Дав выход страсти через жалобу, изложенную в предыдущей главе, и благодаря этому получив некоторое облегчение, Иов внезапно прерывает ее и вновь возвращается к прежней дискуссии, касающейся доктринального противоречия между ним и его друзьями относительно процветания нечестивых людей. Он уже показал (гл. 21), что многие живут беспечно, в то же время являясь людьми нечестивыми и мирскими, презирая все обряды поклонения. В данной главе он идет дальше и показывает, что многие, причиняющие зло человечеству, живущие во грехе и открыто презирающие все законы справедливости и чести, тем не менее успешны и процветают на своих нечестивых путях; мы не видим, чтобы они были наказаны в этом мире. Он более подробно истолковывает сказанные ранее слова: «Покойны шатры у грабителей» (Иов 12:6). Он утверждает в общем (ст. 1), что наказание нечестивых не так заметно и очевидно, как считают его друзья, а затем доказывает свое утверждение, ссылаясь на частные примеры.
(I) Кто открыто причиняет зло своим бедным соседям, тот не наказывается, а обиженным не возмещается ущерб (ст. 2−12), хотя злодеи очень жестоки (ст. 21−22).
(II) Совершающие зло тайно чаще всего остаются неразоблаченными и ненаказанными (ст. 13−17).
(III) Бог наказывает таковых тайными судами и хранит их для будущих судов (ст. 18−20 и 23−25); поэтому, что касается этого вопроса. мы не можем сказать, что все попавшие в беду люди нечестивы, ибо можно с уверенностью утверждать, что не все процветающие и успешные праведны.
Стихи 1−12. Друзья Иова были уверены в том, что увидят вскоре падение нечестивых людей, как бы значительно они ни процветали в течение короткого времени. Никоим образом, говорит Иов; хотя не сокрыты от Вседержителя времена, тем не менее знающие Его не видят дней Его (ст. 1).
1. Он не сомневается в том, что времена не сокрыты от Вседержителя; прошлое не сокрыто от Его судов (Еккл 3:15), нынешние времена не сокрыты от Его провидений (Мф 10:29), и будущее не сокрыто от Его присутствия (Деян 15:18). Бог управляет миром, и поэтому мы можем быть уверены, что Он знает его. Плохие времена не сокрыты от Него, хотя нечестивые люди, делающие времена плохими, говорят друг другу: «Оставил Господь землю сию» (Пс 93:6−7). Человеческое время хранится в Его руке под Его бдительным оком, и поэтому в Его власти сделать времена нечестивых людей в этом мире бедственными. Он предвидит время смерти каждого человека, и поэтому, если нечестивец умирает до того, как был наказан за свое беззаконие, нам не следует говорить: «Им удалось внезапно скрыться». Бог предвидел это, более того, Он все это устроил. Прежде чем спросить, почему процветают нечестивцы, Иов утверждает, что Бог всеведущ, как один пророк в подобной ситуации говорил, что Он праведен (Иер 12:1), другой что Он свят (Авв 1:13), третий что Он благ к Своему народу (Пс 72:1). Мы должны твердо придерживаться основных истин, хотя иногда нам может быть трудно согласовать их с отдельными событиями.
2. В то же время он утверждает, что знающие Его (то есть мудрые и благочестивые люди, познавшие Его и хранящие Его тайну) не видят дней Его дня, когда Он судит их; в своей ситуации он жаловался на то, что (Иов 23:8) не видит, чтобы Бог заступился за его дело дня суда Божьего против отъявленных грешников, который называют днем Его (Пс 36:13). Мы уверены, что этот день придет, но не видим его, ибо он в будущем, а его предзнаменования тайны.
3. Хотя это тайна Провидения, но для этого есть основание, и мы вскоре увидим, почему суд откладывался; даже наимудрейшие и лучше всех знающие Бога не видят его. Бог испытывает их веру и терпение, побуждает молиться о пришествии Его царства, о чем мы должны вопиять к Нему день и ночь (Лк 18:7). Для доказательства процветания нечестивых Иов делит на два вида неправедных людей, которых весь мир видит процветающими в своем беззаконии:
I. Это тираны и те, которые причиняют зло другим под видом закона и власти. Это печальное зрелище часто видели под солнцем: место суда, а там беззаконие (Еккл 3:16); слезы угнетенных, на которые не обращают внимания, в то время как в руке угнетающих их — сила (Еккл 4:1); нарушение суда и правды (Еккл 5:8).
