В данной главе представлены две проповеди, прозвучавшие по особому поводу с горы Синай, горы страха, и с горы Гевал, горы проклятия. Обе проповеди возвещают участь Иерусалима. Поводом для них послужила осада Иерусалима вавилонским царем, а предназначение проповедей — показать, что в результате осады вавилонский царь не только завладеет этим городом, но и погубит его.
I. Знамение кипящего на огне котла с мясом призвано показать страдания Иерусалима во время осады, заслуженные городом за нечистоту (ст. 1−14).
II. Знамение, заключающееся в том, что Иезекииль не оплакивает смерть своей жены, призвано показать, что грядущие на Иерусалим бедствия столь велики, что оплакать их невозможно и они повергнут всех в безмолвное отчаяние (ст. 15−27).
Стихи 1−14. Здесь приводится:
I. Сообщение об осаде Иерусалима Навуходоносором, которое Бог передал Иезекиилю в Вавилоне как раз во время устроения таковой: «Сын человеческий! Прими к сведению, что царь Вавилонский, покинувший пределы своей страны вместе с войском (и ты не знаешь, где он), подступит к Иерусалиму в этот самый день» (ст. 2). Иерусалим от Вавилона отделяла не одна миля и не один день пути. Возможно, последние донесения из войск сообщали о планах относительно Раввы сынов Аммоновых: в частности, что военная кампания начнется с осады этого города. Но Бог знал и мог сказать пророку: «В этот день, в это время Иерусалим окружили и перед ним расположилась халдейская армия». Следует заметить: любое время и любое место, даже самое отдаленное, не скрыто от Божьего взора. Господь говорит пророку, чтобы он рассказал людям и те убедились в точности сообщений о событиях, официальные донесения о которых дойдут несколько позже. И таким образом миссия пророка получит подтверждение, а народ сделает вывод: поскольку Иезекииль оказался прав, передав новость, то он точен и в своих предсказаниях, ибо и то и другое он получает благодаря своей связи с Небесами.
II. Запись, которую должен сделать пророк по Божьему велению. Иезекиилю надлежит внести в свою книгу напоминание о том, что в девятом году пленения Иоакима (ибо от этого события пророк ведет отсчет времени, Иез 1:2), который также совпадал с девятым годом правления Седекии (ибо тот воцарился, когда Иоаким отправился в плен), в десятом месяце, в десятый день месяца вавилонский царь осадил Иерусалим; причем приведенная здесь дата в точности совпадает с историческими сведениями (4Цар 25:1). Видите, как Бог открывает истины рабам своим пророкам, особенно те истины, которые служат подтверждением пророческого слова и таким образом укрепляют собственную веру пророков. Следует заметить: полезно вести точный счет датам знаменательных событий, ибо подчас это способствует явлению Божьей славы как в самих по себе событиях, так и в объяснении и подтверждении библейских пророчеств. Ведомы Богу от вечности все дела Его.
III. Сообщение, которое пророк по Божьему велению должен впоследствии передать народу, чтобы показать, что начавшаяся сейчас осада Иерусалима неизбежно приведет к полному его разорению. Это пророк должен сообщить мятежному дому — тем его представителям, которые находятся в Вавилоне, чтобы они, в свою очередь, передали сообщение остававшимся пока на своей земле. Мятежный дом вскоре превратится в разрушенный дом.
1. Пророк должен предсказать событие посредством знамения, ибо этот неразумный народ нужно учить, как детей. Будет использовано сравнение с кипящим котлом. Это согласуется с видением, которое много лет назад было у Иеремии, когда тот только начинал служение пророка, и, вероятно, уже тогда подразумевалось, что народу придется напомнить о нем: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера (Мер 1:13). Причем приведенное далее объяснение (Иер 1:15) дает понять, что осаду Иерусалима совершат народы с севера. Видение Иезекииля должно подтвердить видение Иеремии и, вместе с тем, разоблачить тщетную уверенность князей Иерусалима, которые говорили: «Этот город — котел, а мы мясо» (Иез 11:3), подразумевая: «Мы здесь в безопасности, как если бы нас окружали медные стены». «Ладно, — говорит Господь, — пусть так и будет — и вы сваритесь в Иерусалиме, как мясо в котле, разваритесь на куски; поставь котел с водой на огонь (ст. 3), помести в него отборных овец (ст. 5), все лучшие куски (ст. 4), а также кости вместе с костным мозгом, остальные же кости пусть служат топливом, чтобы так или иначе, в котле или вне котла, была использована вся туша животного». Огонь, хотя он и горит на костях медленно (ибо осада предстоит долгая), тем не менее горит надежно и продолжительно; таков был гнев Господа на мятежный дом: это вам не треск тернового хвороста под котлом, который производит много шума и искр вместо сильного жара. Люди, бежавшие в Иерусалим из всех уголков страны, будут жестоко разочарованы, когда из-за осады город станет для них слишком горячим местом, а выхода оттуда не будет и им придется остаться там, как мясу в кипящем котле.
