Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 8 глава

Толкование Мэтью Генри


Большая часть этой главы представляет собой повторное описание проповедей и чудес Иисуса Христа, с какими мы уже встречались в Евангелиях Матфея и Марка; все они настолько важны, что достойны повторения, и поэтому повторяются, чтобы каждое слово было подтверждено устами не только двух, но трех свидетелей. Здесь содержатся:

I. Общие сведения о служении Иисуса Христа и о том, как Он со Своей многочисленной семьей существовал за счет милосердия добрых людей, ст. 1−3.

II. Притча о сеятеле, о четырех типах почвы, объяснение притчи и некоторые выводы из нее, ст. 4−18.

III. Предпочтение, какое Христос отдает Своим послушным ученикам перед самыми близкими родственниками по плоти, ст. 19−21.

IV. Укрощение бури на море посредством слова, ст. 22−25.

V. Изгнание легиона бесов из одержимого ими человека, ст. 26−40.

VI. Исцеление женщины, страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаира, ст. 41−56.

Стихи 1−3. В этих стихах говорится следующее:

I. Что сделал Христос постоянным делом Своей жизни. Этим делом для Него была проповедь. Он был неутомим в Своем деле и ходил повсюду, делая добро (ст. 1), после сего — ἐν τῷ καθεξῆς — в соответствующее время или соответствующим методом. Христос взялся за дело, предназначенное Ему, и постоянно занимался им. Он соблюдал последовательность, или порядок, так что конец одного доброго дела был началом другого. Заметим здесь:

1. Где Он проповедовал: Он проходил — διώδευε — peragrabat. Он был странствующим проповедником и не ограничивался одним местом, но повсюду распространял лучи Своего света. Circumibat Он проходил по Своему округу, как судья, считая, вероятно, что Его проповедь лучше принималась там, где она была еще новой. Он заходил в каждый город, чтобы никто не оправдывался незнанием. Этим самым Христос оставил пример Своим ученикам: как Он проходил по всем городам Израилевым, так они должны были обойти все народы земли. Он не ограничивался только городами, но заходил и в селения к простым крестьянам, чтобы проповедовать жителям деревень, Суд 5:11.

2. Что Он проповедовал: Он благовествовал Царствие Божие, что пришло время для утверждения его среди них. Весть о Царствии Божием — это благая весть, и Христос пришел, чтобы принести ее миру, сказать сынам человеческим, что Бог желает взять под Свою защиту всех, кто желает возвратиться к Нему, быть преданным Ему. Сущность этой благой вести состоит в том, что для мира есть надежда на исправление и примирение с Богом.

3. Кто сопровождал Христа: с Ним ходили двенадцать, не для того, чтобы проповедовать в Его присутствии, но чтобы учиться у Него тому, что и как проповедовать в будущем, а также для того, чтобы Христос мог послать их туда, куда не имел возможности пойти Сам. Блаженны были эти рабы Его, что слышали Его мудрость.

II. Откуда Христос брал средства к существованию: Он жил на пожертвования Своих друзей. С Ним были некоторые женщины... которые служили Ему имением своим, ст. 2−3. Здесь приведены имена некоторых из них, но были и многие другие, ревностные приверженцы учения Христа, считавшие себя обязанными поддерживать его, как из чувства справедливости, поскольку нашли его полезным для себя, так и из милосердия, надеясь, что еще многие другие смогут получить от него пользу для себя.

1. Большей частью это были, так сказать, пациентки Христа, живые памятники Его могущества и милосердия, те, кого Он исцелил от злых духов и болезней. Одни из них имели душевные болезни, были подвержены меланхолии, другие — телесные недуги, и для всех Христос был могущественным Целителем. Он Врач и тела и души, и те, кого Он исцелил, должны постараться чем-то воздать Ему. Это в наших интересах — быть всегда со Христом, чтобы в случае возвращения болезни мы могли тут же обратиться к Нему за помощью и чтобы послужить, из чувства благодарности, Ему, спасшему нас, и Его Евангелию, посредством которого мы были спасены.

2. Одной из них была Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов (определенное число для обозначения неопределенного количества). Некоторые думают, что она была женщиной, отличавшейся крайней безнравственностью, поэтому можно предположить, что это была та самая грешница, что упоминается в Лк 7:37. Д-р Lightfoot, читая Талмуд, обнаружил, что в некоторых его книгах Мария Магдалина приводится под именем Мария, заплетающая волосы, и считает это вполне подходящим для нее прозвищем, поскольку во время своей греховной позорной жизни она славилась плетением волос, несовместимым с приличным одеянием, 1Тим 2:9. Но хотя в прошлом Мария была бесстыдной женщиной, после своего покаяния и исправления она обрела милость и стала ревностной ученицей Христа. Заметьте: самый большой грешник не должен терять надежду на прощение; и чем хуже были грешники до своего обращения, тем больше они должны стараться сделать для Христа после обращения. Но, скорее всего, это была Мария, страдавшая меланхолией, и тогда, вероятно, она была сестрой Лазаря, женщиной печального духа; она могла быть родом из Магдалы, но потом переселиться в Вифанию. Мария Магдалина присутствовала у креста Христова и у Его гроба, и если бы она не была сестрой Лазаря, то, как рассуждает д-р Lightfoot, либо сестра Лазаря, этот близкий и любимый друг Христа, не присутствовала там, либо евангелист не отметил ее, но ни то, ни другое допустить мы не можем. Однако этому мнению противоречит то, что Мария Магдалина была среди женщин, следовавших за Христом из Галилеи (Мф 27:55−56), в то время как Мария, сестра Лазаря, жила в Вифании.

