ТОЛКОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О КНИГЕ ИОВА
Книга Иова стоит обособленно и по своему сюжету не связана с какой-либо из книг Писания, поэтому ее можно считать единственной в своем роде. Во многих рукописях древнееврейской Библии она находится после Псалтири, в некоторых после Книги Притчей; и, возможно, именно по этой причине среди ученых бытует мнение, что ее написал Исайя или кто-то другой из пророков. Но так как очевидно, что описываемые события происходили в глубокой древности, у нас есть основания полагать, что данная книга, будучи по своему содержанию сборником святых нравоучений, заслуженно стоит первой в числе подобных ей произведений: как доктринальная книга она вполне уместно предваряет вдохновляющую на поклонение Псалтирь и содержащую практические советы Книгу Притчей; ибо как нам поклоняться и покоряться Богу, Которого мы не знаем? Что же касается Книги Иова, то:
I. Мы уверены, что она написана по вдохновению от Бога, хотя и не можем сказать определенно, кто был ее автором. Иудеи, даже не являясь друзьями Иова (так как он был чужим обществу израильскому), бережно хранили вверенное им слово Божие и всегда вводили эту книгу в свой святой канон. На описанную в ней историю ссылается апостол (Иак 5:11), а другой апостол приводит цитату из этой книги (Иов 5:13), предваряя ее словами, обычными для цитирования Писания: как написано (1Кор 3:19). В древности многие придерживались мнения, что историю Иова записал Моисей, когда был в земле Мадиамской, и передал ее своим страждущим братьям в Египте, чтобы поддержать и утешить в трудной ситуации и вселить надежду, что Бог в должное время освободит их и сделает богатыми, подобно тому как Он поступил с этим терпеливым страдальцем. Существует мнение, что изначально история была записана на арабском языке, а потом ее перевел для Иудейской церкви на иврит Соломон (как считает г-н Журье) или какой-то другой вдохновленный свыше писатель. Мне же наиболее правдоподобным кажется предположение, что автором был Елиуй (по крайней мере, он записал речи), так как между принадлежащими ему словами участника беседы звучат слова летописца (Иов 32:15−16); но, возможно, Моисей написал две первые и последние главы, чтобы пролить свет на речи участников. Ибо в упомянутых главах Бог часто называется Иеговой, а в речах только один раз (в русск. пер. Господь, Иов 12:9). Это имя Бога было малоизвестным во времена праотцев до Моисея (Исх 6:3). Если книгу написал сам Иов, то некоторые из иудейских писателей заслуженно признают его пророком среди язычников; если Елиуй, то мы видим, что в нем присутствовал дух пророчества, благодаря которому он был полон речами и который теснил его (Иов 32:18).
II. Мы уверены, что, в сущности, это правдивая история, а не просто литературное произведение, хотя диалоги изложены в стихотворной форме. Вне всякого сомнения, человек по имени Иов жил на самом деле; пророк Иезекииль упоминает его наряду с Ноем и Даниилом (Иез 14:14). В этой книге мы узнаем о преуспевании и благочестии Иова, о его неимоверных скорбях и образцовом терпении, о главных моментах его обмена мнениями с друзьями, о разговоре с Богом, отвечавшим ему из бури, и о его возвращении в конечном счете к процветанию; несомненно, вся история абсолютно достоверна, хотя вдохновленному свыше автору было позволено излагать своими словами то, о чем дискутировали Иов и его друзья.
III. Мы уверены, что эта история очень древняя, хотя и не можем точно определить время жизни Иова или время написания книги. Книга содержит так много «седины» очевидных признаков древности, что у нас есть основания считать ее «ровесницей» самой Книги Бытие, а святого Иова современником Исаака или Иакова; хотя он и не был сонаследником данного им обетования о земном Ханаане, тем не менее ожидал вместе с ними лучшего отечества, то есть небесного. Возможно, Иов принадлежал к потомкам Авраамова брата Нахора, чей первенец носил имя Уц (Быт 22:21) и чей род на протяжении нескольких веков хранил религию, как очевидно из Быт 31:53, где Бог назван не только Богом Авраамовым, но и Богом Нахоровым. Иов жил в эпоху, предшествовавшую сокращению века человеческого до семидесяти-восьмидесяти лет (как во времена Моисея), установлению о жертвоприношениях исключительно на одном жертвеннике и общему отступничеству всех народов от знания и поклонения истинному Богу; тогда из всех видов идолопоклонства существовало лишь поклонение солнцу и луне, наказанное Судьями (Иов 31:26−28). Иов жил в то время, когда Бог был известен под именем Бог Всемогущий больше, чем под именем Иегова; ибо Бог в этой книге упоминается как Шаддай Всемогущий более тридцати раз. Иов жил в то время, когда знание о Боге сообщалось не в письменном виде, а при помощи устного предания, и в пользу этого предположения в данной книге есть несколько ссылок (Иов 8:8; 21:29; 15:18; 5:1).Иу нас есть основания считать, что Иов жил раньше Моисея, потому что здесь нет ни одного упоминания об освобождении Израиля из Египта или о получении израильтянами закона. Правда, находим один отрывок, в котором звучит намек на утопление фараона: «силою Своею разделяет море и разумом Своим поражает Раава» (англ. пер., Иов 26:12) под этим названием в Библии зачастую подразумевается Египет (например, в Пс 86:4; Пс 88:11; Ис 51:9). Однако эти слова могут вполне относиться и к дерзким волнам моря. Итак, мы приходим к выводу, что нам предстоит вернуться в эпоху патриархов, и, испытывая благоговение перед ее авторитетом, мы отнесемся с должным почтением и к этой старинной книге.
