Эта глава продолжает и завершает пророчество о Гоге и Магоге, уничтожением которых Бог увенчает Свое благоволение к Своему народу Израиля; оно ярко воссияет после того, как рассеются мрачные облака, описанные в заключительной части главы.
В данной главе:
(I) Четко предсказано полное уничтожение Гога и Магога, согласующееся с тем, что мы рассматривали ранее (ст. 1−7).
(II) Иллюстрируется, насколько обширным будет это поражение, на примере грех его следствий: их оружие будет сожжено (ст. 8−10), их убитые будут сожжены (ст. 11−16), хищные птицы будут есть трупы тех, кого не похоронили (ст. 17−22).
(III) Бог возвещает, что имеет благоприятные намерения в адрес Своего народа Израиля, которые осуществятся в этом и других коснувшихся их провидениях, что хранит для них обетование о дальнейшей милости (ст. 23−29).
Стихи 1−7. Это пророчество начинается так же, как и предыдущее (Иез 38:3−4): «Я — на тебя, и поверну тебя», ибо необходимо правило на правило, чтобы обличить врагов Израиля и утешить друзей Израиля. В данной главе, как и в предыдущей, предсказано, что Бог приведет этого врага от краев севера, как и ранее с севера были приведены халдеи (Иер 1:14). Omne malum ab aquilone — Всякое зло приходит с севера. Много лет спустя подобным образом Римская империя была сокрушена северными народами. Этого врага Бог приведет на горы Израилевы (ст. 2), во-первых, как на место искушения, где наполнится чаша его преступлений, а во-вторых, как на место казни, где он погибнет. Именно об этом здесь подробно рассказывается.
1. Его воины будут разоружены и не смогут осуществить задуманный поход. Хотя сильные воины смогут найти свои руки, но для чего они им, раз при этом они обнаружат, что лишены силы причинять зло, ибо Бог выбьет лук из левой их руки и выбросит стрелы из их правой руки? (ст. 3). Отметьте: оружие, направленное против Сиона, не будет успешным.
2. Он и большая часть Его армии будут убиты на поле боя (ст. 4): «Падешь ты на горах Израилевых»; там они согрешили, и там они погибнут, на святых горах Израилевых, ибо там сокрушил Он стрелы лука (Пс 75:4). Горы Израилевы наполнятся влагой, станут тучными и плодородными за счет крови своих врагов. «Ты падешь на открытом поле (ст. 5) и не сможешь оттуда спастись бегством». В горах он не сможет найти проход, чтобы спастись, и в открытом поле не найдет дорогу, которая помогла бы ему сбежать. Он и все полки его, регулярные войска, народы, которые с ним и следовали за станом, чтобы разделить с воинами добычу, падут вместе с ним. Отметьте: кто жребий свой бросает вместе с нечестивыми людьми (Притч 1:14), чтобы иметь с ними один склад, тот должен быть готов к тому, что ему придется разделить их участь; его постигнет то, что и их; они выбирают худшее. Истребление будет таким массовым, что в живых останется лишь шестая их часть (ст. 2, англ. пер.), остальные же пять будут убиты. Никогда еще армия не была так основательно уничтожена, как в этот раз. А для большего позора и порицания их тела будут оставлены в качестве добычи хищным птицам (ст. 4). Сравните ст. 17 со словами: «Падешь ты, ибо Я сказал это». Отметьте: скорее самые прославленные владыки (а Антиох называл себя Епифан, то есть прославленный) и самые многочисленные армии падут на землю, чем слово Бога останется неисполненным, ибо изрекший его исполнит его.
3. Его страна также подвергнется опустошению: «Я пошлю огонь на землю Магог (ст. 6) и на жителей островов, живущих беспечно, или самонадеянно, то есть на язычников». Он задумал уничтожить землю Израиля, но его планы не только не сбудутся, но и его земля будет уничтожена огнем — тем или иным пожирающим судом. Отметьте: кто посягает на права других людей, тот вполне справедливо потеряет собственные.
