Иов иногда жаловался, что друзья слишком любят спорить и неохотно дают ему слово: «Потерпите меня, и я буду говорить; о, если бы вы только молчали!» Но теперь, похоже, их дыхание иссякло, и у Иова появилась возможность сказать, что он хотел. Возможно, они сами убедились в правоте Иова или отчаялись убедить его в собственной неправоте, поэтому решили отложить оружие и оставить это дело. Иов был слишком сильным соперником, который заставил их покинуть поле боя, ибо велика истина и она победит. Сказанного Иовом (гл. 26) было достаточно, чтобы ответить на речь Вилдада; и теперь Иов делает паузу, чтобы посмотреть, вступит ли в спор Софар, когда настанет его очередь. Но Софар отказался выступать; Иов продолжил свою речь и без каких-либо препятствий со стороны друзей сказал все, что хотел, по этому вопросу.
I. Он начал с торжественного заявления о собственной непорочности и решимости твердо держаться ее (ст. 2−6).
II. Он выразил ужас, вызванный их обвинениями в лицемерии (ст. 7−10).
III. Он показал презренный конец нечестивых людей, несмотря на их длительное процветание, и проклятие, которое сопровождает их и передается их семьям (ст. 11−23).
Стихи 1−6. Обращение Иова здесь названо притчей в английском переводе (тавЬа!) и возвышенной речью в русском. Так называли притчи Соломона, ибо они были благоразумными, важными и весьма поучительными, а он сам говорил как человек, обладающий властью. Это слово произошло от другого, означающего «руководить» или «владычествовать»; и некоторые полагают, что это намекает на успех Иова в споре над своими противниками, ибо он говорил как человек, расстроивший их планы. О хорошем проповеднике можно сказать, что он знает, как concionibus управлять слушателями. Между Иовом и его друзьями долгое время происходила борьба; они, похоже, были склонны пойти на компромисс; и раз клятва во удостоверение оканчивает всякий спор (Евр 6:16), то Иов возвращается к тому, что ранее говорил о своей непорочности, и дает торжественную клятву, чтобы заглушить все противоречия и взять полностью вину на себя, если он говорит уклончиво. Обратите внимание:
I. На форму его клятвы (ст. 2): «Жив Господь, лишивший меня суда».
1. Он говорит возвышенно о Боге, называя Его живым Богом (что означает «вечно живой Бог, имеющий жизнь в Себе») и взывая к Нему как к единственному полновластному Судье. Мы не можем клясться более великой Личностью, а для Него будет унижением, если мы поклянемся кем-то другим.
2. Тем не менее Иов говорит о Нем враждебно и неподобающим образом, заявляя, что Бог лишил его суда (т.е. отказался в данном споре рассудить справедливо и заступиться за него) и, продляя его беды, на которых друзья основывали свои осуждения, лишил возможности очистить свое имя, хотя он надеялся на это. Елиуй порицал его за это слово (Иов 34:5), ибо Бог праведен во всех Своих путях и никому не отказывает в суде. Но посмотрите, насколько склонны мы отчаиваться и терять надежду на благоволение, если оно не оказывается нам немедленно насколько мы трусливы и как быстро устаем ожидать Божьего времени. Иов также обвиняет Бога в том, что Тот огорчал душу его: не только не заступился, но и выступил против него и, наложив суровые страдания, наполнил жизнь его горечью и лишил утешений. Своей нетерпимостью мы раздражаем собственные души, а затем жалуемся на Бога, что Он огорчает наши души. Но при этом посмотрите, насколько Иов уповает на правоту своего дела и благость своего Бога: хотя кажется, что Бог гневается и в настоящее время выступает против него, тем не менее он с радостью вверяет Ему свое дело.
