В предыдущей главе Елиуй детально обличил Иова в некоторых необдуманных речах, и тому нечего было сказать в свое оправдание. А в данной главе он пытается привести в порядок его представление о методах, с помощью которых Бог воздействует на него. Друзья считали, что страдания Иова были такими сильными и длительными, потому что он был нечестивым человеком. А Елиуй считал, что страдания были посланы для его испытания, а продлены на том основании, что Иов не смирился, оказавшись в беде, и должным образом не приспособился к ним. Он приводит много оснований, подтверждающих мудрость и праведность Бога, Его заботу о людях, особенно Его величие и всемогущую силу. С помощью этих аргументов в данной и следующей главах он пытается убедить Иова подчиниться руке Бога. И в данной главе приводится:
(I) Его вступление (ст. 24).
(II) Описание методов, с помощью которых Божье провидение воздействует на людей соответственно их поведению (ст. 5−15).
(III) Честное предостережение и добрый совет Иову в связи со всем сказанным (ст. 16−21).
(IV) Демонстрация Божьей верховной власти и всемогущества. Елиуй приводит их примеры при проявлении обычного провидения, а это является основанием, почему всем нам следует покориться Богу и методам Его общения с нами (ст. 22−33). Эту тему он продолжает и подробно рассматривает в следующей главе
Стихи 1−4. Еще раз Елиуй просит собравшихся быть терпеливыми, и в частности Иова (ибо он еще не все сказал), но обещает не задерживать их надолго. «Постойте возле меня немного», читают некоторые (ст. 2). «Не уходите и позвольте мне владеть вашим вниманием еще немного времени; я буду говорить немного, просто и по теме». Чтобы добиться внимания, он ссылается на то, что имеет (1) хороший повод, благородную и полезную тему: «Я имею что еще сказать за Бога». Он говорит как адвокат Бога и поэтому может справедливо надеяться, что присутствующие выслушают его. Правда, некоторые делали вид, что говорят от имени Бога, но на самом деле говорили от себя; но кто искренне желает заступиться за дело Бога и говорит в защиту Его славы, Его истины, Его путей и Его народа, тот может быть уверен, что не будет нуждаться в наставлениях (ибо в тот час дано будет им, что сказать), не проиграет благое дело и не потеряет свою награду. Таковым не следует опасаться, что они исчерпают свою тему. Как бы много ни говорили в защиту Бога, всегда можно найти, что добавить к сказанному.
(2) Нечто необычное, чтобы предложить им, что выходит за пределы заурядных наблюдений: «Я начну мои рассуждения издалека (ст. 3), то есть мы вернемся к нашим первым принципам и высоким понятиям, которые нам весьма пригодятся». Чтобы получить знание о Боге, стоит идти далеко и копать глубоко, ибо оно вознаградит нас за усилия; хотя за ним приходится далеко идти, но не дорого платить.
(3) Безусловно честные намерения, ибо прежде всего стремится доказать праведность своего Творца, поддержать и прояснить истину, утверждавшую, что Бог праведен во всех путях Своих. Говоря о Боге и в Его защиту, хорошо помнить, что Он наш Творец, и называть Его так; это означает, что мы должны быть готовы совершить для Него и интересов Его царства наилучшее служение, которое нам по силам. Если Он наш Творец, то все, что мы имеем, пришло от Него, и все это мы должны использовать для Него и быть максимально ревностными ради Его славы. Он будет справедлив и честен (ст. 4): «Слова мои точно не ложь; они не будут неприятными по своей сути, но при этом вполне будут согласовываться с моими мыслями и представлениями. Я сражаюсь за истину с максимальной искренностью и простотой». Это говорит о том, что он будет использовать простые и веские аргументы, а не хитрые и изящные уловки. «Сейчас тебя увещевает Тот, Кто совершенен и обладает знанием во всем объеме, поэтому ты должен не только внимательно выслушать Его, но и с готовностью воспринять Его слова, ибо они для твоего блага». Совершенство нашего познания в этом мире должно быть честным и искренним, если мы ищем истину, применяем ее к себе и используем свои познания ради блага других.
