Несмотря на то что видение Божьей славы от пророка отошло, к нему все равно приходит Божье слово, которое он передает народу, причем делается это с той же целью, какую преследовало и видение, а именно — показать грядущие на Иерусалим ужасные суды, в результате которых город и храм будут полностью опустошены.
В данной главе:
(I) Пророку предстоит самому послужить знамением о бегстве Седекии из Иерусалима в сильном смятении, когда халдеи захватят город; и покажет он это, перенеся свои вещи и покинув жилище (ст. 1−16).
(II) Принимая пищу с трепетом, пророку надлежит явить знамение о голоде в городе во время осады и о страхе, который парализует его жителей (ст. 17−20).
(III) Бог отправляет Своему народу послание, чтобы заверить их, что все предсказания в очень скором времени исполнятся — и не отменятся, вопреки самообольщению народа (ст. 21−28).
Стихи 1−16. Возможно, Иезекииль так часто и с таким наслаждением размышлял о данном ему видении Божьей славы (с тех пор как оно взошло от него ввысь) потому, что желал, чтобы оно сошло к нему снова, ибо, увидев его один раз, потом другой, он охотно надеялся, что удостоится видения и в третий раз; но мы не встречаем упоминания о том, чтобы Иезекииль видел его когда-либо еще, тем не менее было к нему слово Господне; ибо Бог многократно и многообразно говорил издревле отцам (Евр 1:1), и они часто слышали слова Божии, не видя при этом видений Всемогущего. Вера приходит от слышания пророческого слова, которое намного надежнее видения. Мы можем поддерживать общение с Богом без исступления и экстаза.
В данных стихах пророк получает указание:
I. Какими знамениями и действиями показать грядущее пленение иудейского царя Седекии. Именно это событие следовало предсказать, и оно возвещается людям, которые уже находятся в пленении, ибо все время, пока Седекия сидел на престоле, они тешили себя надеждами, что он разделается с вавилонским царем, чье ярмо он как раз замышлял сбросить, и, вероятно, бедные пленники на многое в связи с этим рассчитывали; и, возможно, разрабатывая план действий, Седекия в частном порядке отправлял переселенцам воодушевляющие послания и обнадеживал, что скоро он их спасет или обеспечит им свободу путем обмена пленными. И пока их питали тщетными надеждами, они не могли ни предаться скорби, ни извлечь из нее благо. Поэтому было необходимо (хотя и весьма сложно) убедить иудеев, что Седекия не только не станет их избавителем, но и очень скоро разделит их страдания. Итак, казалось бы, достаточно, чтобы пророк сказал об этом народу от имени Господа, что он и делает впоследствии (ст. 10). Но чтобы подготовить их к пророчеству, Иезекииль должен сначала дать им знамение, сначала сообщить их глазам, а потом — ушам.
И здесь мы узнаем:
(1) О причине, почему пророку надлежит прибегнуть к такому методу (ст. 2). — Потому что они — народ тупой, бесчувственный и бездумный, они либо не придадут значения, либо скоро забудут о том, что услышали, по крайней мере, совершенно не будут по этому поводу переживать, ибо сказанное не произведет на них никакого впечатления: ты живешь среди дома мятежного, в котором практически невозможно произвести благотворные перемены. У них есть глаза и уши, у них есть умственные способности, но они не видят и не слышат. Они были идолопоклонниками, по характеру своему уподоблявшимися идолам, которым поклонялись, ибо и у тех есть глаза, но не видят и есть уши, но не слышат (Пс 113:13−14,16). Следует заметить: мятежными следует считать тех людей, которые закрывают глаза от Божьего света и затыкают уши от Божьего закона. Невежество умышленно невежественных, имеющих способности и средства познания, но не желающих ими пользоваться не только непростительно, но и усугубляет их грех мятежом. Никто так не слеп и никто так не глух, как не желающий видеть и слышать. Не видят и не слышат, потому что они — мятежный дом. Причина кроется в них самих: помрачение разума происходит от упрямства воли. Итак, именно по этой причине пророку надлежит говорить с ними при помощи знаков, как с глухими, когда те обучаются, чтобы они либо были вразумлены, либо были постыжены. Следует заметить: духовные служители должны учитывать не только немощи, но и своеволие людей, с которыми они имеют дело, и обращаться с ними соответственно. Если они живут среди мятежных, то говорить с таковыми следует более доходчиво и настойчиво и избрать такую линию поведения, которая с большей вероятностью возымеет на них действие, чтобы им не было извинения.
