Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 1 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе мы узнаем:

(I) Об обычных обстоятельствах пророчества, которое надлежало обнародовать: времени (ст. 1), месте (ст. 2) и человеке, который его провозгласит (ст. 3).

(II) О необычном вступлении к пророчеству, которое являло собой видение Божьей славы, представленное:

(1) свитой, сопровождающей Господа в горнем мире, где Его престол окружают ангелы, названные здесь «животными» (ст. 4−14).

(2) Божьим провидением, касающимся нижнего мира, который символизируют колеса и их движение (ст. 15−25).

(3) Ликом сидящего на престоле Христа (ст. 26−28). И чем больше мы узнаем и чем ближе общаемся с Божьей славой в упомянутых трех ее представлениях, тем сильнее мы подвергаемся влиянию Божьего откровения и с большей готовностью подчиняемся ему, — ведь именно с этой целью пророчества данной книги предваряют видения. Когда говорит Бог, Которому присуща такая слава, то в наших же интересах слушать Его с огромным вниманием и благоговением, а если мы поступаем иначе — то себе же на погибель.

Стихи 1−3. Обстоятельства, при которых Иезекииль получил видение, поручение и наставления, представлены здесь весьма точно, чтобы повествование имело подлинный, а не вымышленный характер. Сохранение информации о том, где и когда Богу было угодно по-особому явить Себя нашим душам, может оказаться весьма полезным, ибо возвращение к тому дню и к месту жертвенника (Быт 13:4) способно возродить приятные и благодарные воспоминания о Божьей милости к нам. «Помни, душа моя, и никогда не забывай о дарах Божьей любви, которые ты приняла в такое-то время и в таком-то месте; расскажи другим, что сделал для тебя Бог».

I. Здесь точно указано время, когда у Иезекииля было видение: в тридцатый год (ст. 1). Существует мнение, что подразумевается тридцатый год жизни пророка: он был священником, и именно в таком возрасте ему надлежало приступить к полноправному исполнению священнического служения, но поскольку этому воспрепятствовали беззакония и бедствия тех времен, когда не было ни храма, ни жертвенника, то Господь удостоил его в этом возрасте служения пророка. Согласно другому мнению, упомянут тридцатый год от начала правления Набополассара, отца Навуходоносора, когда халдеи начали новое летоисчисление (как прежде, за 123 года до того, исчисляли время от начала правления Набонассара). Набополассар царствовал девятнадцать лет, а речь идет об одиннадцатом годе правления его сына, поэтому получается тридцатый год. Со стороны Иезекииля, когда он находился в Вавилоне, вполне уместно приводить время согласно принятым там расчетам, подобно тому как и мы, находясь в других странах, указываем время по новому стилю; и далее (ст. 2) Иезекииль со скорбью отсчитывает время, ссылаясь на события, связанные с его собственной страной, указывая, что видение имело место на пятый год после пленения Иоакима. А халдейский парафраз привязывается к другому эпохальному событию и сообщает, что дело было на тридцатый год после того, как первосвященник Хелкия нашел книгу закона в доме святилища в полночь по восхождении луны во дни Иосии царя. И действительно видение имело место как раз тридцать. лет спустя после упомянутого события, которое было столь значительным (приведя иудейское государство к новому испытанию), что весьма уместно определить его отправной точкой отсчета времени. И возможно, именно поэтому пророк не уточняет, к какой системе летоисчисления относится тридцатый год, имея в виду и данное событие, и халдейский отсчет времени и учитывая такое совпадение. Иезекииль получил видение в четвертый месяц, соответствующий нашему июню, в пятый день месяца (ст. 2). Вероятно, это произошло в субботу, ибо мы читаем: «По прошествии же семи дней...» (Иез 3:16), то есть мы вправе предположить, что именно в следующую субботу Божье слово пришло к нему снова. Таким же образом Иоанн был в духе в день воскресный (Откр 1:10), когда видел видения Всемогущего. Тем самым Богу было угодно удостоить чести Свои субботы, когда неприятели смеялись над ними (Плач 1:7). Итак, Своими экстраординарными явлениями в некоторые из дней субботних Господь пожелал воодушевить народ, чтобы тот присутствовал при служении Его пророков каждую субботу.

II. Когда Бог удостоил данным видением Иезекииля и явил тем самым Свою благосклонность к народу, пророк пребывал в гнетущих обстоятельствах. Он находился в земле Халдейской среди переселенцев при реке Ховаре, и это был пятый год от пленения царя Иоакима. Примите во внимание:

1. Народ Божий, некоторые его представители были теперь пленниками в земле Халдейской. Основная часть иудейского народа все еще оставалась на собственной земле, эти же стали начатками переселенцев, причем одними из наилучших; ибо в видении Иеремии они предстали хорошими смоквами, которые Бог послал в землю Халдейскую (Иер 24:5); и во благо им воздвигнул среди них пророка, чтобы наставить в Своем законе, когда вразумлял их (Пс 93:12). Следует заметить: то обстоятельство, что до нас донесли Божье Слово, является великой милостью, и наш долг — прилежно вникать в него, когда мы в скорби. Слово наставления и исправительная розга могут сослужить нам добрую службу, когда действуют совместно и согласованно: слово объясняет значение розги, а розга усиливает действие слова, вместе они дают мудрость. Блажен человек, у которого, когда он болен и страдает, есть Ангел-наставник, один из тысячи (Иов 33:23), стоит лишь открыть ухо для вразумления. Одним из источников разногласия Бога с иудеями, когда Он отправил их в плен, было то обстоятельство, что они издевались над посланными и ругались над пророками Его; тем не менее, когда они страдали за этот грех, Господь благосклонно вернул им утраченную милость. Нам было бы худо, если бы Бог время от времени не навязывал нам средства благодати и спасения, которые мы безрассудно отталкивали. Во время пленения иудеи лишились обычных душепопечителей, и поэтому Господь воздвиг им необычных. Ибо если на пути воспитания Божьих детей стоит какая-то преграда, то Бог позаботится о другом пути. Но заметьте, что Господь воздвиг Иезекииля именно на пятый год от пленения, а не раньше. Столь долго Бог допустил иудеям оставаться без пророка, пока они не начали взывать к Нему плачем, сетуя на то, что не видят своих знамений и нет с ними того, кто знал бы, доколе это будет (Пс 73:9). Тогда бы они научились ценить пророков и охотнее принимали бы Божьи откровения о Себе, находя в них утешение. У иудеев, оставшихся на своей земле, был пророк Иеремия, у переселенцев был Иезекииль; ибо, как далеко ни рассеялись бы Божьи дети, Господь найдет им наставников.

