Мы разобрались с горой Сеир и оставили ее опустошенной; похоже, она такой и останется. Но теперь вместе с пророком мы должны повернуться к горам Израиля, которые тоже опустошены, но надеемся, что, прежде чем мы закончим эту главу, их положение улучшится. В данной главе приводятся два различных пророчества.
I. Одно из них, похоже, касается в основном бедственного положения иудеев в то время и ликования их соседей по этому поводу. Но при этом обещано, что их скорби будут возмещены, что в должное время они вновь поселятся на своей земле и будут жить в мире и изобилии (ст. 1−15).
II. Второе, похоже, касается их духовного состояния; в этом пророчестве им напоминают о прежних грехах и судах Божьих, направленных против них, чтобы смирить их за грехи под могущественной рукой Бога (ст. 16−20).
Но также обещано, (1) что Бог прославит Себя, явив им милость (ст. 21−24).
(2) Что Он освятит их, дав им Свою благодать и сделав пригодными для служения Себе; Он сделает это ради Своего имени и в ответ на их молитвы (ст. 25−38).
Стихи 1−15. Пророку велено повернуть лицо к горам Израиля и пророчествовать на них (Иез 6:2). Тогда Бог вышел, чтобы бороться со Своим народом, а теперь, когда Бог поворачивается к ним с милостью, Он должен сказать этим горам добрые и утешительные слова (ст. 1,4). «Горы Израилевы, слушайте слово Господне!» то, что Он говорит им, адресовано холмам, рекам, долинам, опустелым развалинам в стране и оставленным городам (ст. 4,6). Люди разошлись в разные стороны, не осталось никого, к кому можно было обратиться с речью, кроме различных мест, гор и долин; их халдеи не смогли унести с собой. Земля пребывает вовеки. И, чтобы показать милость, которую Он хранил для народа, Бог собирается обратиться к нему и показать, что имеет сокрытую милость для этого места; и если бы Богу было угодно навсегда покинуть, Он не призывал бы слушать слова Господни и не показывал бы всего того, и теперь не открыл бы нам сего .
I. Бог с состраданием обращает внимание на бедственное положение земли Израильской. Она стала добычею и посмеянием прочим окрестным народам (ст. 4).
1. Она стала для них добычею, и они обогащались, опустошая ее. Когда халдеи завоевали Израиль, то все соседние народы слетелись на добычу, как при кораблекрушении; каждый считал, что ему принадлежит все, к чему он мог приложить свою руку (ст. 3): «Они опустошают вас и поглощают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих народов — опустошают тех, кто остался в живых и сам с трудом избежал подобного опустошения». Никто не считал преступлением ограбить израильтянина. Turba Romae sequitur fortunam ut semper — Римская толпа до сих пор прославляет вознесшегося и презирает павшего. Если человек упал, то он неинтересен. Долой его!
2. Израиль стал для них посмеянием. Они отнимали все, что принадлежало израильтянам, и при этом смеялись. Враг говорит о вас: «А! А! И вечные высоты достались нам в удел (ст. 2). Ни древность, ни достоинства, ни святость, ни укрепления земли Израильской не послужили ей защитой, и мы стали ее владельцами». Чем большей славой была украшена эта земля, чем больше она уважалась среди соседей, тем больше гордились и радовались едомляне, грабя ее, что свидетельствует об их низком и подлом духе, ибо, чем больше было славы и процветания, тем больше сострадания заслуживают бедствия. В данном случае Бог обращает внимание на эту ситуацию, так как она усугубляет нынешнее бедствие Израиля: «Вы подверглись злоречию и пересуду людей» (ст. 3). Все разговоры о стране касались поражения еврейского народа, и каждый, говорящий на эту тему, раздражительно и злобно отзывался о нем. Евреи были поношением у надменных и уничижением у гордых (Пс 112:4). Есть люди, известные как болтуны, у которых всегда найдется, что сказать об окружающих, но их сердца не расположены хорошо отзываться о людях; неудивительно, что среди таких людей народ Божий стал порицанием, когда венец упал с его головы. Такова же была участь христианства в те дни, когда оно подвергалось гонениям: об этом учении везде спорили .
II. Бог справедливо выразил Свое недовольство теми, кто радовался опустошению Израиля — как поступали многие его соседи и даже остатки их братьев, в частности едомляне.