3. Другой женщиной была Иоанна, жена Хуза, домоправителя Иродова. Когда-то она была его женой, но теперь овдовела (как полагают некоторые) и была хорошо обеспечена. Если же она и теперь еще была его женой, то у нас есть основание думать, что ее муж, несмотря на свое высокое положение при дворе Ирода, принял Евангелие и очень хотел, чтобы его жена была не только слушательницей Христа, но и жертвовала на дело Его.

4. И многие другие были, служившие Христу своим имением. Что Христос нуждался в этом, говорило о том скромном положении, до которого наш Спаситель уничижил Себя, а то, что Он принимал это служение, свидетельствовало о Его великом смирении и снисхождении. Он был богат, но обнищал ради нас и жил на подаяния. Пусть никто не говорит, что быть обязанными милосердию ближних унизительно для них, когда провидение Божье приведет их в стесненные обстоятельства; им следует обратиться к своим ближним за помощью и благодарить их за нее, как за милость. Христос предпочитает лучше быть обязанным Своим друзьям за оказываемую материальную поддержку Ему и Его ученикам, чем быть бременем для чужих людей в городах и селениях, где Он проповедовал. Заметим, что наставляемые Словом должны делиться всяким добром с наставляющим, и кто делает это щедро и радостно, тот чтит Господа своим имением и приносит благословение на него.

Стихи 4−21. Предыдущий отрывок начинался замечанием об усердии Христа в проповеди (ст. 1), а этот — с замечания об усердии народа в слушании Его, ст. 4. Он проходил по городам и селениям, чтобы проповедовать; казалось бы, народ должен был довольствоваться тем, что слышал Его, когда Он приходил в их собственный город, однако были те, что шли к Нему из всех городов, не дожидаясь, когда Он придет к ним, или не довольствуясь тем, что уже получили, когда Он покидал их; они встречали Его, когда Он приходил к ним, и следовали за Ним, когда Он уходил от них. Христос же не считал излишним посещать те города, жители которых приходили к Нему сами, поскольку хотя и были таковые, однако большинство все-таки не имело такого усердия, чтобы прийти к Нему; Его снисхождение было так удивительно, что Он хотел идти к ним: Меня нашли не искавшие Меня, Ис 65:1.

Стечение народа было, вероятно, огромным: собралось множество народа, изобилие рыбы, так что можно было забрасывать сети для лова. Христос желал и был готов учить их, а они были готовы и желали учиться у Него. Итак, в этих стихах мы читаем следующее:

I. Необходимые и превосходные правила и предостережения для слушающих слово в виде притчи о сеятеле, толкование и применение ее; все это мы уже читали дважды в более подробном изложении. Когда Христос рассказал эту притчу:

1. Ученики заинтересовались ее значением, ст. 9. Они спросили Его: что бы значила притча сия?

Примечание. Мы должны усердно стремиться познать истинное значение и полное содержание слова, которое слушаем, чтобы наше знание не было ни ошибочным, ни недостаточным.

2. Христос дал им понять, как велико было их преимущество перед другими в том, что они имели возможность ознакомиться с тайнами и значением Его слова: вам дано знать, ст. 10.

Примечание. Тот, кто получает наставления от Христа, должен сознавать и учитывать, как велика привилегия быть наставляемым Им, какая это отличительная привилегия — иметь доступ к свету (и какому свету!), в то время как другие остаются в темноте (и в какой темноте!). Мы — счастливые люди и вечные должники Божьей обильной благодати, ибо то, что для других является всего лишь притчей, которая только развлекает их, для нас — ясная истина, просвещающая нас и управляющая нами, в которую мы отливаемся, как в форму.

Из самой притчи и толкования ее заметим следующее:

(1) Сердце человеческое — это почва для семени Божьего слова. Оно способно воспринимать его и приносить плод. Но до тех пор пока это семя не будет посеяно в нашем сердце, оно не принесет ничего полезного. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы почву и семя объединить. Какая нам польза от семени в Писании, если оно не будет посеяно? И какая нам польза от почвы в нашем сердце, если она не будет засеяна тем семенем?

(2) Успех посева в значительной степени зависит от природы и характера почвы, от ее способности или неспособности принимать семя. В зависимости от того, что мы представляем собой, слово Божье может быть для нас либо запахом смертоносным на смерть, либо запахом живительным на жизнь.