4. Благодаря всему этому Бог прославит Свое имя (1) среди Своего народа Израиля; из всего этого они лучше познают имя Бога, Его силу и милость, Его заботу о них и верность им. Его провидение, касающееся их, еще ближе познакомит их с Ним, к чему и должно приводить каждое провидение, равно как и каждое постановление: «Я явлю святое имя Мое среди народа Моего». В Иудее Бог ведом, но даже те, которые хорошо знают Бога, должны еще лучше узнавать Его; мы должны особенно возрастать в познании Его имени как имени святом. Они познают Его как Бога совершенной чистоты и честности, узнают, что он ненавидит грех; и далее следует: «Я не дам впредь бесславить святого имени Моего». Отметьте: кто правильно познал святое имя Бога, тот не осмелится бесславить его, ибо именно из-за неведения и незнания святого имени Бога люди относятся к Нему легкомысленно и становятся самоуверенными. Именно так Бог обращается с людьми: вначале Он просвещает их разум, а затем с помощью этого средства влияет на всего человека; Он первый заставил нас познать Его святое имя, тем самым удержал нас от его осквернения и побудил прославить его. И в данном месте это является благословенным результатом славного явления Бога в защиту Своего народа. Так Он делает Свои милости совершенными, так Он освящает их и делает благословениями, благодаря им Он наставляет Свои народ и изменяет его. Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне (Пс 67:15).
(2) Среди язычников. Те, которые не знали его или не хотели знать, «узнают, что Я — Господь, Святый в Израиле». Им придется дорого заплатить за свой опыт, благодаря которому они познают, что Он — Бог силы. Бог Своего народа и его Спаситель; а могущественные владыки будут напрасно сражаться с Ним; еще никто из ожесточивших свое сердце против Него не процветал.
Стихи 8−22. Хотя это пророчество должно было исполниться в последние дни» но здесь о нем говорится как о событии уже исполнившемся, так как в этом нет сомнении (ст. 8): «Вот, это пришло и сбылось (в англ. пер.); оно обязательно исполнится, когда придет должное время, словно уже исполнилось; это — тот день. о котором Я часто говорил. и хотя он долго медлил, но наконец пришел». То же было сказано Иоанну (Откр 21:6): «Совершилось!» Чтобы представить уничтожение армии Гога очень значительным, здесь перечислены его три последствия. Сам Бог нанес это поражение; мы не находим, чтобы народ Израиля вынул меч и нанес удар, но:
I. Они будут сожигать оружие, их луки и стрелы, которые будут выбиты из их рук (ст. 3), их щиты и латы, их булавы, копья, жезлы и вилы — все, что может гореть. Они не будут откладывать эти вещи для своего вооружения и хранить для собственного использования, чтобы не подвергать себя искушению уповать на них, а сожгут их, но не все вместе в одном костре (ибо зачем такое расточительство?), а по мере необходимости будут использовать в качестве топлива в своих домах вместо других деревьев. Благодаря этому в течение семи лет им не нужно будет носить дров с поля или из лесов (ст. 10) — такое огромное количество оружия будет оставлено в открытом поле, где пал враг, и на дорогах, по которым он пытался бежать. Оружие было сухое и более пригодное для огня, чем зеленые деревья, и благодаря ему они спасли много деревьев в своих рощах и лесах, дав им время вырасти. Хотя горы Израилевы производили много благ, но народ Израиля должен был быть хорошим хозяином и разумно распоряжаться своим изобилием, чтобы сохранить все, что можно, для тех, кто придет после них, в зависимости от того, как Божье провидение даст возможность осуществлять это. Мы можем предположить, что когда живущие в городах Израиля вышли, чтобы ограбить грабителей своих и возместить нанесенный им ущерб, то нашли много серебра, золота и украшений, хотя не упоминается, чтобы они забрали что-нибудь для собственного использования, кроме деревянных частей оружия в качестве топлива, которое является необходимым для человеческой жизни; это должно научить нас считать, что мы имеем достаточно, если обеспечены необходимым, даже если имеем немного наслаждений и веселья, равно как и всего того, без чего вполне можем обойтись. Всякий раз, подкладывая топливо в огонь и тем самым обогревая себя, они вспоминали о численности и силе своих врагов, о неминуемой гибели, которая ожидала их. если бы они попали им в руки, и это переполняло их сердце благодарностью к Богу. Который таким чудесным образом и так своевременно спас их. Всякий раз, усаживаясь вокруг огня вместе со своими детьми, они могли использовать эту возможность, чтобы рассказать им о великих делах, которые Бог совершил для них.