1. Они незаконно лишают соседей права на владение имуществом, которое перешло к ним по наследству от предков. Они передвигают межи, утверждая, что те были неправильно поставлены (ст. 2), таким образом они посягают на права своих соседей и думают, что надежно защитили для своего потомства нечестно добытое состояние, предъявляя в качестве доказательства то, что должно было быть доказательством для законного владельца. Это было запрещено законом Моисея (Втор 19:14) под страхом проклятия (Втор 27:17). Сейчас к этому приравнивается фальсификация и уничтожение доказательств.
2. Они лишают ближних личного имущества под видом правосудия: угоняют стада, делая вид, что те конфискованы, и пасут их у себя. Так богач отобрал овечку у бедняка (2Цар 12:4). Если бедный сирота имел лишь осла, чтобы с его помощью заработать немного денег, то они находили тот или иной предлог, чтобы отнять его, потому что владелец не мог соперничать с ними. В такой же ситуации оказывалась вдова, имевшая одного вола для земледелия. Под видом ареста за незначительный долг или задолженность по ренте они забирали этого вола в качестве залога, хотя, возможно, это было единственное, что она имела. Бог считал для себя честью быть Отцом сирот и судьей вдов и поэтому не будет считать своими друзьями тех, кто не делает всего, что в его власти, чтобы защитить и помочь им; но Он несомненно будет считать Своими врагами тех, кто угнетает и обижает их.
3. Они используют любую возможность, чтобы обидеть их (ст. 4). Если они встретят их на дороге, то постараются увести в сторону, если смогут, так что бедные и нуждающиеся вынуждены прятаться, не имея другой возможности защититься. Им сильно нравится обманывать людей, делать их глупцами и причинять зло, если это возможно; особенно им нравится ликовать над бедными людьми, которых они столкнули с пути, где те могли получить помощь, грозить, что те будут наказаны как бродяги, и таким образом вынуждать их скрываться, а затем смеяться над ними, когда цель достигнута. Некоторые считают, что эти жестокие действия (ст. 9−10) осуществлялись притеснителями, делавшими вид, что тем самым вершат правосудие: они отторгают от сосцов сироту, то есть лишают бедных младенцев отцов и матерей; лишая жизни отца, они сокрушают сердце матери, из-за этого дети умирают от голода и погибают. Так фараон и Ирод отторгали детей от материнской груди и предавали мечу; мы также читаем о детях, выведенных убийце (Ос 9:13). Безусловно, бесчеловечными убийцами являются те, кто с удовольствием сосет невинную кровь. Они с нищего берут залог и таким образом грабят его; более того, они брали нищего в качестве залога (читают некоторые) и, возможно, под этим предлогом отторгали сирот от груди, забирая их себе в качестве рабов (как в Неем 5:5). Жестокость по отношению к нищим великое беззаконие, и оно громко вопиет об отмщении. Кто не оказывает милости людям, предоставленным их милости, тот будет судим без милости. Они использовали любую возможность, чтобы отнять у бедного хлеб насущный и последнюю одежду, и это было еще одним примером бесчеловечного обращения. Они вымогали у беззащитных последнее и заставляли ходить нагими, без одеяния (ст. 10), тем самым приближая их смерть. И если бедная голодная семья подбирала колосья, чтобы испечь небольшой хлеб, съесть его и умереть, то и эту пищу они отнимали, получая удовольствие от того, что видят их умирающими от голода, в то время как сами питались досыта.
4. Они угнетали работников, нанятых на службу, и не только не платили им за работу, хотя трудящийся достоин пропитания (и удержание платы является вопиющим грехом, Иак 5:4), но и не давали воды и хлеба: носящие снопы их голодны, как читают некоторые (ст. 10), и этот перевод согласуется со ст. 11, где говорится, что те, которые между стенами выжимают масло оливковое и совершают утомительную работу у точила, страдают от жажды, а это хуже, чем заграждать рот у вола молотящего. Хозяева, которые не обеспечивают своих слуг и работников необходимой пищей для поддержания жизни и не заботятся о том, чтобы те могли жить за счет своего труда, забывают, что имеют Господина на небесах.
