Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 14 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе содержатся:

I. Описание того, как наш Господь Иисус исцелил больного водянкой в субботний день и как оправдал Себя в этом перед вознегодовавшими на Него за то, что Он сделал такое дело в субботу, ст. 1−6.

II. Урок смирения, который дал Христос стремившимся занять первые места, ст. 7−11.

III. Урок милосердия, преподанный тем, кто устраивает богатые пиры, а бедных не кормит, см. 12−14.

IV. Успех Евангелия, предсказанный посредством притчи о званных на ужин, которая означает отвержение иудеев и всех, прилепившихся сердцем к миру, и принятие язычников и всех, кто пришел на этот пир, чтобы найти удовлетворение во Христе, ст. 15−24.

V. Изложение великого закона ученичества с предупреждением ко всем, желающим стать учениками Христа, чтобы они делали это по зрелом размышлении, с рассудительностью, и, в частности, к служителям, чтобы они сохраняли свою силу, ст. 25−35.

Стихи 1−6. В этом отрывке мы видим, что:

I. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, общаясь с разными людьми, не избегая ни общества мытарей, хотя они пользовались дурной репутацией, ни общества фарисеев, хотя они ненавидели Его, но принимая приглашения тех и других, чтобы, по возможности, сделать добро тем и другим. В данном случае Он пришел в дом одного из начальников фарисейских, правителя, возможно, занимавшего должность судьи в том округе вкусить хлеба в субботний день, ст. 1. Подумайте, как благоволит к нам Господь, что и в Свой святой день отпускает нам время для подкрепления наших телесных сил, и как нам надо остерегаться, чтобы не злоупотреблять этой свободой и не обращать ее в распущенность. Христос пришел только вкусить хлеба, подкрепиться в той мере, в какой было необходимо для субботнего дня. Нам надо особенно тщательно следить за тем, чтобы в нашей субботней пище не было никаких излишеств. В субботние дни мы должны, как Моисей с Иофором, есть хлеб пред Богом (Исх 18:12) и, как говорят о первых христианах, в день Господень должны есть и пить как люди, которые должны опять помолиться, прежде чем уйти на покой, чтобы нам не сделаться непригодными для этого.

II. Он пришел, чтобы творить добро. Куда бы Он ни приходил, везде Он искал возможности сделать добро, а не только пользовался теми, которые попадались Ему по пути. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью, ст. 2. Мы не видим, чтобы этот человек сам обратился к Христу или его друзья сделали это за него, Христос предупредил его благословениями Своей благости и, прежде чем тот воззвал, ответил ему.

Заметьте, какое это счастье — оказаться там, где находится Христос, предстать пред Ним, хотя и не быть представленным Ему. Этот человек страдал водянкой, и, вероятно, в очень сильной степени, так что его тело, наверно, было сильно опухшим. Возможно, он был родственником фарисея, в доме которого в то время проживал, это более вероятно, чем то, что он был из числа приглашенных гостей.

III. Он претерпел такое над Собою поругание от грешников: они наблюдали за Ним, ст. 1. Фарисей, пригласивший Христа, казалось, сделал это с намерением затеять с Ним спор; если это было так, то Христос знал об этом, и тем не менее пошел, ибо знал, что не уступит в состязании самому искусному из них, и знал, как вести себя с этими наблюдателями. Наблюдающие за Ним должны были быть настороже. Это, как отмечает д-р Hammond, противоречило всем законам гостеприимства — строить козни против того, кого ты пригласил в качестве гостя, ибо, пригласив, ты берешь его под свое покровительство. Законники и фарисеи, подобно охотникам, подстерегающим свою добычу, хранили молчание и действовали бесшумно. И когда Христос спросил у них, позволительно ли врачевать в субботу, они не захотели сказать ни да, ни нет, ибо их цель была не в том, чтобы получить знание от Него, но чтобы знать, что сказать против Него. Они не хотели говорить, что врачевать в субботу позволительно, ибо тогда они не смогли бы обвинить Его за это как за преступление, а сказать, что это непозволительно, им было стыдно, так как дело было слишком ясно и очевидно. Заметьте, что часто добрых людей преследуют за такие дела, которые сами преследователи, если бы они дали высказаться собственной совести, не могли не признать добрыми и позволительными. Много добрых дел совершил Христос, за которые в Него бросали камни и бесчестили Его имя.

IV. Он не хотел, чтобы поругание и противодействие грешников мешали Ему творить добро. И прикоснувшись (англ. взял его. — Прим. переводчика.) исцелил его и отпустил, ст. 4. Возможно, Он отвел его в другое помещение и там исцелил его, потому что не хотел ни рекламировать Себя таким было Его смирение, ни раздражать Своих врагов — такова была Его мудрость. Заметьте: хотя мы не должны уклоняться от исполнения своего долга из-за злобы наших врагов, тем не менее должны так устраивать обстоятельства, чтобы исполнить его наименее оскорбительным образом. Он прикоснулся, в оригинале — положил руки на него, чтобы исцелить его; ἐπιλαβόμενος — Он обнял его, обхватил его руками, такого большого и неуклюжего (какими бывают обычно страдающие водянкой), и возвратил ему прежний вид. Можно было бы подумать, что исцеление водянки, а также и других болезней, должно происходить постепенно, однако даже такую болезнь Христос исцелил совершенно и мгновенно. Затем Он отослал его, что бы фарисеи не напали на него за то, что он исцелился; хотя сам исцеленный был совершенно пассивен, но от подобных людей можно было всего ожидать.

