Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 19 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе описывается:

I. Обращение Закхея, мытаря из Иерихона, ст. 1−10.

II. Притча о минах серебра, доверенных царем его рабам, и о мятежных подданных царя, см. 11−27.

III. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим; Его плач о бедствиях, грядущих на этот город, ст. 28−44.

IV. Его проповедь в храме и изгнание из него продающих и покупающих, ст. 45−48.

Стихи 1−10. Несомненно, много было тех, кто уверовал во Христа, но о них не упоминается в Евангелиях; случаи же обращений, имевших в себе нечто необычайное, описываются, как например, случай с Закхеем. Христос проходил через Иерихон, ст. 1. Над этим городом тяготело проклятие, тем не менее Христос почтил его Своим присутствием, ибо Евангелие снимает проклятие. Хотя этот город не следовало строить, однако, когда он был уже построен, проживание в нем не было грехом. Христос шел с другой стороны Иордана в Вифанию, расположенную вблизи Иерусалима, чтобы воскресить Лазаря; отправляясь на одно доброе дело, Он имел в виду сделать по пути и многие другие дела. Он делал доброе как для душ, так и для тел человеческих; здесь мы имеем пример первого.

I. Кем и каким был этот Закхей. Имя его выдает в нем иудея. Закхей было распространенным среди иудеев именем, приблизительно в то же время это имя носил известный раввин. Заметьте:

1. Какими были род его занятий и занимаемая им должность: он был начальником мытарей, главным сборщиком податей (другие мытари были ниже его по чину), он был, как считают некоторые, откупщиком таможенных пошлин. Мы часто читаем о мытарях, приходивших к Христу, но в данном случае Им интересовался начальник мытарей, человек авторитетный. Бог везде имеет Свой остаток, среди всякого сорта людей. Христос пришел спасти даже главного из мытарей.

2. Его положение в этом мире было весьма значительным: он был человек богатый. Мытари младших чинов были обычно людьми с разбитой судьбой, занимающими низкое положение в обществе, но он, будучи начальником мытарей, достиг высокого положения. Перед этим Христос показал, как трудно богатым войти в Царствие Божие, а теперь представляет пример того, как богатый человек пропадал и нашелся, но не потому, что нужда привела его к этому, как было с блудным сыном.

II. Как Закхей встретился со Христом и что послужило поводом для его знакомства с Ним.

1. У него было большое желание увидеть Иисуса, он был из тех людей, кто много слышал о Нем, ст. 3. Для нас естественно желание увидеть тех, чья слава достигла наших ушей, так как мы склонны воображать, что в их внешности должно быть нечто необычное; по крайней мере, мы сможем сказать впоследствии, что видели таких-то и таких-то великих людей. Но глаз не насытится видением. Мы должны искать увидеть Иисуса глазами веры, увидеть, Кто Он; участвуя в святых таинствах мы должны стремиться увидеть Иисуса.

2. Закхей не мог удовлетворить своего любопытства, потому что был .мал ростом, а толпа была большая. Христос не стремился показать Себя, люди не носили Его на своих плечах (как Римского Папу во время торжественных процессий), чтобы все люди могли увидеть Его. И Царствие Его не придет приметным образом. Он не ехал на открытой колеснице, как ездят цари, но, подобно любому из нас, затерялся в толпе, ибо это было время Его уничижения. Закхей был мал ростом, а все окружающие были выше его, так что он не мог увидеть Иисуса. Многие, имеющие малый рост, обладают большой душой и сильным духом. Кто не предпочел бы быть Закхеем, а не Саулом, хотя последний был выше на голову и шире в плечах, чем все остальные? Пусть люди маленького роста не заботятся о том, чтобы прибавить себе росту хотя бы на локоть.

3. Не желая отступать от своего намерения, Закхей, позабыв о своем важном сане начальника мытарей, забежал вперед и, подобно мальчишке, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его.

Примечание. Искренне желающие увидеть Иисуса найдут подходящие средства для достижения своей цели, пробьются через все трудности и препятствия, будут готовы пострадать ради этого. Те, кто мал, должны воспользоваться всеми возможными средствами, чтобы подняться и увидеть Христа, они не должны стыдиться признаться в том, что малы и нуждаются в этих средствах. Пусть не отчаиваются карлики, стремящиеся к высокой цели, они сумеют, с доброй помощью, достигнуть ее.

III. Христос заметил Закхея и призывает его поближе познакомиться с Ним (ст. 5), призыв не остался безуспешным, ст. 6.

1. Христос Сам предлагает Закхею принять Его в свой дом, не сомневаясь в его сердечном приеме. Более того, куда бы Христос ни приходил, Он всюду Сам Себе обеспечивал как приветствие, так и прием, Он открывал сердца и склонял их принять Его. Закхей пришел взглянуть на Христа и намеревался обстоятельно рассмотреть Его, но он и не помышлял о том, что Христос заметит его. Даже думать об этом было слишком большой честью для него, слишком высокой для него. Смотрите, как Христос предупредил его благословением Своей благости и превзошел все его ожидания; как Он поощрил очень слабое начинание и помог ему продвинуться вперед. Тот, кто имеет намерение узнать Христа, будет узнан Им, и тот, кто только ищет увидеть Его, будет удостоен общения с Ним.

Примечание. Тем, кто верен в малом, будет доверено многое. Иногда случается, что люди, пришедшие послушать слово Божье, подобно Закхею, из одного лишь любопытства, сверх всякого ожидания переживают духовное пробуждение и обновление сердца. Христос называет его по имени — Закхей, ибо Он знает Своих избранных по имени, разве они не записаны в Его книге? Закхей мог бы спросить, как Нафанаил (Ин 1:48): почему Ты знаешь меня? Но Христос увидел и узнал Закхея, прежде чем он влез на смоковницу. Он предлагает ему сойти скорее вниз. Тот, кого Христос призывает сойти вниз, должен смириться и не помышлять достичь неба своей собственной праведностью, он должен скорее сойти, ибо промедление опасно. Закхею следовало не колебаться, но поспешить, он понимал, что рассуждения о том, следует ли принимать такого гостя в своем доме, излишни. Он должен сойти вниз, ибо Христос намерен был в этот день остановиться в его доме и пробыть у него час или два. Вот, Он стоит у двери и стучит.