2. Пророк сам находился среди пленников — тех из них, которых поселили при реке Ховаре; ибо именно при реках Вавилона они сидели и на вербах у берегов этих рек повесили арфы свои (Пс 116:1−2). Землевладельцы в Америке селятся вдоль берегов рек, и, возможно, хозяева использовали пленников из Иудеи для возделывания не обрабатывавшихся прежде участков земли вдоль рек, поскольку местное население в основном было занято на войне. Либо их привлекали к работе на производстве и поэтому предпочитали селить вдоль берегов рек, чтобы без особого труда перевозить по воде изготовленные ими товары. У толкователей нет единого мнения относительно того, что это за река — Ховар, известно лишь, что Иезекииль находился среди переселенцев при реке Ховаре, будучи пленником сам. Здесь примите во внимание:

(1) Зачастую наилучшие из людей, которые по особому дороги Господу, делят с остальными не только общие тяготы этой жизни, но и суды, которые наводятся на человечество или отдельный народ за грех. Сильно страдают люди, чьей вины в том нет, а посему проводить различие между добрыми и злыми следует не на основании произошедших с ними событий, но лучше судить по состоянию их духа и настроению во время испытаний. И поскольку не только праведники, но и пророки делят участь в настоящих карах с наихудшими из людей, то мы вправе сделать вывод и уверенно утверждать, что верных ждут награды в будущем состоянии.

(2) Слова обличения, совета и утешения лучше всего воспринимаются страждущими, когда звучат из уст соучастников в скорби. Лучшее наставление пленники получат от такого же пленника, как и они сами, который по себе знает их печали.

(3) Дух пророчества не ограничивался лишь землей Израиля, но некоторые из самых ярких откровений свыше прозвучали в земле Халдейской, что служило счастливым предзнаменованием распространения Церкви и Божьего откровения, на котором она зиждется, в языческий мир. И теперь, впрочем, как и в дальнейшем, когда надлежало утвердиться Царству Евангелия, рассеяние иудеев способствовало распространению знаний о Боге.

(4) Где бы мы ни находились, мы можем поддерживать общение с Богом. Undique ad coelos tantundem est viae — Дорога к небесам может открыться из самого удаленного уголка земли.

(5) Тогда как Божьи служители могут быть в узах, для слова Божия нет уз (2Тим 2:9). Когда Св. Павел был узником, Евангелие распространялось. Когда Св. Иоанна сослали на остров Патмос, Христос посетил его и там. Более того, скорбящие служители Божьи снискали благосклонность, причем их утешение умножалось по мере умножения страданий (2Кор 1:5).

III. Богу угодно сделать откровение о Себе пророку, пребывающему в данных обстоятельствах, чтобы тот передал его Божьему народу. Иезекииль сообщает нам здесь, что он видел, что слышал и что ощутил.

1. Он видел видения Божии (ст. 1). Ни один человек не может увидеть Бога и остаться в живых; но многие видели видения Божьи, то есть явления Божьей славы, которые не только производили впечатление, но и наставляли видевших. В большинстве случаев, когда Бог впервые открывался какому-либо пророку, Он прибегал к экстраординарным видениям, например в случае с Исаией (Ис 6 гл.), Иеремией (Иер 1 гл.), Авраамом (Деян 7:2), с целью установления общения и налаживания достаточно хорошей связи, чтобы в дальнейшем не было необходимости в видениях при каждом откровении. Перед Иезекиилем поставлена задача обратить сердца народа к Господу своему Богу, и поэтому сам пророк должен увиден, видения Божии. Следует заметить: людям, чьим делом является донесение до других знаний о Боге и Его любви, просто необходимо хорошо знать Его самим и измениться под воздействием знаний о Господе. Чтобы Иезекииль увидел видения Божии, отверзлись небеса, тьма и расстояние, препятствовавшие видениям, были устранены, и пророк был допущен к свету славы горнего мира так близко и видел eгo так ясно, как если бы небеса открылись перед ним.

2. Он услышал голос Бога: было слово Господне к Иезекиилю (ст. 3), и увиденное им готовило его к тому, что он услышит. Данное выражение впечатляет. Essendo fuit verbum Dei — Слово Божье было настоящим и обращенным к нему. В этом нет никакой ошибки: слово пришло к пророку в полноте своего света и силы, со свидетельством и проявлением Духа: оно подошло к нему близко, более того, слово вошло в пророка, завладело им и вселилось в нем обильно. Пришло слово определенно (англ. пер., ст. 3), или точно, к Иезекиилю: он ясно понял сказанное и вполне удовлетворился его истиной. Главное Слово (можно и так понимать), Слово, Которое является Сущим, пришло к Иезекиилю, чтобы послать его с этим заданием.

3. Он ощутил Божью силу, открывшую ему глаза, чтобы увидеть видения, отверзшую его уши, чтобы услышать голос, и открывшую его сердце, чтобы принять увиденное и услышанное: и была на нем там рука Господня. Следует заметить: рука Господня сопровождает слово Господне, и таким образом оно производит действие. Понимает и верит слышанному только тот, кому открылась мышца Господня. Была на нем рука Господня, как она была на Моисее, чтобы укрыть его, — и он не ослеп от яркого света и великолепия увиденных им видений (Исх 33:22). Рука была на нем, как она была на Св. Иоанне (Откр 1:17), чтобы привести его в чувства и поддержать — и тогда пророк выдержит и не ослабеет под воздействием этих открытий, дабы он не превозносился и не был повергнут изобилием откровений. Божьей благодати достаточно для него, и в знамение этого — на нем рука Господня.

Стихи 4−14. Видения Божии, данные здесь Иезекиилю, были полны великолепия и содержали больше подробностей, нежели видения других пророков. Цель и предназначение видений Иезекииля сводится к тому, чтобы:

(1) Пророком завладели великие, возвышенные и благоговейные мысли о Боге, Который дал ему поручение и служением Которому он занят, Иезекииль видит именно подобие славы Господа (англ. пер., ст. 28), и отсюда мы вправе сделать вывод, что служить Господу — великая честь, ибо Он Тот, Кому служат ангелы. Пророк может служить Ему безбоязненно, ибо у Господа достаточно силы, чтобы поддержать служителя в работе. А если тот будет уклоняться от службы, то подвергнет себя опасности, потому что у Господе достаточно силы, чтобы догнать его, о чем свидетельствует случай с Ионой. Такому великому Богу надлежит служить с благоговением и страхом; Иезекииль может с уверенностью предсказать, что сделает Этот Бог, ибо Он способен исполнить свои слова.

(2) Навести страх на грешников, оставшихся на Сионе, а также на уже пришедших в Вавилон, которые отличались самонадеянностью и дерзко пренебрегали угрозами о разрушении Иерусалима, а таковых было много, чему мы уже нашли подтверждение в пророчествах Иеремии и еще найдем в данной книге. Пусть говорящие: «Мы будем счастливы, несмотря на то что продолжаем в том же духе» знают, что Бог наш есть огнь поядающий, перед которым они не смогут выстоять. Данное видение имело отношение к разрушению Иерусалима, что очевидно на основании Иез 43:3, где говорится: это видение было такое же, какое я видел... когда приходил возвестить гибель городу, то есть пророчество о его разрушении.