Давайте посмотрим, (1) как они обращались с Израилем Божьим. Они отрезали от их земли большой кусок себе во владение — от земли Божьей, ибо именно Ему она принадлежала: «Они назначили землю Мою во владение себе (ст. 5) и тем самым не только захватили себе собственность своих ближних, но и посягнули на суверенное право Бога». Они протянули свои грязные руки к святой земле. Они не признавали никакой своей зависимости от Бога, владевшего этой землей, не признавали за Израилем никаких прав на эту землю, а обрекли ее в добычу, словно завоевали в законной войне. Поступая так, они не боялись ни Бога, ни Его судов, не сострадали Израилю» оказавшемуся в беде, а только испытывали сердечную радость от того, что завладели его землей, и презрение в душе к Израилю, потерявшему ее. Умножение богатства и честными и нечестными методами составляет основную радость мирского сердца, а бедствия народа Божьего являются основным поводом для радости презренного разума. А у кого нет возможности сделать народ Божий своей добычей, тот будет клеветать на него и сделает его посмеянием от народов (ст. 6). Всякий высмеивал и насмехался над ними, но истина заключается в том, что своим грехом они сделали себя отвратительными; поэтому праведен был Бог, допустивший это, и неправедны и очень жестоки люди, так поступавшие.
(2) Как Бог будет обращаться с теми, кто подобным образом словом и делом обижал Его народ. Он изрек на народы и вынес им приговор; Он решил наказать их и сделает это в огне ревности Своей ради Своей славы и славы Своего народа (ст. 5). Имея любовь крепкую, как смерть. Он также имеет ревность лютую, как преисподняя. Они злобно отзывались о народе Божьем, и Бог будет с ревностью говорить против них, ибо легко говорить, когда слова можно подтвердить силой. Бог будет говорить в ревности Своей и в ярости Своей (ст. 6). В Боге нет ярости, но Он проявит Свою силу, направленную против них, и будет обращаться с ними так же сурово, как поступают люди в ярости. Он скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение. Он сдержит Свое слово, ибо оно подкрепляется Его клятвой. Он поднял руку Свою и поклялся Собой — поклялся и не раскается. И что же Он сказал в таком пылу и после такого длительного размышления? — «Народы. которые вокруг вас, сами понесут срам свой» (ст. 7). Отметьте: праведный Бог, Которому принадлежит мщение, воздаст срамом за срам. Кто презирает и порицает народ Божий, тот рано или поздно понесет их на себе, возможно, еще в этом мире (их глупости или бедствия, неудачи и ошибки подвергнут их порицанию) или в крайнем случае в тот день, когда все нераскаявшиеся грешники воскреснут на вечное поругание и посрамление .
III. Бог обещает Израилю Свое благоволение и заверяет в том, что хранит для него великие милости. Бог использует ситуацию, когда враги народа Израильского продемонстрировали свою ярость и насилие, чтобы показать, как сильно Он заботится о нем и насколько готов сделать ему добро; подобным образом Давид надеялся, что Бог воздаст ему добром за проклятия Семея. Они проклинают, а Ты благослови. В данном случае, как и во многих других, враги народа Божьего в действительности, вопреки своей воле и намерениям, оказывают ему услугу даже тем, что обижают его. И у нас нет оснований жаловаться, раз, чем более недоброжелательны к нам люди, тем добрее к нам Бог, и чем любезнее Он обращается к нам через Свое слово и Дух, тем милостивее Он обращается с нами в Своем провидении. Пророк должен сказать горам Израилевым, которые в то время были опустошенными и презренными, что Бог — за них и к ним обратится (ст. 9). Не только проклятие Бога достигает земли, чтобы воздействовать на человека, но и благословение.
И в этих стихах обещано, (1) что их законные владельцы вернутся и будут владеть ими: «...народ Мой. Израиль, скоро придет» (ст. 8). Хотя сейчас они находятся далеко от родины, хотя они рассеяны по многим странам и удерживаются силой своих врагов, но возвратятся сыновья твои в пределы свои (Иер 31:17). Близится время их возвращения. Хотя из семидесяти лет осталось еще сорок (возможно, пятьдесят), но здесь об этом говорится как о близком событии, так как оно несомненно исполнится и среди них сейчас уже есть люди, которые доживут, чтобы увидеть его. Тысяча лет с Богом, как один день. В то время горы Израилевы были опустошены, но Бог вновь приведет на них людей. Свой народ Израиля, и не как путников, проходящих через них, а как их обитателей — не как арендаторов, а как землевладельцев: «Они будут владеть тобою не только на протяжении своей жизни, но и передадут своим наследникам; ты будешь наследием их». Это был прообраз небесного Ханаана, наследниками которого являются все дети Божьи, каждый израильтянин, и очень скоро все они соберутся вместе из тех стран, куда были рассеяны.
