Угрозы об уничтожении Иуды и Иерусалима за их грехи, изложенные в первой части данной книги, не были в той же степени ужасны, насколько утешительными были обетования об их восстановлении и спасении ради славы Божьей, изложенные во второй части книги; и как первые были проиллюстрированы многими видениями и сравнениями для пробуждения святого страха, так и эти — для ободрения смиренной веры. В предыдущей главе Бог заверил, что соберет дом Израилев, всех, кто принадлежит ему, выведет из плена и приведет на родину. Но два обстоятельства делали этот факт маловероятным.
I. Они были значительно рассеяны среди своих врагов, абсолютно лишены всякой помощи, которая могла бы посодействовать и ускорить их возвращение, и были угнетены данным положением дел. В связи с этим в данном видении они сравниваются с полем, устланным сухими костями мертвых людей, которые будут собраны вместе и воскреснут к жизни. Это видение описано в ст. 1−10, а его пояснение — в ст. 11−14.
II. Между собой они были сильно разделены, и старая вражда между Иудой и Ефремом сохранилась даже в плену. Но знамение о двух жезлах, ставших в руках пророка одним, предсказывает счастливое объединение народов Израиля и Иуды после возвращения на родину (ст. 15−22). Это было прообразом объединения между иудеями и язычниками, иудеями и самарянами во Христе и Его Церкви. Так пророк постепенно переходит к предсказанию царства Христа, которое будет учреждено в мире вместе с Божьей скинией; он также предсказывает славу и благодать этот царства (ст. 23−28).
Стихи 1−14. В данных стихах описывается:
I. Видение о воскресении от смерти к жизни — видение о славном воскресении. Это явление абсолютно неизвестно в природе и полностью противоречит ее принципам (а privatione ad habitum поп datur regressus — из ничего не появляется что-то), и поэтому мысли о нем появляются только благодаря слову Божьему: данное видение убедило некоторых в том, что будет общее воскресение мертвых, «ибо, говорят они, в противном случае оно не могло бы быть достаточно убедительным знамением для подтверждения веры в обетование об их избавлении из Вавилона, как знамение о пришествии Мессии, упомянутое для подтверждения их веры, которое касалось их первого избавления» (Иc 7:14). Но:
1. Является ли оно подтверждением или нет, но несомненно представляет собой самый яркий образ тройного воскресения, помимо основного образа, знамением которого оно должно быть.
(1) Это воскресение душ от смерти греха к жизни или праведности — к святой, небесной, духовной и божественной жизни посредством силы божественной благодати, которую сопровождает Слово Христа (Ин 5:24−25).
(2) Это возрождение евангельской Церкви или какой-то ее части от страдающего, преследуемого состояния, особенно от ярма новозаветного Вавилона, к свободе и миру.
(3) Это воскресение тела в великий день, особенно тел верующих, которые воскреснут к вечной жизни.
2. Давайте обратим внимание на детали этого видения.
(1) На бедственное состояние этих мертвых костей. Пророку пришлось [1] внимательно осмотреть их. Благодаря пророческому побуждению и божественной силе в видении он был перенесен и поставлен среди поля, возможно, того поля, о котором говорилось в главе 3 ст. 22, где Бог говорил с ним. Оно было полно костей, принадлежавших мертвым людям, но не нагроможденных в кучи, как в склепе, а разбросанных по поверхности, словно на этом месте происходило кровопролитное сражение и убитые воины оставались лежать непохороненными, пока вся плоть не была съедена или не подверглась гниению; и остались только кости, отделенные друг от друга и разбросанные. Он обошел кругом около них и увидел, что их не только очень много (ибо толпы людей ушли к собранию мертвых), но и то, что они весьма сухи, так как длительное время подвергались воздействию солнца и ветра. Если кости, напоенные мозгом (Иов 21:24), становились мертвыми, то теряли содержимое, которым были наполнены, и становились сухими, как пыль. Живое тело скрепляется костями (Иов 10:11), но, становясь мертвыми, они сами становятся беззащитными. Иудеи в Вавилоне были похожи на эти мертвые и сухие кости, которые вряд ли когда-нибудь будут собраны и составят скелет, смогут быть сформированы в тело или тем более стать живым телом. Как бы ни было, они лежали на поверхности поля, и этот факт ободрял надеяться, что они будут воскрешены, как два свидетеля (Откр 11:8−9). Кости Гога и Магога будут похоронены (Иез 39:12,15), ибо их уничтожение будет окончательным, а кости Израиля лежат на поверхности, под глазом небес, ибо есть надежда для их будущности.