Стихи 5−14. Елиуй, говоря от имени Бога и, в частности, желая доказать праведность своего Творца, в данных стихах показывает, что божественное Провидение действует не только соответственно вечным советам Его воли, но и согласно вечным принципам справедливости. Бог действует как праведный правитель, ибо:
I. Он не считает ниже Своего достоинства обращать внимание на презреннейшего из своих подданных, а бедность и неприметность человека не удаляют от него Божье благоволение. Если люди могущественны, то они склонны с высокомерием и пренебрежением смотреть на людей неизвестных и не занимающих важное положение. Но Бог могуществен, безгранично могуществен, и тем не менее не презирает никого (ст. 5, англ. пер.). Он смиряет Себя, чтобы ознакомиться с делами презреннейших людей, чтобы воздать им по справедливости и оказать милость. Иов считал, что Бог пренебрегает им и его делом, потому что Тот не вступился за него незамедлительно. «Нет, утверждает Елиуй, Бог не призирает никого, а это является добрым основанием, почему мы должны уважать всех людей». Он могуществен в силе и мудрости (в англ. пер.) и тем не менее не смотрит с презрением на тех, у кого мало силы и мудрости, если они честно поступают. Более того, Бог не пренебрегает ни одним человеком, потому что Его мудрость и сила неоспоримо безграничны, и поэтому снисхождение Его благодати не будет для Него унижением. Люди мудрые и благочестивые не будут смотреть на кого-либо с насмешкой и презрением.
II. Он не одобряет людей великих, если они нечестивы (ст. 6): Он не поддерживает нечестивых. Хотя их жизнь может быть продлена, но не благодаря особой заботе божественного Провидения, а его обычному ходу. Иов сказал, что беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки (Иов 21:7). «Нет, говорит Елиуй, Бог редко позволяет нечестивцам дожить до старости. Он не хранит их жизнь так долго, как они хотят, и не дарует утешение и удовлетворенность, которые сопутствуют нашей жизни; их охраняют лишь затем, чтобы сохранить для дня гнева» (Рим 2:5).
III. Он всегда готов помочь обиженным и заступиться за их дело (ст. 6): «Он воздает должное угнетенным, мстит их преследователям, заставляя возместить нанесенный ими убыток и вернуть награбленное. Если люди не воздают должное угнетенным, то это сделает Бог.
IV. Он особым образом заботится о защите Своих благочестивых подданных (ст. 7). Он не только смотрит на них, но и никогда не упускает их из виду: «Он не отвращает очей Своих от праведников». Хотя иногда кажется, что ими пренебрегают и о них забыли, хотя иногда кажется, что происшедшее с ними произошло по недосмотру Провидения, но нежный и заботливый глаз небесного Отца никогда не отходит от них. Если, исполняя свой долг, мы взираем на Бога, то Его око с милостью будет постоянно смотреть на нас; и если мы окажемся в презренном положении, оно никогда не отвратится от нас.
1. Иногда, благодаря Ему, благочестивые люди занимают почетные должности (ст. 7): «...с царями навсегда посаждает их на престоле, и тогда все остальные снопы кланяются им». Когда праведные люди занимают почетные места, то это делается из милости к ним, ибо присутствующая в них Божья благодать будет мышцей, сражающейся против искушений, сопутствующих возвышению, и даст им возможность делать добрые дела. Это также делается из милости к тем, над кем они поставлены: «Когда господствуют праведники, веселится народ». Если праведный человек продвигается, то его положение укрепляется. Кто, занимая почетную должность, хранит добрую совесть, тот стоит на твердом основании, и высоты не являются для них скользкими местами, как для других. Но так как мы редко видим, чтобы благочестивые люди в этом мире становились великими, то можно предположить, что этот стих говорит о возвышении, которое получат праведники, когда их Искупитель восстанет в последний день на земле; ибо только их будут вечно превозносить и посадят на престоле. Тогда они воссияют, как солнце, станут царями и священниками Богу.
2. Если в какое-либо время Он подвергает их страданиям, то это делается для блага их душе (ст. 8−10). Одни благочестивые люди возвышаются, обладают славой и силой, а другие оказываются в беде. А теперь обратите внимание:
(1) Они могут попасть в беду (ст. 8). Их могут заковать в цепи, бросить в темницу, как Иосифа, или содержать в узах какого-либо другого бедствия-, они могут страдать от боли и болезни; быть связаны бедностью, ограничены своими планами и, несмотря на борьбу, долго пребывать в беде. Такова была ситуация у Иова; его охватили и крепко держали узы бедствия.