5. Не только среди бедных людей в деревне, но в и городах мы видим слезы притесняемых (ст. 12): «В городе люди стонут, где богатые купцы и торговцы жестоки к своим бедным должникам так же, как землевладельцы в деревне к своим бедным арендаторам. В городах такие жестокие поступки более заметны, чем в неприметных уголках страны, и у угнетенных есть более легкий доступ к правосудию, чтобы оправдать себя; тем не менее угнетатели не боятся ни ограничений закона, ни справедливых осуждений своих соседей, и притесняемые стонут и вопиют, как раненые, не имея облегчения и возможности помочь себе, ибо угнетатели безжалостны и глухи к их стонам.
II. Он говорит о грабителях и причиняющих зло открыто с помощью насилия, как банды савеян и халдеев, которые недавно ограбили его. Иов не говорит именно о них, чтобы не казалось, что он необъективен к собственному случаю и судит о людях (как мы склонны поступать) по тому, как они относятся к нему, а об арабах, сыновьях востока (страны, где жил Иов), среди которых многие жили за счет грабежа и насилия, нападая на соседей и грабя путников. Посмотрите, как они здесь описаны (ст. 5−8).
1. По своему характеру они похожи на диких ослов в пустыне, неприрученных, непокорных, безрассудных, похожих на Измаила (Быт 16:12) агрессивных и яростных, не подчиняющихся ограничениям закона и управления (Иер 2:23−24). Они выбрали местом своего проживания пустыню, чтобы не подчиняться закону и не общаться с людьми, так они имеют больше возможности причинять зло. Пустыня самое подходящее место для таких диких людей (Иов 39:6). Но никакая пустыня не может спрятать человека от ока Божьего и оградить от Его руки.
2. Они живут за счет воровства и делают своей добычей всех окружающих. Они сами выбрали этот образ жизни; это их работа, потому что таким промыслом можно больше и легче добыть, чем с помощью честного труда. Они относятся к грабежу, как к своему призванию, и усердно трудятся в этой области: выходят на дело свое, как человек выходит на работу (Пс 103:23). Они усердны и стараются в своем деле, вставая рано на добычу. Если путник выходит рано, то они сразу появляются, чтобы ограбить его. Они живут за счет грабежа, как человек живет за счет ремесла: степь (но не земля в степи, а ее дороги) дает хлеб для них и для детей их, они содержат себя и свои семьи за счет грабежа на дорогах и благословляют себя в этом деле, не испытывая каких-либо угрызений совести или сострадания, с такой самонадеянностью, словно это добыто честным способом, как Ефрем (Ос 12:7−8).
3. Посмотрите, какое зло они причиняли стране: они не только грабили путников, а совершали набеги на своих соседей и пожинали хлеб на поле не свой (ст. 6, англ. пер.), то есть вторгались на землю других людей, пожинали их пшеницу и уносили домой, словно это им принадлежало. Даже нечестивый собирает виноград: это его злодеяния; или, как написано в нашем переводе: «Они собирают виноград у нечестивца»; таким образом один нечестивец становится бичом для другого. То, что один нечестивый добыл с помощью вымогательства (таким способом они воруют), эти грабители отбирают у него своим способом грабительства; так часто грабят грабителей (Ис 33:1).
4. В бедственном положении оказываются те, кто попал им в руки (ст. 7−8): холодными ночами нагие, у которых они отобрали последнюю одежду, ночуют без покрова; поэтому они мокнут от горных дождей, и, не имея убежища, жмутся к скале; они рады пещере или норе, которая могла бы защитить их от непогоды. В такой бесчеловечности Елифаз обвинял Иова, делая вывод, что Провидение подобным образом не лишило бы его всего, если бы сперва он с полунагих не снимал одежду (Иов 22:6). И Иов здесь говорит, что действительно были люди, виновные в грехах, которые несправедливо приписывались ему, но, тем не менее, они процветали и были успешны в своих злодеяниях; проклятие, которое они навлекли на себя, работало незаметно; поэтому Иов думал, что лучше утверждать, как он, что открытые и отъявленные злодеяния влекут за собой тайное наказание в будущем, чем полагать, как Елифаз, который на основании нынешних бед сделал вывод о прошлых тайных беззакониях. Безнаказанность притеснителей и грабителей выражена одной фразой (ст. 12): «Бог не воспрещает этого», то есть Он не наказывает их немедленно за беззакония и не делает их примером, чтобы сделать очевидным их безрассудство для всего мира. Приобретающий богатство неправдою глупцом останется при конце своем (Иер 17:11). Пока он процветает, то создает видимость мудрого человека, и Бог не демонстрирует ему его безрассудство, пока не скажет: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк 12:20).