V. Наш Господь Иисус не делал ничего такого, что Он не мог бы оправдать с целью убеждения и посрамления спорящих с Ним, ст. 5−6. Он ответил на их мысли и заставил замолчать от стыда тех, кто раньше молчал из коварства. Он обратился к их собственному житейскому опыту, как Он обычно поступал в подобных случаях, что бы показать им, что, осуждая Его, они осуждали самих себя: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу, и сделает это не мешкая, не откладывая до конца субботнего дня, чтобы он не погиб?

Заметьте, что они делали это не столько из сострадания к бедной скотине, сколько из заботы о собственных интересах. Ведь это был их собственный осел, их собственный вол, которые стоили денег, и ради спасения своей собственности они пренебрегали субботой. Итак, это было доказательством их лицемерия: они придирались к Христу, совершившему исцеление в субботу, не потому, что очень чтили субботу (как они притворялись), а потому, что были раздражены чудесами, которые Он совершал, доказывая тем самым Божественность Своей миссии и приобретая влияние среди народа. Многие ради собственных интересов легко пренебрегают тем, чем не пренебрегут ради славы Божьей или ради блага своего ближнего. Вопрос Иисуса заставил их замолчать: и не могли отвечать Ему на это, ст. 6. Когда Христос говорит, Он всегда бывает прав, и всякие уста должны умолкнуть перед Ним.

Стихи 7−14. Здесь Господь дает нам образец полезной, назидательной беседы за столом, когда мы собираемся в кругу своих друзей. На страницах Священного Писания мы находим, что, когда Христос сидел за столом только со Своими учениками, принадлежащими к Его семье, Его беседы с ними были добрыми, к назиданию. Но когда Он находился в обществе чуждых Ему людей и, более того, врагов, наблюдавших за Ним, то пользовался случаем указать им на их ошибки и дать им наставление. Хотя перед Ним были нечестивые, Он не молчал о добром (как делал Давид, Пс 38:2−3), ибо, несмотря на подстрекательство с их стороны, сердце Его не воспламенялось в Нем и дух Его не возмущался. Мы должны не только не допускать развращающих разговоров за своими столами, какие ведут лицемерные насмешники, но стараться быть выше даже обычной безвредной болтовни и, беря повод из благости Божьей к нам, являемой на наших столах, беседовать о доброте Его; мы должны научиться одухотворять обыденное. Уста праведных должны пасти многих. Господь наш Иисус находился среди высокопоставленных людей, и тем не менее Он не взирал на личности.

I. Он пользуется случаем, чтобы обличить званых за их стремление занять первые места, и этим самым дает нам урок смирения.

1. Он наблюдал, как законники и фарисеи старались занять первые места, места во главе стола, ст. 7. Он уже выносил общее осуждение за это людям такого сорта, Лк 11:43. Здесь же Он высказывает его конкретным личностям, ибо Христос дает каждому свое. Он замечал, как они выбирали главные места: каждый входящий стремился выбрать место получше. Заметьте, что даже в самых обычных житейских делах Христос наблюдает за нами и замечает все, что мы делаем, не только на наших молитвенных собраниях, но и за нашими столами, и делает заметки об этом.

2. Он наблюдал, как часто такие честолюбцы подвергались насмешкам и уходили с позором, в то время как скромные люди, занимавшие последние места, часто удостаивались чести.

(1) Стремящиеся к высшим местам могут оказаться униженными, когда их заставят уступить место более уважаемому человеку, ст. 8−9.

Примечание. Не следует думать о себе высоко, помня о том, что существует много тех, кто достойнее нас, не только по их положению в этом мире, но и по их личным заслугам и достоинствам. Вместо того чтобы гордиться тем, что многие уступают нам место, мы должны со смирением думать о том, что очень много таких, кому мы должны уступать место. Устроитель празднества, рассаживая своих гостей, не допустит, чтобы более почетный из приглашенных им лишился подобающего ему места, и заставит того, кто занял его, сесть пониже: уступи этому человеку место; и как опозорится перед всем обществом тот, кто думал о себе больше, чем он есть на самом деле.

Примечание. Гордость приведет к посрамлению и в конце концов — к падению.

(2) А тем, кто довольствуется последними местами, возможно, окажут предпочтение (ст. 10): «Иди, сядь на последнее место, так как твой друг, пригласивший тебя, ожидает гостей более почетных и достойных, чем ты, но если они не появятся, то тебе предложат: друг! пересядь выше. Хозяин пира справедлив, и он не оставит тебя в конце стола, потому что ты, войдя, скромно занял это место».

Примечание. Путь к возвышению начинается снизу, поступающий так будет иметь похвалу перед окружающими его: «Тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Они увидят, что ты более почтенный человек, чем они подумали сначала. Честь сияет ярче, когда появляется из тьмы неизвестности. Кроме того, они увидят, что ты смиренный человек, а это является самой высокой честью». Наш Господь ссылается здесь на совет Соломона (Притч 25:6−7): На месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя... Д-р Лайтфут (Lightfoot) цитирует притчу одного раввина, примерно такого содержания: «Три мужа, — говорит он, — были приглашены на пир; один из них сел на самое первое место, «Ибо, — сказал он, — я князь». Другой занял следующее место, «Ибо, — сказал он, — я мудрец». Третий же занял место самое последнее, «Ибо, — сказал он, — я смиренный человек». Пришел царь и пересадил смиренного мужа на первое место, а князя — на последнее».

