I. Полезное применение, сделанное Христом из принесенного Ему известия о расправе, которую недавно учинил Пилат над галилеянами в то время, когда они совершали жертвоприношение в иерусалимском храме, ст. 1−5.
II. Притча о бесплодной смоковнице, через которую Христос предупреждает нас о необходимости приносить плод, достойный покаяния, к чему Он призывал нас и в предыдущей главе, ст. 6−9.
III. Исцеление Христом бедной женщины, имевшей духа немощи, в субботний день и оправдание Им Себя в этом деле, ст. 11−17.
IV. Повторение притчи о горчичном зерне и о закваске, ст. 18−22.
V. Ответ Христа на вопрос относительно числа спасенных, ст. 23−30.
VI. Пренебрежение, выраженное Христом в ответ на угрозы и злобу Ирода, и предсказание гибели Иерусалима, ст. 31−35.
Стихи 1−5. В этом отрывке содержится:
I. Принесенное Христу сообщение о смерти нескольких галилеян, чью кровь Пилат смешал с жертвами их, ст. 1. Рассмотрим здесь:
1. Какой трагической была эта история. Здесь она изложена кратко, и никакой историк того времени не упоминает о ней. Правда, Иосиф Флавий рассказывает об убийстве Пилатом нескольких самаритян, которые под предводительством своего партийного вождя пришли в возбужденном состоянии на гору Гаризим, где находился храм самаритян; однако мы никоим образом не можем допустить, что это тот же самый случай, о котором повествует здесь Лука. Некоторые считают, что эти галилеяне были из партии Иуды Галонита, называемого также Иудой Галилеянином (Деян 5:37), который не признавал власть кесаря и отказывался платить ему дань. Также возможно, что эти люди, будучи галилеянами, просто подозревались Пилатом в их причастности к этой партии и только поэтому были так варварски убиты, ибо те, что действительно принадлежали к ней, были недосягаемы для него. Галилеяне были подданными Ирода, и, вероятно, расправа, учиненная над ними Пилатом, была вызвана ссорой между ним и Иродом, о чем мы читаем в Лк 23:12. О числе пострадавших не сообщается, возможно, их было немного, против кого Пилат был особенно раздражен (поэтому-то Иосиф ничего и не написал о них); но отмечается то обстоятельство, что Пилат смешал кровь их с жертвами их во дворе храма. Хотя у этих людей, возможно, и были основания опасаться злобы Пилата, однако они не уклонились от посещения Иерусалима, куда по закону должны были приходить вместе со своими жертвоприношениями. Д-р Лайтфут (Lightfoot) считает, что, вероятно, они сами закалали своих жертвенных животных (что было дозволено, так как работа священников начиналась с момента кропления кровью), когда римские воины неожиданно напали на них, как раз в то самое время, когда те не остерегались (галилеяне были воинственными людьми и обычно ходили вооруженными), и смешали кровь жертв с кровью жертвователей, как если бы для Бога они были одинаково угодны. Ни святость места, ни святость их намерений не смогли уберечь их от ярости неправедного судьи, который Бога не боялся и людей не стыдился. Жертвенник, служивший святилищем и местом убежища, оказался ловушкой и капканом, местом опасности и убийства.
2. Почему об этом сообщили нашему Господу Иисусу именно в это время?
(1) Может быть, они просто хотели сообщить Ему новость, предполагая, что Он еще не слышал о ней, новость, которую они оплакивали и думали, что Он тоже будет плакать вместе с ними, ведь галилеяне были их соотечественниками. Заметьте: мы должны обращать внимание на печальные события и сообщать о них другим, чтобы вместе с ними должным образом отреагировать на них и извлечь полезные уроки для себя.
(2) Быть может, они намеревались этим сообщением подтвердить Его слова в конце предыдущей главы о необходимости своевременного примирения с Богом, прежде чем нас отдадут истязателю, то есть смерти, и ввергнут в темницу, когда примиряться будет слишком поздно: «Вот, Господи, — говорят они, — только что случившийся пример того, как некоторые внезапно оказались отданными истязателю, смерть унесла их, когда они менее всего ожидали ее; поэтому все мы должны быть готовы к ней». Заметьте: хорошо, когда мы истолковываем слово Божье и применяем его к себе, наблюдая за действиями провидения Божьего.
(3) Может быть, им хотелось возбудить в Нем желание отомстить Ироду за смерть этих галилеян, ибо Он Сам был пророком из Галилеи и проявлял к этой стране большой интерес. Если они думали таким образом, то очень ошибались: Христос шел в Иерусалим, чтобы быть преданным в руки Пилата и отдать Свою Кровь в жертву, а не смешивать ее с кровью жертвы.
(4) Может быть, они сказали об этом Христу, чтобы удержать Его от посещения Иерусалима для поклонения (ст. 22), чтобы Пилат не поступил с Ним так же, как с теми галилеянами, и не выдвинул против Него то же предположение, какое, вероятно, было выдвинуто им против галилеян в оправдание своей жестокости, — что они пришли жертвовать, подобно Авессалому, с мятежными намерениями, чтобы под прикрытием жертвоприношения поднять бунт. Итак, чтобы Пилат, поднявший руку на это злое дело, не простер бы ее и на Него, они советуют Ему воздержаться пока от путешествия в Иерусалим.
(5) Ответ Христа подразумевает, что в их рассказе Ему о случившемся был недобрый намек: хотя эти галилеяне были несправедливо убиты Пилатом, однако они, без сомнения, были тайными грешниками, иначе Бог не позволил бы Пилату так варварски расправиться с ними. Это было возмутительно: вместо того чтобы видеть мучеников в этих галилеянах, убитых во время жертвоприношения и пострадавших, вероятно, за поклонение Богу, они, без всяких на то оснований, заподозрили в них злодеев. И только потому, что они не относились к их партии и деноминации, отличались от них или имели с ними разногласия. Участь погибших галилеян, которая допускала не только положительное, но даже похвальное истолкование, они назвали праведным судом Божиим, хотя не знали за что.
II. Ответ Христа на это известие.
1. Христос ответил на него другой историей, тоже являющей пример того, как смерть нежданно постигает людей. Незадолго до этого упала башня Силоамская, и восемнадцать человек были убиты и погребены под ее обломками. Д-р Лайтфут (Lightfoot) предполагает, что эта башня примыкала к Силоамской купальне (которая есть не что иное как купальня Вифезда) и была частью галереи близ купальни, в которой лежали больные, ожидающие движения воды (Ин 5:3), и что убиты были некоторые из этих калек или из тех, кто обычно омывался в этой купальне перед храмовым служением, так как она находилась рядом с храмом. Но кем бы ни являлись погибшие люди, это была печальная история. Нам приходится часто слышать о подобных прискорбных случаях, ибо как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них, Еккл 9:12. Башни, построенные с целью охраны, нередко служат к погибели людей.