(2) О приеме, к которому прибегнул пророк, чтобы пробудить народ и произвести на него впечатление. Иезекииль должен запастись всем необходимым для переселения (ст. 3), позаботиться о дорожной одежде и деньгах. Ему надлежит переселяться с места своего в другое место, как человеку неустроенному и вынужденному переезжать. И это ему нужно делать среди дня... перед глазами народа. Он должен вынести всю свою домашнюю утварь, чтобы упаковать и отправить (ст. 4). И поскольку все двери и ворота были либо запреты, так что люди не могли пройти через них, либо тщательно охранялись врагом, и они не осмеливались проходить, то пророк должен проломать себе отверстие в стене и тайно вынести через него вещи (ст. 5). Он должен нести вещи сам на своих плечах, за неимением сопровождающего его слуги. Это ему предстоит делать впотьмах, чтобы не быть обнаруженным. И когда он перенесет все, что ему удастся, чтобы сохранить лучшее из своего имущества, то ему самому предстоит крадучись удаляться вечером перед глазами их со страхом и трепетом, как выходят для переселения (ст. 4). То есть Иезекииль должен закрыть свое лицо (ст. 6), как будто бы стыдится, что его увидят, и боится, что его узнают, либо же в знак глубокой скорби и тревоги. Он должен удалиться подобно бедному разорившемуся торговцу, который, когда вынужден закрыть свою лавку, не знает, куда деваться от стыда, или покидает страну. Итак, Иезекииль должен стать знамением для народа; и когда, возможно, он сам проявил некоторое нежелание причинить себе такое беспокойство и подвергнуться насмешкам со стороны людей, то Бог, чтобы примирить пророка с данной миссией, сказал: «Может быть, они уразумеют и избавятся благодаря этому от тщетной самонадеянности, хотя они — дом мятежный» (ст. 3). Следует заметить: мы не должны считать безнадежными даже наихудших из людей, ибо и таковых можно привести к тому, чтобы задумались о себе и покаялись; а посему нам надлежит продолжать использовать подходящие средства для их убеждения и обращения, ибо, пока есть жизнь — есть и надежда. И духовным служителям следует охотно исполнять самые трудные и неприятные поручения (ибо таковым было и переселение Иезекииля), даже если об успехе сказано, что он всего лишь может быть. И если к размышлениям пробудится только одна душа, то наши заботы и труды будут вознаграждены.
(3) Готовность Иезекииля и точное послушание данным ему повелениям Бога: и сделал я, как повелено было мне (ст. 7). Таким образом он учит нас, а в особенности духовных служителей:
[1] С радостью подчиняться каждому повелению Бога, даже самому трудному. Сам Христос обрел навык к послушанию, и Его примеру должны последовать и мы.
[2] Делать все возможное на благо душ других людей, быть готовыми к любым трудностям и усилиям в деле убеждения неубежденных. И все это, возлюбленные, мы делаем (то есть готовы сделать что угодно) к вашему назиданию.
[3] Самим подвергнуться воздействию истин, посредством которых желаем изменить других людей. Когда Иезекиилю предстояло сообщить своим слушателям о печальных перспективах, то он сам предстал в печальном виде.
[4] Не привязываться к этому миру, готовясь покинуть его и вынося свои вещи для переселения, потому что мы не имеем здесь постоянного града. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя по причине своей нечистоты. Ты живешь в доме мятежном, поэтому готовься к переселению. Ибо кто не желает покинуть такой дом, такой нечестивый мир, как этот?