3. Христос применяет эту притчу ко всем, желая научить нас не высокомудрствовать но довольствоваться малым, потому что гордость и честолюбие унижают перед людьми: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет; а смирение и самоотречение вызывают настоящее уважение: а унижающий себя возвысится, ст. 11. И на других примерах мы видим, что гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь, и что славе предшествует смирение.

II. Христос не упускает возможности укорить и хозяина пира за то, что тот пригласил так много богатых людей, которые могли бы и у себя дома очень хорошо пообедать, тогда как следовало бы пригласить бедных, или, что все равно, послать части тем у кого ничего не приготовлено, кто не в состоянии прокормить себя. См. Неем 8:11. Наш Спаситель учит нас здесь, что имеющиеся у нас средства лучше употреблять на дела милосердия, чем на устройство великолепных и роскошных столов, это будет лучше оценено.

1. «Не старайся угощать богатых; не зови ни друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей, которые богаты» (ст. 12). Это вовсе не значит, что нельзя приглашать родственников и соседей, для этого может быть поводом стремление развивать дружеские отношения между родственниками и друзьями. Но (1) «Не делайте из этого обычая; расходуйте на пиры со своими друзьями как можно меньше, чтобы не лишать себя возможности тратить свои средства на лучшие цели — на дела милосердия. Для тебя это окажется очень дорого и затруднительно, один пир для богатого может составить очень много обедов для бедного». Соломон сказал: кто дает богатому, тот обеднеет, Притч 22:16. «Давай твоим друзьям, но пусть это будут твои бедные друзья, а не те, которые ни в чем не нуждаются», — говорит Плиний.

(2) «Не гордись этим». Многие делают пиры, как Артаксеркс, только для того, чтобы показать себя (Есф 1:3−4), они считают позорным для себя, если за их столом не сидят уважаемые люди. Таким образом, угождая своим прихотям, они обкрадывают собственные семьи.

(3) «Не стремись, чтоб получить такое же воздаяние». Именно за это укоряет наш Господь устраивающих такие приемы: «Вы обычно делаете это в расчете на ответное приглашение, на то, что вы получите воздаяние, что вас отблагодарят таким же изысканным угощением, каким вы потчевали своих друзей. Это удовлетворит вашу чувственность и любовь к роскоши, а в конце концов вы не будете иметь никакой реальной прибыли».

2. «Стремись облегчать участь бедняков (ст. 13−14): когда делаешь пир, не украшай свой стол редкими и изысканными блюдами, а расставь на нем побольше простой и здоровой пищи, не требующей больших расходов, и приглашай нищих и увечных, тех, кому не на что жить, кто не может заработать себе на пропитание. Они нуждаются в милосердии, у них нет самого необходимого; помоги им, и они воздадут тебе своими молитвами, они будут хвалить твое угощение, которое богатые, может быть, презрят. Они уйдут, благодаря Бога за тебя, тогда как богатый уйдет, понося тебя. Не говори, что ты останешься в убытке, потому что они не могут воздать тебе, что ты прогадаешь. Нет, все это потрачено с самой большой выгодой, отдано на самое надежное хранение, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Будет воскресение праведных, будущее состояние святых. В ином мире их ожидает блаженство, и мы можем быть уверены, что милосердный будет вспомянут в воскресение праведных, ибо милосердие есть праведность. Может быть, дела милосердия не получат воздаяния в этом мире, ибо блага этого мира — не самые лучшие блага, поэтому Бог не воздает самым лучшим людям этими благами. Однако они не потеряют награды своей, они будут вознаграждены в воскресение. Они узнают, что самое длинное путешествие кончается самым богатым вознаграждением, что милосердные не останутся в убытке, но, отложив свое вознаграждение до воскресения, они окажутся в огромном выигрыше.

Стихи 15−24. В этом отрывке мы читаем еще об одной беседе нашего Спасителя; в ней Он одухотворяет пир, на который был приглашен, представляя еще один пример, как можно поддержать полезную беседу среди самых обычных дел.

I. Поводом для беседы послужили слова одного из гостей, обратившегося к Иисусу, когда Он давал наставления относительно пиров: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (ст. 15). Некоторые считают, что это была обычная среди раввинов поговорка.

1. Но с какою целью этот человек произнес ее здесь?

(1) Возможно, заметив, как Христос сначала укорил гостей, а затем хозяина, и опасаясь, что Он испортит настроение гостям, решил перевести разговор на другую тему. Или:

(2) Восхищаясь прекрасными правилами смирения и милосердия, только что преподанными Христом, и сомневаясь в том, что они смогут осуществиться при настоящем упадке нравов, он устремился к Царствию Божиему, где эти и другие добрые законы будут господствовать, и объявил блаженными тех, кто будет иметь в нем место. Или:

(3) Поскольку Христос упомянул о воскресении праведных как о вознаграждении за дела милосердия бедным, то он подтверждает сказанное Христом: «Да, Господи, они получат воздаяние в воскресении праведных, вкусят хлеба в Царствии Божием, а это более великое воздаяние, чем быть приглашенным к столу самого великого на земле человека». Или:

(4) Заметив, что Христос замолчал, дав предыдущие наставления, он решил побудить Его продолжить беседу, так удивительно приятно было для него то, что Он сказал, и он не нашел для этого лучшего способа, как упомянуть о Царствии Божием.

Примечание. Даже тот, кто не способен сам поддержать добрую беседу, должен время от времени вставлять свое слово, чтобы поддержать ее, содействовать ее течению.

