Мы все еще рассматриваем гибель фараона и Египта, которая описана на удивление подробно и весьма выразительно. И если так много сказано о крахе Египта (причем мы находим не менее шести пророчеств об этом, прозвучавших в разное время), то вполне законно предположить, что на это должна быть особая причина.
I. Возможно, следует оглянуться назад и обратиться к Книге Бытие, где мы обнаруживаем, что Бог определил судить Египет за угнетение Своего народа (15:14); хотя это частично и исполнилось в казнях египетских и в утоплении фараона, тем не менее в предсказанной здесь гибели будут сведены старые счеты, чтобы Божье определение исполнилось полностью.
II. Возможно, следует заглянуть вперед и обратиться к Книге Откровение, где мы находим, что большой враг евангельской Церкви, ведущий войну с Агнцем, духовно называется Египет (Откр 11:8). И если это так, то гибель Египта и его фараона была прообразом уничтожения того гордого врага; подобная аналогия прослеживается и между данным пророчеством о крахе Египта и пророчеством о гибели поколения гонителей христианства. В данной главе приводятся два отдельных пророчества, относящихся к Египту и прозвучавших в одном месяце: одно — в первый день, а другое — две недели спустя в тот же день недели, вероятно, в субботу. И то и другое являются плачем, который не только символизирует, сколь прискорбным будет падение Египта, но и подразумевает, как много следует плакать самому пророку из чувства искренней любви к людям.
Гибель Египта представлена здесь посредством двух сравнений:
(1) Убиение льва или кита или какой-то другой хищной твари (ст. 1−16).
(2) Погребение великого военачальника или полководца (ст. 17−32). Оба пророчества данной главы приблизительно одинаковы по объему.
Стихи 1−16. I. Здесь пророк получает указание поднять плач о фараоне, царе Египетском (ст. 2). Духовным служителям нужно уметь настраиваться на серьезный лад, чтобы часто поднимать плач о падении и гибели грешников, не желая, но боясь наступления бедственного дня. Следует заметить: если духовные служители хотят, чтобы Божьи истины произвели на людей впечатление, то они должны показать, что на них самих производят впечатление несчастья, которые грешники навлекают на себя своими грехами. Нам приличествует плакать и бояться за тех, кто сам о себе не плачет и не боится, чтобы проверить, не вызовем ли мы у них таким образом плач и трепет.
II. Пророку велено показать причину для плача.
1. Фараон потревожил народы, даже свой собственный, покой которого ему следовало бы защищать: он — как молодой лев между народами (ст. 2), громогласный и шумный, который задирается и угрожает, как лев, когда рычит. Если великие монархи являются тиранами и притеснителями, то для Бога они не лучше хищных зверей. Он подобен киту (англ. пер., ст. 2) или дракону или крокодилу (существует такое толкование) в морях, буйному и беспокойному, как левиафан, который кипятит пучину, как котел (Иов 41:23). Когда фараон ввязался в ненужную войну с киринеянами, то выступил вперед со своими реками (в русск. пер — кидаешься в реках твоих, ст. 2), то есть с войсками, и мутил ногами воды — побеспокоил свое собственное царство и соседние народы и загрязнял потоки их (англ. пер., ст. 2). Следует заметить, что неугомонное честолюбие и яростное негодование гордых правителей зачастую приносило в мир немалое смятение. Именно Ахав, а не Илия причиняет Израилю беспокойство.
2. Кто тревожит других, тот должен быть готов, что потревожат и его, ибо праведен Господь (Нав 7:25).