(2) Чего хотел добиться Бог, ввергая Свой народ в такие бедствия. Это делалось для блага их душам; и подобные размышления должны примирить нас со страданиями и заставить хорошо воспринимать их. Поражая нас, Бог желает:
[1] Раскрыть нам прошлые грехи и напомнить о них. Тогда Он показывает людям их ошибки, которых они раньше не видели. Он раскрывает им сам факт греха: указывает им на дела их. Грех это то, что мы делаем. А если в нас есть что-то хорошее, то это сделал Бог, а мы должны увидеть, что наделали своим грехом. Бог раскрывает ошибочность греха, указывает людям на их беззакония и нарушения закона Божьего, к тому же показывает пагубность грехов, которые умножились и были чудовищно порочными. Истинно раскаявшиеся грешники возлагают бремя на самих себя, не оправдываются, а усугубляют свои грехи и признаются, что умножали их. Иногда страдание соответствует греху; оно служит для того, чтобы пробудить совесть и заставить человека задуматься.
[2] Расположить наше сердце, чтобы оно приняло новые наставления: тогда Он открывает их ухо для вразумления (ст. 10). Кого Бог наказывает, того вразумляет (Пс 93:12), а страдания побуждают людей стремиться научиться и размягчают воск, чтобы он мог принять форму печати; но это не происходит само по себе, а с помощью благодати Божьей. Именно Бог открывает ухо и сердце, ибо Он имеет ключи Давида.
[3] Чтобы удержать и оттолкнуть нас от беззаконий в будущем. Именно для этой цели посылается страдание, которое является повелением отстать от нечестия, не иметь ничего общего с грехом, отвернуться с отвращением и твердым решением больше никогда не возвращаться к нему (Ос 14:8).
3. Если страдание совершает свое дело и достигает цели, ради которой было послано, то Бог вновь утешит страждущих соответственно времени, в течение которого они страдали (ст. 11): «Если они послушают и будут служить Ему, если согласятся с Его планами и будут служить Его целям в этих диспенсациях, если после удаления страданий их помыслы останутся такими же благочестивыми, как и тогда, когда их поражали, и они исполнят данные тогда обеты, если впредь они будут исполнять Божьи заповеди, особенно касающиеся служения Богу и поклонения, и сознательно исполнять свой долг перед Ним, тогда они проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости». Благочестие единственный путь к процветанию и наслаждению; это незыблемая истина, но немногие верят ей. Если мы верно служим Богу, (1) то нам обещано внешнее процветание, жизнь и утешение в этой жизни, которое содействует славе Бога и нашему благу; а кто желает большего?
(2) То нам дарованы внутренние наслаждения, утешение от общения с Богом, добрая совесть и великий мир, который имеют те, кто любит закон Божий. Если мы не всегда радуемся в Господе и надежде на вечную жизнь, то сами виноваты в этом; разве можем мы проводить свои годы в лучших наслаждениях?
4. Если страдания не совершают своей работы, то людям следует готовиться к тому, что печь будет раскалена в семь раз сильнее, пока жар не поглотит их (ст. 12): «Если же не послушают, если благодаря страданиям не станут лучше, не исправятся и не изменятся, то погибнут от меча гнева Божьего». Кого не исцеляет Его жезл, того погубит Его меч; если огонь очищающий не совершает свое дело, то это сделает огонь пожирающий, ибо когда Бог судит, то Он побеждает. Раз царь Ахаз в тесное для себя время продолжал беззаконно поступать пред Господом, то он был отмечен для гибели (2Пар 28:22; Иер 6:29−30). Бог вразумлял их этими страданиями, но они не приняли наставления и советов, содержащихся в них; поэтому без каких-либо предупреждений они умрут в неразумии, прежде чем осознают это. Или они умрут, потому что были в неразумии несмотря на средства познания, которыми были благословлены. Кто умирает в неразумии, тот умирает без благодати и погибает навечно.
