Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 44 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе мы читаем:

(I) О восточных воротах, предназначенных для князя (ст. 1−3).

(II) О порицании дома Израилева за прежнее осквернение Божьего святилища и о призыве к нему впредь быть более осмотрительным (ст. 4−9).

(III) О принижении левитов, которые ранее были виновны в идолопоклонстве, и об учреждении священства семьи Садока, сохранившей свою непорочность (ст. 10−16).

(IV) О различных законах и постановлениях для священников (ст. 17−31).

Стихи 1−3. В данной главе пророка приводят посмотреть то, что он ранее уже обозревал, ибо хотя мы часто всматриваемся в дела Божьи, но их нужно рассматривать вновь и вновь, ибо они многогранны. Полученные нами уроки мы вновь должны повторять. Всякий раз, всматриваясь в священную структуру божественных истин, изложенных в Писании, мы будем находить нечто новое, на что ранее не обращали внимание. Пророка в третий раз приводят к восточным воротам, где он находит их закрытыми; это подразумевает, что остальные ворота все время открыты для поклоняющихся. Приведенное описание закрытых ворот воздает славу (1) Богу Израиля. Именно ради Его славы ворота внутреннего двора, через которые вошла Его слава, когда Он завладел храмом, теперь всегда закрыты и ни одному человеку не позволялось войти через них (ст. 2). Отличие между этими и остальными воротами заключалось в том. что эти были закрыты, в то время как остальные открыты; это должно было постоянно напоминать о торжественном вхождении славы Господней в храм (и сохранить традиционное доказательство истинности этого события), а также зарождать в разуме людей благоговение перед Божественным Величием и вселяющие страх мысли о Его превосходной славе. Именно к этому стремился Бог, обратившись к Моисею из куста: «Сбрось сандалии твои с ног твоих». Сам Бог будет идти.

(2) Князю Израиля (ст. 3). Хотя ему не позволено войти через эти ворота, чего ни один человек не может сделать, но ему оказана великая честь:

[1] Он будет сидеть у ворот и есть хлеб пред Господом — свою часть благодарственной жертвы, священную пищу.

[2] Он войдет путем притвора этих ворот, то есть через маленькую дверь или калитку, находящуюся то ли в воротах, то ли рядом с ними, которая называется притвором. Эти слова символизируют, что Бог частично облачает Своей славой государственные власти и князей Своего народа, ибо Он сказал: «Вы — боги». Некоторые под личностью князя подразумевают первосвященников или второстепенных священников; они полагают, что только ему было позволено войти через эти ворота, так как он был Божьим представителем. Христос является Первосвященником нашего исповедания, Который сам вошел в Святое Святых и открыл царство небесное всем верующим.

Стихи 4−9. Эти стихи имеют ту же суть, что и рассмотренные нами стихи в начале гл. 43. Пророк должен был не только еще раз посмотреть на то, что уже видел, но и еще раз услышать то, что уже слышал. Теперь, как и ранее, он увидел храм, наполненный славой Господней; испытывая величайший благоговейный страх при ее виде, он пал ниц, своим смиренным видом выражая восхищение и святое благоговение: «Я пал на лицо мое» (ст. 4). Отметьте: чем чаще мы видим славу Божью, тем более ничтожными мы должны быть в своих глазах. В данных стихах:

I. Бог призывает пророка быть очень внимательным ко всему, что он видит и слышит (ст. 5):

(1) «Смотри глазами твоими на все, что показывается тебе, особенно на вход в храм и на все входы и выходы из святилища»; он особенно должен обратить на них внимание. Отметьте: знакомясь с божественными истинами, мы должны не столько стремиться к абстрактному созерцанию самих благ, сколько стремиться обрести четкий предопределенный путь общения с этими благами, чтобы мы могли войти, выйти и нашли пажить.

(2) «Слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о законах и постановлениях Дома Господа», о которых он должен наставлять народ. Отметьте: кому велено быть учителем, тот должен быть очень усердным учеником, чтобы не забыть ничего из того, что ему вверено, и не ошибаться в этих истинах.

