В данной главе продолжается возвещение судов Божьих (причем не менее ужасных), которые стремительно и с силой обрушатся на иудейский народ, чтобы совершенно погубить его; ибо если Бог судит, то Он победит.
(I) Разрушение Иудеи и Иерусалима представлено здесь знамением волос, которые надлежало состричь, сжечь и развеять (ст. 1−4).
(II) Толкование данного знамения применительно к Иерусалиму.
1. Иерусалим обвиняется в грехе, который послужил причиной данного разрушения и заключался в презрении к Божьему закону (ст. 5−7) и в осквернении Божьего святилища (ст. 11).
2. Ему угрожают гневом, великим гневом (ст. 8−10), и разнообразными несчастьями (ст. 12,16−17), которые станут для народа позором и крахом (ст. 13−15).
Стихи 1−4. Здесь мы узнаем о знамении, посредством которого предсказывается полное разрушение Иерусалима, причем, как и раньше, в качестве знамения выступает сам пророк, чтобы народ увидел, как сильно он переживает и заинтересован в деле Иерусалима, как близко принимает его к сердцу, даже когда предсказывает разрушение города. Иезекииль так усердно заботился об этом, что воспринимал случившееся с городом, как если бы это было с ним самим — так далек он от желания, чтобы настал этот горестный день.
I. Иезекииль должен сбрить волосы с головы и бороду (ст. 1), что символизировало полное отвержение Богом этого народа, оставленного Господом, как род бесполезный и недостойный, без которого вполне можно обойтись, более того, расстаться с которым было бы к чести Господа. Судами и орудиями, которыми воспользовался Бог, чтобы отсечь народ от Себя, стали острый нож и бритва — самые подходящие инструменты для исполнения задуманного. Иерусалим, который ранее был головой, теперь, деградировав, стал как волосы, которые, когда они вырастают густыми и длинными, становятся бременем, от которого человек желает избавиться, как Бог — от грешников на Сионе. О, удовлетворю Я Себя над противниками Моими (Ис 1:24). Иезекииль должен не только остричь лишние волосы, но сбрить все полностью, что символизирует полный конец, который Бог положит Иерусалиму. Волосы, которые не пожелали подвергаться аккуратному подравниванию и содержанию в чистоте посредством увещеваний пророков, подлежат сбриванию наголо посредством полного разрушения. Кто не желает преобразовываться, того ждет погибель.
II. Пророк должен взвесить волосы и разделить на три части. Это символизирует строгое соответствие Божьих судов принципу справедливости (согласно которому люди и их дела будут взвешены на непогрешимых весах истины и праведности) и соразмерности, которую будет соблюдать Божье правосудие, наказывая одних одним судом, а других — другим; так или иначе оба принципа будут удовлетворены. Существует мнение, что сбривание волос означает потерю народом свободы и чести, ибо это считалось меткой бесславия — подобным образом Аннан опозорил послов Давида. Это также символизирует лишение радости, потому что волосы на голове сбривали в случае большого траура; и я бы добавил лишение признаков назорейства, потому что сбривание волос на голове означало конец обета (Чис 6:18); и отныне Иерусалим уже не считался святым городом.
III. Пророку надлежит распорядиться своими волосами так, чтобы все они были или уничтожены, или развеяны (ст. 2).
1. Одну третью часть надлежит сжечь огнем посреди города, что символизировало множество людей, умерших от голода и чумы и, возможно, многих погибших во время большого пожара в городе, когда исполнятся дни осады. Либо же сожжение этого славного города дотла вполне могло считаться третьей частью грозящего ему разрушения.
2. Вторую треть надлежало изрубить ножом, что символизировало множество людей, павших во время осады от меча, когда они делали вылазки и нападали на осаждавших, особенно когда город оказался во власти бури и халдеев охватила сильнейшая ярость, тогда как иудеи были наиболее уязвимы.
