Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 12 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе содержится ряд замечательных речей нашего Спасителя, сказанных Им по различным поводам; многие из них аналогичны по смыслу с теми, что мы уже встречали у Матфея, хотя сказаны они были по другим поводам. Мы можем предположить, что наш Господь Иисус проповедовал одни и те же истины, призывал к одним и тем же обязанностям в разное время и в разных обществах и что один евангелист передавал их как произнесенные Им в одно время, а другой — в другое. Мы нуждаемся в заповеди на заповедь и правиле на правило. Здесь:

I. Христос предупреждает учеников, чтобы они остерегались лицемерия и малодушия в исповедании христианства и проповеди Евангелия, см. 1−12.

II. Он предостерегает их также, в связи с просьбой одного алчного человека, против любостяжания и иллюстрирует Свое предостережение притчей о богаче, неожиданно умершем в то время, когда строил свои мирские планы и тешил себя надеждами, ст. 13−21.

III. Он убеждает Своих учеников возлагать все свои заботы на Бога, жить спокойно, доверяясь Его провидению, и призывает их сделать служение Богу своим главным делом, ст. 22−34.

IV. Он побуждает учеников бодрствовать в ожидании Его пришествия, обращая их внимание на то, что найденные верными тогда будут вознаграждены, а найденные неверными — наказаны, ст. 35−48.

V. Предупреждает учеников об ожидающих их скорбях и гонениях, ст. 49−53.

VI. Предупреждает народ о том, что им надо распознавать и использовать благоприятные времена и своевременно примириться с Богом, ст. 54−59.

Стихи 1−12. Мы находим здесь:

I. Огромную аудиторию, собравшуюся послушать проповедь Христа. Книжники и фарисеи искали обвинить Христа и причинить Ему зло, но народ, свободный от их предубеждения и зависти, восхищался Им, следовал за Ним и воздавал Ему честь. Между тем (ст. 1), когда Он находился в доме фарисея, состязаясь с теми, кто искал уловить Его, народ собрался на послеполуденную проповедь, проповедь после обеда, после обеда у фарисея, и Он не хотел разочаровывать людей. Несмотря на то что в утренней проповеди, когда народ сошелся во множестве (Лк 11:29), Христос сурово обличал их, называя родом лукавым, ищущим знамений, они все-таки снова собрались к Нему. Народ лучше воспринимал обличения в свой адрес, чем фарисеи — в свой. Чем усерднее фарисеи старались увести народ от Христа, тем больше они стекались к Нему. На этот раз собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, стараясь пробиться вперед, чтобы услышать Христа. Это приятное зрелище — видеть массу народа, стремящегося услышать слово и предпочитающего лучше потерпеть неудобства и опасности, чем упустить благоприятную возможность для своих душ. Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим? (Ис 60:8). Когда сеть забрасывается в местах скопления рыбы, можно надеяться кое-что поймать.

II. Наставления, которые Христос дает Своим последователям в присутствии собравшихся слушателей.

1. Он начал с предостережения против лицемерия. И говорил Он об этом прежде всего ученикам Своим, либо двенадцати, либо семидесяти. Они были предметом Его особых забот, Его семьей, Его школой, поэтому Он особенно предупреждает их как Своих возлюбленных сыновей. Они более других подвизались в исповедании веры, поэтому более других подвергались опасности быть лицемерными в нем. Им должно было проповедовать другим, и если они будут кривить душой, извращать Слово и лживо поступать, то их лицемерие будет хуже, чем кого-либо другого. Кроме того, среди них был Иуда, который лицемерил, Христос знал об этом и хотел таким образом либо образумить его, либо лишить его всякого извинения. Насколько нам известно, ученики Христа были лучшими людьми того времени, однако и они нуждались в предостережении против лицемерия. Христос говорил им об этом в присутствии множества народа, а не частным образом, когда находился наедине с ними, чтобы придать больше веса Своим словам, а также чтобы показать миру, что Он не одобряет лицемерия даже в Своих собственных учениках. Итак, заметим:

(1) Описание греха, против которого Он предостерегает Своих учеников: это закваска фарисейская.

[1] Лицемерие есть закваска, оно распространяется подобно закваске незаметно проникая внутрь человека и во все дела его. Оно поднимает и заквашивает, как закваска, ибо наполняет людей гордостью, отравляет злобой и делает их служение неугодным Богу.

[2] Это закваска фарисейская: «Это грех, присущий большинству из фарисеев. Опасайтесь подражать им, не будьте одного духа с ними и не вносите лицемерия в христианство, как они внесли его в иудаизм, не употребляйте свою религию для прикрытия зла, как делали они».

(2) Хороший аргумент против лицемерия: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, ст. 2−3. Бесполезно лицемерить, ибо рано или поздно истина обнаружится лживый язык — только на мгновение. Если вы сказали в темноте нечто такое, что вам не подобает говорить, что не согласуется с вашим открытым исповеданием, то это слышится во свете; тем или иным путем оно станет известным, ибо птица небесная может перенести слово твое (Еккл 10:20) и твое безумие и твоя фальшь откроются». Беззаконие, прикрываемое видом благочестия, может обнаружиться уже в этом мире, как это случилось с лицемерием Иуды и Симона волхва, либо очень нескоро, в судный день, когда откроются тайны всех сердец, Еккл 12:14; Рим 2:16. Если религия человека не направлена на то, чтобы побеждать и искоренять зло в его сердце, то она не всегда будет служить ему для прикрытия его. Придет день, когда лицемеры будут лишены своих фиговых листьев.

2. К этому Христос добавляет, что ученики Его обязаны быть верными поручению, возложенному на них, не изменять ему из малодушия или страха. Некоторые понимают ст. 2−3 как предупреждение ученикам, чтобы они не скрывали того, чему были научены и что должны передать всему миру. «Будут вас люди слушать или будут уклоняться — говорите им истину, всю истину и ничего, кроме истины. Что было сказано вам, о чем вы говорите между собою в личных беседах, в укромных местах, то говорите открыто, как бы вас ни оскорбляли, ибо если вы угождаете людям, то вы не рабы Христовы, вы не можете угодить Ему» (Гал 1:10). Это еще не самое худшее, возможно, им придется пострадать (хотя они никогда не погибнут), поэтому им следует вооружиться мужеством. Затем Христос приводит различные доводы, чтобы закалить их святой твердостью для предстоящего труда.

(1) «Говорю же вам, друзьям Моим... (ст. 4): силы ваших врагов ограничены (ученики Христа — это Его друзья, Он называет их друзьями и дает им дружеский совет), не бойтесь и не тревожьте себя страхами перед силой и яростью людей». Заметьте: те, кого Христос признал Своими друзьями, могут не бояться никаких врагов. «Не бойтесь никого из тех, кто убивает тело, пусть ни сила насмешников, ни даже убийц не заставит вас оставить ваш труд, чтобы вы, научившись торжествовать над самой смертью, могли сказать о них: Пусть они сделают наихудшее, потом они не смогут ничего более сделать, бессмертная душа живет, она счастлива и радуется в Боге, бросая всем им вызов». Отметим: те, кто могут убить только тело, не в состоянии причинить действительного вреда ученикам Христа, ибо, убивая тело, они лишь скорее отпускают его на покой, а душа идет к своему блаженству.

(2) Бога следует бояться больше, чем самых могущественных людей: «Но скажу вам, кого бояться... (ст. 5): чтобы вам меньше бояться людей, больше бойтесь Бога. Моисей победил свой страх перед гневом царя благодаря тому, что взирал на Невидимого. Исповедуя Христа, вы можете навлечь на себя гнев людей, которые не могут сделать большего, чем предать вас смерти (но без Божьего позволения они не сделают и этого); отрекаясь же от Христа и отвергая Его, вы навлекаете на себя гнев Бога, Который имеет власть ввергнуть вас в геенну, и никто не сможет помешать этому. Итак, из двух зол следует выбрать меньшее, а большего надо опасаться, поэтому Я говорю вам — бойтесь Его». Благословенный мученик епископ Хупер (Hooper) сказал: «Воистину, жизнь прекрасна, а смерть мучительна, но вечная жизнь прекраснее, а вечная смерть мучительней».

(3) Жизнь добрых христиан и служителей представляет собой предмет особых забот Божественного провидения, ст. 6−7. Чтобы не ослабеть в трудные и опасные времена, мы должны прибегать к помощи наших главных принципов и опираться на них. Твердая вера в учение о вселенском, всеобъемлющем провидении Божьем будет поддерживать нас в любое опасное время и ободрять в нашем уповании на Бога на пути послушания своему долгу.

