Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 43 глава

Толкование Мэтью Генри


В предыдущей главе пророк описал нам вид мистического храма — евангельской Церкви в том виде, как он принял его от Господа, чтобы стало понятно, что он был построен не напрасно. А теперь в данной и следующей главе он переходит к описанию поклонения, которое должно в нем совершаться, но на примере ветхозаветных служений.

В данной главе:

(I) Повествуется о том, что слава Божья наполнила храм и завладела им (ст. 1−6).

(II) Дается обещание, что Бог будет пребывать со Своим народом, но при условии, что они вернутся и будут придерживаться учрежденного поклонения, что они оставят идолов и идолопоклонство (ст. 7−12).

(III) Приводится описание жертвенника для всесожжений (ст. 13−17).

(IV) Описывается посвящение этого жертвенника (ст. 18−27).

Похоже, в данной ситуации Иезекииль стоит между Богом и Израилем, как в свое время стоял Моисей, раб Господень, когда впервые было сооружено святилище.

Стихи 1−6. После того, как Иезекииль терпеливо осмотрел храм Божий — величайшую славу земли, ему было позволено перейти к высшей форме, и он был почтен видением славы высшего мира. Ему было сказано: «Взойди сюда». Он увидел храм и отметил, что тот был очень просторный и роскошный; но прежде чем слава Божья вошла в него, он был подобен мертвым телам, которые он видел в видении (гл. 37): они не имели дыхания, пока Дух жизни не вошел в них. Поэтому теперь он видит дом, наполненный славой Божьей.

I. Он увидел славу Бога (ст. 2), славу Бога Израилева — того Бога, Который заключит завет с Израилем и Которому они служили и поклонялись. Языческие идолы не имели славы; всем, чем они обладали, они были обязаны кузнецу или художнику, а здесь глазам пророка открылась слава Бога Израилева. Эта слава шла от востока, и поэтому он был приведен к воротам, обращенным лицом к востоку, в ожидании ее приближения и явления. Звезду Христа видели на востоке, Он и был иным Ангелом, восходящим от востока (Откр 7:2), Он является утренней звездой и солнцем правды.

При явлении славы Бога пророк обратил внимание на две вещи:

(1) На силу Его слова, которое он услышал: «Глас Его — как шум вод многих, которые слышны издалека и производят впечатление; шум бурлящих потоков приятен, а шум бушующего моря пугает (Откр 1:15; Откр 14:2). Евангелие Христа, в славе которого Он сияет, было громко возвещено, и весть о нем была слышна далеко; для одних это было благоухание жизни, для других — запах смерти, в зависимости от того, кем они были.

(2) На сияние, сопровождавшее Его явление, свидетелем которого он стал: «Земля осветилась от славы Его»; Бог есть свет, и никто не может вынести яркости сияния Его славы, никто не видел и не может увидеть ее. Отметьте: слава Бога, которая сияет в Церкви, освещает мир. Когда Бог явился Давиду, то от блистания пред Ним бежали облака (Пс 17:13). Иезекииль обращает внимание, что явление ему славы Божьей имело ту же природу, что и видение, полученное им впервые, когда он принял свое поручение (Иез 1:4), — это было то же, что он видел у реки Ховара (ст. 3), ибо Бог остался тем же, Ему нравилось являть себя таким же образом, так как в Нем нет изменения. «Это видение было такое же, — говорит он, — какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу». Он сделал это с такой властью и силой и события настолько полно соответствовали предсказанию, что он вполне мог сказать, что приходил уничтожить его (как написано в англ. пер.). Как судья от имени Бога, он вынес приговор этому городу и вскоре привел его в исполнение. Бог явился таким же образом, когда послал Его вызвать его словами ужас и когда послал утешить людей, ибо в обоих этих случаях Бог прославился. Он умерщвляет и Он оживляет, Он поражает и Он исцеляет (Втор 32:39). От той же руки, которая поражает, мы должны ожидать избавления. Он поразил — и перевяжет наши раны. Una eademque manus vulnus opemque tulit — Рука, нанесшая рану, исцелит ее.

