Похоже, Елиуй сделал паузу, чтобы посмотреть, не желает ли Иов возразить против того, что было сказано в предыдущей главе; но тот продолжал молчать, возможно, тем самым показывая, что хочет услышать продолжение сказанному.
И (I) Елиуй теперь не только обращается к присутствующим, но и просит их содействия (ст. 2−4).
(II) Он обвиняет Иова еще в нескольких несдержанных выражениях, исходивших из его уст (ст. 5−9).
(III) Он хочет убедить его в том, что тот говорил неверно, показывая во всей полноте (1) неоспоримую справедливость Бога (ст. 10−12,17,19,23).
(2) Его верховное владычество (ст. 13−15).
(3) Его всемогущую власть (ст. 20,24).
(4) Его всеведение (ст. 21−22,25).
(5) Его суровые действия, направленные против грешников (ст. 26−28).
(6) Его господствующее провидение (ст. 29−30).
(IV) Он учит Иова, что тот должен говорить (ст. 31−32). И наконец, он предоставляет этот вопрос совести Иова и заканчивает свою речь острым обличением его в раздражительности и недовольстве (ст. 33−37). Иов не только терпеливо выслушал его, но и покорно принял обличения, видя, что Елиуй желает ему добра; ибо друзья обвиняли его в тех грехах, в которых совесть оправдывала его, а Елиуй обвинял в том, за что, возможно, теперь, после обдумывания, сердце Иова начало поражать его.
Стихи 1−9. В данных стихах Елиуй смиренно обращается к присутствующим, стараясь, как хороший оратор, заручиться их доброжелательностью и благосклонным вниманием.
1. Он называет их людьми мудрыми и рассудительными (ст. 2). Приятно иметь дело с людьми разумными. Я говорю вам как рассудительным, которые могут рассудить о том, что говорю (1Кор 10:15). Мнение Елиуя отличалось от их мнения, тем не менее он называет их мудрыми и рассудительными. Раздражительные спорщики считают всех несогласных с их мнением глупцами; но мы поступим справедливо, считая мудрыми тех, кто признает его, даже если наше мнение не совпадает с их мнением.
2. Он взывает к их суду, а следовательно, подчиняется их разбирательству (ст. 3). Ухо людей здравомыслящих разбирает слова: является ли сказанное истиной или ложью, верно он говорит или нет, и выступающий должен вынести проверку людей разумных. Мы не только должны подвергать испытанию все услышанное, но и быть готовы к тому, что все сказанное нами будет испытано.
3. Он приглашает их сотрудничать с ним, исследуя и высказываясь по данному вопросу (ст. 4). Он не пытается быть единственным диктатором и утверждать, что справедливо, а что нет, а хочет вместе с присутствующими исследовать этот вопрос и устроить совещание: «Давайте согласимся отложить прочь взаимную вражду, предубеждения и претенциозное противоречие, не будем жеманно придерживаться однажды принятой точки зрения и установим между собою рассуждение-, давайте утвердим правильные принципы, согласно которым будем продолжать спор, и выработаем правильные методы для определения истины; давайте, обмениваясь мнениями и аргументами, распознаем, что хорошо, а что плохо». Отметьте: нам, скорее всего, удастся распознать, что хорошо, в том случае, если мы согласимся помогать друг другу в поиске истины.
II. Он дружественно обвиняет Иова в произнесенных им резких словах, которые бросают тень на божественное руководство, и обращается к присутствующим, не стоит ли его призвать к суду и обуздать.
1. Елиуй повторяет вслух слова Иова, насколько ему удалось их запомнить.
(1) Тот настаивал на своей невиновности и говорил: «Я прав» (ст. 5), а когда потребовали, чтобы он исповедал свою вину, то он упрямо придерживался своей точки зрения: «Я невиновен; должен ли я лгать на правду мою?» (ст. 6). По этому поводу Иов говорил: «Крепко держал я правду мою» (Иов 27:6).
(2) Он обвинял Бога в несправедливом отношении к себе, утверждая, что Бог был неправ, поразив и не оправдав его: «Бог лишил меня суда». Так сказал Иов (Иов 27:2).
(3) Он отчаялся и не верил, что придет облегчение, и пришел к выводу, что Бог не может или не хочет помочь ему: «Рана моя неисцелима и, скорее всего, окажется смертельной, хотя я без вины и нет хищения в руках моих» (Иов 16:16−17).
