, но на веру их не приняли, а тщательно исследовали, сопоставили духовное с духовным, прилежно изучили и утвердились в своей вере в них на основании собственных наблюдений и опыта; и все мы придерживаемся мнения, что так оно и есть». Истина это сокровище, которое стоит того, чтобы до нее докопаться и в нее погрузиться; и когда мы приложили усилия в поисках истины, тогда знаем ее ценность сами и можем передать другим.
(2) Слово, всякого принятия достойное, которое Иов может применить к себе, к своему огромному преимуществу: выслушай это и заметь для себя. Не достаточно просто слышать и знать истину, но надлежит применять ее, чтобы благодаря ей стать мудрее и лучше, чтобы она произвела впечатление и мы подчинились ее побуждающей власти. Знай это для себя (дословно), применительно к себе и к своей собственной ситуации; говори не только: «Это истинно», но и: «Это истинно по отношению ко мне». Истины, которые мы слышим и замечаем для себя, услышаны и замечены нам на пользу, подобно тому, как мы получаем питательные вещества из мяса, которое едим. По-настоящему хороша та проповедь, которая приносит нам пользу.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 5 глава