В данной главе приводится ответ Иова на речь Софара, в которой он меньше жалуется на свои беды, чем в предыдущих рассуждениях, увидев, что друзья не были тронуты его жалобами и не стали сочувствовать ему. Он подходит ближе к основному вопросу, из-за которого между ними возник спор. Друзья утверждали, что внешнее процветание и его продолжительность были знаком истинной Церкви и ее истинных членов, в то время как прекращения процветания человека достаточно, чтобы доказать, что он является лицемером, хотя никакие другие факты не свидетельствуют об этом; Иов отвергал эту точку зрения.
I. Его вступление должно было тронуть их и привлечь внимание (ст. 1−6).
II. Его речь должна была убедить их в ошибочности собственного мнения и побудить исправить ошибку. Он признает, что иногда Бог подвешивает нечестивца словно в цепях in terrorem — чтобы напугать других некими видимыми поразительными судами в этой жизни, но он отрицает, что Бог всегда так делает; более того, Иов придерживается той точки зрения, что обычно Он поступает по-другому, позволяя наихудшим грешникам наслаждаться в течение всех дней своей жизни процветанием и покинуть этот мир без каких-либо видимых знаков Его гнева, пребывающего на них.
1. Он описывает великое процветание нечестивцев (ст. 7−13).
2. Он показывает их великую нечестивость, в которой они ожесточаются из-за своего процветания (ст. 14−16).
3. Он предсказывает их гибель в конце жизни, но после долгой отсрочки (ст. 17−21).
4. Он обращает внимание на великое многообразие путей Божьего провидения по отношению даже к плохим людям (ст. 22−26).
5. Он опровергает основание их суровых обвинений в его адрес, показывая, что уничтожение нечестивых хранится для иного мира и что в этом мире им часто удается его избежать до самого конца (ст. 27 до конца). В этом Иов был убедителен и прав.
Стихи 1−6. В данных стихах Иов говорит о себе: о своей ситуации и страданиях, пытаясь вызвать жалость и сочувствие у друзей.
1. Он просит их лишь о том, чтобы они позволили ему говорить (ст. 3) и не прерывали, как Софар, посреди речи. Проигравшим прежде всего следует позволить говорить, ибо, запрещая обвиняемым и порицаемым людям говорить, их лишают средств защиты и возможности оправдать себя. Он просит, чтобы они внимательно выслушали его (ст. 2), как делают люди, когда хотят понять суть вопроса, и, увидев, что ошибаются, готовы исправить свою ошибку; он просит, чтобы они посмотрели на него (ст. 5), ибо люди могут не только не слушать, а быть невнимательными и не следить за разговором.
2. То, к чему он побуждает, весьма благоразумно.
(1) Они пришли утешить его. «Нет, говорит Иов, да будет это вашим утешением (ст. 2, англ. пер.); если у вас нет других утешений, чтобы помочь мне, то не откажите мне хотя бы в этом; будьте настолько добры и справедливы, чтобы терпеливо выслушать меня, и это послужит мне вместо вашего утешения». Более того, они не узнают, как утешить его, если не дадут ему возможность рассказать о своей ситуации. Или эти слова следует понимать так: «Размышляя, вы получите утешение, если будете обращаться чутко со своим страдающим другом, а не жестоко».
(2) Он выслушает их, когда настанет их очередь говорить. «После того, как я отвечу, вы сможете продолжить свои рассуждения; я не буду препятствовать вам, даже если вы будете смеяться надо мною». Кто участвует в споре, тот должен быть готов услышать от противников обидные слова и принять решение терпеливо воспринять их, ибо чаще всего тот, кто высмеивает других, будет продолжать высмеивать их, несмотря на то, что ему отвечают.
(3) Он надеялся обличить их. «Внимательно выслушайте меня и можете продолжать насмехаться надо мною, если сможете; но я думаю, что мои слова изменят ваше поведение, что вы пожалеете меня и не будете смеяться».
(4) Они не были его судьями (ст. 4): «Разве к человеку речь моя! Нет смысла жаловаться человеку. Я жалуюсь Богу, к Нему я взываю. Пусть Он будет Судьей между вами и мною. Перед Ним мы стоим на равных условиях, и поэтому я имею право быть выслушанным так же, как и вы. Если бы я жаловался людям, то мой дух огорчился бы, ибо они не выслушали и не поняли меня. Поэтому я жалуюсь Богу, Который позволит мне говорить, даже если вы нет». Было бы печально, если бы Бог обращался с нами так же недоброжелательно, как иногда ведут себя наши друзья.
