В данной главе мы будем рассматривать приятные события благочестивое и славное царствование Езекии, во время которого Бог и религия были на должной высоте, чего нельзя сказать о царствовании других благочестивых царей, с которыми мы сталкивались ранее. Езекия был ревностным, набожным и благочестивым человеком, не было подобного ему. И данная глава описывает реформацию, энергично начатую им сразу после вступления на престол.
I. Он обратился с наставлением к священникам и левитам, когда они вновь завладели домом Божьим (ст. 1−11).
II. Левиты прилагали особые усилия, стараясь очистить храм и все привести там в порядок (ст. 12−19).
III. Езекия торжественно возродил Божьи постановления, которыми раньше пренебрегали, и принес искупительную жертву за грехи предыдущего правления. Благодаря этому колеса вновь стали вращаться к величайшей радости царя и народа (ст. 20−36).
Стихи 1−11. Данные стихи сообщают:
I. Возраст Езекии, когда он взошел на престол. Ему было двадцать пять лет. Иоасу, который пришел к власти после двух нечестивых царствований, было всего семь лет; Иосии, также воцарившемуся после двух нечестивых царствований, было восемь лет, и это привело к отсрочке реформации; а Езекия пришел в зрелом возрасте и сразу после вступления на престол приступил к ней. Можно представить, с какой скорбью в сердце он наблюдал за идолопоклонством и язычеством отца, как он переживал, видя двери храма закрытыми, ибо, пока был жив отец, он не осмеливался отворить их. Безусловно, его душа тайно оплакивала все это, и он дал обет возместить обиды, как только получит власть, что побудило его действовать с большей готовностью и решимостью.
II. Его общую характеристику: делал он угодное в очах Господних, как делал Давид (ст. 2). О некоторых его предшественниках было сказано, что они делали угодное, но не как Давид, ибо им не хватало ревности и непорочности Давида. А Езекия искренно любил ковчег и закон Божий, как Давид.
III. Он немедленно приступил к великому делу восстановления религии. Первое, что он сделал, отворил двери дома Господня (ст. 3). Есть надежда, что его отец не полностью подавил служение в храме, ибо в таком случае святой огонь жертвенника иссяк бы, а мы нигде не читаем, что его вновь зажигали; но он препятствовал людям и священникам посещать его, за исключением тех, кто принадлежал к его партии (4Цар 16:15). Езекия сразу распахнул двери Церкви и велел прийти священникам и левитам. Он видел, что Иудея пребывает в презренном и беззащитном положении, но в первую очередь решил восстановить и довести до должного уровня религию, а не гражданские интересы своего государства. Кто начинает с Бога, тот приступает к делу с правильного конца и соответственно будет в нем успешен.
IV. Он обратился с речью к священникам и левитам. Все знали, что он искренне любил религию и был недоволен порочностью, процветавшей во время последнего царствования, тем не менее не говорится, что священники и левиты сами обратились к нему с просьбой восстановить богослужения в храме: он собрал их, что, несомненно, свидетельствует об их равнодушии и его рвении. Возможно, если бы они ревностно исполняли свой долг, то дела не были бы в таком плохом состоянии, какими их обнаружил Езекия. Обращение царя к левитам было очень возвышенным.
1. Он описал им плачевное положение религии, в котором она находилась в последнее время (ст. 6−7): «Отцы наши поступали беззаконно». Он не сказал: «Отец мой», потому что ему как сыну приличествовало уважительно (насколько возможно) относиться к имени отца, а также потому что его отец не делал бы этого, если бы их отцы не пренебрегали своим долгом. Священник Урия присоединился к Ахазу, помогая ставить жертвенник для идолов. Езекия жаловался:
(1) Что они оставили дом Божий: «Они оставили Его и отвратили лица свои от жилища Господня». Отметьте: о том, кто оставил Божьи постановления, справедливо можно сказать, что он оставил самого Бога.
(2) Что учрежденное Богом поклонение не соблюдалось: светильники не горели и курения не сжигались. Подобное пренебрежение заслуживает такого же порицания, как недолжное чтение и толкование Слова Божьего (ибо это символизировали горящие светильники), как неправильно вознесенные молитвы и хвалы, ибо это символизировало сжигание курения.
2. Он показал печальные последствия пренебрежения и угасания религии среди священства (ст. 8−9). В этом заключалась причина всех обрушившихся на них бедствий. Бог во гневе предал их бедствиям, мечу и плену. Когда мы на себе испытываем порицания Божьего провидения, то хорошо бы спросить, не пренебрегаем ли мы Божьими постановлениями и не является ли это причиной противоречия между нами и Богом.
