Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 21 глава

Толкование Мэтью Генри


I. Внимание, обращенное Христом на бедную вдову, положившую две лепты в сокровищницу, и похвала, высказанная Им в ее адрес, ст. 1−4.

II. Предсказание будущих событий в ответ на вопрос учеников, ст. 5−7.

1. О том, что произойдет прежде разрушения Иерусалима, — о появлении лжехристов, о кровопролитных войнах и о преследовании последователей Христа, ст. 8−9.

2. О самом разрушении, ст. 20−24.

3. О втором пришествии Иисуса Христа для суда над миром, ст. 25−33.

III. Практическое применение данных предсказаний в виде предупреждения и совета (ст. 34−36), краткое описание того, как Христос проповедовал и как народ внимал Ему, ст. 37−38.

Стихи 1−4. С этой короткой историей мы уже познакомились в Евангелии Марка. Она записана дважды с той целью, чтобы преподать нам некоторые уроки, а именно:

1. Что милосердие к бедным составляет главную сущность благочестия. Наш Господь Иисус пользовался всяким случаем, чтобы одобрить милосердие и порекомендовать его нам. Он только что говорил о бесчеловечности книжников, поедавших домы вдов (Лк 20 гл.), и данная история, возможно, приведена для того, чтобы подчеркнуть это, ибо бедные вдовы были самыми лучшими жертвователями в общественную сокровищницу, находившуюся в распоряжении книжников.

2. Иисус Христос наблюдает за нами: как мы даем бедным, как жертвуем на дела благочестия и милосердия. Хотя Он был занят проповедью, однако поднял глаза Свои, чтобы посмотреть, какие дары клались в сокровищницу, ст. 1. Он замечает, как мы даем — щедро и великодушно, соответственно тому, что имеем, или же скупо, скудно. Более того, Он видит дальше, Он замечает, даем ли мы доброхотно или неохотно, без желания. Это должно заставить нас бояться пренебрегать своим долгом в этом деле: людей можно обмануть оправданиями, о которых Христос знает, что это всего лишь пустые отговорки. Это должно побуждать нас быть щедрыми в делах милосердия и не стремиться к тому, чтобы о нашей щедрости знали люди; достаточно того, что о ней знает Христос, Он видит тайное и воздает явно.

3. Особенно Христос замечает благотворительность бедных, она особенно угодна Ему. Те, кому нечего дать, тем не менее могут дать очень много, служа бедным, помогая им, прося за тех, кто не может помочь себе сам или попросить для себя самого. Но в данном случае женщина, которая сама была бедной, положила в сокровищницу то малое, что имела. Это было всего две лепты, составляющие один фартинг, но Христос оценил их высоко как образец благотворительности, превосходящий все прочие: эта бедная вдова больше всех положила. Христос не укоряет ее за то, что она поступила неблагоразумно, отдав то, чего ей самой было мало, но хвалит ее за щедрость, за ее готовность расстаться с тем малым, что она имела, ради славы Божьей, так как это исходило из ее доверия Богу, из упования на Божье попечение о ней. Иегова-Ире — Господь усмотрит.

4. Мы должны относиться с уважением ко всему, что можно назвать даром Богу, и жертвовать щедро, по силам и сверх сил. Две лепты были положены в дар Богу. То, что отдается на поддержание служителей и Евангелия, на распространение веры и воспитание молодежи, на помощь узникам, вдовам и пришельцам, на содержание бедных семейств, — все это отдается в дар Богу и будет соответственным образом принято и вознаграждено.

Стихи 5−19. Заметьте здесь:

I. С каким восхищением говорили некоторые о внешнем блеске и великолепии храма, в том числе и из собственных учеников Христа. Они обратили внимание Его на то, что он украшен дорогими камнями и вкладами, ст. 5. Наружная сторона храма была выложена из прекрасного камня, а внутри он был украшен богатыми вкладами, которые были пожертвованы для этой цели и развешаны в нем. Они думали, что их Учитель должен так же восхищаться всем этим, как и они, и наравне с ними сожалеть об их разрушении. Когда мы говорим о храме, то должны говорить о присутствии Бога в нем, об установлениях Божьих, исполняемых в нем, об общении Его народа с Ним в его стенах. Это очень скверно, если мы, разговаривая о церкви, увлекаемся рассуждениями о ее внешнем великолепии, о ее доходах, о достоинствах и способностях ее служителей и управителей, ибо вся слава дочери Царя внутри.

