Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 7 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе повествуется о том, как Христос:

I. Подтверждает Свое учение, проповеданное Им в предыдущей главе, двумя славными чудесами: исцелением на расстоянии слуги сотника (ст. 1−10) и воскрешением сына вдовы из Наина, ст. 11−18.

II. Подкрепляет веру Иоанна Крестителя, находившегося в темнице, и некоторых из его учеников, послав ему ответ на его вопрос в виде краткого описания совершаемых Им чудес, ст. 19−23; к этому Он добавляет высокий отзыв об Иоанне и справедливый упрек в адрес людей «рода сего» за их презрительное отношение к нему и его учению, ст. 24−35.

III. Утешает покаявшуюся грешницу, обратившуюся к Нему в слезах благочестивого сокрушения о грехах своих, гарантирует ей прощение грехов и объясняет причину Своего благоволения к ней в ответ на придирки гордого фарисея, ст. 36−50.

Стихи 1−10. Существуют некоторые расхождения в описании чуда исцеления слуги сотника евангелистами Матфеем (Мф 8:5−13) и Лукой. В Евангелии от Матфея говорится, что сотник сам пришел к Христу, а в Евангелии от Луки — что он послал к Нему сначала иудейских старейшин (ст. 3), а затем своих друзей, ст. 6. Однако существует такое правило: считать, что делаемое нами через других, делается нами — Guaod facimus per alium, id ipsum facere judicamur. О сотнике может быть сказано, что сделанное им через его уполномоченных сделал он сам как имеющий власть над ними. Возможно, однако, что этот сотник в конце концов пришел сам, когда Христос сказал ему (Мф 8:13): иди, и, как ты веровал, да будет тебе...

Здесь говорится, что Христос совершил это чудо, когда окончил все слова Свои к слушавшему Его народу, ст. 1. Что Христос говорил, то Он говорил открыто, всякий мог прийти и послушать Его: Я говорил явно миру... и тайно не говорил ничего, Ин 18:20. Теперь же, желая дать неопровержимые доказательства власти Своего пророческого слова, Христос представляет верные доказательства власти и действенности Своего исцеляющего слова. Кто имеет такое владычество над царством природы, что повелевает болезням, несомненно обладает суверенной властью в царстве благодати, чтобы предписывать обязанности, неприятные для плоти и крови, и под страхом наивысшего наказания заставлять исполнять их. Это чудо было совершено в Капернауме, где более всего было явлено сил Христа, Мф 11:23. Итак, заметим:

I. Сотник дорожил своим слугой, который был болен, ст. 2. Это похвально, что слуга заслужил уважение и любовь своего господина своим усердием и верностью, своей заботой о нем и его интересах, как о нем самом, так и о его собственности. Слуги должны стараться заслужить любовь своих хозяев. Также похвально, если хозяин, имеющий хорошего слугу, умеет ценить его. Многие господа, обладающие высокомерным и властным характером, считают, что для самых лучших слуг вполне достаточно уже того, что их не бранят, не бьют и не жестоки с ними, тогда как они должны быть к ним добры, внимательны, должны заботиться об их благополучии и удобствах.

II. Сотник, услышав об Иисусе (ст. 3), решил обратиться к Нему, ст. 3. Господа должны проявлять особую заботу о своих слугах, когда они больны, а не пренебрегать ими. Этот сотник просил Христа прийти исцелить его слугу. И теперь, когда Христос обитает на небе, мы можем обращаться к Нему в горячих молитвах веры, и должны это делать, когда болезнь посещает наш дом, ибо Христос по-прежнему великий Врач.

III. Он послал к Христу иудейских старейшин рассказать Ему о его деле и попросить за него, считая, что таким образом окажет больше почтения Христу, чем если бы пошел к Нему сам, поскольку был необрезанным язычником и думал, что Христос, будучи пророком, не пожелает разговаривать с ним. По этой причине он посылает иудеев, признавая их избранниками неба, и не просто иудеев, но старейшин иудейских, людей, облеченных властью, чтобы через достоинство посланных выразить свое почтение Тому, к Кому посылал их. Валак посылал к Валааму своих князей.

IV. Иудейские старейшины были добросовестными ходатаями сотника: Они, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно, (ст. 4); они были очень настойчивы, прибегнув к доводу, какого он сам за себя никогда бы не привел: он достоин, чтобы Ты сделал для него это. Если какой-либо язычник мог удостоиться такого благоволения, то, конечно, он. Сотник сказал: я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, (Мф 8:8), а иудейские старейшины посчитали его достойным того, чтобы Христос исцелил его слугу. Таким образом, за смирением следует слава. Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой. Особенно они подчеркивали то, что этот сотник, хоть и язычник, тем не менее, был искренним доброжелателем иудейского народа и его религии, ст. 5. Они думали, что Христа надо так же долго, как и их, отговаривать от предубеждения против него как язычника, римлянина, к тому же военачальника, и поэтому упоминают следующее:

1. Что он хорошо относится к иудейскому народу: он любит народ наш (что не о многих язычниках можно было сказать). Возможно, он читал Ветхий Завет, благодаря чему легко проникся уважением к иудейскому народу как возлюбленному Небом более всех других. Заметим: даже завоеватели и властелины должны заботиться о благе покоренных ими, о тех, кто находится под их властью.

2. Что он очень благосклонно относился к богослужениям иудеев и построил для них новую синагогу в Капернауме, найдя, что прежняя либо пришла в негодность, либо была мала, чтобы вместить всех желающих, и что жители Капернаума были не в состоянии построить ее сами. Таким образом он засвидетельствовал о своем почтении к Богу Израилеву, о своей вере в Него как единого, живого и истинного Бога, а также о своем желании, какое было и у царя Дария, иметь свою долю в молитвах Израиля Божьего, Езд 6:10. Сотник построил синагогу на свои собственные средства и, вероятно, использовал на строительстве воинов гарнизона, чтобы не позволить им бездельничать.

