В предыдущей главе мы читали о крещении Христа, о том, как Он был признан гласом с неба и как Дух Святой снизошел на Него. В этой главе повествуется:
I. О дальнейшем приготовлении Иисуса Христа к общественному служению посредством искушения Его в пустыне, о чем мы уже читали в Евангелии от Матфея, ст. 1−13.
II. О начале общественного служения Иисуса Христа в Галилее (ст. 14−15), в частности:
1. В Назарете, в Его родном городе (ст. 16−30), о чем ничего не сообщается в Евангелии Матфея.
2. В Капернауме, где Он вызывает восхищение у слушателей Своим учением (ст. 31−32), изгоняет нечистого духа из одержимого им человека (ст. 33−37), исцеляет от лихорадки тещу Петра (ст. 38−39) и также многих других больных и одержимых (ст. 40−41), а затем уходит в другие города Галилеи и делает там то же самое, ст. 42−44.
Стихи 1−13. Последние слова предыдущей главы, что Иисус был Сын Адамов, свидетельствуют о том, что Он был семенем жены. Поэтому в этой главе мы читаем о том, как Он, будучи семенем жены, согласно обетованию о поражении змея в голову, сражается с диаволом и отражает все его искушения — того, кто одним искушением победил наших прародителей. Так в самом начале войны Христос отомстил ему и победил победителя.
В повествовании об искушении Иисуса Христа заметьте следующее:
I. Каким образом Он был подготовлен к этому испытанию. Тот, Кто предназначил для Него это испытание, соответствующим образом и подготовил Его к нему. Мы не знаем, какие испытания предстоят нам, какие схватки ожидают нас, но Христос знал и был подготовлен к ним. Что касается нас, Бог знает, что нам предстоит, и мы надеемся, что Он подготовит нас надлежащим образом.
1. Он был исполнен Духа Святого, Который нисшел на Него в виде голубя. Теперь Он имел в значительно большей мере, чем когда-либо прежде, даров, благодати и утешений Духа Святого.
Примечание. Кто исполнен Духа Святого, тот хорошо вооружен против самых сильных искушений.
2. Христос возвращается от Иордана, где был крещен и где глас с неба признал Его возлюбленным Сыном Божьим и таким образом был подготовлен для этой борьбы.
Примечание. Когда мы имеем самое утешительное общение с Богом, самые ясные откровения Его благоволения к нам, тогда нам следует ожидать, что сатана будет нападать на нас (самые богатые корабли — желанная добыча пиратов) и что Бог допустит ему сделать это, для того чтобы сила благодати Его могла быть возвеличена и прославлена.
3. И поведен был Духом в пустыню, добрым Духом, который вел Его как борца, уверенного в своей победе, на поле брани чтобы сразиться с врагом. То, что Иисус был приведен в пустыню, (1) Давало искусителю некоторое преимущество, ибо в пустыне Он оставался с ним один на один, с Ним не было Его друзей, чьи молитвы и советы поддержали бы Его в часы испытания. Горе одному! Христос мог дать сатане такое преимущество, так как знал Свою собственную силу; мы же не можем это делать, так как знаем собственную слабость.
(2) Но в продолжение 40-дневного поста в пустыне Христос приобрел Себе преимущество. Можно предположить, что Он был целиком поглощен размышлениями о Своем предназначении и предстоящем Ему деле, проводил время в молитве и личной беседе со Своим Отцом, как Моисей на горе Синай, не отвлекаясь ни на что другое и не прерываясь. Из всех дней Его жизни во плоти в эти дни, вероятно, Он был ближе всего к ангельскому совершенству и небесной жизни; это подготовило Его к нападениям сатаны и укрепило против него.
4. Он пребывал в посте и ничего не ел в эти дни, ст. 2. Этот пост был совершенно сверхъестественным, как у Моисея и Илии, и это показывает нам что Христос, подобно им, был пророком, посланным Богом. Возможно, Христос находился в пустыне Хорив, где постились Моисей и Илия. Своим уединением в пустыню Христос показал полное безразличие к миру, а сорокадневным постом — полное равнодушие к Своей плоти; сатане не легко овладеть тем, кто отказывается от мира и от собственной плоти, кто умирает для них. Чем больше мы порабощаем плоть и держим ее в подчинении, тем меньше у сатаны преимуществ против нас.
II. Как Христос подвергался нападкам сатаны, как Он разрушал все замыслы искусителя и стал более чем победителем. В течение сорока дней Христос был искушаем от диавола (ст. 2), не внутренним внушением, ибо князь мира сего не имел в Нем ничего, через что мог бы воздействовать на Него, но внешним подстрекательством, может быть, в образе змеи, как он искушал наших прародителей. Но по прошествии сорока дней он подошел к Нему ближе, так сказать, схватился с Ним, когда почувствовал, что Он взалкал, ст. 2. Может быть, наш Господь Иисус начал искать поблизости дерево с какими-нибудь съедобными плодами, и диавол воспользовался этим для того, чтобы сделать Ему следующие предложения.
1. Он искушал Его недоверием попечению Его Отца о Нем и побуждал Самому позаботиться о Себе, добыть Себе пропитание путем, какого Его Отец не предназначал для Него (ст. 3): «Если Ты Сын Божий, как возвестил о Тебе глас с неба, то вели этому камню сделаться хлебом».
(1) «Я советую Тебе сделать это, ибо Бог, даже если Он и Твой Отец, забыл Тебя, и еще не скоро Он пошлет ворона или ангела, чтобы накормить Тебя». Если у нас появляется желание самим строить свою судьбу и жить по своим собственным планам, независимо от Божьего промысла, разбогатеть своими собственными силами, то это следует расценивать не иначе как искушение от сатаны и постараться отразить его. Только сатана может внушать нам мысли о нашей независимости от Бога.
(2) «Я бросаю Тебе вызов — сделай это, если можешь, а иначе я скажу, что Ты не Сын Божий. Ибо Иоанн Креститель недавно сказал, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму, что является более великим делом, так что, если Ты не способен сотворить меньшего — сделать камни хлебом для Себя, когда нуждаешься в нем, — значит, Ты не обладаешь силой Сына Божьего». Таким же образом и Сам Бог был искушаем в пустыне: «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне? Может ли Он дать и хлеб?..» (Пс 77:19−20).
А посему:
[1] Иисус отражает это искушение, Он не превращает камни в хлеб, хотя и был голоден.
Во-первых, потому что не хотел исполнять приказание сатаны, ибо это выглядело бы так, как будто между Ним и князем тьмы действительно существует некое соглашение.
Примечание. И мы не должны делать ничего такого, что дает место сатане. Многие чудеса совершались с целью утверждения веры, но диавол в этом не нуждался, поэтому Христос не хотел делать чуда для него. Он творил Свои чудеса пред учениками Своими (Ин 20:30), особенно в начале Своих чудес, когда превратил воду в вино, и делал это с той целью, чтобы ученики уверовали в Него, Ин 2:11. Но здесь, в пустыне, с Ним не было Его учеников.