II. На суть его клятвы (ст. 3−4).
1. Он не скажет неправды и не произнесет лжи: в общем, он никогда не позволит себе стать на путь лжи; как прежде, когда он говорил все, что думал, так и впредь он никогда не нанесет вреда своей совести, поступая по-другому; он не будет придерживаться каких-либо доктрин или утверждать что-либо, не веря, что это истина; он не будет отрицать истину, даже если она навредит его интересам; и раз друзья обвиняли его в лицемерии, то он был готов под страхом клятвы ответить на все вопросы, если их можно так назвать. С одной стороны, ни за что в мире он не отвергал бы обвинение, если бы знал, что виновен, а возвестил бы истину во всем объеме и ничего, кроме истины, чтобы принять позор за свое лицемерие. С другой стороны, раз он осознавал собственную непорочность и то, что не был таким, каким представляли его друзья, то ни за что не предал бы свою непорочность и не обвинял себя в том, в чем не был виновен. Даже под пытками их несправедливых обвинений он не согласился бы ложно обвинить себя. Если мы не должны позволять ложно свидетельствовать против ближнего своего, то тем более против себя.
2. Он будет держаться этого решения на протяжении всей своей жизни (ст. 3): «Доколе еще дыхание мое во мне». Такой же твердой должна быть наша решимость, направленная против греха, решимость жить. В вопросах сомнительных и незначительных мы не должны быть категоричными, ибо не знаем, какие могут возникнуть основания изменить свое мнение: Бог может явить то, чего сейчас мы не знаем. Но в простых вопросах мы должны быть такими же уверенными и никогда не говорить неправды. Подразумевается некое основание для его решимости, а именно: дыхание наше не всегда будет в нас. Вскоре мы выдохнем в последний раз, и поэтому, пока дыхание наше в нас, мы не должны дышать нечестием и обманом, позволять себе говорить или делать то, что будет свидетельствовать не в нашу пользу, когда дыхание оставит нас. Дыхание в нас названо духом Божьим, потому что Он вдохнул его; а это еще одно основание, почему мы не должны говорить неправды. Именно Бог дает нам жизнь и дыхание, и поэтому, пока имеем его, мы должны славить Господа.
III. На пояснение его клятвы (ст. 5−6): «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми в ваших жестоких обвинениях в мой адрес, словно я лицемер. Нет, доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не отпущу ее.»
1. Я всегда буду честным человеком и твердо держаться своей непорочности; я не буду проклинать Бога, к чему сатана, через мою жену, побуждал меня» (Иов 2:9). В данных стихах Иов думает о смерти, о готовности к смерти, и поэтому решает никогда не расставаться со своей религией, даже потеряв все, что имел в этом мире. Отметьте: наилучшая подготовка к смерти решение держаться своей непорочности до самой смерти. «Доколе не умру, говорит Иов, то есть даже если умру от этого бедствия, не разочаруюсь в Боге и моей религии. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться».
2. Он всегда утверждал, что был честным человеком; он никогда не согласился бы расстаться со своей совестью, утешением и свидетельством о своей непорочности; он решил защищать ее до последнего дыхания. «Бог и мое сердце знает, что я всегда стремился поступать правильно и не позволял себе недобросовестно исполнять свой долг или осознанно грешить. Это радует меня, и ни один человек не сможет лишить меня этой радости; я никогда не солгу во вред моей праведности». Очень часто праведным людям приходилось страдать от несправедливых осуждений и обвинений в лицемерии; но в такой ситуации они должны смело выступать против них, не огорчаться и не думать о себе хуже (как делал апостол, Евр 13:18): «Мы имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно». Да будет это медный бастион защиты, Хранящий твою совесть невиновной. Иов жалуется на порицания своих друзей, но при этом говорит: «Не укорит меня сердце мое», то есть: «Я никогда не дам своему сердцу повода осуждать меня, а буду хранить совесть свою непорочной; и пока я буду делать это, не дам своему сердцу повода осуждать меня». Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Запретив сердцу укорять себя, но при этом давая ему повод делать это, мы оскорбляем Бога, Чьим представителем является совесть, и причиняем себе зло; хорошо, если согрешивший человек имеет сердце, которое наказывает его за это (2Цар 24:10). Но, принимая решение, что наше сердце не должно порицать нас, пока мы твердо держимся своей непорочности, мы разрушаем планы злого духа (который искушает христиан сомневаться в их усыновлении, говоря: «Если ты Сын Божий...») и содействуем действиям доброго Духа, свидетельствующего об их усыновлении.