Примечание. Строительство зданий религиозного назначения — весьма доброе дело, свидетельствующее о любви к Богу и Его народу, и совершающие подобные добрые дела достойны особой чести.

V. Иисус Христос был готов оказать милосердие сотнику. Он тотчас пошел с ними (ст. 6), хотя тот был язычником, ибо неужели Он есть Спаситель только Иудеев, а не и язычников? Конечно, и язычников, Рим 3:29. Сам сотник не считал себя достойным того, чтобы Христос посетил его, однако Христос посчитал его достойным этого (ст. 7), ибо те, кто унижает себя, будут возвышены.

VI. Сотник, услышав, что Христос оказывает ему такую честь, дает дополнительные доказательства как своего смирения, так и своей веры. Добродетели святых оживают при приближении Христа к ним. Когда Он был уже недалеко от дома, сотник, узнав об этом, вместо того чтобы готовить свой дом для Его приема, прислал к Нему друзей, которые еще раз засвидетельствовали:

1. О его смирении: «Не трудись, Господи, ибо я недостоин такой чести, потому что я язычник». Это говорит не только о его невысоком мнении о самом себе, несмотря на высокое положение, занимаемое им, но и о его высоком мнении о Христе, несмотря на Его униженное положение в этом мире. Он знал, как должно почитать пророка Божьего, хотя Тот был презираем и отвергаем людьми.

2. О его вере: «Не трудись, Господи, ибо я знаю, что в этом нет нужды, Ты можешь исцелить моего слугу, не входя под мой кров, той всемогущей силой, намерение которой не может быть остановлено. Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Так далек был этот сотник от прихоти Неемана — чтобы Христос пришел к нему, встал и возложил Свою руку на больного и таким образом исцелил его, 4Цар 5:11. Он поясняет свою веру примером из собственной практики, будучи уверен, что Христос может так же легко повелеть болезни отступить, как он повелевает своим воинам, может послать ангела с поручением исцелить его слугу, как он посылает воина с каким-нибудь поручением, ст. 8. Христос имеет высшую власть над всяким творением и всеми его действиями, Он может изменять естественный ход событий, как Ему угодно, может исправлять нарушения и расстройства в человеческом организме, ибо Ему дана всякая власть.

VII. Вера сотника вызвала удивление и чувство глубокого удовлетворения у нашего Господа Иисуса Христа, она была тем более удивительна, что тот был язычником. И так как вера сотника прославила Христа, то и Христос прославил веру сотника: Иисус... обратившись в удивлении сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры, ст. 9.

Примечание. Христос желает, чтобы Его последователи замечали великие примеры веры, особенно когда они обнаруживаются среди людей, не столь близких к Христу, как они, чтобы на примере их горячей веры они могли устыдиться своей, слабой и колеблющейся.

VIII. Исцеление было полным и немедленным, ст. 10. Посланные знали, что они выполнили свое поручение, поэтому вернулись назад и нашли слугу сотника выздоровевшим, без всяких следов недомогания. Христос обращает внимание на страдания бедных рабов и готов помочь им, ибо у Него нет лицеприятия. И язычники не лишены Его благодати; больше того, этот случай с сотником являет собой пример того, что среди язычников может быть обнаружена гораздо большая вера, чем среди иудеев, когда им будет возвещено Евангелие.

Стихи 11−18. В этом отрывке рассказывается о том, как Христос воскресил сына вдовы из Наина, тело которого несли для погребения. Ни Матфей, ни Марк не упоминают об этом событии, и только в ответе Христа ученикам Иоанна у Матфея вкратце записано, что мертвые воскресают, Мф 11:5.

I. Где и когда было совершено это чудо. Это было на следующий день после исцеления слуги сотника, ст. 11. Христос творил добро каждый день, и никогда у Него не было причины сожалеть о том, что Он потерял день. Это произошло у ворот небольшого города Наина, расположенного недалеко от Капернаума; вероятно, это тот самый Наис, о котором говорит Jerome.

II. Кто был очевидцем этого чуда. Это чудо подтверждается самым наилучшим образом, ибо было совершено на глазах двух групп людей, встретившихся в воротах или вблизи ворот Наина. Одной из них была группа учеников Христа и сопровождавших Его людей (ст. 11), а другой — группа родственников и соседей, участвовавших в погребении тела юноши, ст. 12. Таким образом, количество свидетелей было вполне достаточно для удостоверения истинности этого чуда, которое дает более веское доказательство Божественной власти Христа, чем исцеление болезней, ибо никакими естественными силами и средствами невозможно воскресить мертвого.

III. Как оно было совершено нашим Господом Иисусом.

1. Воскрешенный Христом был юношей, жизнь которого прервалась в самом начале дней его, — это обычный случай, человек как трава... утром цветет... вечером подсекается. Все сходилось на том, что юноша действительно был мертв. Никакого тайного сговора не могло быть в данном случае, ибо Христос входил в город и не видел его до тех пор, пока не встретил погребального одра с его телом. Тело юноши выносили из города, так как иудеи устраивали свои кладбища за пределами городов, на некотором расстоянии от них. Юноша был единственным сыном у матери, и она была вдовой. Она надеялась, что сын будет ее опорой в старости, а он оказался надломленным тростником. Каждый человек, даже в расцвете своих сил, именно таков. Как многочисленны, как многообразны и как тяжелы бедствия бедствующих в этом мире! Какая это долина слез! Какой Бохим, место плача! Можно себе представить, какой глубокой была печаль этой несчастной матери о своем единственном сыне (о печали такого рода говорится как о выражении самой сильной скорби — Зах 12:10); печаль ее еще более усиливалась тем, что она была вдовой, претерпевшей удар за ударом и потерявшей последнее утешение. И много народа шло с нею из города, соболезнуя ее горю, чтобы утешить ее.