(3) Диавол — это искусный и злобный враг, ставящий своей целью воспрепятствовать нам получать пользу из слова Божьего. Он похищает слово из сердец беспечных слушателей, чтобы они не уверовали и не спаслись, ст. 12. Это означает:

[1] Что мы не можем быть спасены, если не уверуем. Евангельское слово не будет спасительным до тех пор, пока не растворится верою.

[2] Что именно поэтому диавол делает все возможное, чтобы помешать нам уверовать, удержать нас от уверования в слово, когда мы читаем и слушаем его. Если мы внимательны к слышанному, то он старается заставить нас забыть его, позволить ему ускользнуть из нашей памяти, Евр 2:1. Если же мы запоминаем его, то он внушает нам предубеждение против него или отвлекает наш ум на что-то другое; и все это для того, чтобы мы не уверовали и не спаслись, чтобы мы не уверовали и не возрадовались, в то время как он верует и трепещет.

(4) Где слово Божье слушается беспечно, там обычно и относятся к нему с пренебрежением. В Евангелии Луки эта притча дополнена словами о том, что зерно, упавшее при дороге, было потоптано, ст. 5. Те, что добровольно закрывают свои уши от слова Божьего, фактически топчут его своими ногами; они пренебрегают заповедью Господа.

(5) Те, на кого Слово Божье хотя и оказывает некоторое впечатление, но не глубокое и не продолжительное, во время испытаний обнаруживают свое лицемерие; это семя, посеянное на камне, где оно не может укорениться, ст. 13. Они временем веруют, малое время, подают некоторые надежды, но во время искушений отпадают от своих благих начинаний. Они легко побеждаются любыми искушениями со стороны этого мира, вызванными либо его одобрением, либо недовольством.

(6) Житейские наслаждения — такие же опасные и вредные тернии, заглушающие доброе семя слова Божьего, как и любые другие. О житейских наслаждениях мы читаем только в этом Евангелии (ст. 14), другие евангелисты не упоминают о них. Кто не запутывается в сетях забот житейских, не обольщается богатством и хвалится тем, что умер для всего этого, тем не менее может удерживаться от неба склонностью к праздности и любовью к житейским удобствам и наслаждениям. Чувственные наслаждения, даже вполне законные, способны погубить душу, если им чрезмерно предаваться.

(7) Недостаточно просто принести плод, надо принести плод совершенный, он должен полностью созреть. (в англ. тексте ст. 14 звучит следующим образом: «И не приносят плода совершенного». Прим. переводчика.). Если же нет совершенного плода, то это равносильно тому, что плода вообще нет, ибо тех, кого евангелист Лука характеризует как не приносящих совершенного плода, евангелисты Матфей и Марк называют бесплодными. Factum non dictur guod non perseveret для завершения труда необходима настойчивость.

(8) Добрая почва, приносящая добрый плод, — это чистое и доброе сердце, расположенное принимать наставления и заповеди, ст. 15. Сердце, свободное от греховных скверн, твердо преданное Богу и долгу, сердце правое и чуткое, сердце, трепещущее пред словом, — вот что такое доброе и чистое сердце; услышав слово, око разумеет его (так пишет Матфей), принимает его (Марк) и хранит его (Лука) подобно тому как земля не только принимает, но и хранит семя, или как желудок, не только принимающий пищу или лекарство, но и удерживающий их внутри себя.

(9) Кто хорошо хранит слово, тот приносит плод в терпении. (Об этом также говорится только здесь.) Необходимо как терпение в смысле выносливости, так и терпение в смысле способности ждать, то есть как терпеливое перенесение всех скорбей и гонений, какие могут постигнуть нас со стороны мира, так и терпеливое пребывание в добрых делах до конца жизни.

(10) Учитывая все это, мы должны наблюдать за собою, как мы слушаем (ст. 18), остерегаться того, что мешает нам получать пользу от услышанного слова Божьего; бодрствовать над своим сердцем во время слушания слова и следить, чтобы оно не изменило нам; остерегаться беспечности и легкомыслия при слушании слова и ни в коем случае не допускать предубеждений против услышанного слова, стараться формировать свой дух в соответствии с услышанным словом, чтобы не потерять того, что приобрели, слушая Слово.

II. Необходимые наставления тем, кто поставлен проповедовать слово, а также тем, кто слушает его.

1. Получившие дар, должны служить этим даром. Служители, которым поручено распространение Евангелия, и люди, извлекающие для себя пользу из услышанного слова, должны смотреть на себя как на зажженную свечу: они должны распространять свет, служители — путем торжественной авторитетной проповеди, рядовые христиане — путем братской беседы, ибо никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ст. 16. Служители и рядовые христиане являются светильниками для этого мира, содержащими слово жизни. Их свет должен светить перед людьми; они должны не только быть добрыми, но и творить доброе.

