Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 14 глава

Толкование Мэтью Генри


Слушание Слова и молитва — это два важных Божьих постановления, исполняя которые мы воздаем Господу честь и надеемся снискать Его благосклонность и одобрение; тем не менее в данной главе, к нашему великому удивлению, мы находим, что одни ждут от Господа слова, другие молятся, однако без желаемого успеха.

I. Старейшины Израилевы пришли, чтобы услышать слово и вопросить пророка, но поскольку они не обладают надлежащими правомочиями, то вместо одобрения получают обличение (ст. 1−5) и призываются к покаянию в своих грехах и к преобразованию жизни, иначе будут вопрошать Господа себе же на погибель (ст. 6−11).

II. Допустим, за этот народ помолятся Ной, Даниил и Иов, тем не менее указ вышел, погибель посредством множества судов предрешена и на их молитвы ответа не будет (ст. 12−21). Тем не менее в завершение звучит обетование, что остаток спасется (ст. 22−23).

Стихи 1−11. Здесь приводится:

I. Обращение, с которым некоторые из старейшин Израилевых пришли к пророку, чтобы вопросить через него Господа. Они пришли... и сели перед ним (ст. 1). Вероятно, они не относились к числу переселенцев, которые постоянно присутствовали при служении Иезекииля (о таковых мы читаем в Иез 8:1), но стали случайными слушателями (будучи представителями иерусалимской знати, которые прибыли в Вавилон, может быть, по делам, выполняя миссию послов царя) и зашли по дороге к пророку, услышав о нем и горя желанием узнать, нет ли у него послания от Бога, которым они могли бы руководствоваться в переговорах. Но по данному им суровому ответу можно заподозрить, что у них был замысел уловить пророка или проверить, не услышат ли они в его словах что-либо противоречащее предсказаниям Иеремии, чтобы потом обличить обоих пророков. Однако они притворились честными людьми, любезными с пророком, сев перед ним с довольно серьезным видом, как обычно поступали Божьи люди. Следует заметить: нет ничего нового в том, что нечестивцы напускают на себя религиозный вид и прибегают к соответствующим действиям.

II. Мнение относительно старейшин, сообщаемое Богом лично пророку, который не был с ними знаком и знал лишь то, что они старейшины Израилевы; они носили такой титул, и поэтому пророк принял их с должным почтением и, наверное, был рад их видеть в столь благожелательном настроении. Но Бог открывает ему их истинный характер (ст. 3). Они были идолопоклонниками и обратились к Иезекиилю, как обратились бы к жрецу любого другого божества-самозванца, чтобы удовлетворить свое любопытство. Поэтому Бог и спрашивает пророка, достойны ли они одобрения и воодушевления: «Могу ли Я отвечать им? Должен ли Я почитать за честь для Себя их вопросы и отвечать, чтобы удовлетворить их? — У них нет никаких оснований рассчитывать на это». Ибо (1) они допустили идолов своих в сердце свое; у них не просто есть идолы, но они любят их, души в них не чают, сочетались с ними браком, приняли их так близко к сердцу и так сильно к ним привязались, что о расставании с ними не может быть и речи. Они поставили идолов в своих домах и, несмотря на большое расстояние, отделяющее их от расписных комнат, носят идолов в сердце и то и дело поклоняются им в мыслях и фантазиях. Они позволили идолам взойти к себе на сердце (дословно); они подчинили идолам свое сердце, где те восседают на престоле. Или же, когда старейшины пришли вопросить пророка, они заявили, что удалили от себя идолов, но это было просто заявление, тогда как идолов берегли втайне. Они хранили их в сердце, а если и оставили ненадолго, то лишь cum animo revertendy — с намерением вернуться к ним, прощание не было окончательным. Либо же можно понимать это как духовное идолопоклонство: кто посвятил свои чувства богатству мира и плотским наслаждениям, чей бог — деньги, чей бог — чрево, тот допустил идолов в сердце свое. Многие державшие идолов в святилище имели их и в сердце, что является не меньшим посягательством на Божий престол и не меньшим хулением Его имени. Дети! Избегайте таких идолов.