2. Закхей был вне себя от радости, что его дому была оказана такая честь (ст. 6): И он поспешно сошел и принял Его с радостью. То, что Закхей принял Христа в свой дом, было признаком и символом того, что он принял Его в свое сердце.

Примечание. Когда Христос призывает нас, мы должны скорее ответить на Его призыв и когда Он приходит к нам — принять Его с радостью. Поднимите, врата, верхи ваши... Мы можем с радостью принять Того, Кто приносит с Собой всевозможные блага и, водворяясь в нашем сердце, открывает в нем источники радости, текущие в жизнь вечную. Как часто Христос говорил нам: «отвори Мне», а мы находили разные извинения, чтобы отказать Ему! (Песн 5:2). Готовность, с которой Закхей принял Христа, постыжает нас. Сейчас с нами нет Христа чтобы мы могли принять Его в наших домах, но с нами Его ученики, а что сделано им, Он воспринимает как сделанное Ему.

IV. Соблазн, вызванный в народе доброй встречей Христа и Закхея. Эти узкосердечные, критичные иудеи начали роптать, говоря, что Он зашел к грешному человеку. А разве сами они не были грешными? Разве миссия Христа в этом мире состояла не в том, чтобы взыскать и спасти людей, которые были грешниками? Но они считали Закхея самым большим грешником из всех жителей Иерихона, грешником, недостойным их общества. Обвинение Христа в том, что Он зашел в дом Закхея, было совершенно несправедливым:

1. Хотя он был и мытарь и хотя многие из мытарей были дурными людьми, однако из этого вовсе не следовало, что все они были таковыми. Мы должны остерегаться огульно осуждать людей, всех заодно, ибо пред Божьим судом каждый даст отчет лично за себя.

2. Хотя он был и грешник, из этого совершенно не следовало, что он и теперь оставался таким же, каким был прежде; хотя они знали, что совсем недавно он вел греховную жизнь, однако Христос знал, что теперь его состояние было хорошее. Бог дает возможность для покаяния, и мы должны так же делать.

3. Даже если он еще был грешник, им не следовало порицать Христа за то, что Он вошел к Закхею, так как Ему не угрожала никакая опасность получить какой-то вред со стороны грешника, а Он имел большую надежду сделать грешнику добро; куда же еще направляться врачу, как не к больному? Однако смотрите, как доброе дело может быть худо истолковано.

V. Доказательства, данные Закхеем пред всем народом в том, что хотя он раньше был грешником, однако теперь он раскаялся в своих грехах и искренно обратился к Богу, ст. 8. Он не надеется оправдаться своими добрыми делами, как фарисей, который хвалился своими делами, но он хочет засвидетельствовать добрыми делами, совершенными им по благодати Христовой, об искренности своей веры и своего покаяния и заявляет здесь о своих намерениях. Он делает свое заявление стоя, чтобы его видели и слышали все, кто роптал на Христа за Его приход в этот дом; устами исповедуют не только веру, но и покаяние. Он встал, как бы давая клятву перед Богом, и это говорит о том, что его слова были обдуманны, серьезны. Он обращался к Христу, а не к народу (не они его судьи), к Господу, и стоял как бы перед Его судом. То доброе, что мы делаем, мы должны делать как пред Господом, должны обращаться к Нему, доказывая Ему свою искренность, свои добрые намерения и решения. Закхей доказал, что в сердце его произошла перемена (а это и есть покаяние), ибо переменился его образ действий. Его решения касаются заповедей второй скрижали, которые как раз соответствовали его положению и характеру, ибо Христос всегда, по всякому поводу, делал ударение на них; в исполнении их самым наилучшим образом проявляется искренность нашего покаяния.

1. Закхей владел большим имением и до сих пор был всецело поглощен им, собирая сокровища для себя и принося вред себе самому. Теперь же он решил, что впредь полностью посвятит себя Богу, а свое богатство использует для блага других: Господи! половину имения моего я отдам нищим... Он не говорит: «Я отдам его, когда буду умирать», но: «Я отдам его теперь». Возможно, Закхей слышал о том, как Христос повелел другому богачу, с целью испытания его, распродать свое имение и раздать его нищим (Мф 19:21) и как тот отошел от Него после этого. «Я так не сделаю, — говорит Закхей, — я сразу соглашусь на это; хотя до сих пор я был немилосерд к нищим, теперь буду помогать им и дам столько, чтобы воздать за столь длительное пренебрежение моим долгом, а именно: половину моего имения». Это была очень большая часть, какую он выделил на дела милосердия и благочестия. Иудеи считали очень похвальным, если на дела благочестия отдавалась пятая часть дохода, приблизительно такую же часть предписывал и закон. Но Закхей захотел сделать больше и отдать нищим половину своего имения, что обязывало его сократить все свои непомерные расходы, чтобы за счет их сокращения иметь возможность помочь многим от своего избытка. Если бы мы были более умеренными и немного ограничивали себя, то были бы более щедрыми; довольствуясь малым, мы могли бы больше дать нуждающимся. Закхей говорит здесь об этом как о плоде своего покаяния.

Примечание. Обращенным к Богу следует быть милосердными к нищим.

2. Закхей сознавал, что не все из того, что он имел, было приобретено честно и справедливо, но кое-что он приобрел окольными, незаконными путями, и теперь обещает возместить приобретенное таким образом: «Если кого чем обидел или причинил зло кому-нибудь при исполнении моих обязанностей как мытаря, взимая более положенного, обещаю воздать тому вчетверо». Это было возмещение, которое положено было совершить вору, Исх 22:1.

(1) Кажется, он искренне признает себя виновным в том, что делал зло, его должность мытаря давала ему повод творить зло, обманывать торговцев, чтобы снискать расположение начальства. Кто искренне кается, тот признает не только свою общую вину перед Богом, но сокрушается о конкретных грехах, о тех, которые были связаны с его повседневной деятельностью и родом занятий в этом мире и поэтому более всего запинали его.