[2] Ему пришлось признать, что их положение отчаянное и помочь им может только Сам Бог (ст. 3): «Сын человеческий, оживут ли кости сии? Возможно ли такое? Может ли твоя философия вдохнуть жизнь в эти кости или твое искусство управления восстановить пленный народ?» — «Нет, — отвечает пророк, — я не знаю, как это сделать, но Ты знаешь это». Он не говорит: «Они не смогут ожить», чтобы не показалось, что тем самым он ограничивает Святого Израилева, а: «Господи, Ты знаешь, могут ли они жить и оживут ли; если Ты не вдохнешь в них жизнь, то, конечно, они не оживут». Отметьте: Бог в совершенстве знает Свои возможности и Свои цели и хочет, чтобы мы все действия приписывали Ему и признали, что все Его чудесные дела могли быть осуществлены только Его советом или силой.
(2) На средства, которые использовались для того, чтобы собрать вместе и дать жизнь этим разбросанным мертвым и сухим костям. Это должно быть сделано через пророчество. Иезекиилю велено изречь пророчество на кости сии (ст. 4) и изречь пророчество духу (ветру в англ. пер., ст. 9). И он изрек пророчество, как велено было ему (ст. 7,10).
[1] Он должен был проповедовать, и он проповедовал, и мертвые кости ожили благодаря силе, сопутствовавшей слову Божьему, проповеданному им.
[2] Он должен был молиться, и он молился; мертвые кости ожили в ответ на молитву, ибо дух жизни вошел в них. Посмотрите на действенную силу слова и молитвы, насколько они необходимы для воскрешения мертвых душ. Бог велит служителям пророчествовать сухим костям, говорить им: «Живите!», и они сделают так, как им велено; служители должны вновь и вновь призывать их: «Кости сухие! Слушайте слово Господне». Но мы призываем напрасно, раз они остаются мертвыми и сухими, поэтому мы должны ревностной молитвой обратиться к Богу, чтобы слову сопутствовало действие Духа: «Приди, Дух, и дохни на этих убитых». Божья благодать может спасти души без нашей проповеди, но наша проповедь не может спасти их без Божьей благодати, а эту благодать нужно искать молитвой. Отметьте: служители должны преданно и усердно использовать средства благодати, даже в адрес тех, которых они вряд ли убедят. Пророчествовать сухим костям кажется таким же наказанием, как и поливать сухую палку, но независимо от того, будут ли они слушать или воздержатся, мы должны оправдать оказанное нам доверие и пророчествовать, как нам велено, во имя Того, Кто воскрешает мертвых и является источником жизни.
(3) На чудесный результат использования этих средств. Кто поступает так, как велено, и исполняет данное ему поручение, несмотря на великое разочарование, у того нет повода сомневаться в успехе, ибо Бог признает и благословит Свое указание.