(2) Они поставили камень преткновения нечестия своего перед лицем своим (в русск. пер. — соблазн, ст. 3). Ранее камнем преткновения к беззаконию (в русск. пер. — поводом, Иез 7:19) было названо их серебро и золото — серебряные и золотые идолы, красота которых соблазнила их к идолопоклонству и стала камнем, споткнувшись о который они впали в этот грех. Либо же само нечестие служит камнем преткновения, из-за которого они падают и катятся вниз к погибели. Следует заметить: грешники сами себя искушают (каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью) и сами себя губят. Если ты буен, то один потерпишь. Именно поэтому сказано, что они поставили камень преткновения нечестия своего перед собственным лицем своим и спотыкаются о него, хотя и видят перед глазами. Здесь подразумевается, что они решительно настроены грешить и дальше, независимо от последствий. «Люблю чужих и буду ходить во след их », так говорит их сердце. И должен ли Бог отвечать таким презренным людям? Разве, вопрошая Его, они не бросили Ему вызов, вместо того чтобы оказать почтение? Не так ли поступали и ставшие перед Христом на колени в насмешку над Ним? Могут ли рассчитывать на мирный ответ от Бога люди, которые упорны в своих враждебных действиях против Него? «Иезекииль, что ты думаешь об этом?»

III. Ответ, который Бог в своем справедливом негодовании велит Иезекиилю передать старейшинам (ст. 4). Пусть знают, что Господь отказывается отвечать им отнюдь не из неуважения к их личности, но Он поставил за правило для каждого человека из дома Израилева, кем бы тот ни был, что если кто упорно пребывает в любви и союзе с идолами, то, придя вопрошать Бога, он увидит Его негодование, как поступивший по отношению к Нему недостойно; Бог ответит ему по его истинному беззаконию, а не по притворному благочестию. Таковой придет к пророку, который, как он рассчитывает, будет любезен с ним, но ответ ему даст Бог, наказав его за дерзость: Я, Господь, у Которого слово не расходится с делом, дам приходящему ответ по множеству идолов его (англ. пер., ст. 4). Примите во внимание: кто допускает идолов своих в сердце свое и посвящает им сердце, у того обычно бывает множество идолов. Смиренным поклонникам Бог отвечает по множеству щедрот Своих, а дерзким пронырам — по множеству идолов их, то есть (1) по стремлению к идолам; Господь предаст их похотям собственных сердец и предоставит им оставаться такими порочными, как они и намереваются, пока не наполнят меру беззаконий своих. Пороки людей — это идолы в их сердце, причем воздвигнутые там ими самими, и Бог ответит им соответствующим образом; пусть все идет своим чередом.

(2) По заслугам их идолов; то есть они получат ответ, который справедливо заслуживают идолопоклонники. Бог накажет их так, как Он обычно наказывает идолопоклонников: когда им понадобится Его помощь, Он отошлет их к их богам, которых они избрали (Суд 10:13−14). Следует заметить: Божий суд будет соответствовать тому, кем человек является на самом деле (то есть каков он по сердцу своему), а не по тому, что он заявляет и демонстрирует внешне. И каков же будет исход? Что означает этот грозный ответ? Бог говорит вопрошавшим: пусть дом Израилев поймет в сердце своем (ст. 5), пусть он будет разоблачен перед миром, чтобы стало стыдно; более того, пусть подвергнется проклятию, чтобы ему погибнуть. Следует заметить: грех и позор, боль и гибель грешников исходят от них самих; их собственные сердца являются сетью, в которую они попадают; сердца обольщают и предают их; против них свидетельствует собственная совесть, осуждая их и пугая. Если Бог берет их, связывает и приводит на суд, то причина тому — их собственное сердце. Погубил ты себя, Израиль. Дом Израилев разрушил себя собственными руками, потому что все они через своих идолов сделались чужими для Меня.

Следует заметить:

[1] Гибель грешников обусловлена их отчуждением от Бога.