V. Он навлекает гибель на лицемеров тайных врагов Его царства (какими их описывает Елиуй, ст. 12); хотя их причислили к праведникам, о которых Елиуй говорил раньше, но они не повиновались Богу, а, будучи сынами противления и тьмы, стали детьми гнева и погибели; это лицемеры, которые питают в сердце гнев (ст. 13). Посмотрите на природу лицемерия: оно пребывает в сердце, которое стремится к миру и плоти, хотя внешне кажется, что оно стремится к Богу и религии. Многие, которые внешне и в слове кажутся святыми, являются лицемерами в сердце. Оно испорченный источник, и в нем хранится нечестивое сокровище. Посмотрите, сколько зла причиняет лицемерие: лицемеры собирают гнев (в англ. пер.). Каждый день они совершают то, что вызывает недовольство Бога, и в великий день Он взыщет с них за это. Они собирают гнев на день гнева (Рим 2:5). Их грехи запечатаны у Бога в хранилищах (Втор 32:34). (Сравните Иак 5:3). То, что восходит, как пар, опускается, как поток; так происходит и с грехом: если в нем не раскаяться, то он прольется гневом. Лицемеры думают, что собирают богатство и заслуги, но когда хранилища откроются, то окажется, что они собирали гнев. Обратите внимание:
(1) Какими действиями они собирают гнев. Что в них вызывает такое сильное недовольство у Бога? Они не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы; то есть когда они попадают в беду и их связывают узы бедствия, то их сердца ожесточаются; они остаются упрямыми и несмирившимися, не взывают к Богу и не обращаются к Нему с просьбой. Они глупы и бесчувственны, как деревья и камни, презирающие наказание Господне.
(2) Каковы последствия этого гнева? Душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками (ст. 14). Такова участь лицемеров, которым Христос провозгласил большое горе. Если они останутся нераскаявшимися, [1] то умрут внезапной смертью, умрут в молодости, когда смерть вызывает максимальное изумление, а для лицемеров ее последствия всегда являются таковыми. Как люди, умершие в молодости, надеялись еще долго жить, так и лицемеры отправляются в ад, хотя надеялись попасть на небеса. Ожидание беззаконных погибает.
[2] То умрут второй смертью. Их жизнь после смерти (ибо именно об этом здесь идет речь) с блудниками, среди нечистых (в англ. пер.) среди наихудших и отъявленных грешников, несмотря на их благовидное исповедание. Среди содомлян (написано на полях) грязных и нечестивых, которые ходили за иною плотию и, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример (Иуд 1:7). Души нечестивых живут после смерти, но они живут среди нечистых духов, дьявола и его ангелов, навечно отделенные от Нового Иерусалима, в который не войдет ничто нечистое.
Стихи 15−23. А теперь Елиуй переходит конкретно к Иову, и:
I. Говорит, что Бог сделал бы для него, если бы он раньше, подвергшись страданиям, должным образом смирился. «Мы все знаем, что Бог спешит спасти бедного от беды его (ст. 15); таким Он был всегда. Он с нежностью смотрит на нищих духом, когда они попадают в беду, на тех, у кого сердце сокрушенное и раскаявшееся, и всегда готов помочь им. Он открывает их ухо и дает им возможность услышать радость и веселье даже в стеснении, даже если Он не спасает их от беды, то говорит утешительные слова для ободрения их веры и терпения, стремясь заглушить их страхи и сбалансировать скорби. И с тобой Он поступил бы так же, если бы ты подчинился Его провидению и хорошо вел себя; Он бы спас и утешил тебя, и нам не пришлось бы слушать твои жалобы. Если бы ты приспособился к воле Божьей, то твоя свобода и изобилие были бы возвращены тебе с прибылью.
1. Ты бы освободился от уз и не страдал от болезней и позора: тебя вывел бы Он из тесноты на простор, и ты не оказался бы в таком стесненном состоянии, лишенным всяких средств.
2. Ты бы обогатился, а не оставался до сих пор в таком бедственном положении; твой стол ломился бы не только от еды, необходимой для выживания, но и от наилучшей пищи (Втор 32:14): тука агнцев и тучной пшеницы». Отметьте: размышления о том, что если бы мы были лучше, то нам от этого было бы лучше, должны заглушить наши жалобы, когда мы оказались в беде; если бы мы соответствовали цели, ради которой было послано страдание, то оно было бы удалено; спасение придет в том случае, если мы будем готовы для него. Бог поступил бы с нами хорошо, если бы мы вели себя хорошо (Пс 80:14−15; Ис 48:18).