2. Сказанное этим человеком было ясной и неоспоримой истиной, и приведена она была очень кстати, когда все возлежали за столом. Мы должны брать повод из обыденных вещей, для того чтобы помышлять и говорить о небесных, о духовных вещах, с которыми Священное Писание сравнивает их, ибо именно с этой целью заимствуются аналогии из них. Очень полезно, принимая дары Божьего попечения, переходить от них к размышлению о дарах Его благодати, более лучших дарах. Когда мы заняты подкреплением своей плоти, очень своевременно вспомнить о том, что блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием.

(1) В Царстве благодати, в Царстве Мессии, установление которого ожидалось тогда вскоре. Христос обещал ученикам Своим, что они будут есть и пить вместе с Ним в Царствии Его.

(2) В Царстве славы, по воскресении. Блаженство неба — это вечный пир, блаженны те, кто будет восседать за тем столом, из-за которого им никогда не придется вставать.

II. Притча, которую наш Господь Иисус привел по этому поводу, ст. 16 и далее. Христос соглашается с этим разумным человеком: «Воистину так, блажен, кто будет участником в привилегиях Царства Мессии. Но кто же будет наслаждаться ими? Вы, иудеи, думающие монополизировать их, в большинстве своем отвергнете их, а язычники будут иметь в них самую большую долю». Христос говорит об этом в виде притчи, потому что если бы Он сказал об этом прямо, то фарисеи не стерпели бы такого. В этой притче мы можем заметить:

1. Щедрую благодать и милость Божью, сияющие в Евангелии Христа; они проявляются:

(1) В богатом пире, который Он приготовил для бедных душ, для их насыщения, подкрепления и увеселения (ст. 16): Один человек сделал большой ужин. Христос и евангельская благодать представляют собой пищу и праздник для души, знающей свое собственное положение, для души грешника, сознающего свою нужду и несчастье. Пир назван здесь ужином, потому что в тех странах время ужина было обычным для устроения пиров, после окончания всех дневных дел. Евангельская благодать явилась миру на закате его дня. Обладание полнотой этой благодати сохраняется для нас на небе до заката нашего дня.

(2) В великодушном приглашении прийти и принять участие в этом пире.

[1] Приглашение было общим: он звал многих. Христос пригласил весь иудейский народ и каждого в отдельности иудея принять благословения Евангелия. Их достаточно для каждого приходящего, о них говорится как о трапезе для всех народов, Ис 25:6. Христос в Евангелии содержит хороший дом и держит его открытым.

[2] Особенно подчеркивается то, что, когда ужин был готов, ко всем был послан слуга, чтобы известить их об этом: придите, ибо уже все готово. В то время, когда на землю излился Дух Святой и была основана евангельская Церковь, к ранее приглашенным прозвучал более настойчивый призыв прийти немедленно: Все уже готово, тайна Евангелия полностью открыта, установлены все евангельские обряды, общество христиан объединилось и, как венец всего, дан Святой Дух. Ныне этот призыв обращен к нам: «все уже готово, теперь время благоприятное, теперь, этого долго не было; теперь, это не долго будет, теперь время благодати, которое скоро кончится.

Поэтому придите теперь, не медлите, примите приглашение, будьте уверены, вас примут. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные».

2. Холодный прием, который был оказан евангельской благодати. Приглашенные отказались прийти. Они не сказали прямо и решительно, что не придут, но начали все, как бы сговорившись, извиняться, ст. 18. Казалось, что они должны были все единодушно прийти на этот ужин, когда их так любезно пригласили: кто мог бы отказаться от такого приглашения? Однако, напротив, все они находили тот или иной предлог, чтобы уклониться от приглашения. Это говорит об общем пренебрежении иудейского народа приглашением сблизиться со Христом и принять Его благодать, о презрении, которое они выказали к этому приглашению. Это также указывает на то, что большинство людей медлят принять евангельский призыв. Им стыдно открыто заявить о своем отказе, и они стремятся оправдаться: они все ἀπὸ μιᾶς, некоторые добавляют ὼρας — все немедленно. Они могли бы дать ответ не задумываясь, им не нужно было бы обдумывать его, если бы они не искали оправдания для себя. Другие добавляют γνὼμης — они были единодушны в этом, все, как бы сговорившись.

(1) Двое сделали покупки и так торопились посмотреть их, что не могли найти времени для того, чтобы пойти на ужин. Один из них купил землю; он приобрел кусок земли, покупка казалась ему удачной, и вот, ему надо было пойти и посмотреть, так ли это на самом деле; поэтому он говорит: прошу тебя, извини меня. Его сердце было настолько занято расширением своего поместья, что он не мог проявить ни вежливости по отношению к своему другу, ни доброты к самому себе.

Примечание. У кого сердце заполнено миром, кто стремится прилагать дом к дому, поле к полю, те глухи к евангельскому призыву. Однако какими пустыми были эти извинения! Если бы он захотел, то вполне мог бы отложить осмотр купленной им земли до следующего дня, и нашел бы ее на том же самом месте и в том же самом состоянии, в каком она была теперь. Другой приобрел скот для обработки своей земли. «Я купил пять пар волов для пахоты и должен сейчас же пойти испытать их, пригодны ли они для этой цели, поэтому прошу тебя, извини меня». Первый пример показывает, что от принятия Христа и Его благодати удерживают людей чрезмерное увлечение миром, чрезмерные заботы о мирском, а оба эти примера показывают, что телесному отдается предпочтение перед духовным и временному — перед вечным.