(3) Утешить боящихся Бога, трепещущих от Его слова и смиривших себя под Его крепкую руку. «Пусть таковые знают, что, несмотря на свое положение пленников в Вавилоне, рядом с ними Бог; хотя у них и нет места освящения, которое стало бы высоким престолом славы, тем не менее у них есть Бог освящения». Доктор Лайтфут делает такое наблюдение: «Теперь, когда Церкви предстоит надолго обосноваться в другой стране, Господь являет народу славу, как и прежде Он ее явил, когда израильтяне впервые образовались в Церковь в пустыне; как и там, Господь предстает здесь в виде облака и огня; Он произносит слова посреди животных, как и ранее — посреди херувимов». Данное обстоятельство облекает народ честью, чтобы они ценили себя, когда халдеи поражают их, и воодушевлялись в надежде на освобождение в должное время.

Итак, ради соответствия упомянутым целям, в данных стихах приводится первая часть видения, представляющая Бога в окружении бесчисленного множества служащих Ему ангелов, которые являются его вестниками и посланниками, исполняющими Его заповеди и повинующимися гласу слова Его. Речь идет о символах величия Господа, подобно тому как вызывают восхищение и земные правители, имеющие в своем распоряжении великолепную свиту и многочисленное войско, что вызывает доверие со стороны союзников и страх со стороны врагов.

I. Данное видение ангелов предваряет весьма величественное и потрясающее явление (ст. 4). Пророк, наблюдая, как открываются небеса, взглянул (англ. пер., ст. 4), взглянул вверх (поскольку было время), чтобы увидеть, что ему откроет Бог. С целью очищения пути, вот, бурный ветер шел от севера и разгонял стоящую на пути мглу этой низменности. Ясная погода приходит с севера, а посему идет ветер, прогоняющий дождь. Бог может вихрем очистить небо и воздух и произвести душевное спокойствие, так необходимое в нашем общении с Небесами. Однако здесь бурный ветер сопровождает великое облако. Мы думаем, что облака, поднимающиеся с этой земли, рассеются, и мы сможем увидеть, что там за ними, однако облако свыше, окутывающее то, что на небесах, все еще остается, так что мы в этой тьме ничего не можем сообразить относительно небесного. Во время Своего вознесения Христос поднялся отсюда в облаке. Существует мнение, что под бурным ветром и облаком здесь подразумевается халдейское войско, идущее от страны северной на землю иудейскую, сносящее все на своем пути, как буря; и таким образом наблюдается соответствие с символами одного из первых видений Иеремии (от севера откроется бедствие, Иер 1:14); я же склонен думать, что бурный ветер и облако предваряют само видение, а не проповедь. Этот вихрь прилетел к Иезекиилю (как и к Илии, 3Цар 19:11), чтобы приготовить путь Господу и потребовать внимания. Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит.

II. Само видение. Средством передвижения данного видения к пророку послужило великое облако. Ибо мрак и облака воздушные — это шатер, в котором Бог почивает, и колесница, на которой Он едет (Пс 17:12; Пс 103:3). Господь поставил престол Свой и, чтобы его ослепительный свет и великолепие не поразили нас, распростер над ним облако Свое. Итак:

1. Облако сопровождает огонь, как на горе Синай, где Бог пребывал в облаке, вид же славы Его был как огонь поядающий (Исх 24:16−17). И первое явление Господа Моисею было в пламени горящего тернового куста; потому что Бог наш есть огнь поядающий. Это был огонь, клубящийся подобно шару, сфере или огненному колесу. Бог, являясь собственной первопричиной, эталоном и целью, если бы стал огнем, то был бы клубящимся огнем, или (существует и такое чтение) самовозгорающимся огнем. Огонь Божьей славы сияет, но также быстро начинает клубиться, потому что Господь дает нам знать лишь часть своих путей; огонь Божьего гнева разгорается, но также быстро начинает клубиться, ибо Божье терпение не позволяет гневу разгореться в полную силу. Если бы этот огонь не клубился, о Господи! Кто устоит?

2. Огонь окружает слава — сияние вокруг него, — которой огонь окутал себя, хотя и дал о себе некоторое откровение. Вопреки тому, что не можем посмотреть внутрь огня и не способны полностью познать Бога исследованием, тем не менее, мы видим окружающее его великолепие и отражение этого огня в облаке. Моисей видел Бога сзади, но не видел Его лица. У нас есть некоторые знания о Божьем естестве, полученные на основании окружающего Его сияния, хотя внутрь мы заглянуть не можем из-за распростертого вокруг него облака. Нет ничего проще, чем определить, что Бог есть, и нет ничего сложнее, чем описать, что Он Собой представляет. Даже когда Господь являет Свой гнев в виде огня, его окружает сияние, ибо Божья святость и справедливость проявляются весьма ярко в наказании греха и грешников; даже огонь поядающий окружен сиянием, которым всегда будут восхищаться прославленные святые.

3. Из середины огня виден цвет янтаря в русск. пер. — свет пламени). Здесь не говорится, кто или что имело такой цвет, и поэтому я склонен считать, что речь идет о целой системе последующего за этим видения, которое предстало взору Иезекииля из средины сияния и огня; и первым, что увидел пророк, прежде чем углубиться в детали, был цвет янтаря, или глаз янтаря, то есть нечто, выглядевшее таким образом, каким янтарь представляется глазу: яркого цвета пламени огня, цвета горящего угля, как, согласно одному из мнений, следует читать. Животные, которых пророк видел выходящими из средины огня, были серафимами — горящими, ибо Бог творит ангелами Своими духов, служителями Своими — огонь пылающий.

4. Выходящее из огня и имеющее огненно-янтарный цвет оказывается подобием четырех животных, когда становится четко различимым. Но речь идет не о животных (ангелы духи, их увидеть нельзя), а о подобии таковых, то есть о символическом представлении, которое Бог посчитал подходящим в качестве предварительного ознакомления пророка, а вместе с ним и нас, с миром ангелов (что является прерогативой Божьего откровения) настолько, насколько необходимо для того, чтобы нами овладело благоговение перед величием Бога, Которому ангелы служат, и благостью Бога, Который предписал им служить Своему народу. Из средины огня видно было подобие четырех животных; ибо ангелы получают жизнь и силу от Бога, сами по себе и для нас они предстают такими, какими их создал Бог; их слава — отблеск славы Господа. Пророк сам объясняет данное видение: и я узнал, что это Херувимы (Иез 10:20). Речь идет об одном из названий, под которыми ангелы известны в Писании. Даниилу было дано узнать их число: тысячи тысяч (Дан 7:10). Несмотря на то что их много, они — одно целое, и об этом здесь узнает Иезекииль. Они едины по природе и функциям, подобно войску; состоящему из тысяч, но называющемуся военным корпусом. Здесь приводится сообщение:

(1) О природе ангелов. Ангелы — живые творения; они являются Божьим творением, делом Его рук; их существование производно: жизнь не в них и не от них, но они получают ее от Того, Кто является источником жизни. Насколько живые творения низшего мира превосходят растения, являющиеся украшением земли, настолько ангелы — живые творения горнего мира — превосходят солнце, луну и звезды — украшение неба. Солнце (согласно одному из мнений) — это клубящийся огонь, но оно не является живым творением, в отличие от ангелов — пламени огня. Ангелы — живые творения, живые существа, и это не вызывает сомнения. Люди на земле — смертные творения, они умирают ежедневно (будучи живыми, мы мертвы), а ангелы на небе — живые творения, они живут на самом деле, их жизнь исполнена доброй цели; и, когда святые становятся равными ангелам, они умереть уже не могут (Лк 20:36).