II. С каким пренебрежением Христос говорит о великолепии камней и вкладов храма и с какой уверенностью — об их скором уничтожении: «Придут дни, и некоторые из вас увидят их, в которые из того, что вы здесь видите, из дорогих для вас и любимых вами вещей, не останется камня на камне. Это сооружение казалось таким прекрасным, что никто, думалось бы, не будет разрушать его, по крайней мере, из жалости, и таким оно казалось прочным, что никто не сможет разрушить его, и тем не менее оно должно будет разрушено до основания. Это произойдет сразу, как только духовный храм евангельской Церкви (сущность, тенью которой был тот храм) начнет процветать в этом мире». Если бы мы верою предвидели гибель и увядание внешней славы, то не прилеплялись бы к ней своим сердцем, как те, которые не могут или не хотят видеть так далеко впереди себя.

III. С каким любопытством окружающие спрашивают Его о времени, когда произойдет это великое разрушение: Учитель! когда же это будет? (ст. 7). Нам свойственно стремление знать о будущих событиях и их сроках, что не положено нам знать, тогда как следовало бы более интересоваться тем, что является нашим долгом ввиду этих событий и как нам подготовиться к ним, что нам положено знать. Они спрашивают о признаке, когда это должно произойти. Они спрашивают не о настоящем знамении для подтверждения предсказания и для утверждения их веры в него (для этого было достаточно слов Христа), но о будущих знамениях, которые должны будут указать на приближающееся исполнение этого предсказания и напомнить им о нем. Христос научил их различать эти знамения времени.

IV. Как ясно и полно отвечает Христос на их вопросы, настолько, насколько это было необходимо для объяснения им их долга, ибо всякое знание полезно в той мере, в какой оно может быть применено на практике.

1. Им предстоит услышать о лжехристах и лжепророках и их лжепророчествах (ст. 8): многие придут под именем Моим... Это не означает, что они придут под именем Иисуса, хотя были некоторые обманщики, заявлявшие, что получили власть от Него (Деян 19:13), но что они присвоят себе звание и характер Мессии. Многие претендовали на звание освободителей иудейского народа и иудейской церкви от римского владычества, назначали время, когда освобождение должно свершиться, и увлекали многих людей в эту ловушку, на их погибель. Они скажут: Ἐγώ εἰμι — это Я, или Я есмь, как бы желая присвоить себе то непостижимое имя Божье, под которым Он сделал Себя известным, когда пришел освободить Израиль из египетского рабства, — Сущий. Чтобы увлечь народ за собою, они добавят: «Близко время, когда царство Израиля будет восстановлено и все, последовавшие за мной, войдут в него». Относительно этого Христос делает необходимые предостережения:

(1) «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, не воображайте, будто Я приду, окруженный внешним великолепием, чтобы завладеть престолом. Нет, вы не должны ожидать ничего подобного, ибо Царство Мое не от мира сего». Когда они спрашивали Его, настоятельно и нетерпеливо: Учитель! когда же это будет? — то первое, что Он сказал им, было: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение. Отметим, что наиболее любознательные в духовных вещах (хотя это и похвально само по себе) находятся в наибольшей опасности быть обманутыми и поэтому должны быть осторожны.

(2) «Не ходите вслед их. Вы знаете, что Мессия пришел, и не должны ожидать никакого другого, поэтому не слушайте их и не имейте с ними никакого дела». Если мы убеждены, что Иисус есть Христос и что учение Его является благовестием от Бога, то нам следует быть глухими ко всем сообщениям о другом Христе и другом благовестии.

2. Им предстоит услышать о великих смятениях среди народов и о многих страшных судах, совершаемых над иудеями и их соседями.

(1) Будут кровопролитные войны (ст. 10): восстанет народ на народ, одна часть иудейского народа против другой, и все вместе против римлян. Вдохновляемые лжехристами, они будут пытаться сбросить римское иго, собирая армии против римской власти. Отвергнув свободу, которую предлагал им Христос, и оказавшись предоставленными самим себе, они пытались захватить гражданскую свободу греховными, а потому не приводящими к успеху путями.

(2) Произойдут землетрясения по местам, великие землетрясения, которые не только повергнут людей в ужас, но разрушат города, и многие будут погребены под их развалинами.

(3) Будут глады и моры — обычные последствия войны, которая уничтожает плоды земли, лишает людей нормальных условий жизни и здоровой пищи, вызывая таким образом инфекционные заболевания. У Бога есть много способов для наказания дерзких людей. Новозаветные пророки угрожают теми же четырьмя видами судов, о которых так часто говорили ветхозаветные пророки, ибо хотя в евангельскую эпоху суды, в основном, будут носить духовный характер, однако Бог может совершать также суды и над плотью.