3. Он заявил о своей личной цели и решимости возродить религию, желая сделать своим главным делом ее продвижение (ст. 10): «Теперь у меня на сердце (т.е. я принял твердое решение) заключить завет с Господом, Богом Израилевым (т.е. поклоняться Ему одному и так, как Он определил), ибо я уверен, что в противном случае Его яростный гнев не отвратится от нас». Он не только сам заключил этот завет, но и заставил свой народ подчиниться ему.
4. Он ободрил и вдохновил левитов и священников в связи с этим исполнять свой долг. С этого он начал (ст. 5), этим он и закончил свое обращение (ст. 11). Езекия назвал их левитами, чтобы напомнить об их обязанности перед Богом, назвал детьми, чтобы напомнить о должном отношении к нему, ибо ожидал, что они, как сын отцу, будут служить ему в деле реформации страны.
(1) Он сказал им, что они должны сделать: во-первых, освятить себя, покаявшись в своей небрежности, изменить свои сердца и образ жизни и обновить завет с Богом, пообещав в будущем исполнять свои обязанности лучше; затем в качестве слуг Господа они должны освятить дом Божий, очистить его от всех непригодных предметов, ставших таковыми из-за их неупотребления или осквернения, и впредь использовать их для тех целей, ради которых они были созданы.
(2) Он ободрял их сделать это (ст. 11): «Не будьте небрежны или невнимательны к своему служению, чтобы это доброе дело не замедлилось из-за вашей беспечности»; «не обманывайтесь», написано на полях. Отметьте: кто небрежностью в служении Богу намеревается посмеяться и обмануть Его, тот обманывает сам себя и губит свою душу. «Не будьте беспечными», написано в некоторых переводах, словно не было неотложного призыва и опасности, что это не будет сделано. Отметьте: небрежность в религии ведет людей к плотской беспечности. Езекия побуждает их быть энергичными, размышляя об их служении. Бог облачил их честью: «Вас избрал Господь предстоять лицу Его», поэтому Он ожидает, что они будут трудиться. Их избрали не для того, чтобы они бездельничали, радовались своим почестям и перекладывали свой долг на других; Бог избрал их, чтобы они служили Ему. Поэтому у них есть основания стыдиться своей недавней недобросовестности, и теперь, когда двери храма вновь открылись, приступить к работе с удвоенным усердием.
Стихи 12−19. Данные стихи описывают трудную, хорошую и необходимую работу по очищению дома Господнего.
I. Этим делом занялись священники и левиты, которые должны были хранить храм в чистоте, но, не сумев справиться с этим, теперь должны были сделать его чистым. В данных стихах перечислены некоторые левиты по двое из трех главных семей: Каафы, Гирсона и Мерари (ст. 12); и некоторые певцы по двое из трех семей певцов: Асафа, Емана и Елицафана (ст. 13−14). Вряд ли они здесь упоминаются лишь благодаря занимаемой ими главенствующей должности, ибо в таком случае назвали бы обязательно первосвященника или некоторых глав семей священников. Скорее всего, они здесь перечислены благодаря своей энергичности и ревности по делу. Когда Богу нужно совершить Его дело, Он ставит лидеров руководить им; и не всегда люди, занимающие высокое положение в обществе и имеющие высокий титул, больше всех пригодны для служения или стремятся послужить. Эти левиты не только побуждали себя, но и собирали братьев своих и вдохновляли их пойти по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа. Обратите внимание: они поступали по повелению царя, но взирая на слова Господа. Царь велел им делать то, что и так входило в их обязанности согласно слову Божьему; и, совершая это дело, они относились к слову Божьему как к своему правилу, а к повелению царя как к шпоре, побуждающей их к действию.
II. Работа по очищению дома Господня заключалась в том, (1) чтобы очистить его от грязи, накопившейся за то время, что он был закрыт: здание от пыли и паутины, а сосуды от ржавчины.
(2) Чтобы очистить его от идолов и построенных для них жертвенников, которые стояли внутри храма; ибо хотя они сохранились в хорошем состоянии, но оскверняли его больше, чем сточная труба всего города, если бы она была расположена внутри него. Среди людей, руководивших работой по очищению храма, не упомянуты священники, хотя именно они осмелились войти внутрь дома Господня для очищения (но не для уборки), и, возможно, первосвященник вошел в Святое Святых, чтобы очистить и вынести из него все нечистое. И хотя левиты удостоились чести руководить этой работой, они не сочли для себя унижением быть слугами священникам, согласно своему служению, ибо то нечистое, что священники вынесли во двор храма, левиты вынесли вон к потоку Кедрон. Служение человека, каким бы полезным оно ни было, не должно побуждать его забыть свое место.