II. Они похоронят своих мертвых. Обычно после сражения, когда на поле остается много убитых, враг хочет иметь время, чтобы похоронить своих мертвых. Но в данном случае кровопролитие будет таким массовым, что оставшихся в живых врагов будет недостаточно, чтобы похоронить своих мертвых. Кроме того, трупы будут настолько разбросаны по горам Израиля, что потребуется время, чтобы отыскать их, и поэтому дому Израилеву придется хоронить их, и это также будет поводом для торжества над побежденным врагом.
1. Будет определено место для их захоронения — долина прохожих на восток от моря (то ли мертвого моря, то ли моря Галилейского), через которую проходило много путников, путешествующих из Египта в Халдею. Трупов, разлагающихся на земле, в том месте будет так много и они будут издавать такое невыносимое зловоние, что путники, идущие той дорогой, будут вынуждены закрывать свои носы (в англ. пер.). Посмотрите, какими презренными являются наши тела: когда душа покидает их, то они начинают издавать зловоние, и нет запаха более тошнотворного или отвратительного. Поэтому место для погребения будет определено там, где окажется наибольшее количество убитых. Пусть дерево лежит там, где оно упало. Это место назовется долиною полчища Гогова, ибо это событие должно было особым образом сохраниться в памяти. Какой многочисленной была армия врага, которую Бог поразил и уничтожил, защищая Свой народ Израиля!
2. Для погребения этих тел понадобится значительное время — не менее семи месяцев (ст. 12); это также подразумевает, что убитых Господом в этом мероприятии будет очень много и что дом Израилев приложит много сил, чтобы никто не остался непогребенным. Они очистят землю от церемониального осквернения, которому она подверглась из-за большого количества незахороненных тел, лежащих на ней, ибо именно для его предотвращения было велено, чтобы повешенные на дереве были в тот же день сняты и погребены (Втор 21:23). Это намек на то, что времена славных освобождений будут временами реформации. Чем больше Бог сделал, чтобы спасти землю от гибели, тем больше должны сделать ее обитатели, чтобы очистить ее от греха.
3. В этом деле будет участвовать большое количество людей: весь народ земли будет готов предложить свою руку помощи (ст. 13). Отметьте: каждый должен приложить максимальные усилия на своем месте, чтобы очистить землю от осквернения, от всего, что дает повод для ее порицания. Грех — общий враг, против которого каждый человек должен взять в руки оружие. In publico discrimine unusquisque homo miles est — Когда государство подвергается опасности, каждый становится воином. Всякий, кто поможет в этом деле, знаменит будет у них; хотя труд могильщика или обычного уборщика кажется презренным, но если человек занимается им, чтобы очистить землю от мертвых тел, то он прославит его. Отметьте: гуманные поступки значительно прославляют Божий Израиль; когда исповедующие религию готовы для всякого хорошего дела, то это хорошо ее характеризует; а погребение мертвых тел — это хорошее дело; хотя эти люди были странниками и врагами благополучия Израиля, но даже они вновь воскреснут. И знаменит будет у них день, в который Бог прославит Себя. Отметьте: Бог прославляется, когда Израиль совершает поступки, украшающие его исповедание; другие увидят их добрые дела и прославят их Отца (Мф 5:16). А когда Бог прославлен, то Он прославит и Свой народ. Его слава — это их известность.
4. Определенные люди сделают своим основным занятием поиски трупов или каких-либо незахороненных останков. Народ земли очень скоро утомится хоронить тела, осквернявшие землю, и поэтому они назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и не занимались ничем другим, пока земля не будет тщательно очищена, ибо в противном случае очень скоро та работа, которую делали все, не будет совершаться никем. Отметьте: люди, совершающие государственное дело, особенно занятые очищением и реформацией земли должны постоянно этим заниматься, должны прилепиться к своему делу и довести его до конца; а делающие добро при всякой подвернувшейся возможности увидят, что они постоянно заняты этим.