Стихи 7−10. Иов торжественно заявил, что удовлетворен своей непорочностью и, желая еще больше очистить себя, выражает свои опасения, чтобы не оказаться лицемером.
I. Он говорит, как поражает его сама мысль об этом, ибо считает положение лицемера и нечестивца самым несчастным, в каком может оказаться человек (ст. 7): «Да будет враг мой, как нечестивец». Это свойственное пословице выражение, как и в Книге Даниила 4:16: «Твоим бы ненавистникам этот сон». Иов ни в малейшей степени не потакал себе на нечестивом пути, не тешил себя мыслью, что если бы мог пожелать величайшее зло своему наихудшему врагу в этом мире, то пожелал бы ему участи нечестивца, зная, что худшего не мог пожелать. Это не значит, что мы имеем право желать кому-либо быть нечестивым или обращаться с человеком, не являющимся нечестивым, словно он таковой; но мы должны отдать предпочтение участи нищего, изгоя или гребца на галере, а не участи нечестивого, даже если он живет в роскоши и процветает.
II. Он приводит основания для этого мнения.
1. Надежды лицемеров не исполнятся (ст. 8): «Ибо какая надежда лицемеру?» Ее осудил Вилдад (Иов 8:13−14), Софар (Иов 11:20) и в данных стихах Иов. В данном вопросе их мнения совпадают, и он с такой же уверенностью, как они, говорит о несбыточности надежды лицемера. Эта мысль вполне уместно приводится также как основание, почему он будет держаться своей непорочности и все еще держится ее. Отметьте: размышления о бедственной участи нечестивых людей, особенно лицемеров, должны побудить нас быть непорочными (ибо мы погибнем, навечно погибнем, если не будем таковыми), а также получить утешительные доказательства собственной праведности, ибо разве можем мы быть уверенными, если беспокойство является корнем неуверенности? Друзья Иова пытались убедить его в том, что все его надежды были надеждой лицемера (Иов 4:6). «Ни в коем случае, отвечает Иов. Я не настолько глуп, чтобы строить на подобном прогнившем основании, ибо какая надежда лицемеру?» Посмотрите:
(1) Как лицемер оказывается обманутым. «Он приобрел (ст. 8, англ. пер.) и имеет надежду»; это его привлекательная сторона. Бог позволил ему приобрести за счет своего лицемерия; он приобрел славу, похвалу людей и богатство этого мира. Благодаря лицемерию Ииуй получил царство, а фарисеи дом вдовы. На этом приобретении лицемер строит свою надежду. Он надеется, что пребывает в благоприятных обстоятельствах и достоин иного мира, потому что считает себя успешным в этом мире; он благословляет себя на своем пути.
(2) Как он выходит из заблуждения. В последний момент он увидит, что жестоко ошибался, ибо:
[1] Бог исторгнет душу его вопреки его воле (Лк 12:20): «...душу твою возьмут у тебя...». Бог, как Судья, заберет ее, чтобы испытать и определить место ее вечного пребывания. Тогда он попадет в руки живого Бога, чтобы непосредственно с Ним иметь дело.
[2] На что тогда ему надеяться? Его надежда окажется суетой и ложью; она будет бесполезна. Богатство этого мира, на которое он уповал, останется здесь, на земле (Пс 48:18), а блаженство иного мира, обрести которое он надеялся, будет утеряно. Он надеялся попасть на небеса, но с позором будет разочарован; он будет ссылаться на свое внешнее исповедание, привилегии и совершение обрядов, но все его оправдания будут признаны несерьезными, ибо Бог скажет: «Отойдите от Меня; не знаю вас». В общем, относительного формального лицемера ясно, что все его приобретения и надежды в смертный час окажутся жалкими.