[2] Тот или иной идол побуждает человеческое сердце стать чужим для Бога; нечто из творения занимает место Господа и владычествует в сердце, которое должно принадлежать Богу.

(IV) Сообщение о том, на кого распространяется данный ответ: на весь дом Израилев (ст. 7−8). Об этом говорится неоднократно в свидетельство о справедливом негодовании Бога на лицемеров, которые насмехаются над Ним своим демонстративным и формальным поклонением, тогда как их сердце отдалилось и ведет против Него войну.

Примите во внимание:

(1) К кому относится данное заявление. Оно касается не только каждого в доме Израилевом (как было сказано ранее, ст. 4), но и пришельцев, которые живут у Израиля; пусть не думают, что оправданием в идолопоклонстве может стать то обстоятельство, что они странники и пришельцы в Израиле и просто поклоняются богам, которым служили их отцы, и сами они были воспитаны в служении таковым. Нет, пусть никто не ждет блага от оракула или пророка Израилева до тех пор, пока полностью не отречется от идолопоклонства. Следует заметить: даже прозелиты не встретят одобрения, если не будут искренними: притворное обращение обращением не является.

(2) Описание, данное здесь лицемерам: они отложились от Бога из-за дружбы с идолами; они оборвали свою связь с Господом и лишились преимуществ, которые имели в Нем. Они прекратили знакомство и общение с Господом и удалились от Него. Следует заметить: примыкающие к идолам отделяются от Бога; Бог не отлучает навеки от Себя и от Своих благ никого, кроме тех, кто сам отложился от служения Ему и сознательно нарушил верность Ему. Здесь же повествуется о людях, которые отложились от Господа, но тем не менее приходят к пророкам с видимым почтением и уважением к их служению, чтобы вопросить Бога через них и таким образом удовлетворить свое тщетное любопытство и заглушить голос досаждающей им совести либо же заслужить или спасти свое доброе имя среди людей, но не имея при том ни желания познакомиться с Богом, ни намерения подчиниться Его руководству.

(3) Участь тех, кто так шутит с Богом и думает обмануть Его: «Я , Господь, дам ему ответ от Себя (англ. пер., ст. 7); предоставьте Мне Самому разобраться с ним; Я дам ему такой ответ, от которого он придет в полное замешательство и который заставит его раскаяться в своем дерзком нечестии». Ответ будет дан не словами пророка, а Божьими судами. Я обращу лицо Мое против того человека, — а это означает сильное негодование на него и твердую решимость погубить его. Бог способен привести в замешательство самого неисправимого грешника. Лицемер думает спасти свою репутацию, более того, встретить бурное одобрение, но выходит наоборот — Бог сокрушит его в знамение и притчу, наведет на него такие суды, которые запомнятся всем окружающим и сделают пострадавшего презренным в их глазах. Его муки станут мерилом сильнейших мук: так, например, о наихудших грешниках сказано, что они подвергнутся одной участи с лицемерами (Мф 24:51). Бог сделает его пример показательным; Божьи суды над ним послужат предупреждением для остальных, чтобы остерегались насмехаться над Господом: так делается тому человеку, который отложился от Бога и все же притязает на то, чтобы вопросить Его. Лицемер думал сойти за одного из людей Божьих и пробраться вместе с ними на небеса, но Бог истребит его из народа Своего, обнаружив и вытащив из толпы людей; и по этому, — говорит Бог, — узнаете, что Я Господь. По умению обнаружить лицемеров мы убеждаемся в Божьем всеведении: духовные служители не знают, что переживают люди, когда слышат Слово, а Бог знает. По наказанию же, которое постигнет лицемеров, мы убеждаемся в Божьей ревности, равно как и в том, что Бога невозможно обмануть.