2. Мы должны быть готовы к тому, что совершаемое сейчас втайне, из невидимых источников, вскоре станет явным и сделается известным, ст. 17. То, что было передано вам втайне, должно стать явным через вас, ибо ваш Господин дал вам таланты не для того, чтобы вы их закопали, но чтобы пустили их в оборот. Пусть же то, что сокрыто теперь, станет явным, ибо если вы не откроете этого, то оно откроется против вас в доказательство вашего предательства.

3. Данные нам дары либо останутся у нас, либо будут отняты, в зависимости от того, используем мы их для славы Божьей и назидания братьев или нет: кто имеет, тому дано будет, ст. 18. Кто имеет дары и употребляет их для добрых дел, будет иметь еще больше, а кто закапывает свои таланты, тот потеряет их. От того, кто не имеет, будет отнято даже то, что он имеет, как сказано у Марка; то, что ему кажется, будто он имеет, как сказано у Луки (англ. текст. — Прим. переводчика.).

Заметьте: благодать, которую человек потерял, была лишь кажущейся благодатью и никогда не была истинной благодатью. Людям только кажется, что они что-то имеют, если они это «что-то» никак не используют, все показное в религии будет потеряно. Они вышли от нас, но не были наши, 1Ин 2:19. Проверим себя, имеем ли мы в себе истинную благодать, в этом суть дела, это благая часть, которая никогда не отнимется от имеющих ее.

III. Большое ободрение тем, кто, являясь исполнителем слова, обнаруживает себя истинным слушателем его; оно выражается Христом в виде предпочтения, какое Он оказывает Своим ученикам перед самыми близкими родственниками Своими, ст. 19−21. Заметьте:

1. Какие толпы окружали Христа. К Нему невозможно было приблизиться из-за множества людей, слушавших Его; хотя они теснились очень сильно, но никто не хотел быть вытесненным из Его собрания.

2. Ближайшие же из Его родственников не обнаружили ни малейшего стремления услышать Его проповедь. Вместо того чтобы пройти внутрь дома (что было бы легко сделать, если бы они пришли вовремя, желая послушать Его), они оставались вне, желая видеть Его. Вероятно, они боялись, что Он переутомится, если будет так много говорить, и не имели никакого другого намерения, как только прервать Его и заставить уйти.

3. Иисус Христос охотнее занимается Своим трудом, чем разговорами с друзьями. Он не прерывает проповедь для того, чтобы поговорить со Своей матерью и со Своими братьями, ибо проповедовать было Его пищей и питием.

4. Христу угодно было признать Своими ближайшими и самыми дорогими родственниками тех, кто слушает Слово Божие и исполняет его они для Него больше, нежели мать и братья.

Стихи 22−39. Здесь приведены два замечательных доказательства власти нашего Господа, о чем мы читали уже прежде, — Его власти над ветрами и Его власти над бесами. См. Map. 4 и 5.

I. Власть Христа над ветрами, силами воздушными, наводящими такой сильный ужас на людей, особенно на море, и служащими причиной гибели такого множества.

1. Он приказал Своим ученикам выйти в море, чтобы показать Свою славу на воде в усмирении волн и оказать милосердие несчастному одержимому человеку на другом берегу озера: Он вошел с учениками Своими в лодку, ст. 22. Исполняющие повеления Христа могут быть уверены в Его присутствии. Если Христос посылает куда-то Своих учеников, то и Сам идет вместе с ними. А кого сопровождает Христос, те могут уверенно и смело рисковать. И сказал им: переправимся на ту сторону озера, ибо там Он должен был совершить доброе дело. Он мог бы пойти и по берегу, это было недалеко в обход озера, но предпочел добираться по воде, чтобы показать Свои чудеса в пучине.

2. Кто выходит в море в тихую погоду, больше того — по слову Христа, должен, тем не менее, готовиться к буре и даже к гибели во время бури: На озере поднялся бурный ветер... (ст. 23), как будто он поднялся только на озере и нигде больше; и тотчас их лодку стало так бросать, что она наполнилась водой и жизнь их оказалась в опасности. Вероятно, сатана, князь, господствующий в воздухе и поднимающий ветры с позволения Бога, мог догадываться, с оброненных Христом слов, что Он направляется на другой берег озера с намерением изгнать легион бесов из несчастного человека, и поэтому обрушил эту бурю на лодку, в которой сидел Христос, рассчитывая, если возможно, потопить Его и воспрепятствовать этой победе.

3. Христос спал во время бури, ст. 23. Он должен был иметь некоторый физический отдых и предпочитал отдыхать тогда, когда это меньше всего препятствовало Его труду. Ученики Христа могут наслаждаться благословенным присутствием Христа на море, и в бурю, хотя им может казаться, будто Он спит. Он может и не сразу явить Свою помощь, даже если положение станет критическим. Таким образом Он испытывает их веру и терпение, побуждает их бодрствовать в молитве и делает более радостным избавление, когда оно наконец приходит.