2. В воскрешении юноши Христос проявил как Свое сострадание, так и могущество, чтобы дать образец того сострадания и того могущества, которые так ярко просияли в искуплении рода человеческого.

(1) Смотрите, как нежно Он сочувствует скорбящей женщине (ст. 13): когда Господь увидел несчастную вдову, идущую за гробом сына, Он сжалился над ней. Никто не ходатайствовал за нее перед Христом, и Он не сказал ей ни одного слова утешения, но ex mero motu исключительно по Своей благости Он позаботился о ней. Случай был очень прискорбный, и Христос с жалостью смотрел на происходящее. Это зрелище тронуло Его сердце, и Он сказал ей: не плачь. Заметим: Христос заботится о плачущих, о несчастных и часто встречает их благословениями Своей благости. Он взял на Себя наше искупление и спасение по любви Своей и благосердию Своему, Ис 63:9. Какое отрадное представление о сострадании Господа Иисуса и о множестве Его милостей дает нам этот случай, как много утешения оно может принести нам в дни, когда мы скорбим! Пусть несчастные вдовы утешаются в своей скорби сознанием того, что Христос жалеет их и знает о горе души их, и если другие презирают их скорбь, то Он — нет. Христос сказал: Не плачь. Он дает ей такое основание для этого, какого не мог дать никто другой: «не плачь о своем мертвом сыне, ибо он скоро будет жив». Это относилось к случаю вдовы, однако существует основание, относящееся ко всем умершим во Христе и дающее такую же силу противостоять неумеренной и безутешной скорби об умерших, а именно: что они воскреснут, воскреснут в славе, следовательно, мы не должны скорбеть, как прочие не имеющие надежды, 1Фес 4:13. Пусть Рахиль, которая плачет о детях своих... удержит глаза свои от слез, ибо... есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои, Иер 31:15−17. Пусть мысль о том, что Христос сострадает нам, удерживает и успокаивает нас, когда мы страдаем.

(2) Смотрите, как торжествует Его власть даже над самой смертью (ст. 14): И подошед, прикоснулся к одру, то есть к гробу, в котором, или на котором, лежало мертвое тело, ибо Его не оскверняло это прикосновение. Этим движением Он повелел несшим покойного остановиться, так как Он имел нечто сказать мертвому юноше. «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иов 33:24). И несшие остановились и, вероятно, опустили одр со своих плеч на землю и открыли гроб, если он был закрыт. Тогда торжественно, как Тот, Кто имеет власть и от Кого зависит избавление от смерти, Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Юноша был мертв и не мог подняться своими силами (не более его способны подняться люди, духовно мертвые по своим грехам и преступлениям), однако для Христа не было абсурдным повелеть ему встать, ибо вместе с Его словами изливалась сила, способная вернуть жизнь телу юноши. Евангелие призывает всех людей, и особенно юношей: «Встань, восстань из мертвых, и Христос даст тебе свет и жизнь». О господстве Христа над смертью свидетельствовало немедленное действие Его слов: Мертвый поднявшись сел, ст. 15. Мы имеем жизнь во Христе? Докажем это. Другим доказательством жизни было то, что юноша стал говорить; ибо всякий раз, когда Христос дает нам духовную жизнь, Он открывает уста для молитв и хвалы. И последнее: Христос не обязывал юношу, которому дал новую жизнь, следовать за Ним в качестве Его ученика, чтобы он служил Ему (хотя тот обязан был Ему самим собою) или чтобы прославиться через него (используя его в качестве Своего трофея или рекламы); нет, Он отдал его матери его, чтобы он заботился о ней как подобает хорошему сыну, ибо чудеса Иисуса были чудесами милосердия, и это воскрешение было великим актом милосердия для вдовы. Итак, вдова была утешена соразмерно с ее горем, и много более, ибо теперь она могла с большим, чем прежде, наслаждением смотреть на своего сына как на избранника Неба.

IV. Какое впечатление произвело на людей воскрешение юноши (ст. 16): всех объял страх, все испугались, когда увидели, как посреди улицы по повелению человека из гроба поднимается умерший; они были поражены этим чудом и славили Бога. Наш Господь так же страшен в Своей благости, как и в Своем величии. Вывод, сделанный ими из этого: «Великий пророк восстал между нами, великий пророк, которого мы давно ожидали; несомненно, тот, кто может таким образом вдохнуть жизнь в мертвое тело, вдохновляем Божьим Духом, в Нем Бог посетил народ Свой, чтобы искупить его, как мы ожидали» (Лк 1:68). Для всех, ожидавших утешения Израилева, это поистине была жизнь из мертвых. Когда Божественной силой Евангелия мертвые души воскресают к духовной жизни, мы должны славить Бога и рассматривать это как Его милостивое посещение Своего народа. Весть об этом чуде разнеслась:

1. В общем, по всей стране (ст. 17): Такое мнение о Нем (что Он был великим пророком) распространилось на крыльях славы по всей Иудее, которая находилась далеко, и по всей Галилее, которая была окрестностями ее. Многие услышали о Христе, однако не многие уверовали в Него и отдались Ему. Многие, слышащие ухом о благовестии Христовом, не наслаждаются в душе своей его живительным запахом.

2. О происшедшем сообщили, в частности, и Иоанну Крестителю, который в это время находился в темнице (ст. 18): И возвестили Иоанну ученики его о всем том, чтобы он мог знать, что, несмотря на его узы, Слово Господне не было в узах, дело Божье продолжалось, хотя он был отстранен от него.

Стихи 19−35. Беседа об Иоанне Крестителе, вызванная его обращением к Христу с вопросом о том, является ли Он Мессией; она была приведена почти в таком же виде в Мф 11:2−19.