[1] Бог заботится о самых ничтожных творениях, даже о малых птицах. «Хотя они оцениваются по два ассария за пять штук, ни одна из них не забыта Богом, но о каждой Он заботится и замечает смерть каждой из них. Вы же дороже многих малых птиц и поэтому можете быть уверены, что вы не забыты Богом, если даже вы находитесь в заключении, в изгнании и забыты вашими друзьями; смерть святых гораздо ценнее в глазах Божиих, чем смерть малых птиц».

[2] Бог заботится даже о самых незначительных нуждах учеников Христа: «А у вас и волосы на голове все сочтены (ст. 7), тем более сочтены все ваши вздохи, и слезы, и капли крови, которые вы проливаете за имя Христа. Бог считает все ваши утраты, чтобы возместить их, и они будут возмещены непременно с большой выгодой для вас».

(4) «В зависимости от того, признаете вы Христа или не признаете в настоящее время, Он также либо признает, либо отвергнет вас в оный великий день» (ст. 8−9).

[1] Чтобы побудить нас исповедовать Христа перед людьми, что бы мы ни теряли и как бы ни страдали за свою верность Ему, как бы дорого это нам ни стоило, Он заверяет нас, что кто исповедает Его теперь, того Он исповедает в великий день пред Ангелами Божиими, к его вечному утешению и славе. Иисус Христос исповедает не только то, что Он страдал за них и поэтому они должны пользоваться плодами Его страданий, но и то, что они тоже страдали за Него, что их страдания содействовали распространению Его Царства на земле и его интересам. Что может быть выше этой чести?

[2] Чтобы удержать нас от отречения от Христа и малодушного отвержения Его истин и Его путей, Он заверяет нас, что всякий, кто отвергается Его и предательски оставит Его, что бы он ни спас этим, хотя бы даже собственную жизнь, и что бы ни приобрел при этом, хотя бы даже целое царство, в конечном итоге он потеряет все, ибо отвержен будет Им пред Ангелами Божиими. Христос не узнает его и не признает Своим, не окажет никакого благоволения ему, а это обернется для него вечным ужасом и осуждением. Особое значение, которое придается здесь исповеданию или отвержению человека пред Ангелами Божиими, дает нам основание предположить, что значительная доля блаженства прославленных святых будет заключаться в том, что они в глазах ангелов будут не только правыми, но и достойными чести, ангелы будут любить и почитать их, они признают их, если они будут слугами Христовыми, как своих сослужителей и примут их в свое общество. И напротив, страдания осужденных грешников в значительной мере будут заключаться в том, что святые ангелы откажутся от них и будут свидетелями не только их бесчестья, о чем сказано здесь, но и их погибели, ибо они будут мучимы пред святыми Ангелами (Откр 14:10), которые не дадут им никакого облегчения.

(5) Поручение, с которым они должны быть вскоре посланы, чрезвычайно, в высшей степени важно для сынов человеческих, ст. 10. Они должны дерзновенно проповедовать Евангелие, ибо всякий, кто отвергнет их (после того как на них изольется Дух Святой, последнее средство обличения), понесет более суровое и тяжелое наказание, чем тот, кто теперь отвергает Самого Христа и противится Ему: «Он сотворит дела, больше сих, поэтому и большему наказанию подвергнутся те, кто будет поносить дары и действия Духа Святого в вас. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, кто преткнется на незначительности Его внешнего облика и презрительно, пренебрежительно отзовется о Нем, прощено будет: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Но тому, кто скажет хулу на Святого Духа, хулу на Христово учение, кто будет злобно противиться ему после излияния Духа Святого и Его свидетельства о прославлении Христа (Деян 2:33; Деян 5:32), будет отказано в прощении грехов; ему не будет пользы от Христа и Его Евангелия. Вы можете отряхнуть прах с ваших ног во свидетельство против поступающих таким образом и оставить их как неисцелимых; они лишились того покаяния и того прощения, ради которых Христос был вознесен, чтобы даровать им их, и проповедовать о которых вы посылаетесь». В период сверхъестественных даров и проявлений Духа Святого в церкви, предназначенных для знамения неверующим (1Кор 14:22), этот грех был, несомненно, более дерзким и положение, следовательно, было более безнадежным. Для тех, которые хотя и не сразу приходили к сознанию греха через проповедь учеников, но все-таки принимали их, оставалась некоторая надежда на спасение. Но те, которые хулили их, лишались этой надежды.

(6) Каким бы испытаниям они ни подвергались, они будут достаточно подготовленными к ним и с честью будут пронесены через них, ст. 11−12. Верный мученик за имя Христа должен не только претерпевать страдания, но и нести свидетельство, засвидетельствовать доброе исповедание, и постараться хорошо это сделать, так, чтобы дело Христа не пострадало, даже если сам он и пострадает. И если он позаботится об этом, то все остальное может возложить на Бога: «Когда же приведут вас в синагоги, поставят вас перед церковными старейшинами и иудейским судом, или к начальствам и властям, языческим правителям, государственным правителям, чтобы допросить вас о вашем учении, в чем оно состоит и чем доказывается, не заботьтесь, как или что отвечать или что говорить:

[1] Чтобы спастись. Не старайтесь хитростью и красноречием смягчить своих судей или какими-нибудь манипуляциями с законом спасти себя. Если есть воля Божья на то, чтобы вы были отпущены, и еще не пришло ваше время страдать, то Он Сам избавит вас от рук притеснителей.

[2] Чтобы послужить своему Господу. Стремитесь к этому, но не заботьтесь об этом, ибо Дух Святый, Дух премудрости, научит вас в тот час, что должно говорить и как говорить, чтобы прославить Бога и Его дело».

Стихи 13−21. В этих стихах мы читаем о том, как:

I. Один из слушателей весьма не вовремя обращается к Христу с просьбой рассудить его с братом по вопросу их наследства (ст. 13): «Учитель! скажи брату моему, скажи как пророк, как царь, со властью (он из тех, кто с уважением относится к Твоим словам), скажи ему, чтобы он разделил со мною наследство». Итак:

1. Некоторые думают, что его брат поступил с ним несправедливо и поэтому он просит Христа защитить его, потому что знал, что судебный процесс стоит дорого. Его брат был одним из тех, кого иудеи называли Бен-хамесен — сын насилия, который взял не только свою часть имущества, но и часть брата и силой отторгал ее у него. В мире существуют братья, совершенно лишенные естественного чувства справедливости и взаимной любви, которые делают своей добычей тех, кого обязаны защищать и опекать. И обиженный идет к Богу, Который творит правду и суд всем обиженным.

2. Другие предполагают, что этот человек задумал злое против своего брата и хотел, чтобы Христос помог ему осуществить его замысел; поскольку по закону старшему брату отходила двойная часть наследства и сам отец не мог распорядиться своим имением иначе, как только в соответствии с этим законом (Втор 21:16−17), то он хотел, чтобы Христос изменил этот закон и обязал бы старшего брата, который, возможно, был последователем Христа в общем смысле этого слова, поделить поровну с ним все наследство, разделить его Своей властью и оделить младшего брата наравне со старшим. Я полагаю, что именно так обстояло дело, потому что Христос воспользовался этим случаем, для того чтобы предостеречь Своих учеников против любостяжания, πλεονεξία — стремления иметь больше, больше того, чем Бог в Своем промысле наделил нас. Это было не законное желание получить свое, а греховное желание получить сверх того, что принадлежало ему.

II. Христос отказывается вмешиваться в это дело (ст. 14): «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Он не хочет в делах такого рода присваивать Себе ни законодательную власть, чтобы менять закон о наследовании, ни судебную, чтобы решать споры о наследстве. Он мог бы исполнить роль законодателя и судьи так же хорошо, как исполнял роль целителя, и так же прекрасно справился бы с этой тяжбой, как справлялся с болезнями, но не хотел делать этого, ибо не был уполномочен на подобные дела: «кто поставил Меня судить или делить вас?» Возможно, Он намекает здесь на оскорбление, нанесенное Моисею его собратом в Египте, чем Стефан впоследствии укорял иудеев, Деян 7:27,35. «Если бы Я выразил готовность сделать это, то вы сделали бы Мне такое же язвительное замечание, какое было сделано Моисею: Кто поставил Тебя судить или делить нас?» Он указывает этому человеку на его ошибку, отказывается принимать его прошение (оно было coram non judice — не к тому судье обращено) и таким образом отклоняет его иск. Если бы он пришел к Нему с просьбой помочь ему в стремлении обрести небесное наследство, то Христос помог бы ему. Но Он не будет делать ничего, что касается наследования земных богатств: кто поставил Меня судить? Отметим, Христос не был узурпатором, Он не присваивал Себе чести и славы больше, чем было Ему дано, Евр 5:5. Что бы Он ни делал, Он всегда мог сказать, какою властью это делает и кто дал Ему эту власть. Это открывает нам природу и устройство Царства Христова. Это духовное Царство, Царство не от мира сего.