2. Молитва лицемера не будет услышана (ст. 9): «Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда?» Нет, не услышит; ему не следует надеяться на это. Если он искренне покается, то Бог услышит его вопль и примет его (Ис 1:18), но если он останется нераскаявшимся и неизменившимся, то пусть не надеется обрести благодать у Бога. Обратите внимание:
(1) Беда обязательно придет на него. Бедствия этого мира часто поражают тех, кто не сомневается в своем постоянном процветании. Но придет смерть, а вместе с ней беда, когда ему придется оставить этот мир и все его наслаждения. Настанет суд великого дня, когда страх поразит лицемера (Ис 33:14).
(2) Тогда он возопит к Богу и будет ревностно молиться. Кто во время процветания пренебрегал Богом, не молился вообще, был безразличен и невнимателен в молитве, тот, когда придет беда, обратится к Богу и возопит, как человек серьезный. Но (3) услышит ли его тогда Бог? Когда в этой жизни беды обрушиваются на нас, мы должны помнить: Бог сказал, что не услышит молитвы тех, кто видит беззаконие в сердце своем (Пс 65:18) и допускает туда своих идолов (Иер 14:4), равно как и тех, кто отворачивает свое ухо, не желая слушать закон (Притч 28:9). Взывайте к богам, которых вы избрали (Суд 10:14). Безусловно, что во время грядущего суда Бог не услышит вопли тех, кто жил и умер в лицемерии. Их скорбный плач не найдет сострадания. Я посмеюсь вашей погибели. Их настойчивые прошения будут выброшены, а просьбамотказано. Нельзя склонять непреклонную справедливость, равно как и аннулировать неизменный приговор (см. Мф 7:22−23; Лк 13:26) и дело неразумных дев (Мф 25:11).
3. Религия лицемера неутешительна и непостоянна (ст. 10): «Будет ли он утешаться Вседержителем?» Нет; ни при каких условиях, ибо он получает наслаждение от мирской прибыли и плотских удовольствий, а не от Бога, особенно во времена бедственные. «Будет ли он призывать Бога во всякое время?» Нет; когда он процветал, то не призывал Бога, а пренебрегал Им, и в беде он будет не призывать, а проклинать Его; он устал от религии, когда увидел, что ничего не приобретает благодаря ей или подвергается опасности лишиться чего-то. Отметьте:
(1) Лицемеры это те, кто, исповедуя религию, не получает от нее удовольствия и непостоянен в ней; кто считает ее утомительным трудом и изнурительной работой, устает от нее и служит лишь ради личной выгоды, а когда цель достигнута оставляет ее; кто призывает Бога, когда это модно или пока длится прилив эмоций, но оставляет, когда попадает в другую компанию или чувства угасли.
(2) Лицемеры непостоянны в религии, потому что не любят ее. Кто не утешается Вседержителем, тот не будет постоянно призывать Его. Чем больше утешения мы находим в религии, тем крепче прилепляемся к ней. Кто не утешается Богом, того легко увлечь чувственными удовольствиями и увести прочь от религии; таковых легко повергают трудности этой жизни и таким образом уводят от религии, и поэтому они не всегда призывают Бога.
Стихи 11−23. Друзья Иова видели бедственное положение и погибель, сопутствующую нечестивым людям, особенно притеснителям, а Иов в пылу спора с уверенностью утверждал, что они процветают; но теперь, когда пыл сражения почти угас, он захотел уточнить, в каких вопросах он согласен с ними, а в каких их мнения расходятся.