(2) Закхей признает, что обижал (англ. клеветал. — Прим. переводчика.). Иоанн Креститель предостерегал их против этого искушения, Лк 3:14. Мытари пользовались доверием правителей, что давало им возможность мстить тем, к кому они испытывали недоброжелательство; они все направляли на служение своей прибыли.

(3) Он обещает воздать вчетверо, если кого чем обидел, кого он вспомнит или найдет в своих книгах. Он не говорит: «Если меня осудят и принудят к этому, то я возмещу» (некоторые честны, когда у них нет другого выхода). Нет, он желает совершить это добровольно: это будет моим собственным поступком, я сам это сделаю.

Примечание. Те, кто осознал, что сделал зло, не могут доказать искренности своего покаяния иначе, как путем возмещения ущерба. Заметьте: Закхей не думает, что отдав половину своего имения нищим, он искупит совершенное им зло. Бог ненавидит грабительство с насилием, и мы должны сначала действовать справедливо, а затем возлюбить дела милосердия. Это вовсе не милосердие, а лицемерие, когда мы отдаем то, что никогда нам не принадлежало; мы не должны считать своей собственностью то, что приобрели нечестным трудом, а также и то, что не является нашим, пока мы не отдали всех долгов и не возместили всякий ущерб.

VI. Христос одобряет и принимает обращение Закхея, и этим очищает также Себя Самого от обвинения в том, что зашел в его дом, ст. 9−10.

1. Закхею возвещается, что отныне он счастливый человек. Ныне он обратился от греха к Богу, пригласил Христа в свой дом и стал честным, милосердным, добрым человеком: ныне пришло спасение дому сему. Итак, обращение Закхея привело его к спасению, к спасению от грехов, от вины грехов и от власти их, теперь он обладает всеми благами спасения. Христос вошел в его дом, а куда приходит Христос, туда Он приносит с Собой спасение. Он есть и будет Начальником вечного спасения для всех, кто признает Его, как это сделал Закхей. Но это еще не все. Спасение в этот день приходит в его дом.

(1) Став обращенным, Закхей станет более, чем прежде, благословением для своего дома.

Он принесет средства благодати и спасение своему дому, ибо отныне он стал настоящим сыном Авраама и, подобно Аврааму, научит своих домочадцев держаться путей Божиих. Кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, тот принесет ему проклятие (Авв 2:9), а кто милосерд к бедным, тот творит добро своему дому и приносит ему благословение и спасение, по крайней мере, временное, Пс 111:3.

(2) Когда Закхей был приведен к Христу сам, его семья также стала близкой Христу, его дети были допущены в Его Церковь. Таким образом спасение пришло в его дом, ибо и он сын Авраамов и поэтому имеет часть в завете Бога с Авраамом и в том благословении Авраама, которое распространяется и на мытарей, на язычников, посредством веры в обетование, что Бог будет их Богом и Богом их детей. Поэтому, когда он уверовал, спасение пришло в его дом, как было сказано темничному стражу: веруй в Господа Иисуса Христа, спасешься ты и дом твой, Деян 16:31. Закхей по происхождению был сыном Авраама, но, будучи мытарем, считался как язычник, так как мытари и язычники стояли на одном уровне, Мф 18:17. Иудеи стыдились общения с ними как таковыми и такого же отношения к ним ожидали от Христа. Но Христос показывает, что, искренне покаявшись, Закхей оправдан судом, как добрый сын Авраама, словно никогда и не был мытарем; поэтому об этом никогда не должно упоминать в укор ему.

2. То, что совершил Христос, чтобы сделать счастливым этого конкретного человека, было в полном согласии с великим планом и намерением Его прихода в этот мир, ст. 10. Этот же самый довод Он приводил в оправдание своего общения с мытарями, Мф 9:13. Там Он ссылался на то, что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, а здесь — что пришел взыскать и спасти погибшее, τὸ ἀπολωλός. Заметим:

(1) Плачевное состояние сынов человеческих: они погибшие; здесь о всем человечестве говорится как об одном теле.

Примечание. Все человечество после грехопадения стало погибшим: как город, охваченный мятежом, как путешественник, сбившийся с верного пути и затерявшийся в пустыне, как больной, пораженный неизлечимой болезнью, как узник, которому вынесен смертный приговор.

(2) Благодатный план Сына Божия: Он пришел, чтобы взыскать и спасти, взыскать с целью спасения. Он сошел с небес на землю (долгое путешествие) взыскать то, что потерялось (скиталось и заблудилось), и вернуть его назад (Мф 18:11−12), спасти потерянное, погибшее, до некоторой степени уничтоженное и отсеченное. Христос взялся за это дело, когда положение человека было признано погибшим, взялся вернуть к Себе тех, кто погиб для Бога и для всего доброго. Заметим, Христос пришел в этот погибший мир, чтобы взыскать и спасти его. Его целью было спасти, когда ни в ком другом спасения не было. Исполняя это намерение, Он искал, предпринимая всевозможные средства, чтобы осуществить это спасение. Он искал недостойных того, чтобы их искали, искал тех, кто не искал Его и не вопрошал о Нем, как Закхей.

Стихи 11−27. Наш Господь Иисус шел в это время в Иерусалим, на Свою последнюю Пасху; там Он должен был пострадать и умереть. Здесь говорится о том:

I. Как воскресли в связи с этим надежды Его друзей: они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие, ст. 11. Фарисеи ждали наступления его именно в то время (Лк 17:20), и собственные ученики Христа думали, кажется, точно так же; однако те и другие ошибались. Фарисеи считали, что оно должно быть воздвигнуто каким-нибудь другим царем или властелином. Ученики полагали, что их Учитель утвердит его, но с мирским великолепием и властью, с властью совершать чудеса, в которую, они были уверены, Он мог бы облечься очень скоро, как только пожелал бы того. Они решили, что престол Его Царства будет в Иерусалиме, и так как Он направлял Свой путь прямо в Иерусалим, то не сомневались в том, что очень скоро увидят Его там на престоле.

Примечание. Даже добрые люди могут ошибаться относительно Царства Божьего, формировать неправильные представления о нем и склоняться к мысли, что относящееся к будущему должно скоро открыться.