3. Третью треть надлежало развеять по ветру, ибо она символизировала людей, переселенных в землю завоевателя и сбежавших в соседние страны в поисках пристанища; именно так они и спешили: одни в одну сторону, другие — в другую, словно распущенные волосы на ветру. Но, чтобы они не думали, что подобное рассеяние спасет их от беды, Бог добавляет: а Я обнажу меч вслед за ними, так что, куда бы они ни отправились, везде их будет преследовать зло. Следует заметить, что в распоряжении Бога есть разнообразные суды, чтобы погубить грешный народ и довести начатое до конца.
IV. Пророку надлежит сохранить немного волос из третьей трети, которой предстояло быть развеянной по ветру, и завязать их у себя в полы, как нечто памятное, которое завязавший намерен бережно хранить (ст. 3). Возможно, это символизировало ничтожное число людей, оставленных под началом Годолии, который, как надеялись, сохранит владение землей, пока основная часть народа отправилась в плен. Таким образом, Бог желает добра им, когда они желают добра себе. Но и этот небольшой резерв надлежит взять и бросить в огонь (ст. 4). Когда Годолию и его друзей убили, люди, вверившие себя его защите, разбежались: одни отправились в Египет, других забрали халдеи, и вскоре на земле не осталось совсем никого из них. И тогда все свершилось, ибо из сжигаемого вышел огонь на весь дом Израилев, жители которого, подобно топливу для огня, горели и сжигали друг друга. Следует заметить: плохи дела народа, если гнев обрушивается на людей, которые, казалось, были сохранены как памятники милости, ибо тогда нет места ни остатку, ни спасению; никого не оставили и не уберегли.
Стихи 5−17. Здесь приводится объяснение прозвучавшего выше сравнения: это Иерусалим! Так, на языке Писания — вполне обычное явление называть своим именем то, что символизировало знамение, например, когда Христос сказал: сие есть Тело Мое. Голова пророка, которую предстояло обрить, символизировала Иерусалим, подлежащий, в соответствии с Божьими судами, лишению всех своих украшений и опустошению от всех своих жителей, чтобы остался нагим и непокрытым, обритым нанятой бритвой (Ис 7:20). Голова человека, который был священником, пророком и святой личностью, более всего походила, чтобы символизировать Иерусалим, святой город. Итак, данные стихи повествуют в основном о том, с чем мы уже неоднократно сталкивались и еще не раз встретимся в писаниях пророков.
Здесь же сообщается:
I. О привилегиях, которых удостоился Иерусалим: Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли (ст. 5), причем народов знаменитых и весьма достойных. Иерусалим находился не в каком-то отдаленном и забытом уголке земли, вдали от соседей, но среди густонаселенных, культурных и цивилизованных государств, славившихся своей образованностью, искусством, наукой и имевших тогда огромное влияние в мире. Но по-видимому, за этими словами стоит нечто большее.
1. Иерусалим удостоился более высокой чести и положения по сравнению с соседними народами и их городами. Он располагался среди них, превосходя всех. Эта святая гора возвысилась над холмами (Ис 2:2). Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать? (Пс 67:17). Иерусалим был городом, располагавшимся на холме, приметным и великолепным, на который взирали все соседние народы, одни доброжелательно, другие враждебно.
2. Предназначение Иерусалима заключалось в оказании благотворного влияния на народы и земли вокруг него, поэтому он и был поставлен среди них, чтобы, подобно свече в светильнике, распространять свет Божьего откровения, которым Иерусалим был благословлен, во все темные углы соседних стран и чтобы оттуда свет распространялся еще дальше, даже до края земли. Иерусалим поставлен среди народов, чтобы быть как сердце в теле, оживляя этот мертвый мир Божьей жизнью, а также освещая этот темный мир Божьим светом, являя добрый пример во всем. Народы, заметившие, какие превосходные постановления и уставы были у сынов Израилевых, приходили к выводу, что этот народ есть народ мудрый и разумный (Втор 4:6), к словам которого стоит прислушиваться, как это было во времена Соломона (3Цар 4:34). И если бы иудеи сохранили такую репутацию и правильно ею пользовались, то каким бы благословением стал Иерусалим для всех окружающих народов! Но поскольку им это не удалось, то осуществление данного намерения было припасено на последние дни города, когда от Сиона выйдет евангельский закон и слово Господне — из Иерусалима, где начнется проповедь о покаянии и прощении и откуда проповедники пойдут ко всем народам. И после того как это свершилось, Иерусалим сравнялся с землей. Следует заметить: когда места и люди становятся великими, то это делается с той целью, чтобы они несли добро и благотворно влияли на окружающих, чтобы свет их светил перед людьми.