II. Он посылает его с поручением к людям — к мятежному дому Израилеву (ст. 6). Печально думать, что дом Израилев заслуживал такой характеристики из уст Того, Кто в совершенстве знал его, что народ, состоящий в завете с Богом, непокорен Ему. Кто же будет Его подданными, если дом Израилев восстал против Него? Но Бог демонстрирует Свою щедрую милость, и хотя они мятежны, но так как являются домом Израилевым, то Он не изгоняет их, а посылает к ним посланника, чтобы предложить и побудить их вернуться к Нему и быть верными; Он не сделал бы этого, если бы Ему хотелось уничтожить их. Весь род человеческий можно охарактеризовать так же, как в данном месте охарактеризован дом Израилев, но наш Господь Иисус, взошед на высоту, принял дары для людей, так чтоб и из противящихся (как в данной ситуации) могли обитать у Господа Бога (Пс 67:19).

1. Он должен сказать им об их ошибках, показать их непокорство — должен показать дому Иаковлеву его грехи. Отметьте: Божьи слуги, посланные утешить народ Божий, вначале должны обличить его и таким образом подготовить для утешения. Довольно вам делать все мерзости ваши (ст. 6). Отметьте: пребывавшим долго во грехе настало время понять, что они грешат уже довольно долго, и начать задумываться о том, что настало время оставить свои злые пути. «Довольно в прошедшее время жизни вы грешили, ибо до сего дня, несомненно, уже пресытились своими мерзостями и устали от них» (1Пет 4:3). В данных стихах они обвиняются в том, что (1) допустили к привилегиям святилища тех. кто не имел прав обладать ими; в то время, когда Бог сказал: «Если приступит кто посторонний, предан будет смерти» они не только сквозь пальцы смотрели на это постановление о посторонних, но и сами привели их (ст. 7): «Вы вводили сынов чужой, необрезанных плотью, и поэтому по закону не имевших права войти во святилище». Это было нарушением завета обрезания; тем самым они разрушили ограду своей избранности и подвергли себя той же участи, что и оставшийся мир. Тем не менее, если бы эти посторонние люди были благоговейны и благочестивы, хотя и необрезаны, то их вина не была бы такой великой. Но дело в том, что они были необрезаны сердцем: несмирившимися, неизменившимися, не знающими Бога и Его благости. Когда они приходили, то приводили с собой этих людей, чтобы вместе с ними есть жертву, так как им нравилось их общество; и это было одной из их мерзостей, которыми они оскверняли Божье святилище; тем самым они давали святыни псам (Мф 7:6). Отметьте: если мы допускаем тех, кто открыто грешит и ведет мирской образ жизни, участвовать в особых постановлениях, то тем самым оскверняем Божье святилище и в высшей степени раздражаем Бога.

(2) Они поручили служение в святилище тем, кто не был достоин его. Хотя только священники и левиты могли служить в святилище, тем не менее мы можем предположить, что не все священники и левиты участвовали в храмовом служении, а из них избирали нескольких, которые лучше всего подходили для этого: были самыми мудрыми, благоразумными и добросовестными и могли усердно служить святынями в святилище. Но делая, такой выбор, они не обращали внимания на добродетели и наличие права у этих людей совершать данное служение: «Вы ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище — тех, которые вам больше нравились, с помощью которых вы получали или надеялись получить больше денег, тех, которые шли на уступки вашему настроению и толковали законы святилища так, как вам было угодно; так вы не исполняли стражи у святынь Моих». Отметьте: если выбирающие хранителей святынь руководствовались какими-либо мирскими интересами и выбирали негодных и неверных людей, то они справедливо будут обвиняться в том, что предали святыни, отдав их в плохие руки.

2. Он должен сказать, в чем заключается их долг (ст. 9): «Никакой сын чужой не должен входить во святилище до того, как он подчинится его законам». Но для того, чтобы не подумали, что данное повеление исключает раскаявшихся и уверовавших язычников из Церкви, чужой здесь описывается как человек, не обрезанный сердцем, не согласившийся искренне с заветом и не очистившийся от скверны плоти, в то время как верующие язычники были обрезаны обрезанием нерукотворенным (Кол 2:11). Именно об этом обрезании сердца по духу, а не по букве, не знали и не стремились узнать неверующие иудеи, хотя в то же время ревностно следили, чтобы не допускать в святилище необрезанных язычников. Об этом свидетельствует их ярость против Павла, когда они начали подозревать его в том, что он Еллинов ввел в храм (Деян 21:28).