II. Как их ожидания были приостановлены и как были исправлены их ошибки; Господь делает это, отмечая три момента:

1. Они ожидали, что скоро Он придет в славе Своей, но Он говорит, что еще долгое время не явится открыто в Своем Царствии. Он уподобляет Себя некоторому человеку высокого рода, Ἄνθρωπός τις εὐγενὴς, ибо Он есть Господь с неба и при рождении был титулован на царство. Но Он отправился в дальнюю страну чтобы получить Себе царство. Христос должен взойти на небо, сесть там одесную Отца и принять от Него честь и славу, прежде чем изольется Дух, Которым должно быть установлено Его Царство на земле, и прежде чем будет построена для Него церковь в языческом мире. Он должен получить царство, а затем возвратиться. Христос возвратился, когда излился Дух Святой, когда был разрушен Иерусалим, в то время, когда то поколение, как друзья, так и враги, с которым Он лично общался, уже умерло и предстало перед Богом, чтобы дать отчет. Но Его главное возвращение, подразумеваемое здесь, будет в тот великий день, который мы еще ожидаем. То, что, они думали, откроется вскоре, откроется только тогда, говорит Христос, когда сей Иисус, вознесшийся на небо, приидет опять таким же образом, Деян 1:11.

2. Они не сомневались, что Его апостолы и ближайшие слуги удостоятся почетных званий и титулов, что они будут князьями и пэрами, членами тайного совета и судьями, будут окружены пышностью двора и займут высокое положение в городе. Но Христос говорит им, что вместо всего этого Он предназначил им быть деловыми людьми; им не следует ожидать в этом мире положения, более высокого, чем положение торговых людей города; Он доверит им определенный капитал, чтобы они употребляли его для служения Ему, в интересах Его Царства среди людей. Это и есть истинная честь для христианина и служителя, которая, если мы действительно стремимся к ней, сделает нас способными смотреть на все мирские почести со святым презрением. Апостолы мечтали сесть по правую и по левую Его руку в Царстве Его, чтобы наслаждаться отдыхом после тяжких трудов и славой после перенесенных унижений, и услаждали себя этими мечтами. Но Христос говорит им о том, что, если они правильно поймут Его, должно наполнить их заботой и серьезными мыслями вместо этих честолюбивых мечтаний, которыми были заполнены их головы.

(1) Им предстоит совершить большой труд. Их Учитель покидает их и, расставаясь с ними, дает каждому из них по мине серебра, что составляет в наших деньгах три фунта и полкроны; это то же самое, что и таланты в аналогичной притче (Мф 25), — все дары, данные Христовым апостолам, все преимущества и положения, какие они имели во время служения интересам Христа в этом мире. Это относится также и к другим, как к служителям, так и к рядовым христианам, которые подобны им, хотя и занимают более низкое положение. В данной притче это представлено таким образом, чтобы сделать учеников более смиренными; их честь в этом мире не выше чести торговцев, и не купцов первой гильдии, располагающих с самого начала большим капиталом, а бедных торговцев, которые должны приложить много стараний и трудов, чтобы приобрести что-нибудь от имеющегося у них капитала. Он дал эти мины Своим рабам не для приобретения богатых ливрей, а тем более мантий и великолепных карет, чтобы появляться в них, как они того ожидали, но для выполнения ими задания: употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь. Или, как можно было бы лучше перевести: торгуйте, пока я не вернусь, Πραγματεύσασθε — занимайтесь делом. «Вы посланы, чтобы проповедовать Евангелие, чтобы созидать Церковь Христову в этом мире, чтобы привести народы к послушанию вере и утвердить их в ней. Вы примете силу для этого, потому что исполнитесь Духом Святым» (Деян 1:8). Когда Христос дунул на одиннадцать учеников, сказав: «Примите Духа Святого», тогда Он дал им десять мин. «Итак, — сказал Он, — знайте свое дело, занимайтесь им, прилагайте к нему все старание, будьте верны ему. Старайтесь делать душам человеческим все добро, какое вы можете, и приобретайте их для Христа». Примечания.

[1] Все христиане, а особенно служители, имеют в этом мире дело, которое они должны совершать для Христа. Первые были крещены, а вторые — посвящены вовсе не для того, чтобы быть праздными.

[2] Тем, кого Христос призвал на Свое дело, Он дает необходимые для этого дары; с другой стороны, от тех, кому Христос даровал способности, Он ожидает служения. Он вручает мины с поручением: идите трудиться, идите торговать. Каждому дается проявление Духа на пользу, 1Кор 12:7. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, 1Пет 4:10.

[3] Мы должны заниматься своим делом, пока не придет наш Учитель, какие бы трудности и препятствия мы не встречали в нем; только претерпевшие до конца спасутся.

(2) Им вскоре предстояло держать отчет. Рабы будут призваны к Нему, чтобы показать, какую пользу они извлекли из доверенных им даров, какое служение совершили для Христа, какое добро сделали для человеческих душ, чтобы Он узнал, кто что приобрел. Отметим:

[1] Те, кто торговал прилежно и был верен в служении Христу, будут иметь прибыль. Мы не можем сказать того же о дельцах этого мира: многие трудолюбивые торговцы терпят убытки. Но трудящиеся для Христа обязательно принесут прибыль; хотя Израиль не будет собран, тем не менее они будут прославлены.

[2] Обращение душ к Богу есть приобретение их, каждый истинно обращенный является приобретением для Христа Иисуса. Служители — это лишь Его посредники, они должны будут дать Ему отчет, какую рыбу они поймали в сети Евангелия, каких гостей убедили прийти на брачный пир, то есть, что они приобрели торговлей. Теперь заметим:

Во-первых, что некоторые из рабов представили добрый отчет господину и получили одобрение от него. Двое из них приведены здесь в качестве примера, ст. 16, 19.

1. Оба они достигли значительных, хотя и неравных, успехов: один приобрел десять мин в результате своей торговли, а другой — пять. Усердные и верные служители Христа обычно благословляются тем, что становятся благословением для тех мест, где они живут. Они убеждаются в том, что подвиг их души и труд их не были тщетными. Однако не все верные бывают одинаково успешными. Возможно, хотя они оба были верными, но один из них прилагал больше усердия, больше заботился о своем деле, чем другой, поэтому больше и преуспел. Благословенный Павел, несомненно, был рабом, приобретшим десять мин, в два раза больше, чем любой другой, ибо более всех их потрудился и полнее проповедовал Евангелие Христово.