2. Пророк должен пояснить это знамение. Оно будет истолковано так: «горе городу кровей!» (ст. 6). И снова (ст. 9). Поскольку город кровожаден, то пусть он идет в котел и варится в нем; это для него самое подходящее место. Здесь давайте рассмотрим:
(1) Какие действия в отношении Иерусалима предпримет Бог. Во время осады город будет подобен кипящему на огне котлу: все в спешке, все в горячке.
[1] Господь позаботится о поддержании хорошего огня под котлом, что означает тесноту осады и множество решительных нападений на город со стороны осаждающих, и в особенности гнев Божий, непрестанно разгорающийся на осажденных: Я разложу большой костер (ст. 9). Халдеям дано поручение: прибавь дров, разведи огонь (ст. 10), чтобы Иерусалим становился все более и более горячим для своих обитателей. Следует заметить: огонь, разводимый Богом для сжигания нераскаявшихся грешников, никогда не утихнет, тем более — не погаснет от недостатка топлива. Тофет давно уже устроен ...в костре его много огня и дров (Ис 30:33).
[2] Мясо, когда оно сварится, будут доставать и давать халдеям в пищу. «Вывари мясо; пусть оно сварится полностью, разварится на куски. Сдобри его специями (англ. пер., ст. 10), сделай аппетитным, чтобы вкушающие насладились едой. Пусть кости перегорят. (Речь идет либо о костях под котлом — пусть они полностью сгорят с другим топливом, — либо, как думают некоторые, — о костях внутри котла — пусть они горят столь сильно, чтобы не только мясо стало мягким, но и кости). Пусть все обитатели Иерусалима будут доведены до крайнего отчаяния болезнями, мечом или голодом». И тогда: «Кусок за куском его выбрасывайте из него (ст. 6); пусть каждый попадет в руки врага — либо погибнет от меча, либо пойдет в плен. Пусть они станут легкой добычей, и пусть халдеи набросятся на них с аппетитом, как голодный набрасывается на поставленное перед ним блюдо из мяса. Не выбирайте по жребию, пусть каждый кусок мяса достанут из котла и съедят, от первого до последнего, поэтому нет смысла бросать жребий о том, что следует вытащить в первую очередь». Когда Давид в Моаве отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых, — это была весьма суровая карательная операция (2Цар 8:2). А здесь даже ничего не отмеряют, жребий милости не бросают: все пойдут по одной дороге, ведущей к погибели.
[3] Когда вся жидкость выкипит, котел останется на углях пустым, чтобы тоже сгорел, — это символизирует пожар, погубивший город (ст. 11). Накипь от мяса, или (существует такой перевод) коррозия от мяса, так сильно пристанет к котлу, что отчистить его не представится возможным — как ни мой, как ни три, — поэтому дело сделает огонь; пусть вся нечистота выгорит или, скорее, расплавится в нем и сгорит вместе с котлом. Сожги гадюк вместе с их гнездом.