(4) Тогда будут ужасные явления и великие знамения с неба необыкновенные явления в облаках, кометы и горящие звезды, вызывающие ужас у простых наблюдателей, так как они всегда считались зловещим предзнаменованием. Итак, относительно всех этих событий Христос предупреждает их: «Не ужасайтесь. Другие будут ужасаться, но вы не ужасайтесь, ст. 9. Пусть эти ужасные явления не пугают вас, взирайте выше видимых небес на престол Божьего суда, стоящий в вышних небесах. Не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся, Иер 10:2. Не бойтесь гладов и моров, ибо вы находитесь в руках Бога, Который обещал Своим, что во дни голода они будут сыты, что Он сохранит их от губительной язвы, поэтому уповайте на Него и не ужасайтесь. Больше того, когда вы услышите о войнах, когда будут извне — нападения, а внутри — страхи, и тогда не ужасайтесь; вы знаете, что самое худшее может сделать вам любой из этих судов, и поэтому не бойтесь их, ибо:

[1] В ваших интересах мужественно переносить все, что будет, так как ваши страхи ничего не могут изменить — этому надлежит быть прежде, это неизбежно. Будьте мудры — примиритесь с этим и будьте спокойны.

[2] Потом будет еще хуже. Не тешьте себя надеждой, что скоро наступит конец этим тревогам, он наступит не так скоро, как вы думаете, не тотчас конец. Не ужасайтесь, ибо если вы так быстро начнете терять присутствие духа, то как же вы выдержите все то, что вам надо будет еще претерпеть?»

3. Они сами будут знамениями и чудесами в Израиле: преследование последователей Христа будет предзнаменованием разрушения города и храма, предсказанного Христом. Больше того, это будет первым предзнаменованием грядущего разрушения: «Прежде же всего того возложат на вас руки. Суд начнется с дома Божьего, вы должны пострадать первыми в предостережение им, дабы они поразмыслили, если имеют хоть какое-то разумение: если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? См. 1Пет 4:17−18. Но это не все, гонения следует рассматривать не только как страдания преследуемых, но и как грех преследователей. Прежде чем Бог наложит на них Свои суды, они должны исполнить меру своей вины, возложив на вас свои руки». Отметим, гибели людей всегда предшествует их грех, и ничто не влечет за собой более верной и более ужасной гибели, чем грех преследования. Гнев людей против служителей Божьих, достигающий своей высшей степени, является предзнаменованием того, что гнев Божий против них тоже достигает высшей степени. Итак, относительно этого

(1) Христос предупреждает их, что им предстоит вынести тяжелые испытания за имя Его, имея при этом в виду то же самое, что говорил им тогда, когда впервые призывал их следовать за Собой, Мф 10. Они должны взвесить все, чтобы сесть и вычислить издержки. Апостолу Павлу, самому большому труженику и великому страдальцу, которого не было в то время среди учеников, Христос Сам сказал, сколько он должен пострадать за имя Его, Деян 9:16. Таким образом, каждый, желающий жить благочестиво, должен рассчитывать на гонения. Христиане, вышедшие из иудеев и до сих пор сохранявшие вместе с ними почтение к Ветхому Завету и ко всем основным принципам своей религии, за исключением только обрядовых постановлений, рассчитывали на лучшее обращение, однако Христос убеждает их не надеяться на это: «Нет, в первую очередь они будут гнать вас.

[1] Они используют против вас церковную власть: будут предавать вас в синагоги, чтобы бичевать там и предавать анафеме.

[2] Они настроят против вас власти, отдадут вас в темницы и поведут пред царей и правителей за имя Мое, чтобы они наказали вас.

[3] Ваши собственные родные будут предавать вас (ст. 16), ваши родители, братья, родственники и друзья, так что вы не будете знать, кому можно доверять или где укрыться.

[4] Ваша вера будет считаться государственным преступлением, и вам надо будет сражаться до крови. И некоторых из вас умертвят. Вам надо ожидать не славы и благоденствия, а напротив — смерти, в самых ее страшных формах, во всем ее ужасном великолепии. Больше того:

[5] И будете ненавидимы всеми за имя Мое. Это хуже самой смерти». Эти слова Христа исполнились, когда Его апостолы были не только приговоренными к смерти, но стали позорищем для мира, почитались за сор, за прах, всеми попираемый, 1Кор 4:9,13. Они были ненавидимы всеми, то есть всеми плохими людьми, которые не могли выносить света Евангелия (ибо он обнаруживал их тайные греховные дела) и поэтому ненавидели всех, кто нес этот свет, пренебрегали ими, хотели бы разорвать их на куски. Нечестивый мир, не желавший никакой реформации, возненавидел Христа, великого Реформатора, и всех принадлежащих Ему, за имя Его. Вожди иудейской церкви прекрасно знали, что если иудеи примут Евангелие, то всей их власти, которую они узурпировали и злоупотребляли ею, придет конец. Поэтому они подняли против него все свои силы, опорочили его, настроили народ против него, сделав таким образом проповедников Евангелия и исповедующих его ненавистными для толпы.