(2) Что когда их владельцы вернутся, то они обеспечат их изобильным и достаточным содержанием. Когда удовлетворит себя земля за субботы свои в течение такого длительного времени, то после этого она станет намного более плодородной, как это бывает с нами после отдыха, особенно после субботнего покоя: «...и вы будете возделываемы и засеваемы (ст. 9) и будете приносить плоды ваши народу Моему, Израилю» (ст. 8). Отметьте: для земли благословение, когда она служит людям, особенно благочестивым людям, которые служат Богу с радостью, используя те блага, которыми земля обеспечивает их.
(3) Что народ Израиля не только будет иметь достаточное содержание, но и благополучно поселится на своей земле: и заселены будут города и застроены развалины (ст. 10). Я заселю вас, как было в прежние времена ваши (ст. 11). Их грех изгнал их, а теперь милость Бога вновь поселит их. Когда блудный сын раскаялся, то вновь поселился в доме своего отца, как в прежние времена. Принесите сюда прежнюю одежу и оденьте его. Более того, Бог говорит: «Я буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши». Больше радости бывает, когда возвращается овца, чем если бы она никуда не уходила. Иногда Бог умножает утешения Своего народа пропорционально времени, в течение которого поражал их. Так Бог благословил последние дни Иова больше, чем начало его жизни, и удвоил то, что он имел.
(4) Что после своего возвращения они умножатся, будут плодиться и заселят землю, поэтому она не только вновь станет обитаемой, а будет густо населена, как раньше. Бог вернет на родину весь дом Израилев, всех (обратите внимание, какое ударение ставится на этом слове, ст. 10), чей дух Бог возмутит вернуться — только тех, которые считались домом Израилевым, а не остальные, которые сами отсекли себя от него. Или подразумевалось, что хотя вначале их сравнительно немного вернулось на родину, но позднее, в другое время, все они вернулись. «И тогда, — говорит Господь, — Я поселю множество людей (ст. 10) и умножу людей и скот, и они будут плодиться и размножаться (ст. 11)». Отметьте: царство Божье в мире — это растущее царство, и хотя Его церковь в какое-то время может уменьшаться, но она восстановится и будет умножаться.
(5) Что недавно возобновилось порицание, которое много лет назад прозвучало в адрес земли Израиля из уст злых разведчиков и гласило, что это земля, поедающая людей с помощью голода, эпидемий и меча; но оно будет опровергнуто и для его возобновления больше никогда не будет повода. Ханаан приобрел плохую репутацию. В древние времена он свергал народы, проживавшие в нем (Лев 18:28), коренных жителей, и этот факт становился порицанием в устах тех, которые должны были придавать другой смысл этим действиям (Чис 13:32). В древние времена он также поглотил и свергнул израильтян, поэтому чаще всего о нем говорили: «Эта земля, вместо того чтобы поддерживать народы и племена, населяющие ее, делает их бездетными, уничтожает и приводит к падению; это владение сокрушает всех арендаторов, которые приходят трудиться в нем».
Такое мнение о Ханаане имели окружающее, но теперь Бог обещает, что больше так не будет: «Ты не будешь более делать их бездетными (ст. 12), не будешь больше поедать людей (ст. 14)». Его обитатели впредь будут доживать до старости, и число их месяцев не будет переполовинено. Сравните эти слова с обетованием Захарии (Зах 8:4).
Отметьте: Бог избавит Свой народ от порицаний, устранив поводы, послужившие основанием для них. Когда народ начинает процветать в мире, изобилии и силе, особенно если он изменился, тогда больше он не будет слышать посмеяния от народов (ст. 15); когда будет удален грех, который является порицанием для любого народа, особенно народа, исповедующего Бога, тогда они более не будут слышать посмеяния народов. Отметьте: когда Бог поворачивается с милостью к народу, который вернулся к Нему и к своим обязанностям, тогда все его скорби скоро будут возмещены и его честь восстановлена.