(2) Чем вызвана враждебность Бога. Господь не предпринял бы столь суровые меры по отношению к Иерусалиму, если бы тот сам не рассердил Его и не заслужил такое обращение. Ибо [1] Иерусалим — кровожадный город: «...кровь его среди него...» (ст. 7−8). В самом его сердце совершилось не одно варварское убийство; более того, обитатели города носили в своих сердцах склонность к жестокости. Они испытывали внутреннюю радость от кровопролития, поэтому и сказано о крови среди него. К тому же убийства совершались средь бела дня, в них дерзко и открыто признавались, бросая вызов Божьему и человеческому правосудию. Они не на землю проливали ее, чтобы от стыда и страха перед наказанием дать ей покрыться пылью. Пролитая кровь не считалась чем-то нечистым, что надлежало бы прятать (Втор 23:13), тем паче — чем-то опасным. Мало того, невинную кровь оставляли на скале, где она не могла впитаться, причем на вершине скалы (англ. пер., ст. 7), пренебрегая Божьим мнением и возмездием. Невинную кровь проливали под маской правосудия; так что даже гордились этим, как будто бы сослужили добрую службу Богу и государству, поэтому, образно говоря, оставляли кровь на вершине скалы. Или же здесь подразумевается принесение в жертву детей на высотах, возможно, на вершинах скал. Таким образом, они возбудили гнев для совершения мщения (ст. 8). Бог неизбежно должен в ярости наказать их за это; Его душа должна отомстить такому народу, как этот. Совершенно необходимо, чтобы ради восстановления чести Божьего правосудия этому кровожадному городу дали пить кровь, ибо он достоин того. И поскольку преступление было публичным и общеизвестным, то таким же должно быть и наказание: Я оставил кровь его на вершине скалы (англ. пер., ст. 8). Иерусалиму предстояло стать наглядным примером, поэтому зрелище было представлено всему миру; Бог поступит с ним по закону воздаяния. Справедливость требует того, чтобы согрешающие перед всеми были и обличаемы перед всеми; стоит ли в заботе о репутации скрывать наказание людей, которые были столь дерзки, что даже не пожелали скрыть свой грех?
[2] Иерусалим — нечистый город. На этом делается особый акцент в объяснении сравнения с накипью на котле, символизирующей грех Иерусалима и явно выступившей на поверхности, когда на город обрушились Божьи суды. Речь идет о котле, большая накипь которого не сойдет с него (ст. 12), она прикипит к нему, когда все остальное выварится, и расплавится (ст. 11); некоторая часть содержимого перельется через край и окажется в огне (добавит жару, так что огонь разгорится еще яростнее), но в конечном счете исчезнет (ст. 11). Когда Бог простер на иудеев Свою руку, то они, вместо того чтобы смириться под ней, покаяться, исправиться и принять наказание за свое беззаконие, стали еще более дерзкими и неистовыми в грехе, раздражали Бога, гнали Его пророков, были жестоки друг с другом и пришли в состояние крайней ярости на халдеев, рычали на камень, грызли цепи и вели себя подобно Дикому буйволу, попавшему в сеть. Это было что-то вроде накипи у них, и в тесное для себя время они продолжали беззаконно поступать пред Господом, как царь Ахаз (2Пар 28:22). Как безнадежны люди, которые становятся хуже от того, что было задумано для их улучшения, и чьи пороки лишь умножились и усилились от обличений Божьего Слова и провидения, имевшего целью подчинить и подавить эти пороки! Как безнадежны люди, у которых образовалась накипь от обличений и признаний в грехах: таковая могла бы и отойти, если бы они исправились, но она пристала вновь, когда они отошли от своих добрых начинаний; а сердце, которое, казалось, уже стало мягким, ожесточилось снова! Так было и с Иерусалимом: он утомился от лжи (англ. пер., ст. 12), утомил своего Бога намерениями и обещаниями исправиться, которых так и не исполнил, утомил себя упованиями на плоть, которые обманули его. Следует заметить: кто гонится вслед за лживой суетой, тот утомляет себя. Теперь рассмотрим участь Иерусалима (ст. 13−14). Поскольку он безнадежно порочен, то обречен на неизбежную погибель. Во-первых, методы и меры исправления оказались тщетными: «В нечистоте твоей такая мерзость; ты стал в ней дерзким и упрямым; она вошла в привычку, закрепленную частыми повторениями. В нечистоте твоей укоренилась мерзость, как стало очевидным из того, что, сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист. Я