II. Он видел, как слава Бога входила в храм. Когда он увидел эту славу, то пал на лицо свое (ст. 3), как неспособный вынести сияния славы Божьей или, скорее, как человек, желающий воздать ей славу смиренным и благоговейным восхищением. Но Дух поднял его (ст. 5), когда слава Господа вошла в храм (ст. 4), чтобы он увидел, как храм наполнился ею. Он видел, к своей великой скорби, как слава Господа таким же образом покинула храм из-за того, что он был осквернен, а теперь, к своему величайшему удовлетворению, он увидит, как она возвращается в него (см. Иез 10:18−19; Иез 11:23). Отметьте: хотя Бог может на какое-то время оставить Свой народ, но со временем вернется к нему со своей милостью. Слава Божья наполнила храм, как она наполнила скинию, поставленную Моисеем, и храм Соломона (Исх 40:34; 3Цар 8:10). Мы не находим, чтобы когда-нибудь слава Божья подобным образом завладевала вторым храмом, следовательно, по должно было осуществиться в славе божественной благодати, которая гак ярко воссияла в евангельской Церкви и наполнила ее. Здесь ничего не говорится об облаке, которое наполнило храм. как прежде, ибо сейчас мы открытым лицом взираем на славу Господню в лице Христа, а не так, как раньше, через облако прообразов.

III. Он принимает наставления непосредственно от славы Господней, как Моисей, когда Бог завладел скинией (Лев 1:1): «Я слышал кого-то, говорящего мне из храма» (ст. 6). Поэтому мы должны ожидать сияния славы Божьей, чтобы принять божественное пророчество. «Тот муж стоял подле меня»; мы не сможем вынести глас Божий так же, как не сможем увидеть лица Божьего, если Иисус Христос не будет стоять рядом как Посредник. Или если это был сотворенный ангел, то стоит обратить внимание, что, когда Бог начал говорить с Иезекиилем, он стоял рядом, позволяя ему говорить, и при этом ему нечего было сказать. Более того, он стоял рядом с пророком, как обучающийся вместе с ним, ибо начальством и властям и даже самим ангелам, желающим проникнуть в эти истины, соделаласъ известною через Церковь многоразличная премудрость Божия (Еф 3:10). Этот муж стоял рядом с пророком, чтобы проводить его дальше — туда, где он мог принять дальнейшие тайны (Иез 44:1).

Стихи 7−12. В данных стихах Бог фактически обновляет Свой завет со Своим народом Израиля после того, как вторично завладел храмом, и Иезекииль ведет по этому поводу переговоры, как раньше Моисей. Этот завет будет очень полезен пленникам, когда они вернутся на родину, для их назидания и ободрения; но он также взирает на более отдаленные времена, когда верующие будут благословлены привилегиями евангельского храма, чтобы они поняли, какие блага будут иметь перед Ним, если будут хорошо себя вести.

I. Бог через пророка напоминает им, как они гневили Его, за что потом в течение длительного времени испытывали на себе знаки Его недовольства. Эти обличения приводятся для того, чтобы проложить путь для предназначенных им утешений. Хотя Бог дает без упреков, но нам приличествует порицать себя за недостойное поведение по отношению к Нему, когда Он нас прощает. Поэтому пусть сейчас вспомнят, (1) что они ранее оскверняли святое имя Бога, оскверняли и злоупотребляли всеми святынями, с помощью которых они познали Бога (ст. 7). Они и их цари презирали взаимоотношения с Богом и религию, которую они исповедовали, духовным блудом, идолопоклонством, поклонением истуканам, которых называли своими царями (именно это означает Молох) или господами (именно это означает Ваал), но которые на самом деле были трупами царей их — не только лишенными жизни и бесполезными, но мерзкими и отвратительными на высотах их, поставленных в их честь. Они осквернили имя Бога своими мерзостями. Что же это были за мерзости? «Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей», то есть добавляли свои изобретения к Божьим постановлениям и побуждали всех соглашаться с ними, словно обладали такой же властью и силой, уча заповедям человеческим (Ис 29:13), или, скорее, ставя жертвенники своим идолам даже во дворах храма, что является дерзким оскорблением божественного Величия. Тем самым они поставили разделительную стену между Богом и ими, которая остановила поток Его благоволений, направленных к ним, и сделала неблагоугодными для Него их служения. Посмотрите, какое презрение грешники оказывают Богу, учреждая свои стены, противостоящие Ему, и лишая Его законных прав; посмотрите, какой вред они причиняют самим себе, ибо чем ближе они приступают к Богу со своими грехами, тем дальше отодвигают Его от себя. Некоторые так истолковывают этот стих: хотя их дома стояли близко к дому Божьему, их пороги и вереи — к Его порогам, и поэтому они были Его ближайшими соседями, но стена была между Богом и ими (написано на полях); поэтому, хотя можно было надеяться, что они будут больше узнавать и стараться угодить Ему, но на самом деле они не были дружески расположены к Нему, как бывает с соседями. Отметьте: очень часто истинным оказывается высказывание: чем ближе к Церкви, тем дальше от Бога. По исповеданию они состояли в завете с Богом, но осквернили место Его престола и место стопам ног Его, Его храм, где Он пребывал и царствовал. Иерусалим назван городом великого Царя (Пс 47:3) и подножием Его (Пс 98:5; Пс 111:7).