I. Послание Иоанна Крестителя Христу и ответ Христа на него. Заметьте:

1. Самое важное, что должно интересовать нас относительно личности Христа, Тот ли Он, Который должен прийти, чтобы спасти и искупить грешников, или ожидать нам другого, ст. 19−20. Мы твердо знаем, что Бог обещал послать нам Спасителя, помазанного Спасителя; мы также убеждены, что в свое время Он исполнит обещанное. Если Иисус — это обещанный Мессия, мы примем Его и не будем ждать другого, если же нет, то мы будем и дальше ожидать Мессию, хотя бы Он и замедлил.

2. Вера либо самого Иоанна Крестителя, либо его учеников относительно этого вопроса нуждалась в подкреплении, ибо Христос еще не заявлял о Себе открыто, что Он действительно Христос. Более того, Он не хотел, чтобы Его ученики, знавшие, что Он Христос, говорили об этом прежде времени, когда Его воскресение докажет это. Великие мужи иудейской церкви не признавали Его, и Он не домогался того, чтобы сесть на престоле Своего отца Давида. В Нем не было того могущества и величия, которых ожидали увидеть в Мессии; поэтому неудивительно, что они спрашивали: Ты ли Мессия? — хотя и не сомневались в том, что если Он и не Мессия, то укажет им, какого другого им ожидать.

3. Христос предоставил Своим собственным делам прославить Его в воротах, рассказать о том, кем Он был, и доказать это. А в это время (англ. в этот самый час. — Прим. переводчика.), когда посланцы Иоанна пришли к Иисусу, Он совершил много чудотворных исцелений; это указывает на то, что ученики Иоанна были с Иисусом всего лишь один час и что за такое короткое время Он совершил так много дел! (ст. 21). Он многих исцелил от болезней и недугов тела, а также освободил от злых духов, поражавших душу либо безумием, либо меланхолией, и многим слепым даровал зрение. Христос умножил исцеления, чтобы не оставить места никакому поводу подозревать Его в обмане, и затем повелел им пойти и сказать Иоанну что они видели. И Иоанн, и его ученики могли бы легко прийти к выводу, к какому пришли даже простые люди: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (Ин 7:31). Совершаемые Христом исцеления, которые они видели, не только подтверждали, но и объясняли Его миссию. Мессия должен был прийти для того, чтобы исцелить больной мир, дать свет и прозрение сидящим во тьме, обуздать и победить злых духов. Вы видите, что делает Иисус с телом человека, поэтому должны сделать заключение, что это Тот, Кто должен прийти, чтобы сотворить то же самое с душою человека, и вам не надо ожидать другого. К Своим чудесам в царстве природы Он добавляет чудеса в царстве благодати (ст. 22): нищим благовествуется, — а они хорошо знали, что именно это должен сделать Мессия, ибо Он был помазан благовествовать нищим (Ис 61:1) и спасать души убогих, Пс 71:13. Поэтому судите сами, можете ли вы ожидать кого-то другого, кто полнее бы соответствовал характеру Мессии и великим целям Его пришествия.

4. Христос предупреждает их об опасности, какой подвергают себя люди, относящиеся к Нему с предубеждением, несмотря на все очевидные доказательства того, что Он Мессия: блажен, кто не соблазнится о Мне, ст. 23. Мы оказываемся в состоянии испытания и искушения, когда, с одной стороны, достаточно аргументов, подтверждающих истину, — для тех, кто честно и беспристрастно ее исследует и готов принять, а также и возражений, затемняющих истину, — для людей беспечных, настроенных по-мирски, плотских. То, что Христос был воспитан в Назарете и проживал в Галилее, Его происхождение из простой семьи плотника, Его бедность, низкое социальное положение Его последователей — эти, и другие подобные им, факты для многих были камнем преткновения, которого не могли удалить все совершенные Им чудеса. Блажен, кто не соблазнится на этом, ибо таким образом он докажет свою мудрость, смирение и благорасположение к Христу. Это знак того, что Бог благословил его, ибо только Его благодатью он мог преодолеть этот камень преткновения, и он действительно будет благословен во Христе.

II. Хвалебный отзыв Христа об Иоанне Крестителе, данный не в присутствии посланных им (чтобы не казалось, будто Он льстит Иоанну), но по отшествии их (ст. 24), чтобы заставить людей осознать ту пользу, которую они имели от его служения и которой лишились с его заключением. Пусть они подумают теперь, что смотреть ходили они в пустыню, кем был тот, о ком так много говорили, кто вызывал такое великое всеобщее удивление. «Придите, — говорит Христос, — Я скажу вам».

1. Это был человек непоколебимо последовательный, человек твердый и верный. Он не был тростью, ветром колеблемой то в одном, то в другом направлении, увлекаемой любым дуновением, но был тверд, как камень, а не неустойчив, как тростник. Если бы он, подобно тростнику, гнулся перед Иродом и был в согласии с его двором, то мог бы быть там фаворитом, но ничто из этого не трогало его.

2. Это был человек беспримерного самоотречения, показавший великий образец в умерщвлении плоти и презрении к миру. Он не одевался в мягкие одежды и был не из числа роскошно живущих (ст. 25), но, напротив, жил в пустынях и соответственно этому одевался и питался. Вместо того чтобы украшать и нежить тело, он порабощал его и держал в покорности.

3. Он был пророком, получил поручение и повеление непосредственно от Бога, а не от человека или через человека. По рождению он был священник, но об этом ни разу не упоминается, ибо его слава как пророка затмевала честь его как священника. Более того, он был больше, значительно больше, чем пророк (ст. 26), чем любой из пророков Ветхого Завета, так как те говорили о Христе, находившемся еще на расстоянии, а Иоанн говорил о Нем, когда Он был уже при дверях.