давал тебе лекарство, но оно не принесло пользы. Я прибегал к разным методам очищения, но они оказались бездейственными; их цель не достигнута» (ст. 13). Следует заметить: прискорбно думать о том, на сколь многих были впустую потрачены таинства и провидение. Во-вторых, на этом основании принято решение не прибегать более к таким методам: от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься. Огонь уже будет не очищающим, а сжигающим, а посему не жди пощады и прекращения, как прежде, ибо он будет гореть в полную силу, пока не завершит свою работу уничтожения. Следует заметить: если человек не желает исцеляться, то от него на законном основании отказываются и его случай считается безнадежным. Грядет день, когда прозвучат слова: кто нечист, тот пусть остается нечистым. В-третьих, тогда ничего не остается, кроме как привести иудеев к полному краху: ярость мою Я утолю над тобой. Слова с тем же смыслом прозвучат в адрес иудеев гораздо позже: приближается на них гнев до конца (1Фес 2:16). Они этого заслужили: по делам твоим будут судить тебя (ст. 14). И Бог это сделает. Приговор отмене не подлежит, ибо утверждался неоднократно, чтобы они пробудились и увидели, сколь неизбежен их крах: «Я Господь, Я говорю, и Я в силах исполнить сказанное; это придет беспрепятственно, ибо Я сам сделаю, не отменю и на уговоры не поддамся; указ вышел, и Я не пощажу из сострадания к ним и не помилую». Господь не изменит ни Своего мнения, ни Своего пути. Итак, пророку запрещено ходатайствовать за них, а им возбраняется тешить себя надеждами на возможность избежать этой участи. Бог сказал — и Он сделает это. Следует заметить: заявления о Божьем гневе на грешников столь же непреложны, как и заверения о милости к Его народу; и поистине печальна участь людей, которые дошли до такого состояния, что или Бог ошибается, или они будут прокляты.
Стихи 15−27. Данные стихи подводят итог всему, чему была посвящена эта книга с самого начала, то есть пророчествам Иезекииля о гибели Иерусалима. Ибо в дальнейшем, хотя и звучат пророчества относительно других народов, об Иерусалиме уже не говорится до тех пор, пока Иезекииль не услышал об уничтожении города почти три года спустя (Иез 33:21). В предшествующей части данной главы Иезекииль заверил иудеев, что нет никакой надежды предотвратить эту беду. Здесь же он заверяет их, что плач по этому поводу будет безутешным.
Примите во внимание:
I. Знамение, посредством которого пророк передал народу это сообщение, причем данное знамение стоило пророку весьма дорого. Тем большая вина лежит на иудеях: Иезекиилю по определению свыше надлежало произвести на них впечатление огромной ценой, а они остались безучастны.
1. Иезекииль должен лишиться хорошей жены, которую внезапно заберет у него смерть. Бог извещает пророка об этом заранее, чтобы беда не застала его врасплох: вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих (ст. 16).
Следует заметить:
(1) Статус женатого человека вполне сочетается с пророческим служением; брак честен у всех, а посему не является грехом для духовных служителей.
(2) Люди находят огромное утешение, когда живут в согласии друг с другом. Вне всякого сомнения, Иезекииль был связан узами брака с благоразумной и нежной женой, которая делила с ним печали и заботы и скрашивала тяготы пленения.
(3) Люди, состоящие в браке, должны служить друг другу не только покрывалом для очей (Быт 20:16), чтобы взгляд не блуждал вслед других, но и утехой очей, доставляя друг другу радость своим видом. Возлюбленная жена — утеха очей, и никто не сравнится с ней в миловидности.
(4) Самое дорогое является и самым беззащитным. Мы не знаем, как скоро утеха наших очей отнимется от нас, что станет печалью для сердца, а посему имеющие жен должны быть, как не имеющие... и радующиеся о них должны быть как не радующиеся (1Кор 7:29−30). Смерть — это удар, от которого не застрахованы даже самые благочестивые, самые полезные и самые приятные люди.
(5) Когда мы внезапно лишаемся утехи очей, нам надлежит видеть и признавать в этом Божью руку: Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих. Господь отнимает у нас часть творения, в которой мы находили утешение, когда и как Ему угодно. Он послал ее нам, но сохраняет за Собой право на владение ею; разве Он не властен в Своем делать, что хочет?