1. Оно не вмешивается в полномочия гражданской власти и не посягает на власть царей. Христианство оставляет эти вопросы, как они есть, в распоряжение светской власти.

2. Оно не вмешивается в вопросы гражданских прав; оно обязывает всех поступать справедливо, согласно установленным нормам справедливости, но благодать не дает основания для господства.

3. Оно не поощряет наших надежд на получение от религии каких-то материальных выгод. Если этот человек рассчитывал на то, что, став учеником Христа, он получит с Его помощью имение своего брата, то он заблуждался: награда Христовых последователей совсем иного рода.

4. Оно не поощряет наши состязания с братьями и наши чрезмерно высокие требования, но скорее научает поступаться собственными правами ради мира.

5. Оно не позволяет служителям связывать себя житейскими делами (2Тим 2:4) и оставлять слово Божие, чтобы пещись о столах. Пусть этим занимается тот, чье это дело. Tractent fabrilia fabri каждому работнику свое ремесло.

III. Необходимое предостережение, данное Христом Его слушателям по поводу этого случая. Хотя Он не пришел для того, чтобы делить имения людей, однако Он пришел для того, чтобы направлять их совесть в этом вопросе, и хотел бы их всех предостеречь против того порочного принципа, который, как они видели, проявлял себя в других как корень многих зол. Итак:

1. Само предостережение (ст. 15): «Смотрите, берегитесь любостяжания... ὁρᾶτε — наблюдайте за собой, ревностно следите за тем, чтобы в сердца ваши не вкралась алчность; φυλάσσεσθε — берегите себя, держите строгий контроль над своим сердцем, чтобы алчность не господствовала в нем и не диктовала свои законы». Любостяжание — это грех, против которого мы должны всегда бодрствовать, и поэтому нас необходимо так часто предостерегать против него.

2. Причина, или аргумент, подкрепляющий это предостережение: «...ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения, то есть наше счастье и покой не зависят от нашего богатства в этом мире».

(1) Несомненно, жизнь души от этого не зависит, а душа — это человек. Предметы этого мира не соответствуют природе нашей души, они не могут удовлетворить ее потребности и желания, они не так долговечны, как долговечна душа. Больше того:

(2) Даже наша телесная жизнь и ее счастье не заключаются в изобилии вещей, ибо многие, имеющие небольшое богатство в этом мире, вполне довольны и счастливы (блюдо зелени со святой любовью лучше, нежели откормленный бык), они проходят через этот мир вполне счастливыми, в то время как обладатели больших богатств бывают несчастны, у них изобилие всего, но оно не утешает их, они лишают души свои блага, Еккл 4:8. Многие богатые люди недовольны и раздражительны, как Ахав и Аман. Какая же в таком случае им польза от их богатства?

3. Иллюстрация в виде притчи, суть которой сводится к тому, чтобы показать безумие мирских людей, проявляемое ими при жизни, и гибель, ожидающую их после смерти; она предназначена не только для того, чтобы остановить человека, пришедшего к Христу с прошением о разделе имущества и не проявлявшего при этом никакой заботы о своей душе и загробном мире, но и для усиления этого важного для всех нас предостережения — беречься любостяжания. Эта притча описывает жизнь и смерть богатого человека, предоставляя нам самим судить о том, был ли он счастливым человеком.

(1) Описание его земного богатства, его изобилия (ст. 16): у одного богатого человека был хороший урожай в поле, Хара-regio — поместье. У него было целое поместье, собственное владение. Заметьте, его богатство, в основном, заключалось в произведениях земли. Он имел много земли, и земля эта была плодородна; он богател, ибо, как говорится в пословице, деньги идут к деньгам. Отметим, плодородие земли это великое благословение, но часто Бог обильно одаривает им нечестивых людей, для которых оно становится сетью, чтобы мы не могли судить о Его любви или ненависти по тому, что видим перед собой.

(2) Чем было занято сердце этого человека среди такого изобилия. Здесь говорится о том, как он рассуждал сам с собою, ст. 17. Отметим, Бог Небесный знает и замечает все, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за все мы дадим Ему отчет. Он обнаруживает и судит помышления и намерения сердечные. Мы ошибаемся, если воображаем, что мысли сокрыты и что они свободны. Заметим здесь следующее:

[1] О чем он заботился и беспокоился. Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он, вместо того чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. Он говорил как человек, зашедший в тупик и полный недоумения: Что мне делать? Самый бедный нищий, не знающий, где добыть кусок хлеба, не мог бы говорить с большей тревогой, чем этот богач. Тревожная озабоченность — обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить; так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с ним, как его распределить. Наверное, богач произносил эти слова со вздохом: что мне делать? И если бы вы спросили его: в чем дело? — то оказалось бы, что он имеет слишком много добра и не знает, куда его сложить. Вот и все.

[2] Какими были его проекты и намерения. Они были, как результат его забот, такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы (ст. 18): «Вот что сделаю, и это самое разумное, что я могу предпринять, — сломаю житницы мои, потому что они слишком малы, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и тогда буду спокоен».

Во-первых, было безумием с его стороны называть плоды земли своими плодами и своим добром. Ему, вероятно, было приятно подчеркнуть, что это его плоды и его добро, в то время как все, что мы имеем, принадлежит Богу, а нам всего лишь предоставлено для пользования; мы являемся управляющими Его имением, бессрочными арендаторами Его земли. Я давал хлеб и вино, — говорит Господь, Ос 2:8−9.

Во-вторых, было безумием накапливать, а потом думать, как бы получше все это разместить. И соберу туда весь хлеб — как будто не следовало ничего уделить ни бедному, ни своей семье, ни левиту, ни пришельцу, ни сиротам и вдовам, но надо было все сложить в свои огромные житницы.

В-третьих, было безумием с его стороны так превозноситься своим состоянием, толковать о расширении житниц, как будто следующий год обязательно должен быть таким же плодородным, как этот; ведь может случиться, что в следующем году его новые житницы окажутся слишком большими, как в этом году они оказались слишком малыми. Вслед за урожайным годом обычно следуют голодные годы, как это было в Египте, поэтому на этот раз было бы лучше отложить некоторое количество хлеба.

В-четвертых, было безумием с его стороны думать, что строительством новых житниц он облегчит свои заботы; наоборот, строительство добавит ему новые заботы; кто знаком со строительным делом, тот знает, что это такое. Способ избавления от чрезмерных забот, предписываемый нам Богом, определенно успешен, но мирской способ только увеличивает их. Кроме того, когда богач сделал бы это, другие заботы посетили бы его, чем больше житницы, тем больше забот, Еккл 5:11.

В-пятых, было безумием замышлять и решать все так категорично и безоговорочно. Вот что сделаю: разрушу житницы мои и построю большие, я это сделаю; и он не добавляет при этом: если угодно будет Господу и живы будем, Иак 4:13−15. Безоговорочные проекты являются безумными проектами, ибо наши дни — в руках Божьих, а не в наших, и мы не знаем, что случится завтра.

[3] Какие приятные надежды он связывал с осуществлением своих планов. «Тогда скажу душе моей, уверенный в том, что хорошо обеспечил себя, независимо от того, скажет это Бог или нет: душа! — заметь, что я говорю, — много добра лежит у тебя на многие годы в этих житницах, теперь покойся, ешь, пей, веселись» (ст. 19). И в этом проявляется его безумие, так как наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему.

Во-первых, это было безумием с его стороны — откладывать свое утешение богатством на то время, когда осуществятся все его планы относительно него. Он успокоится лишь после того, как построит новые житницы и заполнит их (что требовало времени), а почему он не мог теперь чувствовать себя спокойно? Гротий (Grotius) здесь ссылается на историю Пирра, который планировал после победы стать властелином Сицилии, Африки и других мест. Ну а что, говорит его друг Синей (Cyneas), мы будем делать потом? Postea vemus, отвечает он. — Потом мы будем жить. At hos jam licet, говорит Синей (Cyneas). Мы можем жить и сейчас, если хотим.

Во-вторых, безумной была его уверенность в том, что его добро сохранится на многие годы, как будто его огромные житницы будут надежнее, чем те, которые у него были, ибо в течение нескольких часов они и все, что лежало в них, могли сгореть дотла, хотя бы от удара молнии, против которой у него не было никакой защиты. В течение немногих лет могут произойти значительные изменения: моль и ржа могут истребить, воры подкопать и украсть.