(2) О числе ангелов. Их четыре: так они предстают здесь, хотя ангелов — несметное множество. Не то чтобы здесь шла речь о четырех конкретных ангелах, поставленных над остальными, а именно: о Михаиле, Гаврииле, Рафаиле и Урииле, как наивно полагали некоторые, но следует отдать должное тому обстоятельству, что у каждого было четыре лица, и они были посланы навстречу четырем ветрам небесным (Мф 24:31). Захария увидел ангелов в виде четырех колесниц, отправленных на восток, запад, север и юг (Зах 6:1). У Бога достаточно посланников, чтобы отправить их во все стороны света, ибо Он царствует над всей вселенной и достигает любой части мира.

(3) О качествах ангелов, благодаря которым они пригодны для служения своему Создателю и Господину. О них говорится образно, посредством уподобления, как и положено в видениях, которые являются наглядными Притчами. Их описание излагается таким образом, чтобы, по моему мнению, нельзя было составить четкое мысленное представление об ангелах или изобразить их кистью, что привело бы к искушению поклоняться им. Тем не менее некоторые детали данного описания предназначены для того, чтобы принести свидетельства пригодности ангелов к делу, в котором они задействованы. Следует заметить: возможность соответствовать цели своего сотворения — это великая честь для Божьей твари. Чем лучше мы ко всякому доброму делу приготовлены, тем ближе мы достигаем достоинства ангелов. Здесь приводится описание [1] общего вида этих живых творений: облик их был, как у человека. Они имели большей частью человеческий образ, во-первых, чтобы сообщить о разумности данных живых творений, об их способности рассуждать, о наличии у них духа человека, который является светильником Господним. Во-вторых, чтобы удостоить чести природу человека, не много умаленного пред ангелами, стоящего лишь на ступеньку ниже в иерархии сотворения. Когда разумные существа горнего мира станут видимыми, они примут облик человека. В-третьих, чтобы сообщить, что радость ангелов — с сынами человеческими, подобно тому как радуется таковым и Господин ангелов (Притч 8:31), и что они действительно помогают людям и человек может иметь с ангелами духовное общение посредством веры, надежды и святой любви. В-четвертых, ангелы Божьи являются в облике человека, потому что в полноту времен и Сыну Божьему предстояло не только явиться в этом облике, но и принять эту природу. Таким образом ангелы показывают свою любовь к ней.

[2] Лиц этих живых творений: у каждого четыре лица, смотрящие в четыре разные стороны. В видении Св. Иоанна, имеющем близкое сходство с данным, каждое из четырех животных обладает одним из упомянутых здесь лиц (Откр 4:7). Здесь же у каждого — все четыре лица, чтобы сообщить, что все они имеют одинаковые способности к служению. Хотя, возможно, среди ангелов небесных, равно как и среди ангелов церквей, одни сильнее в одном даре, другие — в другом, но все дары направлены на общее служение. Давайте же будем созерцать их лица, пока не изменимся в определенной мере в тот же образ, чтобы и мы могли исполнять Божью волю, как ангелы на небесах. Подобие лиц их — лицо человека (ибо в его облике они появились, ст. 5) у всех их четырех. Но, кроме того, у них было лицо льва, тельца и орла, причем каждое животное главенствует среди себе подобных; лев в царстве диких зверей, телец среди прирученных животных и орел среди птиц (ст. 10). Использует ли их Бог для совершения суда над Своими врагами? — Они свирепы и сильны, как разрывающие добычу лей и орел. Использует ли их Бог на благо Своего народа? — Они сильны и трудолюбивы, как вол. К тому же и в том и в другом случае ангелы обладают разумом человеческим. Разрозненные достоинства живых тварей земли собраны воедино в ангелах небесных. Они имеют облик человека, но поскольку в некоторых вещах человека превосходят даже низшие творения, то ангелы сравниваются с некоторыми из них. Они обладают разумом человеческим, причем намного превосходящим таковой, они также похожи на людей своей чуткостью и гуманностью. Но, во-первых, лев превосходит человека по силе и храбрости и производит более устрашающее впечатление, поэтому ангелы, обладающие здесь упомянутыми качествами, имеют лицо льва. Во-вторых, телец превосходит человека в терпении, прилежании, выносливости и неутомимом выполнении положенной ему работы. Поэтому ангелы, которые постоянно задействованы в служении Богу и Церкви, имеют лицо тельца. В-третьих, орел превосходит человека в скорости, остроте зрения и высоте полета; поэтому ангелы, которые ищут горнего и проникают в духовные тайны, имеют лицо орла летящего.

[3] Их крыльев: у каждого из них четыре крыла (ст. 6). Здесь ангелы явились с четырьмя крыльями, тогда как в видении Исайи у ангелов было шесть крыльев, ибо они летали вокруг престола и нуждались в двух крыльях, чтобы покрывать лицо. Ангелам даны крылья, чтобы они могли быстро лететь по Божьему поручению; по какому бы делу ни послал их Господь, они не теряют ни минуты. Крыльями души являются вера и надежда, на них она взлетает ввысь; крыльями души является также благочестие и чувство преданности, благодаря которым душа энергично и проворно продвигается вперед. Здесь пророк приводит такие наблюдения относительно крыльев ангелов: во-первых, они соприкасались одно к другому (ст. 9 и снова ст. 11). Ангелы, в отличие от некоторых птиц, не использовали свои крылья для борьбы; среди ангелов нет противоборства. Бог творит мир, совершенный мир на высотах Своих. А крылья ангелов соприкасались в знак совершенного единства, единодушия и всестороннего согласия между ними. Во-вторых, крылья были вытянуты вверх (англ. пер., ст. 11), простерты и готовы к действию, они не оставались сложенными или поникшими. Стоит ангелу получить малейший намек о Божьей воле — ему ничего не нужно искать, он немедленно расправляет крылья, тогда как наши бедные унылые души подобны страусу, поднимающемуся ввысь с большими трудностями. В-третьих, двумя крыльями ангелы покрывали тела (обретенные ими духовные тела). Покрывающая нас одежда мешает нам в работе, ангелы же не нуждаются в каком-либо другом платье, кроме собственных крыльев, которые к тому же служат их передвижению. Они скрывают свои тела от нас, чтобы воспрепятствовать ненужным расспросам с нашей стороны. Не спрашивайте о них, они чудны (Суд 13:18). Они покрывают свои тела перед Господом, побуждая и нас следовать этому примеру, когда мы приближаемся к Богу, ибо нам надлежит заботиться об облачении в праведность Христову так, чтобы не видна была срамота наготы нашей.

