В данной главе:
(I) Иов жалуется на грубые осуждения в свой адрес со стороны друзей и, считая себя умирающим человеком (ст. 1), взывает к Богу и просит безотлагательно заступиться и оправдать его, ибо они причинили ему зло, а он сам не знает, как оправдаться перед ними (ст. 2−7). Он также надеется, что хотя его страдающее положение и вызовет изумление у благочестивых людей, но оно не будет для них камнем преткновения (ст. 8−9).
(II) Иов сомневается в тщетных надеждах, которыми они потчуют его, заверяя в том, что он еще увидит счастливые дни, и показывает, что дни его подходят к концу и скоро его тело вместе с надеждами будет похоронено в прахе (ст. 10−16). Друзья стали для него чужими людьми, а это сильно огорчало его; смерть и могила приблизились к нему, и это несколько утешило его.
Стихи 1−9. В данной главе рассуждения Иова становятся прерывистыми; он внезапно переходит от одной темы к другой, как обычно бывает с людьми в беде, но мы можем свести его слова к трем заголовкам:
I. Чтобы усугубить недоброжелательность своих друзей и оправдать собственные жалобы, бедный Иов описывает отчаянное положение, в котором сейчас оказался. Давайте посмотрим, каким оно было.
1. Он умирал (ст. 1). Ранее (Иов 16:22) он сказал: «Летам моим приходит конец, и скоро я отправлюсь в длительное путешествие», а в данной главе поправляет себя: «Почему я говорю о грядущих годах? Увы, я сейчас отправляюсь в это путешествие; я уже готов, и время моего ухода близко. Дыхание мое ослабело, или оборвалось; мой дух иссяк; я умираю». Каждому из нас полезно подобным образом считать себя умирающим человеком, особенно когда мы больны. Мы умираем, то есть (1) наша жизнь уходит, ибо дыхание жизни покидает нас. Оно постоянно выходит, ибо находится в ноздрях наших (Ис 2:22) у двери, через которую вошло (Быт 2:7); там оно пребывает на пороге, готовое покинуть нас. Возможно, болезнь Иова мешала ему дышать, а поверхностное дыхание вскоре может вообще прекратиться. Да будет Помазанник Господень дыханием нашей жизни; пусть дыхание духовной жизни войдет в нас, ибо оно никогда не подвергнется тлению.
(2) Наше время подошло к концу. Иов говорит: «Дни мои угасают, как свеча, которая постоянно горит и тает с момента, как ее впервые зажгли; она горит и постепенно растрачивает себя и может быть потушена в любой момент несчастным случаем». Такова жизнь, поэтому мы должны благоразумно использовать это время и тратить его таким образом, чтобы подготовить себя к вечности, которая никогда не закончится.
(3) Нас ожидают в нашем вечном доме. Иов говорит: «Гробы предо мною; гробы готовы для меня (в англ. пер.)». Но разве одного гроба недостаточно? Конечно, достаточно, но он говорит о гробницах своих отцов, к которым присоединится: «Гробы, в которых они лежат, готовы и для меня»; он имеет в виду общие могилы собрание умерших. Куда бы мы ни пошли, между нами и могилой всего лишь шаг. Что-то может быть не готово, но она всегда готова; эта постель быстро стелится. Но если могила готова для нас, то мы должны позаботиться, чтобы приготовиться для нее. Слова «гробы готовы для меня» (можно и так понимать) означают, что он не только ожидает смерти, но и желает ее. «Я закончил свои дела в этом мире и теперь желаю лишь могилы».
2. Иов стал презренным человеком (ст. 6): «Он (т.е. Елифаз, как считают некоторые, или, скорее, Бог, Которого Иов считает единственны м творцом своих бед) поставил меня притчею для народа темой для пересудов по всей стране, насмешкой для многих и зрелищем для всех, хотя раньше я был как тимпан (в англ. пер.), и всякий, кто хотел, мог играть на мне». Люди рассказывали о нем истории; его имя стало притчей на устах; даже сейчас говорят: «Несчастный, как Иов». «Он поставил меня притчею порицанием для людей, хотя раньше, во время своего процветания, я был как тимпан deliciae humani generis любимцем рода человеческого, которого все любили». Довольно часто тех, кого почитают в богатстве, презирают в бедности.