4. Он был предвестником и предтечей Мессии, и о нем самом пророчествовал Ветхий Завет (ст. 27): Сей есть, о котором написано (Мал 3:1): «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицеи Твоим...» Прежде чем послать самого Учителя, Бог посылает вестника, который должен предупредить о Его приходе и подготовить народ для принятия Его. Если бы Мессия должен был явиться как земной царь, каким Его ожидали плотские евреи, то Его вестник явился бы либо важным генералом, либо веселым глашатаем; но он был послан пред Ним приготовить Ему путь посредством проповеди о покаянии и исправлении сердец и жизни людей, и это было предварительным указанием, достаточно ясным, духовной природы Царства Христа. Царство, о котором было возвещено таким образом, конечно, не могло быть от мира сего.

5. Он был, на основании сказанного, настолько велик, что воистину не было более великого пророка, чем он. Пророки были величайшими людьми из всех рожденных женами, почитаемыми выше царей и князей, а Иоанн был больше всех этих пророков. Когда он проповедовал и крестил, народ не сознавал, какой ценный, какой неоценимый человек находился среди них. И однако меньший в Царствии Божием больше его, ст. 28. Самый наименьший евангельский служитель, получивший от Господа милость быть способным и верным в своем служении, или наименьший из апостолов и первых проповедников Евангелия, трудясь в эпоху более превосходного домостроительства, исполняли более почетное служение, чем Иоанн Креститель. Самый наименьший из тех, кто следует за Агнцем, значительно превосходит самого великого из предшествовавших Ему. Поэтому каждый, живущий во времена новозаветного домостроительства, имеет значительно большую ответственность.

III. Здесь приводится справедливое осуждение людей того поколения, на которых ни служение Иоанна Крестителя, ни служение Самого Иисуса Христа не оказало никакого влияния.

1. Христос показывает, как презираем был Иоанн Креститель, когда проповедовал и совершал крещение.

(1) Люди, проявлявшие хотя бы некоторое уважение к Иоанну, были из простого сословия, что в глазах беспутной, легкомысленной части рода человеческого служило скорее к его позору, нежели к его чести, ст. 29. Простонародье, о котором говорили, что этот народ невежда в законе, проклят он (Ин 7:49), и мытари, пользовавшиеся дурной репутацией, поскольку, в основном, были безнравственны, или считались таковыми, — вот те, что, крестившись от Иоанна, становились его учениками. Все эти люди хотя и возвеличивали Божественную благодать, тем не менее не содействовали величию Иоанна в глазах мира. Однако своим покаянием и исправлением они оправдали Бога, оправдали Его мудрое решение в избрании Иоанна Крестителя в качестве предтечи Мессии: они доказали своим послушанием, что это было наилучшее из всех возможных решений, ибо, каким бы оно ни было для других, для них оно оказалось не тщетным.

(2) Великие из их народа, изысканное общество и политики, которые могли бы создать ему добрую славу, но сделали все возможное, чтобы обесславить его, тоже слушали Иоанна Крестителя, но не крестились от него, ст. 30. Фарисеи, самые уважаемые за свою религиозность люди, и законники, прославляемые за их ученость и особенно за хорошее знание писаний, отвергли волю Божию о себе, они сделали бесполезной для себя благодать Божию, излитую через Иоанново крещение, она была принята ими напрасно. Бог, посылая к ним Своего вестника, имел добрые намерения относительно них, намеревался таким образом спасти их, и если бы они приняли волю Божью, то она послужила бы им ко благу, но они отвергли ее, не захотели согласиться с ней, и она обратилась против них — к их собственной гибели; они не получили предназначенных им благ, и не только это, — они лишили себя благодати Божьей, заперли свои двери, отвергнув то, что должно было сделать их пригодными для царства Мессии, затворились от него, и не только сами отказались, но и другим воспрепятствовали войти в него, преградили им путь.

2. Христос показывает необыкновенное упорство людей рода сего, придиравшихся как к Иоанну, так и к Нему, и с предубеждением настроенных против того и другого.

(1) Они превращали в шутку средства, предусмотренные Богом для их блага (ст. 31): «...с кем сравню людей рода сего?.. С чем можно сравнить их глупость? Они подобны детям, которые сидят на улице и ни о чем серьезном не думают, но полностью заняты игрой. Как будто Бог всего лишь играет с ними, предлагая все средства для их исправления; подобно детям, играющим на улице (ст. 32), они своей несерьезностью лишают силы все эти средства, они действуют на них не более, чем пустое зрелище». Причина гибели множества людей заключается в том, что они никогда не задумывались серьезно о собственной душе. Старые люди, сидящие в синедрионе, были всего лишь детьми, сидящими на улице, и вещи, служащие к их вечному миру, действовали на них не больше, чем детские игры. Глупость и тщеславие слепого неверующего мира поразительны! Господь пробуждает их от их беспечности.

(2) Они искали, к чему бы придраться.

[1] Иоанн Креститель был суровым человеком, проводившим много времени в уединении и размышлении. Следовало бы восхищаться его смирением, степенностью и самоотречением и прислушиваться к его словам как к словам человека мыслящего; но то, что было достойно похвалы, они превратили в предмет поношений. Так как он не ел и не пил так много и так весело, как другие, они говорили: «В нем бес, он сумасшедший, хотя и не буйный, но тем не менее одержимый, его место среди могил, как всех бесноватых».