4. Жалобы Христу о грозящей нам опасности, о бедствии, постигшем Его Церковь, вполне достаточны, чтобы заставить Его пробудиться и прийти к нам на помощь, ст. 24. Они закричали: Наставник! Наставник! погибаем. Чтобы успокоить свои страхи, надо принести их к Христу и сложить у Его ног. Искренне называющие Христа Наставником и с верой, горячо взывающие к Нему как к своему Наставнику могут быть уверены, что Он не даст им погибнуть. Для бедных душ, угнетаемых сознанием своей вины и страхом пред гневом Божьим, нет другого пути избавления, как прийти к Христу, назвать Его Наставником и сказать: «Я погибну, если Ты не поможешь мне».

5. Дело сатаны — поднимать бури, а дело Христа — укрощать их. Христос может это делать, Он делает это, Он любит это делать, ибо Он пришел провозгласить мир на земле. Он запретил ветру и волнению воды, и они немедленно перестали (ст. 24), и не постепенно, как это бывает обычно, а совершенно внезапно сделалась тишина. Таким образом Христос показал, что хотя сатана претендует на звание князя, господствующего в воздухе, тем не менее даже там Христос держит его в подчинении.

6. После того как опасность миновала, нам остается только устыдиться своих страхов и воздать Христу славу за Его всемогущество. Когда Христос превратил бурю в тишину, тогда веселились, что волны утихли, Пс 116:29−30. Затем:

(1) Христос укоряет Своих учеников за их панический страх: где вера ваша?.. (ст. 25). Заметьте: многие, имеющие истинную веру, теряют ее, когда она особенно нужна им. Они волнуются, приходят в замешательство, когда внешние обстоятельства складываются неблагоприятно для них. Ничтожные вещи приводят их в уныние — и где же тогда их вера?

(2) Ученики воздали славу власти Христа над стихией, придя в страх и удивление. Испугавшиеся бури теперь, когда опасность миновала, убоялись, с полным на то основанием, Того, Кто укротил ее, и говорили друг другу: кто же это?.. С таким же успехом они могли бы сказать: Какой Бог подобен Тебе? Ибо это прерогатива Бога — укрощать шум морей, шум волн их, Пс 64:8.

II. Власть Христа над сатаной, князем, господствующим в воздухе. В следующем отрывке повествования Христос вступает с ним в более тесную схватку, чем во время бури, когда Он запретил ветру. Вскоре, после того как ветер утих, они достигли желаемой гавани и приплыли в страну Гадаринскую, где вышли на берег, ст. 26−27. Здесь Христос столкнулся с тем, что было для Него более важным делом, ради свершения которого, по Его мнению, стоило того, чтобы пережить и бурю.

Из этого повествования мы можем узнать многое относительно мира сатанинских, злобных духов; хотя в настоящее время они и не действуют точно таким же образом, как описано здесь, однако всем нам во все времена необходимо стоять на страже против них.

1. Злые духи очень многочисленны. Те, что овладели этим человеком, назвали себя легион (ст. 30), потому что много бесов вошли в него, и он был одержим ими с давнего времени, ст. 27. Но, возможно, духи, долгое время владеющие этой душой, предвидя до некоторой степени, что придет наш Спаситель и вступит с ними в борьбу, и обнаружив, что они не смогли предотвратить этого поднятой ими бурей, послали пополнение, сознавая, что это будет решающий бой, и надеясь, что Христу будет очень трудно изгнать из несчастного такое множество духов и они нанесут Ему поражение. Их было, или, по крайней мере, они хотели, чтобы так думали о них, легион, грозный, как полки со знаменами; и ныне, двенадцатый легион римской армии, долгое время квартировавший в Честере, был назван legio VIrtix — победоносный легион.

2. Злые духи — закоренелые враги человека, всех его удобств и утешений. Этот человек, долгое время одержимый злыми духами, находясь под их влиянием, не носил одежду и не жил в доме (ст. 27), хотя одежда и жилье — это два жизненно необходимых условия. Больше того, поскольку людям свойственно испытывать страх перед мертвыми, они принуждали этого человека жить в гробах, чтобы держать в страхе как его самого, так и всех окружающих, так что душа его как никого другого, имела основание тяготиться собственной жизнью и желать лучше прекращения дыхания и смерти.

3. Злые духи очень сильны, свирепы и непокорны; они ненавидят и презирают всякие ограничения: его связывали цепями и узами, чтобы он не повредил ни себе, ни другим, но он разрывал узы, ст. 29. Заметьте: те, кого невозможно ничем обуздать, доказывают тем самым, что они находятся под властью сатаны. Такие непокорные, даже Богу и Христу, их наилучшим друзьям, желающим отвязать их от чего-то или привязать к чему-то исключительно ради их собственного блага, заявляют: расторгнем их узы. Он был гоним бесом. Те, кем управляет Христос, влекутся узами человеческими, узами любви, а управляемых сатаной гонят со свирепостью.