V. Сообщение об участи мнимых пророков, которые одобряют мнимое благочестие (ст. 9−10). Лицемеры, вопрошающие Бога через Иезекииля, хотя тот и не даст им утешительного ответа, все еще надеются встретиться с другими пророками, чтобы получить желаемое от них. И если те ответят (что вполне возможно), то пусть знают, что Бог позволит им обмануть вопрошающих, и это станет отчасти наказанием: «А если пророк, льстящий им, допустит обольстить себя и даст им безосновательную надежду, то это Я, Господь, научил этого пророка , позволил положить перед ним искушение и допустил, чтобы он уступил таковому, и обратил ситуацию на то, чтобы упорствующие в своих нечестивых путях еще больше ожесточились». Мы уверены, что Бог не является инициатором греха, но знаем, что Он — Господь всего и Судья грешников и зачастую использует одного нечестивца для уничтожения другого, что верно и в отношении обмана одного нечестивца другим. Оба греха принадлежат тем, кто их совершает, а посему — не от Бога. Оба злодеяния являются наказанием для того, над кем совершаются, а посему они — от Бога. Полное подтверждение этому мы находим в истории о пророках Ахава, которых обманул лживый дух, вложенный Богом в их уста (3Цар 22:23); и еще один пример являют люди, которым Бог пошлет действие заблуждения, так что они будут верить лжи, за то, что они не приняли любви истины (2Фес 2:10−11). Но прочтите и об ужасной участи лгущего пророка: Я простру на него руку Мою и истреблю его. Когда Бог исполнит Свои намерения посредством лжепророка, тогда Он посчитается с тем за его неправедные намерения. После того как Бог использовал халдеев для разорения грешного народа, Он справедливо наказал их за ярость; подобным же образом, использовав лжепророков, а впоследствии и лжехристов для обмана грешного народа, Он справедливо наказывает их за ложь. Но здесь мы должны признать (как напоминает нам в данном месте Кальвин), что Божьи суды — бездна великая, и мы не можем быть компетентными судьями в отношении таковых, кроме того, мы не способны объяснить справедливость Божьих действий так, чтобы удовлетворить и заставить молчать каждого придиру; тем не менее грядет день, когда Божьи действия будут оправданы перед всем миром, в частности и в данном случае, когда наказание пророка, потакающего лицемеру на его злом пути, будет таким же, как и наказание лицемера, который обращается к пророку и просит предсказывать только приятное (Ис 30:10). Яма будет одной и той же для слепых вождей и для их слепых последователей.

VI. Добрый совет о том, как предотвратить эту ужасную участь: «Покайтесь и отвратитесь от идолов ваших (англ. пер., с 16). Пусть вас разлучит с ними тот факт, что они разлучили вас с Богом, ибо побудили Его обратить проти в вас Свое лицо, поэтому отвратите лицо ваше от них», что подразумевает не только обязанность бросить идолов, но и бросить их с презрением и отвращением: «Отвратитесь от них, как от тошнотворной мерзости, и тогда добро пожаловать вопрошать Господа. Тогда придите и рассудим».

VII. Сообщение о хорошем исходе событий для дома Израилева; мнимые пророки и мнимые святые погибнут вместе от судов Божьих для того, чтобы немногие послужили примером ради исправления народа в целом, чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от Меня (ст. 11). Следует заметить: наказания некоторых предназначены для предотвращения греха, чтобы другие, услышав и убоявшись, вняли предупреждению. Когда мы видим, что происходит с уклонившимися от Господа, то это побуждает нас приблизиться к Нему. И если впредь дом Израилев не будет уклоняться от Бога, то они более не будут осквернять себя. Следует заметить: грех оскверняет, он делает грешника отвратительным в глазах чистого и святого Бога и даже в собственных глазах всякий раз, когда совесть грешника пробуждается. А посему они более не будут осквернять себя... но будут Моим народом, чтобы и Я был их Богом. Следует заметить: люди, с которыми Богу угодно заключить завет, должны сначала очиститься от скверны греха; очистившиеся же не только спасутся от погибели, но и обретут право на все привилегии Божьего народа.