(4) Фактически он утверждал, что благодаря служению Богу ничего нельзя приобрести и в конце человеку от этого не будет лучше. Он сказал: «Нет пользы для человека в благоугождении Богу» (ст. 9), а его слова дали повод подозревать, что он действительно так думал. Религия доставляет удовольствие в настоящее время, ибо что это такое, как не наслаждение от общения с Богом, когда мы согласны с Ним и наши действия согласованы с Его действиями, когда мы ходим с Ним, как Енох? Это и есть истинное определение религии, и оно утверждает, что ее пути приятны. Но Иов отрицает, что религия дает преимущество, словно тщетно служение Богу (Мал 3:14). Это утверждение Елиуй приводит как мнение Иова, косвенно ссылаясь на его слова (Иов 9:22): «Он губит и непорочного и виновного», которые хотя и содержат истину (ибо всё в равной степени приходит ко всем), но были неверно высказаны и дали обильный повод для подобного толкования; поэтому Иов молчал, услышав это обвинение, и не пытался оправдаться, на что обратил внимание г-н Кэрил (Mr. Caryl), уместно заметив, что иногда благочестивые люди говорят хуже, чем думают на самом деле, и что благочестивый человек, скорее, возьмет на себя больше вины, чем он заслуживает, а не будет оправдывать себя, когда в чем-то виновен.
2. Вот в чем он гневно обвиняет Иова. В общем: «Есть ли такой человек, как Иов?» (ст. 7). «Знаете ли вы такого человека, как Иов, или слышали о человеке, который бы говорил такие нелепые речи?» Он описывает его (1) как человека, который сидит в собрании насмешников: «Он пьет глумление, как воду», то есть позволяет себе порицать Бога и Его друзей, получая от этого удовольствие, и довольно вольно ведет себя при этом. Или следует понимать так: «Ему нравится выслушивать презрительные насмешки других людей в адрес своих братьев, он стремится бывать в обществе таких людей и хвалит их». Некоторые понимают это место так: «Подобными глупыми высказываниями он делает себя объектом для насмешек, подвергает открытому порицанию и дает другим повод смеяться над собой; из-за этого страдает религия, ибо своим поведением он наносит ей рану». А нам следует молиться, чтобы Бог не предоставил нас самим себе и мы не сказали или сделали то, что предаст нас на поругание безумному (Пс 38:9).
(2) Как человека, идущего путем нечестивых и стоящего на пути грешников: «Он вступает в сообщество с делающими беззаконие» (ст. 8); это не значит, что его образ жизни был такой же, как у них, но, высказав свое мнение, он проявил благоволение к ним и одобрение, тем самым укрепив их руки. Из его высказывания (ст. 9) следует, что раз нет пользы для человека в благоугождении Богу, то зачем обуздывать свои похоти и воздерживаться от общения с делающими беззаконие? Сказавший, что он напрасно омывал в невинности руки свои, не только виновен пред родом сынов Божьих (Пс 72:13−15), но и потакает Его врагам и говорит так же, как они.
Стихи 10−15. Цель выступления Елиуя примирить Иова с его страданиями и усмирить его страждущий дух. Для этого в предыдущей главе он показал, что, поражая, Бог не хотел причинить ему вреда, а делал это для его духовной пользы. И в данной главе он показывает, что Бог не причинил ему зла, поражая его, и не наказывал больше, чем он заслуживал. Если первое утверждение не смогло удовлетворить его, то второе должно было заставить молчать. И в данных стихах он обращается с речью ко всей компании: «Послушайте меня, мужи мудрые (ст. 10), и проявите свое разумение, согласившись с моими словами». Вот что Елиуй говорит: праведный Бог никогда не причинял и не причинит зла ни одному из своих творений. Его пути правы, а наши неправы. Данная истина защищает справедливость и правоту всех действий Бога. В данных стихах обратите внимание:
I. Как просто изложена эта истина негативная и позитивная.
1. Он не причиняет никому зла: «Не может быть у Бога неправда и у Вседержителя неправосудие» (ст. 10). Это несовместимо с совершенствами, присущими Его природе, и с чистотой Его воли (ст. 12): «Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда». Он не может и не желает причинять зло или жестоко поступать с человеком. Он налагает наказание лишь в том случае, если находит грех, и лишь в справедливой пропорции; в противном случае Он совершал бы беззаконие и поступал нечестиво. Если к Нему взывают с просьбой или Он должен вынести окончательный приговор, то Бог, прежде всего, обращает внимание на суть дела, а не на положение, занимаемое человеком, в противном случае суд бывает извращен. Он никогда не причинит зла человеку и не поступит неправосудно, ибо небеса провозгласят правду Его. Так как Он Бог, а следовательно, безгранично совершенен и свят, то не может причинить зло самому Себе, равно как одобрять это стремление у других; подобным образом Он не может умереть, лгать или отречься от себя. Хотя Он Вседержитель, но никогда не использует Свою силу для покровительства несправедливости. Он Shaddai (Шаддай) Бог вседостаточный и поэтому не искушается злом (Иак 1:13), чтобы совершить неправедный поступок.