(5) В его ситуации было нечто поразительное и удивительное, и поэтому она требовала и заслуживала серьезного рассмотрения. Случай был необычный и весьма неординарный.
[1] Он сам был удивлен бедами, которые Бог возложил на него, и осуждениями друзей в свой адрес (ст. 6): «Лишь только я вспомню тот ужасный день, когда я лишился всех своих утешений и меня поразили болезненные нарывы, лишь только вспомню все жестокие слова, которыми вы огорчали меня, то содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое, особенно когда я сравню свое нынешнее состояние с процветающим положением многих нечестивцев и похвалу в их адрес от соседей, которая несется по всему миру». Отметьте: провидения Божьи, управляющие миром, иногда очень удивляют даже мудрых и благочестивых людей и приводят их в недоумение.
[2] Он хочет, чтобы его друзья тоже удивились этому (ст. 5): «Посмотрите на меня и ужаснитесь. Вместо того чтобы истолковывать мои беды, ужаснитесь и изумитесь неизреченным тайнам Провидения, поражающего того, в ком нет зла. Поэтому положите перст на уста и молчаливо ожидайте исхода событий; не судите ни о чем раньше времени. Путь Бога в море, и стезя Его в водах великих». Когда мы не можем объяснить, почему Он так поступает: позволяя нечестивым процветать, а благочестивым страдать, когда мы не можем постичь глубину Его действий, то нам следует сесть и восхититься ими. Изумятся о сем праведные (Иов 17:8), поступайте так же и вы.
Стихи 7−16. Все три друга Иова во время своих последних выступлений особо тщательно описывали бедственное положение нечестивца в этом мире. «Правда, говорит Иов, иногда поразительные суды обрушиваются на отъявленных грешников, но не всегда, ибо у нас есть много примеров великого и длительного процветания людей, которые явно и открыто согрешают; хотя процветание лишь ожесточает их в нечестии, но при этом им позволено процветать дальше».
I. В данных стихах он во всей полноте описывает их процветание. «Если правда то, что вы говорите, то скажите мне: ”Почему беззаконные живут?”» (ст. 7).
1. Этот факт считают доказанным, ибо примеры тому мы видим каждый день.
(1) Они живут, и удары божественного мщения не поражают их внезапно. Продолжают говорить те, кто открыл свои уста против небес. Продолжают действовать те, кто простер свою руку против Бога. Они не только живут (т.е. им дана отсрочка), а живут в процветании (1Цар 25:6, англ. пер.); более того, они достигают старости, имеют славу, удовлетворение и привилегию жить долго достаточно долго, чтобы умножить семью и имущество. В Библии мы читаем о столетнем грешнике (Ис 65:20). Но это не все.
(3) Они крепки силами и достигают высокого положения, им вверяют власть; они не только становятся важными персонами, но и руководят. Vivit imo, et in senatum venit Он не только жив, но и появляется в сенате. Почему же так получается? Отметьте: стоит поинтересоваться причиной внешнего процветания нечестивцев. Они процветают не потому, что Бог оставил землю, не потому, что Он не видит, смотрит сквозь пальцы или не может наказать их нечестие, а потому, что не наполнилась еще мера их беззакония. Сейчас еще день терпения Бога, и тем или иным образом Он использует их самих и их процветание для достижения собственных целей, пока они созревают для гибели. Но главная причина заключается в том, что Он хочет показать, что существует другой мир мир воздаяния, а не этот.
2. Процветание нечестивых здесь описывается:
(1) Полным и совершенным.
[1] Они умножаются, их семьи укрепляются, и они получают удовлетворение, видя все это (ст. 8): «Дети их с ними пред лицом их». Это утверждение стоит на первом месте, ибо данный факт радует и открывает приятную перспективу.
[2] Они спокойны и беспечны (ст. 9). В то время как Софар говорил о постоянных страхах и ужасах, одолевающих их, Иов утверждает, что домы их безопасны от несчастья и страха перед ним (ст. 9); более того, они настолько далеки от убийственных ударов меча Божьего и стрел, что не ощущают жезла Божьего над ними.