5. Даже проходящие мимо будут готовы предоставить информацию тем, чья работа — очистить землю от помех для государственного процветания, с которыми они сталкиваются, ибо они нуждаются в такой помощи. Проходящие мимо хотя и не будут останавливаться, чтобы похоронить трупы и тем самым подвергнуться церемониальному осквернению, но известят других об оставшихся непогребенными. Если они найдут кость, то поставят возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее; и, пока она не будет погребена, другие не должны касаться ее; гробницы иудеев были побелены для того, чтобы люди держались на расстоянии от них. Отметьте: когда нужно сделать хорошее дело, то каждый должен поучаствовать в нем, даже проходящие мимо, которые не должны считать, что их не касается государственное бедствие или всеобщее беззаконие, а приложить усилия, чтобы остановить его. Те, чей труд заключается в том, чтобы очищать землю, не должны оставлять ничего, что ее оскверняет; даже если речь шла не о теле, а об одной кости человеческой, оставшейся непогребенной, то и тогда они должны ободрить тех, кто доставил о ней информацию (поставив знак, скрывающий личность информатора), убрать и похоронить ее. Более того, по прошествии семи месяцев, которые были им предоставлены для совершения этой работы, когда было убрано все, что лежало на виду, они повторно начнут делать поиски, чтобы найти то, что было сокрыто; они будут искать беззаконие, но не найдут ничего. В память об этом событии они дадут новое имя своему городу. Они назовут его Гамона — полчище. Какое огромное полчище врагов похоронили жители этого города! И так очистят они землю со всей тщательностью, прилагая максимальные усилия (ст. 16). Отметьте: после победы должно совершиться очищение. Моисей велел израильтянам, участвовавшим в войне с мадианитянами, очиститься (Чис 31:24). Получив особые милости от Бога, давайте очистим себя от всякой нечистоты.
III. Хищные птицы и звери будут питаться трупами убитых, пока те будут лежать непогребенными, и ничто не сможет предотвратить это (ст. 17 и далее). В Книге Откровение (Откр 19:17 и далее) мы читаем, что данное событие было прообразом великого кровопролития. и его описание позаимствовано из данного места.
1. Общее приглашение адресовано (ст. 17) всякого рода птицам и всем зверям полевым, которые питаются мертвечиной, оно обращено к тварям большим и малым, к орлам и воронам, ко львам и собакам; пусть соберутся со всех сторон; здесь мяса достаточно для всех, и все приглашаются есть его. Пусть идут к жертве Божьей, на Его торжество (написано на полях). Отметьте: суды Божьи, обрушившиеся на грешников за их грех, являются и торжеством, и жертвой справедливости Бога; они — торжество веры и надежды народа Божьего. Когда Бог сокрушил голову левиафана, то отдал его в пищу Израилю (Пс 73:14). Возрадуется праведник, как на празднике, когда увидит отмщение, и омоет стопы свои, как на празднике, в крови нечестивого. Эта жертва будет совершена на горах Израилевых; там, на высотах, находились жертвенники, где бесчестили Бога идолопоклонством, но теперь там же Он прославит Себя, уничтожив Своих врагов.
2. Совершены великие приготовления: они будут есть мясо мужей сильных и будут пить кровь князей земли (ст. 18−19).
(1) Они будут питаться мясом и кровью людей. Это иногда было причиной непокорства нижних тварей человеку, их владыке, что фактически было результатом их недовольства Богом, их Творцом.
(2) Именно мясо и кровь великих мужей здесь названы баранами, ягнятами, козлами и тельцами, откормленными на Васане. Они будут лакомиться кровью князей земли. Как же смирит князей крови (как они сами себя называют) то, что Бог сделает эту кровь, царскую кровь, которая течет в их жилах, пиршеством для хищных птиц и зверей!
(3) Их приглашают есть мясо и пить кровь нечестивых людей, врагов Божьей Церкви и народа. Они относились к Божьему Израилю как к овцам, обреченным на заклание, а теперь они сами станут таковыми; так они обращались или хотели обращаться с трупами рабов Божьих, а теперь это приключится с ними самими.