(1) Данная истина излагается здесь посредством сравнения. Фараон подобен большому киту, который, подплывая к реке, вызывает сильное волнение, и левиафану, которого Иов не мог вытащить удою (Иов 40:20). Тем не менее у Бога достаточно большая и прочная сеть, которая и вместит, и удержит это чудовище: Я закину на тебя сеть Мою — халдейское войско в собрании многих народов (ст. 3), которые изгонят тебя из собственной крепости, выдворят из владений, выбросят, как огромную рыбу, на сушу на открытом поле (ст. 4); и, оказавшись вне своей стихии, ты непременно погибнешь и станешь добычей птиц и зверей, как и предсказывалось (Иез 29:5). Что может сделать для своего спасения самая сильная рыба, если она лежит без воды и задыхается? Мясо этого огромного кита будет разбросано по горам, и долины наполнятся его трупами (ст. 5). Число убитых воинов фараона будет столь велико, что мертвые тела будут разбросаны по холмам, и груды трупов наполнят долины. Кровопролитие будет столь массовым, что из-за крови в реках повысится уровень воды. Или же подразумевается, что размеры этого левиафана столь велики, что когда он падет наземь, то заполнит всю долину. Из этого левиафана вытечет столько крови, что она напоит землю египетскую — землю, в которой он сейчас плавает и играет (ст. 6). Кровь наполнит землю до самых гор, и таким образом реки египетские снова превратятся в кровь: и рытвины будут наполнены тобою. О судах, совершенных над фараоном в древности, сказано как о голове левиафана, сокрушенной в воде (Пс 73:13,14). Но теперь суды пойдут еще дальше, и этот древний змей будет не только поражен в голову, но и полностью сокрушен.
(2) Данная истина излагается здесь посредством пророчества о глубоком впечатлении, которое произведет на соседние страны гибель Египта; это повергнет их в ужас, как было при падении ассирийской монархии (Иез 31:15−16). Когда фараон, подобный некогда пламенеющему светильнику, угаснет, из-за этого все вокруг покроется мраком (ст. 7). Небеса окутает мгла, звезды померкнут, солнце потускнеет, и луна лишится заимствованного ею света. Нижний мир получает свет от горнего, а посему, когда все светила, светящиеся на небе, померкнут (ст. 8), вслед за этим опустится тьма и на землю; так будет и на земле египетской. По-видимому, здесь звучит намек на казнь тьмою, покрывшею древний Египет на три дня, подобно тому как и выше упоминалось превращение воды в кровь. Ибо если прежние суды забыты, то справедливости ради их следует повторить. Когда тайные советники и государственные мужи, державшие в своих руках бразды правления, лишатся мудрости и станут безумствовать и от их глаз будет скрыто то, что служит их миру, тогда светила Египта померкнут и землю окутает мгла. Это было предсказано: обезумели князья Цоанские (Ис 19:13). Итак, после распространения сообщения о падении Египта, когда эта новость дойдет до самых дальних стран — земель, которых ты не знал (ст. 9), люди будут сильно переживать и примут это близко к сердцу.
[1] Их охватит беспокойство при виде унижения и поражения столь древнего, богатого и сильного царства; их смутит то обстоятельство, что надменность мирской славы, которую они так ценили, посрамлена. Сердце многих народов придет в смущение, когда они увидят, что слово Бога Израилева исполнилось в погибели Египта и что все боги египетские не смогли спасти Египет. Следует заметить: гибель одних нечестивцев становится мукой для других.
[2] Их охватит изумление: они будут смущены (ст. 10) и удивятся, как в один час могло погибнуть такое богатство, такая сила (18:17). Следует заметить: кто с восхищением изумляется великолепию этого мира, тот будет с ужасом изумляться краху этого великолепия; чему, в свою очередь, совершенно не удивятся знающие о суетности всего земного.
[3] Их охватит страх: даже цари их (которые считают безопасность своей прерогативой) содрогнутся о тебе в страхе, придя к выводу, что их дом в опасности, если дом соседа горит. Когда мечом Моим потрясу перед лицем их... будут трепетать каждый за душу свою. Следует заметить: когда Бог обращает против кого-либо меч Своего правосудия с целью истребления, Он одновременно потрясает им перед остальными с целью предостережения. И кто не желает внять увещанию и исправиться, тот все равно испугается и придет в трепет. И поминутно будут трепетать... в день падения твоего. Когда других людей губит грех, у нас есть основания дрожать от страха, поскольку знаем, что мы виновны и отвратительны. Кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?