[2] Наш Господь Иисус Христос был более доступен и прост в обращении с людьми, Он ел и пил, ст. 34. Он мог пойти и пообедать с фарисеями, хотя и знал, что они не питают к Нему любви, и с мытарями, зная, что это не делало Ему чести; Он общался с ними несмотря на это, надеясь сделать доброе тем и другим. Это говорит о том, что служители Христа могут быть очень разными по характеру и наклонностям, отличаться как манерой проповедования, так и образом жизни, и в то же время все они могут быть достойными и полезными людьми; дары различны, но каждый дар дается на пользу. Поэтому никто не должен делать себя стандартом для других и строго судить тех, кто поступает не так, как они. Иоанн Креститель нес свидетельство о Христе, Христос одобрял Иоанна Крестителя, хотя по образу жизни они были полной противоположностью друг друга. Но их общие враги поносили их обоих. Те же самые люди, которые представляли Иоанна Крестителя как сумасшедшего, из-за того что он не ел и не пил, о нашем Господе Иисусе говорили как о развращенном человеке, потому что он ел и пил: «Вот человек, который любит есть и пить вино». Недоброжелательные люди никогда не говорят ничего хорошего. Смотрите, как злы нечестивые люди, все, что они видят в Евангелии, в его служителях и в исповедующих его, они истолковывают в наихудшем смысле, думая таким образом унизить их, но в действительности губят самих себя.

3. Христос показывает, что, несмотря на это, Бог будет прославлен в спасении избранного остатка (ст. 35): И оправдана премудрость всеми чадами ее. Существуют люди, которые даны мудрости как ее чада, и благодать Божья учит их быть покорными водительству и управлению мудрости, и таким образом они оправдывают те пути, которыми она привела их к этому послушанию, ибо они оказались для них эффективными, значит, правильно избранными. Все чада премудрости единодушны в этом, все до одного; они все довольствуются средствами благодати, избранными Божьей премудростью, и никогда не меняют своего мнения о них в худшую сторону из-за того, что кто-то насмехается над ними.

Стихи 36−50. Когда и где происходил описываемый здесь эпизод, не говорится; евангелист Лука в своем повествовании не придерживается хронологической последовательности событий, как делают другие евангелисты; данный случай приводится здесь в связи с укоризнами в адрес Христа как друга мытарей и грешников, чтобы показать, что Он общался с ними только ради их блага, чтобы привести их к покаянию, и что те, кому Он позволял слушать Себя, исправлялись или подавали надежды на исправление. Неизвестно также, что это была за женщина, которая так прекрасно засвидетельствовала о своей любви к Христу; общее мнение таково, что это была Мария Магдалина, но я не нахожу в Писании основания, чтобы так думать. Мария Магдалина представлена в Писании (Лк 8:2 и Mк 16:9) как женщина, из которой вышли семь бесов, о чем в этом отрывке не упоминается, поэтому, вероятно, это была другая женщина. Итак, заметим здесь:

I. Любезный прием, оказанный Христу фарисеем, и Его благосклонное отношение к нему (ст. 36): Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи, думая таким образом либо приобрести славу, либо развлечь себя, своих домашних и друзей. По-видимому, этот человек не верил во Христа, так как не хотел признать в Нем пророка (ст. 39), однако наш Господь Иисус принял его приглашение и, вошед в дом фарисея, возлег, чтобы они видели, что Он позволяет Себе свободные отношения не только с мытарями, но и с фарисеями ради их блага. Только имеющие достаточно мудрости и благодати для того, чтобы наставлять и убеждать противников Христа, могут отважиться входить в контакты с ними более тесные, чем могут позволить себе другие.

II. Большое почтение, оказанное Христу раскаявшейся грешницей, в то время как Он находился в доме фарисея. Это была женщина того города, грешница, язычница, блудница, имевшая дурную репутацию. Она узнала, что Иисус возлежит в доме фарисея, и, поскольку была обращена через Его проповедь от своей порочной жизни, пришла выразить Ему свою признательность. Не имея никакой другой возможности сделать это, она омыла Его ноги слезами и помазала их благовонным миром, которое принесла с собой специально для этой цели. В те времена за столом сидели так, что ноги сидящих оказывались несколько позади них. Женщина не видела Христа в лицо, но встала за спиной Его и исполнила обязанности прислуги, в которые входило мыть гостям ноги (1Цар 25:41) и готовить миро.

В поступке этой женщины мы можем заметить:

1. Ее глубокое сокрушение о грехе. Плача, она встала позади Христа. Прежде ее глаза служили воротами для входа и выхода греха, а теперь они стали источником слез. Ее лицо, которое прежде было, вероятно, нарумянено, теперь исказилось от рыданий. Свои волосы, которые она раньше искусно заплетала и украшала, теперь она использовала как полотенце. Мы можем предположить, что она когда-то уже оплакивала свой грех; а теперь, когда у нее появилась возможность быть в присутствии Христа, рана ее стала снова кровоточить, сокрушение о грехе возобновилось. Заметим: при каждом своем приближении к Христу раскаявшийся и прощенный грешник должен снова и снова сокрушаться о своем грехе и стыдиться его, Иез 16:63.

2. Ее сильную любовь к Христу. Это было то, что Христос отметил особо: она возлюбила много, ст. 42, 47. Она обливала Его ноги в знак своей готовности исполнить самое скромное служение, каким могла бы прославить Его. Больше того, она обливала Его ноги своими слезами, слезами радости, испытывая восторг от близости к своему Спасителю, Которого так любила душа ее. Она целовала ноги Его как недостойная лобзаний Его уст, которых ждет супруга, Песн 1:2. Это был поцелуй поклонения и любви. Она вытирала Его ноги своими волосами, выражая этим, что полностью посвятила себя Его славе. Ее глаза были источниками воды для омовения их, а волосы — полотенцем, чтобы отереть их. Она помазала Его ноги миром, тем самым признавая Его Мессией, Помазанником. Она помазала Его ноги в знак своего согласия с целями Бога, помазавшего Его главу елеем радости.

Примечание. Все истинно раскаявшиеся грешники очень щедро выражают свою любовь к Иисусу Христу.