Стихи 16−24. Когда Бог пообещал бедным пленникам, что в свое время они с почетом вернутся на родину, то это в значительной степени озадачило их, ибо они считали себя недостойными, абсолютно недостойными подобной милости. И поэтому, чтобы избавить их от этого замешательства, в данных стихах Бог показывает им, что делает это исключительно ради Своего имени: чтобы в них и через них Он прославился, чтобы Он мог явить и возвеличить Свою милость и благость — те основные черты Своего характера, которые более других прославляли Его. А так как восстановление этого народа было прообразом нашего искупления, совершенного Христом, то это также должно было показать, что основная цель, к которой Он стремился, спасая нас, и достижению которой содействовали все шаги — это слава Бога. Для достижения этой цели были направлены все дела, совершенные Христом, о чем Он сказал в Своей короткой молитве: «Отче! прославь имя Твое». Своим немедленным ответом на эту молитву гласом с небес: «Прославил и еще прославлю» Бог возвестил, что это было Его главной целью, и ради этого Он совершал все Свои дела.
Здесь обратите внимание:
I. Как сильно пострадало имя Бога из-за греха и бедствий Израиля; об этом нужно сожалеть больше, чем обо всех их бедах, которые они сами навлекли на себя, ибо слава Бога ближе сердцам благочестивых людей, чем их личные интересы.
1. Славе Божьей был нанесен вред грехом Израиля, когда он жил на своей земле (ст. 17). Это была хорошая земля, святая земля, за которой наблюдал глаз Бога, но Израиль осквернял ее поведением своим, своим нечестивым образом жизни; он осквернял ее своим собственным путем, который выбрал, и мы сами должны стыдиться этого и считать себя виновными. Грех народа оскверняет его землю, делает ее омерзительной для Бога и неблагоприятной для людей. В результате они не могут иметь никакого святого общения с Богом или друг с другом. Нельзя пользоваться тем, что нечисто. Если мы неправильно используем дары Божьей щедрости, которые Он даровал нам, то лишаемся их; разум и совесть оскверняются чувством вины, мы лишаемся утешения, ибо нет ничего чистого для нас. Их путь в глазах Бога был подобен осквернению женщины в дни ее отделения, в результате чего она была отделена от святилища, а все вещи, к которым она прикасалась, считались церемониально нечистыми (Лев 15:19). Грех — это мерзкое дело, которое Бог ненавидит и вида которого Он не может выносить. Они проливали кровь и поклонялись идолам (ст. 18) и этими грехами оскверняли землю. За это Бог излил на них гнев Свой и рассеял их по народам. Их земля устала от них, и они были отосланы в другие земли. Бог был праведен и оправдан в Своих делах; никто не мог сказать, что Он причинил им зло; более того, Он поступил справедливо по отношению к Своей чести, ибо судил их по путям их и по делам их (ст. 19). Но тем не менее ситуация была неправильно понята, и Он этим не прославился, ибо враги действительно сказали то, чего Моисей ожидал от египтян в случае, если Бог погубит их в пустыне: что на погибель Он вывел их. Соседние народы считали их скорее святым, а не греховным народом, поэтому за постигшие их бедствия они не прославили Его (что вполне справедливо могли бы сделать), а порицали и предали презрению. Всякий день имя Бога бесславилось притеснителями Его народа (Ис 52:5).
2. Когда пришли они к народам, то не прославили Бога в землях языческих, а наоборот, бесславили святое имя Его (ст. 20).
(1) Оно бесславилось грехами Израиля; своим исповеданием они не вызвали доверия повсюду, куда шли, а наоборот, позорили его. Имя Божие и Его святая религия хулится у язычников (Рис 2:24). Когда делавшие вид, что состоят в близких отношениях с Богом, в завете и общении с Ним, оказались порочными и безнравственными в жизни, рабами своих желаний и страстей, бесчестными в сделках, неверными своему слову и оказанному им доверию, то враги Господа получили очень хороший повод хулить Его, особенно когда Его народ был недоволен Своим Богом за то, что Он наказывал его; не могло быть ничего более позорного.