2. Он предупреждает Своих слушателей не делать неверных выводов из подобных случаев, не брать их поводом для того, чтобы великих страдальцев осуждать как великих грешников: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, ст. 2−3. Возможно те, что поведали Ему о галилеянах, были иудеями и радовались всему, что давало им повод укорить галилеян; поэтому Христос отвечает им рассказом о жителях Иерусалима, которые также безвременно погибли, ибо какой мерой мерим, такой же будет отмерено и нам. «Вы думаете, что те восемнадцать человек, которых погубила башня Силоамская, когда они, может быть, ожидали исцеления в купальне Силоам, были виновнее всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам». Будет ли это за или против нас, но мы должны быть верны одному правилу: мы не можем судить о грехах людей по их страданиям в этом мире; ибо многие бросаются в горнило страданий для очищения, как золото, а не для уничтожения, как шлак или солома. Поэтому нам не следует быть суровыми в своих суждениях о тех, кто страдает больше, чем их ближние, какими были для Иова его друзья, чтобы нам не осудить род праведных. Если мы хотим судить, то у нас достаточно найдется, за что судить самих себя. Кроме того, мы ни любви, ни ненависти не знаем во всем том, что перед нами, потому что всему и всем — одно, Еккл 9:1−2. И мы могли бы одинаково справедливо сделать заключение, что угнетатели, в том числе и Пилат, на чьей стороне сила и успех, — величайшие святые, как и то, что притесняемые, в том числе и эти галилеяне, проливавшие слезы и не имевшие утешителя, даже среди священников и левитов, служащих у алтаря, — величайшие грешники. Вынося суждение о ком-либо, будем судить так, как хотели бы, чтобы судили нас, ибо как мы судим, так будут судить и нас: Не судите, да не судимы будете, Мф 7:1.
3. На этих двух историях Христос обосновал призыв к покаянию, дополняя каждую из них предупреждением: если не покаетесь, все так же погибнете, ст. 3−5.
(1) Это означает, что все мы, как и они, заслуживаем погибели, и если бы с нами обошлись в соответствии с нашими грехами, в соответствии с недостатками наших приношений, то уже давно Божьим правосудием наша кровь была бы смешана с кровью наших жертв. Наше стремление осуждать других должен умерять тот факт, что мы не только являемся грешниками, но являемся такими же великими грешниками, как и они, что у нас так же много грехов, требующих покаяния, сколько было у тех, кто пострадал за свои грехи.
(2) Нам всем нужно позаботиться о том, чтобы покаяться и сокрушаться о всем, что сделано не по правде, и никогда не повторять подобного. Суды, совершаемые Богом над окружающими нас людьми, — это громкие призывы к нашему покаянию. Обратите внимание, как Христос использовал все для того, чтобы довести до сознания человека важный долг — покаяние; Он пришел не только для того, чтобы дать возможность для покаяния и надежду на него, но и предписать его нам как долг.
(3) Покаяние — это путь к избавлению от погибели, и это верный путь: так беззаконие не будет вам на погибель, но ни на каких других условиях.
(4) Если мы не покаемся, то обязательно погибнем, как многие погибли прежде нас. Некоторые делают акцент на слове так же, и относят его к уничтожению, постигшему израильский народ и особенно Иерусалим, разрушенный римлянами во время праздника Пасхи, так что кровь иудеев, как и кровь галилеян, была смешана с их жертвами. Многие из них, как в Иерусалиме, так и в других местах, погибли, подобно погибшим под развалинами Силоамской башни, под обрушившимися стенами и зданиями, в которых были пробиты большие бреши. Но, конечно, это означает большее: если мы не покаемся, то погибнем навеки, как они погибли для этой жизни. Тот же Самый Иисус, призывающий нас покаяться, потому что приблизилось Царствие Небесное, умоляет нас покаяться потому, что иначе мы погибнем; Он ставит нас перед выбором, предлагая жизнь и смерть, добро и зло.
(5) Гибель тех нераскаявшихся грешников, которые особенно жестко и строго судили других, будет особенно ужасной.
Стихи 6−9. Эта притча предназначена для усиления только что прозвучавшего предупреждения: «Если не покаетесь, все так же погибнете, если не исправитесь, то будете уничтожены, как срубается сухое дерево, не приносящее плода».
I. Эта притча, в первую очередь, относится к иудейской нации и к иудейскому народу. Бог избрал иудеев Своим народом, приблизил их к Себе, дал им преимущества перед другими народами в том, что они знали Его и служили Ему, и в ответ ожидал от них исполнения долга и послушания, что, содействуя Его славе и хвале, было бы признано Им как плод. Но иудеи не оправдали Его ожиданий, ибо не исполняли свой долг; вместо того чтобы быть похвалой для своего исповедания, они были его позором. Поэтому Он совершенно справедливо решил отказаться от них и срубить их, лишить их всех привилегий, сделать их не народом, не церковью. Но по ходатайству Христа, как в древности по ходатайству Моисея, Бог великодушно дает им еще время, продлевает Свою милость к ним. Он оставляет их как бы на другой год, чтобы еще раз испытать их: посылает к ним апостолов с призывом к покаянию и предлагает прощение грехов во имя Христа. Некоторые из них были приведены к покаянию и принесли плод, и с ними все было благополучно; но в целом иудейский народ остался нераскаявшимся и бесплодным, и его постигло неизбежное крушение: приблизительно через сорок лет они были срублены и брошены в огонь, как о том говорил им Иоанн Креститель (Мф 3:10) и что более подробно излагается в этой притче.
II. Однако эта притча, несомненно, имеет и другое применение; она предназначена для пробуждения всех тех, кто пользуется средствами благодати и привилегиями видимой Церкви, чтобы они позаботились привести свое внутреннее состояние и практическое поведение в соответствие со своим исповеданием и со своими возможностями, ибо в этом и состоит требуемый от них плод. Итак, заметьте здесь:
1. Преимущества, какие имела эта смоковница. Она была посажена в винограднике, на хорошей почве, за ней больше ухаживали, над ней больше трудились, нежели над другими смоковницами, которые росли обычно не в винограднике, а при дороге, Мф 21:19. Эта смоковница принадлежала некоему человеку, он был ее хозяином и тратился на нее. Обратите внимание на то, что Церковь Божья — это Его виноградник, отделенный от остального мира и обнесенный оградою, Ис 5:1−2. А мы — смоковницы, посаженные в этом винограднике через наше крещение. Мы имеем в видимой Церкви свое место и свое имя, и это наше счастье и привилегия. Это особое благоволение Божье, ибо не сделал Он того никакому другому народу.
2. Ожидания ее владельца: и пришел искать плода на ней, и у него были все основания ожидать плода. Он не послал кого-то, но явился сам, заявляя тем самым о своем желании найти плод. Христос пришел в этот мир, пришел к Своим, к иудеям, ища плода. Заметьте: Бог Небесный требует и ждет плода от тех, кто занимает место в Его винограднике. Он наблюдает за теми, кто принял Евангелие, чтобы знать, живут ли они в соответствии с ним. Он ищет доказательства того, что они становятся лучше благодаря средствам благодати, которыми они пользуются. Листья не могут удовлетворить Его своими восклицаниями: Господи, Господи; цветы не смогут угодить Ему хорошим началом и прекрасными обещаниями; необходим плод. Наши мысли, слова и поступки должны соответствовать Евангелию, свету и любви.