3. Все они будут кушать и наедятся досыта (ст. 19−20): «И будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения, которые сами по себе весьма питательны и быстро насыщают». Это — великая жертва, и торжество, связанное с этой жертвой, соответственно тоже великое; «Вы насытитесь за столом Моим». Отметьте: Бог хранит стол для нижних тварей и обеспечивает пищей всякую плоть. Очи всех уповают на Него, Он насыщает все живущее, ибо хранит обильный стол. Если птицы и звери насытятся у Божьего стола, который Он приготовил для них, то тем более Его дети будут щедро накормлены благами Его дома и даже Его святого храма. Они насытятся конями и всадниками, то есть теми, кто едет на колесницах, мужами сильными и всякими людьми военными, которые побеждали народы, а теперь сами стали добычей для воронов дольных и птенцов орлиных (Притч 30:17). Они думали сделать Божий Израиль легкой добычей, а теперь сами стали легкой добычей для птиц и зверей. Посмотрите, как зло преследует грешников даже после смерти. Выставленные напоказ мертвые тела, ставшие добычей, являются лишь прообразом и знамением тех ужасов, которые после смерти будут охотиться за их совестью (и которые поэтическая фантазия представляет в виде хищников, постоянно клюющих сердце); этот позор будет лишь залогом вечного позора и презрения, которому они подвергнутся.
IV. Все эти события в значительной степени прославят Бога, утешат и удовлетворят Его народ.
1. Они значительно прославят Бога, ибо благодаря им язычники узнают, что Он — Господь (ст. 21): «Все народы увидят и обратят внимание на суд Мой, который Я произведу, благодаря этому явится слава Моя между народами». Благодаря судам, которые Он произведет, они признают и между ними более чем когда-либо утвердится принцип, гласящий, что Бог Израиля — великий и славный Бог. Он будет признан таковым даже среди язычников, которые не имеют и не читают Его слово.
2. Они принесут значительное удовлетворение народу Божьему, ибо благодаря им они познают, что Он — их Бог (ст. 22): «Я будет знать дом Израилев к своему утешению, что Я — Господь, Бог их, от сего дня и далее».
(1) Он будет таковым с нынешнего дня и далее. Нынешние милости Бога являются залогом и заверением будущих милостей. Если Бог свидетельствует нам, что Он — наш Бог, то заверяет, что никогда не оставит нас. Сей Бог есть Бог наш навеки.
(2) Они узнают это и будут радоваться еще больше с этого дня и далее. Иногда они готовы были спросить, был Господь с ними или нет; но события этого дня заглушат их сомнения, и так как этот вопрос будет прояснен и решен, больше не будут сомневаться в этом. Они навсегда перестанут хвалиться собой и впредь будут хвалиться только Богом.
Стихи 23−29. Эти стихи являются завершающими для всего вопроса, рассмотренного ранее, и не только ссылаются на предсказание о Гоге и Магоге, но и на все пророчества данной книги, касающиеся плена дома Израилева, его восстановления и возвращения из плена.
I. Бог позволит язычникам узнать значение страданий, коснувшихся Его народа, и исправит ошибку тех, кто в бедах Израиля искал повод для порицания Бога Израилева как неспособного защитить его и неверного завету, заключенному с ним. Когда Бог после реформации и возвращения к Нему Своего народа обратил плен и вернул их на родину, когда, увидев их постоянство в реформации, Он совершил для них великое спасение. сокрушив попытки Гога завоевать их, тогда даже язычники, сравнивая события и задумываясь над ними, увидели, что для порицаний нет оснований, ибо Израиль пошел в плен не потому что Бог не смог защитить его. а потому что своим грехом лишил себя Божьего благоволения и Божьей защиты (ст. 23−24): «Тогда узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою — за то беззаконие, которому они научились у язычников, поступавших вероломно пред Богом». Это было истинным основанием, почему Бог сокрыл от них лицо Свое и отдал их в руки врагов их». За нечистоты их и за беззаконие их Он сделал это с ними. Доказательства этого не только заглушат их порицания Бога, но и значительно прославят Его; когда беды народа Божьего закончатся и мы увидим это, тогда мы лучше разберемся в них, чем раньше. Бог значительно прославится, когда мир узнает, (1) что Бог наказывает грех даже Своего народа, ибо особенно ненавидит его в тех, кто Ему ближе всех и дороже (Ам 3:2). Справедливость прославляется, когда она нелицеприятна.