II. Какими словами объяснить данные знамения и действия, подобно тому как Агав, когда связал свои руки и ноги, сказал, что это означает и кого так свяжут. Но примите во внимание: Бог не давал пророку толкования знамения вплоть до наступления утра, чтобы тот постоянно полагался на Него в получении наставлений. Дела Божии, равно как и Его указания для нас, возможно, не понятны нам сейчас, но мы все узнаем впоследствии.
1. Предполагалось, что люди будут спрашивать о значении данного знамения, по крайней мере, им следовало бы спросить: «Не говорил ли тебе дом Израилев: что ты делаешь? (ст. 9). Знаю, что говорили. Хотя они — дом мятежный, тем не менее интересуются мнением Бога», подобно людям, которые каждый день ищут Его (Ис 58:2). Именно потому пророку и надлежит делать нечто странное и непривычное, чтобы они спросили, что это означает. И тогда, можно надеяться, народ придаст значение сказанному и извлечет для себя пользу, когда получит это в виде ответа на свои вопросы. Но существует мнение, что здесь звучит намек на то, что люди не задавались подобными вопросами: «Не говорил ли тебе... дом мятежный: что ты делаешь? Нет, они не придали этому значения, но ты объясни им смысл, даже если не спрашивают». Следует заметить: когда Бог посылает нам сообщение через своих служителей, то Он наблюдает, как мы к таковому относимся; Он прислушивается и слышит, что мы на это говорим и какие вопросы задаем, и очень недоволен, если мы не придаем Его сообщениям никакого значения. Когда мы слышим слово, то нам надлежит обращаться к своим пасторам и проповедникам за дальнейшим наставлением; и мы будем знать только тогда, когда стремимся к познанию подобным образом.
2. Пророку предстоит рассказать народу о значении знамения. В общем, это — предвещание для начальствующего в Иерусалиме (ст. 10); они знали, о ком шла речь, и хвалились, что, хотя и пребывают в пленении, у них есть собственный правитель в Иерусалиме и что в целом дом Израилев пока находится там, а посему не сомневались, что со временем все образуется. «Но скажи им, — говорит Господь, — что в твоих действиях они могут увидеть участь своих друзей в Иерусалиме. Скажи: я знамение для вас» (ст. 11). Духовные служители в беседах с людьми должны учить их, что следует делать, подобным же образом постигшее людей Божье провидение подчас имеет целью сообщить, что их ждет. Отсутствие постоянного места жительства и переезды духовных служителей должны давать людям предупреждение о том, что их ждет в этом мире: вместо постоянства — постоянные перемены. Христос говорит Своим ученикам, что когда наступят времена бед, то прежде же всего того возложат на них руки (Лк 21:12).
(1) Народ будет уведен в плен: что делаю я, то будет с ними (ст. 11); их выгонят из собственных жилищ, в которые они уже не вернутся, и место их не будет уже знать их. Мы не можем сказать в отношении своего жилища, что оно — место покоя нашего, ибо не знаем, как далеко от него будем отброшены, пока не умрем.
(2) Попытка правителя сбежать окажется тщетной, ибо он тоже отправится в плен. Иеремия говорил Седекии о том же прямо в глаза: и ты не избежишь от руки его, но непременно будешь взят (Иер 34:3). Здесь же Иезекииль предсказывает данное событие людям, которые полагались на царя и надеялись на его помощь.
[1] Правитель будет сам выносить свои вещи: поднимет ношу на плечо и выйдет, он возьмет самое ценное из своего имущества. Следует заметить: Божьи суды способны превратить князя в носильщика. Привыкший ходить по городу среди бела дня так, чтобы перед ним несли его регалии, теперь сам понесет на плечах свою ношу и будет покидать город крадучись впотьмах. Видите, каким переменам подвергает людей грех! Враг будет тщательно охранять все дороги, ведущие к дворцу, и поэтому стену проломают, чтобы отправить его через нее. Люди станут взломщиками собственных домов и будут выносить свои же вещи, как украденное; так происходит, когда меч войны упраздняет все права и собственность.
[2] Правитель попытается удалиться неузнанным, надев маску, которая закроет лице его, так что сможет смотреть только перед собой и не увидит глазами земли сей. Любивший во время своего величия, чтобы его все видели, теперь, во время своего бегства, будет бояться быть увиденным. А посему пусть никто не гордится, когда оказывается в центре внимания, и не слишком обольщается, глядя по сторонам, — стоит вспомнить о царе, который закроет лицо свое, так что не увидит глазами земли сей.