2. Оба признали свою обязанность господину, за то что он наделил их способностями и возможностями для служения ему: господин, это твоя мина, а не мое усердие, принесла прибыль в десять мин.

Примечание. Вся слава наших приобретений должна принадлежать Богу; не нам, но Ему да будет слава, Пс 113:9. Павел, приобретший десять мин, признает: «Я потрудился, но не я впрочем. Благодатию Божиею есмь то, что есмь, и сделал то, что сделал, и благодать Его во мне не была тщетна» (1Кор 15:10). Он говорит, что не он, но Бог совершил через него, Рим 15:18.

3. Они оба удостоились похвалы за свою верность и прилежание: хорошо, верный раб, ст. 17. То же сказал и другому, ст. 19.

Примечание. Делающие добро заслужат одинаковую похвалу. Делай хорошо, и Христос скажет тебе: хорошо, при этом не важно, что скажет кто-то другой. См. Быт 4:7.

4. Они удостоились высокого положения, каждый в соответствии со своими достижениями: «За то, что ты в малом был верен и не сказал: «Лучше спокойно сидеть дома, чем идти торговать с одной миной, что можно сделать с таким ничтожным капиталом?» — но смиренно и честно трудился, чтобы увеличить этот капитал, — возьми в управление десять городов».

Примечание. Кто соглашается начинать с малого, тот стоит на верном пути к возвышению. Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень, 1Тим 3:13. В этом содержатся два обетования апостолам:

(1) После того как они приложат усилия, чтобы насадить много церквей, они получат в качестве воздаяния честь возглавлять их и управлять ими, а также будут пользоваться уважением, любовью и доверием добрых христиан. Кто стережет смоковницу будет есть плоды ее, и кто трудится в слове и учении, достоин сугубой чести.

(2) После того как они послужат своему поколению согласно повелению Христа, то хотя пройдут через этот мир презираемыми и попираемыми и выйдут из него, может быть, обесчещенными и изгнанными, как было в случае с апостолами, однако в мире ином они будут царствовать со Христом как цари, будут сидеть с Ним на Его престоле и получат власть над язычниками, Откр 2:26. Блаженство небес будет гораздо большим возвышением для верного служителя или христианина, чем управление десятью городами для бедного торговца, с великими хлопотами приобретшего десять мин. Тот, кто приобрел только пять мин, получил в управление пять городов. Это означает, что в небесах существуют различные степени славы; каждый сосуд будет одинаково полным, но не все будут одинаковыми по своей вместимости. Степени славы на небе будут соответствовать степени полезности здесь на земле.

Во-вторых, что один из рабов представил плохой отчет и ему был вынесен суровый приговор за его лень и неверность, ст. 20 и далее.

1. Он признался, что не пустил в оборот мину, которая была ему доверена (ст. 20): «Господин! вот твоя мина; я, правда, не умножил ее, но и не уменьшил; я тщательно сохранил ее, завернув в платок». Это изображает беспечность тех, кому были дарованы таланты и способности, но они не приложили никакого старания чтобы употребить их в дело. Для таких людей безразлично: преуспевает дело Божьего Царства или нет, продвигается вперед или назад. Они не заботятся и не болеют об этом, они не хотят расходовать свои силы и рисковать. Рабы, завернувшие свою мину в платок, — это те, которые думают, будто достаточно того, что они не сделали никакого вреда в этом мире, хотя и никакого добра не совершили.

2. Он оправдывает свою бездеятельность доводами, делающими его положение не лучше, а хуже (ст. 21): я боялся тебя, потому что ты человек жестокий... жесткий и непреклонный, ἄνθρωπος αὐστηρὸς εἶ. Под жестоким подразумевается жадный: берешь, чего не клал. Он считал, что его господин налагает непомерные тяжести на своих рабов, требуя от них приращения капитала, и что это означало жать там, где он не сеял, тогда как в действительности он жал там, где посеял и ожидал, подобно землепашцу, урожая, соответственного посеянному. У него не было никаких оснований бояться жестокости своего господина и укорять его за его ожидания; это было чистое притворство, несерьезное, безосновательное оправдание своей праздности, которая ничем не могла быть скрыта.

Примечание. Оправдания ленивых верующих больше послужат к их стыду, чем к их оправданию, когда они явятся дать отчет.

3. Его оправдания обращаются против него самого: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб, ст. 22. Он будет осужден своим преступлением и самоосужден своими оправданиями. «Если ты считал жестокостью с моей стороны требовать прибыли от твоей торговли (которая принесла бы больше прибыли), то проявил бы хоть какое-то попечение о моих интересах и пустил бы мои деньги в оборот или вложил бы их в какие-нибудь ценные бумаги, чтобы я мог не только получить мое, но получить мое с прибылью, хотя и с меньшей, но все-таки с какой-то прибылью». Если он не осмелился торговать из-за страха потерять основной капитал и таким образом быть ответственным за него перед своим господином, на что он ссылается, то ничем не может извинить себя в том, что не вложил его в банк, где прибыль была бы гарантирована.

Примечание. Что бы ни приводили в свое оправдание ленивые верующие, подлинная причина их нерадения заключается в господствующем безразличии к интересам Христа и Его Царства. Они нисколько не заботятся о том, преуспевает дело Божье или терпит урон, лишь бы им жить спокойно.

4. У него отобрали его мину, ст. 24. Совершенно справедливо, когда люди, не употребляющие в дело свои дары, лишаются их, и те, кто лукавит, лишаются доверия. Зачем позволять тем, кто не желает служить своему господину полученным от него даром, употреблять эти дары на себя? Возьмите у него его мину.

5. Мину отдают тому, кто имел десять мин. Когда это вызвало протест, потому что у того и так уже было много (Господин! у него есть десять мин, ст. 25), то последовал такой ответ (ст. 26): всякому имеющему дано будет... Таков закон справедливости:

(1) Наибольшее поощрение должны иметь самые усердные; тому, кто более всего старался сделать добро, надо дать возможность делать еще больше добра и ввести его в более высокую и обширную сферу деятельности. Тому, кто приобрел, дано будет еще, чтобы он мог больше приобрести.