(2) Он вдохновляет их мужественно переносить все испытания и продолжать свою работу, невзирая на все противодействие, какое встретится им.

[1] Бог Сам прославится в этих страданиях и их прославит: «Будет же это вам для свидетельства, ст. 13. Когда вы будете таким образом выставлены как мишень и подвергнуты публичным преследованиям, это сделает вас более известными и заставит народ больше интересоваться вашим учением и вашими чудесами. Вас поведут пред царей и правителей, и это даст вам возможность проповедовать благую весть тем, кто иначе никогда не услышал бы ее. Ваши жестокие страдания и ненависть со стороны наихудших из людей, людей самого гнусного образа жизни, будут свидетельствовать о том, что вы добрые люди, а иначе бы вы не были плохими для этих нечестивцев. Ваши мужество, радость и твердость в страданиях будут свидетельствовать о вашей вере в то, что вы проповедуете, о том, что вас подкрепляет Божественная сила, что Дух Божий и слава Его пребывают на вас».

[2] «Бог будет с вами, признает вас Своими и будет помогать вам в ваших испытаниях. Вы — Его свидетели, поэтому Он научит вас всему, ст. 14−15. Вместо того чтобы прилагать свое сердце к обдумыванию ответов на доносы, судебные акты, статьи, обвинения и допросы, которые будут производиться над вами в церковных и гражданских судах, положите себе на сердце, запечатлите в нем, постарайтесь убедить его не обдумывать заранее, что отвечать; не полагайтесь на собственный рассудок, на свое благоразумие и находчивость, не сомневайтесь и не отчаивайтесь в благовременной сверхъестественной помощи Божественной благодати. Не думайте действовать в деле Христовом так же, как вы действуете в ваших собственных делах, уповая на свои силы и старания и на обычную помощь Божественного провидения, но рассчитывайте на особую поддержку Божественной благодати, ибо Я обещаю ее вам: Я дам вам уста и премудрость». Это доказывает, что Христос есть Бог, ибо давать уста и премудрость — Божья прерогатива. Отметим:

Во-первых, уста и премудрость одинаково необходимы человеку как в служении, так и в страданиях; премудрость нужна для того, чтобы знать, что сказать, а уста — для того чтобы сказать как должно. Это великое счастье, иметь как содержание речи, так и слова, чтобы ими прославить Бога и творить добро; иметь в разуме сокровищницу, заполненную новым и старым, и двери для слова, чтобы через них вынести то и другое.

Во-вторых, тот, кто защищает дело Христово, может надеяться, что Он даст ему уста и премудрость, где бы ему ни пришлось защищать его, но особенно когда его приведут к правителям за имя Его. Христос не говорит, что Он пошлет ангела с небес, который будет говорить за них, хотя мог бы сделать и это. Нет, Он говорит, что даст им уста и премудрость, которые сделают их способными отвечать за себя, принесут им славу, заставят их применить все дары, данные им Христом, и послужат к славе Бога, Который устами младенцев и грудных детей делает безмолвными врага и мстителя.

В-третьих, когда Христос даст им уста и премудрость, они сумеют ответить как за Него, так и за себя, так что им не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся им, они замолчат в смущении. Это исполнилось замечательным образом сразу после излияния Духа Святого: Христос дал через Него Своим ученикам уста и премудрость, когда их привели к первосвященникам, и они отвечали так, что те были постыжены, Деян 4:5−6.

[3] «Какие бы лишения ни постигли вас, они не могут причинить вам никакого реального вреда (ст. 18): и волос с головы вашей не пропадет». Как это понять: некоторые из них потеряют головы, а волос с их головы не пропадет? Это образное выражение, означающее величайшее вознаграждение за потерю и полную безопасность; оно часто используется в этом значении и в Ветхом, и в Новом Заветах. Некоторые считают, что здесь имеется в виду сохранность жизни всех христиан, находившихся среди иудеев во время их истребления римскими воинами. Историки сообщают, что никто из христиан не пострадал во время этой войны. Другие соотносят эти слова со смертью множества людей за дело Христово и понимают их образно, в том же смысле, как и слова Христа: кто потеряет душу ради Меня, тот сбережет ее.