Во-вторых, Христос творил чудеса для подтверждения Своего учения и не хотел совершать их прежде, чем начнет проповедовать.
В-третьих, Он не хотел совершать чудо ради Себя Самого, для Своего насыщения, чтобы не показалось, будто Он не может терпеть голода, так как Он пришел не для того, чтобы угождать Себе, но чтобы терпеть страдания, в том числе и это страдание. Желая показать, что Он не угождает Себе, Христос охотнее превратит воду в вино в интересах Своих друзей, чем камни в хлеб ради удовлетворения собственной нужды.
В-четвертых, Он приберегает на будущее доказательства того, что является Сыном Божьим, и предпочитает терпеть укоры сатаны в слабости и неспособности превратить камни в хлеб, чем сделать то, что в состоянии был сделать, под его нажимом. Так Его враги упрекали Его в неспособности спасти Себя самого и сойти с креста, тогда как Он мог сойти с него, но не хотел потому что Ему предлежало другое.
В-пятых, Он не хотел делать ничего, что можно было бы расценить как недоверие к Его Отцу, как проявление независимости от Него или как что-то другое, не соответствующее Его настоящему состоянию. Уподобившись во всем Своим братьям, Он хотел, как и все дети Божьи, жить в зависимости от Божьего промысла и Его обетования, и предоставляет Богу решать — либо послать Ему пропитание в пустыню, либо вести Его к населенному городу, в котором есть пища (Пс 116:5−7), а тем временем поддержать Его, голодного, как Он поддерживал Его эти последние сорок дней.
[2] Христос отвечает на предложение диавола словами Священного Писания: написано, ст. 4. Это первые записанные слова Христа, которые Он произнес после того, как вступил на пророческое служение. Христос процитировал Ветхий Завет, желая показать, что Он пришел утвердить авторитет Писания как неоспоримый даже самим сатаной. Хотя Он имел Духа без меры, проповедовал Свое собственное учение и основал Свою религию, тем не менее Он согласовывался с Моисеем и пророками, принимая их писания как правило для Себя и рекомендуя их нам для ответа сатане и отвержения его искушений. Слово Божье — наш меч, а вера в Его Слово — наш щит, поэтому мы должны быть сильны в Писании, и идти с этой силой, идти вперед и совершать духовную борьбу; мы должны знать, что написано, ибо это служит к нашему научению и к нашей пользе. Иисус Христос цитирует слова, записанные во Втор 8:3: «...не одним хлебом живет человек. Мне нет нужды превращать камни в хлеб, ибо Бог может послать Мне для пропитания манну, как Он сделал для Израиля; человек может жить всяким словом Божиим, каждое Свое слово Бог предназначил для того, чтобы человек жил им». Как Христос жил, жил спокойно, в течение сорока дней? Он жил не хлебом, но словом Божиим, размышлениями над словом и общением с ним, а через него — с Богом; Он мог бы таким образом жить и дальше, несмотря на то что начал чувствовать голод. Бог имеет много способов напитать Своих детей, не прибегая для этого к обычным средствам, поэтому никогда не следует сомневаться в Нем; мы можем во всякое время полагаться на Него, если идем путем послушания. При недостатке пищи Бог может либо умерить аппетит человека, либо дать ему столько терпения, что он сможет даже посмеяться опустошению и голоду (Иов 5:22), либо сделать овощи и воду более питательными, чем царская пища (Дан 1:12−13), либо сделать человека способным радоваться о Господе даже тогда, когда смоковница не приносит плода, Авв 3:17. Одна женщина, имевшая живую веру, говорила, что когда у нее не было хлеба то она «пекла» его из обетовании Божьих.
2. Сатана искушает Христа поклониться ему и принять от него царство, которое Он как Сын Божий надеялся получить от Своего Отца, ст. 5−7. Евангелист Лука ставит это искушение вторым, в то время как Матфей — последним. Вероятнее всего, это было последнее искушение. Но Лука был поглощен именно этим искушением, как самым сильным и жестоким, и поэтому поспешил описать его. Искушая наших прародителей, сатана представил им запретный плод вначале как хороший для пищи, а затем — как приятный на вид, и они были очарованы тем и другим. Так и Христа он сначала искушает предложением превратить камни в хлеб, который должен быть хорош для пищи, а потом показывает Ему царства мира и их славу, которые были приятны для глаз. Но в обоих искушениях Христос побеждает сатану, и Лука, имея, вероятно, это в виду, меняет очередность искушений. Теперь заметим:
(1) Каким образом сатана осуществляет это искушение, чтобы убедить Христа стать его подданным и получить Свое царство путем передачи через него.
[1] Он показал Ему панораму всех царств вселенной во мгновение времени, воздушное представление их, которое, как он считал, наиболее способно было поразить воображение и показаться реальной картиной. Для большего успеха он возвел Его на высокую гору. Поскольку после искушения мы находим Христа на другой стороне Иордана, то некоторые предполагают, что сатана возвел Его на вершину горы Фасги, с которой Моисей смотрел на Ханаан. Представленное сатаной, князем, господствующим в воздухе, было всего лишь иллюзией; это подтверждается следующим обстоятельством, отмеченным Лукой, а именно: что он сделал все во мгновение времени, тогда как если человек хочет осмотреть хотя бы одну страну, то должен делать это последовательно, поворачиваясь кругом и осматривая сначала одну, а затем другую часть. Таким образом, диавол задумал обмануть нашего Спасителя путем надувательства, с помощью ложного видения, чтобы заставить Его поверить, будто он может показать одновременно все царства вселенной, и внушить Ему мысль, что он способен и дать Ему все эти царства.
[2] Он нагло утверждает, что все царства принадлежат ему, что он имеет власть распоряжаться ими и всей славой их, что может отдать их, кому захочет, ст. 6. Некоторые считают, что сатана претендует здесь на звание ангела света, на то, что он был поставлен над земными царствами как один из ангелов и, победив всех остальных, был наделен полномочиями распоряжаться этими царствами, так что может дать их Христу от имени Бога, — так как признает, что они предназначены для Него, — но при условии, если тот падет ниц и поклонится ему. Добрый ангел не только не требовал, но и не допускал этого, даже после того, как показал нечто большее, чем сатана, как мы читаем в Откр 19:10; Откр 22:9. Но я склонен думать, что он провозглашал свою власть как сатана, власть, преданную ему не Господом, а царями и людьми этих царств, отдавшими свою власть и славу сатане, Еф 2:2. Поэтому он и носит имя бога мира сего и князя мира сего. Сыну Божьему было обещано, что Ему будут даны в наследие народы Пс 2:8. «Как, — говорит сатана, — народы принадлежат мне, это мои подданные, мои сторонники, однако они будут Твоими я их дам Тебе, но при условии, если Ты поклонишься мне и скажешь, что это подарки, которые я даю Тебе, как другие делали до Тебя (Ос 2:12), и согласишься иметь их, как полученные через меня, от меня, и пользоваться ими в подчинении мне».