(6) Когда мы переживаем горе подобного рода, нам полезно помнить, что мы — сыны человеческие; ибо именно так называет здесь пророка Бог. И если ты — сын Адамов, то твоя жена — дочь Евы, а значит, она смертна. Речь идет о скорби, которой подвержены сыны человеческие; и неужели для нас опустеть земле? Согласно этому предсказанию, пророк сообщает: «...говорил я поутру слово к народу» (ст. 18); ибо Бог посылал Своих пророков всякий день с раннего утра; и тогда Иезекииль думал, что народ прислушается к нему, если вообще расположен слушать.
Примите во внимание:
[1] Хотя Бог и дал Иезекиилю определенное представление о грядущем горе, тем не менее это обстоятельство не отвлекло пророка от работы и он настойчиво продолжал свое дело.
[2] Мы сможем пережить горе легче, если оно застанет нас на пути исполнения долга, ибо ничто не причинит нам вреда и мы ничего не пропустим, пока храним себя в Божьей любви.
2. Пророк должен отказать себе в трауре по собственной жене, который послужил бы и долгом почтения к умершей, и облегчением для угнетенного духа. Он должен избегать естественных проявлений печали (ст. 16). Ему нельзя давать выход чувствам при помощи плача или позволить выступить слезам, несмотря на то что слезы являются данью умершему, ибо, когда тело посеяно в землю, его полагается полить. Иезекиилю же этого делать нельзя, хотя оснований у него, как он думал, более чем достаточно, и, возможно, люди о нем плохо подумают, если он не проявит должной скорби. Тем более ему нельзя прибегать к традиционным формальностям траура. Он должен носить обычную одежду, надеть на голову тюрбан, названный здесь повязкой, и обувать ноги свои в обувь (не ходить босым, как было принято в подобных случаях). Он не должен закрывать бороду и прятать лицо под покрывалом (как обычно поступали скорбящие, Лев 13:45). Нельзя придавать лицу мрачный вид, чтобы показаться людям постящимся (Мф 6:18). Он не должен есть хлеба от чужих или рассчитывать на то, что соседи или друзья пришлют ему какую-то еду, как обычно поступали в подобных случаях, предполагая, что у скорбящего на хватит духу раздобыть себе пропитание. А если пищу пришлют, то ему не следует принимать ее, но продолжать заниматься своим делом, как и в любое другое время. Отсутствие плача по столь близкому и любимому человеку будет сильно не по нутру плоти и крови, но таково веление Господа. И я сделал так, как повелено было мне.
Иезекииль вышел по своему обыкновению к людям, и выглядел он как обычно, без малейших признаков траура.
(1) В этом было нечто странное, и Иезекииль, чтобы стать знамением для народа, должен сделать над собой усилие и явить необычный пример самоотречения. Следует заметить: нам надлежит всегда подчинять свои желания Богу, повеления Которого должны исполняться, даже если они кажутся нам непосильными и неприятными.
(2) Несмотря на то что траур по умершим считается долгом, тем не менее он подчиняется требованиям религии и здравомыслия, и мы не должны скорбеть, как прочие, не имеющие надежды, или оплакивать потерю какой-либо твари, даже самой ценной для нас, с которой нам тяжелее всего расстаться, как если бы речь шла о разлуке с Богом или если бы данная потеря означала для нас полную потерю блаженства. И духовным служителям надлежит являть пример сдержанности в скорби. В таких случаях нам следует стараться стать лучше во время скорби, научиться смиряться с потерями и знакомиться с миром, который расширил свои горизонты, когда не стало близких нам людей; нужно научиться, вместе с блаженным Иовом, благословлять имя Господне, и когда Господь дает, и когда забирает.
II. Объяснение и прикладное значение данного знамения. Люди спрашивали, что оно означает: не скажешь ли нам, какое для нас значение в там, что ты делаешь? (ст. 19). Они знали Иезекииля как любящего мужа, для которого смерть жены станет огромным горем, и он не выглядел бы столь безразличным, если бы для этого не было особого основания или наставления для них. Возможно, они надеялись, что знамение символизирует нечто благоприятное, и делали выводы, якобы Бог желает сейчас утешить их в связи с постигшей их скорбью, ибо вернул им Свою благосклонность. Следует заметить: когда мы задаемся вопросами о Божьих истинах, нам надлежит спрашивать: «Что это означает для нас? Какое это имеет к нам отношение? Какое обличение, какой совет, какое утешение это нам несет? Каких аспектов нашего состояния это касается?» Иезекииль дает им ответ verbatim — слово в слово, как он принял от Господа, что именно ему надлежит сказать дому Израилеву.