(2) Оно бесславилось страданиями Израиля, ибо враги Бога использовали их как повод для того, чтобы порицать Его как неспособного защитить и облагодетельствовать народ, поклонявшийся только Ему Они говорили с презрением: «Они — народ Господа, нечестивый народ (ибо вы видите, что Он не смог удержать их в послушании Своим заповедям), ничтожный народ (ибо Он не смог сохранить их радость, чтобы они утешались Его благоволением). Они — народ Господа и вышли из земли Его, ибо являются ничтожным народом. Неужели те, которые имели такие праведные уставы, оказались такими порочными в жизни? Неужели это тот народ, который славился как мудрый и разумеющий, к которому Бог был близок! Неужели этот смелый и святой народ стал таким жалким и презренным?» Так Бог продал народ Свой и не возвысил цены его (Пс 43:13). Порицание, которому они подверглись, позорило Его.
II. Как Бог восстановит Свою честь, защитит и возвысит ее, вначале совершив в них великие изменения, а затем совершив для них великое спасение. Он рассеял их по народам, но при этом не боялся ненависти врага (Втор 32:26−27, англ. пер.). И хотя они не были достойны Нго жалости, но Он пожалел святое имя Свое; оно заслуживало огромного сострадания, ибо по нему топтались и оскорбляли. Он с состраданием смотрел на Свою славу, истекавшую кровью среди язычников, на этот драгоценный камень, затоптанный в грязи, который дом Израилев бесславил даже в земле рабства (ст. 21). Из сострадания Своей славе Бог вывел их из страны языческой, ибо там их грехи были более позорными, чем грехи, совершенные в их стране. «Поэтому Я соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу (ст. 24). Не для вас Я сделаю это, не потому, что вы достойны такого благоволения, ибо вы абсолютно недостойны его, а ради святого имени Моего (ст. 22), чтобы освятить великое имя Свое» (ст. 23). Обратите внимание: святое имя Бога — великое имя. Его святость — это Его величие; так считает Он сам. Ничто не делает человека воистину великим, как то, что он воистину благочестив и является сопричастником Божьей святости. Бог может возвеличить Свое имя как святое имя, ибо Он освятит его: «Я освящу великое имя Мое, которое вы обесславили». Когда Бог совершит то, в чем Он клялся Своей святостью, тогда Он освятит Свое имя. Результат этого будет очень хороший: «И узнают народы, что Я — Господь... когда явлю на вас святость Мою пред глазами их и вашими». Когда Бог освятит Свое святое имя и Его святые прославят его, тогда Он освятится в них и это поспособствует распространению знаний о Нем.
Обратите внимание:
(1) Все основания для оказания милости Бог черпает в самом Себе; Он выведет Свой народ из Вавилона не ради них самих, а ради Своего имени, ибо Он будет прославлен.
(2) Божья милость использует порочность человека, чтобы предстать еще более прославленной; Он освятит Свое имя, простив грех, ибо оно было осквернено совершением греха.
Стихи 25−28. Возможно, народ Божий потерял надежду на восстановление не только из-за того, что осознал, насколько недостоин такого благоволения (ответ на это был получен в предыдущих стихах, где утверждалось, что Бог, восстанавливая их как народ, взирал на Свою славу, а не на их недостойность), но и из-за того, что считал себя не готовым для такой милости, так как все еще оставался порочным и греховным. Ответ дан в этих cтихах, где им также обещается, что Бог Своей благодатью подготовит их и сделает достойными этой милости, а затем дарует ее им. Это обетование частично исполнилось через чудесное влияние, которое вавилонский плен оказал на находившихся там иудеев; благодаря ему они фактически исцелились от своей склонности к идолопоклонству. Оно также было частью завета благодати и примером тех духовных благословений, которыми мы благословлены благодаря этому завету. Как в главе 34 после обетования об их возвращении пророчество постепенно переходит к обетованию о пришествии Христа — великого Пастыря, так и здесь оно постепенно переходит к обетованию о Духе, Его милостивом влиянии и проявлениях, в котором мы так же нуждаемся для нашего освящения, как и в заслугах Христа для нашего оправдания.