(2) Что когда Бог отдает Свой народ в качестве добычи, то Он наказывает его и реформирует, а не делает это для того, чтобы доставить удовольствие его врагам (Ис 10:7; Ис 42:24). Поэтому пусть не превозносят себя.
(3) Что как только народ Божий смирится под жезлом, Он повернется к нему с милостью.
II. Бог позволит, чтобы Его народ узнал, какое великое благоволение Он хранит для него, несмотря на бедствия, в которые ввергнул его (ст. 25−26): «Ныне возвращу плен Иакова».
1. Почему ныне? Ныне Бог помилует весь дом Израиля, (1) ибо теперь настало время Ему стать на защиту Своей славы, которая пострадала из-за их страданий: «Теперь Я возревную по святому имени Моему, чтобы больше оно не было в поругании».
(2) Потому что теперь они покаялись в своих грехах: «Они почувствовали бесчестие свое и все беззакония свои». Когда грешники каются и принимают на себя позор, то Бог примирится с ними и облачит честью. Богу особенно приятно, что эти раскаявшиеся грешники с сожалением вспоминают все свои прежние преступления, в которых они были виновны, когда жили на земле своей безопасно и никто не устрашал их. Память о милостях, которыми они наслаждались на своей земле, и окружавшая их божественная защита усугубят грехи, совершенные ими на этой земле. Они жили безопасно и могли продолжать жить безопасно, и никто не побеспокоил и не потревожил бы их, если бы они продолжали идти путем своего долга. Более того, они начали грешить именно потому, что жили безопасно. Внешняя безопасность часто служит основанием для внутренней самонадеянности и является корнем всех грехов (Пс 72). И теперь они готовы нести позор за свое поведение и признают, что Бог справедливо привел их в землю бедствия, где каждый пугает их, потому что они согрешили против Него в земле мирной, где никто не устрашал их. И когда они подобным образом смирят себя под воздействием смиряющих провидений, тогда Бог возвратит их плен.
2. И что тогда? Когда Бог соберет их, избавит от рук врагов и приведет домой, (1) тогда Он прославится: «Я явлю в них Святость Мою пред глазами многих народов» (ст. 27). Как Бог бесславился из-за того, что они бесчестились, когда были в плену, так Он будет освящен, когда они изменятся и вновь станут святым народом; тогда Он прославится тем, что восстановил их и вновь сделал славным народом.
(2) Тогда они получат большое преимущество (ст. 28): «Тогда узнают, что Я — Господь, Бог их». Отметьте: провидения Бога, касающиеся Его народа, предназначены для его блага, им сопутствует благодать Бога, которая учит их взирать во всем на Бога как на Господа, Бога их; и тогда они будут содействовать им во благо. Они должны взирать на Него как на Господа Бога своего:
[1] Находясь в бедствиях, осознавая, что именно Он рассеял их между народами, и поэтому они должны не только подчиниться Его воле, но и прилагать усилия, чтобы соответствовать цели, которой Он добивается ими.
[2] Утешаясь благополучием. Они должны осознавать, что именно Он опять собрал их в землю их и не оставил никого из них среди язычников. Отметьте: если мы видим Бога во всех многочисленных и разнообразных событиях, которые обрушиваются на нас, то можем еще лучше узнать Его различные отличительные черты характера и Его планы.
(3) Тогда Бог никогда не расстанется с ними (ст. 29).
[1] Бог изольет на них Свой Дух, Который не даст им отойти от Него и вернуться к прежнему безрассудству. а поможет лучше исполнять свой долг. И тогда [2] Он не будет уже скрывать от них лица Своего и не будет удерживать от них Свои милости, как раньше; Он никогда не перестанет делать им добро и для этого действенно позаботится, чтобы они никогда не отвернулись от служения Ему. Отметьте: пребывание Духа является неопровержимым залогом пребывания Божьих милостей. Он не будет больше скрывать Свое лицо от тех, на кого излил Свой Дух. Поэтому когда мы молимся, чтобы Он не отверг нас от лица Своего, то должны ревностно молиться, чтобы для этого Он не отнимал от нас Своего Святого Духа (Пс 50:13).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 39 глава