II. Елиуй обвиняет Иова в том, что тот вредит самому себе и делает себя причиной, из-за которой это бедствие продлевается (ст. 17): «Но ты преисполнен суждениями нечестивых», то есть: «Каким бы ты ни был на самом деле, но в этом вопросе ты ведешь себя как человек нечестивый, ибо говоришь и поступаешь, как нечестивец; ты доставлял им удовольствие и служил их целям; суд и справедливость схватили тебя, как человека нечестивого, потому что ты находишься в их обществе, поступаешь так, словно содействуешь их интересам, помогаешь и поддерживаешь их. Ты поддерживал дело нечестивых, а каково дело человека, таков и суд Бога над ним»; так трактует это место епископ Патрик. Опасно оказаться на неверной стороне, ибо соучастников предательства будут судить наравне с основными предателями.
III. Он предостерегает Иова не упорствовать в своем недовольстве. По этому вопросу он дает ему некоторые предостережения.
1. Пусть не относится легкомысленно к божественному мщению, словно он не может ему подвергнуться, и не считает свое положение надежным (ст. 18): «Да не поразит тебя гнев Божий!», то есть: «Так как Бог является праведным правителем и возмущается, когда люди недовольны и оскорбляют Его руководство, так как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков и так как у тебя есть основания бояться, что ты вызвал недовольство Бога, то остерегайся, чтобы внезапно не поразил тебя гнев Божий наказанием. Будь мудрым и поскорее заключи мир с Богом, чтобы Его гнев отвратился от тебя». Похожее предупреждение Иов давал своим друзьям (Иов 19:29): «Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды». Подобным образом спорщики склонны с чрезмерной дерзостью связывать друг друга судами Божьими и пугать Его гневом; но имеющим добрую совесть не следует бояться бессильных угроз гордых людей. Елиуй по-дружески увещевал Иова; и это было необходимо. Даже благочестивым людям следует напоминать о долге, пугая их гневом Божьим. «Ты мудрый и благочестивый человек, но остерегайся, чтобы Бог не забрал тебя, ибо даже наимудрейший и наилучший человек нагрешил достаточно, чтобы заслужить Его удара».
2. Пусть не надеется, что если гнев Божий разгорится против него, то ему удастся спастись от его ударов.
(1) Невозможно спастись с помощью денег, равно как и получить прощение благодаря серебру, золоту и подобным тленным вещам: «Даже большой выкуп не спасет тебя, если Бог начнет судиться с тобой. Его справедливость и служителей Его справедливости невозможно подкупить взяткой. Даст ли Он какую цену твоему богатству и за это изменит наказание? Нет, ни за золото и ни за какое сокровище (ст. 19). Если ты предложишь все богатство, которое имеешь, то и это не оградит тебя от ударов гнева Божьего, в день явления которого не поможет богатство (Притч 11:4; см. Пс 48:8−9).
(2) Невозможно будет спастись с помощью силы: «Если в твоем распоряжении будут все силы (ст. 19, англ. пер.), если ты сможешь собрать всех своих слуг и вассалов, чтобы они заступились за тебя и силой избавили из рук божественного мщения, то все это будет напрасно; Бог не обратит на это никакого внимания. Никто не сможет избавить от Его руки».
(3) Невозможно будет спастись с помощью бегства (ст. 20): «Не желай той ночи, которая часто содействует отступлению побежденной армии и скрывает ее; не думай, что тебе удастся избежать праведного суда Божьего, ибо тьма не затмит от Него» (Пс 138:11−12; см. Иов 34:22). «Не думай, что раз люди ночью расходятся по домам, ложатся в постель и поэтому от них легко сбежать незамеченными, то Бог также восходит на Свое место и оттуда не может видеть. Нет, Он не спит и не дремлет. Его глаза открыты и следят за сынами человеческими, где бы они ни находились, и во всякое время. Ни скалы, ни горы не могут укрыть нас от Его глаз». Некоторые полагают, что здесь идет речь о ночи смерти, то есть той ночи, когда народы истребляются на своем месте, и что Иов ревностно жаждал этой ночи, как наемник желает вечера (Иов 7:2). «Но ты не делай этого, говорит Елиуй, ибо ты еще не знаешь, что такое ночь смерти». Кто страстно жаждет смерти, надеясь там укрыться от гнева Божьего, тот увидит, что ошибался. Есть такие люди, которых гнев преследует и в этой ночи.