2. Он поступает справедливо со всеми (ст. 11): «Он по делам человека поступает с ним». Добрые дела будут награждены, а злые дела либо наказаны, либо за них будет принесено удовлетворение, так что рано или поздно, в этом или грядущем мире, Он воздаст каждому человеку по делам его. Это и есть неизменное правило отправления правосудия воздавать каждому по делам его. Скажите праведнику, что благо ему; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие. Если упорно совершаемое в настоящее время служение остается без награды, а грехи, в которых упорствуют, без наказания, то, тем не менее, настанет день, когда Бог во всей полноте воздаст каждому человеку по делам его вместе с процентами за отсрочку.
II. Как горячо он утверждает это (1) с уверенностью в истине сказанного: «Истинно...» (ст. 12). Это истина, которую никто не может отрицать или подвергнуть сомнению; мы можем считать ее доказанной и согласиться с ней: с тем, что Бог не делает нечестия.
(2) С отвращением к любому противоположному утверждению (ст. 10): «Не может быть у Бога неправда»; мы не должны позволять зарождаться в нас малейшему сомнению или говорить слова, которые обвиняют Его в этом.
III. Это четко доказано с помощью двух аргументов:
1. Его независимого и абсолютного всемогущества и владычества (ст. 13): «Кто, кроме Бога, промышляет о земле и управляет на земле делами людей?» Кто, кроме Него, склоняет к действиям все человечество? Он один управляет царствами людей и делает это по Своему усмотрению; никто не поручал Ему заниматься этим.
(1) Нет сомнений в том, что в Его руках руководство и что Он управляет соответственно Своей воле всеми войсками на земле и на небе; поэтому Его нельзя упрекнуть в несправедливости, ибо Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт 18:25). Разве мог бы Бог управлять миром или судить его, если бы был несправедлив? (Рим 3:5−6). Кому вверена такая безграничная власть, Тому, несомненно, должна быть присуща незапятнанная чистота. Это также является добрым основанием, почему мы должны одобрить все действия Бога по отношению к нам. Разве не может Тот, Кто распоряжается всем миром, распоряжаться нами и нашими заботами?
(2) Очевидно, что Он не черпает Свою силу из какого-то источника или Ему вверена какая-то диспенсация; Его сила, как и Его существование, исходит от Него Самого; поэтому, если бы Он не был совершенно справедлив, то весь мир и его дела очень скоро оказались бы в полном беспорядке. Бог выше величайших сил на земле, которые должны отчитываться перед Ним, потому что они вполне могут поступать неправосудно. А Бог выше всех их на том основании, что все Его поступки не требуют контроля таково свойство Его природы. А раз Он обладает всемогущей неограниченной властью, то мы должны подчиниться Ему, ибо Он является наивысшей инстанцией, к которой можно воззвать; следовательно, добродетель необходима.
2. Его непреодолимой силы (ст. 14): «Если бы Он обратил сердце Свое к человеку, чтобы соперничать с ним (в англ. пер.); более того (как читают некоторые), если бы Он обратил сердце Свое против человека, чтобы погубить его, и обращался с ним summa potestas — соответственно Своей верховной власти или summum jus — согласно закону справедливости, то никто не устоял бы перед Ним; дух человека и его дыхание скоро иссякли бы, и погибла бы вся плоть (ст. 15). Довольно часто люди поступают честно из-за собственного бессилия: они не причиняют зло, потому что не могут поддержать его, когда оно уже сделано, или же потому что не в их власти совершить его. Бог же легко и мгновенно может раздавить любого человека, но не сокрушает Своей деспотичной властью никого, что следует отнести на счет безграничных совершенств Его природы, которая остается неизменной. Посмотрите, (1) что Бог может сделать с нами. Он может легко возвратить нас в прах; чтобы сделать это, Ему не нужно применять Свое всемогущество, ибо если Он всего лишь удалит согласованность в проявлении Своего провидения, благодаря которому мы живем, если возьмет к Себе тот дух и дыхание, которое вначале были и все еще пребывают в Его руке, то мы мгновенно погибнем, как животное в камере, из которой выкачан воздух.
(2) Что Он может сделать с нами, не причинив вреда. Он может забрать ту жизнь, которую дал: которая была дана нам на время, а затем отнята; поэтому, пока она длится благодаря Его благоволению, у нас нет причины жаловаться на причиненное зло, если нас лишили каких-либо утешений.