[3] Правитель станет пленником и будет уведен в Вавилон: и раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои (ст. 13). По-видимому, речь идет о сети и тенетах халдеев, но Бог называет таковые Своими. Кто думает избежать меча Господня, тот окажется в Его сети. Иеремия еще раньше сказал, что царь Седекия увидит вавилонского царя и пойдет в Вавилон; Иезекииль же говорит, что его отведут в Вавилон, тем не менее он не увидит его, хотя и умрет там. Придирчивый, возможно, выдвинул бы возражение, что эти два пророка противоречили друг другу, ибо один сказал, что Седекия увидит царя вавилонского, а второй утверждал, что он не увидит Вавилон; тем не менее оба пророка оказались правы: Седекия действительно увидел вавилонского царя в Ривле, где тот вынес ему приговор за мятеж, там же Седекии выкололи глаза, так что он не увидел Вавилон, когда его привели туда. Переселенцы надеялись, что их царь войдет в Вавилон как победитель, чтобы вызволить их из беды; он же придет туда как пленник, позор которого весьма сильно усугубит их страдания. Мало радости видеть царя, когда тот не может увидеть свой народ.
[4] Вся охрана царя рассеется и окажется совершенно бесполезной: а всех, которые вокруг него, споборников его... развею (ст. 14), так что он останется беспомощным. Я рассею их по народам и развею их по землям (ст. 15), чтобы стали памятниками Божьей справедливости везде, куда бы ни пошли. Но неужели нет надежды на быстрые сборы (сейчас убежали, а в другой раз смогут сражаться)? — Нет, Я обнажу вслед их меч, который будет поражать их везде, где найдет; ибо меч, который достает из ножен Бог, непременно совершит казнь согласно замыслу. Тем не менее некоторые из рассеянных отрядов Седекии спасутся: небольшое число их Я сохраню от меча (ст. 16). Хотя все они и разбегутся, но не всех постигнет поражение: некоторым из них жизнь будет дана вместо добычи. А цель их замечательного спасения очевидна: чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; постигшие их беды приведут их в чувство и вернут им здравый ум, и тогда они признают правоту Бога во всем, что с ними случилось и совершенно искренне исповедаются в своих грехах, побудивших Бога вступить с ними в такое противоборство. Поскольку станет очевидным, что их милостиво пощадили, то они пожелают с надлежащей благодарностью ответить на явленную им Богом благосклонность. Следует заметить: поскольку Бог замечательным образом избавил нас от смерти, которая нам явно угрожала, то мы должны видеть среди прочих определенную цель в том, что нас пощадили, а именно — чтобы мы прославляли Бога и послужили в назидание другим, признаваясь и раскаиваясь в своих грехах. Кто приходит к этому в результате скорбей, тот узнает, что Бог есть Господь, и поможет другим познать Его. Видите, как Бог обращает зло на благо. Рассеяние грешников, так много бесчестивших Бога и не желавших служить Ему в своей стране, превращается в рассеяние кающихся, которые принесут Господу честь и послужат Ему в чужих странах. Левиты в результате проклятия стали разделенными в Иакове и рассеянными в Израиле, тем не менее это обратилось в благословение, ибо именно таким образом они получили прекраснейшую возможность учить законам Божьим Иакова.
Стихи 17−20. Здесь пророк снова становится для народа знамением о разорении, грядущем на Иуду и Иерусалим.