[3] Они богаты и процветают в своих имениях. Иов приводит лишь один пример, подтверждающий этот факт (ст. 10). Их скот умножается и не доставляет им огорчений; коровы не рождают телят раньше времени, и их становится больше. Писание говорит об этом (Исх 23:26; Втор 7:14).
[4] Они веселы, их жизнь наполнена радостью (ст. 11−12): «Выпускают они малюток своих среди соседей, как стадо, в огромном количестве, чтобы порадовать себя». Они устраивают танцы и музыкальные вечера, на которых дети их танцуют (в англ. пер.). Танцы наилучшее занятие для детей, не знающих, чем занять себя, чья невинность ограждает их от зла, обычно сопутствующего такой ситуации. Хотя их родители не настолько молоды и резвы, чтобы танцевать самим, тем не менее они восклицают под звуки тимпана и цитры, они играют на музыкальных инструментах, а их дети танцуют под эту музыку, ибо не знают скорби, которая побудила бы их отложить инструменты и удалила бы радость из их сердец. Некоторые обращают внимание, что этот пример свидетельствует не только об их процветании, но и об их суетности. Никто из них не заботился о своих детях, как Авраам, который учил их ходить путем Господним (Быт 18:19). Их дети не молились, не читали катехизис, а танцевали, пели и веселились при звуках свирели. Чувственные удовольствия являются главным наслаждением плотских людей, а каковы люди сами по себе, такими они воспитывают и своих детей.
(2) Длительным и постоянным (ст. 13): «Они проводят дни свои, все свои дни, в богатстве (в англ. пер.) и веселье и не знают, что такое нужда и печаль». А в конце жизни без каких-либо тревог, пугающих их, без мук и страданий они мгновенно нисходят в преисподнюю, и ничего не связывает их со смертью. Если бы после этой жизни не было другой, то самой желанной была бы смерть от быстрого удара. Так как нам придется сойти в могилу и это будет нашим следующим путешествием, то нам следовало бы желать сойти туда мгновенно проглотить горькую пилюлю, а не разжевывать ее.
II. Он показывает, как они злоупотребляют процветанием, за счет его укрепляются и ожесточаются в своем нечестии (ст. 14−15).
1. Золото и серебро служит им для того, чтобы закалить и ожесточить их: сделать более высокомерными и дерзкими в нечестии. Иов упоминает об этом, возможно, (1) чтобы усилить впечатление. Странно, что нечестивые люди могут процветать подобным образом, особенно те, которые достигли вершин порочности, грешат открыто и бросают вызов самому Богу, говоря Ему в лицо, что не боятся Его. Более того, странно, что их процветание длительно, ибо за счет его они укрепляются в своей оппозиции к Богу; с помощью этого оружия они сражаются против Него, но при этом не становятся безоружными. Или (2) чтобы уменьшить впечатление. Бог позволил им процветать, но мы не должны удивляться этому, ибо процветание глупцов погубит их, ожесточая во грехе (Притч 1:32; Ис 72:7−9).
2. Посмотрите, как легкомысленно процветающие грешники относятся к Богу и религии, словно, раз они так много имеют в этом мире, им не нужно думать о другом.
(1) Посмотрите, с каким пренебрежением они относятся к Богу и религии: они оставили Его и выбросили из своих мыслей.
[1] Они боятся присутствия Бога и говорят Ему. «Отойди от нас, мы не желаем испытывать беспокойство от осознания того, что на нас пребывает глаз Бога, и позволять страху перед Ним обуздывать нас». Или они велели Ему отойти, ибо не нуждались в Нем, и Он не нужен был им. Мир та часть, которую они избрали, с которой сроднились, считая себя счастливыми в нем; пока у них есть мир, они могут жить без Бога. Поэтому и Бог справедливо скажет: «Идите от Меня» (Мф 25:41) тем, кто велел Ему отойти; теперь Он поступит с ними по слову их.
[2] Они боятся узнать Бога и Его волю, узнать о своем долге перед Ним и говорят: «Не хотим мы знать путей Твоих». Кто принял решение не ходить путями Божьими, тот не желает знать их, потому что это знание будет постоянно порицать их за непослушание (Ин 3:19).