Стихи 12−23. Цель данных стихов — показать, что:

I. Грех национального масштаба приводит к судам национального масштаба. Когда погублено и стало пустым целомудрие, тогда очень скоро погибнет и опустеет все остальное: если какая земля согрешит предо Мною, вероломно отступив от Меня так, что порок и нечестие обретут эпидемический характер, число грешников возрастет, а грехи станут весьма отвратительными (когда повсеместно преобладает чудовищное безбожие и безнравственность), тогда Я простру на нее руку Мою (англ. пер., ст. 13) с целью наказания. Божья сила будет приведена в действие явно и энергично. Суды распространятся и достигнут всех уголков страны, коснутся всех областей жизни народа. Серьезные грехи приводят к серьезным бедствиям.

II. У Бога есть множество мучительных судов для наказания грешных народов: все они пребывают в Его распоряжении, и Он наводит их, когда Ему угодно. Правда, Бог дал Давиду выбрать, каким судом наказать его за грех исчисления народа, ибо каждый из судов соответствовал цели, а именно — уменьшить число, которым царь так гордился. Но фактически Давид вернул дело Богу: «Пусть впаду я в руки Господа, пусть Он выберет, какой розгой нас бить». Тем не менее у Бога множество разных судов, чтобы было очевидно, что Он господствует над всем и что в любом деле мы должны видеть свою зависимость от Него.

Здесь конкретно названы четыре тяжкие казни.

1. Голод (ст. 13). Когда народу отказано в обычных милостях, которые удерживаются от него, то больше ничего и не нужно, чтобы сделать народ несчастным. Богу нет необходимости наводить жезл угнетения, достаточно лишь истребить хлебную опору — и дело сделано. Он истребляет людей и скот, прекратив обеспечение продуктами, которые природа ежегодно производит на земле. Бог истребляет опору хлебную, даже когда у нас есть хлеб, но его недостаточно для поддержания сил: вы едите, но не в сытость (Агг 1:6).

2. Приносящие вред лютые звери, опасные потому, что являются либо хищными, либо ядовитыми. Бог пошлет их на эту землю (ст. 15), так что они расплодятся во всех ее уголках и нанесут ей урон, не только охотясь на домашний скот, стада и отары, но и на людей, пожирая мужчин, женщин и детей, и земля по причине зверей сделается пустою и непроходимою; никто не осмелится путешествовать даже по большим дорогам из страха, что на него нападут и разорвут на куски львы или другие хищники, как произошло с детьми из Вефиля, растерзанными двумя медведицами. Следует заметить: когда люди нарушают клятву верности Богу и восстают против Него, тогда со стороны Господа справедливо наказать их, настроив и вооружив против них низших тварей (Лев 26:22).

3. Война. Бог часто наказывает грешные народы, наводя на них меч иноземного войска, наделяя его миссий и отдавая приказы, какие казни совершить. Он говорит: «Меч, пройди по земле!» (ст. 17). Достаточно плохо, когда меч доходит лишь до границ страны, но намного хуже, если он заходит внутрь. Мечом Бог истребляет людей и скот, конницу и пехоту. Какую бы казнь ни совершил меч — ее совершает Бог, ибо это — Его меч, и он действует согласно Божьему указу.

4. Моровая язва — страшная болезнь, которая порой опустошала целые города (ст. 19); с ее помощью Бог изливает ярость Свою в кровопролитии (то есть в смерти); моровая язва убивает так же верно, как и проливающий кровь меч, ибо отравлена смертельной болезнью, которую мы называем мором. Видите, как печальна участь человечества, подверженного риску смерти в самых разных ее формах. Видите, как печальна участь грешников, против которых у Бога так много форм борьбы, поэтому, даже если им удается избежать одного суда, их непременно ждет другой.

III. Если исповедовавшие Бога люди отвернутся от Него и восстанут против Него, то пусть не удивляются, когда их заслуженно постигнут особо тяжкие суды. У Бога есть разнообразные методы борьбы с грешными народами; но если Иерусалим, святой город, сделается блудницей, то Господь наведет на него все Свои четыре тяжкие казни (ст. 21). Ибо чем сильнее приближается кто-либо к Богу по имени и исповеданию, тем суровее Господь посчитается с таковыми за бесчестие этого достойного имени, которым они называются, и за ложное исповедание. Они будут наказаны всемеро.