(3) Данная истина представлена в виде явного и понятного предсказания о разорении, которое постигнет Египет.
[1] Орудие разорения выглядит здесь весьма угрожающе. Именно меч царя Вавилонского — воинственного и побеждающего правителя — придет на тебя (ст. 11), мечи сильных, причем лютейших из народов (ст. 12), войско, перед которым никто не устоит. Следует заметить: кто находит в войне удовольствие и по всякому поводу вступает в борьбу, тот может рассчитывать, что рано или поздно ему доведется иметь дело с противником, который окажется для него слишком сильным. Раньше фараон любил ссориться с соседями и выступал со своими реками (англ. пер., ст. 2), то есть со своими войсками. Теперь же Бог даст ему предостаточно возможностей повоевать.
[2] Приведенное здесь описание разорения Египта внушает немалый страх; подобное мы уже встречали раньше (Иез 29:10−12; 30:7). Во-первых, народ Египта будет уничтожен, полностью истреблен, а не так чтобы просто выборочно казнили одних для устрашения других. Следует заметить: число грешников, каким бы огромным оно ни было, не послужит им защитой от Божьей силы и не даст им права на Божье сострадание. Во-вторых, Египет быстро лишится своего великолепия, богатства своего двора, которым гордились египтяне. Следует заметить: не признавая помпезности мира, мы оказываем себе огромную услугу, ибо она мимолетна и скоро обманет восхищавшихся ею. В-третьих, погибнет скот египтян, пасшийся раньше возле рек (ст. 13): либо падет от меча, либо станет добычей завоевателей. Египет славился своими конями, которые будут желанным трофеем для халдеев. Теперь у рек не станут собираться, как прежде, ни люди, ни приходившие туда на водопой звери. В-четвертых, египетские реки, бежавшие некогда быстрыми потоками, теперь станут глубокими, медленными и вялыми и потекут, как масло (ст. 14); это служит символическим изображением общей скорби и оцепенения всего народа, так что даже реки потекут медленно и безмолвно, как похоронная процессия, забыв о своей стремительности. В-пятых, сельское хозяйство Египта совершенно разорится; лишится земля всего, наполняющего ее: зерновых, скота и всех своих вкусных плодов; когда поражены все живущие на ней (ст. 15), то почва остается невозделанной, а собранный урожай становится легкой добычей захватчиков. Следует заметить: Бог может быстро отнять все вещи и продукты у людей, которые имеют их в избытке, радуются им и любят всем сердцем. Щедрая земля, приносившая богатые урожаи, досыта кормила египтян. Каждый общавшийся с ними понимал, как она обогащает этот народ. Но Бог может быстро лишить землю всего, наполняющего ее. А посему мы проявляем мудрость, если собираем себе сокровища на небесах. Когда египетская земля лишится богатств:
(1) Это послужит египтянам в назидание, и тогда узнают, что Я Господь. Ощутимое разоблачение суетности мира и преходящего характера всего, что наполняет его, немало способствует познанию Господа и разумению, что Он — наш удел и блаженство.
(2) Это побудит плакать всех вокруг: дочери народов будут петь плачевную песнь (ст. 16), либо потому что эти народы, будучи в союзе с Египтом, разделили горе и пострадали вместе с ним, либо потому что восхищались им и, по крайней мере, сопереживали и сочувствовали беде египтян. Они будут оплакивать Египет и множество его, и плачевная песнь вызовет сострадание при виде такого сильного опустошения. Умножая предметы своей радости, мы увеличиваем и количество поводов для печали.
Стихи 17−32. Данное пророчество подводит итог и завершает предсказание об участи Египта, и мы видим это царство и все его множество низведенным в бездну погибели.