[1] Иезекииль посмотрел вниз и пророчествовал костям на поверхности поля, и они стали человеческими телами. Во-первых, он должен был сказать им, что Бог несомненно воскресит их к жизни: «Так говорит Господь Бог костям сим: вы оживете» (ст. 5−6). Произнесший слово тем самым совершил работу; Сказавший: «Вы оживете» сделает их живыми; Он обложит их жилами и вырастит на них плоть (ст. 6), как сделал вначале (Иов 10:11). Тот, Кто дивно устроил и искусно сотворил нас, подобным образом сможет по-новому сотворить нас, ибо Его мышца не укоротилась. Во-вторых, им сразу была придана новая форма. Мы вполне можем предположить, что пророк пророчествовал живо и энергично, особенно когда увидел, что сказанное им имеет результат. Отметьте: открытие, запечатление и применение обетовании являются обычными средствами, с помощью которых проявляется наша новая божественная природа. Когда Иезекииль пророчествовал в этом видении, то произошел шум: слово повеления с небес одобрило то, что он сказал, или этот шум символизировал движение ангелов, которые были задействованы как служители божественного провидения в освобождении иудеев, и мы читаем о шуме их крыльев (Иез 1:24) и шуме идущего (2Цар 5:24). И вот движение или волнение наблюдается среди костей. Даже мертвые и сухие кости начинают двигаться, когда их призывают слушать слово Господне. Это пророчество исполнилось, когда после провозглашения Киром свободы те, чей дух Бог возмутил, начали задумываться о том, как воспользоваться этой свободой, и начали готовиться к походу. Когда произошел шум — и вот движение; когда Давид услышал шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинулся, тогда он начал движение. Когда Павел услышал голос, говорящий: «Что ты гонишь Меня?», то началось движение сухих костей; он содрогнулся и изумился. Но это еще не все: под воздействием божественного наставления стали сближаться кости, кость с костью своею; и хотя человек состоит из множества костей, тем не менее ни одна кость из множества убитых не была затеряна, каждая стала на свое место, словно благодаря инстинкту каждая кость знала и смогла найти своего хозяина. Разбросанные кости собрались вместе, и разъединенные кости соединились; божественная сила обеспечила эти сухие кости теми взаимно скрепляющими связями, благодаря которым существует живое тело. Так же будет при воскресении мертвых: рассеянные атомы выстроятся и переместятся в определенном порядке в установленное для них место, и каждая кость сблизится с костью своею благодаря той же мудрости и силе, с помощью которой кости вначале образовались в чреве беременной. Так же обстояли дела при возвращении иудеев: иудеи, рассеянные в различных частях Вавилона, пришли и объединились со своими семьями, а затем все семьи единогласно собрались в месте главной встречи, чтобы вернуться на родину. Постепенно жилы и плоть выросли на этих костях, и кожа покрыла их сверху (ст. 8). Это исполнилось, когда на пленников было оказано воздействие и жители места того помогли им серебром, золотом и всем необходимым для переселения (Езд 1:4). Но все еще духа не было в них; им нужен был дух и смелость, чтобы отважиться на такое трудное и опасное мероприятие, как возвращение на родину.
[2] Тогда Иезекииль посмотрел вверх и пророчествовал духу (в рус. пер.), или ветру (в англ. пер.), или дыханию и сказал: «Приди, дух, и дохни на этих убитых». Все равно, что сухие кости, что мертвые тела, но что касается Бога, то все Его дела совершенны; Он — Бог живых, а не мертвых, поэтому пророк говорит: «Дохни на них, и они оживут». В ответ на эту просьбу дух сразу вошел в них (ст. 10). Отметьте: дух жизни — от Бога; Он вначале, при сотворении, вдохнул в человека дыхание жизни, и так же будет в конце времен при воскресении. Подавленные и отчаявшиеся пленники были поразительным образом вдохновлены и исполнились решимости преодолеть все огорчения и трудности, возникшие на пути их возвращения, приступив к осуществлению своего плана с максимальной энергией. Тогда они стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. Это были не только живые люди, но также энергичные, годные для служения и участия в войне и грозные для всех, кто противостанет им. Отметьте: нет ничего невозможного для Бога. Он может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму и из мертвых и сухих костей создать огромную армию, которая бы сражалась за Него и отстаивала Его дело.
II. Каким образом это видение касалось нынешнего бедственного положения иудеев в плену: кости сии — весь дом Израилев, десять колен и два колена. Посмотрите на примере данной ситуации, какими они были и какими будут:
1. На глубину отчаяния, которое охватило их (ст. 11). Все они считали себя затерянными и пропавшими: они говорили: «Иссохли кости наши, наши силы истощились, наш дух угас, и погибла надежда наша: все. на что мы полагалась и от кого ожидали помощи, подвели нас, и мы оторваны от корня, мы не видим никакого основания, чтобы лелеять какую-либо надежду». Отметьте: когда бедствие долго длится, то надежды часто оставляют людей, упование на творения оказывается несостоятельным, и неудивительно. если дух угасает. Тогда только действенная вера в силу, обетование и провидение Бога поддержит дух от полного угасания.
2. На высоту процветания, на которую они. несмотря на свое нынешнее положение, вознесутся: «Посему. так как они дойдут до крайности. изреки пророчество и скажи им: "Настало время Богу заступиться за вас. Иегова-ире — на горе Иеговы усмотрится (ст. 12−14).