IV. Даже в тех местах, которые из-за своих грехов созрели к погибели, может быть и обычно находится несколько весьма благочестивых людей. Отнюдь не абсурдно предположение, что даже в стране, вероломно отступившей от Бога, могут найтись три таких мужа, как Ной, Даниил и Иов. Даниил жил в то время и едва ли тогда достиг пика своей славы, но уже был знаменит (по крайней мере, данное слово Бога о нем непременно сделает его знаменитым); тем не менее его увели в плен в числе первых переселенцев (Дан 1:6). Некоторые из лучших людей Иерусалима, возможно, думали, что стоило бы Даниилу (о славе которого при дворе вавилонского царя они много слышали) остаться в Иерусалиме, то ради него город спасся бы, подобно тайноведцам Вавилона. «Нет, — говорит Господь, — даже если бы среди вас находился Даниил, прославившийся своим благочестием в трудные времена, подобно Ною, жившему в древнем мире, и Иову из земли Уц, вам не было бы никакой поблажки». В самых порочных местах в эпоху сильнейшего упадка найдется остаток, сохраненный Богом для Себя, который доселе тверд в своей непорочности и отстаивает честь избавления земли, как сказано о невинном (англ. пер., Иов 22:30).

V. Бог зачастую щадит весьма нечестивые места ради находящихся там нескольких благочестивых людей. Здесь об этом говорится как об уповании друзей Иерусалима в день его бедствия: «Бог, конечно, приостановит борьбу с нами, ибо разве нет среди нас людей, которые искупают меру вины народа молитвами так же усердно, как другие наполняют ее грехами? Бог скорее сохранит нечестивого с праведным , нежели погубит праведного с нечестивым. И если можно было пощадить Содом ради десяти праведников, то Иерусалим тем более».

VI. Если бы в силах людей было отвратить Божий гнев от грешного народа, то в этом преуспели бы Ной, Даниил и Иов. Ной был идеальным человеком и сохранил непорочность, когда всякая плоть извратила путь свой на земле; и ради него вся его семья (хотя один из них — Хам — оказался нечестивцем) спалась в ковчеге. Иов явил прекрасный пример благочестия и силы в молитве за своих детей и друзей; и Бог возвратил потерю Иова по его молитве. Речь идет о примерах из глубокой древности, известных до Моисея — этого великого ходатая, и Бог упоминает их, дабы показать, что задолго до основания и формирования иудейского народа у Него было несколько людей, пользовавшихся особой благосклонностью, а значит, таковые найдутся и после гибели народа, и похоже, что именно по этой причине названы имена Ноя и Иова, а не Моисея, Аарона или Самуила. Тем не менее, чтобы Господа не заподозрили в лицеприятии и особой симпатии к древности, Он приводит современный пример, причем человека ныне живого и находящегося в пленении, поставив его в один ряд с прославившимися в старину. Речь идет о Данииле, и мы извлекаем урок, что не следует приуменьшать значение благочестивых современников, преувеличивая заслуги знаменитостей древнего мира. Пусть дети переселенцев знают, что Даниил, их ближний и соучастник в скорби, будучи человеком весьма смиренным, благочестивым и ревностным о Боге, усердным и постоянным в молитве, имел такой же авторитет на небесах, как Иов и Ной. Почему бы Господу не воздвигнуть великих и благочестивых мужей и теперь и не дать им многое, как Он делал прежде?

VII. Когда грех народа достиг полноты и вышел указ об уничтожении, тогда даже благочестие и молитвы наилучших людей не смогут остановить борьбы. Здесь неоднократно звучит утверждение: если бы сии три мужа находились в Иерусалиме в это время, то даже и они не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; ради них не пощадят даже детей, в отличие от детей Израиля, спасенных по молитве Моисея (Чис 14:31). Нет, земля сделается пустынею, и Бог не услышит молитв за нее, хотя бы предстали пред лице Господа Моисей и Самуил (Иер 15:1). Следует заметить, что злоупотребление терпением обернется в конечном счете непреклонным гневом; и, по-видимому, к Иерусалиму Бог будет более неумолим, чем в каком-либо другом случае (ст. 6), потому что там не только явлено Божье терпение, но и даны величайшие привилегии, которыми не располагал никакой другой народ, а это служит отягчающим обстоятельством греха.