(2) Посмотрите, как они выступают против Бога и религии (ст. 15): «Что Вседержитель?» Странно, что творения могут говорить так высокомерно, что разумные творения могут говорить так глупо и безрассудно. Религия притягивает и удерживает нас двумя крепкими узами: долгом и выгодой; и в данной ситуации они пытаются развести их в разные стороны.
[1] Процветающие нечестивцы не желают верить, что их долг быть религиозными, говоря: «Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему?» Похожие слова говорил фараон: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его!» Обратите внимание, во-первых, насколько пренебрежительно они говорят о Боге: «Что Вседержитель?», словно это пустой звук или пустое место, или личность, с которой они не имеют ничего общего. Во-вторых, как презрительно они говорят о религии. Они называют ее служением, имея в виду трудное служение. Они думают, что недостаточно иметь открытое общение с Всевышним, а необходимо служить Ему, считая это служение трудной и утомительной задачей. В-третьих, как возвышенно они говорят о себе: «...чтобы нам служить Ему; мы богаты и обладаем большой властью, так почему мы должны подчиняться и отчитываться перед Ним? Нет, мы сами себе господа» (Иер 2:31).
[2] Они не верят, что им выгодно быть религиозными: «Что пользы прибегать к Нему!» Они могут приобрести весь мир, и поэтому пренебрегают мудростью торговли, полагая, что благодаря этому ничего нельзя приобрести. Тщетно служение Богу (Мал 3:13−14). Молитвами невозможно уплатить долги или выделить долю детям; более того, возможно, благочестивый образ жизни будет препятствовать продвижению человека в обществе и приведет к потерям; и что тогда? Но неужели ничего больше нельзя назвать пользой, кроме богатства и славы этого мира? Если мы приобретем благоволение Бога, духовные и вечные благословения, то у нас нет повода жаловаться, что из-за религии мы что-то потеряли. Но если мы не получаем пользы от молитв, то это наша собственная ошибка (Ис 58:3−4); это потому что мы просим не на добро (Иак 4:3). Сама по себе религия не пустая вещь; если бы так, то и тогда у нас был бы повод благодарить себя за то, что мы пребываем в покое (Иак 1:26).
III. На основании этих примеров он показывает их безрассудство и решительно отказывается согласиться с ними (ст. 16): «Видишь, счастье их не от их рук», то есть они добыли его не без помощи Бога и поэтому поступают неблагодарно, оказывая Ему пренебрежение. Они добыли богатство не своим могуществом и силой руки своей и поэтому должны помнить Бога, давшего его. Они также не смогут удержать его без помощи Бога и поэтому поступают безрассудно и вопреки собственным интересам, веля Ему отойти. Некоторые так понимают эти слова: «Их добро хранится в амбарах и мешках; они накапливают его там; оно не находится в их руках, чтобы с его помощью делать добро другим; тогда зачем оно нужно?» «Поэтому, говорит Иов, совет нечестивых далек от меня. Не дай Бог, чтобы я думал, как они, поступал, как они, и взял свою меру у них. Последующие за ними одобряют мнение их, хотя путь их есть безумие (Пс 48:14); но я знаю лучшие истины и не собираюсь жить по их советам».
Стихи 17−26. Иов подробно описал процветание нечестивых людей, а теперь в данных стихах:
I. Он противопоставляет им сказанное мнению своих друзей относительно неизбежной гибели нечестивца в этой жизни. «Скажите, часто ли вы видели, что угасает светильник беззаконных? Разве не часто вы были свидетелями тому, как он догорает до подножия, пока полностью не иссякнет (ст. 17)? Часто ли вы видели, чтобы находила на них беда или Бог давал им в удел страдания во гневе Своем? Разве не видели вы, как часто они веселятся и процветание их длительное?» Похоже, можно привести много примеров, когда отъявленные грешники заканчивают свою жизнь в богатстве, равно как и в бедствии; этих наблюдений достаточно, чтобы опровергнуть аргументы друзей, выдвинутые против Иова, и показать, что о характере человека нельзя судить по внешним условиям его проживания.
II. Он согласовывает эти факты со святостью и справедливостью Бога. Хотя нечестивые люди процветают во все дни жизни своей, но на этом основании не следует делать вывод о том, что Бог оставит их беззаконие ненаказанным.