3. Иов стал мужем скорбей (ст. 7). Он плакал так много, что почти потерял зрение: «Помутилось от горести око мое». Подобным образом скорбь мира приносит тьму и смерть. Он так много скорбел, что почти лишился всей плоти и превратился в скелет: осталась лишь кожа да кости. «Все члены мои, как тень. Я стал несчастным и таким тощим, что меня нельзя назвать человеком, а лишь тенью человека».
II. Друзья Иова сурово обошлись с ним, когда на него обрушились бедствия. Они топтались по нему, оскорбляли, осуждали как лицемера из-за того, что он так сильно страдал. Как жестоко они поступали! Обратите внимание:
1. Как Иов описывает их поведение и как истолковывает их рассуждения в свой адрес.
(1) Они жестоко оскорбили его своими грязными порицаниями, ибо осуждали как нечестивого человека, справедливо подвергшегося наказанию и презрению (ст. 2). «Они насмешники, смеющиеся над моими бедствиями и оскорбляющие меня, потому что я так низко пал. Они смеются надо мною, оскорбляя в лицо и делая вид, что по-дружески навещают меня, а на самом деле хотят причинить мне зло. Я не могу избавиться от них; они постоянно разрывают меня на части; на них невозможно воздействовать увещеванием или призывом к состраданию, убедить, чтобы они предъявили обвинение».
(2) Они также оскорбляли его своими красивыми обещаниями, ибо тем самым лишь смеялись над ним. Иов причисляет их к людям (ст. 5), которые льстят своим друзьям. Все они приходят скорбеть с ним. Елифаз начал с того, что одобрительно отозвался о нем (Иов 4:3); и все они обещали ему, что он будет счастлив, если последует их совету. Но все слова друзей Иов считал лестью, которая должна была еще больше огорчить его. Он называет их рассуждения спорами (ст. 2). Они делали все возможное, чтобы огорчить и разгневать его, а затем осудить за недовольство; но Иов оправдывает себя тем, что око его пребывало спокойно (англ. пер.): оно не закрывалось и не отворачивалось от них. Следует отметить: недоброжелательность людей, которые попирают своих друзей, оказавшихся в беде, смеются и оскорбляют их, может исчерпать терпение даже Иова.
2. Как он осуждает их за это.
(1) Их поведение свидетельствовало о том, что Бог закрыл сердце их от разумения (ст. 4), что в данном вопросе они отупели и хваленая мудрость оставила их. Мудрость это дар от Бога, который Он дает одним и отнимает у других, дает в одно время и забирает в другое. Кто лишен сострадания, тот лишен и разумения. Если у человека нет чуткости, то можно сомневаться в том, что у него есть благоразумие.
(2) Их поведение будет для них вечным порицанием и умалением: «Поэтому Ты не дашь восторжествовать им». Безусловно, лишатся почестей те люди, чьи сердца закрыты от разумения». Если Бог лишает людей благоразумия, то Он унизит их. И безусловно, человеку, мало ознакомленному с методами Божественного провидения, не будет оказана честь разрешить это противоречие! Эта честь хранится для более благоразумного и имеющего лучший характер, каковым впоследствии оказался Елиуй.
(3) Их поведение навлечет проклятие на их семьи. Кто подобным образом сурово нарушает священные законы дружбы, тот не только сам справедливо лишится ее привилегий, но и его потомство: «У детей того глаза истаивают, и когда они обращаются за помощью и утешением к друзьям своих отцов, то смотрят в их сторону напрасно, как и я, и разочаруются в них так же, как я в вас». Отметьте: кто причиняет зло своим близким, тот причиняет своим детям зло, о котором даже не догадывается.
3. Иов взывает к Богу о своих друзьях (ст. 3): «Заступись, поручись за меня пред Собою!», то есть: «Заверь меня в том, что Ты услышал и взял мое дело в Свои руки; большего я не желаю. Пусть кто-нибудь побудит Бога заняться этим делом». Подобным образом и те, чьи сердца не осуждают их, могут смело обращаться к Богу, с верой и смирением дерзко приступать к Нему с просьбой исследовать их дело и испытать их. Некоторые считают, что в данном месте Иов взирает на ходатайство Христа, ибо говорит о заступнике перед Богом, без Которого он не осмеливается предстать и изложить свое дело перед Ним, ибо хотя обвинения друзей были абсолютно ложными, но он мог оправдать себя перед Богом только через посредника. Ссылка в английском переводе так представляет этот стих: «Назначь, я молю, моего заступника перед Собою Хрииста, Который пребывает с Тобой на небесах и решил быть моим поручителем. Пусть Он заступится, иначе кто поручится за меня?»; то есть: «Тогда кто осмелится соперничать со мною; кто сможет предъявить мне обвинение, если Христос мой заступник?» (см. Рим 8:32−33). Христос является Поручителем лучшего завета (Евр 7:22); Бог назначил Его быть им, и если Он заступается за нас, то нам не нужно бояться, когда кто-то выступает против нас.