[3] Он требует от Христа почтения и поклонения: Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое, ст. 7.
Во-первых, он хотел, чтобы Христос поклонился ему самому. Вероятно, он не имел в виду того, чтобы Христос совсем не поклонялся Богу, но допускал одновременное поклонение и ему и Богу, ибо знал, что если он хоть раз сможет стать партнером, то скоро станет полновластным хозяином.
Во-вторых, он хотел заключить со Христом соглашение в том, что когда Он будет владеть царствами земли, то не будет производить в них никаких религиозных преобразований, но позволит народу приносить ему жертвы, как они это делали до сих пор (1Кор 10:20), сохранит поклонение бесам. Тогда, если хочет, пусть берет всю власть и славу этих царств. Сатана готов отдать кому угодно все богатства и все великолепие этой земли, все, что он хочет иметь, — это владеть человеческими сердцами, их любовью и поклонением, чтобы действовать в сынах противления, ибо тогда он сможет поглотить их.
(2) Как наш Господь Иисус Христос одержал победу в этом искушении. Он решительно отказывается от предложения сатаны, с отвращением отвергает его (ст. 8): «Отойди от Меня, сатана! Я не могу этого слышать. Как! Поклониться врагу Бога, Которому Я пришел служить, и врагу людей, которых Я должен спасти? Нет, Я никогда не сделаю этого». Искушения такого рода не следует даже обдумывать, их немедленно надо отвергать. И Христос положил конец этому искушению одним словом: Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, более того, только Ему, Ему и никому другому». Христос не поклонится сатане, и когда царства мира будут преданы Ему Отцом Его, чего Он ожидает вскоре, то Он не допустит, чтобы в них сохранялось какое-либо поклонение ему. Везде, куда придет Его Евангелие, всякое поклонение бесам будет искоренено и уничтожено. Он не пойдет на соглашение с сатаной. Многобожие и идолопоклонство должны быть истреблены, когда восстанет царство Христово. Люди должны обратиться от власти сатаны к Богу, от поклонения бесам к поклонению единому, живому и истинному Богу. Это великий Божий закон, который Христос восстановит среди людей, приведя их Своей святой религией к повиновению Ему: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Поэтому каждый, кто делает объектом поклонения какое-либо творение, будь то святой, ангел или Дева Мария, тот восстает против замысла Христа и снова впадает в язычество.
3. Сатана искушает Христа, побуждая Его к тому, чтобы Он Сам погубил Себя, самоуверенно надеясь на такую защиту Своего Отца, на которую у Него не было основания. Рассмотрим:
(1) Какую цель преследовал сатана в этом искушении: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ст. 9.
[1] Он хотел заставить Христа искать нового доказательства тому, что Он Сын Божий, как если бы недостаточно было данного Ему голосом с неба и сошествием Духа Святого на Него. Это было бы бесчестьем Бога, как будто Он выбрал не самый лучший способ заверения в Его сыновстве, и свидетельствовало бы о Его сомнении в пребывании Святого Духа на Нем, в самом большом и убедительном для Него Самого доказательстве, что Он — Сын Божий, Евр 1:8−9.
[2] Он хотел, чтобы Христос искал новые способы заявить миру о том, что Он Сын Божий. Фактически, сатана намекает на то, что о Его сыновстве было засвидетельствовано в темном углу, Его слава была провозглашена среди простых людей, сопровождавших Иоанна Крестителя. Но если бы Он заявил о Себе, что Он Сын Божий, с крыла храма, среди почтенных людей, собравшихся на служение в храме, и в доказательство этого бросился бы вниз, а потом невредимым предстал перед толпой, то каждый признал бы Его как небесного посланника. Таким образом, сатана хотел бы, чтобы Христос искал почестей Своими путями (вопреки предопределенным Ему от Бога) и явил Себя народу на крыле иерусалимского храма, в то время как Бог определил Ему больше являть Себя среди кающихся грешников Иоанна Крестителя, так как для них Его учение было более желанно, чем для священников.
[3] Хотя сатана и не мог сбросить Христа вниз, не мог причинить Ему ни малейшего вреда, однако он имел, вероятно, некоторую надежду на то, что Христос Сам бросится вниз и разобьется, и тогда он окончательно устранит Его со своего пути.
(2) Как сатана подкрепляет и усиливает свое искушение. Он говорит: Ибо написано, ст. 10. Христос применял против сатаны слова Священного Писания, и тот решил действовать таким же образом, чтобы показать, что он тоже может цитировать Писание. Это свойственно всем еретикам и лицемерам — извращать Писание и заставлять святые слова служить наихудшему из зол. «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя», если Ты Его Сын, и на руках понесут Тебя. Теперь, находясь на крыле храма, Он мог бы особенно рассчитывать на служение ангелов, ибо если Он Сын Божий, то храм — самое подходящее для Него место (Лк 2:46), и если какое-нибудь место под солнцем охраняется ангелами, то уж тем более храм, Пс 67:18. Бог действительно обещал нам защиту ангелов, но не для того, чтобы мы испытывали действительность Божьих обетовании для нас, а чтобы поддерживать наше доверие к Нему. Именно для этого предназначено ангельское служение, и не более того: «Они будут охранять тебя, когда ты ходишь по земле, где пролегает твой путь, но не когда ты дерзнешь летать по воздуху».
(3) Как Христос расстроил планы сатаны и победил в искушении, cт. 12. Он цитирует Втор 6:16, где сказано: Не искушай Господа Бога твоего, требуя знамений для подтверждения Божьего откровения, когда Он уже дал достаточно их. Ибо так поступал Израиль, когда искушал Бога в пустыне, говоря: «Он дал нам воду из камня, но может ли Он дать и мясо?» Христос был бы виновен в таком же искушении Бога, если бы сказал: «Он действительно доказал, что Я являюсь Сыном Его, послав Мне Духа (более великое), но сможет ли Он дать Своему ангелу повеление относительно Меня (менее великое)?»
III. Каков был исход и результат этого поединка, ст. 13. Наш Спаситель устоял и вышел победителем из него, не только для Себя, но и для нас.
1. Диавол опустошил свой колчан: И окончив все искушение... Христос дал ему возможность сказать и сделать против Него все, что тот мог, Он позволил ему испытать всю свою силу и все-таки победил его. Будучи искушаем, Христос претерпел, пока не кончились все искушения. Не должны ли и мы пройти через все испытания и выдержать час искушения, предназначенный нам?
2. Диавол покинул поле сражения и отошел от Христа. Он убедился, что все атаки безуспешны, ибо ничего не имел в Нем, за что мог бы зацепиться своими раскаленными стрелами; у Христа не было слабых позиций, в Его оборонительной стене не было незащищенных мест, и поэтому сатана отступил.