Отметьте: когда были извращены Божьи постановления, тогда осквернилось Его святое имя.

(2) Что из-за этого Бог недавно боролся с ними, посылая им бедствия. Они не могли осуждать Его за это, ибо Он поступил с ними так, как того заслуживали их грехи: «За то Я погубил их во гневе Моем». Отметьте: кто оскверняет святое имя Бога, тот справедливо ощутит на себе Его недовольство.

II. Он призывает их покаяться и измениться, а для этого необходимо, чтобы они стыдились своих беззаконии (ст. 9): «Теперь они удалят от Меня блуждание свое; теперь, когда они так сурово пострадали за него, когда Бог повернулся к ним с милостью и вновь поставил среди них Свое святилище, они должны оставить своих идолов и больше не иметь с ними дел, чтобы впредь не лишиться своих привилегий, ценность которых они познали, когда лишились их. Пусть оставят своих идолов — эти отвратительные трупы царей своих. пусть удалят их от Меня, чтобы не раздражать Меня». Теперь, когда пророк получил модель или образец храма, который будет поставлен среди них, это был своевременный совет, ибо (1) если они увидят храм сей, то несомненно устыдятся своих грехов (ст. 10); когда они увидят, какую милость Бог хранит для них, несмотря на их абсолютную недостойность, то устыдятся, вспомнив свое неискренне отношение к Нему. Отметьте: милость Бога, проявленная к нам, должна побуждать нас к покаянию, особенно — ко стыду и раскаянию. Пусть сами снимут с него меру и посмотрят, насколько он превосходит прежний, и по этому догадаются, какие великие дела Бог собирается совершить для них в будущем, и, безусловно, вид их лиц изменится, когда они подумают, чего заслуживал их грех. И тогда (2) они устыдятся своих грехов; они устыдятся еще больше, когда увидят храм (ст. 11). Если они устыдятся всего того, что делали., увидев и осознав благость Бога, то это должно побудить их еще лучше ознакомиться с деталями храма. Отметьте: кто осознает, что он видит, и знает о благости Бога, тот увидит и узнает о ней еще больше. И только тогда, когда мы искренно смирились из-за своего безрассудства, но не ранее, мы становимся достойными Божьего благоволения. «Покажи им вид храма; пусть посмотрят, какое это величественное строение, к тому же покажи им его постановления и законы». Отметьте: предвидя утешения, которые нас ожидают, хорошо бы нам получить знания о наших обязанностях; вместе с привилегиями дома Божьего мы должны ознакомиться с его правилами. «Покажи им все уставы его, чтобы они сохранили их и поступали по ним». Отметьте: нас знакомят с нашим долгом для того, чтобы мы исполняли его и были благословлены в делах своих.

III. Он обещает, что они будут такими, какими должны быть, и тогда Он будет относиться к ним так, как они того желают (ст. 7).

1. Дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего. Это — чистое Евангелие. Заповедь закона гласит: «Не оскверняй Моего имени», а благодать Евангелия говорит: «Ты не будешь этого делать». Так требуемое согласно завету обещано в завете (Иер 32:40).

2. «Тогда Я буду жить среди сынов Израилевых во веки»: то же самое повторяется в ст. 9. Бог заверяет нас в Своей доброжелательности и подтверждает это, совершив в нас хорошее дело. Если мы не будем осквернять Его имя, то можем быть уверены, что Он не оставит нас.

IV. Излагается основной закон дома Божьего (ст. 12): если раньше только жертвенник или святилище представляли собой Святое Святых, то теперь на вершине горы все пространство его вокруг — Святое Святых, включая все дворы и все комнаты, которые будут считаться самым святым местом.

Это символизирует, (1) что в евангельские времена вся Церковь будет иметь привилегию входить во Святое Святых, то есть иметь близкий доступ к Богу. Сейчас, во времена Евангелия, все верующие имеют дерзновение входить во святилище (Евр 10:19); мы имеем великое преимущество: в то время как первосвященники входили посредством крови тельцов и козлов, мы входим посредством Крови Иисуса; где бы мы ни находились, через Него мы имеем доступ к Отцу.

(2) Что вся Церковь будет обязана стремиться к совершенству в святости, как свят Призвавший вас. Теперь все должны быть святы. Святость станет домом Божьим вовеки, а в евангельские времена более чем когда-либо. Вот закон храма! А кто не подчинится этому закону, тот пусть не надеется на защиту этого храма.