III. Соблазн фарисея на том, что Христос позволил несчастной женщине выразить Ему свое почтение (ст. 39): он сказал сам в себе (не подозревая, что Христос читал его мысли): «Если бы этот человек был пророк, то имел бы достаточно ведения — для того чтобы понять, что эта женщина является грешницей, язычницей, с дурной репутацией, — и достаточно святости для того чтобы не позволить ей прикасаться к Себе. Ибо как может такая женщина приблизиться к пророку, чтобы сердце его при этом не возмутилось?» Гордые и ограниченные души склонны считать, что и другие так же высокомерны и строги, как они сами. Если бы эта женщина прикоснулась к Симону, то он сказал бы: «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя» (Ис 65:5); и он думал, что Христос должен был сказать то же самое.

IV. Оправдание Христом женщины в том, что она сделала для Него, а также оправдание Себя Самого, разрешившего ей сделать это. Христос знал, что фарисей сказал сам в себе, и обратился к нему: Симон! Я имею нечто сказать тебе, ст. 40. Хотя Христос был любезно принят в доме фарисея, однако, несмотря на это, Он укорил его за то, что тот плохо подумал о Нем, и не захотел терпеть грех его. Тем, против кого Христос имеет нечто, Он имеет и сказать нечто, потому что Его Дух должен обличать. Фарисей готов выслушать Его и говорит: скажи, Учитель. Хотя он не мог признать Христа пророком (потому что Христос не был таким щепетильным, как он), тем не менее мог оказать Ему честь, назвав Учителем, уподобляясь тем, кто кричит Господи, Господи, но не делает того, что Он говорит. Отвечая фарисею, Христос рассуждает таким образом: поистине эта женщина была грешницей, Он знает об этом, но она прощенная грешница, а значит — раскаявшаяся. То, что она сделала, было выражением ее большой любви к Спасителю, простившему ее грехи. Если она, такая великая грешница, была прощена, то естественно ожидать, что она возлюбит Христа более, нежели другие, и даст более замечательные доказательства своей любви, чем другие. И если этот поступок был плодом ее любви, если он вылился из переполненного благодарностью сердца за дарованное ей прощение грехов, то Он не может не принять его, а фарисею не пристало соблазняться на этом. Христос имеет намерение сказать этим нечто большее. Фарисей сомневался в том, что Он пророк, более того, он, фактически, отрицал это, но Христос показывает ему, что Он больше, чем пророк, ибо Он Тот, Кто имеет власть на земле прощать грехи и Кому раскаявшиеся и прощенные грешники должны платить любовью и благодарностью. Итак, в Своем ответе:

1. Христос прибегает к притче, чтобы заставить фарисея признать, что чем большей грешницей была эта женщина, тем большую любовь она должна была испытывать к Нему, когда грехи ее были прощены, ст. 41−43. Один человек имел двух должников, оба они были несостоятельными, но один был должен ему в десять раз больше, чем другой. Он великодушно простил им обоим, не воспользовавшись против них законом — не приказал продать их и их детей или отдать их истязателям. Они оба сознавали великую милость, оказанную им; но кто из них возлюбит его больше? Конечно, — сказал фарисей, — тот, которому более простил. Здесь он рассудил справедливо. Мы, обязанные прощать, так как прощены сами и надеемся быть прощенными, можем извлечь из этого урок относительно взаимных обязанностей кредитора и должника.

(1) Если должник имеет чем расплатиться со своим кредитором, то он должен это сделать. Человек может считать какую-либо вещь своей собственной и пользоваться ею только в том случае, если все его долги уплачены.

(2) Если же Бог в Своем промысле лишил должника возможности вернуть долг, то кредитору не следует быть с ним суровым и прибегать к самым строгим мерам, предусмотренным законом, он должен великодушно простить его. Summum jus est sumna injuria — закон, переходящий в жестокость, становится несправедливым. Пусть немилосердный кредитор прочтет притчу, Мф 18:23 и далее, и пусть трепещет, ибо тот, кто не оказывает милости, будет судим без милости.

(3) Если кредитор проявил милосердие к своему должнику, то последний должен быть очень признателен ему и любить его, если не может ничем иным воздать за его доброту. Некоторые несостоятельные должники испытывают не благодарность, а ненависть к своим добрым кредиторам, которые потерпели убытки из-за них, и не находят для них даже доброго слова, и только потому, что те выражают свое недовольство ими, тогда как им, потерпевшим убыток, позволительно высказаться. Эта притча рассказывает о Боге как Творце (или, вернее, об Иисусе Христе, ибо именно Он прощает) и о грешниках как должниках. Итак, мы узнаем из нее:

[1] Что грех — это долг, а грешники — должники Всемогущего Бога. Мы находимся в долгу перед Ним как Его творения, и наш долг — послушание заповедям закона; по причине неуплаты нашего долга мы как грешники подлежим наказанию. Нам нечем заплатить, больше того, мы расточили имение нашего Господина и таким образом стали Его должниками. Бог обвиняет нас в оскорблении, нанесенном Ему, и в неисполнении нашего долга перед Ним.

[2] Что одни, по своим грехам, находятся в большем долгу перед Господом чем другие: Один должен был пятьсот динариев, а другой — пятьдесят. Фарисей был в меньшем долгу, однако он тоже был должником, причем большим, чем думал сам о себе, так как считал, что, скорее, Бог был его должником, Лк 18:10−11. Эта женщина была грешница, известная позорными грехами, она была в большем долгу. Некоторые грешники сами по себе являются большими должниками, чем другие, а другие — в силу различных отягчающих обстоятельств; это те, что грешили наиболее открыто и безобразно, или те, что грешили, имея много света и познания, получив много предостережений и увещаний, много милостей и благ.

[3] Что какой бы ни был наш долг, больше или меньше, в любом случае он больше, чем мы в состоянии заплатить: Они не имели чем заплатить, не имели ничего, с чем можно было бы прийти к какому-то соглашению, ибо долг велик, а у нас нет ничего, чем можно было бы расплатиться. Наш долг не оплатить ни золотом, ни серебром, ни жертвами и приношениями, нет, даже ни тысячами овнов. Мы не можем оплатить его ни своей собственной праведностью, ни покаянием и будущим послушанием, поскольку оно является нашей обязанностью и Сам Бог производит его в нас.