1. Пусть знают, что, подобно тому как Господь внезапно взял у Иезекииля его жену, так и у них отнимется все самое дорогое (ст. 21). И если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Если верный служитель Божий так пострадал только ради испытания, то неужели останется без наказания род, взбунтовавшийся против Бога? Этим пробуждающим событием провидения Господь показал, что в Своих угрозах Он серьезен и непреклонен. Мы можем предположить, что Иезекииль молился, чтобы Господь пощадил его жену, если на то есть воля Его, но Бог не пожелал его слушать; тогда будет ли его голос услышан, если он станет ходатайствовать за этот дерзкий народ? Нет, это определено: Бог заберет утеху очей ваших. Следует заметить: когда у других отнимаются утешения, нам следует пробудиться и подумать о расставании с собственными; ибо имеем ли мы преимущество? Мы не знаем, как скоро в наши руки попадет та же чаша (а то и более горькая), значит, нам следует плакать вместе с плачущими, ибо мы и сами находимся в теле. Бог возьмет у дома Израилева то, о чем пожалеет их душа (англ. пер., ст. 21), то есть о чем они скажут: «Как жаль, что этому суждено быть истребленным и погубленным!» Бог возьмет то, за что душа их боится (существует такое чтение); вы потеряете именно то, что больше всего боитесь потерять.
О чем же идет речь?
(1) О том, что было их народной гордостью, — о храме: «Я отдам на поругание святилище Мое, предав его в руки врага, чтобы тот его разграбил и сжег». Таково было символическое значение смерти жены пророка, любимой жены, чтобы научить нас, что Божье святилище должно быть нам дороже всего остального из сотворенного, должно стать самой большой утехой очей наших. Церковь Христова приходится Ему супругой, таковой она должна быть и нам. Несмотря на то что этот народ был весьма порочен и сам осквернял храм, последний все равно назван утехой очей их. Следует заметить: многие лишившиеся силы благочестия, тем не менее, очень любят его вид; и со стороны Бога справедливо наказать их за лицемерие, отняв и вид благочестия. Святилище здесь названо опорой силы их; у иудеев было много крепостей и оборонных сооружений, но храм превосходил их. Он был гордостью силы их, они гордились, как своей силой, тем обстоятельством, что сами являлись храмом Господним (Иер 7:4). Следует заметить: люди оскверняют своими грехами церковные привилегии, которыми гордятся, и со стороны Бога справедливо осквернить их Своими судами.
(2) А вместе с таковыми Бог отнимет членов семьи, на которых они взирали с радостью: «А сыновья ваши и дочери ваши (которые вам тем более дороги, что их осталось немного из большинства погибших от голода и язвы) падут от меча халдеев». Какое страшное зрелище — видеть, как собственные дети, частички, копии своих родителей, которым посвятили так много заботы и трудов, пока вырастили, и которых любили, как собственную душу, станут жертвой ярости беспощадных завоевателей! Именно таким было наказание за грех.
2. Пусть знают, что, подобно тому как Иезекииль не оплакивал свое горе, они не будут оплакивать своего. Пророку надлежит сказать: и вы будете делать то же, что делал я (ст. 22). Не будете сетовать и плакать (ст. 23). Об этом говорил народу и Иеремия: и не будут оплакивать умерших, ни терзать себя (Иер 16:6). И дело не в том, что отсутствию плача будут способствовать благоприятные внешние обстоятельства или внутренняя мудрость и благодать, которые помогли бы смягчить или умерить скорбь; не будут же сетовать, ибо (1) скорбь столь велика, что переполнит людей, страсти просто задушат их, и не найдется сил дать им выход.
(2) Бедствия грядут столь стремительно, одно вслед за другим, что, по давнему обычаю, люди ожесточатся в своих страданиях (англ. пер., Иов 6:10), совершенно утратят чувствительность и (как мы говорим) будут удручены.
(3) Они не осмелятся выражать свою скорбь из страха вызвать недовольство завоевателей, которые воспримут их стенания как оскорбление и помеху своему триумфу.