В-третьих, безумием было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. Одна ложка дегтя портит целую бочку прекрасного меда, а одна колючка — всю постель. Болезни, семейные неприятности и, особенно, нечистая совесть могут лишить покоя самого богатого человека.

В-четвертых, безумным было и его намерение использовать свое богатство только для того, чтобы есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть и удовлетворять ее чувственные вожделения, не помышляя о том, чтобы сделать добро другим и таким образом больше послужить Богу и своему поколению: как будто мы живем для того, чтобы есть, а не едим для того, чтобы жить, как будто счастье человека заключается только в чувственном удовлетворении, возведенном в высшее удовольствие.

В-пятых, это было большим безумием — обращаться к своей душе с подобными словами. Если бы он сказал: «Тело! покойся, ибо много добра лежит у тебя на многие годы», — то в этом был бы какой-то смысл. Но душа, если учесть, что она бессмертна, что она отделима от тела, никоим образом не заинтересована в житницах, полных пшеницы, и сундуках, полных золота. Если бы у него была душа свиньи, то он мог бы ее осчастливить изобилием пищи и питья, но какая от всего этого польза для человеческой души, которая нуждается в том, и желает того, чего не могут дать земные блага? Это величайшее безумие людей мира сего — надеяться обеспечить и удовлетворить свои души материальными богатствами и чувственными удовольствиями.

(3) Здесь приводится Божий приговор, а мы убеждены, что Его суждения истинны. Богач сказал себе, сказал своей душе: покойся. Если бы это сказал ему Бог, то он действительно был бы счастлив, так как Его Дух свидетельствует духу верующих, чтобы успокоить их. Но Бог сказал ему совершенно противоположное, а стоим мы или падаем, определяется Божьим суждением, а не нашим собственным, 1Кор 4:3−4. Его соседи прославляли его, что он ублажает душу свою (Пс 48:19), но Бог сказал, что он делал зло себе: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, ст. 20. Бог сказал ему, то есть Бог вынес решение относительно этого человека и сообщил ему о нем, либо через его собственную совесть, либо посредством какого-то случая, отрезвившего его, но, скорее всего, через то и другое. Это было сказано в то время, когда он находился в полноте изобилия (Иов 20:22), когда ему не давали уснуть заботы и планы по расширению житниц, — не за счет дополнения к ним двух или более пристроек, что вполне отвечало бы его целям, но путем разрушения старых и построения новых, больших, что удовлетворило бы его прихоти. Когда он прогнозировал таким образом, все продумывая до конца, а потом услаждал себя прекрасными мечтами о том, как он будет наслаждаться жизнью многие годы, тогда-то Бог и объявил ему Свой приговор. Так Валтасар был потрясен ужасом от написанного рукой на стене во время веселого пира. Заметим, что сказал Бог.

[1] Как Он охарактеризовал его: безумный, Навал, намекая на историю Навала, который был безумен (Навал — имя его, и безумие его с ним): сердце его замерло, и он стал как камень, когда он пировал за изобильным столом со стригущими овец его. Отметим, мирские люди — безумцы, и придет день, когда Бог назовет их собственным их именем — безумец и они сами назовут себя так.

[2] Приговор, который Бог вынес ему, был приговором к смерти: в сию ночь душу твою возьмут у тебя, потребуют у тебя (таково значение этих слов), и тогда кому же достанется то, что ты заготовил? Он думал, что имеет много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться с ним. Он думал, что оно будет радовать его, но он оставит его неизвестно кому. Отметим, смерть мирских, корыстолюбивых людей несчастна сама по себе и страшна для них.

Во-первых, она является принуждением, арестом, взятием души, души, которую ты сделал безумной. Что ты делаешь со своей душой? Ты не смог распорядиться ею лучшим образом? Душу твою возьмут у тебя. Это означает, что он не хотел расставаться с ней. Добрый человек, кто хранил сердце свое от мира, в свой смертный час радостно отдает свою душу, а у мирского она отнимается силой, ему страшно подумать о том, как он оставит этот мир. Душу твою возьмут от тебя. Бог возьмет ее и потребует за нее отчет. «Человек, что ты сделал со своей душой? Дай отчет в своем управлении». Возьмут, то есть возьмут злые ангелы, вестники Божьего правосудия. Добрые ангелы принимают добрые души, чтобы доставить их в место радости, а злые принимают нечестивые души, чтобы доставить их в место вечных мучений, они потребуют их, так как виновные души должны быть наказаны. Диавол востребует твою душу как свою собственность, ибо она, фактически, сама отдала себя ему.

Во-вторых, она будет внезапна, неожиданна. Это произойдет ночью, а ночью все страшное еще страшнее. Время смерти для доброго человека — светлое время, это его утро. А для мирского человека — это ночь, темная ночь, он погружается в скорбь. В сию ночь, именно в эту ночь, без промедления, никакого отпущения на поруки и никакой отсрочки не будет. В эту приятную ночь, когда ты сулишь себе многие годы, ты должен умереть и явиться на суд. Ты тешишь себя воображением о множестве веселых дней, веселых ночей и веселых пиршеств, но вот, среди всех этих мечтаний приходит конец всему, Ис 21:4.

В-третьих, она есть оставление всего, что он заготовил ради чего трудился и к чему готовился в будущем с таким усердием. Все то, в чем он видел свое счастье и на чем строил свои надежды, что питало его мечты, будет оставлено. Не пойдет за ним слава его (Пс 48:18), но он оставит мир таким же нагим, каким и пришел в него, и от всего накопленного им богатства не будет ему никакой пользы ни в смерти, ни на суде, ни в вечности.

В-четвертых, он даже не знает, кому достанется его богатство: «Кто будет владеть этим добром? Одно точно, что не ты. И ты не знаешь, какими окажутся те, кому ты намеревался его оставить, твои дети и родные. Будут ли они мудры или глупы, Еккл 2:18−19. Благословят ли они твою память или проклянут, будут ли они честью для твоей семьи или позором. Используют ли они оставленное им тобою в добрых целях или в недобрых, сохранят его или пустят на ветер. Более того, ты не знаешь, что те, кому ты собираешься оставить свое богатство, могут и не воспользоваться им, оно может достаться кому-то другому, о ком ты и не думал. Но если даже оно достанется тому, кому ты оставишь, ты не можешь знать, кому они в свою очередь оставят его, в чьи руки оно в конце концов попадет». Если бы люди могли предвидеть, кому достанется их дом, после того как они умрут, то многие из них предпочли бы предать его огню, а не благоустраивать.

В-пятых, она доказывает его безумие. Мирские, корыстолюбивые люди безумны в своей жизни: Этот путь их есть безумие их... (Пс 48:14), но их безумие становится более очевидным, когда они умирают: и глупцом останется при конце своем (Иер 17:11), ибо тогда станет ясно, что он собирал сокровища в мире, из которого уходит, и не позаботился собрать их в том мире куда теперь направляется.

И, в заключение, о применении этой притчи (ст. 21): Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Таков путь и таков конец подобных людей. Заметим здесь следующее.

1. Описание мирского человека. Он собирает сокровища для себя, для тела, для мира, для себя, а не для Бога, для своего я, от которого надо отречься.

(1) Он ошибочно считает, что его плоть это и есть он сам, как будто человек — это только тело. Если исходить из правильного определения и понимания нашего я, то только истинный христианин собирает сокровища для себя и мудр для себя, Притч 9:12.

(2) Его ошибка в том, что он сделал своим занятием собирание сокровищ для плоти и называет это собиранием для себя. Все его труды — для рта его (Еккл 6:7), для удовлетворения плоти.

(3) Другая его ошибка в том, что он считает своим сокровищем то, что он собрал для мира, для своей плоти, для земной жизни; он почитает это богатством, на которое он полагается, ради которого истощает себя, к которому привязано его сердце.

(4) Самая большая из всех его ошибок состоит в том, что он не стремится богатеть в Бога, богатеть в глазах Божиих, что действительно делает нас богатыми, Откр 2:9; богатеть в Божественном, богатеть верою (Иак 2:5), богатеть добрыми делами, плодами праведности (1Тим 6:18), богатеть благодатью, утешением и духовными дарами. Многие, обладающие богатствами этого мира, совершенно лишены того, что действительно обогащает душу, что делает человека богатым в Боге, богатым для вечности.

2. Безумие и несчастье мирского человека: Так бывает с тем... Наш Господь Иисус Христос, знающий конец всего, говорит нам, каков будет его конец. Отметим, это невыразимое безумие большей части человечества — стремиться к сокровищам этого мира больше, чем к сокровищам иного мира; думать, что все временное, необходимое для плоти, важнее того, что необходимо для души и вечной жизни.