Стихи 16−30. В данных стихах Елиуй обращается в основном к Иову. Он уже произнес речь, адресованную остальным участникам спора (ст. 10), которых назвал мужами мудрыми, а теперь обращается к Иову. Он начинает свою речь со слова «если» (ст. 16): «Если ты имеешь разум, то слушай это и внимай».
I. Послушай: с Богом не следует ссориться из-за Его каких-либо действий. Дерзко и самонадеянно поступает тот, кто требует ответа и осуждает Бога за Его действия, как Иов, недовольный ими.
1. Это так же глупо, как глупо человеку сближаться с силой, являющейся открытым противником справедливости: «Ненавидящий правду может ли владычествовать?» (ст. 17). Праведный Бог настолько сильно любит правду, что, по сравнению с Ним, даже об Иове совершенном и праведном человеке можно было бы сказать, что он ненавидит ее; а может ли такой человек владычествовать? Может ли он притязать на право указывать Богу или исправлять то, что Он сделал? Может ли такое неправедное творение, как мы, давать закон праведному Богу? Должен ли Он использовать средства, которые мы указываем? Если мы задумаемся о порочности собственной природы и присущем нам противоречии принципам справедливости, то увидим, что поступаем дерзко и нечестиво, предписывая Богу, что и как Он должен делать.
2. Это так же глупо, как глупо призвать к суду самого праведного и невинного человека и осудить его, хотя в процессе расследования стало очевидно, что он невиновен: «Можешь ли ты обвинить Всеправедного? Да и может ли быть такое?»
3. Это так же глупо и нелепо, как сказать всемогущему правителю: «Ты нечестивец», и судьям, восседающим на скамье суда: «Вы беззаконники» (ст. 18). Это будет выглядеть как невыносимое оскорбление для правителя и властей; ни царь, ни князья не потерпят этого. В пользу властей следует допустить, что они выносят справедливый приговор, если противоположное не очевидно; и что бы мы ни думали, нам не следует говорить царю в лицо, что он нечестивец. Нафан осудил Давида с помощью притчи. Но то, что может сделать первосвященник или пророк, не следует пытаться сделать обычным подданным, не обладающим властью. Как же глупо в таком случае говорить подобные вещи Богу: обвинять в беззаконии Того, Кто нелицеприятен к людям и не испытывает искушения поступить несправедливо! Он не предпочитает богатого бедному, а поэтому вполне подходит, чтобы руководить; и нам не следует искать в Нем ошибки (ст. 19). Отметьте: богатый и бедный стоят перед Богом на одной ступени; и участь человека, занимающего важное положение, не будет лучше за счет его богатства и величия; благодаря ему он не обретет больше благоволения. А участь бедняка не будет хуже из-за его бедности, и честное дело из-за этого не пострадает. Теперь, когда Иов стал бедным, Бог благоволил и заботился о нем так же, как в то время, когда он был богатым, ибо и богатый и бедный все они дело рук Его. Таковы они как личности: бедный сотворен Той же рукой и из того же брения, что и богатый. Таковы условия, в которых они пребывают: бедный стал бедным благодаря божественному провидению, которое сделало богатого богатым, и участь бедного человека не хуже, потому что она их жребий, а не результат ошибки.
II. Послушай, Бога следует признать и подчиниться Ему во всем, что Он делает. Здесь Елиуй приводит Иову различные размышления, чтобы зародить в нем великие и высокие мысли о Боге, чтобы убедить его подчиниться и больше не вступать с Ним в спор.
1. Бог всемогущий, Он может справиться с самыми сильными людьми, когда они вступают в спор с Ним (ст. 20); если Богу угодно, то даже народ, каким бы многочисленным он ни был, возмутится и придет в беспорядок; если Бог скажет слово, то даже сильных, князей (какими бы знатными и грозными они ни были по сравнению с другими людьми) изгонят с престола, более того, с земли живых; они умрут; они исчезнут. Чего не может сделать Тот, в Чьей власти находятся силы смерти? Обратите внимание на внезапность этого уничтожения: внезапно они умирают. Богу не нужно время, чтобы сокрушить Своих гордых врагов; если Господу угодно, то Он быстро это сделает; Он не обязан предупреждать или давать им время для размышления. В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Обратите внимание на время, когда это случится: среди ночи народ возмутится, когда люди будут беспечны, думая, что находятся в безопасности; но они не смогут помочь себе. Так было с египтянами, когда убили их первенцев. Это дело совершит непосредственно сам Бог: их изгонят не силою, а незаметно, тайными судами. Бог может смирить величайшего тирана без помощи или посредничества человека. Какие бы руки ни использовались для осуществления Божьих планов, Он не нуждается ни в ком и может сделать это без чьей-либо помощи. Подобным образом Он может одолеть не одного сильного человека, а войско (ст. 24): «Он сокрушает сильных без числа» (англ. пер.), ибо никакие объединенные армии не смогут устоять против Всемогущего Бога. Тем не менее, если Бог уничтожает тиранию, то из этого не следует, что Он стремится создать анархию; если свергнуты те, кто плохо правил, то это не значит, что людям не нужны правители, ибо когда Он сокрушает сильных мира сего, то поставляет других на их места, которые будут руководить лучше; если нет, то Он низлагает и их ночью, так что они истребляются (ст. 25). Свидетельство тому Валтасар. Или если Бог планирует дать им время для покаяния и не желает внезапно истребить, то поражает их, как беззаконных людей (ст. 26). На них обрушиваются смиряющие суды; нечестивые правители поражаются так же, как другие нечестивые люди так же сурово и твердо Он поражает их тела, имущество и семьи для предостережения их близких. Это делается как предостережение для других, а поэтому пред глазами других, чтобы они увидели и испугались и затрепетали перед справедливостью Бога. Если цари не могут устоять перед Ним, то как мы устоим!