3. Его разочарование в своих ожиданиях: и не нашел ни одного плода, совсем ничего, ни одной смоквы. Заметьте, как это прискорбно, когда многие, пользующиеся евангельскими привилегиями, не делают ничего для славы Божьей, не соответствуют тем целям, ради которых они были наделены этими привилегиями. Это приносит разочарование Богу и огорчение Духу Его благодати.
(1) Он жалуется на это виноградарю: вот, я прихожу искать плода, но разочарован, ибо не нахожу его, ищу ягод, но вот, они дикие. Он огорчен таким поколением.
(2) Его огорчение усугубляется двумя обстоятельствами:
[1] Тем, что он долго ждал плода, и однако был разочарован. Он не возносился высоко в своих ожиданиях, он ожидал только плода, немного плодов; кроме того, он не спешил, приходил в течение трех лет, год за годом. В применении к иудеям это означает, что первый раз Он приходил до их пленения, в другой раз — после него, а в третий раз — в период служения Иоанна Крестителя и Самого Христа. Или же здесь заключен намек на три года открытого служения Христа, которое теперь заканчивалось. В общем, эта притча учит нас тому, что многие, пользующиеся благами Евангелия и не приносящие плода, растягивают Божье терпение до долготерпения, злоупотребляют им и тем самым вынуждают Бога быть более суровым. Время, в течение которого Бог приходил к каждому из нас в поисках плода, уже не один раз превысило три года, но Он не находил ничего, или почти ничего, или нечто худшее, чем ничего!
[2] Эта смоковница не только не приносила плода, но приносила вред: она занимала землю занимала место плодоносного дерева и вредила всем окружающим ее деревьям. Заметьте: те, что не творят добра, обычно причиняют вред, оказывая влияние на других своим плохим примером; они смущают и огорчают хороших христиан, ободряют плохих и делают их еще хуже. Чем больше земли занимает это дерево, чем выше оно и чем обширнее его крона, чем оно старше, то есть больше времени стоит на земле, тем больший ущерб причиняет оно.
4. Приговор, вынесенный этой смоковнице: сруби ее. Он сказал это виноградарю, Христу, Кому отдан всякий суд, служителям которые Его именем объявляют этот приговор. Что еще можно предпринять в отношении бесплодных деревьев, кроме как срубить их? Как неплодоносящий виноградник лишается своего ограждения и оставляется открытым для всех (Ис 5:5−6), так бесплодные деревья в винограднике срубаются и уничтожаются, Ин 15:6. Они срубаются судами Божьими, особенно духовными, такими, каким подверглись неверующие иудеи Ис 6:9−10. Они срубаются смертью и бросаются в огонь преисподней, и этому есть веская причина — на что они и землю занимают? Почему они должны бесцельно занимать землю в винограднике?
5. Ходатайство виноградаря за эту смоковницу. Христос есть великий Ходатай, Он вечно жив, чтобы ходатайствовать за нас. Служители Божьи тоже являются ходатаями: кто ухаживает за виноградником, должен ходатайствовать за него. Мы должны молиться за тех, кому проповедуем, ибо мы должны посвятить себя слову Божию и молитве. Итак, заметьте:
(1) О чем Он молится; Он молится об отсрочке: Господин! оставь ее и на этот год. Он не молится: «Господин, не срубай ее никогда», но: «Господин! не сейчас. Не убирай виноградаря, не лишай дерево орошения и не срубай его». Заметьте:
[1] Бесплодному дереву желательно получить отсрочку. Некоторые еще не получили благодати для покаяния, однако это великая милость для них, что им дано время для покаяния, как древнему миру было отпущено 120 лет на примирение с Богом.
[2] Тем, что бесплодные деревья не сразу срубаются, мы обязаны Христу, великому Ходатаю. Если бы не ходатайство Христа, то весь мир был бы срублен, как только согрешил Адам. Но Он сказал: Господин, оставь ее и на этот год. Только Им все держится до сих пор.
[3] Эта притча вдохновляет нас молиться Богу о милостивой отсрочке для бесплодных смоковниц: «Господин, оставь их, продли еще немного их испытание, потерпи их еще недолго, продли Свою благость». Вот так мы должны стоять в проломе, отвращая гнев Божий.
[4] Отсрочка дается милостью Божьей только на время: оставь ее и на этот год; это небольшой, но достаточный для испытания срок. Когда Бог терпит долгое время, мы можем надеяться, что Он потерпит еще немного, но не следует ожидать, что Он будет терпеть нас всегда.
[5] По молитвам других могут быть получены отсрочки, но не прощение грехов; для получения прощения необходимы наша собственная вера, наше покаяние и наши молитвы, а иначе не будет прощения.
(2) Как виноградарь обещает использовать эту отсрочку, если получит ее: оставь ее на год, пока я окопаю ее и обложу навозом. Заметьте, что:
[1] В общем, наши молитвы всегда должны подкрепляться нашими стараниями, действиями. Можно представить, как виноградарь говорит: «Господин, может быть, я со своей стороны сделал недостаточно, для того чтобы она дала плод, но потерпи еще один год, и я постараюсь сделать больше, чем делал раньше, для ее плодоношения». Всякий раз, когда мы просим в своих молитвах о благодати Божьей, мы должны делать это со смиренной готовностью исполнить свой долг, так как иначе мы насмехаемся над Богом и обнаруживаем, как мало ценим те милости, о которых молимся.
[2] В частности, когда мы просим у Бога благодати для себя или для других, то должны сопровождать свои молитвы усердием в использовании средств благодати. Виноградарь обещает исполнить свою часть работы, и это учит служителей также выполнять свою часть. Он окопает смоковницу и обложит ее навозом. Бесплодных христиан сначала следует пробудить угрозами закона, который распахивает целину, а затем ободрить их обетованиями Евангелия, которые обогревают и питают душу, подобно тому как навоз питает и обогревает дерево. Оба метода должны быть испытаны; один готовит почву для другого, и ни один сам по себе недостаточен.
(3) На каком основании он делает эту отсрочку: «Испытаем ее еще, постараемся сделать для нее все, что сможем, в течение еще одного года, — не принесет ли плода, ст. 9. Есть вероятность, больше того, есть надежда, что она принесет плод». В надежде на это хозяин потерпит ее еще, а виноградарь еще потрудится над ней, и если будет достигнут желаемый успех, оба будут рады, что не срубили ее. Если она принесет плод, то будет основание для радости: мы имеем то, что хотели иметь. Заметьте: если бесплодные верующие покаются после своего долголетнего бесплодия, исправятся и будут впредь плодоносить, то все будет хорошо. Бог будет удовлетворен, ибо будет прославлен, руки служителей укрепятся, раскаявшиеся будут их радостью в настоящее время, а потом — их венцом. Более того, на небесах будет радость по этому поводу; земля уже не будет пустовать, но будет плодоносить, виноградник украсится, добрые деревья в нем станут лучше. Что касается самого дерева, ему тоже будет хорошо: оно не только не будет срублено, но получит благословение от Бога (Евр 6:7), оно будет очищено и принесет больше плода, ибо Отец есть его Виноградарь (Ин 15:2), и в конце концов оно будет пересажено из виноградника на земле в горние чертоги.