1. Он согласен с ними, что нечестивые люди несчастны, что Бог, безусловно, взыщет с жестоких притеснителей и рано или поздно тем или иным образом Его справедливость отплатит им за все оскорбления, нанесенные Богу, и зло, причиненное близким. Эта истина много раз подтверждалась полной согласованностью даже между данными разгневанными спорщиками.
2. Но вот в чем их мнения расходились: друзья считали, что заслуженные суды в настоящее время и видимым образом должны обрушиться на нечестивых притеснителей: они будут мучить себя во все дни свои, среди мира придет на них губитель, они не будут богатыми, равно как и ветви их не будут зеленеть, и не в свой день они скончаются (так утверждал Елифаз, Иов 15:20−21,29,32). Сократятся шаги могущества его, и со всех сторон будут страшить его ужасы (как утверждал Вилдад, Иов 18:7,11). Имение, которое он глотал, изблюет, и в полноте изобилия будет тесно ему (так утверждал Софар, Иов 20:15,22). Иов полагал, что во многих случаях суды не приходят на них быстро, а откладываются на какое-то время. Он уже показал (гл. 21 и 24), что отмщение медленно поражает, а теперь решил продемонстрировать, что оно поражает непременно и сурово и отсрочка не является прощением.
I. Иов решил представить вопрос в истинном свете (ст. 11−12): «Возвещу вам». Мы не должны пренебрегать учением больных, бедных и даже раздражительных людей, если они возвещают истину во благо нам. Обратите внимание:
(1) Чему он собирался учить их: «Что у Вседержителя», чтобы они познали сокрытые в Боге Его планы и цели относительно нечестивых людей, о которых им не следовало поспешно судить, а также обычные методы Его провидения, направленного на них. «Этого я не скрою», говорит Иов. То, что Бог раскрыл нам, мы не должны скрывать от тех, кого обязаны научить. Открытое нам принадлежит нам и сынам нашим.
(2) Как он хотел учить их: рукой Божией (в англ. пер.), то есть с Его силой и помощью. Кто принял решение обучать других, тот должен взирать на руку Божью, направляющую его, чтобы она открывала его ухо (Ис 50:4) и уста. Кого Бог учит сильной рукой, тот больше всего подходит, чтобы учить других (Ис 8:11).
(3) Какое основание было у них познавать то, чему он собирался научить их (ст. 12), подтвержденное их собственными наблюдениями: «Все вы и сами видели» (но нас необходимо наставить в том, что мы увидели, услышали и узнали, дабы мы были совершенны в нашем уроке); это должно было исправить их суждения о нем и сделать правильными. «Ибо для чего они столько пустословили? спрашивает Иов, осуждали меня как человека нечестивого лишь на том основании, что я страдал?» Если мы правильно поняли и применили истину, то она исцелит нас от суеты разума, вытекающей из наших ошибок. А теперь, в частности, он собирается изложить им долю человека беззаконного от Бога притеснителя (ст. 13). Сравните Иов 20:29. Доля притеснителей в мире может быть богатством и продвижением, но их доля в Боге погибель и бедствие. Они могут быть выше контроля любой земной власти, но Вседержитель справится с ними.
II. Он делает это, показывая, что нечестивые люди в некоторых случаях могут процветать, но затем их ожидает гибель; такова их участь, их наследие, и они должны быть готовы к этому.
1. Нечестивцы могут процветать в своих детях, но гибель настигнет их. Их дети могут умножаться (ст. 14) или возрастать (в некоторых переводах); их много, и они возрастают для славы и большого состояния. Писание говорит, что мирские люди насыщены сыновьями (Пс 16:14, англ. пер.) и, как написано на полях, сыновья их сыты. Родители надеются в них продолжить жизнь и продвижение к славе. Но чем больше детей и имущества они оставляют, тем больше ставят на них четких меток для стрел судов Божьих, на которые будут нацелены три Его самых суровых наказания: голод, меч и моровая язва (2Цар 24:13).