Во-первых, «ни один волос с головы вашей не пропадет без Моего ведения». Это же Он имел в виду, говоря (Мф 10:30): У вас же и волосы на голове сочтены, то есть все они учтены, так что ни один пропавший волос не останется не замеченным Христом.

Во-вторых, «это будет высоко оценено». Мы не считаем потерянным или погибшим то, что отдано во имя добрых целей и оборачивается добром. Если мы отдадим тело свое во имя Христа, оно не пропадет, ибо мы будем хорошо вознаграждены.

В-третьих, «это будет обильно вознаграждено. Когда вы начнете сопоставлять прибыль и потери, то обнаружите, что ничего не потеряли, но, напротив, приобрели великое утешение здесь на земле, а главное — радости вечной жизни». Таким образом, даже если мы что-то и потеряем ради Христа, в конечном счете не останемся в убытке.

[4] «Поэтому среди всех страданий, как ваших личных, так и общенародных, ваш долг состоит в том, чтобы сохранять святую искренность и спокойствие духа, и они будут всегда поддерживать вас (ст. 19): Терпением вашим спасайте души ваши (англ. владейте вашими душами с терпением. — Прим. переводчика.), достигайте самообладания и не теряйте его». Некоторые понимают это как обетование: «Вы сможете, или будете, владеть вашими душами». Смысл один. Отметим:

Во-первых, это наш долг и это в наших интересах, чтобы во всякое время, но особенно в бедственное, владеть своими душами; чтобы не только не потерять их навсегда, но чтобы и в настоящее время они не приходили в расстройство, чтобы наше обладание ими ничем не нарушалось и не возмущалось. «Владейте вашими душами, не теряйте самообладания, сохраняйте авторитет и господство разума, держите под контролем волнения чувств, чтобы ни горе, ни страхи не подавляли вас, не лишали вас самообладания». В тяжелые времена, когда мы не можем сохранить обладание ничем другим, будем сохранять то, что можем сохранить, — самообладание.

Во-вторых, только терпением, христианским терпением, мы можем сохранить в покое свои души. «В дни испытаний терпение должно охранять ваши души, сохранять их в спокойном и добром настроении, охранять от всех впечатлений, которые могут раздражать и выводить их из равновесия».

Стихи 20−28. Дав ученикам представление о том, что произойдет в течение последующего периода, охватывающего приблизительно тридцать восемь лет, Христос переходит к описанию того, чем все это завершится в конце концов, а именно: к описанию разрушения Иерусалима и полного рассеяния иудейского народа. Это будет как бы день суда в миниатюре, прообраз и символ второго пришествия Христа, ибо для тех, кто сердцем был привязан к Иерусалиму, его разрушение было равносильно концу света. Этот вопрос не освещается здесь так подробно, как в параллельном месте (Мф 24 гл.), но лишь слегка задевается.

I. Он предсказывает им, что они увидят осажденный Иерусалим, окруженный войсками (ст. 20), римскими войсками, и когда увидят это, то должны сделать заключение о приближении запустения его, ибо именно таков будет конец его осады, какой бы долгой она ни была. Отметим, Бог всегда заканчивает начатое Им дело, будь то дело милости или дело суда.

II. Он предупреждает их, что по этому знаку, данному им, они должны будут бежать ради собственной безопасности (ст. 21): «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе (Иерусалим имеется в виду), выходи из него, прежде чем он будет заперт со всех сторон и прежде чем (как теперь нам известно) будут вырыты траншеи. Тот, кто находится в окрестностях и селениях, не входи в него, надеясь найти там убежище. Оставляйте город и страну, видя, как Бог оставляет их и предает на разрушение. Выйди от нее, народ Мой».

III. Он предсказывает им ужасы, ожидающие иудейский народ (ст. 22): Это дни отмщения... о которых так часто говорили ветхозаветные пророки и которые завершатся истреблением этого непокорного народа. Все их предсказания теперь должны исполниться и кровь всех ветхозаветных мучеников будет взыскана с него. Да исполнится все написанное. После многих дней терпения, которым они так долго злоупотребляли, придут дни отмщения. Промедление не есть прощение. Чтобы представить величину этого бедствия, описываются:

1. Причина, вызвавшая его. Ею является гнев на народ сей, гнев Божий, который зажжет этот всепожирающий огонь.

2. Особый ужас женщин, имеющих маленьких детей, беременных и питающих сосцами. Горе им, не только потому, что женщины весьма подвержены разным страхам и не способны защитить себя, но и потому, что они будут терзаться сердцем, сознавая, что рождают и вскармливают своих детей на убиение.