4. Они сильно разъярены против нашего Господа Иисуса и исполнены великим страхом и ужасом перед Ним: когда человек, кем они владели и кто говорил то, что они хотели, увидел Иисуса, он вскричал как в агонии, пал перед Ним, чтобы отвратить Его гнев и признал Его Сыном Бога Всевышнего, то есть бесконечно выше и сильнее его. Тем не менее он протестует против всякого союза со Христом (чего вполне могло быть достаточно для того, чтобы прекратить богохульные обвинения книжников и фарисеев): что Тебе до меня? Бесы не имеют ни склонности служить Христу, ни надежды снискать милость от Него: что Тебе до меня? Они боялись Его могущества и гнева: умоляю Тебя, не мучь меня! Они не сказали: умоляю Тебя, спаси меня, но только: не мучь меня. Обратите внимание, они говорили языком того, кто имеет только ужас перед адом как местом мучения, но никакого желания быть в небе, в месте святости и любви.

5. Они полностью подчинены власти Христа и знают об этом, ибо умоляют Его не повелевать им идти в бездну, место их мучения, что Он, они признают, мог легко и вполне справедливо сделать. Каким утешением для народа Божьего является то, что все силы тьмы находятся во власти и под контролем нашего Господа Иисуса! Он может заковать их в цепи. Он может отправить их в их место, когда того пожелает.

6. Злые духи получают удовольствие, когда творят зло. Поняв, что им ничего не остается, как только покинуть свое убежище в этом несчастном человеке, они умоляют Христа позволить им войти в стадо свиней, ст. 32. Когда сатана впервые сделал человека несчастным, он подвел под проклятие и все творение, и оно стало объектом его ненависти. И здесь он проявляет свою безграничную злобу: когда ему не удалось погубить человека, то он решил погубить свиней. Если сатана не может причинить вреда телу человека, то он постарается нанести ущерб его имуществу, что иногда приводит людей к искушению оставить Христа, что и произошло в данном случае. Христос позволил им войти в свиней, чтобы показать народу, какое зло мог бы причинить злой дух в их стране, если бы Он позволил ему. Ибо как только бесам было позволено, они тут же вошли в свиней, а как только вошли в них, тут же стадо бросилось с крутизны в озеро, и потонуло. Это чудо милости, если люди, одержимые диаволом, не погибают. С другой стороны, этот и другие примеры показывают, как этот рыкающий лев и красный дракон ищет, что и кого он может поглотить.

7. Когда власть нечистого духа в душе человека сокрушается, душа выздоравливает и возвращается в здравое состояние. Это означает, что те, кем владеет сатана, не владеют сами собой: И нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, ст. 35. Когда он был во власти диавола, то готов был наброситься на Иисуса, а теперь сидит у Его ног, — признак того, что теперь он находится в здравом уме. Если Бог владеет нами, то Он сохраняет за нами право управлять и обладать собой; но если сатана овладевает нами, то он лишает нас этих прав. Поэтому да будет свергнута его власть в наших душах и да придет Тот, Кому принадлежат наши сердца, и отдадим их Ему. Ибо никогда мы не принадлежим самим себе в большей степени, чем когда принадлежим Христу.

Теперь посмотрим, какое действие произвело чудо изгнания легиона бесов из этого человека.

(1) Какое влияние оно оказало на жителей той страны, потерявших в результате его своих свиней: Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях (ст. 34), возможно, с целью настроить народ против Христа. Они рассказали, как исцелился бесновавшийся (ст. 36): как бесы были посланы в стадо свиней, что могло произвести возмущающее представление, будто Христос не мог иначе освободить от них человека, как только отдав в их распоряжение свиней. И вышли видеть происшедшее... и ужаснулись (ст. 35), и объяты были великим страхом, ст. 37; они были удивлены и поражены и не знали, что сказать на это. Они больше думали о гибели свиней, чем об исцелении своего несчастного соседа и об избавлении всего селения от страха перед его безумием, которое стало общественным бедствием. Поэтому просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, опасаясь, что Он наведет на них еще какие-нибудь суды, тогда как в действительности им не следовало бояться Христа, готового простить их грехи и отдать Себя за них. Однако Христос подчинился их требованию, вошел в лодку и возвратился. Кто любит своих свиней больше, чем Спасителя, тот теряет Его и все связанные с Ним надежды.

(2) Какое действие оказало это чудо на самого исцеленного. Насколько другие опасались Христа, настолько он стремился к общению с Ним и просил Его, чтобы быть с Ним, как и другие, которых Он исцелил от злых духов и болезней (ст. 2), чтобы Христос стал его защитником и учителем, а он мог бы послужить для славы Его имени. Он не хотел оставаться среди невежественных и грубых гадаринцев, пожелавших, чтобы Христос удалился от них. Не погуби души моей с грешниками! Но Христос не берет его с Собой, а посылает домой, чтобы он рассказал знающим его о великих делах, что сотворил Бог для него, чтобы он мог стать благословением для тех, для кого раньше был бременем. Иногда мы должны пожертвовать даже духовными благами и утешениями ради того, чтобы найти возможность послужить для блага душ других. Вероятно, Христос знал, что когда негодование по поводу гибели свиней несколько утихнет, гадаринцы будут более расположены поразмыслить о чуде. Поэтому Он оставляет среди них человека, чтобы быть для них постоянным памятником этого чуда и их наставником.