[4] Что Бог небесный готов простить нас, несчастных грешников, несмотря на то что наш долг так велик, готов искренне простить, при соблюдении нами евангельских условий. Если мы каемся и принимаем верою Христа, то наши беззакония не приведут нас к погибели, они не будут вменены нам в вину. Бог, Чье имя — Благой и Милосердный, готов простить грех; Его Сын, приобретший прощение для раскаявшихся и уверовавших, и Его Евангелие обещают прощение грешникам, а Его Дух запечатлевает его и дает утешение в нем.

[5] Что те, чьи грехи прощены, должны любить Того, Кто простил их, и чем больше прощено им, тем больше они должны любить Его. Чем большим грешником человек был до своего обращения, тем более святым он должен быть после него, тем больше он должен стараться сделать для Бога, тем больше его сердце должно расширяться в послушании. Когда гонитель Савл стал проповедующим Павлом, он потрудился больше всех, 1Кор 15:10.

2. Эту притчу Христос применяет к фарисею и грешнице, которые так отличались по своему характеру и поведению. В то время как фарисей не хотел допускать, что Христос — пророк, тем не менее Христос, по-видимому, допускал, что фарисей был оправдан, прощен, хотя ему и меньше было прощено. Он действительно проявил некоторую любовь к Христу, пригласив Его в свой дом, но его любовь была ничтожна по сравнению с той, которую обнаружила эта женщина. «Смотри, — сказал ему Христос, — ей прощено более, поэтому, согласно твоему собственному рассуждению можно ожидать, что и любить она будет больше, чем ты, как и есть на самом деле. Видишь ли ты эту женщину?.. (ст. 44). Ты смотришь на нее с презрением, но заметь, она значительно добрее ко Мне чем ты; почему же Я должен твою доброту принять, а ее отвергнуть?

(1) Когда Я пришел к тебе, утомленный и запачканный после дороги, ты не распорядился даже принести кувшин воды, чтобы омыть Мои ноги, что несколько освежило бы Меня, а она, в знак сильной любви ко Мне, сделала значительно большее — слезами омыла Мне ноги, слезами любви ко Мне, слезами печали о грехе, и волосами головы своей отерла.

(2) Ты не поцеловал Меня в щеку (что было обычным выражением дружеского сердечного приветствия), а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги (ст. 45), выражая таким образом смирение и нежность любви.

(3) Ты не дал Мне немного простого масла, чтобы помазать голову, согласно принятому обычаю, а она на ноги Мои вылила целый сосуд драгоценного мира (ст. 46) — так превзошла она тебя». Причина, почему некоторые люди осуждают ревностных христиан за их усердие и жертвенность в служении Церкви, состоит в том, что сами они не желают так поступать, предпочитая дешевую и спокойную религию.

3. Христос положил конец придиркам фарисея: Сказываю тебе: прощаются грехи ее многие, ст. 47. Он признает, что эта женщина виновна во многих грехах: «Но они прощены ей, поэтому принять ее доброту вовсе не является чем-то неприличным для Меня. Они прощаются ей за то, что она возлюбила много». Это следовало бы перевести так: поэтому она возлюбила много, — ибо из самого хода беседы Христа становится ясно, что ее любовь не могла быть причиной, но только следствием, результатом того, что она получила прощение и имела утешение в сознании его; мы любим Бога потому, что Он первый возлюбил нас, и Он прощает нас не потому, что мы прежде полюбили Его. «Но кому мало прощено, как тебе, тот и любит мало, как ты». Этим самым Христос намекает фарисею, что его любовь к Нему так мала, что у Него были все основания сомневаться в искренности ее, а следовательно, и в том, что его грехи действительно были прощены ему, хотя они были сравнительно малыми. Вместо того чтобы завидовать милости, какую великие грешники обрели во Христе, мы должны, видя их пример, проверить себя — действительно ли мы прощены и возлюбили ли мы Христа?

4. Христос рассеял страхи женщины, которая поведением фарисея была, вероятно, приведена в некоторое смущение, но не настолько, чтобы с поспешностью убежать из его дома.

(1) Христос сказал ей: прощаются тебе грехи, ст. 48. Заметьте: чем больше мы выражаем свое сокрушение о грехе и свою любовь к Христу, тем более ясные получаем доказательства прощения наших грехов, ибо именно опыт познания благодати, действующей внутри нас, дает нам уверенность в деле благодати, совершенном для нас. Как хорошо она была вознаграждена за свою боль и затраты, когда Христос отпустил ее со словами: прощаются тебе грехи! И какой хорошей защитой были они для нее против возврата к греху!

(2) Невзирая на присутствие людей, осуждавших про себя Его за то, что Он претендовал на право прощать грехи и объявлять грешникам прощение (ст. 49), как и в Мф 9:3, Христос твердо держался того, что Он сказал. Как тогда Он доказал, что имеет власть прощать грехи, исцелив расслабленного, и поэтому не хотел замечать ничьих придирок, так и теперь, желая показать, что Он любит прощать, что Он любит говорить кающимся грешникам «прощаю» и «мир», сказал женщине: вера твоя спасла тебя, ст. 50. Сознание того, что она была оправдана благодаря своей вере, должно было поддержать и удвоить ее утешение в прощении греха. Все выражения ее сокрушения о грехе и проявления ее любви к Христу были плодом и результатом веры. Поэтому как среди всех добродетелей именно вера более всего оказывает чести Христу, так и Христос из всех добродетелей более всех ценит веру. Заметьте: те, кто знают, что вера спасла их, могут идти с миром, могут продолжать свой путь, радуясь.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 7 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.