Примечание. Если мы противостоим диаволу, то он убежит от нас.
3. Однако сатана затаил злобу против Христа и отошел с намерением снова напасть на Него. Он отошел лишь до времени, до того времени, когда ему снова будет дана свобода, но не как искусителю, чтобы ввести Его в грех и таким образом нанести удар в голову (к чему он стремился и в чем потерпел полное поражение), но уже как гонителю, чтобы причинять Христу страдания через Иуду и других своих пособников, которых он использовал, и таким образом жалить Его в пяту, что он должен будет делать, согласно сказанному в Быт 3:15, и сделает, хотя это приведет к его собственному поражению в голову. Он отошел, пока не наступило то время, о котором говорил Христос: но теперь — ваше время и власть тьмы (Лк 22:53), когда князь мира сего должен будет прийти, Ин 14:30.
Стихи 14−30. После того как Христос победил злого духа, Он показал, что находился под мощным воздействием Духа Святого. Выстояв против нападок сатаны, Христос начинает теперь наступать на него Сам, атакуя его силой Своего учения и чудес. И сатана оказался не в состоянии ни сопротивляться этим атакам, ни отражать их. Заметим:
I. Что говорится здесь в общем о проповеди Христа и о том, как она была встречена в Галилее, в удаленной части страны, находившейся на большом расстоянии от Иерусалима. То, что Христос начал Свое служение именно там, составляло часть Его уничижения. Но:
1. Он пришел туда в силе Духа. Тот же самый Дух, подготовивший Его к осуществлению пророческого служения, расположил Его к нему. Христос не ждал, когда Его позовут люди, ибо имел в Самом Себе свет и жизнь.
2. Там Он учил в синагогах их, в местах их общих собраний, где они собирались не для обрядового служения, как в храме, а для духовного — читать, толковать и применять слово, молиться и славословить, а также для отправления церковной дисциплины. После вавилонского плена, когда обрядовое богослужение почти прекратилось, они стали чаще встречаться в синагогах.
3. Христос учил так, что приобрел огромную славу. И разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране, ст. 14. Это была добрая молва, ибо Он от всех был прославляем, cт. 15. Каждый восхищался Им и превозносил Его, они за всю свою жизнь не слышали таких проповедей. Итак, в начале Своего служения Христос не сталкивался с унижениями и противоречиями, все прославляли Его, и не было еще никого, кто поносил бы Его.
II. О Его проповеди в Назарете, городе, где Он был воспитан, и о приеме, какой Ему оказали в нем. Здесь рассказывается о том, как Он проповедовал там и как был изгнан оттуда.
1. Как Он проповедовал там. Заметим следующее:
(1) Возможности, какие Он имел для проповеди: Он пришел в Назарет в то время, когда уже приобрел славу в других местах, надеясь, что неуважение и предубеждение, с какими к Нему относились Его соотечественники, по крайней мере, несколько поубавились. Он использует возможность проповедовать:
[1] В синагоге, в подходящем для этого месте, которое Он, по обыкновению Своему, посещал до выхода на общественное служение, ст. 16. Мы должны посещать богослужения, когда имеем возможность. Но теперь, выйдя на Свое общественное служение, Он проповедует в ней. Туда, где водится много рыбы, мудрый Рыболов забрасывает Свои сети.
[2] В субботний день, в подходящее время, когда благочестивые иудеи не просто, по обряду, отдыхали от мирских дел, но исполняли свой долг служения Богу, как в древности они посещали школы пророков в новолуния и субботы. Заметим: это хорошо, когда мы проводим субботы в торжественных собраниях.
(2) Приглашение к проповеди, полученное Им.
[1] И встал читать. В иудейских синагогах каждую субботу было семь чтецов: первый — священник, второй — левит, а остальные пять — члены этой синагоги, израильтяне. Мы часто видели Христа, проповедующего в других синагогах, но читающего — никогда, кроме как в синагоге Назарета, членом которой Он являлся в течение многих лет. Итак, Христос предложил Свое служение, как, вероятно, уже часто делал это; Он читал отрывок из пророков, Деян 13:15.
Примечание. Чтение Священного Писания во время религиозных собраний — весьма достойное занятие, Сам Христос не считал его унизительным для Себя.
[2] Ему была подана книга пророка Исайи, либо начальником синагоги, либо упомянутым в ст. 20 служителем, так что Он не самовольно вторгся в служение, но был уполномочен на него pro hac vice — по этому случаю. Второй отрывок в тот день был из пророчества Исайи; они дали Ему книгу, чтобы Он прочитал из нее.
(3) Текст, на какой Он проповедовал. Он встал читать, чтобы научить нас благоговению при чтении и слушании слова Божьего. Когда Ездра открыл книгу законов, весь народ встал (Неем 8:5), так поступил и Христос, читая книгу пророков. Когда Ему подали книгу:
[1] Он открыл ее. Книги Ветхого Завета, в некотором смысле, были запечатаны до тех пор, пока Христос не открыл их, Ис 29:11. Достоин Агнец, Который был заклан, взять книгу и снять печати ее, ибо Он может открыть не только книгу, но и разумение.
[2] Он нашел место, положенное для чтения в этот день, Ему не надо было указывать его, Он быстро его нашел, прочитал и взял за тему Своей проповеди. Это оказался текст из книги пророка Исайи (Ис 61:1−2), который Он целиком цитирует, ст. 18−19. В этом был особый промысел Божий, чтобы в тот день читался именно тот отрывок Священного Писания, который прямо и непосредственно относился к Мессии, чтобы неизвинительны были не узнавшие Его, хотя и слышавшие слова пророческие, читаемые каждую субботу, свидетельствующие о Нем, Деян 13:27. В нем дано полное и ясное представление о предназначении Христа и о деле, какое Он пришел совершить на земле. Заметьте:
Во-первых, как Он был подготовлен для этого дела: Дух Господень на Мне... Все дары и благодать Духа Святого были дарованы Ему не мерой, как другим пророкам, Ин 3:34. Он пришел в силе духа, ст. 14.
Во-вторых, как Он был уполномочен на этот труд: ибо Он помазал Меня... и послал Меня... Его сверхординарная подготовленность соответствовала поручению; быть помазанным означает быть как подготовленным, так и призванным. Кого Бог предназначает для какого-либо дела, того Он помазывает на него: «Послав Меня, Он послал вместе со Мной и Духа».
В-третьих, в чем заключалось Его дело. Он был подготовлен и уполномочен:
1. Быть великом пророком. Он был помазан благовествовать; в приведенном отрывке трижды упоминается об этом, так как это был Его труд, к которому Он теперь приступает. Заметим:
(1) Кому Он должен был благовествовать? Нищим, тем, кто был нищим в этом мире, кем пренебрегали иудейские учители и о ком они отзывались с презрением. Тем, кто был нищим духом, то есть смиренным и униженным, тем, кто искренне сокрушался о своих грехах. Для таковых будут желанны Евангелие и его благодать, и они примут их, Мф 11:5.