(2) А кто, имея дары, как бы не имеет их, не приносит никакой пользы, не делает никакого добра, тот будет лишен их. Старающимся приумножить полученную благодать Бог даст еще больше благодати, а кто пренебрегает ею, позволяет ей приходить в упадок, тот ничего другого не может ожидать от Бога, как только того, что Он поступит с ними соответственным образом. Этим Христос дает важное предостережение Своим ученикам, чтобы они, ища славы на земле, не пренебрегали своим трудом и таким образом не лишились своего блаженства на небе.

3. Ученики ожидали также того, что, когда Царство Божье явится, основная масса иудейского народа скоро примет его, подчинится ему и вся их антипатия к Христу и Его Евангелию быстро исчезнет; но Христос говорит им, что после Его отшествия большинство иудеев будут упорствовать в своем сопротивлении и непокорности, и это приведет их к гибели. Это подразумевается здесь:

(1) В посольстве, отправленном его гражданами вслед за ним, ст. 14. Они не только противодействовали ему, когда он был в неизвестности, но и тогда, когда он вошел в славу, чтобы получить царство, они продолжали злобствовать на него, протестовать против его владычества, говоря: не хотим, чтоб он царствовал над нами.

[1] Это нашло свое исполнение в том неверии, которое господствовало среди иудеев после вознесения Христа и установления евангельского царства. Они не захотели склонить свои выи под Его ярмо, коснуться конца Его золотого скипетра. Они сказали: Расторгнем их узы, Пс 2:13; Деян 4:26.

[2] Таков язык всех неверующих: они готовы принять спасение Христа, но не хотят, чтобы Он царствовал над ними, в то время как Христос является Спасителем только для тех, кто признает Его своим Царем и готов покориться Ему.

(2) В приговоре, вынесенном им по его возвращении: Врагов же моих тех... приведите сюда, ст. 27. После того как Его верные подданные получат возвышение и вознаграждение, Он отомстит врагам Своим, в частности иудейскому народу, осуждение которого здесь подразумевается. Когда Христос утвердил Свое евангельское царство и таким образом прославил служителей Евангелия, то Он пришел, чтобы расплатиться с иудеями. Тогда Он припомнил им, как они отрицали Его царское достоинство и выступали против него, говоря: нет у нас другого царя, кроме Кесаря. Они хотели Кесаря, к Кесарю они и пойдут, Кесарь будет их погибелью. Царствие Божие явилось тогда, когда непримиримые враги Христа и Его владычества получили свое возмездие: их привели и избили пред Ним. Ни в одну войну не было столько пролито крови, сколько в Иудейскую. Этот народ существовал до тех пор, пока не увидел, как христианство восторжествовало в языческом мире, несмотря на всю их враждебность и противодействие ему, а затем он был отделен как примесь от серебра. Гнев Христов пришел на них до конца (1Фес 2:15−16), и их гибель очень много содействовала славе Христа и миру Церкви. Но это применимо ко всем, упорствующим в своем неверии и погибающим в нем. Примечания.

[1] Участью всех врагов Христа будет их окончательная гибель, в день возмездия все они будут приведены и избиты перед Ним. Приведите их сюда, чтобы они были зрелищем для святых и ангелов, см. Нав 10:22,24. Приведите их сюда, чтобы они увидели славу и блаженство Христа и Его последователей, которых они ненавидели и гнали. Приведите их сюда, чтобы опровергнуть их легкомысленные оправдания, чтобы воздать им по заслугам. Приведите их сюда и избейте их предо мною, как Агаг был избит перед Самуилом. Спаситель, Кем они пренебрегали, будет стоять рядом, смотреть, как их избивают, и не заступится за них.

[2] С теми, кто не хотел, чтобы Христос царствовал над ними, поступят как с врагами Христа. Мы склонны думать, что врагами Христа являются только гонители христиан или, по крайней мере, насмешники; но вы видите, что таковыми будут считаться все, не принявшие условий спасения, не пожелавшие подчиниться Его игу, но захотевшие быть сами себе хозяевами.

Примечание. Всякий, кто не хочет, чтобы им управляла благодать Христова, неизбежно погибнет от гнева Христа.

Стихи 28−40. В этом отрывке описывается въезд Христа в Иерусалим, который был до некоторой степени торжественным; мы уже читали о нем у Матфея и Марка, поэтому здесь отметим только некоторые моменты:

I. Иисус Христос был готов и желал пострадать и умереть за нас. Он направлялся по влечению Духа в Иерусалим, прекрасно зная, что Его там ожидало, и тем не менее Он пошел далее, восходя в Иерусалим, ст. 28. Он шел впереди сопровождавших Его, как бы желая скорее быть на месте, вступить в борьбу, занять поле сражения и приступить к действию. Если Он с такой готовностью шел пострадать и умереть за нас, то неужели мы откажемся от служения, которое способны совершить для Него?

II. В этом торжественном вступлении Христа в Иерусалим незадолго перед Его смертью не было ничего несовместимого ни с Его смирением, ни с уничиженным положением, в каком Он тогда находился. Этим самым Он привлек к Себе большее внимание, чтобы сделать более очевидным, каким бесчестием для Него была Его смерть.

III. Все творения находятся во власти Христа, и Он может использовать их, когда и как Ему благоугодно. Христос посылает учеников, чтобы они привели осла и осленка от яслей их владельца и хозяина, когда те понадобились Ему, и Он имел право на это, ибо все звери в лесу Его, и домашние животные тоже.

IV. Сердца всех людей открыты перед Христом, и Он управляет всеми ими. Он мог повлиять на тех, кому принадлежали осел и осленок, чтобы они отдали животных, как только им скажут, что они надобны Господу.

V. Те, кто идет по поручению Христа, обязательно будут иметь успех (ст. 32): Посланные пошли и нашли, как Он сказал им, хозяин животных согласился отдать их. Великое утешение посланников Христа состоит в том, что они непременно принесут то, за чем были посланы, если это действительно надобно Господу.