Стихи 40−56. Христос был изгнан гадаринцами, Он раздражал их, и они пожелали избавиться от Него. Но когда Он вернулся к галилеянам, народ с радостью принял Его; они желали и ожидали Его и сердечно приветствовали Его возвращение, ст. 40. Если одни не принимают милостей, предлагаемых Христом, то другие примут. Если гадаринцы не были обретены, то существует много других, среди кого Христос будет прославлен. Когда Христос совершил труд на другом берегу озера, Он вернулся и нашел Себе труд в том самом месте, откуда уходил, новый труд. Желающие посвятить себя на добрые дела никогда не будут иметь недостатка в поводах для них. Нуждающихся всегда имеете с собой.

Здесь дано описание двух переплетающихся между собой чудес, так же как и у Матфея и Марка, — воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением, которое совершил Христос, когда в окружении толпы шел к дому Иаира. Итак, евангелист описывает:

I. Открытое обращение к Христу начальника синагоги, именем Иаир, в связи с тем что его маленькая дочь была очень больна и, по мнению всех окружавших ее, находилась при смерти. Это обращение было в духе глубокого смирения и почтения. Иаир, хоть и был начальником, упал к ногам Иисуса, признавая, что Христос — более высокий начальник, чем он. Он был очень настойчив. Он просил Его войти к нему в дом, так как не имел той веры, по крайней мере, того понимания, какие были у сотника, просившего Христа сказать лишь исцеляющее слово на расстоянии. Но Христос исполнил его просьбу и пошел вместе с ним. Сильная вера достойна похвалы, но и слабая не будет отвергнута. В том доме, где поселились болезнь и смерть, очень желанно присутствие Христа. Когда Христос шел, народ теснил Его: одни из любопытства, чтобы видеть Его, другие из любви к Нему. Не будем жаловаться на толпу, на тесноту, на спешку, когда исполняем свой долг и делаем добро; но в других случаях всякий разумный человек старается, насколько он может, избегать всего этого.

II. Тайное прикосновение к Христу женщины, страдавшей кровотечением, которое изнурило ее тело и опустошило ее кошелек, ибо она, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, ст. 43. Болезнь ее была такова, что она не хотела во всеуслышание говорить о ней (с присущей ее полу скромностью она всячески старалась избегать этого), поэтому воспользовалась возможностью приблизиться к Христу в толпе, и чем больше народа окружало Христа, тем легче было, думала она, остаться незамеченной. Ее вера была очень сильной, ибо она не сомневалась в том, что через прикосновение к краю Его одежды получит от Него исцеляющую силу, достаточную для нее; при этом она смотрела на Него как на такой обильный источник милостей, что если от украдкой возьмет исцеление, Он ничего не заметит. Таким путем многие несчастные души, затерявшиеся в толпе, получали помощь, исцеление и спасение от Христа, и никто этого не замечал. Женщина сразу же почувствовала улучшение и поняла, что исцелилась от своей болезни, ст. 44. Верующие могут иметь втайне как утешительное общение со Христом, так и помощь от Него — пищу, которую мир не знает, и радость, в которую не вмешается чужой.

III. Обнаружение этого тайного исцеления к славе как Исцелителя, так и исцеленной.

1. Христос заметил, что произошло исцеление: Я чувствовал силу, исшедшую из Меня, ст. 46. Кто исцелился силой, исшедшей из Христа, должен откровенно признаться в этом, ибо Христос все знает. Христос говорит об этом не с недовольством, как если бы это ослабило Его или повредило Ему, но с удовлетворением. Для Христа было наслаждением, когда из Него исходила сила, чтобы сделать что-то доброе, и Он не жалел ее и для самых ничтожных — они могли пользоваться ею так же, как пользуются светом и теплом солнца. Сила не убывала в Нем от того, что исходила из Него, ибо Он — не иссякающий источник.

2. Бедная женщина открывает свое состояние и сознается в том, что получила исцеление. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла, ст. 47.

Примечание. Сознание того, что мы не можем укрыться от Христа, должно побуждать нас изливать пред Ним наши сердца и раскрывать все наши грехи и тревоги. Она подошла с трепетом, и тем не менее вера ее спасла ее, ст. 48. Заметьте: в человеке могут сочетаться трепет перед Богом и спасающая вера. Она объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, так как верила, что это прикосновение принесет ей исцеление, как и случилось. Получившие помощь от Христа должны делиться своим опытом с другими.

3. Великий Исцелитель подтверждает факт исцеления и отпускает ее с утешением: дерзай дочерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром, ст. 48. Иаков получил благословение от Исаака тайно, хитростью, но когда обман был раскрыт, Исаак подтвердил его. Оно было получено тайком, за спиной, но подкреплено было открыто. Так случилось и с исцелением этой женщины. Иаков благословлен, и он будет благословенным; так и здесь: она исцелена, и она будет исцеленной.

