В данной главе Вилдад дает краткий ответ на выступление Иова, как человек, уставший от этого дела. Он оставляет главный вопрос о процветании нечестивцев, ибо не может возразить на доказательства Иова, приведенные в предыдущей главе; но так как по его мнению Иов слишком дерзко обращался к божественному величию в своих призывах о божественном суде (гл. 23), то здесь Вилдад в нескольких словах показал бесконечность расстояния между Богом и человеком, тем самым уча нас:
(I) Думать возвышенно и с благоговением о Боге (ст. 2−3,5).
(II) Думать презренно о самих себе (ст. 4,6). Однако эти истины он неверно применяет к Иову, хотя это два важных урока для всех нас.
Стихи 1−6. В данной главе Вилдада следует похвалить за две вещи:
(1) за то, что он больше не касался той темы, по поводу которой мнения его и Иова отличались. Возможно, он начал думать, что Иов прав; и тогда было бы справедливо не говорить больше о ней; так человек, сражающийся за истину не ради победы, найдя ее, согласен оказаться проигравшим. Или если он все еще думал, что прав, тем не менее считал, что сказал достаточно, и не хотел пререкаться бесконечно ради того, чтобы за ним было последнее слово. Возможно, одной из причин, почему он и остальные прекратили спор, было осознание того, что мнения их и Иова не отличались сильно, как им казалось: они признали, что нечестивцы могут процветать какое-то время, а Иов признал, что в конце они будут истреблены; тогда их мнения отличались незначительно! Если спорящие будут пытаться понять друг друга лучше, то, возможно, увидят, что их мнения не так сильно отличаются, как им казалось.
(2) За то, что он правильно говорил о том вопросе, где их мнения совпадали. Если наши сердца наполнятся благоговейными мыслями о Боге и смиренными мыслями о себе, то мы не будем стремиться спорить о не изученных до конца вопросах, несерьезных или запутанных. Вилдад идет двумя путями, чтобы превознести Бога и унизить человека:
I. Он показывает, как прославлен Бог, и отсюда делает вывод, что человек виновен и нечист перед Ним (ст. 2−4). Давайте рассмотрим:
1. Какие великие истины он здесь говорит о Боге, желая внушить Иову благоговение к Нему, а также обуздать его осуждение Бога за то, что Он сурово обращается с ним.
(1) Бог всемогущий Господь всего сущего; окрест Него страшное великолепие. Держава и страх у Него (ст. 2). Давший жизнь всему сущему имеет неоспоримое право давать законы; и Он может привести эти законы в действие. Сотворивший все имеет право располагать все согласно Своей воле, обладая абсолютным всемогуществом. Все, что хочет, Он делает и может сделать; никто не может сказать Ему: «Что Ты сделал?» или: «Почему Ты это сделал?» (Дан 4:35). Тот факт, что у Него держава (владычество, а Он Владыка), говорит о том, что Он является владельцем и властелином всех творений. Все они принадлежат Ему; все они в Его распоряжении и подчиняются Его руководству. Из этого следует, что Его нужно бояться (т.е. благоговеть и бояться), что Его боятся все, кто знает Его (серафимы прикрывают свои лица в Его присутствии), и что рано или поздно все будут бояться Его. Владычество людей часто является презренным и жалким, а Бог всегда ужасен.
(2) Прославленные обитатели высшего мира абсолютно повинуются Ему и покоряются Его воле: «Он творит мир на высотах Своих]» Он сам там наслаждается совершенным покоем. Святые ангелы никогда не спорят с Ним или друг с другом, а полностью согласны с Его волей и единодушно совершают ее без ропота или обсуждения. Так воля Божья исполняется на небесах, и мы молимся, чтобы так она исполнялась нами и другими людьми на земле. Солнце, луна и звезды хранят пути свои и никогда не сталкиваются друг с другом; более того, даже в этом нижнем мире, который часто беспокоят бури и ураганы, Бог, если Ему угодно, утверждает мир, превращая бурю в тишину (Пс 106:29; Пс 64:8). Обратите внимание: высоты названы Его высотами, ибо небо — небо Господу (Пс 113:24). Мир дело Божье; там, где воцарился мир, Бог сотворил его (Ис 57:19). На небесах присутствует совершенный мир, ибо там совершенная святость и Бог, Который есть любовь.
(3) Он Бог неодолимой силы: есть ли счет воинствам Его? (ст. 3). О величии и силе правителей судят по их армиям. Бог не только сам по себе всемогущий, но и имеет в Своем распоряжении неисчислимые армии: действующие армии, которые никогда не расформировываются; регулярные войска, хорошо обученные, которые никогда не нужно искать, ибо они никогда не испытывают затруднений и не поднимают мятеж; демобилизованные войска, которые долгое время были в служении; победоносные войска, которые никогда не терпели поражения и всегда одерживали победу. Все творения Его армии, особенно ангелы. Он Господь всего, Господь всех армий. Он имеет бесчисленные армии, но заключает мир. Он мог объявить нам войну, но хочет быть в мире с нами; даже небесное воинство было послано, чтобы возвестить на земле мир и в человеках благоволение (Лк 2:14).