(4) У них не будет ни настроения, ни времени, ни денег для соблюдения траура и соответствующих ему церемоний: «Вы будете всецело и основательно охвачены столь глубокой скорбью, что не останется и места для ее внешних проявлений».
(5) Каждому по отдельности нет смысла закрывать бороду, снимать украшения, ходить босыми, чтобы выделить себя среди остальных как скорбящего, ибо скорбь постигла всех и все об этом знают.
(6) Чувство скорби и печали не поможет им прийти к покаянию, а лишь приведет их в отчаяние, что следует из слов: «...будете истаявать от грехов ваших с усопшей совестью и превратным умом и воздыхать не перед Богом в молитве и исповедании грехов, а друг перед другом», ворча от недовольства и ропща на Бога, отчего бремя станет еще тяжелее, а рана болезненнее; так обычно происходит с нетерпеливыми, которые в скорби разжигают в себе страсти.
III. Факт, который станет подтверждением всего описанного: «И когда это сбудется именно так, как предсказывалось, когда Иерусалим, подвергшийся в этот день осаде, будет полностью разрушен и опустошен (во что вам сейчас трудно поверить), тогда узнаете, что Я — Господь Бог, честно предупреждавший вас об этом. Тогда вы вспомните, что Иезекииль был для вас знамением» (ст. 24). Следует заметить: кто не придает значения угрозам Слова во время проповеди, тому придется вспомнить о них, когда они исполнятся.
Примите во внимание:
1. Огромное разорение, которым закончится осада Иерусалима: в тот день, в тот ужасный день, когда город будет разрушен, Я возьму у них
(1) То, на что они полагались, — их силу (англ. пер., ст. 25), их стены, их сокровища, их укрепления, их воинов; им ничто уже не пригодится.
(2) То, чем они хвалились, — украшение славы их; то, что они считали своей славой и чему больше всего радовались, — храм Бога и дворцы правителей.
(3) То, чем они наслаждались, что было утехой очей их, о чем они заботились. Следует заметить: плотские люди заботятся о том, что они способны увидеть, на что они смотрят и в чем не чают души, то есть речь идет о видимом; и поступают неразумно, когда заботятся о мимолетном, которого могут в мгновение ока лишиться (Притч 23:5). Таковыми были сыновья их и дочери их — и силой, и отрадой, и славой; все они пойдут в плен.
2. Весть, которую принесут пророку. Это — не откровение, в отличие от сообщения об осаде (ст. 2), а обычное донесение: «В тот день придет к тебе спасшийся оттуда (ст. 26) по особому распоряжению Провидения и принесет тебе весть». Об исполнении этого будет сказано дальше (Иез 33:21). Худые вести приходили медленно, тем не менее весть о разрушении Иерусалима пришла к Иезекиилю и его товарищам по плену слишком быстро.
3. Ниспосланные свыше изменения, которые претерпит пророк, получив эту весть (ст. 27). С момента предсказания до получения вести Иезекииль безмолвствовал, вплоть до того, что его пророчества были направлены не против земли Израилевой, а против соседних народов, как мы увидим из следующих глав; затем он получит указание изречь слово к сынам народа своего, и откроются уста его (Иез 33:2,22). Во время осады Иерусалима он временно прекратил пророчествовать против иудеев, потому что его сообщения не могли быть доставлены в осажденный город, а еще потому, что, когда Бог столь громко говорит посредством жезла, слова не нужны; кроме того, исполнение пророчеств станет исчерпывающим подтверждением миссии Иезекииля и подготовит путь для нового начала. Поскольку именно о таком исходе говорилось, такого исхода и следовало ожидать. Поэтому и Христос запрещал Своим ученикам открыто проповедовать, что Он Мессия, до Своего воскресения, потому что именно этому событию суждено стать исчерпывающим доказательством. «И тогда ты будешь говорить с большей уверенностью и результативностью либо к их покаянию, либо к их замешательству». Следует заметить: Божьи пророки умолкают исключительно ради мудрых и святых целей. И когда Бог снова отверзнет их уста (что Он сделает в должное время, ибо даже убитые свидетели восстанут), тогда станет очевидным, что временное молчание послужило во славу Ему, чтобы люди более определенно и основательно знали, что Бог есть Господь.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 24 глава