I. В данных стихах Бог обещает, что совершит в них хорошую работу и сделает годными для совершения тех добрых дел, которые Он собирался осуществить через них (ст. 25−27). Мы уже сталкивались с обетованиями подобного плана (Иез 11:18−20), Бог обещает, (1) что очистит их от осквернений греха (ст. 25): «Я окроплю вас чистою водою». Эти слова символизируют, что Кровь Христа окропит их совесть, очистит ее и избавит от чувства вины (подобным образом те, которые были окроплены водой очистительной, благодаря этому освобождались от своей церемониальной нечистоты), а благодать Духа, окропившая всю душу, очистит ее от всех порочных склонностей и привязанностей, как Нееман был очищен от проказы благодаря погружению в Иордан. Сам Христос был чист, в противном случае Его Кровь не могла бы очистить нас; Дух Святой делает нас святыми: «От всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас». «Я освобожу вас от всех нечистот ваших» (ст. 29). Грех оскверняет, в частности идолопоклонство; он делает грешников отвратительными для Бога и обременительными для самих себя. Когда вина прощена, а порочная природа освящена, тогда мы очищены от наших нечистот; и кроме этого нет другого пути, чтобы избавиться от них. И в данных стихах Бог все это обещает Своему народу, чтобы освятиться в них (ст. 23). Мы не можем освятить имя Бога, пока не освятим свои сердца, равно как и жить ради Его славы мы можем только благодаря Его благодати.
(2) Что даст им сердце новое, превосходное само по себе расположение разума, сильно отличающееся от того, каким было раньше. Бог совершит перемену внутри, чтобы эта перемена была всесторонней. Отметьте: все, имеющие часть в Новом завете и право на новый Иерусалим, имеют новое сердце и новый дух, которые необходимы для того, чтобы жить обновленной жизнью. Это та божественная природа, сопричастниками которой согласно обетованию становятся верующие.
(3) Что вместо сердца каменного, невосприимчивого и непреклонного, неспособного ответить на какое-либо божественное воздействие и вернуть какую-либо благоговейную привязанность, Бог даст сердце платяное — мягкое и чуткое, отзывчивое на духовное воздействие, сознательное по отношению к себе и исполняющее волю Бога. Отметьте: обновляющая благодать совершает в душе такую же великую перемену, как превращение мертвого камня в живую плоть.
(4) Раз помимо нашей склонности ко греху мы жалуемся на неспособность совершить свой долг, то Бог сделает так, что они уставы Его будут исполнять: Он не только покажет им путь Своих заповедей, но и склонит их ходить по нему, Он полностью обеспечит их мудростью, волей, эффективной силой, необходимой для каждого доброго дела. Для этого Он вложит в них Свой Дух в качестве учителя и водителя, Который будет освящать их. Отметьте: Бог не заставляет людей ходить путями Его заповедей с применением внешнего насилия, а побуждает их ходить под воздействием внутренней движущей силы. И обратите внимание, как мы должны использовать эту благодатную движущую силу, которая обещана нам и вложена в нас: «Вы уставы Мои будете соблюдать». Если Бог согласно обетованию исполнит Свой долг, то мы должны исполнить свой долг, поступая по заповеди. Отметьте: обетование о том, что благодать Бога поможет нам исполнить свой долг, должно побудить нас прилагать усилия к исполнению своего долга и постоянно заботиться об этом. Божьи обетования должны привлекать нас к Его заповедям, как к нашему правилу, а затем Его заповеди должны отсылать нас обратно к Его обетованиям за силой, ибо без Его благодати мы ничего не можем делать.
II. В данных стихах Бог обещает, что заключит с ними завет. Суть завета благодати приводится в ст. 28: «Вы будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Не говорится: «Если вы будете Моим народом, то Я буду вашим Богом» (хотя вполне справедливо нам не следует ожидать, что Бог будет нашим Богом, если мы не станем Его народом); Он вначале избрал и полюбил нас, а не мы — Его, поэтому условием является благодать, которая, как и награда, дается по обетованию; это не зависит от заслуг или дел: «Вы будете Моим народом; Я сделают вас такими; Я дам вам природу и дух Своего народа, и тогда Я буду вашим Богом». Эта истина является основанием и краеугольным камнем блаженства верующего; она — сами небеса (Откр 21:3,7).
III. Он обещает, что обеспечит их всем необходимым и сделает все, чего требует их крайне тяжелое положение. Когда они подобным образом будут приготовлены к милости, (1) тогда вернутся к своим владениям и вновь поселятся в них (ст. 28): «Я будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим». Возвращая их обратно на родину, Бог обращал внимание не на их заслуги, а на обещание, данное их отцам вначале (Втор 7:7−8). Он милостив, потому что сказал, что будет таким. После благословенной реформации, которую Бог произведет в них, должно следовать (ст. 33): «В тот день, когда очищу вас всех от беззаконий ваших, и таким образом вы станете достойны наследства, Я населю города и введу вас во владение наследством». Именно таким методом Бог оказывает милость: вначале отделяет людей от их грехов, а затем восстанавливает их утешения.