(4) Его провидение простирается на все: «Над кем не восходит свет Его!» Свет солнца достигает всех частей мира и на протяжении года всех в равной степени (см. Пс 18:7). Его шествие является слабым отражением всеведения и заботы, которую Бог проявляет обо всем творении (Мф 5:45). На всех распространяется свет Его познания; все обнажены и раскрыты перед Ним; все принимают свет Его благости; похоже, именно это имеется в виду в данном стихе. Он благ ко всем; земля наполнена Его милостями. Он — Deus optimus — Бог, наилучший из всех существ, равно как и maximus — величайший. Он имеет силу, чтобы уничтожить, но Ему нравится миловать. Все творения живут за счет Его щедрости.
2. Какая презренная характеристика дается человеку истинная и справедливая (ст. 4): «Как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым?» Человек не только творение презренное, но и порочное, не только земное, но и грязное; он не может быть оправдан и быть чистым (1) по сравнению с Богом. Даже в наилучшем виде человеческая праведность и святость ничто по сравнению с Божьей (Пс 88:7)
(2) Споря с Богом. Кто спорит со словом и провидением Божьим, тот неизбежно окажется в проигрыше. Бог будет оправдан, а человек осужден (Пс 50:6; Рим 3:4). Бог не ошибается в Своем суде; Он не делает исключений, и против Его суда невозможно подать апелляционную жалобу.
(3) В глазах Бога. Если Бог так велик и прославлен, то как может виновный и нечистый человек предстать перед Ним? Отметьте:
[1] Из-за совершенных беззаконий человек отвратителен для Божьей справедливости и не может сам оправдаться перед Ним; он не может сам заявить: «Невиновен», сослаться на свои заслуги или уменьшить свою вину. Писание утверждает, что все под грехом.
[2] Так как человек рожден от женщины, то из-за врожденной порочности человек отвратителен для Божьей святости и не может быть чистым в Его глазах. Бог видит его нечистоту, из-за нее человек считается абсолютно недостойным общения с Ним, пока находится здесь, на земле, равно как и созерцания Его в славе позднее. Поэтому нам нужно еще раз родиться свыше от воды и Святого Духа, еще раз омыться в Крови Христа, ибо источник открыт.
II. Он показывает, какими несовершенными и тусклыми являются даже небесные тела в глазах Бога по сравнению с Ним, и отсюда делает вывод, что человек это малое, презренное и бесполезное существо.
1. Хотя светила небесные являются красивыми творениями, но перед Богом они как комок земли (ст. 5): «Посмотри на луну (англ. пер.), шествующую во всем великолепии, и на звезды славные светила небесные, которые своим сиянием настолько очаровали язычников, что те поклонялись им; но в глазах Бога и по сравнению с Ним они вообще не сияют и не чисты; они не имеют славы, ибо находятся в присутствии славы, которая превосходит, как свеча, которая хотя и горит, но не светит, если поставлена на ярком солнечном свете». Слава Бога, сияющая в Его провидениях, затмевает славу самых ярких творений (Ис 24:23): «И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе». Небесные тела часто закрыты облаками; мы четко видим пятна на луне и с помощью очков иногда можем различить пятна даже на солнце; но Бог видит пятна на них, которые не видим мы. Как же тогда осмелился Иов с уверенностью взывать к Богу, Который мог обнаружить в нем все недостатки, о которых он не знал?
2. Хотя сыны человеческие являются благородными творениями, но перед Богом они как черви земные (ст. 6): «Тем менее человек сияет во славе и чист в своей праведности, ибо есть червь, и сын человеческий, кем бы он ни был; который есть червь паразит (в некоторых переводах), он не только презренное и жалкое творение, но и отвратителен; который есть клещ (в других переводах) наименьшее насекомое, которое невозможно увидеть невооруженным глазом, а только через увеличительное стекло. Таков человек.
(1) Он ничтожный, маленький и незначительный по сравнению с Богом и святыми ангелами; он жалок и бесполезен, ибо был зачат во грехе и тянется к пороку. Как же мало тогда у человека оснований гордиться и веский повод быть смиренным!
(2) Он слаб и беспомощен; его легко уничтожить, поэтому он является неравным соперником для всемогущего Бога. Неужели человек может быть настолько глуп, чтобы соперничать со своим Творцом, Который может растоптать его так же легко, как мы можем раздавить червя?
(3) Грязный и отвратительный. Человек нечист, потому что он червь, (а черви разводятся в результате гниения); поэтому он отвратителен для Бога. Так давайте восхитимся снисходительностью Бога, Который заключил завет с такими червями, как мы, и общается с ними; особенно восхитимся подвигом Сына Божьего, Который сошел к нам и опустошил Себя настолько, что сказал: «Я же червь, а не человек» (Пс 21:7).
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 25 глава