Стихи 13−17. Данные стихи описывают другую разновидность грешников, которые остаются ненаказанными, потому что их дела не раскрыты. Они враги света (ст. 13). Некоторые понимают эти слова фигурально: они грешат против света природы, против света закона Божьего и собственной совести; они говорят, что знают Бога, но восстают против знания о Нем и не хотят поступать и руководствоваться, быть послушными и контролируемыми им. Другие понимают их буквально: у них есть дневной свет, но они выбирают ночь, ибо она дает больше преимуществ для злодеяний. Греховные дела называются делами тьмы, потому что всякий, делающий злое, ненавидит свет (Ин 3:20) и не знает путей его (ст. 13), то есть держится подальше от него, когда он появляется на виду, и не бывает там, где знают о нем. В этих стихах Иов описывает наихудших грешников, которые грешат сознательно против обличений совести, и поэтому добавляют непокорство к своему греху. Это те, которые грешат обдуманно, строя заговоры и придумывая средства, используя различное мастерство, чтобы скрыть свои преступления, наивно воображая, что если они могут скрыться от глаза людей, то будут в безопасности, но забывая, что нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие от Божьего ока (Иов 34:22). В этом отрывке Иов выделяет три разновидности грешников, избегающих света:
(1) Убийцы (ст. 14). Они встают с рассветом, как только начинается день, чтобы убить бедных путников, проснувшихся рано и отправившихся в путь по делу, на базар, взяв с собой немного денег или вещей; и хотя они имеют так мало, что их можно назвать бедными и нуждающимися, ибо им приходится много трудиться, чтобы заработать на жизнь продажей, но чтобы отобрать это немногое, убийца готов отнять у них жизнь и подвергнуть опасности свою; он лучше сыграет эту маленькую игру, чем не будет играть вообще; более того, он убивает, чтобы убить, и жаждет ради крови, а не ради добычи. Посмотрите, какие усилия и старания прилагает нечестивец, чтобы осуществить свои нечестивые планы, и пусть это зрелище пристыдит нас за пренебрежение и невнимательность при совершении добрых дел. Негодяи встают ночью, чтобы убить ради денег; так неужели ты не встанешь, чтобы защитить себя?
(2) Прелюбодеи. Глаза, исполненные любострастия (2Пет 2:14), нечистые и развратные, ждут сумерков (ст. 15). Того же ждут глаза прелюбодеев (Притч 7:9). Прелюбодей прячет свою голову от стыда. Сами грешники, даже самые дерзкие, делают все возможное, чтобы скрыть свой грех: si поп caste, tarnen caute если не целомудренно, то заботливо; и в конце концов они прилагают отчаянные усилия, чтобы избавиться от порицания, ибо этот грех является и всегда будет делом, которое они делают тайно по котором стыдно и говорить (Еф 5:12). Прелюбодеяние также прячет свою голову из страха, зная, что ревность это ярость мужа, который не пощадит в день мщения (Притч 6:24−25). Посмотрите, какие усилия прилагают заботящиеся о своей плоти, чтобы удовлетворить ее похоти: усилия, чтобы совершить, затем чтобы скрыть то, что в конце приведет к смерти и аду. Меньших усилий хватило бы, чтобы умертвить и распять плоть, что в конце приведет на небеса к вечной жизни. Пусть грешник изменит свое сердце и тогда ему не придется скрывать свое лицо; он сможет поднять его незапятнанным.