3. Пусть прекращает свой нечестный спор с Богом и Его провидением, в котором он до сих пор упорствовал, хотя должен был покориться наказанию (ст. 21): «Берегись и следи за своим духом, не склоняйся к нечестию, не возвращайся к нему (в некоторых переводах), ибо ты погибнешь, если это сделаешь». Мы не должны даже осмеливаться думать одобрительно о грехе, потакать ему или позволять себе грешить. Елиуй считал, что Иов нуждается в этом предостережении, ибо он нечестие предпочел страданию, то есть решил польстить своей гордости и настроению, сражаясь с Богом, и не захотел усмирить ее, подчинившись Богу и приняв наказание. Мы можем воспринять эти слова в общем смысле и обратить внимание, что отдавшие предпочтение нечестию, а не страданию, сделали очень глупый выбор. Кто избавляется от забот за счет греховных наслаждений, кто умножает свое богатство с помощью греховных методов, кто избегает бедствий благодаря греховным планам и избегает страданий за праведное дело благодаря греховным уступкам вопреки велениям совести, тот делает выбор, о котором позже раскается; ибо в наименьшем грехе больше зла, чем в самом большом страдании. Грех это зло, одно зло.
4. Пусть не осмеливается предписывать Богу и определять для Него средства (ст. 22−23): «Бог высок могуществом Своим, то есть Он может поставить и свергнуть, кого желает, и поэтому ни мне, ни тебе не следует соперничать с Ним». Чем больше мы превозносим Бога, тем больше смиряемся и унижаемся. А теперь задумайтесь:
(1) Что Бог обладает всемогущей властью. Он превозносит Себя Своей силой (в англ. пер.), а не силой, черпаемой у другого. Он превозносит, кого хочет тех, кто страдал и был угнетен, силой и властью, которую дает Своему народу; поэтому кто укажет Ему путь Его? Кто может руководить Им на Его пути? Есть ли кто-то выше, от кого Он получил Свое поручение и кому будет отчитываться? Нет; Он наивысший и ни от кого не зависит. «Кто напомнит Ему о Его пути?» читают некоторые. Разве нуждается Вечный разум в напоминании? Нет; Его путь, как и все наши пути, всегда перед Ним. Он не принимает указов или наставлений от когото другого (Ис 60:13) и не отчитывается ни перед кем. Он указывает всем творениям их путь, поэтому давайте не будем указывать Ему Его путь, а предоставим самому руководить миром, ибо Он может это сделать.
(2) Что Он несравненный учитель: «Кто такой, как Он, наставник?» Глупо учить Того, Кто является источником света, истины, познания и наставления. Тот, Кто учит человека разумению так, как никто другой, неужели не обличит? (Пс 93:9−10). Неужели мы отдадим предпочтение свече, а не солнцу? Обратите внимание: когда Елиуй воздает славу Богу как правителю, то прославляет Его как учителя, ибо правители должны учить. Так делает Бог. Он связывает узами человеческими. В этом, как и в других делах, Ему нет равного. Никто, кроме Него, не годен направлять Его действия. Он знает, что должен сделать и как это сделать наилучшим образом, и не нуждается в информации или совете. Даже Соломон имел советника, но Царю царей никто не нужен. Никто лучше Него не может направлять наши действия. Никто не учит с такой властью и убедительными доказательствами, с таким снисхождением и состраданием, с такой силой и эффективностью, как Бог. Он учит через Библию наилучшую книгу, Он учит через Своего Сына, и Он наилучший Учитель.
(3) Что Он ко всем справедлив без исключений во всех Своих действиях, и кто может сказать Ему: «Ты поступаешь несправедливо»? Никто. Кто осмелится сказать такие слова? Многие совершают беззакония, и те, кто говорит им об этом, рискуют; но кто может сказать эти слова Ему? У кого есть повод сказать это? Кто может сказать и доказать это? Несомненная истина, которая не имеет ограничений или исключений, гласит: «Царь царей не может делать зло».
Стихи 24−33. В данных стихах Елиуй пытается внушить Иову великие и высокие мысли о Боге и таким образом убедить его с радостью подчиниться Божьему провидению.