3. Всеобщее смятение всего народа. Тогда будет великое бедствие на земле, ибо люди не будут знать, что им предпринять, где искать помощи.

IV. Он описывает исход сражения между иудеями и римлянами, к чему они в конце концов придут.

1. Огромное количество иудеев падут от острия меча. Известно, что во время иудейской войны от меча пал один миллион сто тысяч человек. Осада Иерусалима, фактически, была его казнью.

2. Оставшиеся в живых будут уведены в плен, не в одну какую-то страну, как это было во время завоевания их халдеями, которые дали им возможность держаться вместе, но во все народы, что сделает невозможным для них ни сообщаться друг с другом, ни, тем более, объединиться.

3. Сам Иерусалим будет попираем язычниками. Римляне, захватив город, совершенно опустошат его как город мятежный, вредный для царей и областей и поэтому ненавистный для них.

V. Он описывает великий страх, которым будут охвачены все люди. Будет много ужасных знамений на солнце и луне и звездах, а на земле море восшумит и возмутится страшными бурями и штормами, такими, каких не было доселе и какие нельзя объяснить естественными причинами. Результатом всего этого будет всеобщее смятение на земле, уныние народов и недоумение, ст. 25. Д-р Хаммонд (Hammond) под народами понимает несколько провинций или областей иудейского народа — Иудею, Самарию и Галилею; они будут доведены до крайней степени отчаяния. Люди будут издыхать от страха, (ст. 26), ἀποψυχόντων ἀνθρώπων — люди будут совершенно безжизненными, подавленными, удрученными, будут умирать от страха. Таким образом, те, которые всякий день умерщвляли Христовых апостолов, будут теперь сами умерщвляемы (Рим 8:36), то есть каждый день будут со страхом ожидать своей смерти, изнемогая под уже постигшим их ужасом и трепеща перед еще большими ужасами в ожидании бедствий, грядущих на вселенную. Когда суд начинается с дома Божия, то это еще не конец; конец будет таким, что весь мир как бы развалится на куски, и где тогда можно будет спастись? Если силы небесные поколеблются, то столпы земли не смогут не дрожать. Таким образом система государственного управления иудеев, их религия, законы и правительство — все будет уничтожено рядом бедствий, не имеющих себе подобных, сопровождаемых крайним смятением. Так считает д-р Кларк (Clark). Но наш Спаситель использует эти образные выражения потому, что в конце времени они исполнятся буквально, когда небо свернется как свиток и все силы небесные не только поколеблются, но разрушатся, а земля и все дела на ней сгорят, 2Пет 3:10,12. Каким ужасным был день гибели для неверующих иудеев, таким же будет и день великого суда для всех неверующих.

VI. Это будет, в некотором смысле, явлением Сына Человеческого: И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою, ст. 27. Гибель Иерусалима была своего рода судом Христовым, судом, доверенным Сыну Человеческому. Его вероучение не могло бы вполне утвердиться без разрушения храма и без упразднения левитского священства и порядка его, так как даже обращенные иудеи и многие из язычников сохраняли сильную привязанность к ним, пока они не были уничтожены. Поэтому разрушение Иерусалима вполне справедливо может рассматриваться как пришествие Сына Человеческого с силою и славою, хотя и невидимым образом, но в облаках, ибо при исполнении подобных судов облака и тьма окружали Его. Итак, это было:

1. Доказательством первого пришествия Мессии, как считают некоторые. Не уверовавшие в Него иудеи убедятся тогда, но слишком поздно, что Иисус был Мессией. Те, что не захотели увидеть в Нем Мессию, пришедшего в силе благодати для их спасения, увидят Его, пришедшего в силе гнева Своего для истребления их. Те, что не хотели, чтобы Он царствовал над ними, увидят, как Он будет торжествовать над ними.

2. Залогом Его второго пришествия. Тогда, в ужасах того дня они увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке, и все бедствия последнего дня. Они увидят образец последнего дня, его слабое подобие. Если оно будет так ужасно, то каким же будет сам последний день?

VII. Он ободряет всех верных учеников в отношении ужасов того дня (ст. 28): «Когда же начнет это сбываться, когда будет осажден Иерусалим и все будет содействовать гибели иудеев, тогда восклонитесь: когда другие опустят свои головы, поднимите свои взоры к небесам с верой, надеждой и молитвой, поднимите головы ваши, с радостью и уверенностью, потому что приближается избавление ваше».

1. Когда Христос пришел, чтобы истребить иудеев, Он пришел избавить христиан, преследуемых и угнетаемых ими, после чего церкви были в покое.