Но Он добавляет: если же нет, то в следующий год срубишь ее. Заметьте здесь:
[1] Хотя Бог терпит долго бесплодных исповедников, но не всегда будет терпеть их. Его терпенье кончится, и если им злоупотребляют, то оно сменится гневом, который никогда не кончится. Бесплодные деревья в конце концов обязательно будут срублены и брошены в огонь.
[2] Чем больше Бог ожидает, чем больше Он затрачивает на них, тем более ужасным будет их разрушение: быть срубленным после всего, после всех ожиданий, после всех обсуждений относительно их участи и всех забот о ней — весьма печально, и это усугубит их осуждение.
[3] Рубка бесплодных деревьев, хотя эта работа будет произведена, однако она не принесет удовлетворения Богу, ибо, как здесь замечено, хозяин говорит виноградарю: «Сруби ее, на что она занимает место». А виноградарь отвечает: «Нет, если ее в конце концов придется срубить, ты срубишь ее, моей руки не будет в этом деле».
[4] Те, кто ходатайствует за бесплодные деревья и трудится над ними, если они упорствуют в своем бесплодии, будут испытывать даже удовольствие, когда увидят, как они срубаются, и более не замолвят за них ни слова. Даже лучшие друзья их согласятся с праведным судом Божьим, больше того, они одобрят его и прославят Бога в день его исполнения, Откр 15:3−4.
Стихи 10−17. В этих стихах мы читаем:
I. О чудесном исцелении женщины, длительное время находившейся во власти духа немощи. Господь Иисус Христос проводил Свои субботы в синагоге, ст. 10. Мы тоже должны добросовестно посещать свои собрания, когда имеем для этого возможность, и не думать, что можем так же хорошо провести субботу дома за чтением полезной книги, ибо собрания верующих — это установление Божье, о чем мы должны свидетельствовать, хотя бы нас было только двое или трое. Когда Христос бывал в синагогах в субботние дни, Он учил там — ην διδάσκον. Это слово означает длительное действие: Он продолжал учить народ. Он пребывал в Своей стихии, когда учил. А для подтверждения проповедуемого Им учения, его достоверности, Он сотворил чудо, чудо милости.
1. Объектом милосердия в синагоге оказалась женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, ст. 11. Она страдала от немощи, которую навел на нее, по допущению Бога, злой дух, так, что была скорчена и не могла выпрямиться. Поскольку женщина уже долгое время находилась в таком состоянии, ее недуг считался неизлечимым. Она не могла стоять прямо, что считается честью для человека, возвышающей его над животными. Заметьте, что эта женщина пришла в субботу в синагогу, несмотря на свою немощь, которая сильно деформировала ее тело и унижала ее в глазах людей, а кроме того, каждое движение, как можно предположить причиняло ей боль.
Примечание. Даже телесные немощи, если только они не чрезмерно тяжкие, не должны отвлекать нас от общественного богослужения по субботним дням, ибо Господь силен помочь нам сверх нашего ожидания.
2. То, что исцеление было предложено тому, кто не искал его, свидетельствует о предупредительном характере милости и благодати Божьей: Иисус, увидев ее, подозвал, ст. 12. Невидно, чтобы она обращалась к Нему или ожидала от Него чего-то, но, прежде чем она обратилась к Нему, Он ответил ей. Она пришла к Нему, чтобы поучиться и получить пользу для своей души, и тогда Иисус исцелил ее от телесной немощи. Заметьте: те, кто в первую очередь и главным образом заботится о своей душе, содействуют тем самым подлинным интересам своего тела, ибо все остальное прилагается им. Христос в Своем Евангелии призывает и приглашает прийти к Нему за исцелением всех, страдающих от духовной немощи, а если Он зовет нас, то, несомненно, поможет нам, когда мы придем к Нему.
3. То, что исцеление совершилось немедленно и эффективно, свидетельствовало о Его всемогущей силе. Он возложил на нее руки и сказал: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. Хотя ты долго страдала, теперь, наконец, ты избавляешься от него». Пусть не отчаиваются те, чьи недуги застарели, кто страдает долгое время. Бог в конце концов может избавить их, поэтому, хотя Он и медлит, ждите Его. Хотя она находилась во власти духа немощи, злого духа, Христос обладал властью, превышающей власть сатаны, Он сильнее его. Хотя она не могла выпрямиться, Христос помог ей подняться и сделал ее способной стоять прямо. И вот она, скрюченная, тотчас выпрямилась, и так исполнилось Писание (Пс 115:8): Господь восставляет согбенных. Это исцеление представляет действие Христовой благодати в душах людей.
(1) В обращении грешников. Неосвященные сердца находятся во власти духа немощи, они скорчены, способности души нарушены, находятся в состоянии полного беспорядка, стремление к низменному скорчило их. O curvae in terram animae. Сами они никак не могут подняться к Богу и небесам, их души по своей природе склонны к совершенно противоположному. Такие скорченные души не ищут Христа, но Он Сам призывает их к Себе, возлагает на них Свою руку помощи и благодати, произносит исцеляющее слово, посредством которого освобождает их от духа немощи, выпрямляет их души, приводит их в порядок, возвышает их над мирскими заботами и направляет их помыслы и стремления к небу. Хотя человек не может выпрямить то, что Бог сделал кривым (Еккл 7:13), однако благодать Божья может выпрямить то, что грех человека сделал кривым.
(2) В утешении добрых людей. Многие из детей Божьих долго пребывают под властью духа немощи, духа рабства; из-за постоянных переживаний и страхов их души унывают и смущаются, они согбенны и совсем поникли, весь день ходят, сетуя, Пс 37:7. Но Христос, посредством Своего Духа усыновления, в свое время освобождает их от этой немощи и восставляет их.
4. Это исцеление произвело свое действие не только на тело, но и на душу женщины. Она прославила Бога, вознесла хвалу за свое исцеление Тому, Кому принадлежит вся слава. Когда искривленные души выпрямляются, они свидетельствуют об этом своим славословием Бога.