II. О провокациях, в которых был виновен Иерусалим. Этому городу здесь предъявлено очень серьезное обвинение, которое безоговорочно доказывается, что служит достаточным основанием для оправдания Бога в том, что Он лишает Иерусалим привилегий и приводит в исполнение приговор военного суда.
1. Он по уставам Его не поступал и постановлений Его не соблюдал (ст. 7); более того, жители Иерусалима отвергли постановления и уставы Господа (ст. 6); они не исполняли свой долг, мало того, не желали исполнять и заявляли об этом. Уставы и постановления, которыми восхищались их соседи, они презирали, и то, что им надлежало поставить перед собой, они отбросили назад. Следует заметить: презрение к Божьему Слову и к Божьему закону открывает двери беззакониям всякого рода. Божьи уставы являются условиями, на которых Бог имеет дело с людьми; кто отказывается от Его условий, тот не может рассчитывать на Его благосклонность.
2. Иерусалим превратил Божьи постановления в нечестие (англ. пер., ст. 6), причем в наихудшем его проявлении, ибо люди не только нарушали Божьи законы, но и извратили их настолько, что те служили оправданием и прикрытием нечестия. Вместо Божьих постановлений иудеи ввели омерзительные обряды и обычаи язычников — таким образом они заменили истину Божию ложью (Рим 1:25), и слава Господа была в поругании (Пс 4:3). Следует заметить: если люди, будучи правильно воспитаны, ведут нечестивую жизнь, то они бросают самый дерзкий из всех вообразимых вызов Богу, как будто бы Он Сам является покровителем греха, а Его постановления превращены в нечестие.
3. Иерусалим вел себя хуже, чем соседние народы, добрым примером которым ему следовало бы служить: он поступил против постановлений Господа (совершая идолопоклонство и лжепоклонение) нечестивее язычников (ст. 6), и умножили беззакония свои (то есть увеличили количество идолов и алтарей, богов и храмов, а не то, что способствовало бы их похвале) более, нежели язычники, которые вокруг них. Есть только Бог Израиля, только Его имя и только Его жертвенник. Они же не довольствовались одним Богом и умножили себе богов до такой степени, что, сколько у них было городов, столько было и богов, и жертвенники их стояли как груды камней на межах поля. Так что они превзошли всех своих соседей, имея много богов и господ много. Они извратили открытую им свыше религию больше, нежели язычники — природную религию. Следует заметить: если получившие благочестивое воспитание и исповедовавшие религию отступают от нее, то они обычно становятся более порочными и нечестивыми, чем люди, никогда не исповедовавшие религии; отступники обрели семь других духов злейших.
4. Иерусалим даже не поступал и по постановлениям язычников (ст. 7). Израиль вел себя по отношению к своему Богу не так, как язычники поступали по отношению к своим, хотя те были лжебогами. Израильтяне не проявляли к Господу должного внимания и верности. Переменил ли какой народ богов своих (Иер 2:11), пренебрег ли ими, как они? Или же это может иметь отношение к нравственности иудеев: вместо того чтобы повлиять на преобразование соседей, они оказались хуже их. И многие из необрезанных соблюдали постановления закона лучше, чем обрезанные (Рим 2:26−27). Имевшие свет Писания не поступали по постановлениям многих имевших лишь свет природы. Следует заметить: среди называемых христианами есть такие, осуждением которым в день великий послужит добрый нрав и лучший образ жизни благоразумных язычников.