Примечание. Это большое преступление, когда нас призывают к исполнению какого-либо долга, а мы ищем извинения для своего пренебрежения им. Это признак того, что сознание долга есть, а стремления исполнить его — нет. Они оправдывали себя тем, что было:

1. Незначительным, маловажным. Им следовало бы сказать так: «Я приглашен вкусить хлеба в Царствии Божием, это может оправдать мой отказ от осмотра земли или испытания волов».

2. Законным.

Примечание. Вещи, сами по себе законные, могут оказаться губительными для веры, если сердце чрезмерно привязывается к ним — Licitus perimus omnes. Это трудная задача — так организовать наши житейские дела, чтобы они не отвлекали нас от духовных занятий, и это должно быть нашей главной заботой.

(2) Среди отказавшихся от приглашения был также один молодожен, он не мог оставить свою жену и пойти на ужин, нет, только не сейчас (ст. 20): я женился и потому, короче говоря, не могу придти. Он делал вид, что не мог придти, тогда как на самом деле не хотел придти. Так, многие ссылаются на свою неспособность исполнить свой религиозный долг, тогда как на самом деле питают к нему отвращение. Он женился. Это правда, закон освобождал женившегося от участия в войне в течение одного года (Втор 24:5), но разве он освобождал его от праздников Господних, которые все мужчины должны были ежегодно посещать? Тем более это не освобождает его от евангельского праздника, прообразом которого были все остальные.

Примечание. Наша привязанность к своим родственникам часто является препятствием в нашем служении Богу. Адам оправдывался: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне есть», а здесь: «Жена не дает мне есть». Этот молодожен мог бы прийти вместе со своей женой, и они оба были бы приняты.

3. Отчет, представленный хозяину пира о том, какое оскорбление нанесли ему его друзья, обнаружив своим отказом, как мало они ценили его (ст. 21): И возвратившись раб тот донес о сем господину своему... с удивлением поведал ему, что придется, видно, ему ужинать одному, ибо гости, приглашенные им, хотя и были заблаговременно извещены, чтобы своевременно устроить свои дела, оказались заняты какими-то другими делами. Он не сгустил красок и не приукрасил ничего, но рассказал все как есть.

Примечание. Служители должны отчитываться об успехах своего служения. В настоящее время они должны это делать у престола благодати. Если они видят подвиг души своей, то должны идти к Богу с благодарением; если же видят, что вотще трудились, то должны принести к Нему свои жалобы. А в будущем они будут делать это перед судилищем Христовым: они выступят тогда как свидетели против тех, кто упорствовал и погиб в своем неверии, чтобы дать показание, что они получили соответствующее приглашение, а также как свидетели за тех, кто принял призыв: «Вот я и дети, которых Ты дал мне». Апостол Павел, призывая детей Божьих быть внимательными к слову Божьему, преподаваемому им через наставников их, в качестве аргумента приводит следующее: Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, Евр 13:17.

4. Справедливое негодование хозяина на это оскорбление: он разгневался, cт. 21. Заметьте: неблагодарность пренебрегающих призывом Евангелия и презрение к Богу небесному, которое они проявляют в этом, вызывают у Него сильное негодование, и оно вполне справедливо. Пренебреженная милость оборачивается величайшим гневом. Приговор, вынесенный им: никто из тех званных не вкусит моего ужина. Он подобен приговору, вынесенному неблагодарному Израилю, когда он презрел обетованную землю: Бог поклялся во гневе Своем, что они не войдут в Его покой.

Примечание. Отвергнутая благодать — это потерянная благодать, подобно первородству Исава. Кто не хотел принять Христа, когда мог это сделать, тот не сможет принять Его, когда захочет. Равно и тому, кто был приглашен, если он пренебрег приглашением, будет запрещено войти; когда дверь затворится, неразумные девы останутся за дверями.

5. Усилия, предпринятые для того, чтобы пир наполнился гостями, как он был наполнен едой. «Пойди, — сказал он рабу, — сначала по улицам и переулкам и пригласи не торговцев, покидающих свои лавки, и не ремесленников, запирающих свои мастерские — они все будут извиняться (один пойдет в свою контору, чтобы подсчитать выручку, другой — в трактир, чтобы выпить со своими друзьями), но тех, кто будет рад прийти, приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых, собери бедняков». Рабы не возражали против этого, они не сказали, что это будет унизительно для их господина и его дома посадить за свой стол таких гостей, — ибо они знали его намерение. И вот, они вскоре собрали огромное число таких гостей: Господин, сделано, как ты повелел. Многие из иудеев были приведены, но не из числа законников или фарисеев, из тех, с кем Христос сейчас вкушал хлеб, кто думал о себе, что он обязательно будет сидеть за столом Мессии, а из мытарей и грешников, которые были нищими и увечными. Однако оставалось еще много места для большего числа гостей, и достаточно еды для всех их. «Пойди вторично, по дорогам и изгородям. Выйди за пределы страны, собери мне бродяг или тех, кто вечерами возвращается домой с полей своих, и убеди их прийти, не силою оружия, но силою аргументов. Приложи все старания, ибо тебе придется убеждать их, что они приглашаются вполне искренне, что над ними не подшучивают. Они будут смущаться и робеть, им будет трудно поверить, что их действительно приглашают, поэтому не отступай, пока не добьешься успеха». Это относится к призванию язычников, к которым обратились апостолы, когда иудеи отвергли их призывы, и именно ими была заполнена Церковь. Теперь заметим следующее:

(1) Трапеза, приготовленная в Евангелии Христовом для драгоценных душ, не окажется напрасно приготовленной, ибо если некоторые и отвергнут Евангелие, тем не менее другие с благодарностью примут. Христос утешает Себя тем, что хотя Израиль не был собран, тем не менее Он будет почтен как свет народов, Ис 49:5−6. Бог будет иметь в мире Свою Церковь, хотя некоторые останутся вне ее, ибо неверие человеческое не сделает Божие обетование бездейственным.

