В данной главе пророку далее показывают в видении:
(I) Разделение святой земли: какая часть предназначена для храма, какая — для священников, совершающих богослужение (ст. 1−4), какая — для левитов (ст. 5). а какая — для города (ст. 6); какой удел определен для князя и для остатка народа (ст. 7−8).
(II) Справедливые постановления. которые были даны князю и народу (ст. 9−12).
(III) Приношения, которые они должны совершать, и часть их. предназначенная для князя (ст. 13−17). Это должно совершаться в начале года (ст. 18−20) на Пасху и праздник кущей (ст. 21−25). Похоже, все это указывает на новое положение Церкви, которая будет учреждена во времена Евангелия и по размеру и чистоте намного превзойдет ветхозаветную Церковь.
Стихи 1−8. В данных стихах даются наставления о том. как разделить землю после того, как народ вернется на родину; и так как Бог подтвердил, что они будут делать это, то подобные действия, когда они разделят ее до того, как завладеют ею, будут проявлением веры, а не безрассудства. Для пленников это будет желанной новостью — услышать, что они не только вернутся на родную землю, но возрастут и умножатся, хотя в то время их количество было незначительным; она наполнится. Но этого не наблюдалось в иудейском государстве с момента их возвращения из плена, а должно было исполниться в модели христианской Церкви, которая была совершенно новой (как и данное разделение земли по сравнению с разделением во время Иисуса Навина) и значительно возросла за счет прихода в нее язычников. Но полностью это обетование исполнится в небесном царстве, прообразом которого всегда была земля Ханаанская.
1. Значительная часть земли предназначалась для святилища, посреди которого был построен храм, со всеми его дворами и пристройками; остальная ее часть, окружавшая его, предназначалась для священников. Эта земля называлась священный участок Господу, ибо то, что дается для дел благочестия, сохранения и поддержки богослужения и распространения религии. Бог принимает как отданное Ему, если это делается одноразово. Да будет свято это место, которое отделено в самом начале, как начатки плодов освящали весь урожай. Выделение земли для поддержки религии и служения это такой же акт благочестия, как и другие, который был увековечен для пользы потомства. Это святое место нужно было измерить и установить его границы, чтобы оно не занимало больше отведенной площади и со временем не поглотило всю землю. Земли Церкви протянутся до сих пор и не далее; подобным образом в наше время пожертвования в Церковь были ограничены «уставом мертвой руки». Земля, отошедшая святилищу, занимала 2545 тростей (так гласит наш перевод, хотя некоторые считают, что здесь речь идет лишь о локтях) в длину и 1450 тростей в ширину: около восьми миль в одну сторону и тридцати миль в другую (говорят одни), двадцать пять миль в одну сторону и десять в другую (говорят другие). Священники и левиты, которые должны совершать там служение, должны иметь жилища в уделе, расположенном вокруг святилища, чтобы находиться вблизи места служения; в то время как согласно распределению земли во времена Иисуса Навина города священников и левитов были разбросаны по всей земле, где проживал народ. Это подразумевает, что служители Евангелия будут проживать там, где их Церковь; они должны жить там, где служат.
2. Рядом с землей святилища располагалась городская земля, на которой должен быть построен святой город, а его жители будут содержаться за счет его функционирования и прибылей (ст. 6): «Это принадлежать должно всему дому Израилеву, а не переходить, как раньше, одному или двум коленам — принадлежать представителям всех колен, которые будут жить в городе»; и мы читаем, что так и было сделано (Неем 11:1−2). Удел, определенный для города, имел ту же длину, что и удел для святилища, но только половину его ширины, ибо город обогащался за счет торговли и поэтому меньше нуждался в земле.