5. В особенности же Иерусалиму вменяется грех осквернения святынь, которые ему вверены и благодаря которым он был удостоен особой чести: ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими (ст. 11), идолами и идолопоклонством. Образы мнимых богов и деревья, посаженные в их честь, приносились в храм; кроме того, в поклонение Богу были привнесены обряды, бытовавшие у язычников. Таким образом было осквернено все святое. Следует заметить: идолы отвратительны в любом месте, но более всего — в святилище.
III. О наказаниях, которым подвергнется Иерусалим за свои провокации: разве Бог не посетит их за это? Несомненно, посетит. Содержание приговора, вынесенного здесь Иерусалиму, весьма ужасно; еще сильнее впечатляют слова, которыми он описан; суды разнообразны, и угрозы о них разнообразны, они неоднократно повторяются и внушаются, чтобы каждый мог сказать: кто устоит пред лицем Господа во время гнева Его?
1. Бог возьмет дело наказания Иерусалима в Свои руки; и кто знает силу гнева Его и как страшно впасть в руки Бога живого? Обратите внимание, какое сильное ударение поставлено на этом: Я против тебя, Я Сам (ст. 8). Прежде Бог стоял за Иерусалим, защищая и спасая его; в какой же плачевной ситуации оказался город, когда Господь стал его врагом и борется с ним! Если Бог будет против нас, то все творение объявит нам войну, и на нашей стороне не окажется никого, кто смог бы помочь: «Вы думаете, что против вас выступила только армия халдеев? Но они — всего лишь Божья рука, вернее, жезл в руке Господа. Именно Я выступил против тебя, Я Сам, причем не только чтобы обличать тебя посредством пророков, но и действовать против тебя посредством провидения. Я произведу над тобою суд (ст. 10), среди тебя (ст. 8), не только на окраинах, но и в сердце города, не только на границах, но и внутри страны». Следует заметить: кто не желает соблюдать суды Божьих уст, тому не избежать судов от Его руки. И Божьи суды, когда они придут с поручением, то проникнут в гущу людей, войдут в душу, войдут, как вода, во внутренность и, как елей, в кости. Я Сам произведу... суд. Следует заметить: Бог сам принимается вершить Свои суды, согласно их истинному и совершенному намерению; какими бы ни были орудия, главная действующая сила — Он.
2. Причина этих наказаний — недовольство Господа. Что касается народа в целом, то его постигнет отнюдь не исправление с любовью, но Господь произведет над ним суд во гневе и ярости, и в яростных казнях (ст. 15); странно слышать такие слова от Бога, говорившего: «Гнева нет во Мне» и заявлявшего о Себе как о благом и милосердном, медленном на гнев. Но данные наказания предназначены, чтобы показать пагубность греха и оскорбление, которое он наносит святому Богу. Должно быть, имело место нечто весьма порочное, чтобы возбудить в Господе такую обиду (причем против Его собственного народа, который некогда располагал большой благосклонностью с Его стороны) и побудить Бога с удовлетворением произнести такие слова: «И совершится теперь гнев Мой (который Я долго сдерживал), и утолю ярость Мою над ними; она не только на них прольется, но и на них останется и наполнит их, как сосуды гнева, которые их собственное нечестие подготовило к погибели; и поскольку таким образом требования справедливости будут удовлетворены, то и Я удовлетворюсь и буду вполне доволен тем, что сделал» (ст. 13). Когда люди бесчестят Бога своими грехами, то говорится, что Он раздражаем (Пс 94:10); таким же образом, когда Богу принесет честь их погибель, говорится, что Он удовлетворится. Состязание между милостью и судом завершено, и в данном случае суд торжествует, действительно торжествует; ибо милостью столь долго злоупотребляли, и теперь она молчит и уступила, ей нечего больше сказать в защиту такого неблагодарного и неисправимого народа: не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя (ст. 11). Божье сострадание оттягивает наказание или смягчает его либо поддерживает страждущих и сокращает страдание; но здесь идет речь о суде без милости, о гневе без всякой примеси жалости. Данные слова звучат столь резко и напряженно, возможно, с целью напомнить и о более отдаленных событиях — о возмездии вечного огня, прообразом которого служили некоторые казни, о которых мы читаем в Ветхом Завете, в частности разрушение Иерусалима. Ибо, несомненно, где еще по эту сторону ада прозвучавшие здесь слова исполнятся с такой точностью: «...не пожалеет око Мое, но утолю ярость Мою»? Следует заметить: кто живет и умирает без покаяния, тот навеки погибнет без жалости; грядет день, когда Бог не пожалеет.