(2) Что Он должен был проповедовать? В общем, Он должен был проповедовать Евангелие. Христос был послан благовествоватъ народу, не просто проповедовать, но проповедовать эффективно, так, чтобы донести Евангелие не только до их ушей, но также до их сердец и преобразовать их в соответствии с ним. Он должен был проповедовать:
[1] Пленным освобождение. Евангелие — это провозглашение освобождения, подобно освобождению Израиля из Египта и из Вавилона. Своими заслугами Христос освобождает грешников от оков вины греха, а Своим Духом и благодатью — от порабощения развращенной природе. Это освобождение из самого страшного рабства, и благами его могут воспользоваться все, кто пожелает сделать Христа своим Главой, чтобы быть управляемым Им.
[2] Слепым прозрение. Он пришел, чтобы не только принести свет Евангелия сидящим во тьме, но также дать, силой Своей благодати, зрение тем, кто был слеп; не только языческому миру, но каждой невозрожденной душе, то есть пребывающим не только в рабстве, но и в слепоте, подобно Самсону и Седекии. Христос пришел сказать нам, что у Него есть для нас целебная глазная мазь и если мы обратимся к Нему с мольбой: Господи, чтобы нам прозреть, то получим ответ: Прозри.
[3] Лето Господне благоприятное, ст. 19. Он пришел возвестить этому миру, что Бог, Кого они оскорбляли, желает примириться с ними и принять их на новых условиях; что есть способ сделать их служение угодным Богу, что наступило время благоволения к человекам. В этом есть намек на юбилейный год, год освобождения, благоприятный для рабов, получавших тогда освобождение, для должников, против кого всякие иски тогда уничтожались, и для тех, у кого была заложена земля, так как в тот год она им возвращалась. Христос пришел, чтобы протрубить в юбилейную трубу, и блажен, кто услышит этот радостный зов, Пс 88:16. Это время благоприятное, ибо это день спасения.
2. Христос пришел, чтобы быть великим Целителем, ибо был послан исцелять сокрушенных сердцем, утешать и исцелять огорченную совесть, дать мир тем, кто скорбит и сокрушается о грехе и кого страшит гнев Божий; дать покой утомленным и подавленным бременем вины и сознанием своей испорченности.
3. Он пришел, чтобы стать великим Искупителем. Он не только провозглашает свободу пленным, как в свое время объявил Кир иудеям, находившимся в Вавилоне (Кто есть из вас — пусть он идет.), но пробуждает в пораженных душах стремление к свободе; Он Духом Своим склоняет и делает их способными воспользоваться дарованной свободой, чего в то время не мог сделать никто, кроме тех, в ком Бог возбудил дух его, Езд 1:5. Он пришел во имя Божье, чтобы освободить несчастных грешников, должников и узников Божественного правосудия. Пророки могли только возвещать свободу, но Христос как единый, имеющий авторитет, как единый, имеющий власть на земле прощать грехи, пришел дать освобождение, поэтому здесь добавляется фраза: отпустить измученных на свободу. Д-р Лайтфут (Lightfoot) считает, что Христос, добавляя слова из Ис 58:6, где говорится об обязанности отпускать угнетенных на свободу в юбилейный год, делает это согласно разрешению иудеев сравнивать при чтении места Священного Писания с целью пояснения текста. В переводе Септуагинта эта фраза звучит совершенно идентично с нашей.
(4) Применение Христом этого текста к Самому Себе, cт. 21. Прочитав, Христос закрыл книгу, отдал ее служителю и сел, как это было принято у иудейских учителей; Он каждый день сидел в храме, уча, Мф 26:55. Затем Он начал Свою беседу с ними со слов: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. О чем Исайя писал в виде пророчества, Я теперь читаю вам как о свершившемся событии». Теперь это пророчество начало исполняться с выхода Иисуса Христа на открытое служение: теперь, когда они слышат о Его учении и чудесах, совершенных в других местах; теперь, когда они слышат проповедь, обращенную к ним в их собственной синагоге. Вполне вероятно, что Христос продолжал говорить и показал им, как это пророчество исполнилось в Его учении о приближении Царства небесного; показал, что Он благовествует освобождение, прозрение, исцеление и все блаженства лета Господня благоприятного. В тот день уста Иисуса Христа произнесли много других слов благодати, из которых приведенные слова были всего лишь начальными; ибо Христос часто произносил длинные проповеди, мы же имеем только краткое их описание. В данном случае вполне достаточно вступления: Ныне исполнилось писание сие. Заметим:
[1] Все Писания, какие должны были исполниться в Меcсии, нашли свое полное исполнение в Господе Иисусе и с избытком доказали, что это Тот, Который должен прийти.
[2] Согласно Божьему промыслу, исполнение Писания надо замечать. Дела Божьи являются не только исполнением Его тайного слова, но и открытого; они помогают нам понимать как Писание, так и действия промысла Божьего, и сопоставлять их между собой.
(5) Внимание и восхищение аудитории.
[1] Внимание слушателей (ст. 20): И глаза всех в синагоге (которых, вероятно, было множество) были устремлены на Него, полные ожидания того, что Он скажет, после того как они так много слышали о Нем.
Примечание. И нам, слушая слово, следует смотреть на служителя, через которого Бог говорит нам, ибо как взор действует на сердце, так и сердце следует за взором и вместе с ним либо блуждает, либо сосредоточивается. А еще лучше, научимся из этого отрывка всегда взирать на Христа, говорящего нам через служителей.
[2] Восхищение слушателей (ст. 22): И все засвидетельствовали Ему, что Он говорил замечательно хорошо и толково. Все они хвалили Его и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и тем не менее, как показали последующие события, не поверили в Него.
Примечание. Вполне возможно, что люди, восхищающиеся добрыми служителями и хорошими проповедями, сами вовсе не являются истинными христианами. Заметьте:
Во-первых, чем они восторгались: словами благодати, исходившими из уст Его. Словами благодати, добрыми словами, сказанными с любовью, сердечно.
Примечание. Слова Христа — это слова благодати, ибо поскольку благодать изливается из уст Его (Пс 44:3), то и слова благодати исходят из них. Слова благодати должны вызывать удивление. Имя Христа — Чудный, и ни в чем Он не был таковым более, чем в Своей благодати, в словах благодати и в силе, сопровождавшей эти слова. Мы можем удивляться тому, что Он произносит слова благодати таким нравственно испорченным людям, какими являемся мы.