3. После выделения земли для Церкви и города нужно было выделить землю для князя (ст. 7−8). В данных стихах нет указаний по поводу ее размеров, а только сказано, что она должна располагаться по ту и по другую сторону земель, определенных для церкви и города; это подразумевает, что своим богатством и силой он должен защищать их. Одни считают, что удел князя равен уделам церкви и города, взятым вместе, другие — что он занимает тринадцатую часть оставшейся земли, а остальные двенадцать частей предназначались для двенадцати колен. Князь, который постоянно занимается государственными делами, должен поддерживать свое высокое положение и ни в чем не нуждаться, чтобы не подвергнуться искушению притеснять свой народ, хотя многих правителей это не останавливает; но Божья благодать останавливает их, ибо обещано: «Князья Мои впредь не будут теснить народ Мой», ибо Бог поставит правителем мир и надзирателями — правду. Несмотря на это, мы находим, что после возвращения евреев на родину народ жаловался на вымогательство князей. Только Неемия не был похож на прежних областеначалъников и тем не менее жил в изобилии (Неем 5:15,18). А в данном месте так много хорошего сказано о князе этого мистического святого государства, чтобы показать, что власти евангельской Церкви будут ее питателями, а христианские князья — ее покровителями и защитниками, а исповедуемая ими святая религия, силе которой они подчиняются, не позволит им притеснять народ Божий, ибо он прежде всего принадлежит Богу, а не им.
4. Остальная земля должна распределяться между народом по коленам его, и у него были основания считать, что его хорошо расселили, раз он имел закон Израилев и престол суда так близко к месту своего проживания.
Стихи 9−12. В данных стихах излагаются некоторые принципы справедливости для князя и для народа, которыми нужно пользоваться при распределении и общении, ибо благочестие без честности имеет лишь вид благочестия; оно не угодно Богу и не приносит пользы никакому народу. Поэтому да будет предписано властью Царя Церкви и Богом, (1) чтобы князья не теснили своих подданных, а должным образом справедливо вершили правосудие в своем народе (ст. 9): «Довольно вам, князья Израилевы, притеснять народ и обогащаться за счет грабежа и насилия, когда вы в течение долгого времени стригли овец, вместо того чтобы кормить их; впредь так не делайте». Отметьте: даже князья и люди знатные, которые в течение долгого времени совершали ошибки, наконец-то подумали, что настало время измениться и исправиться, ибо никакое право давности не оправдает зло. Вместо того чтобы говорить, что они слишком долго притесняли и привыкли к этому и поэтому будут продолжать поступать, как прежде, ибо обычай оправдает их, им следовало бы сказать, что раз они так долго притесняли народ, что привыкли к этому, то настало время положить этому конец и удалить насилие и грабеж; пусть оставят нелепые требования, откажутся от плохих привычек и избавятся от служивших им вельмож, которые совершали насилие. Пусть перестанут вытеснять народ и освободят подданных от налогов, которые тяжелым бременем легли на них; путь творят суд и правду согласно закону и исполняют свой долг, как того требует занимаемая ими должность. Отметьте: все князья, особенно князья Израиля, должны заботиться, чтобы совершалось правосудие, ибо об их народе Бог говорит: «Они — народ Мой», и они особым образом властвуют для Бога.
(2) Чтобы при торговле соседи не обманывали друг друга (ст. 10): «Да будут у вас правильные весы для взвешивания и денег, и товара — правильная ефа для сухих продуктов, зерна и муки, и правильный бат, чтобы отмеривать жидкости, вино и масло». И ефа, и бат должны быть одинаковой меры и составлять десятую часть хомера или кора (ст. 11). В результате (как подсчитал образованный д-р Кумберланд) ефа и бат составляли семь галлонов и четыре пинты вина и еще немного. Гомор составлял десятую часть ефы (Исх 16:36). сотую часть хомера и включал около шести пинт. В данных стихах также определяется размер сикля (ст. 13): он составляет двадцать гер — ровно половину римской унции, на наши деньги — 2 шиллинга. 4,25 пенса и почти одна восьмая часть фартинга, как точно подсчитал вышеупомянутый ученый. С помощью сиклей подсчитывалась мина или фунт, который равнялся 100 сиклям в том случае, если с его помощью вычислялся вес (как говорит епископ Кумберланд) без учета монетной системы. что также выходит, если сравнить отрывок из 3Цар 10:17, где говорится, что три мины или фунта золота пошло на один щит, с параллельным местом из 2Пар 9:16, где говорится, что на каждый щит пошло 300 сиклей золота. Когда же мина использовалась для определения суммы денег, то она включала в себя лишь 60 сиклей, что следует из данных стихов, где двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей, которые все вместе составят лишь шестьдесят сиклей, будут равняться одной мине. Но здесь это подробно высчитывается, так как они имели одну монету, весившую двадцать сиклей, другую — двадцать пять и третью — пятнадцать, а все вместе составляли один фунт, как отмечает ученый. Отметьте: Бог Израиля заботился, чтобы они были очень честными и справедливыми во всех своих взаимоотношениях, чтобы были очень тщательными и точными, воздавая каждому должное, и очень осторожными, чтобы никому не причинить зла; в противном случае Бог не примет их исповедания и их репутация среди людей будет испорчена.