1. Он должен принимать пищу и питье с тревогой и страхом, особенно в компании (ст. 17−18). Хотя ему самому никакая опасность не грозила и он жил в мире и достатке, тем не менее Иезекиилю предстоит хлеб свой есть с трепетом (хлеб печали, Пс 116:2) и воду свою пить с дрожанием и печалью, чтобы сообщить о бедственном положении людей, которые окажутся в Иерусалиме во время осады. Не то чтобы пророку пришлось притворяться и выдавать себя за боящегося и тревожащегося, нисколько при том не боясь и не тревожась, но ему надлежало предсказать суд и показать, что он сам твердо в это верит, хотя Иезекииль совершенно не желал наступления суда и на самом деле был охвачен скорбью и страхом от такой перспективы. Следует заметить: когда духовные служители говорят о погибели, грядущей на нераскаявшихся грешников, они должны стараться говорить об этом эмоционально, как подобает людям, знающим страх Господень; кроме того, им надлежит переносить страдания, не забывая о благотворении.
2. Он должен рассказать, что жители Иерусалима будут принимать пищу и питье подобным же образом с тревогой и страхом (ст. 19−20). И имеющие дом в Иерусалиме, и жители земли Израилевой, пришедшие в город в поисках укрытия, хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, либо из страха, что пищи не хватит и вскоре их постигнет нужда, либо в непрерывном ожидании нападения врага, когда жизнь их будет висеть пред ними (Втор 28:66), поэтому они не будут испытывать наслаждения и им не пойдет впрок никакая пища и питье. Следует заметить: тревоги и страха, когда они обладают нами, достаточно, чтобы сделать горьким любое благо; таковые сами по себе являются тяжким судом. Люди будут доведены до такой нужды постепенно, причем от руки, причинившей им это несчастье, будут разорены и город, и вся страна; ибо целью данного суда является ни много ни мало их полное разрушение: земля его будет лишена всего изобилия своего, лишится своей красоты и всех своих плодов, и тогда, конечно, будут разорены населенные города, потому что и они питаются с поля. Поскольку грядет такое повсеместное разорение, то и неудивительно, что люди станут есть хлеб в тревоге и страхе.
Итак, здесь говорится:
(1) Какой ужасной была причина суда; все произошло за неправды всех живущих на земле Израилевой, за их несправедливость и угнетение, за зло, которое они причиняли друг другу и за которое Бог посчитается с ними, а также за дерзкий вызов, брошенный Господу в том, что касается поклонения. Следует заметить: упадок добродетели в стране приводит к упадку всего остального; когда ближние «съедают» друг друга, то со стороны Бога справедливо навести на них врагов, чтобы поглотили их всех.
(2) Каким благотворным будет следствие суда: и узнаете, что Я Господь. И если в результате судов они получат о Нем доброе знание, то это станет достойным возмещением всех потерь от разорения. Блаженны скорби (какими бы мучительными они ни были для плоти и крови), которые способствуют нашему знакомству и развитию отношений с Богом.
Стихи 21−28. Для пробуждения этого беспечного и самонадеянного народа использовались разнообразные приемы, чтобы люди узнали о грядущих судах, взбодрились и попытались таковые предотвратить путем покаяния и исправления. Пророчества о погибели подкреплялись видениями и образно передавались знамениями, причем это сопровождалось такими доказательствами и проявлением силы, что, казалось, непременно произведет на людей действие. Однако здесь говорится, что они не поддавались убеждению и даже защищались от него, а именно — говоря самим себе и друг другу, что, хотя грозящие им суды и придут когда-нибудь, это будет не скоро. Ответ на данное предположение, которым народ питал собственную самонадеянность, и доказательство его тщетности и беспочвенности приводится здесь в виде двух отдельных сообщений от Бога, переданных пророку в разное время, но с одинаковой целью (ст. 21,26). От пророка потребуется немало трудов и забот, чтобы вывести народ из заблуждения.