(1) Некоторые из них умрут от меча возможно, меча войны: родители научат их жить за счет меча, как Исава (Быт 27:40), а таковые чаще всего умирают от меча, рано или поздно; возможно, они умрут от меча справедливости за свои преступления или от меча убийцы, который будет охотиться за их имуществом.
(2) Другие умрут от голода (ст. 14): «Потомки его не насытятся хлебом». Нечестивец думал, что сохранил для них большое состояние, но может так случиться, что они обеднеют и не будут иметь даже хлеба насущного или по крайней мере будут нуждаться. Они станут такими бедными, что будут нуждаться в пище, и настолько жадными и неудовлетворенным, что им постоянно будет не хватать, сколько бы ни имели, потому что не имеют так много или таких же изысканных продуктов, как раньше. Вы едите, но не в сытость (Агг 1:6).
(3) Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, то есть они умрут от эпидемии, которая названа смертью (Откр 6:8). Их похоронят отдельно и в спешке, как только они умрут, без каких-либо торжеств ослиным погребением; даже вдовы их не будут плакать из-за отсутствия средств, чтобы заплатить за оплакивание. Или данные слова означают, что эти нечестивые люди не только были нежеланными при жизни, но и неоплаканными после смерти, и даже их вдовы будут считать себя счастливыми, раз им удалось избавиться от них.
2. Их имущество может процветать какое-то время, но гибель коснется и его (ст. 16−18).
(1) Можно предположить, что они богаты, имеют много денег, посуды, одежды и мебели. Они набирают кучи серебра в изобилии, как праха, и готовят одежду, как брение, их окружают горы одежды, которых много, как куч брения. Или данные слова подразумевают, что у них так много одежды, что она стала для них бременем. Они обременяют себя залогами (Авв 2:6). Посмотрите, о чем заботятся и беспокоятся мирские люди чтобы накопить мирское богатство. Имеющие много хотят иметь больше, пока серебро не сгниет, а одежда будет съедена молью (Иак 5:2−3). Но что из этого вышло? Ему самому от этого не будет лучше; смерть лишит его всего и ограбит, если его не ограбят и не лишат всего раньше (Лк 12:20). Более того, Бог так все устроит, что одеваться будет праведник, и серебро получит на долю беспорочный.
[1] Они получат все это и разделят между собой. Каким-то образом Провидение все устроит так, что благочестивый с честью выйдет благодаря тому богатству, которое опозорило нечестивца. Богатство грешника сберегается для праведного (Притч 13:22). Бог распоряжается имуществом людей, как Ему угодно, и часто заставляет составить завещание против их воли. Праведный, которого он ненавидел и притеснял, будет управлять всем, что тот построил, и со временем с процентами возместит все, что было насильно отнято у него. Так египтяне отдали израильтянам свои драгоценности плату за их труд. Соломон обращает внимание (Еккл 2:26), что Бог делает грешников рабами праведников, ибо грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим.
[2] Они правильно поступят с полученным имуществом. Невинные не будут копить серебро, как делали это собиравшие его, а разделят и раздадут бедным и дадут часть семи и даже восьми, тем самым наилучшим образом сохранив ее. Деньги подобны навозу, который ни на что не годен, если его не разбросать. Когда Бог благословляет богатством благочестивых людей, то они должны помнить, что являются всего лишь управляющими и им придется дать отчет. Добывая нечестным образом богатство, нечестивые люди навлекают проклятие на свои семьи, а благочестивые приносят благословения своим семьям, правильно его используя. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных (Притч 28:8).
(2) Предположим, они построили себе крепкие и величественные дома, но те похожи на дома, которые моль строит себе в старой одежде и из которой ее скоро вытряхнут (ст. 18). Нечестивец очень уверен в нем, как моль, и не осознает опасности, но окажется, что все это недолговечно, как шалаш, построенный сторожем (ст. 18), который быстро разрушается и о месте его больше никто не знает.