[4] Их ног, включая ступни и верхнюю часть: ноги их — ноги прямые (ст. 7). Они стоят ровно, твердо и непоколебимо; никакое бремя служения не заставит их ноги подкоситься. Невеста, описывая ноги своего Возлюбленного, говорит: голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях (Песн 5:15); такие же ноги — у ангелов. Ступни ног их — как ступня ноги у тельца, у которого копыто раздвоено, а значит — они чисты. Их стопы имели как бы округлую форму (как излагается в халдейском парафразе), они готовы к движению в любом направлении. Их ступни имели крылья (согласно Септуагинте), они ходили так быстро, как будто летали. И сами стопы сверкали, как блестящая медь; не только лица, но и ноги Божьих посланников прекрасны (Ис 52:7); каждый шаг ангелов славен. В видении Иоанна о Христе говорится: и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи (Откр 1:15).

[5] Их рук: и руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их (ст. 8); под каждым крылом — верхняя часть руки и ладонь. У них были не только крылья для движения, но и руки — для действия. Зачастую бездеятельные натуры торопливы: они суетятся о многом, но не приносят никакой пользы, ничего не доводя! до конца, у них есть крылья, но нет рук. Тогда как Божьи слуги ангелы не только идут туда, куда посылает их Господь, и приходят но Его зову, но и делают, что Он им велит. Речь идет о руках человеческих, отлично созданных, приспособленных к служению и управляемых разумом и пониманием. Ибо, что бы ни делали ангелы — все они делают с умом и рассуждением. У ангелов были ноги тельца, что указывает на быстроту их движения (и о кедрах ливанских сказано, что они скачут, подобно тельцу, Пс 28:6); но у них также были руки человека, что указывает на точность и безупречность исполнения, подобно тому как о небесах говорится, что они творение Божьих перстов. Руки ангелов были под крыльями. которые скрывали их наряду с остальными частями тела. Следует заметить: деятельность ангелов является тайной, и их работа выполняется невидимо. Хотя мы и не должны лениться в служении Богу и сидеть сложив руки, тем не менее нам надлежит со смирением не позволять левой руке знать, что делает правая. Мы можем заметить, что, где бы ни были крылья ангелов, их руки находились под крыльями; куда бы крылья ни полетели, они несли с собой руки, чтобы в любом месте совершать требуемое от них долгом.

(4) О движении ангелов. Живые творения двигаются. Ангелы — активные существа. Им не по нраву тихо сидеть и ничего не делать, они предпочитают постоянную занятость. И нам надлежит почитать за лучшее хорошую работу, когда мы стремимся выполнять ее, подобно ангелам, в отношении которых здесь отмечается:

[1] За какое бы служение они ни взялись, шли каждое прямо вперед (англ. пер.. ст. 9,12), то есть, во-первых, они искренне стремились прославить Бога и заботились только об этом, что бы ни делали. Их продвижение прямо вперед предполагает, что они смотрели прямо вперед и никогда не допускали недостойных намерений во всех своих делах. А если око наше будет чисто, то и все тело наше будет светло. Такая сосредоточенность глаз на одной цели означает искренность сердца. Во-вторых, ангелы всецело посвящали себя служению, которым занимались, и подходили к нему весьма сознательно. Они продвигались вперед в своей работе, ибо если для их рук находилось дело, то они выполняли его всеми силами своими без проволочек. В-третьих, они были единодушны в служении: шли прямо вперед, и каждый выполнял свою собственную работу; они не перечили друг другу и не толкались, не закрывали друг другу свет и не стояли на пути. В-четвертых, они досконально знали свое дело и отлично в нем разбирались, поэтому у них не было перерывов или стояния в нерешительности, но они настойчиво и с энтузиазмом продолжали работу, поскольку знали, что и как им нужно делать. В-пятых, свою работу они выполняли спокойно и равномерно. Они не делали рывков, не утомлялись и не искали перемен, не разрывались на части. Они шли по прямой и таким образом находили кратчайший путь к цели во всем, что бы ни делали, и не теряли времени даром. Когда мы идем прямо, мы идем вперед. Когда мы служим Богу единодушно, тогда нам под силу горы свернуть, в том числе и горы работы.

[2] Во время шествия своего они не оборачивались (ст. 9,12). Во-первых, они не совершали промахов или ошибок, которые давали бы им повод возвращаться назад с целью исправления; их труд не нуждался в доработках, и поэтому у них не было нужды переделывать. Во-вторых, их не интересовали какие-либо развлечения; они не только не оборачивались назад, но и не сворачивали в сторону и не тратили понапрасну время на нечто чуждое их делу.

[3] Куда дух хотел идти, туда и шли (ст. 12), то есть, во-первых, либо куда был расположен идти их собственный дух, туда и шли, не имея, в отличие от нас, тел, которые затрудняли бы им движение или мешали. Наше несчастье и ежедневное бремя состоит в том, что, когда дух бодр, плоть немощна и не поспевает за духом, так что доброго, которого хотим, не делаем. Тогда как ангелам и прославленным святым не доводится страдать от подобного бессилия; что бы они ни захотели или ни вознамерились сделать — сделают, и никогда не потерпят в этом неудачи. Либо, скорее, во-вторых, куда Дух Божий хотел их направить, туда и шли. Хотя у них было достаточно собственной мудрости, тем не менее каждый свой шаг и действие они подчиняли руководству и управлению со стороны Божьей воли. Куда бы ни направило их Провидение, они шли, чтобы служить его целям и исполнять его распоряжения. Дух Божий (говорит г-н Гринхил) является великой действующей силой, которая настраивает ангелов на работу, и великая честь для них в том, что они ведомы, ведомы без труда Духом. Видите, как покорны и исполнительны эти благородные существа. Куда бы ни пошел Дух, туда немедленно идут они, причем весьма расторопно. Следует заметить: кто живет по Духу, тот исполняет Божью волю, подобно ангелам.

[4] Они быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния (ст. 14). Это подразумевает: во-первых, их расторопность; движения ангелов быстры — быстры как молния. К какому делу они ни приступят — выполняют его тотчас же, моментально, в мгновение ока. Как счастливы не имеющие тел, которые тормозят движения в упражнениях святости! И как счастливы будем мы. когда обретём духовные тела для духовной работы! Сатана падает с неба, как молния, себе же на погибель (Лк 10:18). Ангелы же летят, как сверкает молния, на работу своего Господина, Ангел Гавриил летал быстро. Во-вторых, они двигались туда и сюда: двигались туда, чтобы сделать работу и выполнить распоряжения, и возвращались сюда, чтобы отчитаться в проделанной работе и получить новые указания, не допуская простоев. Они двигались туда — в нижний мир — для выполнения необходимой работы, а, справившись с ней, возвращались, как сверкает молния, сюда, в горний мир, в блаженное присутствие своего Бога, разлука с Которым нестерпима и не должна длиться дольше, чем требует их служение. Так и мы должны относиться к делам мира сего, ощущая себя не в своей стихии. Хотя мы и двигаемся туда, чтобы заняться ими, нам не следует успокаиваться на них, но душа должна вернуться, как сверкает молния, сюда к Богу, в свой дом и покой.

5. Здесь также говорится о свете, благодаря которому пророк увидел эти живые творения, или о зеркале, в котором он их увидел (ст. 13).