Стихи 10−16. Хозяин дома, собираясь вновь построить дом, пересчитывает своих слуг и священников и смотрит, кто заслуживает того, чтобы лишиться своего места, а кто — чтобы остаться, и поступает с ними соответственно принятому решению.

I. Кто оказался предателем, тот будет понижен в своем статусе и будет считаться презреннее тех левитов или священников, которые в прежние времена увлекли Израиль к отступничеству: которые отступили от Бога и блуждали вслед идолов (ст. 10), которые шли на уступки царям Израиля и Иудеи, поклонявшимся идолам, служили им пред идолами их (ст. 12), поклонялись вместе с ними в доме Риммона или ставили для них жертвенники, как Урия поставил жертвенник для Ахаза; тем самым они были для дома Израилева соблазном к нечестию, ввели его в грех и ожесточали во грехе, ибо если священники уходят от Бога, то многие последуют их разврату. Возможно, в Вавилоне некоторые иудейские священники пошли на уступки идолопоклонству, процветавшему в том месте, к величайшему позору их религии. И теперь данные священники, которые подобным образом изворачивались, вполне справедливо испытают на себе знаки недовольства Бога, или, если они были мертвыми (а это возможно, если грех, в котором они были виновны, совершался до плена), то за эти преступления будут наказаны их лети. Или, возможно, вся семьи Авиафара была виновна в этом грехе и теперь наказана за него.

1. Вынесенный им приговор гласит, что они частично будут лишены своего служения, равно как достоинств и привилегий священников, и станут обычными левитами. Бог поднял на них руку Свою. сказал эти слова и поклялся, что они понесут наказание за вину свою (ст. 12); они обязательно пострадают за нее и будут опозорены; они будут нести на себе бесславие свое (ст. 13), ибо хотя и раскаялись в своем грехе, но не будут приближаться, чтобы священнодействовать, то есть не будут исполнять обязанности, на которые имели особое право, и приступать ко всем святыням в святилище (ст. 13). Отметьте: кто лишил Бога Его славы, тот справедливо лишится своей славы. Великое наказание — получить запрет приближаться к Богу; и вполне справедливо тем, кто однажды отошел от Бога, будет отказано, как недостойным, когда-либо приближаться к Нему и велено держаться на расстоянии.

2. Тем не менее к этому приговору добавлена милость. Бог не обращается сурово (хотя вполне мог бы) с теми, кто предал Его, и смягчает приговор (ст. 11,14). Они частично лишены ab officio — своей службы и, похоже, совсем не урезаны a beneficio — в своем заработке. Они будут помогать закалать всесожжения, что было позволено делать левитам и в данном храме совершалось не у жертвенника, а на столах (Иез 40:39). Они будут сторожа у ворот храма и прислужники у храма и будут стоять для служения им. Отметьте: кто не годен нести одно определенное служение, может быть годен для другого; даже соблазнившиеся могут принимать в нем участие и не быть выброшенными прочь.

II. Оказавшиеся верными будут почтены и утверждены (ст. 15−16). Они поразительным образом будут отличены от других: «А сыны Садока, сохранившие свою непорочность во времена всеобщего отступничества, которые не отступили, как другие, будут приближаться ко Мне и к трапезе Моей». Отметьте: Бог почтит тех, кто привел доказательства своей верности и постоянства по отношению к Нему в трудные, полные потрясений, времена; Он поручит Свое служение тем, кто остался верен Ему в то время, когда другие повернули назад. Быть утвержденным в служении нужно почитать настоящей и великой наградой, гарантирующей стабильность в исполнении долга.

Стихи 17−31. Божьи служители должны соответствовать определенным нормам, и поэтому в данных стихах излагаются правила, которыми они должны руководствоваться, равно как и ободрения, побуждающие жить соответственно этим правилам. Приведенные здесь назидания:

I. Касаются их одежды; они должны носить одежды льняные, когда приходят служить или исполнять какое-либо служение во внутреннем дворе или в святилище. Тогда на них не должно быть ничего шерстяного, чтобы одежда не была в поту (ст. 17−18). Они должны надеть легкую одежду, которая больше подходила для их работы, особенно на том основании, что служили у жертвенника, на котором постоянно горел огонь. Они должны были одеваться чисто, красиво, избегать всего, что вызывало потливость и выглядело непристойно. Это должно символизировать чистоту разума, которая была необходима при служении Богу. Пот пришел в мир вместе с грехом и был частью проклятия. В поте лица твоего будешь есть хлеб. Одежда пришла вместе с грехом, это была одежда из кожи, и поэтому священники должны использовать как можно меньше одежды и по возможности легкую, чтобы не потеть. По окончании служения они должны были вновь сменить одежду и сложить льняную одежду в комнате, предназначенной для ее хранения (ст. 19), о чем мы читали раньше (Иез 42:14). Священники не должны были ходить среди людей в святых одеждах, чтобы те не подумали, что могут освятиться, прикоснувшись к ним; или подразумевалось, что они будут освящать народ, то есть (как пояснялось в Иез 42:14) выходить к народу в своей обычной одежде.

II. Касаются их волос; в этом вопросе они должны избегать крайностей (ст. 20): «Они не должны брить своей головы, подражая языческим священникам, как делают священники Римской церкви, и, с другой стороны, не должны отпускать волос, как делают щеголи или те, которые хотят, чтобы их приняли за назореев, когда в действительности они таковыми не являются. Они должны быть серьезными и сдержанными, должны стричь свои головы и поддерживать волосы короткими. Мужу, особенно служителю, не приличествует носить длинные волосы (1Кор 11:14); это придает ему женственности.

III. Касаются их питания. Они ни в коем случае не должны пить вина, когда идут совершать служение, чтобы не выпить чрезмерно и не забыть закон (ст. 21). Не царям пить вино более, чем будет им во благо, тем более — священникам (см. Лев 10:9; Притч 31:4−5).

IV. Касаются их женитьбы (ст. 22). Они, прежде всего, должны заботиться о доброй репутации своего служения и не жениться на разведенной или женщине, подозреваемой в нескромности, или на вдове, если только она не вдова священника, привыкшая к обычаям семей священников. Другие люди могли поступать так, но не священники, которые должны были отказывать себе ради сланы своей личности. Их жены, как и они сами, должны иметь хорошую репутацию.

V. Касаются их проповеди и управления Церковью.

1. Их служение частично заключалось в том, чтобы учить народ; и в этом деле они должны доказать свое умение и верность (ст. 23): «Они должны учить народ Мои отличать священное от несвященного, добро и зло, закон и беззаконие, чтобы они не сомневались в том, что законно, и не осмеливались совершать беззаконие, чтобы не оскверняли вещами нечестивыми самих себя и то, что свято. Служители должны прилагать усилия, чтобы люди могли отличить, что нечисто и что чисто, чтобы они не заблуждались, когда приходится проводить различие между тем, что верно и неверно, чтобы не ошибались в этих вопросах и не принимали тьму за свет и свет за тьму, а правильно и проницательно судили собственные поступки.

2. Их служение также частично заключалось в том, чтобы быть судьей тех, кто обратился к ним (Втор 17:8−9), и в спорных делах они должны были присутствовать на суде (ст. 24). Они должны быть честными и защищать тех, кто прав, а после вынесения справедливого приговора иметь достаточно смелости, чтобы поддержать и привести его в исполнение. Они должны судить, не сообразуясь с личными фантазиями, склонностями или мирскими интересами, а по уставам Божьим, которые должны быть для них нормой и правилом. Отметьте: служители должны разрешать противоречия, согласуясь со словом Божьим, обращаясь к закону и откровению. Sit liber judex — Да будет судья беспристрастен. Их основное дело — судить во имя Бога, председательствовать в собраниях Его народа, а для этого они должны обращаться к книге уставов: «Они будут наблюдать законы Мои и постановления Мои на всех Моих собраниях» (англ. пер.). Бог называет собрания Своего народа Своими собраниями, ибо они проводятся во имя Его и для Его славы. Служители — руководители таких собраний и должны председательствовать на них; во всех своих действиях они должны следовать Божьим законам. Еще одна часть их служения как руководителей Церкви — свято хранить субботы Божьи, с соответствующей тщательностью и благоговением совершать общественную работу, положенную для этого дня, как и должно совершаться служение в святой день, следить, чтобы народ Божий также святил этот день и не делать того, что оскверняет его.