IV. Христос ободряет Иаира, чтобы тот не сомневался в Его силе, хотя дочь его и умерла и принесшие ему это известие советовали не утруждать Учителя. Не бойся, только веруй, сказал Христос. Заметьте: наша вера во Христа должна быть смелой и дерзновенной, как и наша ревность о Нем. Кто готов ради Христа на все, может надеяться, что Он совершит для него великое, больше того, о чем он мог бы просить или помыслить. Когда больной умирает, не остается места для молитвы или каких-то других средств, но в данном случае, хотя ребенок мертв, все-таки веруй, и все будет хорошо. Звать врача после смерти — это абсурд, но звать Христа после смерти — вовсе не абсурд.

V. Приготовления к воскрешению девочки.

1. Христос выбирает свидетелей, которые должны были видеть это чудо. За Ним следовала толпа, возможно, шумная, кричащая; хотя Христос не боялся совершать это чудо под испытующими взглядами людей — Он воскресил принародно Лазаря и сына вдовы, но Он не мог допустить, чтобы такое множество народа вошло в дом порядочного человека, тем более когда вся семья была в скорби, поэтому Он отправил их назад. Он взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна, этих троих наиболее близких Ему учеников, намереваясь сделать их и родителей девочки единственными очевидцами чуда, так как этого количества свидетелей вполне достаточно для подтверждения его истинности.

2. Христос останавливает плачущих. Все плакали и рыдали о ней. Видимо, она была милым, подающим надежды ребенком, дорогим не только для своих родителей, но и для соседей. Но Христос запретил им: не плачьте, ибо она не умерла, но спит. Он подразумевал под этим, что в данном случае девочка не умерла окончательно, но вскоре будет воскрешена к жизни, и это будет выглядеть для близких так, как если бы она спала в течение нескольких часов. Но это можно отнести к каждому, кто умирает в Господе. Поэтому нам не следует скорбеть о них, как прочие, не имеющие надежды, потому что смерть для них — это только сон, не только в смысле отдыха от земных трудов, но и в смысле воскресения — пробуждения и восстания для вечной славы. Эти слова были сказаны Христом в утешение плачущим, но они нечестиво смеялись над Ним, насмехались, ибо в данном случае Он метал бисер перед свиньями. Кто подшучивает над сравнением смерти со сном как над глупостью, тот не знает писаний Ветхого Завета; однако из этого зла вышло добро, ибо таким образом стала очевидна истинность этого чуда: они знали, что она умерла, они были в этом уверены, и ничто иное, кроме Божественной силы, не могло вернуть ее к жизни. Мы не видим, чтобы Христос ответил на их насмешки, но Он вскоре оправдал Себя, и я надеюсь, что они сознали свой грех и никогда уже не смеялись ни над одним Его словом. Но Он выслал их всех вон, ст. 54. Они были недостойны стать очевидцами этого чуда. Тот, кто во время плача находит в себе способность смеяться над Его словами, может найти повод для смеха и в Его делах, поэтому выслать их было вполне справедливым.

VI. Возвращение девочки к жизни после ее краткого пребывания в собрании умерших: Он, взяв ее за руку (как делаем и мы, когда хотим кого-то разбудить или кому-то помочь), обратился к ней со словами: девица! встань, ст. 54. Таким образом дуга Христовой благодати протягивается одновременно со словами призыва и делает их действенными. Здесь ясно выражено то, что у других евангелистов лишь подразумевается: и возвратился дух ее; ее душа возвратилась, чтобы оживить ее тело. Это ясно доказывает, что и в отделенном от тела состоянии душа продолжает существовать и действовать, следовательно, она бессмертна; смерть не тушит этот светильник Господень, а вынимает его из темного фонаря. Душа — это, как правильно отмечает Гротий (Grotius), не κρασις, то есть не темперамент тела или что-то другое, умирающее вместе с ним, но anthypostaton ti нечто, существующее само по себе, что после смерти пребывает где-то в другом месте, не там, где тело. Где это время пребывала душа ребенка, нам не сказано; она была в руках Отца духов, к Которому возвращаются все души после смерти тела. Когда дух ее возвратился, девочка встала и показала этим движением, что она ожила, а также и своим аппетитом, так как Христос велел дать ей есть. Как новорожденные младенцы, так и вновь восставшие к жизни нуждаются в духовной пище, чтобы возрастать через нее. В последнем стихе мы читаем, что удивились родители ее, и в этом не было, конечно, ничего странного. Но если это означает, что только они удивились, а другие свидетели, насмехавшиеся над Христом, не были удивлены, то можно удивляться их тупости. Вероятно, именно это, а также желание дать пример скромности, послужило причиной того, почему Христос не хотел, чтобы это чудо было обнародовано.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 8 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.