Скажи им, (1) что они выйдут из земли своих врагов, где они подобны людям, заживо погребенным. Я открою гробы ваши»». Будут воскрешены не только те. чьи кости ссыпаны в челюсти преисподней (Пс 110:7), но и погребенные в могилах; хотя сила врага подобна запорам преисподней, которые, кажется. невозможно преодолеть, ибо они сильны, как смерть, и жестоки, как могила, но они будут преодолены. Бог может вывести Свой народ из бездн земли (Пс 70:20).
(2) Что они будут приведены на свою землю и жить в изобилии: «Я введу вас в землю Израилеву (ст. 12) и помещу вас на земле вашей (ст. 14), вложу в вас дух Мой, и оживете». Отметьте: Бог вдыхает дух в нас ради хорошего дела, чтобы мы ожили, в том случае, если вдыхает в нас Свой Дух. И наконец, Бог прославится всем этим: «И узнаете, что Я Господь (ст. 13), сказал это и сделал (ст. 14)». Отметьте: когда Бог оживляет мертвых, то это особым образом прославляет Его Самого и Его слово, которое Он превознес выше Своего имени и будет возвеличивать больше и больше за счет осуществления каждой его йоты.
Стихи 15−28. В данных стихах дается самое великое и драгоценное обетование о счастливом положении иудеев после их возвращения на родину; но оно также касается более отдаленного времени и ссылается на царство Мессии и славу евангельского времени.
I. Обещано, что Ефрем и Иуда благополучно объединятся и между ними восстановится братская любовь и взаимная выручка, хотя с того момента, когда под предводительством Иеровоама десять колен отошли от дома Давидова, между двумя царствами — Израиля и Иуды — наблюдалась только взаимная вражда и недоброжелательство; возможно, даже в плену между ними бывали стычки (Ефрем во всех ситуациях завидовал Иуде, а Иуда досаждал Ефрему). Но теперь их отношения изменятся, они объединятся и, несмотря на старые разногласия между ними, будут любить и помогать друг Другу. Эти взаимоотношения здесь проиллюстрированы знамением. Пророк должен взять два жезла, и написать на одном: «Иуде (включая Вениамина — сынов Израилевых, союзных с ним)», а на другом: «Иосифу (включая оставшиеся колена)» (ст. 16). Эти два жезла нужно было так сложить, чтобы они в руке его были одно (ст. 17). Люди обратили на это внимание и захотели, чтобы он объяснил значение этого, ибо они понимали, что он взял в руки эти жезлы не для развлечения, как это делают дети. Кто хочет узнать значение, тот должен спрашивать его у слова Божьего, которое он прочитал или услышал, у учрежденных знамений, с помощью которых нам представляют духовные и божественные истины;уста священника должны хранить ведение, и люди должны закон искать у уст его (Мал 2:7). И взрослые люди, и дети должны спрашивать: «Что это за служение?» (Исх 12:26). Значение же этого знамения таково: Иуда и Израиль должны стать одним целым в руке Божьей (ст. 19).
1. Они станут одним народом (ст. 22). У них теперь будут общие интересы и, соответственно, общие привязанности. Прекратится взаимная зависть и враждебность; ничто не будет напоминать о прежних разногласиях. Между ними будет присутствовать совершенная гармония и хорошее взаимопонимание, хорошее отношение друг к другу, готовность оказать друг другу услугу ради доброго имени и утешения другого. Раньше эти два жезла противодействовали и мешали друг другу, более того, они наносили удары и сокрушали друг друга, но теперь они стали одним целым, начали поддерживать и укреплять друг друга. Vix unita fortior — Сила, добавленная к силе, делает ее пропорционально более действенной. Как хорошо и как приятно видеть вместе Иуду и Израиль, которые долгое время враждовали. Тогда они станут благоугодны для Бога, привлекательными для друзей и грозными для врагов (Ис 11:13−14).
2. Они будут одним целым в руке Бога; они объединятся благодаря Его силе, Его рука сведет их вместе, Его рука будет удерживать их вместе, и поэтому они не отпадут и не разъединятся вновь. Они будут одним целым в Его руке, ибо Его слава станет центром их единства и Его благодать будет скреплять его. Они объединятся в Нем: в благоговении перед Ним, в служении и поклонении Ему, и так станут одним целым. Обе стороны согласятся отдать себя в Его руку и так станут одним целым. Qui conveniunt in aliquot tertio inter se conveniunt — Согласные с третьим согласны между собой. Отметьте: наилучшим способом объединены те, которые находятся в руке Бога, ибо их союз является результатом их союза со Христом и через Него — результатом их общения с Богом (Еф 1:10). Они да будут в Нас едино (Ин 17:21).