I. В общем он представляет дела Божьи как изумительные и прославленные (ст. 24). Таковы все Его дела. Бог не делает ничего посредственного, и поэтому мы должны согласиться со всеми проявлениями Его провидения, которые касаются нас. Его видимые дела, касающиеся природы и всего мира в целом, вызывают у нас восхищение и одобрение, ибо в них мы видим мудрость, силу и благость Творца; так неужели мы должны искать ошибки в Его диспенсациях, касающихся нас, и в Его планах, касающихся наших дел? Нас призывают смотреть на действование Божие (Еккл 7:13).
1. Все Его дела открыты перед нашими глазами; нет ничего более очевидного; это то, что люди видят. Каждый человек может увидеть их издалека. Посмотрите куда угодно и вы увидите дела, произведенные Божьей мудростью и силой; мы видим сделанное Им и то, что Он сейчас делает, и не можем не сказать: «Это дела Его, это перст Божий; это дело Господне». Каждый человек может видеть далеко: небеса и их светила, землю и ее плоды; все это дела Вседержителя, тем более когда мы видим их вблизи. Посмотрите на мельчайшие элементы природы через микроскоп разве они не чудесны? Вечная сила и божественная природа Творца четко видны через рассматривание творений (Рим 1:20). Это могут увидеть все люди, даже те, которые не имеют преимуществ получать божественное откровение, ибо нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос этих постоянных естественных проповедников (Пс 18:4).
2. Все Его дела чудесны в наших глазах. Мы должны не забывать возвеличивать и превозносить красоту и совершенство дел Божьих и согласованность всех их деталей: не только оправдывать их, как дела праведные и совершенные для блага людей, которые нельзя осуждать, но и возвеличивать их, как дела мудрые и славные, которые не может совершить или придумать ни одно творение. Человек может видеть Его дела и способен различать в них Его руку (чего не могут твари), поэтому он должен воздавать им славу.
II. Он представляет Бога как безграничного и неисследимого Творца (ст. 26). Потоки существования, силы и совершенства должны привести нас к источнику. Бог велик, Он безгранично велик: велик силой, ибо Он всемогущ и независим, велик богатством, ибо самодостаточен и вседостаточен, велик сам в Себе, ибо все Его дела велики, и поэтому Его нужно в высшей степени прославить, ибо Он велик, и мы не можем познать Его. Мы знаем, что Он существует, но не знаем, какой Он. Мы знаем, каким Он не является, но не знаем, каков Он. Мы знаем Его частично, но не совершенно. Данный факт приводится здесь как основание, почему нам не следует осуждать Его действия или искать в них ошибку; ибо тогда мы будем отзываться плохо о том, чего не понимаем, и отвечать на вопрос до того, как услышим. Мы не знаем продолжительности Его существования, оно не имеет границ. Число лет Его неисследимо; их невозможно исчислить, потому что Он вечен; им нет числа. Он Личность, не имеющая начала, преемственности или времени; Он был всегда, будет существовать вечно и всегда будет таким же великим: «Я есмь...» И мы не должны предписывать Ему, что делать, или спорить с Ним, потому что не можем постичь, каков Он и Его действия.
III. Он приводит некоторые примеры мудрости, силы и всеобщего владычества Бога в природе и в проявлениях общего провидения, начиная в данной главе с облаков и дождя, который проливается из них. Мы не должны быть критичными, исследуя фразы или философию этой благородной речи. Ее основная цель показать, что Бог безгранично велик и является Господом всего сущего, Первопричиной и верховным повелителем всех творений, Которому дана всякая власть на небе и на земле, и поэтому мы должны с максимальным смирением и благоговением хорошо говорить о Нем и почитать Его. Мы поступим самонадеянно, если будем предписывать Ему правила и методы, согласно которым должно действовать Его особое провидение, касающееся сынов человеческих, или будем ожидать Его отчета о них, в то время как проявления обычных провидений в атмосферных явлениях очень разнообразны, таинственны и необъяснимы. И Елиуй, чтобы воздействовать на Иова величественностью и могуществом Бога, направляет его (Иов 35:5) посмотреть на облака. В этих стихах он показывает, что мы можем увидеть в облаках и что может побудить нас задуматься о славных совершенствах их Творца. Подумайте об облаках:
1. Как об источниках этого нижнего мира, которые хранят его влагу и являются великим хранилищем, с помощью которого она циркулирует. Этот мир нуждается в обеспечении влагой, ибо ее застой причинит ему большой вред, как застой крови в теле человека. В этом обычном явлении следует обратить внимание, (1) что облака, находящиеся вверху, каплют на землю, находящуюся внизу. Если небеса становятся медными, то земля становится как железо, поэтому обетование об изобилии звучит так: «Я услышу небо, и оно услышит землю». Эти слова подразумевают, что всякий добрый дар приходит свыше, от Отца светов и Отца дождя, а это учит нас направлять молитвы и взирать только на Него.
