Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 30 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе звучит:

(I) Продолжение пророчества о Египте, с которым мы ознакомились в последней части предшествующей главы и которое пророк произнес непосредственно перед разорением этого некогда процветавшего царства Навуходоносором. Причем в рамках данного пророчества предрекается и уничтожение всех друзей и союзников Египта, крах всех его интересов и дел, а также перечисляются отдельные шаги, предпринятые вавилонским царем в процессе уничтожения (ст. 1−19).

(II) Повторение одного из более ранних пророчеств о Египте непосредственно перед его разорением, причиненным неправильным поведением, которое постепенно ослабило египтян и подготовило путь вавилонскому царю (ст. 20−26). Новые предсказания и повторения уже прозвучавших преследуют, главным образом, одну цель, о которой мы уже упоминали.

Стихи 1−19. Пророчество об уничтожении Египта представлено здесь в полном объеме и весьма детально и, в общем, вызывает ужас. Что может защитить дерзкий народ, когда на борьбу с ним выходит праведный Бог?

I. Это будет весьма печальный конец, который станет причиной великой скорби: «рыдайте! Ваш пронзительный крик о грядущем обоснован уже сейчас, ибо, когда это наступит, вы будете вынуждены поднять страшный вопль и стенания. Восклицайте: о, злосчастный день! (ст. 2−3). Или: о, какой день! Какой ужасный день! Горе и увы! Ибо близок день, день, которого уже давно боялись и который уже давно заслужили. Речь идет о дне Господа — дне, когда Он явит Себя Богом мщения. Сейчас пока еще — ваш день, когда все в вашей власти и вы попираете всех вокруг, но скоро придет день Господа, день откровения Его праведного суда (Пс 36:13). Это будет день мрачный, то есть пасмурный и гнетущий, без намека на малейший луч утешения. Он предвещает бурю — огонь и серу и палящий ветер. Година народов наступает. Бог посчитается с народами за все их языческие обряды; именно об этой године говорил Давид, когда просил Бога: «Пролей гнев Твой на народы» (Пс 78:6) и предвещал: «Обрушились народы в яму» (Пс 9:15).

II. Это будет конец Египта и всех государств, состоявших с ним в союзе, и просто соседей.

1. Египет падет сам: пойдет меч на Египет (ст. 4), меч халдеев, причем он будет победоносным, ибо в Египте будут падать пораженные, падать от него, падать пред ним. Эта страна была густонаселенной? — Ее множество отнимут (англ. пер., ст. 4). Египет был сильным и хорошо укрепленным? — «...основания его будут разрушены», а тогда и все сооружение, каким бы прочным и высоким оно ни было, непременно упадет.

2. Соседи Египта и временно проживающие в нем тоже падут вместе с ним. Поскольку убитых в Египте будет великое множество, то ужас распространится в Ефиопии — и в той, которая в Африке, — соседка с одной стороны, и в той, которая в Азии, — граничащая с Египтом с другой стороны. Когда пожар объял дом их соседа, они, безусловно, предвидели опасность и для себя; причем страхи их оказались не беспочвенными, ибо все они вместе с ними падут от меча (ст. 5). Эфиопия и Ливия (на иврите — Хуш и Фут, по именам сыновей Хама, а между ними — Мицраим, то есть Египет, Быт 10:6) и Лидия (славившаяся своими лучниками и названная среди союзников Египта, Иер 46:9) падут вместе с Египтом и Хубом (халдеями, жителями древней Ливии); эти и другие названы смешанным народом. В Египте по той или иной причине находились представители упомянутых стран (равно как и других), а также люди из страны, состоящей в союзе (англ. пер., ст. 5), — некоторые из израильтян и иудеев — сынов завета (как они названы в Деян 3:25), или союза, детей обетования (Гал 4:28). Таковые переселились в Египет вопреки Божьему повелению, и они падут вместе с египтянами. Следует заметить: кто желает тянуть жребий с врагами Бога, хотя и заявляет о своей принадлежности к земле завета, тот разделит жребий Его врагов.

III. Все, кто заявлял о поддержке пошатнувшихся интересов Египта, обрушатся под ним, обрушатся вместе с ним: падут подпоры Египта (ст. 6), и тогда, конечно, падет и Египет. Обратите внимание на справедливость Бога: Египет заявлял о поддержке Иерусалима, когда положение того было шатким, но оказался ненадежной тростью, теперь же заявлявшие о поддержке Египта окажутся не лучше. Кто обманывает других, тому обычно платят той же монетой. Таковые обманываются сами.

1. Египет считает своей опорой абсолютную власть и господство своего царя? — Упадет гордыня могущества его (ст. 6). Царь Египта гордился своим могуществом; но оно будет сломлено, а правитель унижен. 2. Египет считает своей опорой многочисленность своего народа? — Но египтяне будут падать в нем от меча от Мигдола до Сиены — самого удаленного уголка страны, именно там войдет в страну враг. Разорятся как города, так и деревни, как торговцы, так и земледельцы (ст. 7), об этом говорилось и раньше (Иез 29:12). И многолюдству Египта будет положен конец (ст. 10). Эта густонаселенная некогда страна лишится своих жителей. Земля наполнится пораженными (ст. 11).