3. Наказания будут публичными и открытыми: произведу среди тебя суд перед глазами язычников (ст. 8); сами суды будут такими заметными, что все народы, дальние и ближние, обратят на них внимание; они станут предметом разговоров в этой части мира, тем более что место и народ, над которыми суды свершились, весьма приметны. Следует заметить: публичные грехи требуют публичного обличения (согрешающих обличай перед всеми), равно как и (если обличения не подействуют) публичных судов. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других (Иов 34:26), чтобы сохранить и отстоять честь Своего правления, ибо, как рассуждает на эту тему Гроций: почему Он должен терпеть, когда говорят: «Смотрите, какую нечестивую жизнь ведут называющие себя поклонниками единственного истинного Бога!»
И если публичность судов будет способствовать чести Господа, то она также послужит, чтобы:
(1) Усугубить наказание, сделать его более тяжким. Иерусалим, сделавшись пустынею, станет и поруганием среди народов, которые вокруг него, перед глазами всякого мимоходящего (ст. 14). Чем знаменитее и своеобразнее кто-либо был в период своего процветания, тем больший позор сопутствует его падению; так было и в случае Иерусалима. Поскольку этот город был славою на земле, постольку теперь он стал посмеянием и поруганием (ст. 15). Об этом, более нежели о чем-либо другом, его предупреждали еще на рассвете его славы (3Цар 9:8) и плакали об этом более, нежели о чем-либо другом, когда город оказался повергнутым в прах (Плач 2:15).
(2) Научить народы трепетать перед Богом Израилевым, когда они увидят, какой Он ревнивый Бог и как сурово наказывает грех, даже если речь идет о самых близких Ему людях: будешь примером и ужасом у народов (ст. 15). Иерусалиму следовало научить соседей бояться Бога, являя пример добродетели и благочестия, но поскольку он этого не сделал, то Бог научит соседние народы, разрушив Иерусалим; ибо у них появится основание сказать: если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Если суд начинается с дома Божия, то где он закончится? Если так строго наказываются имевшие среди себя несколько идолопоклонников, то какое наказание ждет нас, среди которых все идолопоклонники? Следует заметить: гибель одних предназначена в наставление другим. Злодеи наказываются публично in terrorem — чтобы другим неповадно было.
4. Эти наказания по своему характеру будут весьма суровыми и мучительными.
(1) Они не имеют ни прецедентов, ни аналогий. Поскольку грехи этого города превзошли по своей дерзости грехи других, то и свершившиеся над ним суды должны быть необычными: «И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал тебе прежде, хотя ты давно заслуживаешь этого; более того, чего я никогда не делал какому-либо другому городу» (ст. 9). О данном наказании Иерусалима сказано, что оно превышает казнь за грехи Содома (Плач 4:6), которая была более мучительной, чем все предшествовавшие ей; мало того, речь идет о том, «чему подобного впредь не буду делать»; никакие сопутствующие данному наказанию обстоятельства не повторятся с каким-либо другим городом до тех пор, пока подобное не свершится снова с Иерусалимом, когда его окончательно низвергнут римляне. Эта риторическая фраза, относящаяся к самому мучительному суду, напоминает выражение о характере Езекии: такого, как он, не бывало... и после него, и прежде него.
(2) Наказание будет таково, что оно заставит людей разорвать сильнейшие узы естественных чувств друг к другу, что послужит справедливым наказанием за своевольный разрыв уз долга перед Богом: отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих (ст. 10) по причине чрезвычайно сильного голода, либо же их заставят это делать жестокие завоеватели.