VIII. Хотя молящиеся благочестивые мужи и не смогут спасти других, тем не менее они праведностью своею спасли бы... свои души, то есть, несмотря на страдания от всеобщего бедствия, они будут переживать его иначе, оно предстанет им в несколько ином качестве, нежели нечестивым; для них оно не будет столь напряженным и не причинит вреда; для них оно освящено — и принесет благо. Порой души благочестивых (их жизни) замечательным образом обретают спасение и даются им вместо добычи. По крайней мере, их души (духовные привилегии) будут в безопасности. Даже если тела не спасутся, души будут спасены. Поистине, не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти, от страшной смерти, равной многим смертям, которыми здесь угрожают. Это должно побудить нас хранить себя в непорочности во времена всеобщего отступничества, чтобы, поступая так, мы могли укрыться в день гнева Господня.

IX. Когда Бог Своими судами совершает даже величайшее опустошение, Он сохраняет некоторых людей, чтобы они стали памятниками Его милости (ст. 22−23). В самом Иерусалиме, хотя и определенном к полному разорению, останется остаток людей, которые не будут истреблены в результате упомянутых ранее тяжких казней, но пойдут в плен, причем и сыновья, и дочери, чтобы стать семенем нового поколения. Молодые люди, не дошедшие до такого упорства в грехе, которое было присуще их отцам, истребленным по причине неисправимости, будут выведены из-под руин Иерусалима победившим врагом. И вот, они выйдут к вам , находящимся в пленении, и, когда нужда поведет, сами пойдут в Вавилон более охотно, поскольку многие из их друзей ушли туда раньше и готовы принять их. И когда они придут, вы увидите поведение их и дела их; вы услышите, как они добровольно и искреннее признаются в грехах, совершенных прежде, и смиренно исповедуют покаяние, обещая исправиться. Вы также увидите поступки, свидетельствующие об исправлении, увидите, какое благо им принесла скорбь и как благоразумно и терпеливо они вели себя во время таковой. Чудесное избавление окажет на них благотворное влияние, оно изменит их нрав и поведение, сделает из них новых людей.

И это будет способствовать (1) утешению их братьев: и вы увидите поведение их... и утешитесь. Следует заметить: великое утешение видеть людей, которые, переживая наказание, каются и смиряются, оправдывая действия Бога и признавая наказание справедливым возмездием за свои беззакония. Когда мы печалимся (как и подобает) по поводу скорбей других людей, то большим утешением для нас служит то обстоятельство, что страждущие извлекают урок и скорбь обращается им во благо. Когда пленники рассказали своим друзьям, как худо они себя вели и как справедливо поступил Бог, наведя на них суды, те испытают облегчение и смогут примириться с бедой, постигшей Иерусалим, увидят справедливость Господа, наказавшего собственный народ, и Его благость, которая теперь очевидна, ибо за всеми этими событиями стояли добрые намерения. А посему: «Вы утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим, и когда вы поймете лучше, тогда избавитесь от полных ужаса опасений, которые владели вами прежде». Следует заметить: если мы извлекли благо в результате скорбей, то наш долг перед братьями — поведать им об этом, чтобы утешить их.

(2) Чести Господа: «И узнаете, что Я не напрасно сделал (не беспричинно и, тем не менее, не без благодатного замысла) все то, что сделал в нем». Следует заметить: когда скорби завершают свое дело и осуществляют все, для чего были ниспосланы, тогда становится очевидной мудрость и благость Бога в том, что Он ниспослал их, и Бог будет не только оправдан, но и прославлен в Своих действиях».

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 14 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.