II. Раздражение, вызванное этим исцелением у начальника синагоги, как будто наш Господь Иисус совершил какое-то гнусное преступление, исцелив несчастную женщину. Он вознегодовал на то, что исцеление было совершено в субботний день, ст. 14. Можно было бы подумать, что это чудо должно было убедить его, а то обстоятельство, что совершено оно было в субботу, не могло послужить препятствием для этого. Но какой свет может сиять так ярко, так сильно, чтобы дух ханжества и враждебности к Христу и Его Евангелию не смог бы закрыть глаза людей от него. Никогда этой синагоге, начальником которой он был, не оказывалось такой чести, какую оказал ей Христос, и тем не менее он вознегодовал. Начальник не дерзнул спорить со Христом, но обратился к народу, оскорбляя Христа своими словами: есть шесть дней, в которые должно делать; в те дни и приходите исцеляться, а не в день субботний. Обратите внимание на то, как легко он рассуждает о чудесах Христа, как если бы они были обычным явлением, не более того, что ежедневно делали знахари и шарлатаны: «Можете приходить исцеляться в любой день недели». В его глазах исцеления Христа были обычным, заурядным делом. Обратите также внимание на то, как он расширяет смысл закона (или любого правильного толкования его), заявляя, что исцелять или исцеляться через прикосновение руки или произнесение слова является делом, которое запрещено в субботу. Это было явно Божие дело; разве Бог, освобождая нас от труда в этот день, освободил Себя? В еврейском языке одно и то же слово означает как благочестивый, так и милостивый, откуда следует, что дела милосердия и благотворительности равносильны делам благочестия (1Тим 5:4) и поэтому могут совершаться в субботние дни.
III. Христос оправдывает Себя в том, что Он сделал (ст. 15): Господь сказал ему в ответ (как Он прежде отвечал тем, кто так же придирался к Нему): лицемер!.. Христос, знающий сердца человеческие, может кого-то назвать лицемером, тогда как нам так называть его было бы самонадеянностью. Мы должны судить милостиво и можем судить только по внешности. Христос знал, что начальник синагоги питал настоящую вражду как к Нему лично, так и к Его Евангелию, но скрывал ее под маской лицемерной ревности о соблюдении субботы. Знал, что он, приказывая народу приходить исцеляться в течение шести дней, в действительности не хотел, чтобы они вообще исцелялись. Христос мог бы сказать ему об этом, но Он снисходит до рассуждения с ним по вопросу об исцелении в субботу.
1. Он апеллирует к обычной среди иудеев практике, никогда не запрещавшейся, к практике водопоя скота по субботним дням. Скот, который держали в хлеву, в субботу отвязывали и водили поить. Было бы жестоко не делать этого, ибо праведный печется и о жизни скота своего, своего собственного скота, работающего на него. Позволить скоту отдыхать в субботу, как повелевал закон, было бы хуже для него, чем работать, если при этом он должен был бы поститься, как скот ниневитян во время их поста, когда не дозволялось ни есть, ни пить воды, Иона 3:7.
2. Христос применяет это к данному случаю (ст. 16): «Должно ли проявлять сострадание к волу или ослу в день субботний, затрачивать каждую субботу так много времени и усилий на то, чтобы отвязать их от яслей и повести, может быть, очень далеко на водопой и обратно, и отказать в сострадании этой женщине, которая одним только прикосновением руки и словом освободилась от гораздо большей беды, чем та, которой подверглась бы скотина, если бы ее не напоили? Рассудите:
(1) Она дочь Авраама, родством с которым вы так гордитесь. Она сестра ваша, должна ли она лишаться той благосклонности, которую вы оказываете волу или ослу обходя в какой-то мере требования субботнего дня? Она дочь Авраамова и поэтому имеет право на благословения Мессии, на хлеб, принадлежащий детям.
(2) Она была связана сатаной. Ее беда — его рук дело, поэтому сокрушить его власть было не только актом милосердия в отношении этой женщины, но и делом благочестия по отношению к Богу.
(3) Она находилась в этом печальном состоянии вот уже восемнадцать лет, и поэтому теперь, когда представилась возможность для ее освобождения, его не следовало откладывать ни на один день, как того хотели вы, ибо любой из вас почел бы восемнадцатилетние мучения достаточно долгими».
IV. Различное впечатление, произведенное речью Иисуса на Его слушателей. Он уже достаточно сказал в доказательство того, что исцеление несчастной женщины в субботний день было не только законным, но необходимым и правильным делом, и поэтому оно было совершено публично, в синагоге, чтобы все могли быть свидетелями этого чуда. Теперь заметьте:
1. Как были посрамлены Его злобные гонители; и когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились, ст. 17; им пришлось замолчать, и они были раздражены этим, тем, что не находили ни единого слова в собственную защиту. Это был стыд, который производит не раскаяние, но, скорее, возмущение. Следует заметить, что все противники Христа, Его учения и Его чудес будут, рано или поздно, постыжены.
2. Каким это было подкреплением для веры Его друзей: весь народ, который лучше понимал все происходящее и судил более беспристрастно, чем их начальники, радовался о всех славных делах Его. Позор Его врагов был радостью для Его последователей, рост Его влияния раздражал одних и радовал других. Дела, совершаемые Христом были славными делами; все они были таковыми, и хотя они скрыты теперь, но могут вновь явиться, и мы должны радоваться им. Все, что чтит Христа, является утешением для христиан.
Стихи 18−22. Здесь говорится:
I. Об успехе Евангелия, предсказанном в двух притчах, которые мы уже рассматривали прежде, Мф 13:31−33. Царство Мессии есть Царство Божие, ибо оно содействует Его славе. Однако это Царство является тайной, и народ, в основном, находился в неведении и заблуждении относительно него. Когда мы хотим кому-то описать нечто, с чем он не знаком, то прибегаем обычно к аналогиям. «Этого человека вы не знаете, но я скажу вам, на кого он похож». Так поступает здесь и Христос, чтобы показать нам, чему подобно Царствие Божие, ст. 18. «Чему уподоблю Царствие Божие? (ст. 20). Это совершенно не то, что вы ожидаете, оно будет действовать и достигать своих целей совершенно иным образом.
1. Вы ожидаете, что оно явится величественным и сразу достигнет своего совершенства, но вы ошибаетесь: оно подобно зерну горчичному, крошечному предмету, занимающему мало места, невзрачному на вид и немного обещающему. Однако, будучи посеянным в подходящую почву, оно вырастает большим деревом» (ст. 19). Может быть, многие были предубеждены против Евангелия и не желали покориться ему, из-за того что его начало было таким незначительным. Они готовы были сказать о Христе: может ли этот человек спасти нас? — и о Его Евангелии: выйдет ли из этого что-нибудь? Чтобы устранить это предубеждение, Христос уверяет их в том, что хотя начало его столь незначительно, впоследствии оно сильно разрастется, так что многие придут к нему, прилетят на крыльях, прилетят подобно облаку, чтобы найти в его ветвях укрытие более надежное и приятное, чем в ветвях Навуходоносорова дерева, Дан 4:9.