(2) Что они изливаются на людей (ст. 28), ибо хотя Бог повелевает, чтобы шел дождь на пустыню, где нет человека (Иов 38:26; Пс 103:11), но особая честь оказана человеку, которому служат все нижние твари и от которого фактически требуется ответная дань хвалы. Что касается людей, то Он посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45).
(3) Писание говорит, что облака каплют, а не льются потоком, как было в тот день, когда окна небесные отворились (Быт 7:11). Бог насыщает землю той же водой, в которой однажды утопил ее, но теперь Он распределяет ее другим образом, чтобы мы знали, что полностью зависим от Его милости и что Он очень добр, посылая нам дождь каплями, и в дальнейшем могли с пользой распределить ее с помощью искусственных водоемов.
(4) Хотя иногда дождь идет очень маленькими каплями, но были времена, когда он проливался бурными потоками, а решение, каким он будет в то или иное время, принимает божественное Провидение, которое управляет им.
(5) Что хотя он сходит в виде капель, тем не менее изливается обильно на людей (ст. 28) и поэтому называется потоком Божьим, полным воды (Пс 64:10).
(6) Что облака во множестве изливаются дождем по мере того, как собирают капли воды (ст. 27). Так честно поступают небеса по отношению к земле, но земля не всегда в ответ поступает так же.
(7) Что иногда вода, хранящаяся в облаках, вызывает большой ужас, а иногда является великим благоволением для земли (ст. 31). Если Богу угодно, то с их помощью Он судит народы (в англ. пер.), когда гневается на них. Бури, ураганы и ливни, изливающиеся из облаков, уничтожают плоды земли и производят наводнения; но, с другой стороны, облака проливают воды и благодаря им Бог дает пищу в изобилии; они изливают тук на пажити, одетые стадами, и долины, покрытые хлебом (Пс 64:12−14).
(8) На приближение дождя (ст. 3З). Помимо прочего, треск молнии дает знать о ней. Поэтому мы читаем (3Цар 18:41) о шуме дождя, который приходит раньше него; с радостью встречают его вестника. Не только шум, но и лицо неба говорит о нем (Лк 12:56). С помощью непонятных инстинктов скот также чувствует приближающиеся изменения в природе и ищет убежища, а это должно постыдить человека, который не предвидит зла и не прячется.
2. Как о прообразе высшего мира (ст. 29): «Кто может постигнуть протяжение облаков?» Они распростерлись над землей, как навес или балдахин; как же они стали такими, как есть, как простерлись, каким образом удерживаются в равновесии? Этого мы не можем постичь, хотя каждый день видим их такими. Так стоит ли делать вид, что мы понимаем причины и методы юридических действий Бога, касающихся сынов человеческих, которые имеют разные характеры и ситуации, если мы не можем понять, как протянулись облака, покрывающие свет? (ст. 32, англ. пер.). Облако расположено между нами и солнцем (ст. 32 англ. пер., Иов 26:9), и мы хорошо это знаем, ибо тем самым (1) нам оказано благоволение; если бы облака не служили зонтиком, укрывающим нас от палящего жара солнца, то оно сожгло бы нас. Об облаке росы во время жатвенного зноя говорится как о большом подкреплении (Ис 18:4).
(2) Иногда с помощью облаков Бог демонстрирует Свое недовольство, ибо они в полдень покрывают землю тьмой и затмевают свет солнца. Грех сравнивают с облаком (Ис 44:22), ибо он становится между нами и светом лица Божьего и закрывает его сияние. Но хотя облака на время закрывают солнце и изливают дождь, тем не менее (post nubila Phoebus — после дождя солнце сияет во всю силу) после того, как Бог истощает облако, Он распространяет над ним свет (ст. 30). От сияния после дождя вырастает трава из земли (2Цар 23:4). Лучи солнца достигают и покрывают даже дно моря, а оттуда восходит пар, чтобы восполнить его недостаток в облаках (ст. 30). Видя это, мы должны вспоминать великие дела Божьи.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 36 глава