(1) Он увидел их благодаря их собственному свету, ибо вид этих животных был как вид горящих углей; это были серафимы — горящие, что указывает на пылкость их любви к Богу, горячее рвение в служении Ему, их великолепие, блистательность и страх, который они внушают Божьим врагам. Когда Бог отправляет ангелов на сражение в Своих битвах, они, как угли огненные (Пс 17:13), пожирают противников и, как молнии, поражают их, чтобы привести в замешательство.

(2) Пророк увидел ангелов благодаря лампадам, огонь которых ходил между ними, причем его сияние было весьма ярким. Дела сатаны — это дела тьмы; он — мироправитель тьмы века сего. Тогда как ангелы света пребывают в свете, и, хотя их деятельность скрыта от мира, их дела видны, потому что несут свет. Мы же видим их самих и их дела как бы при свете свечи, в тусклом свете лампад, огонь которых ходит между ними; а когда взойдет заря и убегут тени, мы увидим их четко. Существует мнение, что вид горящих углей и молния, которая исходила из огня, символизировали Божий гнев и суды, которым предстояло сейчас свершиться над Иудой и Иерусалимом за их грехи и в которых должны принять участие ангелы; и в соответствии с этим мы дальше находим упоминание о горящих угольях, брошенных на город, чтобы сжечь его, которые надлежало взять между Херувимами (Иез 10:2). Тогда под видом лампад следует понимать свет утешения, воссиявший для народа Божия во мраке нынешнего бедствия. И если служение ангелов становится поядаюшим огнем для врагов Бога, то для Его собственных детей оно служит светом радости. Для одного этот огонь сияет, ибо оживляет и снимает усталость, а для другого из огня исходит молния, чтобы погубить его. Следует заметить: добрые ангелы становятся либо нашими друзьями, либо врагами в зависимости от того, Кем для нас является Бог.

Стихи 15−25. Пророк весьма пунктуален в описании своих наблюдений относительно данного видения. И здесь мы находим:

I. Сообщение пророка о колесах (ст. 15−21). Божья слава проявилась не только в великолепии Его свиты в горнем мире, но и в непоколебимости Его правления этим нижним миром. Мы уже увидели, как Бог управляет согласно Своей воле воинствами небес, теперь давайте посмотрим, как Господь поступает по Своей воле с обитателями земли; ибо здесь, на земле, пророк увидел колеса (ст. 15). Когда смотрел он на животных и размышлял о славе этого видения и о наставлении, которое оно несет, его взору предстало другое видение. Следует заметить: кто правильно пользуется откровениями, которых удостоил его Господь, тот вправе надеяться на дальнейшие откровения, ибо кто имеет, тому дано будет. Подчас у нас возникает искушение думать, что славное может быть только в горнем мире, тогда как стоило бы нам глазами веры разглядеть красоту провидения и мудрости, силы и благости, которая проявляется в управлении этим царством, то мы сказали бы: итак, есть Бог, судящий на земле и поступающий достойно Себя. В этом видении есть много моментов, проливающих свет на святое провидение.

1. Обстоятельства, усмотренные провидением, сравниваются с колесами: либо с колесами колесницы, на которой с триумфом едет победитель, либо, скорее всего, с колесиками часов, которые все вместе обеспечивают правильную работу механизма. Мы читаем о круге, или колесе жизни (Иак 3:6), которое представлено нам здесь находящимся под руководством Бога жизни. Колеса, хотя и не запускают себя в ход сами (в отличие от живых творений), тем не менее созданы подвижными и почти постоянно находятся в движении, провидение, представленное данными колесами, производит перемены: то одна спина колеса занимает самое верхнее положение, то другая; движение же колеса вокруг собственной оси, как и в случае небесных тел. является весьма правильным и равномерным. Колеса совершают круговое движение; благодаря вращениям провидения происходит возвращение на круги своя, ибо, что было, то и будет... и нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9−10).

2. О колесах сказано, что они находятся подле этих животных, которые сопровождают их и направляют их движение, ибо ангелы являются служителями Божьего провидения и принимают большее, чем мы думаем, участие в направлении движения подчиненных в деле служения Божьим намерениям. Связь между животными и колесами столь тесна, что они двигаются и останавливаются вместе. Были ли ангелы активно задействованы? — И люди были активно задействованы в их руках в качестве орудий либо милости, либо суда, хотя сами и не подозревали об этом. Или же: активны ли люди в достижении своих замыслов? Ангелы в то же самое время активно действуют, чтобы остановить или расстроить их. На этом здесь сделан особый акцент: когда шли животные, чтобы совершить какое-либо дело, шли и колеса подле них (ст. 19); когда у Бога есть работа, которую нужно совершить посредством служения ангелов, всегда найдутся или будут созданы подчиненные, готовые принять в ней участие. И когда те стояли, стоячи и они (ст. 21); когда ангелы завершали свою работу, тогда завершали свою работу и починенные. Если животные поднимались от земли для какой-нибудь сверхъестественной работы или для применения каких-либо необычных методов (предположим, для чудотворения, разделения вод, остановки солнца), то колеса, вопреки законам природы (которые заставили бы их оказаться внизу), двигались вместе с животными и поднимались наравне с ними; об этом говорится трижды (ст. 19−21). Следует заметить: все низшие по чину творения являются, двигаются и действуют согласно тому, как направляет и влияет на них Творец посредством служения ангелов. Видимые следствия производятся и управляются невидимыми причинами. Приведенное здесь объяснение звучит так: ибо дух животных был в колесах; мудрость, сила и святость Бога, Его воля и советы, которые руководят и управляют ангелами и всеми их действиями, предопределяют и производят через них все движения творений этого нижнего мира, а также события и вытекающие из них следствия. Бог — душа мира. Он оживляет все, что вверху и внизу, поэтому и то и другое движется в совершенной гармонии, как это происходит с верхней и нижней частью тела, и посему, куда дух хотел идти (что бы ни замыслил и ни соизволил сделать или произвести Господь), туда шли и они, то есть ангелы настроены осуществлять это осознанно и намеренно. Их дух был в колесах, которые именно поэтому поднимались наравне с ними; то есть как силы природы, так и воля людей поставлены на службу намерениям, которые они верно и непременно осуществляют, хотя, может быть, не так подумали и не так помыслило сердце их (Ис 10:7; Мих 4:11−12). Таким образом, хотя воля Божьей заповеди на земле совершается и не так, как на небе, тем не менее воля намерений и советов Господа совершается и будет совершаться и тут и там одинаково.

3. О колесах сказано, что у них было четыре лица, смотрящие в четыре разные стороны (согласно русск. пер., было по одному колесу перед четырьмя лицами животных, ст. 15), а это значит, что Божье провидение осуществляется во всех частях света — на востоке, западе, севере и юге — и распространяется на самые удаленные уголки. С какой стороны на колеса Божьего провидения ни взглянешь — их лицо обращено к вам, прекрасное лицо, чертами и видом которого можно восхищаться. Лицо смотрит на вас, как будто готово с вами заговорить, лишь бы вы только были готовы услышать его голос; как на мастерски написанной картине, его взгляд направлен на всякого, кто взирает на него. Речь идет о четырех лицах и четырех колесах, которые шли на четыре свои стороны (ст. 17). Сначала Иезекииль увидел все как одно колесо (англ. пер., ст. 15), одну сферу; но потом разглядел, что их было четыре, но подобие у всех четырех одно (ст. 16); они не только были похожи, но и как бы составляли одно целое. Это подразумевает:

(1) Что одно событие провидения подобно другому. Происходящее с нами — это то, что часто бывает между людьми и что нам не следует считать странным.

