38:1 — 41:34 Являясь Иову, Господь ни разу не обмолвился о его страданиях и не дал ответа на столь важный для Иова и его друзей вопрос о причинах мучений; то, о чем говорил Господь, — намного важнее страданий Иова, которые Он, согласно Своим замыслам, скоро прекратит. Не получил Иов и обвинительного заключения, о котором просил (31:35), потому что такового не существовало.
38:1 Господь. Имя Бога, открытое Израилю (Яхве), здесь, как и в прологе, использовано вновь, так как оно употребляется автором (израильтянином), через которого Бог дает Свое откровение. Иов и его друзья, не принадлежавшие к народу завета, использовали иные Божественные эпитеты и имена (напр., «Бог», «Вседержитель»). Лишь однажды (в 12:9) использовано имя Яхве, но, однако, и в этом месте в некоторых рукописях стоит слово «Бог».
38:2 кто сей..? Скорее всего, никто, кроме Иова, не слышал слов Господних из бури.
Провидение. Промысел Божий.
38:3 Я буду спрашивать... ты объясняй. До этого момента Бога вопрошал Иов Своими вопросами Господь обращает в ничто все вопросы Иова.
38:4 — 39:30 Господь открывает Себя как Верховного Владыку над всеми силами природы: 1) как Творца (38:4−14) земли (ст. 4−7), моря (ст. 8−11), дня и ночи (ст. 12−15); 2) как Господа неживой природы (38:16−38) и 3) как Господа природы живой (38:39 — 39:30).
38:5 если знаешь. Здесь и в ст. 18 и 21 слова Всемогущего Господа являются не сарказмом, а констатацией факта, что Иов многого не знает.
38:15 Свет нечестивых есть тьма. Ср. Ис 5:20; Лк 11:35.
38:17 врата смерти. Т.е. умирал ли ты и знаешь ли, что ожидает человека по смерти.
38:23 на день битвы и войны. Ср. Нав 10:11; Ис 28:2.
38:31 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии.
комментарии Женевской Библии на книгу Иова, 38 глава