(2) Самые бедные и самые униженные в этом мире приглашаются Христом наравне с самыми богатыми и высокопоставленными. Больше того, наибольший успех Евангелие часто имеет среди обездоленных в этом мире: нищих и физически немощных — увечных, хромых и слепых. Христос ясно ссылается здесь на сказанное Им выше о том, что мы должны приглашать к своим столам нищих, увечных, хромых и слепых, ст. 13. Размышление о том покровительстве, которое Евангелие Христово оказывает несчастным, должно побуждать и нас быть милосердными к ним. Его снисходительность и сострадательность должны возбуждать и в нас такие же чувствования.

(3) Часто Евангелие имеет наибольший успех среди тех, кто менее всего подавал надежды на то, что оно принесет им пользу, от кого менее всего ожидали, что они покорятся ему. Мытари и блудницы шли в Царствие Божье впереди книжников и фарисеев, ибо последние будут первыми, а первые — последними. Не будем проявлять чрезмерной уверенности в тех, кто идет впереди, и слишком отчаиваться относительно тех, кто мало подает надежд.

(4) Христовы служители должны быть очень скоры и очень настойчивы, приглашая людей на пир Евангелия: «Пойди скорее (ст. 21), не теряй времени, ибо уже все готово. Зови их прийти ныне, доколе можно говорить «ныне», к убеди их прийти, обращаясь с ними ласково, влеки их узами человеческими и узами любви». Нет ничего более абсурдного, чем извлекать из этого места аргумент в пользу того, чтобы в вопросах веры прибегать к принуждению человеческой совести и тем более к принуждению против совести человека: «Вы должны принять приглашение на пир Господень, иначе вы будете оштрафованы, заключены в темницу и лишены имущества». Конечно, ничего подобного таким принудительным мерам здесь не подразумевается, но имеются в виду только меры убеждения разума и любви, ибо оружия воинствования нашего не плотские.

(5) Хотя многие уже приняли участие в благословениях Евангелия, однако еще много остается места, ибо богатства Христа неисследимы и неистощимы, их достаточно для всех и для каждого, Евангелие не исключает никого, кроме того, кто сам себя исключает.

(6) Дом Христов, каким бы большим он ни был, в конце концов наполнится; он наполнится, когда исполнится число избранных, когда все, кто был дан Ему, будут приведены к Нему.

Стихи 25−35. Смотрите, как Христос приспосабливает Свое учение к тем, кому говорит, и каждому раздает свою меру хлеба. Фарисеям Он проповедовал о смирении и милосердии. Эти стихи содержат Его речь, обращенную к народу, толпившемуся вокруг Него и проявлявшему, казалось, большое усердие в следовании за Ним. Он призывает их понять условия ученичества, прежде чем исповедовать себя учениками, и подумать, что они делают. Обратите внимание:

I. Как усердно люди сопровождали Христа (ст. 25): с Ним шло множество народа, многие из любви, а больше — за компанию, ибо там где много, будет еще больше. Это было смешанное множество, подобное тому, что вышло с Израилем из Египта. Мы должны быть готовы к тому, что в церкви всегда будет такое положение, поэтому служителям необходимо тщательно отделять драгоценное от ничтожного.

II. Какими рассудительными хотел бы Он видеть их в этом усердии. Кто хочет следовать за Христом, тот должен рассчитывать на худшее и соответственно готовиться к этому.

1. Он говорит им, на какое худшее они должны рассчитывать: это почти то же самое, через что надлежит пройти Ему прежде них и ради них. Христос нисколько не сомневался в том, что они намеревались стать Его учениками, чтобы удостоиться высоких почестей в Его Царстве. Они ожидали услышать от Него: «Если кто придет ко Мне и станет Моим учеником, тот будет иметь изобилие богатства и славы, только позвольте, и Я сделаю его великим человеком». Но Он говорит им совершенно противоположное.

(1) Они должны быть готовы покинуть тех, кто очень дорог для них, потом прийти к Нему, полностью оставив все свои земные блага, умерев для них, с радостью согласиться расстаться с ними, только бы не лишиться своей доли во Христе, ст. 26. Человек не может стать учеником Христовым, если не возненавидит отца, матери и самой жизни своей. Он не сможет быть искренним, он не будет постоянным и верным, если не полюбит Христа больше, чем все остальное в этом мире, и не будет готов оставить то, что он может и должен оставить либо как жертву, если таким образом может быть прославлен Христос (как мученики, не возлюбившие души своей до смерти), либо как искушение, если, расставаясь с чем-то, мы можем лучше служить Христу. Так Авраам оставил свою родину, а Моисей — дворец фараона. Здесь имеются в виду не дома и земли; философия тоже может научить человека смотреть на них с презрением; но христианство поднимается выше этого.