(2) Разные события имеют тенденцию к одинаковому исходу и служат исполнению одного и того же намерения.

4. Вид колес и работа их была цвета берилла (англ. пер., ст. 16), цвета Фарсиса (дословно), то есть цвета моря. Берилл имеет такой же цвет — морской волны. Синий Нептун называем мы его. Природа вещей этого мира подобна морю, которое находится в постоянном движении, и тем не менее сохраняет связь между своими частями и последовательность действий. Существует цепь событий, которые всегда происходят тем или иным путем. У моря бывают приливы и отливы, так же поступает и провидение в расстановке событий, которые, тем не менее, происходят в четко установленное время и достигаются предопределенными средствами. Море, как и небо, кажется нам синим из-за нашей близорукости и слабости зрения, способного увидеть лишь небольшой участок того и другого. Поэтому вполне подходящим является уподобление этому цвету вида и работы провидения, потому что мы не можем постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3:11)., Мы видим всего лишь части путей Его (Иов 26:14), а все, что выше, кажется нам синим, и мы постигаем не сам предмет исследования, а истину о том, что не знаем его: это далеко для нас.

5. Кроме того, о колесах говорится, что по виду их и по работе их казалось, будто колесо находилось в колесе (англ. пер., ст. 16). Здесь опять-таки примите во внимание, что вид и устроение колес предназначены, чтобы пророк установил, в чем заключается их работа. Зачастую вид и деятельность человека отличаются, вид же и работа Божьего провидения согласуются, а если нам кажется, что они различаются, то это — по нашему невежеству и заблуждению. Итак, складывалось впечатление, будто колесо находилось в колесе, меньшее колесо приводилось в движение большим. Мы не претендуем на предоставление математического описания данного явления. Значение же его состоит в том, что расположение событий провидения кажется нам замысловатым, сложным и не поддающимся описанию, и тем не менее в результате окажется, что они были мудро устроены к наилучшему исходу. Так что, хотя сейчас мы и не знаем, что делает Бог, уразумеем после (Ин 13:7).

6. Движение колес, как и движение животных, было твердым, верным и постоянным: во время шествия не оборачивались (ст. 17), потому что никогда не сбивались с пути и не шли в противоположном направлении. Бог в Своем провидении располагает дело перед Собой и обеспечивает его продвижение вперед, и оно продолжается, даже если кажется, что пошло вспять. Они шли согласно тому, как направлял их Дух, и поэтому не оборачивались. У нас не было бы необходимости возвращаться и путем покаяния исправлять допущенные промахи и переделывать работу (как это с нами бывает), если бы мы были водимы Духом и следовали Его руководству. Дух жизни (есть и такое чтение) был в колесах, который нес их легко и равномерно, и тогда они во время шествия не оборачивались.

7. А ободья (наружные части) колес были столь высоки, что страшны были они (англ. пер., ст. 18). Они имели большую длину окружности, и поэтому, когда поднимались и приводились в движение, пророк даже боялся на них смотреть. Следует заметить: грандиозность Божьих мыслей и масштабность Его замыслов поистине ошеломляют: когда мы принимаемся описать круг провидения, то поражаемся и попадаем во власть изумления. О, как высоки и глубоки Божьи советы! Размышление о них должно повергать нас в благоговейный страх. 8. Ободья их... вокруг полны были глаз. Данная деталь зрелища является самой неожиданной и, тем не менее, самой значительной и просто указывающей на то, что все действия провидения обусловлены безмерной мудростью. Исход дела определяет не слепая фортуна, а очи Господа, которые объемлют взором всю землю, находясь на всяком месте, они видят злых и добрых. Следует заметить: большим и вполне законным удовлетворением для нас служит то обстоятельство, что, хотя мы и не можем описать источники и тенденции событий, тем не менее все они находятся в ведении и под управлением премудрого и всевидящего Бога.

II. Сообщение пророка о подобии свода над головами животных. Когда он увидел, как движутся животные и подле них колеса, то посмотрел вверх, что и полагается делать, если мы наблюдаем различные действия провидения в этом нижнем мире. Взглянув вверх, Иезекииль увидел подобие свода... простертого сверху над головами животных (ст. 22). Происходящее на земле делается под небесами (как часто говорит Писание), под надзором и влиянием неба. Примите во внимание:

(1) Что пророк увидел: подобие свода, как вид изумительного кристалла, по-настоящему прекрасного, но и вселяющего ужас; его огромные размеры и яркость повергли Иезекииля в изумление и вселили в него благоговейный страх. Ужасный лед, или иней (возможно и такое чтение) цвета подмерзшего снега, или нечто подобное айсбергам в северных морях производит весьма устрашающее зрелище. Дерзкие грешники спрашивают: может ли Бог судить сквозь мрак? (Иов 22:13). Но то, что мы принимаем за темное облако, для Него прозрачно, как кристалл, сквозь который с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле (Пс 32:14). А под сводом пророк увидел простертые вверх крылья животных (ст. 23). По своему усмотрению они использовали их либо для полета, либо как покрывало. Бог находится выше — над сводом, ангелы же — под сводом, что указывает на подчинение ангелов Божьей власти и готовность лететь по поручению Господа по тверди небесной и служить Ему единодушно.

(2) Что пророк услышал.

[1] Шум крыльев их (ст. 24). Пчелы и другие насекомые создают сильный шум вибрацией своих крыльев; здесь это делают ангелы, чтобы пробудить внимание пророка к словам, которые собирается сказать ему Бог со свода (ст. 25). Посредством событий провидения, в которых задействованы ангелы, они от имени Бога дают сынам человеческим сигнал тревоги, чтобы заставить их услышать Его голос; ибо именно он раздается в городе, и его слышат мудрые люди. Шум крыльев их был весьма громким и устрашающим, как бы шум многих вод (подобный морскому прибою) и как бы шум в воинском стане, шум войны. Однако он был четким и понятным, неопределенный звук не издавался, ибо был звуком речи (англ. пер., ст. 24), более того — гласом Всемогущего, потому что Бог в Своем провидении говорит однажды... в другой раз, чтобы мы заметили (Иов 33:14). Глас Господа взывает (Мих 6:9).

[2] Пророк услышал голос со свода, исходящий от Сидящего там на престоле (ст. 25). Когда ангелы двигались, они создавали шум своими крыльями; но, взбудоражив таким образом беззаботный мир, они спокойно останавливались, опускали крылья свои, чтобы наступила полная тишина для лучшей слышимости Божьего голоса. Голос провидения предназначен для того, чтобы открыть уши людей к слушанию Слова; при этом он исполняет миссию глашатая, который громким голосом требует тишины перед вынесением судьей приговора. Имеющий уши да слышит. Следует заметить: шум на земле должен пробудить наше внимание к голосу со свода; ибо как мы избежим, если отвратимся от Глаголющего с небес?