3. Они будут одним целым во время возвращения из плена (ст. 21): «Я возьму сынов Израилевых из среды народов и соберу их отовсюду, и приведу их, объединившихся в один народ, в землю их». Они будут действовать как одно целое, отделяясь от язычников, с которыми они смешались: оба народа согласятся расстаться с ними, освободятся от привязанности к ним и не будут соблюдать их традиции; и после этого объединятся, чтобы жить по правилам слова Божьего. Тот факт, что они вместе страдали, будет содействовать их взаимопониманию, когда они придут в себя и задумаются о главных истинах. Положите несколько кусочков металла вместе в печь, и вы увидите, что когда они растают, то сольются. Это будет время, когда они будут укреплять друг друга, в то время как их угнетатели будут стараться ослабить и погубить их. Подобным образом тот факт, что они вместе станут сопричастниками Божьего благоволения и что для обоих народов будет совершено великое избавление, также будет способствовать их объединению. То, что Бог любит их всех, должно быть хорошим основанием, почему они должны любить друг друга. Время общей радости, равно как и время общих страданий, должно быть исцеляющим, благоприятным временем.
4. Они станут подданными одного царя и таким образом будут одним целым. После возвращения из плена иудеи имели одно правительство и не разделялись, как прежде. Но это обетование, несомненно, взирает на более отдаленные времена — на царство Христа; Он является тем единственным Царем, Которому будут верны и в Котором с радостью объединится весь духовный Израиль; они все соберутся под Его защитой. Все верующие объединены одним Господом, одной верой, одним крещением. И это пророчество, несомненно, с радостью взирает на объединение иудеев и язычников в евангельской Церкви, когда они станут одной паствой, принадлежащей Христу — великому Пастырю. Благодаря Христу стена, разделяющая их, была свергнута, враждебность — уничтожена и из двух был создан один новый человек (Еф 2:14−15).
II. Обещано, что благодаря пленению иудеи исцелятся от своей склонности к идолопоклонству; это будет блаженным плодом их страданий; они избавятся от своего греха (ст. 23): «Они не будут уже осквернять себя идолами — мерзкими и скверными истуканами — и всякими пороками своими». Отметьте: когда человек искренно расстается с одним грехом, то при этом оставляет все остальные грехи, ибо ненавидящий грех как таковой ненавидит все грехи. А исцелившиеся от духовного идолопоклонства, от своей неумеренной любви к этому миру и плоти и не делающие больше своим богом деньги или свое чрево тем самым наносят благословенный удар по корню всех своих пороков.
Бог исцелит их от идолопоклонства двумя способами:
(1) Он уведет их от пути, где они подвергались искушению поклоняться идолам. «Я освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, ибо именно там у них появилась возможность грешить и их обольщали ко греху», — говорит Бог. Отметьте: мы поступим мудро, если будем избегать мест, где искушение ко греху победило нас, если не будем оставаться или возвращаться туда, а спасаться от них, как бегут из зараженных мест (см. Зах 2:7; Откр 18:4). Нам оказана великая милость, если Бог Своим провидением освобождает нас из мест жительства, где мы грешили, и хранит нас от зла, удерживая от злых путей, в ответ на нашу молитву: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
(2) Он изменит расположение нашего разума: «Я очищу их (ст. 28), то есть освящу, выработаю в них отвращение к осквернению грехом и удовлетворенность и наслаждение святостью, и тогда (вы можете быть уверены) они больше не осквернят себя идолами». Кого Бог очистил, того будет хранить в чистоте.
III. В данных стихах обещано, что они будут народом Бога, а Он — их Богом, они станут подданными и овцами Христа своего Царя и Пастыря. С этими обетованиями мы сталкивались раньше, и здесь они повторяются (ст. 23−24) для ободрения веры Израиля: «Они будут Моим народом и служить Мне, а Я буду их Богом, буду спасать их и делать их счастливыми. Раб Мои Давид будет Царем над ними: будет сражаться за них в битвах, защищать от зла, руководить ими и господствовать над всем так, чтобы все содействовало их благу». Он будет их Пастырем, чтобы водить и обеспечивать их всем необходимым. Этим Давидом, Царем Израиля с ветхих времен, является Христос; а тем, которых Он подчинил себе и сделал готовыми в день Своей силы, Он даст способность ходить в заповедях Его и уставы Его соблюдать.