I. Здесь нас приглашают на похороны этого некогда процветавшего царства, чтобы оплакать его падение и обратить внимание на провожающих его в последний путь и сопровождающих его в могиле.
1. Здесь повествуется о том, как будет предано земле мертвое тело царства. Пророку велено низринуть этот народ в преисподнюю (ст. 18), предсказать его погибель устами имеющего власть, подобно тому как и Иеремия был поставлен над царствами (Иер 1:10). Иезекииль должен говорить от имени Бога, Который низвергнет их. Тем не менее предсказывать ему надлежит с искренним состраданием и заботой о нисходящих в могилу. Он должен оплакивать народ Египетский, даже когда будет низвергать их. Египет умерщвлен, так устройте же ему достойные похороны, подобающие его положению в обществе. Пусть он будет погребен с дочерьми знаменитых народов на их кладбищах со всеми причитающимися почестями. Погребение вместе со знаменитостями служит лишь слабым смягчением ужаса и позора смерти; тем не менее это все, что позволено Египту. Ему угодно думать, что он станет исключением и его не постигнет общая участь гордых и деспотичных народов? — Нет. Его жребий — вместе с таковыми: «Кого ты превосходишь? (ст. 19) Неужели ты настолько прекраснее других народов, что можешь рассчитывать на прощение? — Другие, столь же прекрасные, как и ты, уже сошли в преисподнюю; а посему сойди и ты и лежи с необрезанными. Ты похож на них, и тебя ждет похожая участь. Народ египетский падет среди убитых мечом теперь, когда между народами происходит такое массовое кровопролитие». Египет должен испить кровавую чашу вместе с остальными, и поэтому он предан мечу, мечу брани (но который в Божьих руках является мечом правосудия), предан публичной казни. Влеките его и все множество его: либо везите их, как обычно с почестями везут в катафалке к могиле мертвые тела великих людей, либо везите их, как с позором везут на санях злодеев к месту казни; влеките их к преисподней и сделайте это зрелищем для мира.
2. Этот труп царства приветствуют в могиле, и фараона свободно принимают в сообщество мертвых, которые пускают его в свои владения, причем это не обходится без некоторой помпезности и церемоний. Неожиданное падение Вавилона описывается в Библии такими словами: ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем и ввести тебя в обитель тьмы (Ис 14:9 и след.). Подобным же образом и здесь: среди преисподней будут говорить о нем (ст. 21), как бы приветствуя его прибытие и предлагая ему признать вместе с ними факт, который и он, и они игнорировали в своем величии и гордыне, а именно: тщетно состязаться с Богом, ибо невозможно ожесточить свое сердце против Господа и при этом преуспеть. Обитатели преисподней скажут ему и претендовавшим на роль его помощников: «Где вы теперь? К чему привели ваши попытки в конечном счете?» Здесь упоминаются разные народы, ушедшие в могилу раньше Египта и готовые оказать ему полный презрения прием и злорадствовать тому, что и он наконец присоединился к ним. Народы, о которых идет речь, вероятно, принадлежали к числу разоренных и погубленных в последние годы вавилонским царем, а их правители были убиты; пусть Египет знает, что его постигнет участь соседей. Отправляясь в могилу, он всего лишь migrare ad plures — переселяется к большинству, а идущим перед ним нет числа. Но легко заметить, что среди народов, встречающих Египет в преисподней, нет Иуды и Иерусалима, хотя они почти в то же время или незадолго до этого были полностью разрушены и опустошены; ибо, несмотря на то что им довелось пережить те же бедствия (причем причиненные той же рукой), что и перечисленным народам, тем не менее у скорбей Божьего народа было иное — благоприятное предназначение и счастливый исход; Господь приберег для них милость, поэтому и особенности бедствия стали другими; низвержение в преисподнюю было уготовано не им, а языческим народам; Господь поражал Свой народ не так, как поражал поражавших его, и не убивал, как убиты убивавшие его (Ис 27:7).