VI. Касаются их скорби по умершим родственникам. Приведенное здесь правило согласуется с законом Моисея (Лев 21:1,11). Священник не должен приближаться к мертвому человеку (ибо он должен быть чист от мертвых дел), если только это не его ближайший родственник (ст. 25). Пристойное выражение благочестивой скорби об умерших родственниках, когда они отняты смертью, не противоречит характеру служения. Тем не менее при приближении к мертвому телу родственника им передается церемониальное осквернение, от которого они должны очиститься и принести жертву за грех, прежде чем вновь приступить к служению (ст. 26−27). Отметьте: хотя скорбь по умершему весьма позволительна и похвальна, тем не менее присутствует опасность согрешить при этом: чрезмерно предаться ей или лицемерить, выражая ее; слезы очень часто требуют, чтобы плакали еще больше.

VII. Касаются их содержания. Они должны жить от жертвенника, которому служат, и жить в достатке (ст. 28): «Владения не давайте им в Израиле: ни земли, ни имущества, чтобы они не привязались к делам житейским, ибо Бог сказал: «Я — их удел, и больше им ничего не нужно; Я — их владение, и другого им не нужно». Им было позволено иметь некую землю (Иез 48:10), но основное обеспечение они получали от своего служения. Они принимали то, что Бог определил для Себя, для Своего должного использования и блага; они существовали за счет святынь, и таким образом сам Бог был частью их наследия и их чашей. Отметьте: кто имеет Бога своей частью и владением, тот сможет удовлетвориться малым и не будет жаждать больших владений или наследства на этой земле. Если мы имеем Бога, то имеем все, и поэтому вполне можем считать, что имеем достаточно. Обратите внимание:

1. Что священники должны были получать от народа в качестве своего содержания и для ободрения в служении.

(1) Им принадлежало мясо многих жертв: жертвы за грех и жертвы за преступление, которые обеспечивали их и их семьи мясом, и хлебные приношения, которые обеспечивали хлебом. То, что мы приносим Богу, будет содействовать нам во благо.

(2) Им принадлежало заклятое — всякая посвященная вещь в Израиле, стоимость которой обычно переводилась в деньги и отдавалась священникам. Это поясняется в ст. 30. Всякого рода приношения или добровольные пожертвования (которых во время поклонения и реформации будет много и они будут значительными), из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам. Относительно их у нас есть закон (Лев 27 гл.)

(3) Им принадлежали начатки молотого — то тесто, которое собирались отправлять в печь, равно как начатки всех плодов, когда их собирались складывать в амбар. Бог, Который является первым, должен получать все первое, а раз это принадлежит Ему. то принадлежит Его священникам. Мы сможем возрадоваться тому, что имеем, когда его часть прежде всего будет отделена для дел благочестия и благотворительности. Для этого правила апостол проводит такую аналогию: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает для благочестивого использования (1Кор 16:2). А раз священники так хорошо обеспечивались, то для них было бы абсолютно непростительным. если бы они (нарушая закон, соблюдать который должен был каждый израильтянин) ели мертвечину или растерзанное зверем (ст. 31). А те. которые нуждались в необходимой пище, в такой ситуации должны были обходиться без нее. Бедность имеет свои искушения, но священники так хорошо обеспечивались. что для этого у них не было повода.

2. Чего люди могли ожидать от священника в качестве вознаграждения. Те, которые были добры к пророку и священнику, получат награду пророка или священника: поступай так, чтобы над домом твоим почивало благословение (ст. 30), чтобы у Бога был повод благословить его и священник имел повод молиться о нем; священник должен был благословлять народ во имя Господа — не только их собрания, но и их семьи. Отметьте: самое главное утешение для любого дома — иметь на себе благословение Бога, чтобы оно покоилось в нем, пребывало гам, где мы пребываем, и передавалось по праву наследования тем, кто придет после нас. Для того чтобы Божье благословение пребывало на нашем имуществе, мы должны славить им Бога, отдавать его Ему и Его служителям, Ему и Его нищим — каждому давать его часть. Бог обязательно благословит обитель тех, кто гак поступает (Притч 3:33). А служители, наставляя и молясь о семьях, которые добры к ним, совершают свое дело и дают основание благословению почить там. Мир вашему дому.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 44 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.