Стихи 26−28. Все остальные части данного видения служили всего лишь предисловием и введением к этой. Бог открылся в них как Господь ангелов и главный управляющий всеми делами нижнего мира, и отсюда легко прийти к выводу, что все обетования и угрозы, данные Богом через пророка, Он в силах осуществить. Ангелы являются слугами Бога; люди Его орудия. А теперь, когда пророку предстоит узнать Божье откровение и передать его Церкви, нам следует взглянуть на Стоящего выше животных и колес в надежде увидеть Вечное Слово, о Котором говорится в этих стихах. Иезекииль, услышав голос со свода, как и Иоанн, посмотрел вверх, чтобы увидеть, чей голос говорил с ним, и увидел подобного Сыну Человеческому (Откр 1:12−13). Вторая Ипостась время от времени примеряла вид человека, прежде чем облечься в него окончательно; и дух пророчества назван Духом Христовым (1Пет 1:11), а также свидетельством Иисусовым (Откр 19:10).

1. Пророк увидел славу Христа над сводом, который над головами животных (ст. 26). Следует заметить: головы самих ангелов находятся под стопами Господа Иисуса; ибо небосвод, который над их головами, — под ногами Христа. Ему покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет 3:22). Достоинство и владычество Искупителя перед Его воплощением делает более значимым Его снисхождение, проявленное в воплощении, когда Он немного был унижен пред Ангелами (Евр 2:9).

2. Первое, что заметил Иезекииль, был престол, ибо откровение свыше должно подтверждаться и поддерживаться царской властью. Очами веры нам надлежит взирать на Бога и Христа как на престол. Первое, что обнаружил в своем видении Иоанн, был престол, который стоял на небе (Откр 4:2) и требовал благоговения и покорности. Речь идет о престоле славы, престоле благодати, престоле торжества, престоле правления и престоле суда. Господь на небесах поставил престол Свой, приготовил его для Своего Сына, которого помазал Царем над Сионом, святою горою Своею.

3. На престоле пророк увидел подобие человека. И хорошая новость для сынов человеческих состоит в том, что престол, стоящий над сводом, занимает Тот, Кто даже там не счел за стыд явиться в подобии человека. Даниил в видении увидел царство и владычество, данное как бы Сыну человеческому, Который наделен властью производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин 5:27), явившись таковым в этих видениях.

4. Пророк увидел Его князем и судьей, сидящим на престоле. Несмотря на Свое явление в виде человека, Он предстал в славе, превосходящей человеческую (ст. 27).

(1) Является ли Бог светящим светильником? — Таков и Он: когда пророк увидел Его, то заметил как бы пылающий металл, то есть сияние кругом; ибо Бог обитает во свете и одевается светом, как ризою. Как унизился ради нас Искупитель, когда допустил затмение Своей славы покрывалом человеческого естества, чтобы принести нам спасение!

(2) Является ли Бог огнем поядающим? — Таков и Он: от Его чресл вверх и вниз исходил как бы вид огня. Огонь, который был выше чресл, производил впечатление пылающего металла внутри него вокруг: он был внутренним и самовозгорающимся. Огонь ниже чресл был более открытым и внешним, хотя тоже сияние было вокруг него. Существуем мнение, что первый огонь символизирует Божественную природу Христа, слава и достоинство которой скрываются под пылающим металлом, этого ни один человек не видел и не может увидеть. Второй огонь, предположительно, символизирует человеческую природу Христа, славу которой некоторым довелось увидеть, славу полного благодати и истины... славу, как Единородного от Отца (Ин 1:14). От руки Его исходили лучи, здесь тайник Его силы (Авв 3:4). Огонь, в котором здесь явился Сын человеческий, возможно, символизирует суды, которые вот-вот разразятся над Иудой и Иерусалимом и исходят от ярости огня Всемогущего, готового пожрать противников. Для самых дерзких грешников нет ничего более страшного, чем гнев Сидящего на престоле и Агнца (Откр 6:16). Грядет день явления Господа Иисуса в пламенеющем огне (2Фес 1:7−8). Поэтому мы должны позаботиться почтить Сына, чтобы Он не прогневался.

5. Престол окружала радуга (ст. 28). Так же было и в видении Иоанна (Откр 4:3). Она сияла разными цветами, как радуга на облаках во время дождя. Символизируя величие, радуга выглядит великолепно, и, будучи, кроме того, залогом милости, она выглядит дружелюбно, ибо является подтверждением милостивого обетования Бога о том, что Он не погубит мир потопом, давая которое Господь сказал: и будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет (Быт 9:16). Это подразумевает, что Сидящий на престоле является Ходатаем завета и Его власть способствует нашей защите, а не погибели, и Он стоит между нами и судами, которых заслуживают наши грехи, и все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь». Теперь, когда огонь Божьего гнева готов воспылать над Иерусалимом, ему следует поставить границы, и тогда он не приведет к полному разрушению, ибо Господь увидит радугу и вспомнит завет, как Он обещал в подобном случае (Лев 26:42).

И наконец, завершение данного видения. Примите во внимание:

(1) Что отмечает в этом отношении сам пророк: такое было явление подобия славы Господней (англ. пер., ст. 28, русск. пер. Иез 2:1). Здесь, как и везде, Иезекииль стоит на страже против любой скверны материальных мыслей о Боге, которые могут умалить достоинство непревзойденной чистоты Его естества. Он не говорит: таков был Господь (ибо Он невидим), но: такова была слава Господа, посредством которой Ему было угодно явить Свое великолепие. Более того, речь идет не о самой славе Господней, а о подобии этой славы, неком слабом ее напоминании; к тому же подобие не полное, а явление подобия, тень, а не самый образ вещей (Евр 10:1).

(2) Какое впечатление данное видение произвело на пророка: увидев это, я пал на лицо свое (англ. пер., ст. 28, русск. пер. Иез 2:1).

[1] Он был поражен увиденным; яркое сияние ослепило пророка и заставило упасть лицом вниз; ибо кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? Или, скорее:

[2] Он простерся ниц со смиренным чувством, что не достоин оказанной ему чести, ощущая теперь сильнее, чем когда-либо, бесконечную дистанцию между собой и Богом. Он упал на лицо в знак охватившего и наполнившего его душу святого страха и благоговения перед Господом. Следует заметить: чем больше Богу угодно открыть Себя нам, ниже мы должны склониться перед Ним. Пророк пал на лицо свое, восхищаясь Божьим величием, умоляя Его о милости и умалении гнева, который, как он видел, уже готов обрушиться на сынов его народа.

(3) Какие наставления он получил. Все увиденное лишь готовило Иезекииля к тому, что ему предстояло услышать, ибо вера от слышания. Поэтому он слышал глас Глаголющего; ибо мы научаемся словами, а не просто тайными знаками. Когда пророк пал на лицо свое, готовый услышать слово, тогда он слышал глас Глаголющего, ибо Бог с радостью учит смиренных.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 1 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.