Давайте же посмотрим, кем были отшедшие в могилу прежде Египта, которые лежат там необрезанные, сраженные мечом (англ. пер., ст. 21) и среди которых Египту придется теперь поселиться.
(1) Там лежит Ассирийская империя, все ее правители и мужи сильные: там Ассур и все полчище его (ст. 22), все страны, которые платили дань и зависели от ассирийской короны. Все могущественные монархи, тела которых в свое время были выставлены для прощания и лежали в окружении стражи и знати, теперь лежат в забвении, в окружении гробов с воинами, которые уже не способны ни служить им, ни отдавать честь. Все они — пораженные, павшие от меча. Число месяцев их кончилось, и поскольку они были кровожадными и коварными, то Господь не допустил, чтобы дожили и до половины дней своих. Их гробы поставлены в самой глубине преисподней (ст. 23) в один ряд, как койки в общей палате. Здесь собралась компания пораженных, павших от меча, огромное сборище тех, которые распространяли ужас на земле живых. Конец страхам людей, на которых сильные наводят ужас, приходит не только со смертью боявшихся (в могиле узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника, Иов 3:18), но и со смертью наводивших страх. Кто боится мертвого льва? Следует заметить: смерть станет царицей ужасов для людей, которые, вместо того чтобы стать благословением, становятся ужасом для своего поколения.
(2) Там лежит Персидское царство, опустошение и низложение которого в то время было еще свежо в памяти людей: там Елам со всем множеством своим — царь Елама и его войска (ст. 24−25). Они тоже распространили собою ужас на земле живых и своим неистовством наделали много шума среди народов, живших в то время. Теперь Елам сам лежит в могиле в окружении простых людей, павших от меча; его ложе находится среди пораженных, которые сошли в преисподнюю необрезанными и неосвященными, нечестивцами, не состоявшими в завете с Богом. Они несут позор свой с отшедшими в могилу; их падению, смерти и погребению сопутствовало бесславие и унижение; более того, они умерли с особым клеймом позора, которое поставили на них люди и Бог. Следует заметить: кто производит ужас, тот рано или поздно понесет позор и станет ужасом для самого себя. Царь Елама положен среди пораженных. Все почести, на которые он теперь может претендовать, сводятся к погребению в главной гробнице.
(3) Там лежит Скифская держава, которая примерно в это же время развивала бурную деятельность в мире. Мешех и Фу вал — варварские племена с севера — недавно напали на мидян и распространяли ужас на них, бесплатно квартировали у них несколько лет, присваивая себе все, что попадалось под руку; но со временем мидийский царь Киаксар хитростью подчинил их своей власти, истребил весьма многих из них, а оставшихся заставил покинуть страну (ст. 26). Там Мешех и Фувал со всем множеством своим — там они пали, и среди них лежит их главнокомандующий — все необрезанные, пораженные мечом. Эти скифы погибли так же бесславно, как и жили, но они не лежат, в отличие от упомянутых выше народов, в братской могиле: они не будут лежать с павшими героями (англ. пер., ст. 27), не будут похоронены с почестями (хотя бы и по согласию с врагом), в отличие от убитых на поле брани, которые сошли в могилу с воинскими оружием своим (его несли перед катафалком или везли за ним) и которые мечи свои положили себе под головы, как будто их сон в гробу стал бы слаще от того, что голова лежала на мече, словно на подушке. Скифы, о которых идет речь, не будут преданы земле с такими почестями, но осталось беззаконие их на костях их; и за свое беззаконие останутся без погребения, хотя они, как сильные, и были ужасом на земле живых.