2. Бог всеведущ и может обнаружить все самое тайное. Не только сильнейший не может противостать Его мышце, но и самый хитрый не сможет избежать Его глаза, поэтому если кто-то наказан больше или меньше, чем (как нам кажется) следует, то, вместо того чтобы спорить с Богом, мы должны приписать это неким тайным причинам, известным одному Богу. Ибо (1) все открыто перед Ним (ст. 21): очи Его над путями человека; Его глаза не только достигают их, так что Бог может увидеть, но и над ними, так что Он фактически наблюдает и изучает их. Господь видит нас и все наши пути; куда бы ни пошли по своему желанию, мы всегда пребываем под Его оком; все наши поступки, хорошие и плохие, не избегают Его внимания, а записываются и хранятся, чтобы предстать на суде, когда будут раскрыты книги.
(2) Ничто не может быть скрыто от Него (ст. 22): «Нет тьмы ни тени смертной, достаточно плотной и ограниченной, чтобы скрыть от света или взгляда делающих беззаконие, где они могли бы укрыться от исследующего глаза и мстительной руки праведного Бога. Обратите внимание:
[1] Делающие беззаконие хотели бы спрятаться, если могли бы, от глаза мира из-за стыда (и, возможно, это им удается) и от ока Божьего из страха, как Адам хотел спрятаться среди деревьев в саду. Грядет день, когда сильные мужи и начальники будут призывать камни и горы укрыть их.
[2] Они будут рады укрыться в тени смертной, в могиле, и оставаться там вечно, чтобы только не предстать на судилище Христовом.
(3) Напрасно пытаться сбежать от справедливости Бога или скрыться, когда Его гнев преследует нас. Делающие беззаконие могут найти пути и средства, чтобы спрятаться от людей, но не от Бога: Он делает известными дела их (ст. 25) что они делают и что планируют.
3. Бог праведен и во всех Своих делах поступает согласно принципам справедливости. Даже повергая и сокрушая мужей сильных, Он не возлагает на них больше, чем положено (ст. 23, англ. пер.). Бог не только не будет наказывать невиновного, но и на виновных не буцет налагать наказание большее, чем заслуживают их беззакония; о пропорциональности между грехом и наказанием будет судить Безграничная Мудрость. Бог не даст ни одному человеку повода жаловаться, что жестоко поступил с ним, и ни один человек не пойдет на суд с Богом; никто не будет действовать против Него. Если кто-то и решится на это, то Бог будет оправдан в Своих словах и чист в Своем суде. Поэтому Иов был сильно виновен перед Богом за то, что жаловался на Него; вот почему ему доброжелательно советуют не делать этого, ибо он проиграет дело или оно будет прекращено. «Человеку не следует даже пытаться идти на суд с Богом», написано в некоторых переводах. Иов часто хотел защищать свое дело перед Богом. «Для чего? спрашивает Елиуй. Суд, вынесенный по твоему делу, несомненно будет подтвержден; в нем невозможно будет найти ни одной ошибки; к нему нельзя будет применить никакие исключения, и в конце концов решение останется таким же». Все, что Бог делает, хорошо, и при проверке это подтвердится. Чтобы доказать, что, уничтожая сильных и поражая их, как беззаконных людей, Бог не возлагает на них больше, чем положено, Он показывает, в чем заключалось их беззаконие (ст. 27−28); поэтому никому не следует сравнивать свое беззаконие с Его наказанием и затем судить, заслуживают они его или нет. Вкратце: эти несправедливые судьи, которых Бог будет судить справедливо, Бога не боятся и людей не стыдятся (Лк 18:2).