2. «Вы ожидаете, что Царствие Божье будет прокладывать себе путь внешними средствами, покоряя народы и побеждая армии; нет, оно будет действовать подобно закваске, тихо и незаметно, без применения власти или насилия, cт. 21. Небольшая закваска заквашивает большую массу муки, так и благоухание Христова учения будет удивительным образом проникать в человеческую среду; в этом состоит его торжество, что благоухание познания о нем необъяснимым образом обнаруживается во всяком месте, там, где этого нельзя было и ожидать, 2Кор 2:14. Но ему требуется время для этого, подождите, пока проповедь Евангелия в мире принесет свои результаты, и тогда вы увидите, какие оно совершит чудеса, как изменит человеческие души. Постепенно все будет заквашено, все, что есть, подобно тому как закваска квасит всю муку, принимающую ее».
II. Далее сообщается о продвижении Христа к Иерусалиму: И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму, ст. 22. Здесь мы видим Христа странствующего, но странствующего в качестве проповедника, направляющегося в Иерусалим, на праздник обновления, который бывал зимою, когда путешествие было затруднительным и тем не менее Христос не хотел оставлять дело Своего Отца. Поэтому какой бы город или деревня ни встречались на Его пути, Он везде проповедовал, не только в городах, но и в деревнях. Куда бы Провидение ни приводило нас, мы должны стараться сделать всякое доброе дело, какое только можем.
Стихи 23−30. I. Вопрос, поставленный нашему Господу Иисусу. Кто задал этот вопрос друг или враг — не сказано, ибо Христос давал большую свободу всем, желающим задать Ему вопрос, и отвечал на мысли и намерения сердец. Вопрос состоял в следующем: неужели мало спасающихся? (ст. 23). Εἰ ὀλίγοι οἱ σῳζόμενοι — «Спасающихся мало? Учитель, я слышал, будто Ты так говорил, это правда?»
1. Вполне возможно, что это был лукавый вопрос, поставленный с целью искусить Христа, уловить Его и уменьшить Его авторитет. Если бы Христос ответил, что многие спасутся, то Его могли бы обвинить в излишнем послаблении, в том, что Он делает спасение слишком легким; а если бы Он ответил, что спасутся немногие, то Его обвинили бы в излишней требовательности и строгости. Иудейские книжники утверждали, что весь Израиль будет иметь место в будущем мире. Осмелится ли Он противоречить этому? Те, что обманывают развращенный народ, готовы делать его стандартом, чтобы по нему измерять все человеческие суждения; и ни в чем другом люди не обнаруживают такого невежества, предвзятости и пристрастия, как в суждениях о спасении других.
2. Возможно, этот вопрос был задан из простой любознательности; может быть, вопрошавший недавно рассуждал со своими товарищами по этому вопросу, и все они договорились обратиться с ним к Христу. Заметьте, как многих больше интересует, кто спасется и кто не спасется, чем то, что они должны делать, чтобы спастись. Часто спрашивают: «Может ли такой-то и такой-то спастись?» Хорошо, что мы можем спастись, не зная этого.
3. Может быть, вопрос этот был вызван удивлением. Этот человек заметил, каким строгим был закон Христа и каким плохим был мир, и, сопоставляя их между собой, восклицает: «Как мало спасающихся!» Заметьте: у нас есть все основания удивляться тому, как много людей слышат слово о спасении, но как мало тех, для кого оно действительно стало спасающим словом.
4. Может быть, этот вопрос исходил от пытливого ума: «Если так мало спасающихся, что же тогда? Как это отразится на мне?» Заметьте: великая истина о малом количестве спасаемых касается всех нас, мы должны серьезно отнестись к ней.
II. Ответ Христа на заданный вопрос указывает нам, какую пользу мы можем извлечь из этой истины. Спаситель не дает прямого ответа на него, ибо Он пришел, чтобы руководить совестью человека, а не удовлетворять его любопытство. Не спрашивай: «Многие ли спасутся?» Но, много ли, мало ли будет спасаемых, спроси себя: «Буду ли я среди них?» Не спрашивай: «Что будет с тем-то и тем-то, что должен делать тот-то?» — но: «Что мне делать, что станет со мною?» Итак, заметьте в ответе Христа следующее:
1. Воодушевляющий призыв и повеление: подвизайтесь войти сквозь тесные врата. Это повелевается не только тому, кто задавал вопрос, но всем, и нам в том числе, так как обращение стоит во множественном числе: подвизайтесь. Примечания.
(1) Все, кто хочет быть спасенным, должны войти сквозь тесные врата, должны пережить перемену всего существа своего, перемену, равнозначную рождению заново и должны подчиниться строгой дисциплине.
(2) Те, кто хочет пройти сквозь тесные врата, должны подвизаться войти в них. Попасть на небо нелегко, без больших стараний и усилий неба не достигнешь. Мы должны в своих молитвах бороться с Богом, как боролся Иаков, бороться против греха и сатаны. Мы должны подвизаться в каждом религиозном долге, бороться с собственным сердцем, αγωνιζεσθε — «пребудьте в борении, подвизайтесь, подобно бегущим на ристалище, чтобы получить награду, побуждайте и напрягайте себя до предела».
2. Несколько пробуждающих рассуждений для усиления этого увещания. О, если бы они пробудили и оживили всех нас! Эти рассуждения послужат ответом на вопрос: неужели мало спасающихся?
(1) Если вы подумаете о том, как много тех, кто, предпринимая некоторые усилия ради спасения души, все же погибают, потому что их усилия оказались недостаточны, то вы скажете, что мало спасающихся, и это обязывает нас подвизаться: многие поищут войти и не возмогут, они искали, но не подвизались.
Примечание. Причина по которой многие не достигают благодати и славы Божьей, состоит в том, что они лениво искали то, чего нельзя достигнуть без усиленного подвизания. У них благие стремления к блаженству и добрые понятия о святости, они предпринимают некоторые шаги к тому и другому. Но убеждения их слабы, они не ценят того, что знают и во что верят, поэтому желания их — холодны, усилия — вялы, и в их решениях нет ни силы, ни твердости; в результате они не достигают цели и лишаются награды, потому что не стремились вперед. Христос подтверждает это собственными словами: сказываю вам, а на слово Его мы можем полагаться, ибо Он знает как намерения Божьи, так и сердца сынов человеческих.
(2) Подумайте о том особом дне, который приближается, и о тех решениях, которые будут приняты, и вы скажете тогда, что мало спасающихся и мы должны подвизаться. Хозяин дома встанет и затворит двери, ст. 25. Христос — это Хозяин дома, Он замечает всех, кто часто посещает Его дом и служит там, Он осматривает приходящих и уходящих и тех, кто снова и снова проходит мимо. Сейчас, кажется, Он все допускает, но придет день, когда Он встанет и затворит двери. Что это за двери?
[1] Это двери разделения. Сейчас в храме Церкви существуют плотские верующие, поклоняющиеся во внешнем дворе, и духовные, которые поклоняются за завесой; двери между ними сейчас открыты, и они случайно соприкасаются друг с другом в одних и тех же внешних действиях. Но когда Хозяин дома встанет, дверь закроется между ними, чтобы исключить тех, кто находится во внешнем дворе, и отдать их на попирание язычникам, Откр 11:2. Для нечистых двери закроются, и им будет позволено оскверняться еще, чтобы сохранить находящихся внутри, чтобы святые могли еще освящаться. Дверь закроется, чтобы отделить драгоценное от ничтожного, чтобы грешники не стояли более в собрании праведных. Тогда вы снова увидите различие между ними.