Стихи 22−40. В этом отрывке наш Господь Иисус преподает Своим ученикам некоторые необходимые и полезные уроки. Он давал им их и раньше, и впоследствии пользовался всяким случаем, чтобы напомнить о них, ибо они нуждались в заповеди на заповедь, в правиле на правило: «Посему, так как многие погибают из-за любостяжания и чрезмерной привязанности к земному богатству, говорю вам, Моим ученикам: берегитесь его». Ты же, человек Божий, убегай сего, а также и ты, человек мира сего, 1Тим 6:11.

I. Христос предписывает не отягощать себя беспокойными заботами о средствах к существованию: не заботьтесь для души вашей, ст. 22. В предыдущей притче Он предостерегал нас против любостяжания, которое более всего угрожает богатым людям, то есть против чувственного наслаждения изобилием мирских благ. Ученики могли подумать, что им это не грозит, так как у них не было изобилия или разнообразия, чтобы хвалиться им. Поэтому Христос предостерегает их против другого вида любостяжания, которому более всего подвержены имеющие немного в этом мире, к каким относились и Его ученики как раньше, так тем более и теперь, когда они все оставили ради Христа, а именно: против чрезмерных забот о необходимых средствах к существованию. «Не заботьтесь для души вашей, то есть о сохранении ее, если она находится в опасности, ни о необходимом обеспечении ее, о пище или одежде, что вам есть или во что вам одеться». На этом предостережении Христос уже подробно останавливался (Мф 6:25−34), здесь Он использует те же самые аргументы, чтобы побудить нас возложить на Бога все наши заботы, так как это верный способ избавиться от них. Далее рассмотрим:

1. Бог, Который совершил для нас нечто большее, конечно же, сделает для нас и это малое. Бог дал нам душу и тело без какой-либо заботы с нашей стороны, и поэтому мы спокойно можем предоставить Ему заботиться о пище для поддержки нашей жизни и об одежде для защиты нашего тела.

2. Мы можем надеяться на то, что Бог, заботящийся о низших творениях, позаботится и о добрых христианах. «Доверьте Богу заботу о пище, ибо Он питает и воронов (ст. 24), они не сеют, не жнут, не заботятся и не переживают преждевременно о том, как прокормить себя, и тем не менее имеют пищу и не погибают из-за ее недостатка. Посмотрите, сколько же вы лучше птиц, лучше воронов. Доверьте Богу заботу об одежде, ибо Он одевает и лилии, ст. 27−28; они ничего не заготавливают для своей одежды, не трудятся, не прядут, корень их в земле совершенно гол, некрасив, однако, когда цветок вырастает, он бывает таким удивительно красивым! Итак, если Бог так одевает цветы, которые увядают и погибают, то тем более оденет вас в одежду, подходящую для вас, соответствующую вашей природе, как Он одевает цветы соответственно их природе». Когда Бог питал народ израильский манной в пустыне, Он позаботился и об их одежде. Хотя Он и не обеспечивал их новой одеждой, однако сделал так, что имевшиеся у них одежды не ветшали на них, Втор 8:4. Так Он оденет и Свой духовный Израиль. Не будем же маловерами. Отметим, наша чрезмерная озабоченность есть следствие нашей слабой веры. Сильная практическая вера во вседостаточность Бога, в Его отцовское отношение к нам, основанное на завете, и особенно в Его драгоценные обетования, относящиеся как к этой жизни, так и к будущей, сильна, силой Божьей, разрушить твердыни тревожных, мучительных предчувствий и страхов.

3. Наши заботы бесплодны, тщетны и бессмысленны, поэтому глупо предаваться им. Они не помогут нам достигнуть желаемого, и поэтому не должны нарушать наше спокойствие (ст. 25): «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть, может прибавить себе жизни хотя бы на один год или на один час? Если вы не в состоянии сделать такую малость, если не в вашей власти даже изменить свой рост, то зачем же вы отягощаете себя заботами о том, что сверх ваших сил, что следует доверить Богу?» Отметим, это мудро с нашей стороны — принимать свое положение, как и свой рост, таким, как оно есть, используя его наилучшим образом, ибо раздражительность и беспокойство, недовольство и озабоченность не улучшат его.

4. Чрезмерное стремление к благам этого мира, пусть даже и необходимым, губительно для учеников Христа (ст. 29−30): «Что бы ни делали другие, вы не ищите, что вам есть или что пить, не тревожьте себя этими заботами, не отягощайте себя постоянными усилиями, не бегайте туда-сюда, вопрошая, что вам есть, или пить, как враги Давида, которые бродят, чтобы найти пищу (Пс 58:16), или как орел, который высматривает себе пищу, Иов 39:29. Ученикам Христа не подобает искать свой хлеб таким образом, они должны просить у Бога каждый день. Они не должны быть сомневающимися, подобными атмосферным явлениям, изменяющимся при всяком изменении направления ветра; не подымайтесь и не падайте, как они, но сохраняйте самообладание, будьте уравновешенными и твердыми, уверенными в сердце своем. Не живите в беспокойных заботах. Пусть ваши умы не мечутся между надеждой и страхом, пребывая в постоянных терзаниях». Детям Божьим не следует тревожиться, ибо:

(1) Это значит уподобляться людям мира сего: «Потому что всего этого ищут люди мира сего, ст. 30. Они заботятся только о плоти, а не о душе, только о мирском, и ни о чем другом, ищут лишь того, что можно съесть и выпить. Не зная всемогущего Бога, чтобы искать Его и уповать на Него, они обременяют себя непомерными заботами обо всем этом. Но вам не пристало так поступать. Вы, призванные из этого мира, не должны сообразовываться с миром и ходить путем сего народа» (Ис 8:11−12). Когда нами овладевают чрезмерные заботы, задайте себе вопрос: «Кто я, христианин или язычник? Если я христианин, если я крещен, то следует ли мне вставать в один ряд с язычниками и объединяться с ними в их стремлениях?»

(2) У них нет нужды тревожиться о средствах к существованию, потому что они имеют Отца, Который заботится и будет заботиться о них: «Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том, и учитывает ее, Он восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе, ибо Я — ваш Отец, Он сотворил вас нуждающимися в этом и поэтому сострадает вашим нуждам. Ваш Отец, Который хранит вас, воспитывает, Который предназначил для вас наследство, позаботится о том, чтобы вы ни в чем не имели нужды».

(3) Они имеют нечто лучшее, о чем следует заботиться и к чему следует стремиться (ст. 31): «Наипаче ищите Царствия Божия и заботьтесь о нем; вы, ученики Мои, которые должны проповедовать Царствие Божие, отдайте свои сердца этому труду, пусть ваша главная забота будет о том, как лучше исполнить его, и это отвлечет ваши мысли от чрезмерных забот о мирском. Пусть все, нуждающиеся в спасении души, ищут Царствия Божия, ибо только в нем они будут безопасны. Ищите доступа в него, ищите успехов в нем, ищите царства благодати, чтобы быть его гражданами; царства славы, чтобы царствовать в нем, и тогда это все приложится вам. С усердием и старанием занимайтесь делами своей души, и тогда Бог возьмет на Себя все остальные ваши заботы».

(4) У них есть нечто лучшее, на что они могут уповать: Не бойся, малое стадо!.. (ст. 32). Освобождение от излишних забот необходимо для того, чтобы избавиться от страхов. Мучаясь в предчувствии грозящей беды, мы обременяем себя заботой о том, как избежать ее, тогда как она может оказаться всего лишь плодом нашего собственного воображения. Поэтому не бойся, малое стадо, но уповай до конца, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Этих слов утешения мы не находим в Евангелии Матфея. Отметим:

[1] Христово стадо в этом мире мало, Его овцы малочисленны и слабы. Церковь — это виноградник, сад, маленькое пятнышко по сравнению с огромной пустыней этого мира, как Израиль (3Цар 20:27) был подобен двум небольшим стадам коз, в то время как сирияне наполняли землю.

[2] Хотя это стадо мало, а враги значительно превосходят его по численности, и поэтому оно находится в опасности быть побежденным ими, тем не менее Христос хочет, чтобы оно не боялось: «Не бойся, малое стадо, знай, что ты находишься в безопасности под защитой и водительством великого и доброго Пастыря, поэтому будь спокойно».

[3] Каждому, кто принадлежит к стаду Христову, Бог приготовил Царство, венец славы (1Пет 5:4), престол власти (Откр 3:21), неисследимые богатства, значительно превосходящие земные сокровища царей. Овцам по правую сторону будет предложено войти и наследовать Царство, принадлежащее им навеки, каждому из них.