Стихи 13−25. Изложив принципы справедливости во взаимоотношениях между людьми, которые в действительности являются ветвями истинной религии, пророк далее дает им некоторые наставления, касающиеся религии и Бога, которые являются ветвями всеобщей праведности.
I. Требуется, чтобы они давали дань Господу из всего, что имели (ст. 13): «Весь народ земли обязывается делать сие приношение» (ст. 16). Как арендаторы Бога, они должны платить ренту своему великому землевладельцу. Они сделали приношение из того имения, которое получили (ст. 1). и отделили священный участок Господу, а теперь им даются наставления, как делать приношения из личного имущества — своих товаров и движимого имущества — в знак признания за то. что это принято от Него, в знак своего упования на Него и своих обязанностей перед Ним. Отметьте: мы должны почитать Бога всем, что имеем, отдавая Ему Его часть. Это не значит, что Бог нуждается или Ему выгодно получить то, что мы даем Ему (Пс 49:9); нет, это всего лишь приношение; мы только приносим его Ему; выгоду от этого получим мы сами, Божьи нищие, которые являются нашими близкими, или Его служители, которые постоянно служат для нашего блага.
II. Данные стихи указывают, в каком количестве давать это приношение, которое не делалось согласно закону Моисея. Здесь не идет речь о десятине, а только о данном приношении:
(1) Они должны приносить шестидесятую часть всего хлеба — из каждого хомера пшеницы и ячменя, который включал в себя десять еф, они должны были приносить шестую часть ефы, что составляло шестидесятую часть хомера (ст. 13).
(2) Из елея (и, возможно, вина) они должны были приносить сотую часть в качестве данного приношения; от каждого кора, или хомера, содержавшего десять батов, они должны были принести десятую часть бата (ст. 14). Это отдавалось для жертвенника, ибо для каждого хлебного приношения замешивалась мука с елеем.
(3) Из своего стада они должны были приносить одну овцу из 200; это была самая малая часть (ст. 15). Но они должны были приносить их с тучных пажитей Израиля. Для всесожжений и мирной жертвы они не должны были приносить Богу то, что взято из общего количества, а самое тучное и наилучшее из того, что имели; всесожжения приносились, чтобы воздать славу Богу, а мирная жертва — чтобы получить милость, благодать и мир у Бога; и в наших духовных жертвах это два великих поручения, о которых мы ходатайствуем у престола благодати. но для того чтобы наши просьбы были приняты, эти жертвы должны были совершить примирение. Христос — наша искупительная жертва, благодаря которой совершается примирение, и на Него мы должны взирать. принося жертву признательности.
III. Это приношение должно быть сделано князю Израиля (ст. 16). Некоторые читают «для князя» и считают, что здесь речь идет о Христе, Который безусловно является князем Израиля и Которому мы должны совершать приношения; эти приношения мы должны вкладывать в Его руки, чтобы Он представил их Отцу. Или они должны давать их «вместе с князем»: каждый отдельный человек должен принести свое приношение и дать вместе с приношением князя, ибо далее следует (ст. 17): «А на обязанности князя будут лежать все приношения... для очищения дома Израилева». Согласно вышеизложенным правилам, народ должен приносить ему свои приношения, а он должен приносить их в святилище и из своего запаса добавлять то, чего недостает. Отметьте: обязанность правителей — заботиться о религии, следить за тем, чтобы ее постановления регулярно и тщательно соблюдались теми, в чьи обязанности это входит, чтобы они имели все, что им для этого требуется: гражданские власти обеспечивают оба стола; очень хорошо, когда люди, обладающие властью и положением, идут впереди других в служении Богу.
IV. Здесь определены некоторые торжественные праздники.
1. Один из них назначен в начале года; похоже, это новый праздник, не учрежденный ранее законом Моисея. Это ежегодный торжественный праздник очищения святилища.