IV. Мы уверены, что эта книга весьма полезна Церкви и каждому благочестивому христианину, несмотря на то что некоторые ее эпизоды мрачны и трудны для понимания. Наверно, мы не можем заявлять, что в точности понимаем значение каждого слова и фразы на арабском языке, которые здесь встречаются. Эта книга являет собой огромное поле деятельности для критиков; но в ней также содержится достаточно простых истин, что делает ее в целом полезной; и все, что в ней написано, написано нам «в назидание.
1. Благодаря своим очень понятным и живым образам эта возвышенная поэма предстает перед нами в пяти важных (наряду с другими) качествах:
(1) Памятник простому богословию. Первые и великие принципы света природы, на которых основывается естественная религия, представлены здесь в виде длительного и жаркого научного спора; причем все его участники не только не подвергают эти принципы сомнению, но и принимают их как нечто собой разумеющееся и по всеобщему согласию излагают их как вечные истины, подкрепляя примерами и заявляя об их действенности и господстве. Где еще, кроме этой книги, мы найдем такое понятное, исчерпывающее, благоговейное и красноречивое обсуждение вопросов о бытии Бога, Его славных атрибутах и совершенстве, о Его неисследимой мудрости, неодолимой силе, непостижимой славе, непреклонной справедливости и неоспоримом владычестве? Здесь самым восхитительным образом описано сотворение мира и управление им; и мы имеем дело не с изысканными умозаключениями, а с утверждениями, которые возлагают на нас серьезные обязательства бояться и служить, подчиниться и довериться нашему Творцу, владельцу, Господу и правителю. Добро и зло с точки зрения морали, достоинство и порок никогда не приближались к жизни (во всей красоте одного и во всем безобразии второго) так максимально, как в этой книге; и нигде еще столь четко не утверждалось непреложное правило Божьего суда о том, что праведника ждет благо, а беззаконника горе. И речь идет не о вопросах, которыми задаются ученые, чтобы поддерживать деятельность образованной части мира, и не о рычагах управления, которыми государство желает держать в страхе необразованную часть мира; но, как становится очевидным из этой книги, мы имеем дело со священными истинами, которые не подлежат сомнению и под которыми в каждом веке подписывались, подчиняясь им, все мудрые и здравомыслящие представители человечества.
(2) Образец благочестия неиудея. Этот великий святой произошел не от Авраама, а, вероятно, от Нахора. И если все-таки от Авраама, то не от Исаака, а от одного из сыновей наложниц, которые были отправлены в землю восточную (Быт 25:6). Или если все-таки от Исаака, то не от Иакова, а от Исава. Таким образом, он не был израильтянином и к избранному Богом народу, с которым Он заключил завет, не относился, и даже не являлся прозелитом; тем не менее не было человека столь религиозного и столь любимого небесами на этой земле. А значит, истина, которую постиг Св. Петр, существовала и раньше: во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян 10:35). Кроме сынов царства (Мф 8:11−12), были и рассеянные чада Божии (Ин 11:52).
(3) Объяснение книги Провидения с ясным и удовлетворяющим решением многих сложных и непонятных отрывков. В книге Провидения самыми трудными для понимания всегда считались две главы: о процветании нечестивого и о скорбях праведного. А Книга Иова подробно объясняет их и показывает, как эти явления согласуются с Божьей мудростью, чистотой и благостью, описав, что после этого будет.
(4) Великолепный пример терпения и непреклонной верности Богу в гуще мучительных бедствий. Талантливый поэт сэр Ричард Блэкмор в своем превосходном предисловии к собственному изложению Книги Иова назвал Иова героем, достойным эпической поэмы; ибо, по его словам: «Он предстает храбрым в беде и доблестным в скорби, сохраняет свое достоинство, и, обладая таким характером, в условиях жесточайших провокаций, на которые только способен злобный гений ада, он являет благороднейший пример пассивной силы духа, которая никоим образом не умаляет его в сравнении с активным героем...»
(5) Произведение, описывающее яркий прообраз Христа, характерные особенности Которого мы будем старательно искать, изучая книгу. В общем, Иов перенес огромные страдания, лишился всего и был уничижен с единственной целью принять большую славу. Так и Христос унизил Себя Самого, чтобы возвеличить нас. Ученый епископ Патрик цитирует Св. Иеронима, который неоднократно говорил об Иове как о прообразе Христа, который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, подвергался какое-то время гонениям со стороны людей и бесов и, казалось, был тоже оставлен Богом, но затем поднялся, чтобы стать ходатаем даже за своих друзей, усугубивших его страдания. Когда апостол говорит о терпении Иова, он сразу же упоминает о конце Господа (англ. пер., Иак 5:11), то есть Господа Иисуса (существует такое мнение), прообразом Которого был Иов.
2. В этой книге мы находим (1) историю страданий Иова и узнаем о его терпении во время таковых (гл. 1−2); причем здесь не обошлось без проявлений человеческой слабости (гл. З).
(2) Спор Иова с друзьями, в котором [1] оппонентами выступали Елифаз, Вилдад и Софар. [2] Ответчиком выступил Иов. [3] Арбитрами были, во-первых, Елиуй (гл. 32−37), во-вторых. Сам Бог (гл. 38−41).
(3) Сообщение о том, что в результате Иов обрел честь и процветание (гл. 42). В целом, мы увидим, что много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь, и когда Он избавит, то испытанная вера будет к похвале и чести и славе.
толкование Мэтью Генри на книгу Иова, введение