[4] Царство дается по Божьему благоволению: Отец ваш благоволил дать вам Царство, не по долгу, а по благодати, по щедрой, суверенной благодати. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Это Царство принадлежит Ему, и разве Он не может делать со Своей собственностью, что Ему угодно?

[5] Перспективы и надежды Царствия должны усмирять и подавлять страхи малого Христова стада в этом мире. «Не бойтесь беды, ибо хотя она и придет, однако не встанет между вами и Царством Божьим, которое уже близко. (То есть никакое зло, одна мысль о котором заставляет трепетать, не может отлучить нас от любви Божьей.) Не бойтесь недостатка в чем-либо, ибо если ваш Отец благоволил дать вам Царство, то можете не сомневаться, что Он будет нести на пути туда ваши бремена».

II. Он повелевает им позаботиться о надежном обеспечении для своих душ путем накопления сокровищ на небе, ст. 33−34. Поступающие так могут быть спокойны относительно всех событий жизни.

1. «Будьте равнодушны к этому миру, ко всему, чем вы обладаете в нем: продавайте имения ваши и давайте милостыню, то есть если вам нечем помочь тому, кто действительно нуждается, то продайте излишки своего имения, все, что вы можете сэкономить на содержании себя и своей семьи, и давайте бедным. Продавайте имения ваши, если вы видите, что они препятствуют вашему служению Христу. Не думайте, что вы пропадете, если вас оштрафуют, арестуют или изгонят за свидетельство Христа, так что вы будете вынуждены продать свое имение, хотя бы это было наследство вашего отца. Продавайте не с той целью, чтобы копить вырученные деньги или отдать их в рост, но чтобы давать милостыню. Что отдано как милостыня, и отдано надлежащим образом, то положено на самое надежное хранение и под самые высокие проценты.

2. «Прилепитесь сердцем своим к миру иному и отвращайтесь от этого мира. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, которые не опустошаются, влагалища, наполненные не золотом, а добродетелями сердца и добрыми делами жизни, такие влагалища будут вечными». Милосердие пойдет вместе с нами в мир иной, ибо оно вплетено в душу нашу, и наши добрые дела последуют за нами, ибо Бог не неправеден, чтобы забыть их. Они будут нашими сокровищами на небесах, которые обогатят нас для вечности.

(1) Это сокровище неоскудевающее, мы можем тратить его всю вечность, и оно не будет истощаться, нет опасности увидеть его дно.

(2) Это сокровище никто не сможет украсть у нас, ни один вор не приблизится к нему, то, что хранится на небесах, недосягаемо для врагов.

(3) Это сокровище не оскудевает при использовании его и не портится при хранении, моль не портит его, как нашу одежду, которую мы сейчас носим. Из этого вытекает, что мы собираем себе сокровища на небесах, если сердце наше на небе, в то время как мы еще находимся здесь (ст. 34), то есть если мы много размышляем о небе, взираем на Небо, ободряем себя надеждами на Небо и боимся не достичь его. Но если сердце ваше прилепилось к земле и к земному, то есть опасность, что ваше сокровище и удел ваш здесь, а это все погибнет, когда вы оставите их.

III. Он увещевает Своих учеников готовиться и всегда быть готовыми к Его пришествию, когда все те, кто собрал свои сокровища на небе, вступят во владение ими, ст. 35 и далее.

1. Христос есть наш Господин, а мы — Его слуги, и не только работающие слуги, но и ожидающие Господина своего, слуги, которые должны оказывать Ему честь, служа Ему и внимая Ему: Кто Мне служит, Мне да последует. Следуйте за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Но это не все, они должны также оказывать Ему честь, ожидая Его, ожидая Его прихода. Мы должны быть подобны людям, ожидающим Господина, которые долго не ложатся спать, бодрствуют, чтобы быть готовыми встретить его, как бы поздно он ни задерживался.

2. Христос, наш Господин, хотя и ушел от нас, но скоро вернется, вернется с бракосочетания, с празднования брака, происходившего вне дома, чтобы закончить его дома. Христовы слуги находятся сейчас в состоянии ожидания, они ожидают явления славы своего Господина и все делают с мыслями об этом, и для этого. Он придет, чтобы испытать Своих рабов, и поскольку это будет решающий день, они либо останутся с Ним, либо будут изгнаны, в зависимости от их состояния, в котором Он найдет их в тот день.

3. Время возвращения нашего Господина неизвестно, это произойдет ночью, глубокой ночью; Он так надолго откладывает Свой приход, что многие уже перестали ожидать Его: во вторую стражу — около полуночи, или в третью стражу — сразу после полуночи, ст. 38. Его приход к нам, в наш смертный час, неизвестен, и для многих это будет большой неожиданностью: в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (ст. 40), без всяких предварительных сообщений. Здесь говорится не только о неопределенности времени Его прихода, но и о беспечности большинства людей, которые не думают и совершенно не обращают внимания на данные им предупреждения, так что, когда бы Он ни пришел, это будет в тот час, в который они не думают.

4. Христос ожидает и требует от Своих слуг, чтобы они были готовы тотчас отворить Ему дверь, когда бы Он ни пришел (ст. 36), то есть они должны быть готовы принять Его, вернее быть принятым Им, чтобы Он нашел их, Своих слуг, в надлежащем состоянии: с препоясанными чреслами (здесь намек на рабов, готовых идти, куда бы их ни послал их господин, и сделать все, что он прикажет им, длинные одежды которых подобраны, так как иначе они, свисая, будут сковывать их движения) и встречающих своего господина с горящими светильниками, чтобы светить своему господину на пути в дом вплоть до его горницы.

5. Блаженны будут те рабы, которые окажутся готовыми, в надлежащем состоянии, когда придет их Господь (ст. 37): Блаженны рабы те... которые после долгого ожидания все еще будут ожидать, пока не настанет час прихода их Господа, и будут найдены бодрствующими в момент Его прихода, узнают Его первое приближение и Его первый стук. И еще (ст. 38): блаженны рабы те, ибо тогда настанет время их возвышения. Им будет оказана такая честь, какую вряд ли мы найдем среди людей: Он посадит их, и подходя станет служить им, ст. 37. Нет ничего необычного в том, что жених прислуживает за столом своей невесте. Но прислуживать своим слугам — это не в человеческих правилах. Однако Христос был среди Своих учеников слугой и некогда служил им, желая показать Свою любовь и снисхождение: препоясался и служил им, умывая их ноги, Ин 13:4−5; это означает радость, с какой они будут приняты в ином мире Господом Иисусом, Который ушел прежде, чтобы подготовить для них место, и сказал им, что Его Отец почтит их, Иона 12:26.

6. Нам потому не дано знать точного времени Его пришествия, чтобы мы были готовы в любое время, ибо не заслуживает похвалы тот, кто был готов к нападению, потому что знал заранее точный час, когда оно произойдет: Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то, если бы даже был беспечным человеком, бодрствовал бы и спугнул бы вора, ст. 39. Но мы не знаем, в какой час нам будет дан сигнал, и поэтому должны ожидать его в любое время, всегда находиться на страже. Или эти слова можно отнести к несчастному положению тех, кто беспечен и не верит в действительность этого великого события. Если бы хозяин дома был извещен об опасности быть ограбленным в такую-то ночь, то не ложился бы спать, а охранял бы свой дом; но мы предупреждены о том, что пришествие нашего Господа будет таким же неожиданным, как приход вора, чтобы привести в смятение и погубить беспечных грешников, и тем не менее не бодрствуем как должно. Если люди так заботятся о своих домах, то будем и мы мудрыми, позаботимся о своих душах. Поэтому будьте готовы так же, как был бы готов встретить вора хозяин дома, если бы знал час его прихода.

Стихи 41−53. I. Вопрос Петра, заданный им Христу по поводу предыдущей притчи (ст. 41): «Господи! к нам ли, постоянно следующим за Тобою, к Твоим служителям, притчу сию говоришь, или и ко всем, пришедшим поучиться от Тебя, ко всем слушателям, а через них и ко всем христианам?» Петр и теперь, как он часто это делал, говорит за всех учеников. Мы должны благодарить Бога, за то что существуют такие смелые люди, обладающие даром слова; однако пусть таковые остерегаются, чтобы им не возгордиться. Петр просит Христа объяснить, указать, что Он намеревался сказать предшествующей притчей. Он называет ее притчей, поскольку она была не просто иносказанием, но имела очень важный, глубокий, полный назидания смысл. «Господи, — говорит Петр, — это относится к нам или ко всем?» В Евангелии Марка Христос дает прямой ответ: А что вам говорю, говорю всем, Mк 13:37. Но здесь Он, вероятно, хочет показать, что это касается, главным образом, апостолов. Отметим, мы все должны применять к себе то, что Христос в Своем слове предназначает для нас: К нам ли Ты говоришь это? Ко мне ли? Говори, Господи, ибо слушает раб Твой. Это слово относится ко мне? Говори к моему сердцу.