1. Даже в период своего процветания они похожи на соломинку и плеву, уносимую вихрем (ст. 18). Они легки и бесполезны; они не пользуются авторитетом ни у Бога, ни у мудрых и благочестивых людей. Они созрели для гибели и постоянно подвергаются опасности погибнуть; даже когда находятся на вершине богатства и власти, между ними и гибелью всего лишь один шаг.
2. Хотя они прожили жизнь в богатстве, но Бог бережет для детей его несчастье его (ст. 19), и Он посетит их потомков, когда родители уйдут. Угнетатель откладывает богатство для своих детей, чтобы сделать их людьми знатными, а Бог откладывает для них его беззакония, чтобы сделать их нищими. Он ведет точный подсчет грехам отцов, запечатывает их в Своих хранилищах (Втор 32:34) и справедливо наказывает детей, когда богатство, к которому прилепилось проклятие, оказывается в их руках.
3. Хотя они процветают в этом мире, но им придется расплачиваться в другом. В конце жизни Бог воздаст ему по делам его (ст. 19), хотя приговор, вынесенный ему за его злые дела, не совершается немедленно. Возможно, в то время он не боялся грядущего гнева и ублажал себя надеждой, что будет иметь мир даже после ухода; но ему придется прочувствовать его в день явления праведного суда Божьего. Он познает его (ст. 20): «Глаза его увидят несчастье его, которому он отказывался верить». Они не видали, но увидят (Ис 26:11). Глаза, которые добровольно закрывались, чтобы не видеть благодать Бога, откроются, чтобы увидеть Его истребление. Он выпьет от гнева Вседержителя; такова будет его участь (ср. Пс 10:6 с Откр 14:10). Здесь бедственное положение осужденных грешников представлено в нескольких словах, но они вызывают ужас. Нечестивцы подвергаются гневу Всемогущего Бога, Который их истреблением демонстрирует Свой гнев и дает познать Свою силу; и если именно таким будет его положение в ином мире, то что хорошего он получит от своего процветания в этом мире? Какая ему забота до дома своего после него? (ст. 21). Наш Спаситель показал, как мало удовольствия богач имел в аду от своего дома, оставшегося после него: когда вспоминания о благах, полученных при земной жизни, не могли остудить его язык, а лишь добавляли ему страданий, равно как и печаль о пятерых братьях, которых он оставил в доме после себя, ибо они последуют за ним в это место мучений (Лк 16:25−28). Так мало выгоды от мира получат те, кто потерял собственную душу.
III. Различие, проводимое Провидением между одним и другим нечестивцем, Иов приписывает мудрости и всемогуществу Бога (ст. 22): «Бога ли учить мудрости?» Неужели мы осмелимся предъявить обвинения Богу и осуждать Его поступки? Неужели мы решимся указывать Богу, как Он должен руководить миром, какого грешника следует наказать, а какого — пощадить? Он обладает властью и возможностью судить горних. Ангелы на небесах, владыки земные и гражданские власти подотчетны Богу, и им придется принять от Него свой приговор. Он руководит ими, как Ему угодно. Так неужели Он должен отчитываться перед нами или принимать наши советы? Он — Судья всей земли, и нет сомнений в том, что Он поступит правильно (Быт 18:25; Рим 3:6), а те проявления Его провидения, которые, как нам кажется, противоречат друг другу, не только согласуются, но и совместно служат для осуществления Его планов. Незначительное отличие между смертью нечестивых людей, когда один из них умирает в нищете и страданиях (хотя оба они после смерти встретятся в аду), Иов иллюстрирует на примере незначительного отличия между смертью одного, умершего внезапно, и другого, умершего медленно, которые все равно вскоре встретятся в могиле. Между временем и вечностью настолько огромная диспропорция, что если ад будет конечной участью всех грешников, то совсем незначительна разница в том, что один отправляется туда воспевая, а другой вздыхая. Посмотрите:
1. В каких различных обстоятельствах умирают люди. Как мы говорим, есть много путей, ведущих в мир, но только один выход из него; но как рождение ребенка для одних — быстрый и нетрудный процесс, в то время как для других — трудный и мучительный, так и смерть для одних более ужасна, чем для других; а так как смерть тела — это рождение души для иного мира, то предсмертные страдания вполне уместно можно сравнить с родовыми мучениями. Обратите внимание на различие:
(1) Один умирает внезапно, в самой полноте сил своих, он не ослаблен возрастом или болезнями (ст. 23), совершенно спокойный и мирный, даже не осознает приближения смерти и не боится ее; но так как внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом (ст. 24), раз он здоров и энергичен и имеет крепкое сложение (как тучная дойная корова), то такой человек рассчитывает прожить много лет в веселье и наслаждениях. Он предъявляет требования к жизни, но внезапно умирает от смертельного удара. Отметьте: очень часто смерть забирает людей, когда они в расцвете сил, пышут здоровьем и меньше всего ожидают смерти, думая, что наилучшим образом вооружены против смерти и способны не только остановить ее на расстоянии, но и бросить ей вызов. Поэтому давайте не будем самонадеянными, зная, что многие люди были здоровыми, но умерли в течение недели, одного дня, более того, одного часа, и, возможно, в одно мгновение. Так давайте всегда будем готовы.