III. Каким образом праведники должны правильно использовать пример страданий Иова, допущенных Богом, поведение его врагов и друзей (ст. 8−9). Обратите внимание:
1. Как описаны святые.
(1) Это праведные, честные и искренние люди, поступающие соответственно определенным принципам. Таким был характер Иова (Иов 1:1), и, возможно, он говорит о таких праведниках, потому что был хорошо знаком и общался с ними.
(2) Это люди невинные, но не в совершенстве, а в своей цели, к которой они стремятся. Искренность это евангельская невинность; о праведных сказано, что они удержаны от великого развращения (Пс 18:14).
(3) Праведные те, которые идут путем правды.
(4) Они имеют чистые руки, хранят себя чистыми от великих осквернений греха и если оказываются запятнанными слабостями, то омывают в невинности руки свои (Пс 25:6).
2. Как на них должны воздействовать описания бедствий Иова. Нет сомнений, о нем можно задать много вопросов и каждый хотел бы поговорить о нем и его ситуации; но какую пользу благочестивые люди могут извлечь из этого?
(1) Это изумит их: «Изумятся о сем праведные»; они удивятся, что такой благочестивый человек, как Иов, сильно страдает телесно, что пострадало его имя и имущество, что Бог положил на него Свою тяжелую руку; они удивятся, что друзья, которые должны бы утешить его, добавили ему скорби, что такому выдающемуся святому приходится так сильно страдать и что такой полезный человек отодвинут в сторону в расцвете лет. Что же они скажут на это? Хотя праведные люди в общем удовлетворены тем, что Бог мудр и свят во всем, что делает, тем не менее они не могут не изумиться божественным провидением, неожиданные проявления которого не будут раскрыты, пока не свершится тайна Божья.
(2) Ситуация Иова вдохновит их. Вместо того чтобы охладеть в служении Богу из-за жестокого обращения, с которым столкнулся верный раб Божий, они ободрятся и решат постоянно служить Ему. То, что беспокоило святого Павла (1Фес 3:3), беспокоило и Иова: чтобы страдания не оттолкнули ни одного человека от святости и его утешений и чтобы никто из-за этого не стал думать хуже о путях или деле Божьем. То, что утешало святого Павла, утешало и Иова: братья в Господе ободрились узами его (Флп 1:14). Это вдохновит их:
[1] противостать греху, а также порочным и губительным выводам, которые злые люди извлекают из страданий Иова, говоря, что Бог оставил землю, что бессмысленно служить Ему и т.п. Невинный вознегодует на лицемера, откажется слушать его басни (Откр 2:2), восстанет против него лицом к лицу, ободрит себя исследовать значение этих провидений и изучить эти сложные главы, чтобы быть готовым ответить, побудит себя поддержать справедливое дело религии и выступить против несправедливого дела ее оппонентов. Отметьте: дерзкие атаки мирских людей на религию должны заострить смелость и решимость ее друзей и заступников. Пришло время ободриться, когда в воротах стана прозвучал призыв: «Кто Господень, ко мне!» Когда зло наглеет, то у добродетели нет времени прятаться даже из страха.
[2] Остаться верными религии. Но праведник, вместо того чтобы отступить, будет крепко держаться пути своего и стремиться вперед с еще большим постоянством, даже если многие начнут отступать при виде пугающего зрелища или остановятся, чтобы подумать, стоит ли продолжать путь (ссылка на 2Цар 2:23). «Хотя на моем примере он сможет предвидеть, какие узы и трудности ожидают его, но ничто из этого не поколеблет его» (Деян 20:24). Кто направил свой глаз на небеса как на свою цель, тот будет хранить свои стопы на пути религии, какие бы трудности и огорчения ни встретились на нем.