II. Ответ Христа на этот вопрос адресован Петру и всем остальным ученикам. Если сказанное Христом прежде относилось не только к ним, но вообще ко всем христианам как Его слугам, чтобы они бодрствовали и молились о пришествии Христа, то последующие Его слова относятся особенно к служителям, домоправителям в доме Христа. Итак, наш Господь Иисус говорит им:

1. Что является их долгом как домоправителей и какое поручение дано им.

(1) Они домоправители в доме Божием, подчиненные Христу, Кому принадлежит дом. Служители получили от Христа власть проповедовать Евангелие, отправлять таинства Христовы и прилагать печати завета благодати.

(2) Их обязанность — раздавать Божьим детям и слугам меру хлеба, какая кому положена, кого надо — вразумлять, кого надо — утешать. Suum cuique — каждому свое. Это означает верно преподавать слово истины, 2Тим 2:15.

(3) Давать все это в свое время, в то время и таким путем, какие более всего подходят состоянию и характеру питаемых словом; в свое время сказать слово утомленному.

(4) В этом они должны были показать себя верными и благоразумными, верными своему Господину, возложившему на них это ответственное задание, и своим товарищам, ради блага которых они исполняют его, а также благоразумными, использующими всякую возможность прославить своего Господина и послужить Его семье. Служители должны быть и верными и благоразумными.

2. Как блаженны будут они, если окажутся верными и благоразумными (ст. 43): Блажен раб тот...:

(1) Который так поступает, то есть не ленится, не предается праздности; домоправители должны быть делателями, быть слугами для всех.

(2) Который так поступает, поступает, как должен поступать, дает им их меру хлеба в виде общей проповеди и личного применения ее.

(3) Который будет найден поступающим так, когда придет его Господин, который будет верным до конца, невзирая на трудности, могущие встретиться ему на пути. Блаженство добросовестного служителя можно уподобить блаженству домоправителя, хорошо показавшему себя в невысоком и ограниченном служении и удостоившемуся более почетного и ответственного служения (ст. 44): над всем имением своим поставит его, как случилось с Иосифом, который был поставлен над всем домом фараона. Отметим, служители, которые обрели милость Божью оказаться верными Ему, получат еще большую милость, когда будут обильно вознаграждены за свою верность в день Господень.

3. Какая страшная расплата ожидает их, если они окажутся неверными, вероломными, ст. 45−46. Если слуга будет драчливым и нечестивым, то он будет призван к ответу и понесет суровое наказание. Об этом уже говорилось в Евангелии Матфея, и поэтому здесь рассмотрим только следующее:

(1) Наше ожидание второго пришествия Христа как события удаленного от нас во времени является причиной всех тех нарушений, которые делают страшной мысль о нем: Он сказал в сердце своем: «не скоро придет господин мой». Терпение Христа часто неправильно истолковывается как промедление, что расхолаживает Его детей и ободряет Его врагов.

(2) Гонители народа Божьего обычно склонны к беспечности и сластолюбию, они бьют своих собратьев, едят и пьют с пьяницами, проявляя полное равнодушие к своим грехам и к страданиям своих братьев, как царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении. Они пьют, чтобы заглушить крик собственной совести и ввести в заблуждение тех, кто иначе плюнул бы им в лицо.

(3) Всех злых людей ожидает страшный конец и суровое наказание, но особенно злых служителей. Он будет неожиданным для них, в час, в который не думают. Он будет для них определением на вечные страдания, они будут рассечены и подвергнутся одной участи с неверными.

4. Как усугубятся их грех и наказание тем, что они знали свой долг и не исполняли его (ст. 47−48): Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, он будет подвергнут более тяжкому наказанию; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше, его наказание, с учетом его неведения, будет смягчено. Здесь Христос, вероятно, имеет в виду закон, делающий различие между грехами, совершаемыми по неведению, и умышленными грехами (Чис 15:29−30; Лев 5:15), а также закон относительно количества ударов, даваемых преступнику соответственно его преступлению, Втор 25:2−3. Итак, (1) Незнание долга частично извиняет грех. Тот, кто не знал волю господина по своей беспечности и небрежности, а также из-за того, что не имел такой возможности, как другие узнать ее, и сделал достойное наказания, будет бит, потому что мог бы получше знать свой долг, но меньше, так как его неведение отчасти извиняет его, хотя и не полностью. Так, по неведению иудеи распяли Христа (Деян 3:17; 1Кор 2:8), и на этом основании Он выступает в их защиту: Прости им, ибо не знают, что делают.

(2) Знание долга усугубляет грех: Раб же тот, который знал волю господина своего... бит будет много. Бог по справедливости накажет его более сурово за неправильное использование знаний, которые Он дал ему и которые кто-то другой мог использовать лучшим образом, так как это свидетельствует о его большом своеволии и пренебрежении грехом против знания; какого более мучительного наказания удостоится тогда он, кроме тех многочисленных ударов, которые ему нанесет его собственная совесть! Сын, помни. Здесь указывается причина такой строгости: кому много вверено, с того больше взыщут, особенно если вверено как долг, за исполнение которого он должен дать отчет. Много вверено тому, кто в большей степени, чем другие, наделен умственными способностями, знаниями и образованием, кто более сведущ в познании Священного Писания; от таких людей потребуется соответствующий отчет.

III. Дальнейшая беседа Христа о Его собственных страданиях, которые Он ожидал, и о страданиях Его последователей, — Он хотел бы, чтобы они тоже жили в ожидании страданий. В общем (ст. 49): Огонь пришел Я низвесть на землю... Некоторые понимают под этим проповедь Евангелия и излияние Духа, святого огня. Христос пришел, чтобы послать его для очищения мира, для удаления из него примесей, для сжигания соломы, и этот огонь уже возгорелся. Евангелие начало проповедоваться, некоторое вступление к излиянию Духа Святого уже имело место. Христос крестил Духом Святым и огнем, впоследствии этот Дух сошел в виде огненных языков. Однако, как следует из дальнейшего контекста, правильнее понимать под этим огонь преследований. Не Христос виновник этих преследований, но грех подстрекателей, преследователей, однако Он допускает их, больше того, Он назначает их как очищающий огонь для испытания преследуемых. Этот огонь уже возгорелся в виде вражды плотских иудеев к Христу и Его последователям. «Как желал бы Я чтобы он уже возгорелся! Что делаешь, делай быстрее. Если он уже возгорелся, что буду делать Я? Буду ли ждать, когда он погаснет? Нет, ибо он должен охватить Меня и всех, и он будет содействовать славе Божьей».

1. Он Сам должен много пострадать, Он должен пройти через этот огонь, который уже возгорелся: Крещением должен Я креститься, ст. 50. В Пс 65:12 и 68:2−3 скорби уподобляются огню и воде. Христовы страдания — это и огонь и вода. Он называет их крещением (Мф 20:22), ибо был орошен, или окроплен, ими, как израильский народ был крещен в облаке, и был погружен в них, как израильский народ был крещен в море, 1Кор 10:2. Он должен был быть окроплен Своею собственной Кровью и кровью Своих врагов, Ис 63:3. Заметьте здесь:

(1) Предвидение Христом Своих страданий. Он знал, чему будет подвержен, и знал необходимость этого: Крещением должен Я креститься. Он называет Свои страдания словом, смягчающим их значение: это крещение, а не потоп, Я должен погрузиться в них, но не буду потоплен. Это слово также освящает страдания, ибо крещение — это слово, освящающее их, крещение есть священный обряд. Христос Своим страданиями посвятил Себя славе Божьей и освятил Себя, чтобы быть Священником навеки, Евр 7:27−28.

(2) Готовность Христа пострадать: как Я томлюсь, пока сие совершится! Взирая на славный результат Своих страданий, Христос страстно стремился к тому времени, когда Он должен будет пострадать и умереть. Это намек на родовые муки женщины, которая страдает, чтобы разрешиться, и принимает с готовностью эти страдания, потому что они приближают рождение ребенка, и желает, чтобы они были острыми и сильными, чтобы этот труд было скорее завершен. Страдания Христа были муками Его души, которые Он радостно переносил в надежде увидеть Свое потомство, Ис 53:10−11. Так сильно жаждало Его сердце искупления и спасения человечества.