2. Когда Он придет судить этот мир в последний день, то избавит всех, кто принадлежит Ему, от всех скорбей их. И насколько предвидение этого дня сладостно для всех искренних христиан, настолько оно страшно для нечестивых. Даже смерть будет для них вожделенна. Когда они увидят, что этот день приближается, тогда они могут поднять головы свои с радостью, зная, что приближается их избавление, их переход к Искупителю.

VIII. Здесь есть одно предсказание, вы ходящее за пределы пророчества об истреблении иудейской нации, и его не легко истолковать; оно содержится в ст. 24: Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

1. Одни считают, в том числе д-р Hammond, что здесь говорится о событиях, уже имевших место. Язычники, захватив Иерусалим, завладеют им и сделают его чисто языческим городом, каким он будет оставаться до тех пор, пока не закончатся времена язычников, то есть пока их основная масса не обратится в христианство. Затем, после того как Иерусалим будет восстановлен императором Адрианом (но останется закрытым для иудеев), иудеи обратятся в христианство и объединятся с христианами из язычников, чтобы создать в Иерусалиме церковь, которая будет процветать долгое время.

2. Другие, в том числе д-р Whitby, считают, что здесь говорится о будущих событиях. Иерусалим будет в руках язычников до тех пор, пока народы, остающиеся в неверии, не примут христианскую веру, когда все царства этого мира станут Царством Христа, и тогда все иудеи обратятся к Христу. Иерусалим будет населен иудеями, и ни он, и никакой другой город не будет более попираем язычниками.

Стихи 29−38. Здесь, в заключение Своей проповеди:

I. Христос повелевает ученикам наблюдать за знамениями времени, по которым они смогут судить, если были внимательны к предыдущим Его указаниям, с такой же определенностью и уверенностью, с какой судят о приближении лета по распускающимся деревьям, ст. 29−31. Как в царстве природы существует цепь причин и следствий, так в царстве Божьего промысла существует последовательность связанных между собой событий. Видя, как наполняется мера вины народа, мы можем заключить, что их гибель близка. Наблюдая приближающееся низвержение властей, преследующих христиан, мы можем заключить, что Царствие Божие приближается, что по низложении оказываемого ему противодействия оно одержит победу. Как по действию вторичных причин мы можем прогнозировать изменение времен года, так в последовательности событий можем усматривать приближение чего-то необычайного, когда Бог поднимается от святого жилища Своего, Зах 2:13; тогда остановитесь и ожидайте избавления.

II. Он убеждает их рассматривать все эти события не как сомнительные и отдаленные (ибо в таком случае они не окажут на них должного впечатления), но как определенные и близкие. Падение иудейской нации было:

1. Близким (ст. 32): не прейдет род сей, как все это будет. Некоторые из живших тогда и слышавших предсказания Христа увидят все это.

2. Определенным. Приговор был окончательным, истребление — неизбежным; указ уже выпущен (ст. 33): «Скорее небо и земля прейдут, чем какое-нибудь Мое слово. Больше того, небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут; будут их соблюдать или нет, но они исполнятся, и ни одно из них не останется неисполнившимся» (1Пар 3:19).

III. Христос предостерегает их против беспечности и сластолюбия, которые сделают их неготовыми к грядущим испытаниям, они будут неожиданными и страшными для них (ст. 34−35): Смотрите же за собою... Это повеление Христа обращено ко всем Его ученикам: «Смотрите же за собою, чтобы искушения не победили вас, чтобы ваши собственные похоти не подвели вас».

Примечание. Мы не можем быть спасены, если будем беспечны. Мы должны быть осторожными во всякое время, но особенно в тот день. Обратите внимание:

1. В чем состоит опасность: в том, что день смерти и суда постигнет нас внезапно, когда мы не ожидаем его и не готовы к нему. Мы должны остерегаться, чтобы в день, когда Господь призовет нас, не оказалось, что наши помыслы очень далеки от того, что должно быть ближе всего нашему сердцу; чтобы день тот не нашел на нас, как сеть, ибо именно так он найдет на большинство живущих по всему лицу земли, которые помышляют только о земном и не имеют общения с небом; для таковых он окажется сетью. См. Еккл 9:12. Этот день будет для них ужасом и разрушением, он повергнет их в невыразимый страх и будет крепко держать их, чтобы предать еще более страшной гибели.