(2) Другие умирают медленно, в нищете и страданиях (ст. 25), с душою огорченною, как бедный Иов в то время. Такой человек никогда не ел с удовольствием (англ. пер.), не имел аппетита к еде и не получал от нее удовольствия из-за болезни, возраста или печали. Какое же огромное основание быть благодарными имеют те, кто здоров и всегда ест с удовольствием! И как мало оснований жаловаться есть у тех, которые иногда не вкушают с наслаждением, раз они слышали о многих, никогда не имевших этого удовольствия!
2. Как незначительно это различие в могиле. Там встретятся богатый и бедный, здоровый и больной (ст. 26): они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их, который с большим удовольствием съест их. Подобным образом, если один нечестивец умирает во дворце, а второй — на помойке, то все равно они встретятся в собрании мертвых и проклятых, и червь, который не умирает, вместе с огнем неугасимым в равной степени будут иметь с ними дело; все это делает незначительными отличия, о которых не следует беспокоиться.
Стихи 27−34. В данных стихах:
I. Видя, что друзья продолжают придерживаться своего мнения, Иов выступает против него. Они утверждают, что нечестивые, как Иов в данной ситуации, обязательно должны подвергнуться видимой и поразительной гибели, что такая гибель ожидает только нечестивцев, и на этом основании осуждают его как нечестивого человека. «Знаю я ваши мысли, — говорит Иов (ст. 27), я знаю, что вы не согласны со мной, потому что ваши суждения основываются на неприязни и необъективности ко мне. Я также знаю ваши ухищрения, какие вы против меня сплетаете, — против моего утешения и чести. Как же можно убедить таких людей?» В ответ на речь Иова о процветании нечестивых его друзья готовы задать вопрос: «Где дом князя? (ст. 28). Где дом Иова или дом его старшего сына, где пиршествовали его дети? Поинтересуйтесь обстоятельствами семьи Иова и затем спросите: «Где шатер, в котором жили беззаконные?»; сравните ответы и вы увидите, что дом Иова находится в таком же затруднительном положении, что и дома тиранов и угнетателей, и на этом основании сделайте вывод, что он, несомненно, был таким же, как они.
II. Вопреки их суждениям, он излагает свое мнение и в подтверждение ему ссылается на мнение и наблюдения всего человечества. Он настолько уверен в своей правоте, что согласен в качестве примера рассмотреть ситуацию любого человека, проходящего мимо (ст. 29): «Разве вы не спрашивали у путешественников первых попавшихся людей, чтобы они ответили вам? Я не говорю, как Елифаз (Иов 5:1), чтобы вы обратились к святым; обратитесь к кому хотите к сынам человеческим, и вы увидите, что они придерживаются того же мнения, полагая, что наказание грешникам более предназначено для иного мира, а не для этого, согласно пророчеству Еноха, седьмого от Адама (Иуд 1:14). Неужели вы не знаете их примет (в англ. пер.) и этой истины, не знакомы с наблюдениями их провидений Бога относительно человечества в этом мире?»
1. Что же утверждает Иов в данных стихах? Две истины:
(1) Что нераскаявшиеся грешники обязательно будут наказаны в ином мире, и обычно их наказание откладывается до того времени.