2. Христос говорит окружающим Его, что они также должны будут перенести трудности и тяжелые испытания (ст. 51): «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле... дать вам мирно владеть землей и внешне благоденствовать на земле?» Эти слова Христа означают, что они были готовы думать именно так, больше того, они полагали, что Евангелие будет встречено со всеобщим одобрением, что люди будут единодушно приветствовать его и поэтому постараются сделать проповедников Евангелия обеспеченными и великими людьми, что если Христос и не дал им богатства и власти, то, по крайней мере, даст им мир. Эти понятия их находили поддержку в различных местах Ветхого Завета, говорящих о мире в Царстве Мессии, под которым они понимали внешний мир. «Нет, — сказал Христос, — вы заблуждаетесь. События будут развиваться в противоположном направлении, не тешьте себя иллюзиями. Вы убедитесь, (1) Что проповедь Евангелия произведет разделение». Не потому, что цель Евангелия и его тенденция не состоят в том, чтобы объединить всех сынов человеческих друг с другом, сроднить их святой любовью; если бы все приняли Евангелие, то именно так и случилось бы. Но поскольку существует множество людей, не только не желающих принимать Евангелие, но и противящихся ему, людей, которых проповедь Евангелия раздражает и принявшие его приводят в ярость, то оно оказывается если и не причиной, то поводом для разделения. Пока сильный с оружием охранял свой дом в языческом мире, в безопасности было его имение, все было спокойно, ибо все шли одним путем: философы различных течений, почитатели разных божеств довольно мирно уживались друг с другом. Но когда было проповедано Евангелие и многие были просвещены им и обратились от власти сатаны к Богу, тогда спокойное сосуществование нарушилось, произошел шум и движение, Иез 37:7. Одни отделились, приняв Евангелие, а другие яростно ополчились против них. Более того, и среди принявших Евангелие возможны различные мнения по несущественным вопросам, что обычно вызывает разделения. И Христос допускает это ради святых целей (1Кор 11:18), чтобы христиане могли научиться взаимному снисхождению и практиковали его в своей жизни, Рим 14:1−2.

(2) «Что это разделение проникнет и в отдельные семьи, проповедь Евангелия даст повод к раздорам между ближайшими родственниками» (ст. 53): Отец будет против сына, и сын против отца... когда один обратится в христианство, а другой нет, потому что обратившийся будет стараться своим свидетельством и добрым отношением обратить и другого, 1Кор 7:16. Павел сразу после своего обращения говорил и состязался с эллинистами, Деян 9:29. Продолжающий жить в неверии будет раздражаться, ненавидеть и гнать того, кто своей верой и послушанием свидетельствует против него и осуждает его неверие и непослушание. Дух фанатизма и преследования разрушит самые крепкие узы родственных отношений и естественных привязанностей; см. Мф 10:35; Мф 24:7. Даже матери и дочери могут стать противниками из-за веры, так что неуверовавшие окажутся настолько жестокими, что будут предавать в руки кровожадных гонителей тех, кто уверовал, хотя они очень близки и дороги им. В Деяниях Святых Апостолов мы находим, что всюду, куда приходило Евангелие, начинались гонения, появлялось много противников и поднимался немалый мятеж против пути Господня. Поэтому пусть ученики Христа не ожидают на этой земле мира для себя, ибо они посылаются как овцы среди волков.

Стихи 54−59. Преподав в предыдущих стихах урок Своим ученикам, Христос обращается к народу и дает уроки для них, ст. 54. Сказал же и народу. Он проповедовал ad populum народу, как и ad clerum духовенству. Христос хочет, чтобы они были такими же мудрыми в духовных вопросах, какими являются в земных. Он преподает два урока для них.

I. Им надо научится распознавать пути Господни, касающиеся их, чтобы подготовиться соответствующим образом. Они умели прогнозировать погоду и, наблюдая ветры и облака, предсказывать, когда будет дождь, а когда будет зной, ст. 54−55; соответственно своему прогнозу, они либо убирали сено и хлеб, либо разбрасывали его, либо собирались либо не собирались в путешествие. Даже относительно перемены погоды Сам Бог дает нам предупреждение о том, что произойдет, и наделил нас искусством определять это с помощью барометра. Прогнозирование, на которое здесь сделана ссылка, имеет своим началом неоднократные наблюдения за причинно-следственными связями: на основании того, что было, мы можем предположить, что будет. В этом заключается польза жизненного опыта: делая заметки о происходящем, мы можем прогнозировать будущее. Каждый благоразумный человек наблюдает и учится. Заметьте теперь:

1. Некоторые из этих предзнаменований: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада (евреи обычно говорят из-за моря), даже если оно вначале бывает не более человеческой ладони (3Цар 18:44), то вы говорите, что оно несет дождь, и это подтверждается. А когда вы замечаете, что дует южный ветер, то говорите: «зной будет», и обычно так оно и бывает. Однако природа не ограничивается такими связями, поэтому иногда мы ошибаемся в своих прогнозах.

2. Из этого Христос делает заключение (ст. 56): «Вы лицемеры, считаете себя мудрыми, но в действительности вы не таковы. Вы говорите, что ожидаете Мессию и Его Царства (большинство евреев ожидало Его), но совершенно не расположены принимать Его. Как же времени сего не узнаете? Как вы не видите, что согласно знакам, указанным ветхозаветными пророками, именно сейчас настало время явиться Мессии и что по всем данным признакам Я и есть Мессия? Почему вы не понимаете, что вам представлена сейчас такая возможность обрести Божье Царство с его привилегиями, какая не скоро представится вам снова, а может быть, и никогда не представится?» Теперь время благоприятное, теперь или никогда. Безумие и несчастье человека в том, что он не узнает своего времени, Еккл 9:12. Горе людей того поколения было в том, что они не узнали времени посещения своего, Лк 19:44. Но сердце мудрого знает и время, и устав. Такими мудрыми были сыны Иссахаровы, которые знали, что когда надлежало делать, 1Пар 12:32. Христос добавляет: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно, даже если вы не имели громких сигналов? (ст. 57). Вы не только глупы и беспечны в вопросах, касающихся исключительно Божьих откровений, и не понимаете знаков, которые оно дает вам, но вы точно так же не понимаете указаний света и закона природы». Христианство имеет на своей стороне разум и природную совесть, и если бы люди воспользовались свободой судить о том, чему быть должно, то они очень скоро убедились бы в правильности наставлений Христа относительно всех вещей, в том, что нет ничего более справедливого в самом себе и более подобающего нам, как подчиниться этим наставлениям и руководствоваться ими.

II. Им надо поторопиться примириться с Богом, пока не поздно, ст. 58. Эти слова Христос говорил и по другому поводу, см. Мф 5:25−26.

1. Мы считаем себя мудрыми, когда в своих земных делах примиряемся с тем, с кем не в состоянии состязаться, примиряемся со своим соперником на возможно выгодных условиях, прежде чем нам откажут в праве на это и предадут суровому суду: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, которому подана жалоба, и знаешь, что твой соперник имеет преимущество против тебя и тебе грозит темница, то ты понимаешь, что самое благоразумное — договориться между собой; то на дороге постарайся освободиться от него, добиться примирения и избежать суда и наказания по закону». Разумный человек не будет доводить ссору до крайности, но своевременно уладит ее.

2. Будем так поступать и в делах, касающихся нашей души. Своими грехами мы сделали Бога своим соперником, вызвали Его недовольство, а на Его стороне правда и сила, так что бессмысленно состязаться с Ним в суде или в битве. Христос, Кому передан суд, есть начальник, и мы должны явиться перед Ним. И когда мы предстанем пред Его судом и будем настаивать на собственной праведности, то дело обязательно обернется против нас, судья отдаст нас истязателю, исполнителю Его справедливого приговора, и мы будем ввергнуты в темницу, где с нас взыщут весь долг; хотя мы не сможем расплатиться полностью, с нас будут постоянно требовать отдать все до последней полушки, чего не случится во всю вечность. Страдания Христа были краткими, но ценность этих страданий сделала их вполне достаточными. Страдания осужденных грешников, не имеющие достаточной ценности, должны длиться вечно. Принимая во внимание все сказанное, приложим все старания, чтобы освободиться из рук Бога как соперника и отдаться в Его руки как Отца, пока мы на дороге, на чем здесь делается особое ударение. Пока мы живы, мы на дороге, теперь наше время, чтобы путем покаяния и веры уладить ссору через Христа (Который является не только начальником, но и Ходатаем), пока это возможно, пока не поздно. Бог во Христе примирил с Собою мир и дал нам слово примирения. Ухватимся за руку Господа, простертую к нам с этим благословенным предложением, чтобы примириться, и заключим мир (Ис 27:4−5), ибо мы не можем пойти вместе, пока не сговоримся.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 12 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.