(2) Тогда они порадуются изобилию всех благ. Когда они будут очищены от беззаконий, от своих грехов, которые удерживали от них блага, тогда призову хлеб и умножу его (ст. 29). Изобилие приходит по призыву Бога, и это изобилие, которое Он призывает, будет умножаться; а когда Он произнесет слово, то плоды дерева и поля умножатся. По мере умножения жителей возрастет количество продукции, необходимой для их обеспечения, ибо пославший уста пошлет и пищу. Одним из судов, обрушившихся на них в то время, был голод, и он также был основанием для их порицания, как и другие бедствия, раз они умирали от голода на земле, которая славилась своим плодородием. Но теперь Бог обещает: «Я не дам вам терпеть голода»; именно Его рука всякий раз возлагает этот жезл на наказуемого. И тогда они уже не будут терпеть поношения от народов из-за голода; никто больше не будет возлагать на них вину за это или говорить, что Бог является Хозяином, Который дает Своим рабам скудное содержание. Более того, они не только избавятся от порицаний из-за голода, а их будут хвалить за изобилие. Опустошенная земля, которая в течение долгого времени была пустынею в глазах всякого мимоходящего, на которую одни взирали с презрением, а другие с состраданием, будет возделываема (ст. 34); а так как в течение длительного времени она оставалась невспаханной, то теперь будет особенно плодородной. Обратите внимание: Бог призовет хлеб, но они должны возделывать землю для него. Отметьте: мы должны трудиться для получения даже обещанных милостей, ибо обетование не замещает, а ободряет и оживляет наши усилия и старания. Руке прилежного Бог дарует такое благословение, что всякий проходящий мимо изумится и обратит на это внимание (ст. 35). Он скажет: «Посмотрите, какая благословенная перемена произошла; эта опустелая земля сделалась — как сад Едемский, и пустыня вновь превратилась в рай». Отметьте: Бог хранит почести для Своего народа, чтобы увенчать его и сбалансировать презрение, которому он подвергся, и этими почестями Он будет прославлен. Это чудесное умножение народа, проживающего на этой земле, и ее плодов сравнивается (ст. 38) с большим стадом скота, который приводят в Иерусалим, чтобы принести в жертву во время одного из торжественных праздников. Даже города, которые сейчас остаются опустелыми, наполнятся людьми, как стадо — но не как те стада, которые покрывают луга, а как святые стада, которые приводят во дворы дома Господнего. Отметьте: умножение численности народа благоприятно и почетно в том случае, если они посвящены Богу как святое стадо и представлены Ему как жертвы живые. Толпы — это приятное зрелище в храме Бога.
IV. Он показывает, какой будет блаженный результат этой благословенной перемены.
1. Она окажет благоприятное воздействие на народ Божий, ибо приведет его к искреннему покаянию за их грехи (ст. 31): «Тогда вспомните о злых путях ваших и почувствуете отвращение к самим себе». Посмотрите, чем является грех: это мерзость, отвратительная и мерзкая вещь, которую Господь ненавидит. Посмотрите, что из себя представляет первый шаг к покаянию: это воспоминания о наших собственных злых путях, это серьезное размышление о совершенных нами грехах и их детальное перечисление. Мы должны вспомнить не только наши чудовищные преступления и собственные злые пути, но также свои недостатки и слабости, когда поступали не так хорошо, как должны были — не только свои прямые нарушения закона, но и те случаи, когда мы не поступали по закону. Посмотрите, истинному покаянию постоянно сопутствуют недовольство самим собой, святой стыд и смущение на лице: «Вы почувствует отвращение к самим себе, увидев, какими отвратительными сделали себя в глазах Бога». Самовлюбленность лежит в основе греха, и мы не можем не краснеть, видя его абсурдность; но наше противостояние самим себе на добрых основаниях полезно для нас самих и примиряет нас с собой. И наконец, посмотрите, что является самым сильным побуждением к евангельскому покаянию: это осознание милости Бога; когда Бог со всех сторон окружит их изобилием, тогда они почувствуют отвращение к самим себе за беззакония свои. Отметьте: милость Бога должна преодолеть нашу порочность и привести нас к покаянию. Чем больше мы видим готовность Бога принять нас и оказать Свое благоволение в случае, если мы покаемся, тем больше у нас оснований, чтобы увидеть и стыдиться самих себя: того, что мы грешили против такой сильной любви. А то сердце, которое не растаяло подобным образом, безусловно является твердым.