(1) В первом месяце, в первый день месяца (в первый день нового года) они должны принести жертву для очищения святилища (ст. 18), то есть принести искупление за беззакония по отношению к святыням, совершенные в прошлом году, чтобы никто не внес вину за них в служения, совершающиеся в новом году, и чтобы попросить благодать не допустить этого беззакония и улучшить отправление служения в святилище в наступающем году. В знак этого кровью жертвы за грех нужно было покропить вереи ворот внутреннего двора (ст. 19); это обозначало, что данное искупление совершалось за грехи всех служителей, посещавших храм, священников, левитов и обычных людей, за грехи, которые присутствовали во всех их служениях. Отметьте: даже святилища на земле нуждаются в очищении, в частом очищении; каждое святилище нуждается в этом. Поклоняющиеся Богу вместе должны часто объединяться для обновления покаяния в своих явных ошибках и применять Кровь Христа, прося о прощении, равно как и для обновления своих заветов быть более внимательными впредь. Очень своевременно начинать год с такого действия, как сделал Езекия после того, как им долго пренебрегали (2Пар 29:17). В данных стихах им велено очистить святилище в первый день месяца, так как в четырнадцатый день месяца они должны есть Пасху, постановления о которой во всех ветхозаветных повелениях содержали в себе больше всего Христа и евангельской благодати, и поэтому весьма уместно они должны были начать подготовку к ней за четырнадцать дней до праздника с очищения святилища.
(2) Эту жертву нужно было повторно совершить в седьмой день первого месяца (ст. 20). Она совершалась для того, чтобы принести искупление за согрешающих умышленно и по простоте. Отметьте: кто грешит, тот совершает ошибку и глуп (в англ. пер.), он заблуждается, оставляет свой путь и показывает, что безрассуден и глуп. Но здесь говорится о грехах, которые совершены по неведению, ошибочно или по неосторожности священником, левитом или обычным человеком. Жертвы предназначались для искупления грехов, совершенных неожиданно, до того, как человек осознал, что это грех, и которые он не совершил бы, если бы знал и помнил об этом, за грех, который внезапно обрушился на него и за который впоследствии он осуждал себя. А за грехи, совершенные самоуверенно и дерзко, не было назначено никакой жертвы (Чис 15:30). Благодаря повторяющимся жертвам они должны были очистить храм; в таком случае Бог примирится с ним, дарует знаки Своего присутствия в нем и оставит его и на этот год.
2. Пасху нужно было религиозно совершать в установленное для нее время (ст. 21). Христос — наша Пасха, то есть жертва за нас. Мы празднуем память об этой жертве и едим ее, радуясь нашему избавлению из египетского рабства греха и собственной сохранности от меча ангела-губителя — меча божественной справедливости; мы совершаем это во время Вечери Господней, которая является нашим праздником Пасхи, как и вся христианская жизнь, и должна быть праздником опресноков. В данных стихах велено, чтобы князь приготовил жертву за грех и совершал ее за себя и весь народ; в первый день это должен быть телец (ст. 22) и козленок из стада на каждый день (ст. 23). Это должно научить нас, что всякий раз, когда мы приходим к Богу, чтобы иметь общение с Ним, мы должны взирать на великую Жертву за грех, благодаря Которой покрыто преступление и приведена правда вечная. Каждый день праздника должно было совершаться всесожжение во славу Бога: не менее семи тельцов и семи овнов, вместе с хлебными приношениями, которые полностью сжигались на жертвеннике и не истощались(ст. 23−24).
3. Далее говорится о празднике кущей (ст. 25), но не упоминается праздник пятидесятницы, который праздновали между пасхой и праздником кущей. Здесь даются повеления (помимо тех. которые приведены в законе Моисея) о таких же жертвах, которые должны были приноситься в течение семи дней праздника Пасхи. Посмотрите, насколько недостаточны жертвы за грех, приносимые по закону; их нужно было часто повторять: не только каждый год, но и во время каждого праздника, совершать каждый день, так как они не могли сделать совершенными приходящих с ними (Евр 10:1,3). Обратите внимание на необходимость часто повторять одни и те же религиозные обряды. Хотя искупительная жертва совершилась однажды и за всех, тем не менее жертвы признательности, приносимые сердцем сокрушенным и благодарным, духовные жертвы, благоугодные Богу через Иисуса Христа, должны приноситься каждый день. Мы должны, как в данном месте, полностью посвятить себя священным обязанностям и исполнять их.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 45 глава