[2] Это двери отвержения и исключения. Двери благодати и прощения стояли долго открытыми для них, но они не пожелали в них войти, не пожелали быть обязанными благоволению этих дверей, они надеялись достичь неба своими собственными заслугами, поэтому когда Хозяин дома встанет, то совершенно справедливо затворит двери перед ними; пусть они не надеются войти в них, но пусть предпринимают свои собственные средства. Так, когда Ной спасался в ковчеге, Бог затворил за ним дверь, чтобы исключить всех, кто при приближении потопа надеялся на свои собственные убежища.
(3) Подумайте, как много тех, которые были очень уверены в себе, что они будут спасены, но окажутся отвергнутыми в день суда, и тогда вы согласитесь, что мало спасающихся и что всем нам должно подвизаться. Заметьте:
[1] Как они были уверены в том, что их впустят, как далеко довели их надежды, до врат неба! Они стоят и стучат, стучат, как будто имеют право на это, стучат как принадлежащие к дому, говоря: «Господи! Господи! отвори нам, ибо мы думаем, что имеем полное право войти; прими нас в число спасенных, ибо мы причисляем себя к ним».
Примечание. Многих погубят необоснованные надежды на небо, в которых они никогда не сомневались и не ставили их под вопрос, и они думали, что находятся в хорошем состоянии, потому что никогда не сомневались в нем. Они взывают к Христу: Господи! — как если бы были Его слугами; больше того, они проявляют настойчивость, дважды обращаясь к Нему: Господи, Господи; они желают теперь войти в ту дверь, на которую прежде смотрели так легкомысленно, и хотели бы теперь быть вместе с серьезными христианами, которых раньше втайне презирали.
[2] На чем была основана суверенность? Посмотрим на их доводы, ст. 26.
Во-первых, они были приглашенными Христа, имели близкое общение с Ним и пользовались Его благоволением: мы ели и пили пред Тобою, за Твоим столом. Иуда ел хлеб со Христом опускал вместе с Ним руку в одно блюдо. Лицемеры, прикрываясь внешним исповеданием, принимали участие в Господней вечере и таким образом вкушали от хлеба детей, как если бы и сами были детьми.
Во-вторых они были слушателями Христа, получали от Него наставления и хорошо знали Его учение и закон: «И на улицах наших учил Ты — это особое благоволение, которое мало кто имел, и оно могло рассматриваться как залог особого благоволения и теперь, ибо неужели Ты, учивший нас, не спасешь нас?»
[3] Как эта уверенность подведет их, и все их доводы будут отвергнуты как пустые. Христос скажет им в ответ: «не знаю вас, откуда вы» (ст. 25). И снова: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы, отойдите от Меня...» (ст. 27). Он не отрицает, что сказанное ими справедливо, они действительно ели и пили пред Ним, доказательством этого является то, что именно тогда, когда они ели и пили с Ним, они подняли против Него свою пяту. Oн учил на их улицах, доказательством чего является то, что они пренебрегли Его наставлениями и не захотели покориться им. Поэтому:
Во-первых, он не признает их Своими: «Не знаю вас; вы не принадлежите к Моей семье». Господь знает Своих, но тех, кто не Его, Он не знает и не хочет иметь ничего общего с ними: «Я не знаю вас, откуда вы. Вы не Мои, вы не от вышних, вы не отрасли Моего дома, не ветви Моей лозы».
Во-вторых, Он изгонит их от Себя: отойдите от Меня. Быть отвергнутым Христом — это ад в аду, это главная часть несчастья осужденного. «Отойдите от Моей двери, здесь нет для вас ничего, ни капли воды».
В-третьих, Он дает им такое определение, которое послужило причиной их погибели: вы делатели неправды. Вот что привело их к гибели — под маской благочестия они сохраняли тайные притоны греха и служили диаволу в облачении служителей Христовых.
[4] Каким ужасным будет их наказание (ст. 28): там будет плач и скрежет зубов... то есть крайняя степень горя и негодования. Это будет вызвано и будет усугубляться созерцанием блаженства спасенных: увидите патриархов и пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Заметьте здесь:
Во-первых, что ветхозаветные святые находятся в Царствии Божьем; умершие прежде пришествия Мессии обрели Его благодать, ибо видели Его день на расстоянии, и это утешало их.
Во-вторых, что новозаветные грешники будут изгнаны из Царства Божьего. Это означает, что они будут стараться войти и будут претендовать на то, чтобы их впустили, но тщетно, их прогонят с позором, как не имеющих части, или удела, в этом наследии.
В-третьих, что вид славы святых усугубит несчастье грешников. Они будут так ясно видеть Царствие Божье, что увидят в нем пророков, которых ненавидели и презирали, увидят и себя изгоняемыми вон, хотя были так уверены в себе. Вот что заставит их скрежетать зубами, Пс 111:10.
(4) Подумайте о тех, кто, невзирая на все это, будет в числе спасенных: и придут с востока и запада... И вот последние... будут первыми, ст. 29−30.
[1] Из сказанного Христом следует, что не многие спасутся из тех, о ком мы думали, что их спасение наиболее вероятно. Однако не говорите, что Евангелие тщетно проповедовалось, ибо, хотя Израиль не будет собран, Христос все-таки прославится. Со всех концов языческого мира придет множество людей, которые будут допущены в царство благодати здесь, на земле, и в царство славы — в потустороннем мире. Таким образом, придя на небо, мы встретим очень многих, которых не рассчитывали там увидеть, и не обнаружим многих, которых наверняка ожидали найти там.
[2] В Царствии Божьем возлягут те, кто прилагал усилия, чтобы достичь его, ибо они шли издалека — от востока и запада, от севера и юга; они прошли через разные климатические зоны, преодолели множество трудностей и препятствий. Отсюда следует, что желающие войти в Царствие Божье должны подвизаться, как царица Савская, пришедшая от пределов земли послушать мудрости Соломоновой. Те, кто сейчас странствует, служа Богу и религии, вскоре возлягут и отдохнут в Царствии Божием.
[3] Многие, кто стоял близко к небу, не войдут в него, а другие, кто, казалось бы, был далеко позади и совершенно сбился с пути, обретут его и получат награду; это обязывает нас к тому, чтобы подвизаться войти. Пусть энергия и решительность язычников возбудят в нас святую ревность, как того желал иудеям апостол Павел, Рим 11:14. Неужели меня опередит мой сын? Неужели я, будучи первым, ближайшим к небу, не войду в него, в то время как другие, имевшие меньше шансов, войдут? Если неба можно достичь подвизаясь, то почему бы мне не подвизаться?