3. Этих людей ждет погибель, хотя они живут долго, в достатке и не жалуются на здоровье (ст. 19): «Богач ложится спать, чтобы отдохнуть среди изобилия своего богатства (покойся, душа моя)»; он ложится в своем доме, как в укрепленном городе, и другим кажется, что он очень счастлив и беспечен; но таким не встанет он, то есть его разум не будет спокоен, уравновешен и собран, чтобы наслаждаться свои богатством. Он не спит спокойно, как думают другие. Он ложится, но пресыщение богатого не дает ему уснуть, по крайней мере, так же сладко, как человеку трудящемуся (Еккл 5:11). Он ложится спать, но его мысли беспокойно мечутся до рассвета, а затем открывает глаза свои, и он уже не тот; он видит себя и все, что имеет, и торопится прочь в мгновение ока. Беспокойство усиливает его страх и вселяет тревогу; поэтому если мы посетим его в постели, то не увидим там счастливого человека. Но в заключение нас приглашают стать свидетелями его ухода и посмотреть, какой презренной будет его смерть и положение после смерти.
(1) Он будет несчастным в момент смерти. Ему явится царь ужасов (ст. 20−21). Как он испугается, когда им завладеет некая смертельная болезнь! Как воды, постигнут его ужасы, словно он окружен набегающими приливами. Он трепещет при мысли, что ему придется покинуть этот мир, особенно оттого, что придется отправиться в иной. Это добавит большое раздражение и огорчение ему в болезни, как обращает внимание Соломон (Еккл 5:17 англ. пер.). Эти ужасы ввергнут его [1] в тихое и мрачное отчаяние; и тогда можно будет сказать, что буря гнева Божьего и буря смерти в ночи постигнут его, когда никто не заметит и не будет знать об этом. Или [2] в открытое и шумное отчаяние; и тогда, как говорит Писание, его понесет; он будет вышвырнут со своего места бурей восточным ветром, яростным, шумным и ужасным. Для благочестивого человека смерть приятный ветерок, переносящий его в небесную страну, а для нечестивого восточный ветер, буря, которая унесет его прочь в изумлении и смущении в погибель.
(2) Он будет несчастным после смерти.
[1] Его душа испытает на себе справедливое негодование Бога, и именно ужас от этого негодования ввергнет его в изумление при приближении смерти (ст. 22): «Бог устремится на него и не пощадит». Пока он жил, то наслаждался щадящей милостью, но теперь день терпения Бога подошел к концу, и Он не пощадит, а изольет на него полную чашу Своего гнева. Невозможно ни убежать, ни вынести того, что Бог возлагает на человека. Мы читали о том, что Господь бросал с небес большие камни на хананеян (Нав 10:11), и это привело к ужасному истреблению среди них, но что это по сравнению с тем, когда Он будет изливать Свой гнев во всей силе на совесть грешника, как свинцовый кусок (Зах 5:7−8). Когда осужденные грешники увидят гнев Божий, устремившийся на них, то захотят убежать от руки Его, но не смогут. Врата ада окажутся заперты и закрыты на засов, за ними великая бездна; тогда напрасно будут призывать горы и скалы, чтобы они стали прибежищем. Кого сейчас невозможно убедить бежать к деснице божественной благодати, протянутой, чтобы принять его, тот позднее не сможет убежать от руки божественного гнева, которая скоро протянется, чтобы уничтожить его.
[2] Память о нем подвергнется справедливому порицанию всего человечества (ст. 23): «Всплеснут о нем руками», то есть возрадуются его падению, увидев суды Божьи, которые истребят его. При погибели нечестивых бывает торжество (Притч 11:10). Когда Бог хоронит кого-либо, то люди прогоняют такого человека со свистом и ставят на его имени вечное клеймо позора. Там, где его ласкали и превозносили, над ним будут смеяться (Пс 51:8), а его прах будут попирать.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 27 глава