III. Следует особо отметить быстроту, с которой они совершали это дело. Они начали трудиться в первый день первого месяца, и это было удачное начало нового года, обещавшее успешный год. Подобным образом с реформации и исправления ошибок, очищения и истинного покаяния во всех осквернениях прошлого года должен начинаться каждый год. За восемь дней они очистили и убрали храм, и еще восемь дней понадобилось для того, чтобы убрать дворы храма (ст. 17). Так пусть люди, совершающие доброе дело, научатся быстро делать его и быстро исправлять допущенные ими ошибки.
IV. Об окончании работы доложили Езекии, и он был очень доволен отчетом (ст. 18−19). Ему подробно описали, что было сделано, но не для того, чтобы похвалиться, как много усилий было потрачено, или получить вознаграждение, а потому что он поручил им эту работу. Царь должен был знать, что все оскверненные предметы вновь освящены согласно закону и готовы к употреблению, когда ему будет угодно. Они знали, что благочестивый царь всем сердцем полюбил Божий жертвенник и хотел поскорее посетить его, поэтому подчеркивали готовность всего необходимого для этого: сосуды для жертвенника были вымыты и начищены для блеска. Те сосуды, которые Ахаз забросил в беззаконии своем, как предметы, не нравившиеся ему, они собрали, освятили и положили пред жертвенником Господним. Хотя сосуды святилища какое-то время могут оставаться оскверненными, но Бог найдет время и способ освятить их. Он не позволит, чтобы Его постановления и Его народ окончательно исчезли.
Стихи 20−36. Храм был очищен, и данные стихи рассказывают, что его сразу же использовали по назначению. Созвали торжественное собрание, чтобы встретиться с царем в храме на следующий день (ст. 20); и нет сомнений в том, что все благочестивые люди в Иерусалиме обрадовались, услышав слова: «Пойдем в дом Господень» (Пс 121:1). Как только Езекия узнал, что храм приготовлен для него, он не терял времени и показал, что тоже готов. Он встал рано, раньше, чем в другие дни, чтобы пойти в дом Господень и показать, что его сердце сосредоточено на этом событии. То, что произошло в тот день, следует рассматривать с двух сторон:
I. Была принесена искупительная жертва за грехи последнего царствования. Решили, что недостаточно оплакивать и оставить их, а следует принести жертву за грех. Даже наше покаяние и реформация не обретут прощения, если это не будет сделано во Христе и через Него, ибо именно Он стал грехом (т.е. жертвой за грех) ради нас. И даже раскаявшиеся грешники могут обрести мир только через Его Кровь. Обратите внимание:
(1) принесли жертву о грехе за царство, за святилище и за Иудею (ст. 21), то есть принесли искупление за грехи князей, священников и за грехи народа, ибо все они извратили свои пути. Закон Моисея велел приносить жертвы за грехи всего общества (Лев 4:13−14; Чис 15:24−25), чтобы отвратить наказание всего государства, которого заслуживали эти грехи, а сейчас в такой ситуации для прощения грехов и спасения отдельных людей мы должны взирать на Христа великую Жертву умилостивления.
(2) Закон велел приносить одного козла в качестве жертвы за грех как в день искупления (Лев 16:15), так и в других особых случаях, как этот (Чис 15:24). Но в тот день было принесено в жертву семь козлов (ст. 21), так как грехи общества были велики и совершались в течение долгого времени. Семь число совершенства. За нас принесена одна, но великая Жертва за грех, но она навсегда сделала совершенными освящаемых.
(3) Царь и собрание (т.е. представители народа) возложили руки свои на головы козлов, которые должны были стать жертвой за грех (ст. 23), тем самым признавая себя виновными перед Богом и выражая свое желание, чтобы вина грешника была переложена на жертву. Верой мы возлагаем свои руки на Господа Иисуса и таким образом получаем примирение (Рим 5:11).
(4) Вместе с жертвами за грех вознесли всесожжение: семь тельцов, семь овнов и семь агнцев. Всесожжения должны были воздать славу Богу Израилеву, Которого они признавали единственным истинным Богом. Это можно было сделать в то же время, когда приносилась жертва за преступления. Кровью этих жертв и жертв за грех окропили жертвенник (ст. 22) для заглаживания грехов всего Израиля (ст. 24), а не только Иудеи. Христос жертва умилостивления не только за грехи Израиля, но и за грехи всего мира (1Ин 2:1−2).
(5) Пока жертвы сжигались на жертвеннике, левиты начали петь Господу (ст. 27) псалмы, сочиненные Давидом и Асафом (ст. 30), в сопровождении музыкальных инструментов, которые Бог через пророков велел использовать при прославлении (ст. 25), хотя в течение длительного времени этим пренебрегали. Даже печаль о грехе не должна нам препятствовать славить Бога. Верой мы должны радоваться во Христе Иисусе нашей праведности; а наша хвала и молитвы должны восходить вместе с Его Жертвой, ибо только благодаря Ей они будут приняты.