[1] Каждый добрый человек любит своих родственников, и тем не менее если он хочет быть учеником Христа, то его любовь к ним должна быть ненавистью по сравнению с любовью к Христу, он должен любить их меньше, чем Христа, как сказано о Лии, что она была ненавидима, в то время как Рахиль была любима. Это не означает, что мы должны в какой-то степени ненавидеть их, нет, но мы не должны более находить в них свое утешение и удовлетворение, все должна поглощать наша любовь к Христу, как это было у Левия, когда он говорил о своем отце и матери: «я на них не смотрю» (Втор 33:9). Когда наш долг в отношении родителей приходит в столкновение с очевидным долгом по отношению к Христу, мы должны отдать предпочтение Христу. Если мы должны либо отречься от Христа, либо быть отверженными нашей семьей и нашими родственниками (как было со многими из первых христиан), то мы должны скорее лишиться их общества, чем Его благоволения.

[2] Каждый человек любит свою собственную жизнь, никто никогда не питал ненависти к ней; но мы не можем быть учениками Христа, если не возлюбим Его больше, чем свою жизнь, так чтобы быть готовыми скорее отравить свою жизнь жестоким рабством, больше того, лишиться ее через жестокую смерть, чем обесславить Христа или отречься от какой-либо Его истины или пути. Познание радостей духовной жизни, чаяния и надежды на вечную жизнь смягчают эти жесткие слова. Когда начинаются скорби и гонения за слово, тогда-то, главным образом, и испытывается, любим ли мы Христа больше, чем наших родных и нашу собственную жизнь; однако такие испытания случаются даже в дни мира и благоденствия. Кто уклоняется от служения Христу и общения с Ним, стыдится исповедовать Христа из страха либо не угодить своему другу или родственнику, либо лишиться своего клиента, тот дает повод подозревать его в том, что он любит этих людей больше, чем Христа.

(2) Ученики Христа должны быть готовы нести нечто весьма тяжелое (ст. 27): И кто не несет креста своего, как несет его человек, осужденный на распятие, подчинившийся приговору и ожидающий казни, и не идет за Мною, куда бы Я его ни повел, не может быть Моим учеником, то есть (говорит д-р Хаммонд (Hammond)) он не подходит для Меня. И Мое служение, которое обязательно повлечет за собой гонения, не подходит для него. Хотя не все ученики Христа должны быть распяты, однако все они должны нести свой крест как готовые к тому, чтоб быть распятыми. Они должны радоваться, когда их злословят, бесчестят, ибо нет имени, более позорного, чем имя Крестоносца — несущего виселицу. Он должен нести свой крест и следовать за Христом, то есть должен нести его, идя путем исполнения своего долга, где бы этот крест ни встретился на его пути. Он должен нести его, когда Христос призывает его к этому, и неся его, взирать на Христа, получать ободрение от Него и жить в надежде на Его воздаяние.

2. Христос предлагает им учесть все это, а потом хорошо подумать. Так как Он совершенно честен в отношении нас и прямо говорит о трудностях, ожидающих нас на пути следования за Ним, то и нам надо быть честными пред самими собою и серьезно взвесить все, прежде чем ступить на путь веры. Иисус Навин потребовал от народа, чтобы они подумали, что они делают, когда обещают служить Господу, Нав 24:19. Лучше никогда не начинать, чем начать и бросить. Поэтому, прежде чем что-то начать, надо обдумать, как продолжить начатое. Это означает действовать разумно, как и подобает человеку, как мы и поступаем в других случаях. Дело Христово выдержит любое пристрастное расследование. Сатана выставляет лучшее, скрывая худшее, потому что его лучшее не уравновешивает его худшего; но Христово лучшее преизобильно компенсирует все худшее. Предварительное исследование дела необходимо для того, чтобы быть стойким, особенно во время страданий. Наш Спаситель иллюстрирует это двумя примерами: первый показывает, что мы должны учесть издержки, связанные с нашей религией, а второй — опасности, сопряженные с ней.

(1) Когда мы вступаем на путь веры, то уподобляемся человеку, задумавшему построить башню, который должен вычислить издержки на ее строительство (ст. 28−30): кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек?.. Он должен рассчитывать при этом на значительно большие расходы, чем скажут ему строители. Ему надо сопоставить стоимость сооружения с содержимым своего кошелька, чтобы не стать посмешищем в глазах окружающих, когда начнет строить и не сможет закончить. Примечания:

[1] Все, вставшие на путь веры, начинают строить башню, не так, как строилась Вавилонская башня, из вражды к Небу, почему она и не была завершена, но из послушания Небу, и поэтому она достигнет своего завершения. Начинать надо снизу, класть фундамент глубоко, на скале, все делать основательно, а затем устремляться вверх, к небесам.

[2] Намеревающиеся строить башню должны сначала сесть и вычислить издержки. Они должны учесть, чего это будет стоить им: умерщвления их грехов, в том числе самых любимых, жизни самоотречения, бодрствования и постоянного следования по пути святых обязанностей. Может быть, она будет стоить им потери доброй репутации среди людей, положения, свободы, лишения всего, что дорого для них в этой жизни, и даже самой жизни. Но если наше строительство и будет стоить нам всего этого, то что это в сравнении с тем, что заплатил Христос, чтобы приобрести для нас те преимущества которые мы получаем на пути веры без денег и без платы?

[3] Многие, начавшие строить эту башню, не смогли продолжить, не проявили настойчивости в достижении цели, и это было безумием с их стороны; у них не было мужества и решительности, твердых принципов, поэтому они ничего не осуществили. Конечно, никто из нас сам по себе не может завершить эту башню, но Христос сказал: довольно для тебя благодати Моей; ее достаточно для каждого из нас, если мы ищем ее и используем.