2. Она окажет благоприятное воздействие на их соседей, ибо приведет их к более четкому познанию Бога (ст. 36): «Тогда народы, которые останутся вокруг вас, которые не знали Бога и пренебрежительно говорили о Нем (ибо невежественными являются все, кто злословит о Нем), когда видели Израильскую землю опустошенной, узнают больше о Боге, убедившись в том, что Он способен восстановить самые опустошенные города и населить самые опустошенные страны, что хотя на какое-то время поток Его благоволения к народу может остановиться, но он никогда не будет оставлен навсегда». Они познают истину божественного откровения благодаря обнаруженному ими полному совпадению между словом, которое Бог изрек Израилю, и Его делами, которые Он совершил для них: «Я — Господь, сказал — и сделал». Для нас говорить и делать — две разные задачи, но совсем по-другому у Бога.
V. Он предлагает им все это не в качестве воздаяния за их заслуги, а как ответ на их молитвы.
1. Пусть не думают, что они заслужили это: «Не ради вас Я сделаю это (ст. 22,32); краснейте и стыдитесь путей ваших». Бог делает все, что Он обещал; нет сомнений в том, что это будет сделано, словно это уже сделано, и нынешние события указывают на это. Но тогда (1) они должны будут отказаться от своих заслуг и добрых дел и осознать, что это делалось не ради их; поэтому, когда Бог в первый раз привел их в Ханаан, нм было дано четкое предостережение против подобной мысли (Втор 9:4−6): «...не зa праведность твою...». Это делалось не ради каких-либо их добрых качеств или потому что Бог нуждался в них или ожидал от них какой-то выгоды. Нет, оказывая милость. Он использует Свое исключительное право, а не наши заслуги, и содействует Своей славе. Посмотрите, как категорически это выражено: «Да будет вам известно, не ради вас Я сделаю это»; эти слова подразумевают, что мы склонны слишком высоко оценивать собственные заслуги и что нас очень сложно убедить отказаться от своей самонадеянности. Но рано или поздно Бог заставит всех Своих любимцев познать и признать, что Его благодать, а не их добропорядочность, Его милость, а не их заслуги сделали их такими; и поэтому не им, не им, а Ему одному да будет вся слава.
(2) Они должны покаяться в грехе, который совершили, когда ходили своими злыми путями, и признать, что милости, полученные ими от Бога, не только не заработаны, но и в тысячу раз превосходят их заслуги, поэтому они не только не должны хвалиться своими добрыми делами, а стыдиться и смущаться из-за своих злых путей. Тогда они лучше всего подготовлены для милости.
2. Пусть знают, чего они должны желать и чего ожидать (ст. 37): «Еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву». Бог сказал и исполнит сказанное, и за это Его будут искать. Он требует, чтобы Его народ взыскал Его, и Он склонит их сердца к этому, когда приблизится к ним путями милости.
(1) Они должны молиться об этом, ибо именно молитвой ищут Бога и стремятся к Нему. То, что является сутью Божьих обетовании, должно быть сутью наших молитв. Прося обещанной милости, мы должны воздавать славу Даятелю, выражать свою высокую оценку Его даров, демонстрировать свое упование и почитать молитву, которую почитал Бог. Сам Христос должен был просить, и тогда Бог дал Ему народы в наследие, Он должен был молиться Отцу, и тогда Тот послал Утешителя, и намного больше должны просить мы, чтобы получить.
(2) Они должны слушать пророчества Бога и таким образом тоже искать Его и стремиться к Нему. Милость должна быть не только действием провидения, но и чадом обетования, поэтому на обетование, равно как и на молитву о нем. нужно взирать глазом веры, устремленным на обетование, которое должно быть водителем и основанием для наших ожиданий. Мы читаем, что Даниил спрашивал во имя дома Израилева об этих путях Бога, когда Он собирался совершить для него великие дела; он обращался к пророчествам Божьим, ибо сообразил по книгам, из книги пророка Иеремии, чего следовало ожидать и когда. Тогда он обратил лицо свое к Богу с молитвой (Дан 9:2−3). Отметьте: наше общение с Богом должно поддерживаться словом и молитвой во всех проявлениях Его провидения, касающегося нас, когда мы должны искать Его.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 36 глава