IV. Обещано, что они будут жить благополучно (ст. 25−26). Они будут жить на земле Израиля, ибо где же еще жить израильтянам? Многие факторы будут делать место их обитания благоприятным.
1. Они получат эту землю согласно завету и вновь обретут старые права на владение ею в силу дара, сделанного Иакову, рабу Божьему. Христос был Давидом, рабом Бога, а Церковь — Иаковом, тоже Его рабом, и члены Церкви также обретут право на владение как рожденные в доме Божьем. Он заключит с ними завет мира (ст. 26) и, согласно этому завету, устроит и размножит их. Отметьте: временные милости вдвойне приятны, когда они приходят как обетование завета, а не просто от общего провидения.
2. Они придут в эту землю по i предписанию: «Это земля, на которой жили ваши отцы, и поэтому вы не можете не иметь особой привязанности к ней, и Бог милостиво даст ее вам». Это было наследие их предков, и поэтому она будет принадлежать им. Они возлюбленные ради отцов своих.
3. Они будут иметь право владеть ею и наследников из своего народа; они образуют семьи, и их земля не будет утеряна из-за отсутствия наследников. Там будут жить они все время и никогда не лишатся права владеть ею и передадут эту землю в качестве наследства детям своим и детям детей своих во веки, которые будут радоваться ей, когда они уйдут, и эта перспектива будет удовлетворять их.
4. Они будут иметь хорошее руководство, и это будет в значительной степени утешать их в жизни: «Раб Мой Давид будет князем у них вечно». Этим Давидом не может быть никто иной, как Христос, о Котором было сказано, когда Он пришел в мир: «Он будет царствовать над домом Иакова во веки» (Лк 1:33). Отметьте: неизреченным утешением для всех верных подданных Христа является тот факт, что Его царство вечное и Он сам — вечный Царь; Он живет, чтобы царствовать вечно, и пока Он живет и царствует, они тоже будут жить и царствовать.
5. Всеми этими привилегиями они обладают по неоспоримому праву. Завет, заключенный Богом с ними, будет вечным заветом, таким же является завет благодати, ибо он гарантирует нам вечное блаженство.
V. В данных стихах обещано, что Бог будет обитать среди них, и благодаря этому они будут жить благополучно: «Я поставлю среди них святилище Мое на веки; и будет у них жилище Мое» (ст. 26−27).
1. Они будут иметь знамения особого присутствия Бога с ними и Его милостивого пребывания среди них. Бог будет жить с человеками на земле, ибо Он там, где находится Его святилище; когда они осквернили Его святилище, то Он забрал его у них (Ис 64:11), но теперь, когда они очистились, Бог опять будет жить с ними.
2. У них будет возможность общаться с Богом, слышать Его, говорить с Ним, и это утешит их в жизни.
3. Они будут иметь средства благодати. Благодаря пророчествам Бога в Его скинии они станут мудрее и лучше, и все их дети будут наставлены о Господе.
4. Так их отношения с Богом, благодаря заключенному с ними завету, станут лучше, и узы этого завета станут крепче: «Я буду их Богом, а они будут Моим народом; они узнают об этом благодаря святилищу, поставленному среди них, и это будет их утешением».
VI. Благодаря всему этому Бог и Израиль будут почитаемы среди язычников (ст. 26). «Сейчас язычники наблюдают, как Израиль грехами осквернил свой венец и как Бог осквернил его Своими судами; но потом, когда Израиль изменится и Бог повернется к нему с милостью, даже язычники познают, что Господь освятил Израиля, что Он имеет право на него и заинтересован в нем больше, чем в любом другом народе, ибо Его святилище поставлено и будет стоять среди них». Отметьте: Бог хочет освятить тех, среди кого Он поставил Свое святилище. Блаженны и святы те, которые, наслаждаясь привилегиями святилища, приводят такие доказательства и свидетельства своего освящения, благодаря которым язычники могут познать, что именно всемогущая благодать Бога освящает их. Таковые в своей среде имеют Божье святилище, внутри их — царство Божье, которое является движущей силой духовной жизни, и оно пребудет с ними вечно, когда они будут радоваться вечной жизни.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 37 глава