[3] Возрастать в благодати. Праведник не только будет держаться своего пути несмотря ни на что, но и будет больше и больше утверждаться. Видя испытания других благочестивых людей и возрастание собственного опыта, он станет более энергичным в исполнении своего долга: более страстным и чувственным, более решительным и неустрашимым; чем хуже другие, тем лучше становится он сам; то, что лишает мужества других, ободряет его. Бушующий ветер заставляет путника крепче обвязать плащ вокруг тела. Кто воистину мудр и благочестив, тот постоянно будет становиться мудрее и лучше. Опыт в религии хороший знак искренности в ней.
Стихи 10−16. Друзья Иова делали вид, что утешают его надеждами на восстановление процветающего положения, и теперь он показывает:
I. Что с их стороны было глупо говорить об этом (ст. 10): «Выступайте все вы, и подойдите; убедитесь, что вы ошибаетесь, и согласитесь, что я прав, ибо не найду я мудрого между вами, который мог бы объяснить превратности божественного провидения или рассказал, как можно утешиться Его обетованиями». Глупо поступает тот, кто, утешая страждущего, убеждает его в возможности выздоровления и продвижения в этом мире; хотя не следует в этом отчаиваться, но исход данной ситуации неясен, ибо если это не произойдет (что вполне возможно), то утешение, построенное на данном заверении, окажется тоже несостоятельным. Поэтому мы поступим мудро, если будем утешать себя и других в беде такими аргументами, которые не обманут наши ожидания: обетованиями Бога, Его любовью и благодатью, хорошо обоснованной надеждой на вечную жизнь.
II. Еще глупее будет выглядеть он сам, если примет их во внимание, ибо:
1. Все средства были использованы и оказались несостоятельными, а он сам в недоумении (ст. 11−12). Он признает, что во время процветания часто угождал себе, строя планы, что в будущем он будет делать и как развлекать себя, но теперь он считал, что все дни его в прошлом или подходят к концу; все планы, которые он строил, были сокрушены, а ожидания не сбылись. Он думал о том, чтобы увеличить свои границы, умножить стада и устроить своих детей; похоже, он имел много благочестивых мыслей, как можно поддержать религию в своей стране, устранить несправедливости, изменить мирских людей, помочь бедным и организовать благотворительные фонды помощи; но теперь он пришел к выводу, что всем подобным помышлениям его сердца пришел конец, и он никогда с удовлетворением не увидит свои планы осуществленными. Отметьте: наши дни это период, когда мы строим планы и связываем свои надежды с этим миром; но если в своих планах мы всем сердцем привязываемся к Господу, то смерть не разрушит их. Так как у Иова все время возникали новые планы, то он постоянно пребывал в беспокойстве (ст. 12): «Так как думы его были разбиты, то они ночь превратили в день и укоротили день». Некоторые люди в суете и погоне за богатством превращают ночь в день и день в ночь, но с Иовом так происходило из-за того, что на него обрушились беды и его дух пребывал в мучениях; а это в свою очередь мешало ему (1) отдыхать ночью, ибо он не мог сомкнуть глаз, и в результате ночь для него стала такой же утомительной, как день, а ночные беспокойства утомляли так же сильно, как дневной труд.
(2) Заниматься делом в течение дня. «Утренний свет приятен, но из-за внутренней тьмы его утешение быстро уходит, и день становится для меня таким же мрачным и темным, как ночь» (Втор 28:67). Посмотрите, какое основание есть у нас благодарить за здоровье и покой, которые дают нам повод с радостью приветствовать вечерние тени и утренний свет.
2. Все его ожидания от этого мира очень скоро погребут вместе с ним в могилу, поэтому думать сейчас о великих переменах, которыми они обнадеживали его, насмешка (Иов 5:19; Иов 8:21; Иов 11:17). «Увы! Вы просто смеетесь надо мною».
(1) Он видел себя сходящим в могилу. Иов не надеялся иметь под землей то, чем мы утешаемся в этом мире: обеспеченный дом, удобную кровать, милых родственников; он чувствовал и был готов к тому, что там его ожидают неприятные вещи.