(2) Поэтому мы не должны удивляться и считать странным, если они процветают в этом мире и видимым образом не подвергаются проявлениям гнева Божьего. Бог пощадил их теперь, потому что собирается наказать потом; делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки (Пс 91:8). Предполагается:
[1] Что грешник обладает большой властью и поэтому является не только ужасом на земле живых (Исх 32:27), но и ужасом для людей мудрых и благочестивых, которых держит в таком трепете, что никто не осмеливается представить ему перед лицом путь его (ст. 31). Никто не осмеливается обличить его, рассказать о нечестивом пути, по которому он идет, и о том, что ожидает его в конце; поэтому этот человек грешит самонадеянно, не познав стыда или страха. Процветание глупцов погубит их (англ. пер.), поставив (соответственно их самомнению) выше обличений, хотя лишь благодаря им они могли прийти к покаянию, которое могло бы предотвратить их гибель. Тот отмечен для гибели, кто оставлен в одиночестве грешить (Ос 4:17). И раз никто не осмеливается сказать ему в лицо о его пути, то тем более никто не осмелится воздать ему за его дела и заставить отдать несправедливо полученное. Он одна из тех больших мух, которым удается прорваться сквозь паутину закона, удерживающую маленьких. Эти дерзкие грешники на своих греховных путях запугивают справедливость и заставляют ее бояться иметь с ними дело. Но настанет день, когда расскажут об их ошибках тем, кто сейчас не желает слушать о них; тогда к их вечному смятению покажут их грехи и возвестят в лицо об их путях тем, кто не хотел, чтобы это было сделано здесь для их обличения; тогда тем, кто не желал возместить ущерб за причиненное ими зло, придется сделать это.
[2] Что грешник умрет и будет похоронен с помпезностью и величием (ст. 32−33). Нет иного выхода; он должен умереть; такова участь всех людей; но при этом будет сделано все возможное, чтобы избавиться от позора смерти. Во-первых, для него устроят роскошные похороны, но это вряд ли будет достойным поводом для гордости в перспективе; тем не менее для некоторых этот факт очень важен. И вот, его провожают ко гробам с великолепием; герольды воздают ему почести, а окружающие и друзья оказывают уважение его останкам. Умер богач, и похоронили его, но ничего не говорится о похоронах бедняка (Лк 16:22). Во-вторых, над ним поставят величественный памятник. На его могиле ставят стражу, то есть надгробие, на котором написано напыщенное восхваление. В английском переводе написано: «Он пребудет в могиле»; возможно, эти слова подразумевают, что его тело набальзамируют для сохранности; такие почести в древние времена египтяне воздавали знатным людям. «Он станет на стражу в могиле», (дословно), то есть будет пребывать там в тишине и уединении, как стражник на башне. В-третьих, «сладки для него глыбы долины». С помощью дорогих ароматов сделают все возможное, чтобы избавиться от тошнотворного запаха могилы, как с помощью светильников избавляются от тьмы; возможно, эти слова больше относятся к предыдущей фразе, где говорится, что он станет на стражу в могиле. Но это все насмешки; зачем свет и ароматы для мертвеца? В-четвертых, чтобы уменьшить унижение, сопутствующее смерти, сошлются на то, что такова обычная доля человека; он всего лишь покорился судьбе: за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа. Отметьте: смерть идет по всей земле; когда мы готовимся пересечь эту темную долину, то следует подумать, (1) что огромное количество людей прошло ее до нас; там находится протоптанная дорога, и это поможет нам побороть страх перед ней. Умереть значит — ire ad plures — присоединиться к большинству.
(2) Что всем людям придется последовать за нами. Перед нами протоптана широкая дорога, и за нами движется длинная вереница людей; мы не первые и не последние, кому предстоит пройти через эту темную долину. Каждый пойдет туда в свое время, которое определит Бог.
2. Из всего этого Иов делает вывод, что их речи неуместны (ст. 34).
(1) Их основание прогнило, и они строят на нем неверные гипотезы: «В ваших ответах остается одна ложь; сказанное вами не только не доказано, но и опровергнуто; ваши слова ложь, и вы не сможете ничего изменить».
(2) Поэтому их утверждения были слабыми и неубедительными: «Как же вы хотите утешать меня пустым? Все, сказанное вами, не принесло мне облегчения; вы говорите, что я опять буду процветать, если обращусь к Богу, но строите это утверждение на предположении, что процветание всегда венчает благочестие, а оно неверно; так как же ваши выводы могли утешить меня?» Отметьте: где нет истины, там не стоит ожидать утешения.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 21 глава