(1) Они отвратились от Бога, избавились от страха перед Ним и изгнали даже мысли о Нем; они не уразумели всех путей Его, не обращали внимания на Его заповеди или провидения и жили без Бога в мире. Это является корнем нечестия всех беззаконников; они отворачиваются от Бога, но не потому что не понимают или не могут уразуметь, а потому что не хотят. Из-за этого появляется непочтительность к Богу, а затем и безнравственность.
(2) Они стали тиранами для всего человечества (ст. 28). Они сами не взывали к Богу, оправдывая себя, а доводили бедных до такого состояния, что те вопили к Нему; и этот вопль был направлен против них. Они обижали и притесняли бедных, причиняли им зло и сокрушали, обирали их еще больше и добавляли страданий страждущим, которые стенали и вопили к Богу, жалуясь на них, а Он выслушивал их и заступался. Плохо дело у тех, против кого направлены молитвы и слезы бедных, ибо вопль притесняемых рано или поздно навлечет мщение, которое прольется на головы угнетателей; и тогда никто не скажет, что они получили больше, чем им положено (Исх 22:23).
4. Бог обладает неконтролируемым владычеством во всех делах сынов человеческих, направляет и руководит всеми средствами, касающимися обществ людей и отдельных личностей; Его планы невозможно разрушить, а Его дела невозможно изменить (ст. 29). Обратите внимание:
(1) Недовольство всего мира не сможет обеспокоить и огорчить тех, кого Бог успокаивает Своей улыбкой. Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? (ст. 29). Это вызов всем силам ада и земли, чтобы они попытались возмутить тех, кому Бог дарует мир и для кого Он сотворил его. Если Бог дает внешний мир народу, то Он может и сохранить то, что дал, и лишить его врагов возможности причинить какое-либо беспокойство. Если Бог дает человеку внутренний мир, спокойствие и вечную уверенность, которые являются следствием праведности, то ни обвинения сатаны, ни страдания в нынешнее время, ни посягательства самой смерти не смогут вселить в него беспокойство. Что может возмутить тех, чья душа пребывает во благе с Богом? (см. Флп 4:7).
(2) Улыбки мира не могут успокоить тех, кого Бог беспокоит Своим неодобрением; ибо если Он от недовольства скрывает Свое лицо и лишает человека утешения от Своего благоволения, то тогда кто может увидеть Его? То есть кто сможет видеть недовольного Бога, вынести Его гнев или отвратить его? Кто может заставить Его показать лицо, когда Он решил скрыть его, или увидеть через облака и тьму, которые окрест Его? Кто может смотреть на обеспокоенного грешника и дать ему действенное облегчение? Кто может оставаться другом человека, который является врагом Бога? Никто не может без Бога избавить от беспокойства, вызванного внешними условиями. Если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? (4Цар 6:27). Никто не сможет избавить от беспокойства разум, настроенный против Бога и Его ужасов. Если Он поражает виновную совесть ощущением Своего гнева, то все утешения, которые может создать творение, окажутся неэффективными. Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. Мы должны признать, что, когда Бог имеет дело с народами или отдельными людьми, никто не может противостать Его силе: невозможно контролировать Его действия, будет ли это для народа и его положения в целом или для одного человека и его личных дел. То же Провидение, которое руководит могущественными царствами, управляет делами самого ничтожного человека; и ни сила целого народа не могут противостать его силе, ни ничтожность отдельного человека не могут избежать его внимания; то, что делает Божье провидение, будет завершено успешно и действенно.
5. Бог мудр и заботится о гражданском благополучии, а поэтому следит, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа (ст. 30). Посмотрите, (1) какие гордые лицемеры. Они стремятся царствовать. Слава человеческая и власть в мире являются наградой, к которой они стремятся.
(2) На политику тиранов. Когда они хотят утвердиться, то используют религию как маску, за которой прячут свои амбиции, и благодаря лицемерию восходят на престол.
(3) На опасность, возникающую, когда к власти приходят лицемеры. Скорее всего именно они попадут в сеть греха, беды или того и другого. Власть в руках притворщиков часто несет разрушения для прав и свобод народа, которые намного проще изменить лестью, чем силой. Подобным образом лицемерие наносит много вреда силе благочестия под видом внешнего благочестия.
(4) Божественное провидение заботится о людях, чтобы предотвратить эту опасность и не царствовал лицемер: чтобы не царствовал вообще или не царствовал долго. Если Бог хранит милость для людей, то Он либо не даст лицемерным правителям завладеть престолом, либо ускорит их гибель.