VI. Ученики Христа, взявшие у других и принесшие Христу то, в чем Он нуждался и чего у них самих не было, не должны думать, что этого достаточно, но должны быть готовы послужить Ему тем, чем они располагают и что можно использовать для служения Ему и прославления Его. Многие готовы служить Христу, когда расходы несут другие, а сами не заботятся о том, что бы взять что-то на себя. Но в данном случае ученики не только привели осленка, но и накинули одежды свои на него, охотно отдав их Христу, чтобы Он воспользовался ими как попоной.

VII. Торжество Христа — это повод для учеников к прославлению Его. Когда Христос приблизился к Иерусалиму, Бог внезапно положил на сердце всему множеству учеников Его (не только двенадцати, а множеству тех, которые были Его учениками в широком смысле этого слова) в радости велегласно славить Бога (ст. 37) и постилать одежды свои по дороге (ст. 36), что было обычным выражением радости, как на празднике кущей. Заметьте:

1. Что послужило поводом для их радости и прославления Бога. Они славили Бога за все чудеса, какие видели, за все чудеса, сотворенные Христом, и особенно за чудо воскрешения Лазаря, о котором упоминается в Ин 12:17−18. Это чудо привело на память и другие чудеса, ибо свежие чудеса и милости должны оживлять в памяти прежние.

2. Как они выражали свою радость и славословили Бога (ст. 38): благословен Царь, грядущий во имя Господне! Христос — Царь, Он грядет во имя Господне, облеченный Божественной властью, посланный небом, чтобы дать закон и заключить мир. Он благословен. Прославим Его, да поможет Ему Бог. Он благословен вовеки, и мы пожелаем Ему добра. Мир на небесах. Да пошлет всевышний Бог мир и успех в Его делах, и да будет слава в вышних. Он послужит славе всевышнего Бога, и ангелы, славные жители горнего мира, воздадут Ему славу. Сравните этот гимн святых на земле с гимном ангелов, Лк 2:14. И те и другие единодушно воздают славу Богу в вышних. Хвала льется с двух сторон: ангелы произносят: на земле мир, радуясь благам, которые человек имеет на земле через Христа, а святые воспевают: мир на небесах, радуясь благам, которое ангелы имеют через Христа. Таково наше общение со святыми Ангелами: как они радуются миру на земле, так и мы радуемся миру на небесах, который Бог творит на высотах Своих Иов 25:2; и те и другие радуются во Христе, примирившем с Собою все на земле и все на небе.

VIII. Торжество Христа и радостное славословие Его учеников вызывают досаду у гордых фарисеев, врагов Христа и Его Царства. Некоторые из них, находившиеся среди множества народа, не только не присоединились к ученикам, но, напротив, вознегодовали на них. Они считали, что Христос, образец великого смирения, не должен был допускать таких громких славословий, а потому ожидали, что Он запретит ученикам Своим, ст. 39. Но, к чести Своей, Христос пренебрегает поношением от гордых и принимает прославление от смиренных.

IX. Прославляют люди Христа или нет, Он непременно будет прославлен, Он должен быть прославлен (ст. 40): если они умолкнут и не воздадут хвалу Царству Мессии, то скорее камни возопиют, чем Христос останется непрославленным. Это исполнилось буквально, когда, после того как люди оскорбляли Христа на кресте, вместо того чтобы прославить Его, а ученики погрузились в глубокое молчание, земля потряслась и камни расселись. Фарисеи хотели бы, чтобы смолкла хвала Христу, но не могли добиться своего, ибо как Бог из камней может воздвигнуть детей Аврааму, так может Он устроить хвалу из уст младенцев.

Стихи 41−48. Великий Посланник с небес открыто вступает в Иерусалим, но не для того, чтобы принять там почести, а чтобы быть отвергнутым. Он знал, в какое змеиное гнездо Он входит, но тем не менее мы видим здесь два проявления Его любви к этому городу и Его заботу о нем.

I. Его плач о предстоящем разрушении города (ст. 41): И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. Вероятно, это произошло, когда Он спускался вниз с горы Елеонской, откуда перед Ним открылась вся панорама города, во всем его протяжении, со всеми его величественными сооружениями. Созерцание города глазами пронзило Его сердце, а сердце заставило плакать Его глаза. Заметьте здесь следующее:

1. Какой нежный дух был у Христа; мы нигде не читаем о том, что Он смеялся, но часто находим Его плачущим. На этом же самом месте плакал Его отец Давид и бывшие с ним люди, хотя все они были воинами. Бывают случаи, когда слезы не унижают самых мужественных людей.

2. Иисус Христос плакал во время Своего триумфа, плакал, когда все вокруг Него ликовали, и это показывает нам, как далек Он был от восторга по поводу радостных восклицаний и восхвалений народа. Этим Он желает научить нас радоваться с трепетом, чтобы мы были радующиеся, как нерадующиеся. Если Провидение не омрачает ничем радость нашего торжества, то мы сами может найти причину, чтобы омрачить его нашей печалью.

3. Он заплакал об Иерусалиме.

Примечание. Есть города, которые нужно оплакивать, но не было еще города, который следовало бы оплакивать более, чем Иерусалим, святой город, радость всей земли, когда он пришел в упадок. Но почему Иисус заплакал при виде Иерусалима? Может быть, Его слезы были вызваны мыслью: «Вот город, в котором Я буду предан и схвачен, избит и оплеван, осужден и распят?» Нет, Христос Сам объясняет нам причину Своих слез.

(1) Иерусалим не воспользовался своим благоприятным днем. Христос плакал и говорил: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, если бы ты все-таки узнал, когда тебе проповедовалось Евангелие и предлагалось спасение, если бы ты задумался наконец о себе и понял, что служит к миру твоему, миру с Богом и твоему духовному, вечному благоденствию, но ты не узнал времени посещения твоего» (ст. 44). Христос выражает свои мысли отрывистыми фразами: если бы ты узнал! О, чтобы ты знал! — как некоторые понимают эти слова, что созвучно с ветхозаветными: О, если бы Мой народ слушал Меня, Пс 80:14; Ис 48:18. Какое это было бы счастье для тебя! Или: «если бы ты знал, если бы ты плакал сам о себе, то у Меня не было бы причины плакать о тебе, а скорее был бы повод радоваться». Этими словами Христос возлагает на Иерусалим всю вину за грозящее ему разрушение. Примечания.