[1] Иов не надеялся иметь там дом, а лишь могилу (ст. 13): «Если бы я и ожидать стал, что есть какое-либо место, где я вновь смогу быть беспечным, то это могила. Я бы обманывал себя, если бы считал, что из моего бедственного положения есть какой-либо выход, помимо смерти, которая предоставит мне его. В этом нет сомнений». Отметьте: когда мы процветаем, полезно в перспективе видеть смерть. Чего бы мы ни ожидали, нам следует быть уверенными в том, что она придет, ибо смерть может помешать осуществлению других наших планов, но ничто не может предотвратить ее приход. Посмотрите, Иов пытается не только примириться с могилой, но и представить ее себе в благоприятном виде: «Это мой дом». Могила это дом; для нечестивых это темница (Иов 24:19−20), а для благочестивых Вифавара, постоялый дом на пути домой. «Это мой дом; он принадлежит мне по наследству; я рожден для него; это дом моего отца. Он принадлежит мне, так как я приобрел его. Мне никуда не деться от него». Всем нам вскоре предстоит переехать в этот дом, и мы поступим мудро, если соответственно позаботимся об этом и тех, кто отправился раньше в наш длительный дом.
[2] Он не надеется иметь там удобную постель, а готов пребывать в темноте; он говорит: «Во тьме постелю я постель мою. Она уже готова для меня, и я отправляюсь туда». Могила это постель, ибо мы ляжем отдыхать в ней, когда настанет вечер нашего дня пребывания на земле, а встанем с нее утром нашего вечного дня (Ис 57:2). Это должно побудить благочестивых людей желать смерти; когда мы умираем, то ложимся в постель; благочестивые устают и засыпают, и тогда настает время им лечь в постель. Почему бы им не пойти охотно, когда Отец зовет их? Более того, Иов говорит: «Постелю я постель мою, то есть подготовлю ее для себя, постараюсь сделать ее удобной, сохранив совесть чистой, увидев Христа, Который лег в эту постель и превратил ее в цветники ароматные, и взирая далее на воскресение».
[3] Он не рассчитывает, что будет окружен приятными родственниками, и готов встретиться лишь с теми, кто находится в могиле (ст. 14): «Гробу скажу (т.е. месту, где будет разлагаться мое тело): «Ты отец мой» (ибо наши тела образованы из земли), и червю: «Ты мать моя и сестра»; я буду с ним тесно связан (ибо человек червь), и мне придется с ним иметь дело, ибо червь покроет их» (Иов 21:26). Иов жаловался, что близкие покинули его (Иов 19:13−14), и поэтому теперь заявляет о других родственниках, которые покроют его, когда те оставят. Отметьте: во-первых, мы все подвержены тлению и являемся близкими родственниками червям. Поэтому, во-вторых, было бы полезно побольше думать и размышлять об этом, что в свою очередь помогло бы преодолеть чрезмерную любовь к жизни и страх перед смертью.
(2) Он видел, что все его надежды, связанные с этим миром, пойдут вместе с ним в могилу (ст. 15−16): «Я вижу, что скоро покину этот мир, так где же после этого надежда моя? Как я могу надеяться, что буду процветать, если не надеюсь остаться в живых?» Он не лишился надежды, но она не пребывает там, где они хотели бы. Если бы в этой только жизни надеялся, то он был бы несчастнее всех человеков. «Что касается моей надежды, которой я утешаюсь и поддерживаю себя, то кто увидит ее? Я надеюсь не на то, что видимо и временно, а на то, что невидимо, но вечно». Позднее он говорит, на что надеется (Иов 19:25); Non est mortale quod opto, immortale peto — Я ищу не того, что погибает, а того, что пребывает вечно. «Что касается надежд, которыми вы ободряете меня, то они сойдут вместе со мной в преисподнюю. Вы смертные люди и не можете исполнить свои обещания. Я смертный человек и не могу порадоваться вашим добрым обещаниям. А так как всем нам предстоит покоиться в прахе, то давайте отложим мысли об этом мире и настроим наши сердца на мысли об ином мире». Очень скоро мы будем в прахе, ибо являемся прахом прахом и пеплом в преисподней; нас крепко будут держать там, и узы смерти не ослабнут, пока не придет общее воскресение. Но там мы будем покоиться; там мы будем покоиться вместе. Иов и его друзья в то время не могли прийти к общему согласию, но в могиле они успокоятся; ее прах скоро затворит их уста и положит конец разногласиям. И пусть предвидение этих событий охладит пыл соперников и обуздает спорщиков в этом мире.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, 17 глава