2. В чем состоит наш долг с учетом этой опасности: мы обязаны смотреть за собою, чтобы наши сердца не отягчались, чтобы они не оказались обремененными, перегруженными и поэтому неспособными делать то, что необходимо для подготовки к смерти и суду. Двух вещей должны мы остерегаться, чтобы не отягчать ими свои сердца:

(1) Потворства потребностям тела, чрезмерного старания удовлетворять чувственным желаниям: чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, неумеренным употреблением пищи и питья, что обременяет сердце не только чувством вины, но и дурным влиянием, оказываемым неумеренностью тела на душу. Объедение и пьянство делают человека равнодушным к своим обязанностям, неспособным исполнять их, притупляют совесть и делают душу нечувствительной к самым трогательным вещам.

(2) Чрезмерного стремления к материальным благам этого мира. Сердце отягчается заботами житейскими. Если первое является сетью для тех, кто предается плотским удовольствиям, то это — сетью для людей деловых, стремящихся разбогатеть. Нам следует остерегаться как того, так и другого, чтобы не только в смертный час, но во всякое время наши сердца не были отягченными. Мы должны постоянно бодрствовать против греха и заботиться о своей душе.

IV. Он советует им бодрствовать и быть готовыми к этому великому дню, ст. 36. Заметьте здесь:

1. Что должно быть нашей целью — сподобиться избежать всех сих будущих бедствий, чтобы в то время, когда повсюду будут совершаться суды Божьи, мы были сохранены от их пагубного действия, то есть либо избежали всеобщего бедствия либо оно не было для нас таким, каким будет для других; чтобы в день смерти нам не повредило ее жало, которым являются гнев Божий и муки ада. Однако нам надо не только избежать всего этого, но и предстать пред Сына Человеческого; и не только предстать оправданными перед Ним как перед нашим Судией (Пс 1:5) и иметь дерзновение в день Христов (что подразумевается под словами избежать всех сих будущих бедствий), но и предстать пред Ним для служения Ему как нашему Господу постоянно находиться у Его трона и служить Ему день и ночь в Его храме (Откр 7:15), чтобы всегда созерцать лицо Его, как созерцают ангелы, Мф 18:10. Как выше (Лк 20:35), так и здесь о святых говорится как о сподобившихся. Бог, совершая в них Свой труд благодати, подготавливает их к этому блаженству и по благоволению благодати Своей к ним удостаивает их его. Но, как говорит Гротий (Grotius), большая доля нашего достоинства заключается в признании нашего недостоинства.

2. Как мы должны действовать, стремясь к этой цели: бодрствовать на всякое время и молиться. Бодрствование и молитва должны дополнять друг друга, Неем 4:9. Тот, кто хочет избежать грядущего гнева и быть уверенным в наслаждении будущими радостями, должен бодрствовать и молиться, делать это во всякое время, в течение всей своей жизни.

(1) Бодрствовать над собою. «Храните себя от греха, исполняйте свои обязанности, используйте любую возможность для того, чтобы сделать добро. Пробудитесь и бодрствуйте в ожидании прихода вашего Господа, чтобы вы могли принять Его в должном состоянии и приветствовать Его приход».

(2) Поддерживать свое общение с Богом: «Молитесь на всякое время, всегда будьте расположены к исполнению этого святого долга, придерживайтесь установленного времени молитвы, молитесь по всякому поводу». Тот удостоится в мире ином жить жизнью хвалы, кто в этом мире жил жизнью молитвы.

V. В последних двух стихах описывается, как Христос проводил Свое время в течение тех трех-четырех дней, которые прошли между Его торжественным входом в Иерусалим и той ночью, когда Он был предан.

1. Днем Он учил в храме. Христос проповедовал не только по субботам, но и в будни. Он был неутомимым проповедником; Он проповедовал перед лицом Своих противников, искавших, как Он знал, уловить Его.

2. А ночи Он проводил в доме друзей, на горе Елеонской, находящейся приблизительно на расстоянии одной мили от города. Возможно, у Христа были и в городе друзья, которые были бы рады принять Его в своем доме, но Он стремился вечером уйти от городского шума, чтобы в ожидании Своего часа иметь больше времени для уединенной молитвы.

3. Рано поутру Он снова был в храме, где читал Свою утреннюю проповедь для желающих слушать Его, и весь народ стремился слушать Его, видя, как Он стремился проповедовать (ст. 38): весь народ с утра приходил к Нему в храм, подобно голубям, слетающимся к окнам, слушать Его, хотя первосвященники и книжники делали все, чтобы настроить их против Него. Иногда то удовольствие, которое получают от проповеди люди простые, но серьезные и честные, следует более ценить и более принимать во внимание, чем мнения людей ученых, остроумных и авторитетных.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 21 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.