(4) Там лежит царство Едома, которое долго процветало, но приблизительно в то же время, по крайней мере, до разорения Египта, подверглось полному опустошению, как и предсказывалось (Иез 25:13). Там и Едом среди гробниц народов (ст. 29). Там лежат, не удостоившись памятников и надгробных надписей, но смешавшись с обычным прахом, цари его и все князья его, его мудрые государственные мужи (коими славился Едом) и отважные воины. Они, при всей своей храбрости, положены среди пораженных мечом. Их храбрость не смогла предотвратить этого, более того, именно она к этому и привела, ибо побудила идумеев ввязаться в войну и возбудила против них ярость соседей, которые сочли нужным обуздать их растущее величие. Идумеи приложили немало усилий, чтобы погубить себя, как делают многие, которые, будучи сильными, при всей своей храбрости оказываются среди пораженных мечом. Идумеи, как потомки Авраама, сохранили обрезание. Но это их не спасло: они лежат с необрезанными.
(5) Там лежат властелины севера, все они и все Сидоняне. Они, подобно египтянам, хорошо знали морское дело и сильно полагались на свое умение, но сошли туда с пораженными (ст. 30), сошли в преисподнюю. Теперь они посрамлены в могуществе своем, им стыдно думать о том, как они хвастались своим умением и уповали на него; и поэтому не только идумеи, при всей своей храбрости, но и они, при всем могуществе своем, лежат с пораженными мечом и вынуждены делить с ними жребий. Они несут позор свой с отшедшими в могилу, ибо их смерть столь же бесславна, как бесславна смерть казненных рукой правосудия.
(6) Все это применимо к фараону и к египтянам, у которых нет основания тешить себя надеждами на покой, когда они видят, как мудрейшие, богатейшие и сильнейшие из соседей подверглись разорению: «И ты будешь сокрушен среди необрезанных (ст. 28). Когда Бог станет низвергать нераскаявшиеся и неисправившиеся народы, ты обязательно окажешься в их числе».
[1] Некоторым облегчением страданий Египта послужит то обстоятельство, что он станет свидетелем, как та же участь постигла многие великие и могущественные страны до него: увидит их фараон и утешится о всем множестве своем (ст. 31); на душе станет легче от мысли, что ты — не первый царь, убитый в бою, твоя армия — не первая разбитая наголову, твое царство — не первое подвергшееся разорению. Г-н Гринхил замечает по этому поводу: «Утешение, которое обретают нечестивцы после смерти, — слишком жалкое, не настоящее, а воображаемое». Мало радости узнать, что у тебя так много товарищей по несчастью; даже богач боялся ада. Фараон увидит и утешится только в вопросе чести.
[2] Но ничто не избавит египтян от этого несчастья, ибо Я распространю страх Мой на земле живых (ст. 32). Великие люди распространяли свой страх и научились заставлять всех остальных бояться их. Oderint dum metuant — Пусть ненавидят, лишь бы только боялись. Теперь же Великий Бог распространил Свой страх на земле живых и смеется над ними, ибо видит, что приходит день его (Пс 36:13). В этот ужасный день положен будет фараон и все множество его... с пораженными мечом.
II. Представленное в данном пророчестве описание разрушенных государств может сообщить нам нечто (1) о современном мире, в котором царствует смерть. Придите и посмотрите на бедственное состояние человеческой жизни — и вы увидите, что этот мир погибает. Умирает сильный, умирает могущественный — фараон и все множество его. Вы увидите, что этот мир убивает. Все поражены мечом. Как будто бы люди и без того не умирают достаточно быстро, тем не менее они проявляют изобретательность в поисках путей уничтожения друг друга. Это — не только большая могила, но и огромная арена борьбы.
(2) О мире ином. Хотя, возможно, главным предназначением пророчества было сообщение о гибели народов, тем не менее здесь четко просматривается связь с окончательной гибелью в вечности нераскаявшихся грешников, всех необрезанных сердцем; они поражены мечом Божьего правосудия; на них осталось беззаконие их, вместе с которым они несут позор свой. Враги Христа, не пожелавшие, чтобы Он царствовал над ними, будут выведены и убиты перед Ним, сколь бы величественными и многочисленными, как фараон и все множество его, они ни были.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 32 глава