Стихи 31−37. В данных стихах:
I. Елиуй наставляет Иова, что тому следует говорить, подвергнувшись страданиям (ст. 31−32). Высказав ему порицания за раздражительные и страстные слова, в данных стихах он вкладывает в его уста более мягкие. Когда мы обличаем кого-то в ошибке, то должны подсказать, как исправить ее, тогда наши порицания будут назидательными поучениями (Притч 6:23). Он не обязывает Иова использовать их, а советует эти слова как то, что должно говорить. В общем, Елиуй хочет, чтобы Иов покаялся в своем недолжном поведении и неподобающих выражениях, которые высказал, оказавшись в страданиях. Остальные друзья Иова хотели, чтобы он признал себя нечестивым человеком, и переусердствовали. Устраняя это противоречие, Елиуй желал лишь, чтобы Иов признал, что он погрешил устами своими. Давайте, обличая других, помнить об этом и не представлять дело хуже, чем оно есть, ибо утяжеление вины может помешать вынесению справедливого обвинения. Елиуй попал в яблочко и соответственно добился успеха. Он наставляет Иова (1) смириться перед Богом за свои грехи и принять за них наказание: «Я потерпел. Я страдаю справедливо и поэтому буду нести свое наказание. Я не только оправдываю Бога, наказавшего меня, но и признаю Его благость». Многие наказанные не несут свое наказание или несут его неправильно, а это фактически означает, что они не несут его вообще. Искренне раскаявшиеся грешники терпеливо принимают все, что дает Бог, и несут наказание, как медицинское средство, предназначенное для их блага.
(2) Молиться Богу, чтобы Он открыл ему его грехи (ст. 32): «А чего я не знаю, Ты научи меня. Господи, обдумав, я нашел в себе много ошибок. Я совершил много неверных поступков, но у меня есть основания опасаться, что я еще многого не знаю: о многих мерзких поступках, совершенных по неведению, ошибках и пристрастности к себе, чего раньше я не видел. Господи, покажи мне мои ошибки, пробуди мою совесть, чтобы она верно несла свое служение». Благочестивый человек хочет узнать о себе наихудшее, особенно оказавшись в беде; он хочет, чтобы ему сказали, за что Бог сражается с ним и чего Он хочет, наказывая его.
(3) Пообещать измениться (ст. 31): «Больше не буду грешить. Если я сделал беззаконие, больше не буду; все свои ошибки, которые Ты мне откроешь, с помощью Твоей благодати я исправлю в будущем». Эти слова подразумевают исповедание в совершенных нами грехах, истинное раскаяние и благочестивую скорбь о грехах, а также смиренное согласие с Божьими действиями, когда Он поражал нас, которые должны отделить нас от грехов. В данных стихах раскаявшийся грешник доводит до конца свое покаяние, ибо недостаточно сожалеть о своих грехах: мы должны идти вперед и больше не грешить, как в данной ситуации, связать себя узами твердого решения впредь не возвращаться к безрассудству. Вот такие слова следует говорить Богу, когда мы определили цель, а также когда даем торжественное обещание и клятву.
II. Он увещевает Иова в отношении его недовольства и беспокойства, когда на него обрушились бедствия (ст. 23). Мы думаем, что все события, касающиеся нас, должны быть справедливыми по отношению к нам. Но далее Елиуй показывает, (1) что нелепо и безрассудно ожидать этого: «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? Нет, какие для этого основания?» В данных стихах Елиуй говорит с большим почтением к божественной воле и мудрости, ибо в них он получает удовлетворение; мы также должны внимательно следить, чтобы все осуществлялось по воле Бога. В его голосе звучит справедливое презрение к притязаниям людей гордых, которые желают быть творцами своей судьбы: «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?» Всегда ли мы должны получать те блага, которые обязаны радовать нас? Тогда мы несправедливо нападаем на других и сами глупо попадаем в сеть. Неужели мы не должны страдать лишь потому, что не желаем этого? Разве справедливо, чтобы грешники никогда не страдали и учеников никогда не наказывали? Или, если нам приходится пострадать, разве уместно, чтобы мы сами выбирали, каким жезлом нас наказывать? Нет, все должно совершаться согласно воле Бога, а не нашей воле, ибо Он Творец, а мы творения. Он безгранично мудр и всеведущ, а мы глупы и недальновидны. Он всегда имеет одно мнение, а мы много.