3. Грабители домов (ст. 16). Они днем замечают для себя дома: запоминают улицу, где находится дом, с какой стороны проще проникнуть в него, а затем ночью подкапываются, чтобы пробраться внутрь и то ли убить, то ли украсть, то ли совершить прелюбодеяние. Ночь благоприятна для нападения и делает защиту более трудной, ибо хозяин дома не ведает, в который час придет вор, и поэтому спит (Лк 12:39); он сам и его семья подвергаются опасности. В связи с этим наш закон делает ночную кражу со взломом с преступными намерениями уголовным преступлением, которое рассматривает светский суд. И наконец, Иов обращает внимание (и, возможно, отмечает как частичное, хотя и тайное, наказание в нынешнее время для таких грешников), что они пребывает в постоянном страхе быть раскрытыми (ст. 17): «Для них утро смертная тень». Дневной свет, который приветствуют честные люди, вызывает ужас у нечестивцев. Они проклинают солнце, но не как марокканцы, потому что оно обжигает, а потому что оно разоблачает их. Если кто-то узнает их, то совесть открыто набрасывается на них, и они готовы стать собственными обличителями, ибо они знакомы с ужасами смертной тени. Стыд вошел с грехом, и в конце он будет вечным стыдом. Посмотрите на бедственное положение грешников: они подвержены постоянным страхам; они видят свое безрассудство, боятся попасть на глаза людям, но не боятся ока Божьего, которое постоянно взирает на них; они не боятся совершать этот грех, хотя боятся, чтобы об этом узнали.
Стихи 18−25. В заключение своей речи Иов:
I. Приводит еще несколько примеров беззаконий, совершаемых жестокими и кровожадными людьми.
1. Одни становятся пиратами и грабят людей в море. Именно к этому примеру многие образованные толкователи относят выражения (ст. 18): «Легок такой на поверхности воды». Капитан капера выбирает самые быстроходные корабли. На этих стремительных судах пираты плавают от одного канала к другому в поисках добычи; и это ремесло приносит им так много богатства, что проклята часть их на земле, и не смотрят они на дорогу садов виноградных, то есть (как поясняет это место епископ Патрик) презирают труд тех, кто возделывает землю и разводит виноградники, считая его ничтожным и неприбыльным. Но некоторые считают, что данный стих описывает поведение грешников, боящихся света: если они будут раскрыты, то постараются поскорее скрыться, но прятаться будут не в винограднике из страха быть обнаруженными, а в некой проклятой части уединенном, удаленном месте, где их никто не будет искать.
2. Некоторые обижают людей, попавших в беду, и добавляют страданий страждущим. Бесплодие считалось большим позором, и страдающие от этого наказания подвергались упрекам, как Анна со стороны Феннаны, пытавшейся досадить ей и огорчить, и это было жестоко с ее стороны. Таковые угнетают бездетную, не рождавшую (ст. 21), у которой нет детей; таким образом она не имеет стрел, которые другие имеют в своем колчане, что дает им возможность говорить с врагами в воротах (Пс 126:5). Нечестивцы используют это преимущество и угнетают их. Сироты и бездетные в некотором смысле беспомощны. По той же причине жестоко обижать вдову, которой мы должны помогать; а если мы не делаем добро, когда можем, то причиняем зло.
3. Есть такие, которые, привыкнув к жестокости, становятся чрезмерно яростными — ужасом на земле живых (ст. 22): «Он и сильных увлекает своею силою в сеть; даже великие не могут устоять перед ним, когда у него приступ ярости. Он встает во гневе и наносит удары с такой яростью, что никто не уверен за жизнь свою, так и он не уверен в своей, ибо руки его на всех, и руки всех на него» (Быт 16:12). Можно удивиться, как человек получает удовольствие, заставляя всех окружающих бояться его, но, тем не менее, есть и таковые.
II. Он показывает, что эти дерзкие грешники процветают, какое-то время живут беспечно, более того, часто заканчивают дни свои в мире, как Измаил, которой хотя и имел такой характер, как здесь описан, но жил и умер пред лицом всех братьев своих (Быт 16:12; Быт 25:18). Об этих грешниках здесь сказано:
(1) Что Бог дает им все для безопасности (ст. 23). Кажется, что они находятся под особой защитой Божественного провидения; и можно удивиться, как им удается на протяжении всей жизни избегать многие опасности, которым они сами подвергают себя.
(2) Что они опираются на это, то есть полагаются, что этого достаточно для оправдания их насилия. Так как не скоро совершается суд над худыми делами, то они думают, что в этом нет большого зла, что Бог не гневается на них и никогда не призовет к ответу. Процветание является их защитой.