Во-вторых, что увеличивало их удивление и что они думали о Его происхождении: Они говорили: не Иосифов ли это сын? — подразумевая под этим, что Он был низкого происхождения и малообразован. Для некоторых, вероятно, эти слова послужили поводом для еще большего восхищения, поскольку они сделали из них заключение, что Он, конечно, научен от Бога, ибо они не знали никого другого, кто еще мог бы научить Его. Другие же, может быть, умерили свое удивление Его словами благодати, придя к заключению, что какими бы они ни казались, ничего достойного восхищения не могло быть в них, потому что Он — сын Иосифа. Может ли исходить что-нибудь великое или достойное нашего внимания от столь незначительного человека?
(6) Христос предвидит возражение, которое, Он знал, могло возникнуть в умах многих Его слушателей.
[1] Что это было за возражение (ст. 23): «Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя, так как вы знаете, что Я — сын Иосифа, вашего соседа, и ожидаете, что Я буду совершать среди вас чудеса, какие делал в других местах, как и следует ожидать от врача: если он способен, то должен исцелять не только себя, но и своих родных и близких». Большинство чудес, творимых Христом, были чудеса исцеления. «Почему бы Тебе не исцелить больных в Своем родном городе, как в других городах?» Они рассчитывали вылечить народ от их неверия: «Почему бы Тебе не исцелить от неверия, если это возможно, жителей Твоего города, как Ты это делал в других местах? Сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме, о чем так много говорят». Им нравились слова благодати Христа потому, что они видели в них лишь прелюдию к какому-нибудь чуду. Им хотелось, чтобы были исцелены их хромые, слепые, больные и прокаженные, чтобы было облегчено бремя их города; это было главное, чего они ожидали. Они думали, что их город, как никакой другой, достоин стать ареной свершения чудес. И почему бы Ему не стремиться к их обществу больше, чем к любому другому? И почему Его соседи и знакомые не должны иметь больше пользы от Его учения и чудес, чем кто-то другой?
[2] Как Христос отвечает на это возражение против Его метода действий.
Во-первых, Он ясно и просто объясняет причину, почему Он не хочет делать Назарет Своей, так сказать, штаб-квартирой (ст. 24): потому что общепризнано, что никакой пророк не принимается в своем отечестве, по крайней мере, так же хорошо и с такой же вероятностью добрых дел, как в любом другом месте; опыт подтверждает это. Когда пророки посылались к людям с добрыми посланиями и чудесами, немногие из их соотечественников, знающих об их происхождении и образовании, были склонны принимать их. Близость отношений порождает неуважение, мы склонны весьма посредственно оценивать тех, с кем постоянно общаемся; вряд ли тот, кто был известен раньше как частное лицо, будет пользоваться должным уважением как пророк. Больше всего ценится то, что достается дорого и привозится издалека, а не свое, доморощенное, хотя это «доморощенное» может в действительности намного превосходить то «привозное». Это порождается также завистью, какую соседи обычно питают друг к другу, так что не могут видеть превосходство того, кто когда-то был во всех отношениях ниже их. Итак, Христос уклоняется от свершения чудес или чего-то сверхъестественного в Назарете по причине укоренившихся там предубеждений против Него.
Во-вторых, Он приводит в пример двух самых известных пророков Ветхого Завета, оказавших благоволение к чужестранцам, а не к своим соотечественникам, причем делали это, несомненно, по Божьему указанию.
(1) Во время большого голода по всей земле пророк Илия оказал поддержку вдове из Сарепты Сидонской, которая не принадлежала к израильскому обществу, ст. 25−26. Эту историю мы читаем в 3Цар 17:9 и далее. Лука пишет, что небо было заключено три года и шесть месяцев, в то время как в 3Цар 18:1 говорится, что в третий год Илия показался Ахаву и был дождь. Но это был не третий год засухи, а третий год с того времени, как пророк поселился у вдовы в Сарепте. Этим Бог хотел показать, что Он — Отец сирот и вдов, а также, что Он богат милостью ко всем, даже к язычникам.
(2) Елисей очистил от проказы Неемана, несмотря на то что он был сириянином, и не просто иностранцем, но из врагов Израиля. Много также было прокаженных в Израиле во дни Елисея (ст. 27) и, в частности, те четверо прокаженных, которые во время пребывания Елисея в осажденном городе принесли весть о том, как сирияне с поспешностью сняли осаду с Самарии и оставили в шатрах все свое добро, послужившее для обогащения Самарии, что было исполнением его пророчества, см. 4Цар 7:1,3 и далее. Однако мы не находим, чтобы Елисей очистил их даже в награду за их службу и за принесенную ими добрую весть; нет, он очистил только сириянина, ибо никто, кроме него, не имел веры, чтобы обратиться к пророку за исцелением. И Сам Христос часто встречал среди язычников веру более сильную, чем в Израиле. Вспоминая приведенные здесь примеры, Он показывает, что совершал Свои чудеса не из личного уважения, а по мудрому Божьему указанию. Народ израильский мог бы с тем же правом сказать Илии или Елисею, как жители Назарета сказали Христу: «Врач! исцели Самого Себя». Больше того, Христос совершал чудеса, если и не среди Своих земляков, то, по крайней мере, среди израильтян, тогда как эти великие пророки творили их среди язычников. Хотя примеры святых не делают плохие поступки хорошими, тем не менее они помогают снять порицания обидчивых людей с добрых дел.
2. Как Он был преследуем в Назарете.
(1) Замечание Иисуса Христа о благоволении, какое Бог явил язычникам через Илию и Елисея, привело Его слушателей в ярость: Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости (ст. 24−28), они все исполнились ярости. Какая большая разница с описанным в ст. 22, когда они дивились словам благодати, исходившими из уст Его. До такой степени изменчивы и потому очень ненадежны чувства и мнения толпы. Если бы они растворяли верою Его слова благодати, которым дивились, то эти последние слова Христа пробудили бы их, и они побоялись бы упустить свои возможности. Но первые слова только усладили их слух и не проникли глубже, поэтому последующие слова оскорбили их уши и возбудили их страсти. Их рассердило то, что Тот, Кто был, как они знали, всего лишь сыном Иосифа, сравнивал Себя с великими пророками, а их — с людьми развращенного века, когда все поклонялись Ваалу. Но особенно рассердил их намек Христа на то, что Бог любит и язычников, чего иудеи никак не могли переносить, Деян 22:21. Их благочестивые предки утешались надеждой, что Бог присоединит язычников к церкви (о чем много свидетельствовали Псалмы Давида и пророчества Исайи), но этому развращенному роду была ненавистна сама мысль о том, что когда они сами лишались завета, кто-то другой мог быть принят в него.
(2) Они были озлоблены до такой степени, что даже сделали попытку убить Его. Это было суровым испытанием для Него, начинающего Свое служение, и образцом того обращения, с которым Он столкнулся, когда пришел к Своим, и они не приняли Его.
[1] В сильном возбуждении они поднялись против Него, прервав Его речь и нарушив свое богослужение, ибо не могли дождаться конца службы.