(2) Что напрасно и бесцельно ожидать этого: «Он воздаст, несмотря на то, отвергнешь ты или примешь» (англ. пер.). Бог пойдет Своим путем, исполнит Свои планы и воздаст соответственно решению Своей справедливости, несмотря на то, нравится тебе это или нет; Он не попросит у тебя позволения и не спросит совета, а поступит так, как Ему угодно. Поэтому ты поступишь мудро, если успокоишься и сделаешь добродетель необходимостью. Извлекай наилучшее из того, что есть, ибо ты ничего не можешь изменить. Если ты считаешь, что имеешь право выбирать и отвергать, то есть предписывать Богу и возражать против Его действий (я бы этого не делал), то я согласен со всем, что Он делает; поэтому говори, что знаешь, говори, что хочешь сделать, противостав или подчинившись. Этот вопрос четко изложен тебе; будь готов; ты в Божьих руках, а не в моих».
III. Елиуй взывает ко всем разумным и беспристрастным людям, чтобы определить, не было ли греха и безрассудства в словах Иова.
1. Он хочет, чтобы этот вопрос тщательно исследовали и разрешили (ст. 36): «Я желал бы, чтобы Иов испытан был. Если кто-либо решит оправдать сказанные им слова, то пусть сделает это; если нет, то давайте все согласимся свидетельствовать против них». Многие считают, что здесь говорится о его испытании страданиями: «Пусть его беды продлятся, пока он полностью не смирится, а его гордый дух будет сокрушен, пока он не увидит свою ошибку и не возьмет обратно свои самонадеянные слова, сказанные против Бога и Его провидения. Пусть испытание продлится, пока не будет достигнута цель».
2. Он взывает к Богу и к человеку и желает услышать их суд.
(1) Некоторые читают стих 36 как призыв к Богу: «О, мой Отец! Да будет испытан Иов». Так написано на полях наших Библий, ибо одно и то же слово означает «отец мой» и «мое желание»; другие предполагают, что Елиуй, произнеся эти слова, возвел свои глаза к небу, что означало: «Отче мой, сущий на небесах! Да будет Иов испытан, пока он не покорится». Когда мы молимся, чтобы страдания принесли пользу нам или другим, то должны взирать на Бога как на Отца, потому что эти страдания отцовское наказание и являются частью отцовского воспитания (Евр 12:7).
(2) Он взывает к присутствующим (ст. 34): «Пусть люди разумные скажут мне, могут ли они придать более благоприятный смысл словам Иова, чем я: не отзывался ли он очень плохо о Боге и не следует ли ему возопить: «Peccavi — Я был неправ». Согласно его мнению, из слов Иова следовало, [1] что у него сложилось неверное мнение о самом себе и он говорил глупости (ст. 35). Елиуй не мог утверждать, что Иов был невежественным и глупым человеком, но по данному вопросу он неумно говорил, и каким бы ни было его сердце, но слова его не со смыслом. Слова Иова, сказанные его жене, вполне можно было отнести на его счет («Ты говоришь как один из безумных»), ибо их произнесли по тому же поводу: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Иногда мы нуждаемся и заслуживаем тех же обличений, которые высказывали другим. Кто порицает мудрость Бога, тот на самом деле порицает собственную мудрость.
[2] Что он недостаточно уважал Бога и говорил нечестиво. Если его слова вполне испытать, то есть придать им наихудший смысл и рассмотреть все их последствия, то можно убедиться, во-первых, что он принял сторону врагов Бога: «Его ответы свойственны людям нечестивым»; то есть его слова могли бы укрепить руки и ожесточить сердца нечестивых людей в их нечестии, ибо Иов зашел слишком далеко в вопросе их процветания. Пусть нечестивые люди, как Ваал, сами заступаются за себя, если захотят, но ни в коем случае нам не следует защищать их или говорить что-либо в их пользу. Во-вторых, что он оскорбил и обидел друзей Бога: «Он рукоплещет между нами; и если его не испытать и не смирить основательно, то он станет более высокомерным и надменным, словно одержал победу и заставил всех нас молчать». Говорить нечестиво само по себе уже достаточно плохо, но рукоплескать и ликовать, когда это уже сделано, словно заблуждение и чувства одержали верх, намного хуже. В-третьих, что он говорил против самого Бога и, твердо держась сказанного, прибавил отступление к своему греху (ст. 37). Даже одно слово, сказанное против Бога (благодаря Которому мы говорим и в защиту Которого должны говорить), большой грех; что же тогда можно сказать о тех, кто умножает слова против Него, словно пытается переговорить Его? Что можно сказать о тех, кто повторяет эти слова, вместо того чтобы отречься от них. И если в ответ на призыв к покаянию грешник подобным образом продолжает дерзко грешить, то он ко греху своему добавляет отступление и делает его чудовищно порочным. Errare possum, Наеreticus esse nolo — Я могу ошибиться, но я не погружусь в ересь.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 34 глава