Примите во внимание:
I. Как люди обольщались надеждой на отсрочку судов. Они повторяли слова, которые стали поговоркой в земле Израилевой (ст. 22). Они говорили: «Много дней пройдет; суды не наступили, когда их ожидали, но, по-видимому, все еще откладываются de die in diem — со дня на день, и поэтому мы вправе заключить, что всякое пророческое видение исчезнет, потому что, похоже, именно это и произошло с некоторыми из них, ибо если разрушения не было до сих пор, то уже никогда и не будет; и мы больше не станем верить пророку, потому что пока нас только пугали, а вреда никакого не было». Была у них в ходу еще одна фраза, которая, если и не противоречила убеждениям, тем не менее охлаждала чувства и снижала тревогу, а сводилась она к следующему: «Пророческое видение... сбудется после очень многих дней, оно относится к событиям из далекого будущего, и он пророчествует о вещах, которые, хотя и истинны, но отдаленны, так что нам не стоит морочить себе голову (ст. 27); возможно, мы умрем с почетом и миром, пока эти беды придут». Если бы на самом деле упомянутые беды были столь отсрочены, то люди могли бы успокоиться, как это сделал Езекия: «Да будет мир и благосостояние во дни мои!» Однако это было большой ошибкой, и они только обманывали себя к собственной же погибели. И Господь весьма недоволен этим, ибо (1) речь идет о крайнем злоупотреблении терпением Бога, о Котором из-за того, что Он какое-то время молчал, подумали, что Он такой же, как они (Пс 49:21). Божье долготерпение, которому полагалось привести людей к покаянию, ожесточило их в грехе. Они охотно думали, что их дела не были худыми, потому что не скоро совершается суд над ними, а посему пришли к выводу, что само пророческое видение исчезнет, поскольку много дней прошло.
(2) Люди получали одобрение от бывших среди них лжепророков, как следует предположить на основании замечания, сделанного Богом относительно пустого видения и ложного предвещания в доме Израилевом (англ. пер., ст. 24), которому вверено слово Божие. Не удивительно, что обманывавшие себя поклонением мнимым божествам обманывались также, когда доверяли мнимым пророчествам, находясь под действием заблуждения, которому Бог справедливо предал их за идолопоклонство.
(3) Упомянутые выше слова вошли в поговорку; они усердно распространялись среди людей, так что были не только у всех на устах, но и никем не оспаривались, как обычно бывает с поговорками, причем это касается как старинных поговорок, так и современных. Следует заметить: когда порочные и нечестивые высказывания входят в поговорку, это является признаком всеобщего вырождения нации; причем речь идет об одном из изобретений сатаны, когда он такими поговорками укрепляет предубеждения людей против Слова и путей Господних, что является дерзким вызовом, брошенным Богу и небесам. Сквернословие никоим образом не оправдывается ссылкой на то, что является популярным изречением.
II. Как людей заверяют в том, что они лишь обманывают себя, ибо приближение судов ускорится и нечестивым поговоркам будет нанесен удар: скажи им: близки дни (ст. 23), и снова: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено (ст. 28). Желание народа удалить от себя наступление тяжелого дня только побудило Бога навести его еще скорее; а посему тем мучительнее, тяжелее, неожиданнее и ужаснее станет он для них, когда придет.
Пророк должен сказать народу, что:
1. Бог непременно заставит умолкнуть лживые поговорки и лжепророчества, на которых держались тщетные надежды людей, и заставит народ устыдиться и тех и других:
(1) Уничтожу эту поговорку; ибо, когда люди увидят наступление дней возмездия (и что ни одна йота и ни одна черта предсказания не осталась неисполненной), тогда им станет стыдно употреблять такую поговорку в Израиле: много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет. Следует заметить: кто не желает открыть свои глаза и исправить ошибки при помощи Божьего Слова, тот увидит, что заблуждался, когда его постигнут Божьи суды, ибо заграждаются всякие уста, говорящие превратно.
(2) Уже не останется втуне никакое видение пророческое (ст. 24). Данное событие разоблачит лжепророков, говоривших людям, что у них будет мир и вскоре придет конец их бедам, и тогда им станет стыдно за свои притязания, они будут прятать глаза и умолкнут. Следует заметить: поскольку истина старше заблуждения, то она переживет его; она выиграла на старте и победит в гонках. Видения и предсказания истинных пророков стоят и полны силы, власти и достоинства; они дают закон и получают доверие, тогда как пустые видения и ложные предвещания проигрывают и забываются, их уже не будет в доме Израилевом, ибо велика истина и она победит.