[2] Они выгнали Его вон из города как недостойного находиться среди них, хотя Он так долго жил там. Они прогнали от себя Спасителя и спасение, как будто Он был последним из отбросов. Как справедливо мог бы Он вызвать на них огонь с неба! Но это был день Его терпения.
[3] Они повели Его на вершину горы, чтобы свергнуть Его как недостойного жизни. Хотя они знали, как безупречно Он жил среди них в течение многих лет, каким прекрасным было Его поведение; хотя они слышали молву о Нем и сами только что дивились словам благодати; хотя, по справедливости, Его следовало бы внимательно выслушать и позволить Ему объясниться, они, охваченные всеобщей яростью или, скорее безумием, с поспешностью выводят Его, чтобы убить самым варварским способом. Иногда они были готовы побить Его камнями за добрые дела, совершенные Им (Ин 10:32), а здесь они хотели убить Его за то, что Он не сделал добрых дел, которых они ожидали от Него. Насилие достигло крайней степени.
(3) Однако Он избежал его, ибо час Его еще не пришел: Он, прошед посреди них, удалился невредимый. Либо Он затмил их глаза, как Бог затмил глаза содомлян и сириян, либо связал им руки, либо смутил их, так что они не смогли сделать то, что намеревались. Ибо Он еще не совершил Свой труд, только что начатый Им, и Его час еще не пришел; когда же он настал, Христос добровольно отдал Себя в руки Своих врагов. Они изгнали Его, и Он пошел Своей дорогой. Он хотел собрать жителей Назарета, но они не захотели, и поэтому их дом был оставлен им пуст. То, что Назарет был не только местом, откуда не ожидалось ничего доброго, но и местом, где были такие злые, грубые люди, такие немилосердные к Нему, еще более усиливало нарекания в адрес Христа за то, что Он был из Назарета. Однако таков был Божий промысел, чтобы Христос не пользовался уважением среди жителей Назарета, во избежание подозрений в тайном сговоре между Ним и Его старыми знакомыми. Но хотя жители Назарета не приняли Христа, тем не менее были и такие, которые принимали Его.
Стихи 31−44. После изгнания из Назарета Христос направился в Капернаум, другой галилейский город. В этих стихах рассказывается об учении и чудесах Христа, совершенных Им в этом городе, о чем мы уже читали, Mк 1:21 и далее. Заметим:
I. Проповедь Иисуса Христа: Он учил их в дни субботние, cт. 31. Слушая проповедуемое слово, мы поклоняемся Богу, так как это является Его установлением и должно совершаться в субботние дни. Проповедь Христа производила сильное впечатление на народ (ст. 32), они дивились учению Его. Каждое Его слово имело силу и было для них замечательным откровением. Само учение было удивительным, и не только потому, что оно исходило от Того, Кто не имел никакого светского образования. Слово Его было со властию, в нем была повелевающая сила, оно сопровождалось властью, оказывающей действие на совесть людей. Так и учение, проповедуемое Павлом, сопровождалось явлением Духа и силы, чем доказывалось его Божественное происхождение.
II. Его чудеса. Здесь представлены:
1. Два особенно характерных чуда, показывающие, что Христос:
(1) Управляет сатаной в этом мире и побеждает его в человеческих душах, изгоняет его Своей властью из тел одержимых им людей, ибо для сего-то Он и явился, чтобы разрушить дела диавола.
Заметим:
[1] Диавол — это нечистый дух, его природа прямо противоположна природе чистого и святого Бога, она деградировала по сравнению с тем, чем была первоначально.
[2] Этот нечистый дух действует в сынах человеческих, в душах их, а потом и в телах.
[3] Находящиеся под властью и действием сатаны могут, тем не менее, присутствовать в синагоге среди поклоняющихся Богу.
[4] Даже бесы знают и верят, что Иисус Христос — Святый Божий, посланный Богом.
[5] Они веруют и трепещут. Этот нечистый дух закричал громким голосом, находясь в некоем страшном ожидании суда и предчувствуя, что Христос пришел погубить его. Нечистые духи находятся в постоянном страхе.
[6] Бесы не имеют и не хотят иметь ничего общего с Иисусом Христом, ибо Он не воспринял природу ангелов.
[7] Христос останавливает беса: Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Это было сказано со властью — замолчи. Христос не только приказал ему молчать, но и заградил его уста, принудив его замолчать против его воли.
[8] При свержении власти сатаны побежденный враг проявляет свою злобу, а победитель Христос Свою господствующую благодать. Здесь:
Во-первых, злой дух показал, что он намеревался сделать, когда поверг этого несчастного посреди синагоги с силой и яростью, как бы желая убить его.
Но, во-вторых, Христос показал, какой властью Он обладает над ним, заставив беса не только выйти из человека, но выйти, нимало не повредив ему, не нанеся ему смертельного удара. Кого диавол не может погубить, тому он будет всячески вредить. Но утешительно то, что он может повредить не больше, чем ему позволит Христос, более того, он не сможет причинить настоящего вреда. Вышел из него, нимало не повредив ему, то есть этот несчастный стал совершенно здоров в одно мгновение, хотя злой дух оставил его с такой яростью, что все присутствующие думали, что он разорвет его на куски.
[9] Власть Христа над злыми духами вызвала всеобщее признание и восхищение, ст. 36. Никто не сомневался в истинности этого чуда, оно было неоспоримо, ничто не могло убавить его славу, ибо напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит! Те, что притязали на изгнание бесов, делали это с помощью множества заклинаний, чтобы укротить беса и как бы усыпить его а Христос повелевал бесам со властию и силою, и они не могли ни противоречить, не противодействовать Ему. Даже князь, господствующий в воздухе, является Его вассалом и трепещет перед Ним.
[10] Это чудо, как ничто другое, содействовало репутации Христа и распространению Его славы. В наши дни многие пренебрегают этим проявлением Его силы, но в те времена оно вызывало восхищение у очевидцев (людей не глупых, но проницательных) и расценивалось ими как возвеличивающее Христа, ст. 37. Оно послужило поводом к тому, что слух о Нем, более чем когда-либо, унесся по всей окрестности. Когда Господь Иисус впервые вышел на Свое служение, о Нем говорили с большим восторгом, чем впоследствии, когда народное восхищение стало убывать по мере того, как предмет восхищения стал терять свою новизну.
(2) Христос доказал, что является Целителем телесных недугов. В предыдущем случае Христос нанес удар по корню человеческих страданий — по вражде сатаны, являющейся источником всех зол. Теперь Он наносит удар по одному из самых распространившихся отростков его, по одному из самых обычных бедствий человеческой жизни — по телесным недугам, которые пришли вместе с грехом и составляют самые естественные и ощутимые наказания за него в этой жизни, наполняя, наряду с прочим, наши краткие дни скорбями. Христос пришел, чтобы удалить их жало, и, как бы намекая на эту цель Своего прихода, Он предпочел, находясь на земле, подкреплять Свое учение, главным образом чудесами исцеления. Горячка — это одна из самых распространенных и губительных для человека болезней, она неожиданно постигает человека и так же неожиданно пресекает его жизнь; иногда случаются эпидемии горячки, и тогда за короткое время она уносит тысячи жизней. И вот мы видим Христа, исцеляющего горячку одним только словом. Происходило это в доме Симона, Его пациенткой была теща Симона, ст. 38−39. Заметьте:
[1] Христос — это гость, который хорошо платит за прием, и те, кто принимает Его в свои сердца и дома, не будут в убытке из-за Него: Он приходит с исцелением.