[1] Существуют вещи, которые служат к нашему миру, и мы должны постараться узнать и уразуметь их: путь к достижению мира, предложения о мире, условия, на которых мы можем получить мир. То, что служит к нашему миру, приносит нам благоденствие настоящее и будущее, и мы должны усердно искать, что же это такое.

[2] Существует время посещения, когда мы можем узнать, что служит к нашему миру, узнать и воспользоваться этим. Когда мы в изобилии располагаем средствами благодати, когда слово Божье проповедуется в силе, когда Дух работает над нами, когда наша собственная совесть пробуждается — это и есть время посещения нашего, которым мы должны воспользоваться.

[3] С теми, кто долго пренебрегал временем посещения его, но потом наконец прозрел и задумался о себе, все будет хорошо. Пришедшие в виноградник даже в одиннадцатом часу не будут отвергнуты.

[4] Удивительно безумие многих людей, располагающих средствами благодати, но не использующих своего благоприятного времени, последствия этого будут ужасными. Им открыто, что служит к их миру, но они не размышляют об этом, они закрывают свои глаза, как будто это не заслуживает их внимания. Они не узнают времени благоприятного и дня спасения, позволяют ему ускользнуть и погибают просто по беспечности. Никто не слеп так, как тот, кто не желает видеть; ни от кого не сокрыто служащее к его миру более, чем от того, кто сам отворачивается от него.

[5] Грех и безумие тех, кто упорно пренебрегает евангельской благодатью, очень огорчает Господа Иисуса, и нас это тоже должно печалить. Он со слезами смотрит на погибающие души, не желающие каяться и безудержно идущие к своей погибели. Он хотел бы, чтобы они обратились и были живы, а не продолжали идти путем греха к погибели, ибо Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб.

(2) Иерусалим не сможет избежать дня своего разрушения. То, что служило к миру его, каким-то образом было сокрыто ныне от глаз его. Хотя и после этого им было проповедано Евангелие через апостолов, и весь дом Израилев был призван твердо знать о том, что Христос был их миром (Деян 2:36), и многие уверовали и обратились, однако иудейский народ в целом, правящая верхушка его остались под печатью неверия: Бог дал им дух усыпления, Рим 11:8. Они были настолько предубеждены против Евангелия и тех немногих, кто принял его, что ничто меньшее, чем чудо Божественной благодати (подобное тому, что обратило Павла), не могло воздействовать на них. Но и надежды на то, что такое чудо подействует на них, не было, поэтому они справедливо были преданы юридической слепоте и ожесточению. То, что служило к миру, не было сокрыто от глаз отдельных людей, но помышлять о том, что иудейский народ, как таковой, примет Христа и станет христианским народом, было слишком поздно. Поэтому они были отмечены на погибель. Христос предвидит ее и предсказывает о ней как о прямом следствии отвержения Его.

Примечание. Пренебрежение великим спасением очень часто влечет за собою осуждение уже в этой жизни, как это и случилось с Иерусалимом менее чем через сорок лет после предсказания Христа.

[1] Римляне осадили город, обложили его окопами, и окружили его, и стеснили жителей его отовсюду. Иосиф рассказывает, что Тит за очень короткое время возвел вокруг города стену и таким образом отрезал всякий путь к спасению.

[2] Они сравняли город с землей. Тит приказал своим воинам разрушить город, и весь город сравняли с землею, за исключением трех башен (см. историю иудейских войн И. Флавия, 5. 356−360; 7.1). И не только город, но и жители его, жестоко избитые, были перемешаны с землей (и побьет детей твоих в тебе), так что от города не осталось почти камня на камне. И все это было за то, что они распяли Христа, не узнали времени посещения своего. Да остерегутся другие города и народы.

II. Усердие, которое проявил Христос в очищении храма. Хотя вскоре он должен быть разрушен, однако из этого вовсе не следует, что теперь о нем не надо заботиться.

1. Христос очистил храм от тех, кто осквернял его. Он прошел прямо в храм и начал выгонять продающих в нем и покупающих, ст. 45. Этим самым Христос показал, что Он любил храм более истинной любовью (хотя Его представляли как врага храма и это было вменено Ему в вину на суде перед первосвященником), чем те, что почитали как святыни его «корваны» и сокровища. Ибо чистота храма более, чем его великолепие, составляла славу его. Христос объясняет причину, почему Он изгнал торговцев, ст. 46. Храм есть дом молитвы, предназначенный для общения с Богом, а продавцы и покупатели сделали его вертепом разбойников своими мошенническими сделками, которые они там совершали. Это никоим образом не следовало допускать, ибо смущало тех, кто приходил помолиться Богу.

2. Он использовал храм лучшим образом, чем когда-либо до сих пор его использовали, ибо Он учил каждый день в храме, ст. 47.

Примечание. Недостаточно очистить церковь от скверны, необходимо возродить в ней проповедь Евангелия. И вот, когда Христос проповедовал в храме, заметьте:

(1) Как злобно были настроены против Него начальники храма, как усердно они искали возможность или, скорее, предлог причинить Ему зло (ст. 47): Первосвященники же и книжники и старейшины народа, великий синедрион, которые должны бы были внимать Ему и призывать к этому же и народ, искали погубить Его, убить.

(2) Как почтительно относился к Нему простой народ. Весь народ неотступно слушал Его. Большую часть Своего времени Христос провел в сельской местности и не проповедовал в храме. Когда же Он начал проповедовать в храме, народ оказал Ему большое почтение, старательно внимал Его проповедям, не упускал возможности послушать Его и слушал внимательно, не пропуская ни единого слова. Некоторые так переводят это место Писания: весь народ, слушая Его, принимал Его сторону, и этим объясняется, почему враги Его не находили, что бы сделать с Ним. Они видели, что народ готов вцепиться в них, если они применят к Нему насилие. Пока не настал Его час, простой народ защищал Его, но, когда этот час пробил, народ, под влиянием первосвященников, предал Его.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 19 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.