Стихи 31−35. I. Христа предупреждают об опасности, угрожавшей Ему со стороны Ирода, поскольку Он был теперь в Галилее, находившейся под его юрисдикцией (ст. 31): Некоторые из фарисеев (ибо и там были представители этой секты, рассеянной по всей стране) пришли к Христу, изображая из себя друзей, заботящихся о Его безопасности, и сказали Ему: «Выйди из этой страны удались отсюда, иначе Ирод убьет Тебя, как он убил Иоанна». Некоторые предполагают, что эти фарисеи не имели вовсе никакого основания для этого, что Ирод ни слова не говорил об этом, что они сочинили эту ложь с целью выгнать Его из Галилеи, где Он имел огромное и все растущее влияние, и заставить идти в Иудею, где, как им было хорошо известно, действительно были те, кто искал Его убить. Но так как ответ Христа был адресован непосредственно Ироду, то, вероятно, фарисеи имели основание так говорить, Ирод был действительно разъярен на Христа и злоумышлял против Него за Его похвальный отзыв об Иоанне Крестителе и учении о покаянии, которое проповедовал Иоанн. Ирод хотел изгнать Христа из своих пределов, но, не осмеливаясь убить Его, он надеялся таким угрожающим извещением спугнуть Его.
II. Пренебрежение Христа яростью Ирода и фарисеев тоже: Пойдите, скажите этой лисице, ст. 32. Называя его лисицей, Христос дает ему верную оценку, ибо Ирод был хитрым, как лисица, был известен своим коварством, вероломством и подлостью и (как говорят о лисице) грабил далеко за пределами своего логова. И хотя это была черная, безобразная характеристика, ничего неприличного для Христа не было в том, что Он дал ее Ироду, и не было в этом никакого нарушения закона запрещающего злословить правителей. Христос был пророком, а пророки всегда пользовались свободой обличать царей и высокопоставленных лиц. Кроме того, Христос был более чем пророк, Он был царем, Царем царей, и самые великие из людей были подотчетны Ему, поэтому Ему вполне приличествовало назвать этого гордого царя его истинным именем; но это не является примером для нас. «Пойдите и скажите той лисице, а также этой лисице (ибо так написано в оригинале: τῇ ἀλώπεκι ταύτῃ); тому фарисею, кто бы он ни был, который шепчет Мне это на ухо, — пусть он знает, что Я не боюсь его, не обращаю внимания на его угрозы. Ибо:
1. Я знаю, что Я должен умереть, и должен умереть вскоре; Я жду этого и считаю, что это будет на третий день, то есть очень скоро; Мой час близок». Заметьте: нам легко будет преодолеть страх перед смертью и перед теми, кто имеет власть предать нас ей, если мы сблизимся со смертью, будем ожидать ее, думать о ней, видеть, что она стоит у наших дверей. «Если даже Ирод Меня и убьет, он не удивит Меня».
2. «Я знаю, что смерть не только не причинит Мне вреда, но возвеличит Меня, поэтому скажите ему, что Я не боюсь его. Когда Я умру, Я кончу. Я закончу самую трудную часть Своего труда, Я исполню Свое дело; τελειοῦμαι — Я буду посвящен». О Христе сказано, что умирая, Он посвятил Себя; Он посвятил Себя на Свое служение первосвященника, пришед со Своею собственной кровью.
3. «Я знаю, что ни он и никто другой не может убить Меня, пока Я не завершу Своего дела. Идите и скажите Ему, что его бессильный гнев ничего не значит для Меня. Я буду изгонять бесов и совершать исцеления сегодня и завтра», то есть «теперь и еще некоторое время, невзирая на него и на все его угрозы. Мне должно ходить, и Я должен продолжить Мое намеченное путешествие, и он не в силах препятствовать Мне. Я должен продолжать проповедовать и исцелять, сегодня, завтра и в последующий день». Заметьте: хорошо, когда мы смотрим на отведенное нам время как на краткое, самое большее, как на два или три дня, ибо это побудит нас не откладывать на завтра то, что должно быть сделано сегодня. И как утешительно для нас сознавать, что наши враги, со всей их силой и злобой, не имеют власти убрать нас, пока у Бога есть дело для нас. Свидетелей не убивали до тех пор, пока они не закончили своего свидетельства.
4. «Я знаю, что Ирод не может причинить Мне никакого вреда не только потому, что время Мое еще не пришло, но и потому, что местом, предназначенным для Моей смерти, является Иерусалим, который находится вне его юрисдикции: не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима, то есть в каком-то другом месте». Если истинного пророка предавали смерти, то его преследовали как лжепророка. Испытывать же и судить пророков не мог никто, кроме синедриона, который всегда заседал в Иерусалиме. В делах такого рода низшие суды были некомпетентны, поэтому если пророка предавали смерти, то это осуществлялось в Иерусалиме.
III. Плач Иисуса об Иерусалиме и провозглашение гнева, грядущего на него, ст. 34−35. Мы читали об этом в Мф 23:37−39. Возможно, это не было сказано теперь, когда Христос находился в Галилее, но евангелист, не намереваясь записывать эти слова в соответствующем месте, вставляет их здесь в связи с упоминанием Христа о том, что Он будет предан смерти в Иерусалиме.
Заметьте:
1. Нечестие как отдельных лиц, так и целых городов, исповедующих более, чем другие, свою веру в Бога и близость к Нему, особенно возбуждает гнев Господа Иисуса и огорчает Его. С каким чувством Он говорит о грехе и гибели этого святого города! Иерусалим, Иерусалим!
2. Если располагающие обилием внешних средств благодати не получают пользы от них, то они часто настраиваются враждебно против них. Те, что не желали слушать пророков и не принимали посланных к ним Богом, убивали их и побивали камнями. Если плотская природа человека не побеждается, то она восстает против.
3. Иисус Христос изъявляет готовность и желание принимать заблудшие души, приходящие к Нему, и брать их под Свою защиту: Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как курица собирает своих цыплят под крылья свои, с такой же заботой и нежностью!
4. Причина, почему грешники остаются без защиты и попечения Господа Иисуса, какие имеют цыплята под крыльями курицы, заключается в их собственном нежелании: Я хотел, Я часто хотел, а вы не захотели. Расположение Христа усугубляет вину нерасположения грешников и оставляет их кровь на их собственных головах.
5. Дом, покидаемый Христом, оставляется пуст. Храм, хотя и богато украшенный и часто посещаемый, опустеет, если Христос покидает его. Он оставляет его им; они сделали из него идола — так пусть берут его себе и делают с ним, что хотят, Христа это больше не волнует.
6. Христос совершенно справедливо удаляется от тех, кто удаляет Его от себя. Они не хотели, чтобы Он собрал их, и поэтому, говорит Он: «Вы не увидите Меня, вы не услышите Меня более», как Моисей сказал фараону, покидая его, Исх 10:28−29.
7. В день великого суда неверующие убедятся в том, в чем сегодня они не хотят убеждаться: «Тогда вы скажете: «Благословен Грядый во имя Господне!» — то есть вы будете рады оказаться среди говорящих так, вы не увидите во Мне Мессию до тех пор, пока не будет слишком поздно».
толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 13 глава