(6) Царь и все общество подтвердили свое согласие со всем происходившим: они преклонились и поклонились, выражая крайнее благоговение перед божественным Величием и восхищаясь Им. На это обращается особое внимание (ст. 28−30). Для нас недостаточно только находиться там, где поклоняются Богу, но и самим участвовать в поклонении Ему, так как телесные упражнения приносят мало пользы, если в них не участвует сердце.
II. Торжества, имевшие место в тот день, касались грядущего. Вновь учредили богослужение в храме, которое должно было постоянно совершаться; к этому их призвал Езекия (ст. 31): «Теперь вы посвятили себя Господу принесли искупительную жертву и с ее помощью заключили завет; тем самым вы торжественно примирились с Господом и обязались служить Ему. Теперь приступайте и приносите жертвы». Отметьте: наш завет с Богом должен выполняться за счет общения с Ним. Посвятив себя в первую очередь Господу, мы должны приносить в Его дом жертву молитвы и хвалы, а также благодарственные приношения. И теперь, сделав все это, оказалось:
1. Что люди без принуждения принесли пожертвования. Так как их созвал царь, то они принесли свои жертвы, которых не было так много, как в славные дни Соломона (ибо Иудея обеднела, уменьшилась и занимала незначительное положение), но соответственно их возможностям из-за бедности и великого угасания благочестия, наблюдавшегося среди них.
(1) Некоторые были настолько щедры, что принесли всесожжения, которые были полностью поглощены во славу Бога, ибо приносящему их не полагалась какая-то часть. Всего во всесожжения принесли семьдесят волов, 100 овнов и 200 агнцев (ст. 32).
(2) Другие принесли мирные жертвы и благодарственные приношения, тук которых сжигался на жертвеннике, а мясо делилось между священниками и владельцами (ст. 35). Таких жертв было 600 крупного скота и 3000 мелкого скота (ст. 3З). Возможно, воспоминания о грехе, когда они приносили жертвы на высотах, побудили народ сейчас принести много жертв на Божий жертвенник.
2. Что священников было мало: слишком мало, чтобы совершать служение (ст. 34). Похоже, многих из них временно отстранили от служения, как осквернившихся и не придерживавшихся закона служителей, за то, что во время предыдущего царствования они приносили жертвы идолам, а остальные не имели той ревности, которая ожидалась в связи с этим событием. Они полагали, что царю не следует так торопиться и открывать двери храма, и поэтому не позаботились, чтобы освятить себя; а так как они остались неосвященными, то и негодными для служения, и этим они объясняли свое отсутствие во время этого события, словно их упущение могло оправдать их. К вечному стыду священников, здесь записано, что хотя о них очень хорошо заботились и они обеспечивались, получая часть от всесожжений Господу, но без усердия занимались своим делом. Собралось много работы, которую нужно сделать, а рук для этого не хватало.
3. Что левиты были готовы помочь. Они были более тщательны в освящении себя, нежели священники (ст. 34); они больше переживали о деле и лучше подготовились для него. Поэтому им была оказана честь заниматься той работой, которую могли делать только священники; это прославило их и было воздаянием за усердие: они помогали им сдирать кожу со всех всесожжений. И хотя это не соответствовало закону (Лев 1:5−6), но в неотложных ситуациях приходилось идти на такие нарушения; это, в свою очередь, ободряло левитов быть верными и ревностными, а также бесчестило беспечных священников. То, чего не хватало левитам в плане церемониальных преимуществ их рождения и посвящения, щедро восполнялось их замечательным умением и желанием трудиться.
4. Что все были довольны. Царь и весь народ радовались такому благословенному повороту дел и новому положению религии в их царстве (ст. 36). Во всем этом им особенно нравились два момента:
(1) Что все быстро совершилось: это сделалось неожиданно, в течение короткого времени, легко и без какой-либо оппозиции. Кто приступает к делу Божьему с верой и решимостью, тот увидит, что в нем нет трудностей, которые он себе представлял, а будет приятно удивлен, увидев, как скоро оно сделано.
(2) Что в данном событии несомненно участвовала рука Бога: Бог так расположил народ тайным влиянием Своей благодати, что многие, привязавшиеся к идолопоклонству во время предыдущего правления, теперь полюбили Божий жертвенник. Эта перемена, которую Бог совершил в их разуме, значительно способствовала ускорению и облегчению работы. Пусть власти и служители совершают свой долг в плане реформации страны и приписывают славу сделанного Богу, особенно когда все делается быстро и является неожиданным сюрпризом. Это — от Господа, и есть дивно в очах наших.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 29 глава