[2] Даже семьи, посещаемые Христом, может посетить и болезнь. Дома, освященные Его особым благоволением, также подвержены бедствиям этой жизни, как и другие. Теща Симона была больна горячкой. Господи, вот, кого ты любишь, болен.
[3] Даже добрые люди могут иногда подвергаться жестоким бедствиям, более мучительным, чем другие: Теща же Симонова была одержима сильной горячкою, то есть болезнь приобрела острую форму, сопровождалась сильным жаром и угрожала жизни; возможно, у нее была головная боль, и она находилась в бреду. Самая слабая горячка может постепенно стать опасной для жизни, но эта с самого начала была сильной.
[4] И возраст не освобождает человека от болезни. Теща Петра была, вероятно, уже в летах, и тем не менее лежала в горячке.
[5] Когда наши родственники больны, нам следует обращаться к Христу с молитвой веры о них: и просили Его о ней. Нам дано особое обетование о том, что молитва веры исцелит болящего.
[6] Христос с любовью заботится о людях Своих, когда их постигают болезни или горе: Он подошел к ней, так как заботился о ней и сочувствовал ее положению.
[7] Христос имел, и до сих пор имеет, верховную власть над телесными болезнями: Он запретил горячке, одним словом приказав ей отступить, и она оставила ее. Он приказывает болезням «Уйди», — и они уходят, «Приди» — и они приходят; Он может запретить горячке, даже самой сильной.
[8] Исцеления больных совершались Христом мгновенно, и это доказывало их чудодейственность: Она тотчас встала.
[9] Там, где Христос дает новую жизнь, исцелив от болезни, Он предполагает и ожидает, что она действительно будет новой и более, чем когда-либо, посвященной на служение Ему, во славу Его. Если болезнь отступила, и мы поднялись с одра болезни, то должны быть готовы служить Иисусу Христу.
[10] Те, что служат Христу, должны служить ради Него всем тем, кто принадлежит Ему: Она служила им — не только Тому, Кто исцелил ее, но и тем, которые просили Его о ней. Мы должны стараться быть благодарными тем, кто молился за нас.
2. Общий обзор многих других чудес такого же рода, совершенных Христом в Капернауме.
(1) Он исцелил много других больных, всех без исключения, кто обращался к Нему, и это имело место при захождении солнца (ст. 40), то есть вечером того же субботнего дня, проведенного Им в синагоге.
Примечание. Как хорошо всю субботу заполнять делами, соответствующими этому дню, изобиловать ими, совершать те или иные добрые дела вплоть до заката солнца, как делают те, кто называет субботу и субботние занятия своим наслаждением. Заметьте, что Он исцелял всех больных, бедных и богатых, хотя они были больны различными болезнями, так что не остается места для подозрения, будто Христос мог исцелять только какие-то определенные болезни. Он имел средство от любой болезни. При исцелении Он возлагал Свои руки на больных, а не воздевал их к небу, ибо исцелял как имеющий власть. Он исцелял Своей собственной силой. Таким образом Он освятил этот символ, который впоследствии использовался при наделении Святым Духом.
(2) Он изгнал бесов из многих одержимых ими, ст. 41. Бесы делали вынужденные признания. Они кричали: «Ты Христос, Сын Божий», кричали с яростью и негодованием; это было исповеданием «на дыбе» и поэтому не могло быть принято как свидетельство. Христос запрещал им и не позволил им сказывать, что они знают, что Он Христос, чтобы было очевидно и бесспорно, что Он одержал над ними победу, а не заключил соглашения с ними.
3. Удаление Христа из Капернаума, ст. 42−43.
(1) Он удалился на некоторое время в пустынное место. Христос мало времени уделял для сна, не только потому, что Ему было достаточно малого, но и потому, что Он довольствовался малым и никогда не предавался праздности: Когда же настал день, Он... пошел в пустынное место, не для того, чтобы жить там постоянно, подобно отшельникам, но чтобы некоторое время быть наедине с Богом. Так надлежит поступать, стараясь находить для этого возможность, всем, кто чрезмерно занят в общественном служении, так как иначе их труд будет иметь мало успеха. И притом они никогда не будут себя чувствовать менее одинокими, чем в таком уединении.
(2) Он снова вернулся к местам стечения народа и к труду, какой предстояло Ему там совершать. Хотя уединенное место может быть и удобным пристанищем, однако оно не должно стать нашей уютной резиденцией, так как мы посланы в мир не для того, чтобы жить для себя, даже для лучшей части своего «я», но для того, чтобы прославлять Бога и творить добро своим собратьям.
[1] Его усердно просили остаться в Капернауме. Народ чрезвычайно полюбил Его, думаю больше за исцеление их больных, чем за проповедь покаяния. Они искали Христа, узнавали, куда Он ушел, и хотя Он был в пустынном месте, они все-таки пришли к Нему. И пустыня не будет нам пустыней, если мы будем там со Христом. Они удерживали Его, чтобы Он не уходил от них, так что Он ушел не из-за недостатка приглашений. Жители Назарета, давно знавшие Христа, прогнали Его, а Его новые знакомые в Капернауме настойчиво просили Его остаться с ними. Служителям Христовым не следует огорчаться, если кто-то отвергает их, ибо они встретят и таких, которые с радостью примут их и их свидетельство.
[2] Христос хотел распространять свет Евангелия по многим местам, а не сосредоточивать его в одном месте, чтобы никто не претендовал на положение матери-церкви. Хотя Он хорошо был встречен в Капернауме и совершил там много добрых дел, однако Он был послан благовествовать и другим городам, и Капернаум не должен требовать, чтобы Он остался у них. Кто наслаждается благами Евангелия, должен желать того, чтобы и другие имели свою часть в них, а не претендовать на монополию на него; и те служители, которых не прогоняют с одного места, тем не менее могут идти в другое место, стремясь принести больше пользы. Хотя проповедь Христа в синагоге Капернаума не была напрасной, тем не менее Он не хотел ограничиваться одним этим городом, но стремился проповедовать в синагогах Галилейских, ст. 44. Добро само распространяется. Как это утешительно для нас, что Христос не ограничивается каким-то одним местом или одним народом, но везде, где бы ни собрались двое или трое во имя Его, Он будет посреди них, Он присутствует в христианских синагогах даже языческой Галилеи.
толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 4 глава