(3) Будет иметь место целая совокупность судов, каждый из которых сам по себе является ужасным и опустошительным, а что же будет, когда они разразятся все вместе? Жизнь одних унесет язва (ст. 12); язва... пройдет по тебе (ст. 17), сметая всех на своем пути, подобно ангелу-губителю; другие погибнут от голода, они будут чахнуть постепенно, как больные чахоткой (ст. 12); на этом делается ударение еще раз: пошлю на них лютые стрелы голода (ст. 16); голод сделает людей изможденными и пронзит в самое сердце, как если бы в жителей города были выпущены стрелы, лютые стрелы с ядовитыми наконечниками. В колчане у Бога много стрел, лютых стрел; когда одни будут израсходованы, еще больше найдется в запасе. И усилю голод между вами. Голод в стране, пострадавшей от бедствия, может ослабнуть с приходом весны и появлением плодов; голод же в осажденном городе будет, несомненно, усиливаться; однако Бог говорит об этом как о Своем действии: «Я усилю голод... и сокрушу хлебную опору у вас, отниму у вас все необходимое продовольствие, разочарую вас в том, на что вы полагались, поэтому иного выхода нет — вам придется пасть наземь». Жизнь — вещь хрупкая и скоротечная, она полна тягот, и, если у нас нет опоры в виде хлеба насущного, она угаснет, равно как и быстро сойдет на нет, если опора сокрушится. Иные падут от меча в окрестностях Иерусалима, когда будут делать вылазки против осаждающих; речь идет о мече, который наведет Бог (ст. 17). Меч Господа, который раньше, бывало, обнажался для защиты Иерусалима, теперь обнажится для его уничтожения. Иных съедят лютые звери, которые станут охотиться на людей, бегущих в поисках пристанища в пустыню и горы. Они найдут погибель там, где рассчитывали на приют, ибо от судов Господа скрыться невозможно (ст. 17). И наконец, сбежавшие будут развеяны по всем частям света, по всем ветрам (так об этом говорится, ст. 10,12), что подразумевает: они не просто разбредутся, но будут спешить, гонимые и бросаемые туда-сюда, как прах, возметаемый ветром. Даже Каиново проклятие (быть изгнанником и скитальцем) не является наихудшим по сравнению с участью жителей Иерусалима, потому что их полную тревог жизнь прервет насильственная смерть: «И обнажу меч вслед за ними, который будет преследовать их, куда бы ни шли». Нечестивые будут преисполнены зол; и проклятие настигнет и обрушится на них.
5. Эти наказания приведут иудеев к постепенному краху. Они будут умалены (ст. 11); их силы и славы становится все меньше и меньше. Они будут терпеть лишения (англ. пер., ст. 17), утратив все, что было предметом их радости и уверенности. Бог намеренно наведет эти суды, чтобы погубить их (ст. 16). Стрелы будут выпущены не для указания направления (как это делал Ионафан), а на погибель, потому что Бог желает совершить над ними ярость Свою (ст. 13); день Божьего терпения прошел, и крах неизбежен. И хотя данному пророчеству в этот раз предстояло исполниться быстро — в разрушении Иерусалима халдеями, тем не менее, поскольку палачи здесь не названы, а только преступник (это Иерусалим), то мы можем предположить, что речь идет о более отдаленном событии — об окончательном разрушении этого великого города римлянами, когда Бог покончил с иудейским народом и утолил ярость Свою над ними.
6. Все это зиждется на Божьем авторитете и правдивости: Я, Господь, изрек сие (ст. 15 и снова в ст. 17). Приговор вынес Судия неба и земли, Чей суд вершится по истине, причем суды Его руки соответствуют судам Его уст. Сказал Тот, Кто может сделать, ибо для Него нет ничего невозможного. Сказал Тот, Кто сделает, ибо Он не человек, чтоб Ему лгать. Сказал Тот, Кого мы обязаны слушать и внимать, Чье ipse dixit — слово требует самого серьезного внимания и покорного согласия: и узнают, что Я, Господь, говорил (ст. 13). Находились и такие, кто думал, что это говорил только пророк в своем бреду; но Бог даст им знать по совершению предсказанного, что это Он говорил в Своей ревности. Следует заметить: рано или поздно Божье слово подтвердится.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 5 глава