(3) Что на какое-то время они поднялись высоко. Кажется, что они любимцы небес, и они оценивают себя как наиболее значимые фигуры на земле. Они добились славы, им не грозит (как им кажется) опасность, и они вознеслись в гордости своего духа.
(4) Что, наконец, они покидают этот мир очень тихо и спокойно, без видимого позора или страха. «Они сходят в могилу так же легко, как тающий снег проникает в сухую землю, когда тает на солнце», так поясняет эту мысль епископ Патрик (ст. 19). Так же он пересказывает ст. 20 и далее: «Пусть забудет его утроба матери...». «Бог не отмечает таковых особыми признаками Своего недовольства, помимо того, что мать скоро забудет его. Рука правосудия не повесит его на виселице, чтобы им питались птицы; он сойдет в могилу, как другие люди, чтобы стать лакомой пищей для червей. Там он будет лежать тихо, и ни он сам, ни его нечестивость не будут больше вспоминаться, как дерево, разрубленное в щепки». Они падают и умирают, как и все (ст. 24), то есть скрываются в своих могилах, как все другие люди; более того, они умирают легко (без мучительных болей, которые приходится терпеть другим), как верхушки колосьев срезываются вашей рукой. Сравните эти стихи с наблюдениями Соломона (Еккл 8:10): «Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе».
III. Тем не менее он предвидит их падение, и смерть будет их погибелью, хотя они умрут в покое и славе. Очи Бога видят пути их (ст. 23). Хотя Он хранит молчание и, похоже, смотрит на них сквозь пальцы, но обращает внимание и ведет подсчет их беззакониям; вскоре Он покажет их самые тайные грехи, хотя им казалось, что ничей глаз не видит их (ст. 15), и они поймут, что были под Его бдительным оком и будут вновь призваны к отчету. Здесь ничего не говорится о наказании грешников в ином мире, но подразумевается и обращается особое внимание на последствия их смерти.
1. Хотя тела всех людей в могиле подвергнутся тлению, но для них это будет наказанием за грехи. Преисподняя поглотит грешников, эта земля тьмы станет участью тех, кто любил тьму больше, чем свет. Тела, которые чрезмерно баловали, станут лакомой пищей для червей, которые будут поглощать их с таким удовольствием, с каким те поглощали удовольствия и прибыль, добытую с помощью греха.
2. Хотя они думали сделать свое имя великим за счет богатства, силы и значительных достижений, но погибла память их с ними (Пс 9:7). После смерти не останется памяти о том, о ком говорили так много; имя нечестивых омерзеет (Притч 10:7). Кто не осмеливался дать ему справедливую характеристику, пока он жил, не пощадит его после смерти; в результате утроба, родившая его, его собственная мать, забудет его, то есть буцет избегать воспоминаний о нем, считая, что тем самым оказывает ему величайшую милость, раз ничего хорошего нельзя сказать о нем. Слава, добытая с помощью греха, скоро обратится в позор.
3. Нечестие, которое, как им казалось, утвердилось в их семье, сломится, как дерево; все их нечестивые планы сорвутся, а нечестивые надежды разрушатся и будут погребены с ними.
4. Их гордость будет сокрушена и погребена во прахе (ст. 24); из милости к этому миру Бог уберет их с пути, а их сила и процветание будут уничтожены. Вы сможете поискать их, но не найдете. Иов признает, что в конце жизни нечестивцы будут выглядеть жалкими, но жалкими по ту сторону смерти, и полностью отвергает утверждения своих друзей, что они обычно становятся презренными в этой жизни.
IV. В заключение своей речи он смело призывает всех присутствующих опровергнуть сказанное им, если они смогут (ст. 25): «Если это не так, как я заявил, и если из этого не следует, что я несправедливо осужден и порицаем, то пусть несогласные с моим мнением докажут, что мои слова (1) ложь; в таком случае они докажут, что я лжец.
(2) Не относятся к делу, и тогда они докажут, что моя речь несерьезная и ничего не стоит». Безусловно, ложь ничего не стоит; разве может благочестие пребывать там, где нет истины? А говорящим слова истины и трезвого благочестия не следует бояться, что их слова будут проверены; они могут смело подвергать их исследованию, как Иов в данной ситуации.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 24 глава