Стихи 13−27. Эти стихи касаются жертвенника рассматриваемого мистического храма, и он тоже мистический, ибо Христос — наш жертвенник. После возвращения из плена иудеи соорудили жертвенник раньше, чем храм (Езд 3:3). Но этот жертвенник находился в храме. И в данных стихах приводятся:

I. Размеры этого жертвенника (ст. 13). Его длина и ширина были шесть ярдов в верхней точке и семь ярдов у основания, высота — четыре с половиной ярда; он имел низкую скамью или уступ, здесь названный выступом, высотой один ярд от земли, на котором стояли священники, совершавшие служение, и еще один выступ, на два ярда выше первого, на котором стояли другие священники; каждый из этих выступов был шириной иол-ярда и имел бортики с каждой стороны, чтобы они могли твердо стоять на них. Жертвы убивались на столе, о котором говорилось ранее (Иез 40:39). Часть жертвы, которая должна была сжигаться на жертвеннике, передавалась служителям, стоящим на нижнем выступе, а те передавали ее священникам, стоявшим на верхнем выступе, и они возлагали ее на жертвенник. Подобным образом мы, совершая служение для Бога, должны помогать друг другу.

II. Постановления о жертвеннике.

В данных стихах даны наставления (1) о посвящении жертвенника вначале. Посвящение жертвенника должно длиться на протяжении семи дней, и каждый день на нем должны приноситься жертвы, а именно — козел в качестве жертвы за грех (ст. 25), помимо молодого тельца в качестве жертвы за грех, принесенного в первый день (ст. 19). Это учит нас, что во всех религиозных служениях мы должны взирать на Христа — великую Жертву. Ни мы сами, ни наши служения не будут благоугодны для Бога, пока мы не отвергнем грех, а это может быть сделано только через Кровь Христа, которая освящает и жертвенник (ибо Христос вошел во святилище со Своей Кровью, Евр 9:12), и дар на жертвеннике. Также в качестве всесожжения Господу (ст. 24) должны быть принесены в жертву телец и овен; это делалось для того, чтобы воздать славу Богу и научить нас во всех своих служениях взирать на нее; мы представляем себя живыми жертвами, а наше поклонение — как духовную жертву, чтобы мы и наше поклонение прославили Его и воздали Ему славу. Посвящение жертвенника в данном месте названо его очищением и освящением (ст. 20,26). Хотя Христос, наш Жертвенник, не был осквернен и Ему не нужно было очищаться, тем не менее Он посвятил Себя (Ин 17:19); и когда мы посвящаем жертвенник своего сердца Богу, чтобы на нем всегда горел огонь святой любви, то должны следить за тем, чтобы он был очищен от любви к этому миру и от похоти плоти. Следует обратить внимание на некоторые отличия между обрядами посвящения, описанными в данном месте, и теми обрядами, которые были определены в Книге Исход, гл. 29; это подразумевает, что церемониальные постановления изменчивы и эти изменения были залогом их прекращения во Христе. Только здесь, соответственно главному закону, все жертвы должны быть приправлены солью (Лев 2:13) и дано особое повеление (ст. 24), чтобы священники бросали соль на жертву. Благодать — это та соль, которая должна приправлять все наши религиозные обряды (Кол 4:6). Вечный завет назван заветом соли, так как он нетленный. Слава, которая хранится для нас, нетленна и непорочна, а благодать, выработанная в нас — это сокровенного сердца человек, который не поддается тлению.

(2) О том, как нужно постоянно им пользоваться после того, как он будет посвящен. По окончании же сих дней священники будут возносить на жертвеннике всесожжения и благодарственные жертвы (ст. 27), ибо он был освящен для того, чтобы освящать жертву, которая на нем приносилась.

Далее обратите внимание:

[1] Кто должен служить у жертвенника: священники из племени Садока (ст. 19). Эту семью Соломон поставил вместо Авиафара, и Бог подтвердил это постановление. Его имя означает «праведный», ибо они происходили от праведного семени священников, служащих Богу через Христа — Господа нашей праведности.

[2] Как они должны готовиться к этому служению (ст. 26): «Они должны освящать себя (англ. пер.), наполнять руки свои жертвами в знак того, что отдают себя вместе со своими жертвами Богу и служению». Отметьте: прежде чем служить Господу святынями, мы должны посвятить себя, наполнив ими свои руки и сердца.

[3] Насколько успешны они будут в своем служении (ст. 27): «Я приму вас (анг. пер.)». А если Бог сейчас принимает наши дела, если наше служение угодно Ему, то этого достаточно, и нам не нужно большего. Кто отдает себя Богу, тот будет принят Богом через Посредника: вначале он сам, а потом — его служения.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 43 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.