[4] Нет ничего более постыдного, чем хорошо начать жизнь веры, а потом отступить. Каждый справедливо посмеется над тем, кто потерял все, над чем он трудился, из-за недостатка настойчивости. Мы теряем то, над чем мы трудились (2Ин 1:8), и все, что мы делали, что потерпели, оказалось без пользы, Гал 3:4.

(2) Когда мы решаемся стать учениками Христа, то уподобляемся человеку, отправляющемуся на войну, поэтому должны подумать о рискованности этого предприятия и о могущих встретиться трудностях, ст. 31−32. Царь, объявивший войну соседнему князю, обдумывает, хватит ли у него сил выиграть сражение, и если нет, то он отказывается от мысли о войне. Примечания:

[1] Положение христианина в этом мире равнозначно военному положению. Разве жизнь христианина не является сражением? На нашем пути много таких мест, где мы должны сражаться с мечом в руках; более того, нам приходится отвоевывать каждый шаг своего пути, так как наши духовные враги неотступны в своем противодействии нам.

[2] Прежде чем встать под знамена армии Христа, мы должны взвесить, сможем ли вынести все те трудности, к которым должен быть готов и которые должен учитывать добрый воин Иисуса; способны ли мы противостать силам ада и земли, которые идут против нас с двадцатью тысячами.

[3] Лучше не рвать отношений с этим миром, чем заявлять о своем отречении от него, а потом, когда начнутся гонения за слово, возвращаться к нему. Молодой человек, который не нашел в себе мужества расстаться со своим имением ради Христа, предпочел отойти от Него с печалью, чем лицемерно оставаться с Ним.

Возможно и другое применение этой притчи. В ней можно видеть поучение о том, чтобы в жизни веры проявлять больше решительности, чем осмотрительности, в том смысле, как сказано в Мф 5:25: Мирись с соперником своим скорее... Заметьте:

Во-первых, что упорствующие в грехе воюют против Бога, а это самая противоестественная, незаконная война, они восстают против их законного Повелителя, Чье управление абсолютно справедливое и доброе.

Во-вторых, никакой самый гордый и самый смелый грешник не может состязаться с Богом, несоответствие их сил значительно больше, чем предполагаемое здесь неравенство между десятью тысячами и двадцатью тысячами. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Нет, конечно. Кто знает силу гнева Его? Учитывая это, нам следует примириться с Ним, это в наших интересах. Нам не надо посылать посольство и предлагать свои условия мира, они уже предложены нам, они безукоризненны и чрезвычайно выгодны для нас. Нам надо познакомиться с ними и примириться с Богом; сделаем же это своевременно, пока соперник наш еще далеко, ибо промедление в таком деле очень опасно и сделать это потом будет трудно.

Однако здесь эта притча применяется в том смысле (ст. 33), что мы должны хорошо подумать, когда намереваемся стать верующими. Тем, кто извлекает меч из ножен, Соломон говорит: «...по совещании веди войну» (Притч 20:18). Так и на путь веры вступай по совещании, зная, что если кто не оставит все, что имеет, не может быть учеником Христа (то есть если он не готов оставить все и не согласен на это), ибо все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, должны терпеть гонения и при этом продолжать благочестивую жизнь.

3. Христос предостерегает их против отступления от истинно христианского духа, против вырождения, ибо это сделает их совершенно бесполезными, ст. 34−35.

(1) Добрые христиане суть соль земли, а особенно добрые служители, Мф 5:13; их соль — добрая вещь, и весьма полезная, своими наставлениями и примерами собственной жизни они «осоляют» всех, с кем общаются, чтобы сохранить их от разложения, чтобы оживить их и сделать благоуханными.

(2) Выродившиеся христиане, те, что скорее отрекутся от своей веры, чем расстанутся со своим имением в этом мире, ставшие плотскими, мирскими и совершенно лишенными христианского духа людьми, уподобляются соли, потерявшей свою силу, соли, которую химики называют caput mortuum, из которой извлечена вся соль, которая стала совершенно бесполезной, ничего не стоящей вещью в мире, потерявшей всякую силу, все свои полезные свойства.

[1] Она никогда не может быть восстановлена: чем исправишь ee? Вам не сделать ее соленой. Это означает, что восстановить отступника крайне трудно и почти невозможно, Евр 4:46. Если христианство не сумело исцелить людей от их мирской настроенности и чувственности, если это средство оказалось бесполезным то следует признать, что их положение безнадежно.

[2] Она бесполезна. Она не годится, подобно навозу, в землю, чтобы удобрить ее; бесполезно класть ее и в навозную кучу, чтобы получить перегной, из нее нельзя извлечь никакой пользы. Исповедующие веру во Христа, но развращенные в мыслях и поведении, подобны самому бесполезному животному, какое только существует в мире. Если он говорит о Божественных вещах, о которых сам мало знает, то так неуклюже, что от этого никому не становится лучше, это как притча в устах глупого.

[3] Она отвергается: вон выбрасывают ее, не желая иметь с нею никакого дела. Таких позорных верующих следует изгонять из церкви не только потому, что они потеряли честь своего членства и право на него, но и потому, что существует опасность их дурного влияния на других. В заключение наш Спаситель призывает всех обратить на это внимание, внять Его предостережению: Кто имеет уши слышать, да слышит! Можно ли лучше использовать способность слышать, чем внимать словам Христа, и особенно Его предостережениям о грозящей нам опасности самого отступления, и об опасных последствиях отступления?

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 14 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.