2. Бог непременно и очень скоро исполнит каждое сказанное Им слово. С каким величием Он произносит: «Я Господь! Я Иегова!» (ст. 25). Это Его славное имя свидетельствует о Нем как Боге, Дающем жизнь Своему слову в его исполнении, и поэтому праотцам, жившим верою в обетование, которое еще не исполнилось, имя Иегова не было известно (Исх 6:3). Но, являясь Иеговой в исполнении Своего обетования. Он также Иегова и в исполнении Своих угроз. И пусть тогда народ знает, что Бог, с Которым они имеют дело, это — Великий Иегова, а посему:
(1) Он будет говорить, будут ли они слушать или не будут: Я Господь. Я говорю. Бог произнесет Свое слово, кто бы ни выдвигал возражения. Божье Слово называют живым, ибо оно до сих пор говорит, тогда как языческие слова умолкли давным-давно. Череда Божьих служителей, через которых говорит Господь, никогда не прерывалась и не прервется до конца света; и, хотя их могут презирать, от этого их служение не прекратится: в ваши дни, мятежный дом, Я изрек слово. Даже в наихудшие для Церкви века Бог не переставал свидетельствовать о Себе, но воздвигал людей, говоривших от Его имени, говоривших от Него. Я говорю слово, которое будет стоять прочно.
(2) Слово, произнесенное Богом, сбудется; оно непременно исполнится соответственно своему истинному намерению и значению, причем в полной мере и объеме: Я изрек слово, и исполню его (ст. 25), ибо Божье мнение никогда не изменится и рука Его не станет короче, равно как и не испытает затруднений Безмерная Мудрость. У людей слова расходятся с делами, у Бога же все иначе, у Него dictum factum — сказано — сделано. В делах провидения, таких, как сотворение, Он говорит, и становится так; ибо Бог сказал: да будет свет. И стал свет. Да будет твердь... И стало так (см. также Чис 23:19; 1Цар 15:29). Когда люди говорили: всякое пророческое видение исчезнет (ст. 22), Бог ответил: «Нет, будет исполнение всякого видения пророческого (ст. 23); оно не вернется ко Мне тщетным, но каждое знамение исполнится в том, что оно символизировало». Кто видит видения Всемогущего, тот видит не пустые видения; Бог утверждает слово раба Своего, приводя таковое в исполнение.
(3) Оно исполнится очень скоро: «Близки дни, когда вы увидите исполнение всякого видения пророческого (ст. 23). Сказано и подкреплено клятвой, что отсрочки уже не будет (Откр 10:6); лето Божьего терпения как раз закончилось, и Господь уже не задержит исполнение приговора, оно не будет отложено (ст. 25); Бог терпел вас слишком долго, но не станет терпеть всегда. В ваши дни, мятежный дом, произнесенное слово исполнится, и вы увидите суды, которыми вам угрожали, и испытаете их на себе. Вот, Судия стоит у дверей. Праведники восхищены от зла, а этот мятежный дом не будет столь незаметно восхищен, более того, всю свою жизнь будет подвергаться гонениям, и сотрут его с лица земли». Данная мысль повторяется: «Ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено (ст. 28), но суд стремительно приближается; и чем дольше натягивалась тетива лука, тем глубже проникнет стрела». Когда мы рассказываем грешникам о смерти и суде, об аде и небесах и думаем убедить их вести святую жизнь, то, хотя мы и не находим их закоренелыми безбожниками (ибо они склонны признавать, что верят в вознаграждение и наказания в потустороннем мире), тем не менее они с силой отталкивают эти великие истины, и те не производят на них впечатления, потому что грешники смотрят на потусторонний мир, как на нечто отдаленное. Они говорят нам: «Видение, которое видите вы, сбудется после многих дней, и вы пророчествуете об отдаленных временах; у нас будет достаточно времени подумать об этом, когда события станут ближе». Тогда как на самом деле от смерти и от ужасной вечности нас отделяет всего лишь шаг; еще немного, очень немного и видение скажет и не обманет, а посему мы заинтересованы в том, чтобы не терять времени и со всей поспешностью готовиться к будущему состоянию; ибо, хотя речь идет и о будущем, оно весьма близко, и пока нераскаявшиеся грешники дремлют, погибель их не дремлет.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 12 глава