3. Египет считает своей опорой реку Нил, а защитой разные его русла? — «И реки сделаю сушею (ст. 12), так что естественные укрепления, которые египтяне считали непреодолимыми за их непроходимость, им уже не помогут».

4. Египет считает своей опорой идолов? — Они будут уничтожены. Эти воображаемые поборники, более чем когда-либо, предстанут плодом воображения, ибо так обычно и случается с образами, когда те претендуют на роль избавителей и твердынь: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе (ст. 13).

5. Египет считает своей опорой царскую семью? — Из земли Египетской не будет уже властителя. Царский дом Египта, который так долго правил, будет истреблен.

6. Египет считает своей опорой отвагу и думает, что ему поможет храбрость его мужей брани, призванных на службу совсем недавно? — Таковые потерпят провал: наведу страх на землю Египетскую.

7. Египет считает своей опорой подрастающее поколение? Он думает, что его поддержат дети, и считает себя счастливым, потому что у него их полный колчан? — Увы! Молодые люди... падут от меча (ст. 17), а дочери его пойдут в плен (ст. 18), и таким образом он лишится всякой надежды.

IV. Эти опустошительные суды наведет на Египет Бог: и узнают, что Я Господь, превосходящий по величию всех богов, в том числе и их богов, когда пошлю огонь на Египет (ст. 8). Бог зажжет и тот огонь, в котором сгорят народы; а когда Он посылает огонь на какой-либо народ, тогда все подпоры его будут сокрушены. Если же кто-нибудь соберется тушить этот огонь, то сам сгорит в нем, ибо кто может устоять перед Господом, когда Он гневается? Когда Бог изливает ярость Свою на какое-либо место и посылает на него огонь (ст. 15−16), то ни могущество, ни множество жителей ничем этому месту не помогут.

V. В качестве орудия уничтожения будет задействован вавилонский царь и его армия: положу конец многолюдству Египта (истреблю совершенно) рукою Навуходоносора, царя Вавилонского (ст. 10). Взявшиеся защищать Израиль от вавилонского царя не смогут защитить себя самих. О халдеях, которым предстоит уничтожить Египет, сказано, что они (1) иноземцы (ст. 12), которые, следовательно, не станут проявлять сострадания по причине старого знакомства, но будут обращаться с египтянами, как с чужими.

(2) Лютейший из народов (ст. 11), как по силе, так и по жестокости. И будучи страшными, они совершат страшное дело.

(3) Злые — люди, которых не сдерживает ни здравый смысл, ни совесть, ни законы природы, ни законы народов, ибо они — беззаконники: предам землю в руки злым. Они будут злодействовать, ибо сами по себе злы; но поскольку они являются орудиями в руке Бога для исполнения Его судов, то с Его стороны все делается по справедливости. Следует заметить: Бог часто превращает злых людей в бич для других; и даже злым требуется получить право на добычу jure belli — по законам военного времени, ибо только Бог предает жертву в их руки.

VI. Ярость халдейской армии не минует ни единого места на земле египетской — ни самого сильного, ни самого удаленного: меч пройдет по земле. Здесь упомянуты разные места: Пафрос, Цоан и Но (ст. 14), Син и Мемфис (ст. 15−16), Он и Бубаст (ст. 17), Тафнис (ст. 18). Они будут опустошены, сгорят в огне, над ними совершатся Божьи суды, на них изольется гнев Господа. Истребится их крепость и многолюдие; и распространится у них ужас, они вострепещут от страха и будут переживать потрясения ежедневно (англ. пер., ст. 16). Для них померкнет день; они лишатся достоинства, утешений и всякой надежды. Их ярмо будет сокрушено, так что Египет уже не сможет ни угнетать других, ни господствовать, как прежде. Прекратится в нем гордое могущество его, и облако закроет его — такое густое облако, что сквозь него не пробьется и лучик надежды, и уже никто не увидит сияния славы Египта. И наконец, жители Эфиопии, находящиеся вдали от египтян, равно как и перемешавшиеся с ними, разделят их страх и муки. Бог умышленно даст волю слухам, так чтобы даже устрашить беспечных Ефиоплян (ст. 9). Следует заметить: Господь может повергнуть в ужас самых уверенных в себе людей; когда Ему угодно, страх может застать врасплох и наиболее самонадеянных лицемеров.

В последней части данного предсказания мы узнаем:

(1) Об умерщвлении земли египетской: так произведу Я суд над Египтом (ст. 19). Совершение суда означает для Египта уничтожение, причем не просто заслуженное им за свои грехи, но и производимое регулярно и на законном основании, по судебному приговору. Все казни Бог совершает в соответствии со Своим судом.

(2) О прославлении в этом Бога Израилева: и узнают, что Я Господь. Египтянам придется это узнать, а народу Божьему предстоит узнать об этом лучше. Господь познается по суду, который Он совершил.

Стихи 20−26. Это краткое пророчество об уменьшении силы Египта прозвучало приблизительно в то же время, когда армия египтян, предпринявшая попытку снять осаду Иерусалима, потерпела провал в своем предприятии и вернулась re infecta — так и не достигнув цели; вслед за этим вавилонский царь возобновил осаду и добился своего. Египетское царство было очень древним и на протяжении многих веков обладало огромным влиянием. Вавилонское же царство лишь недавно заявило о своем величии и силе, будучи воздвигнутым на обломках ассирийского царства. Здесь произошло то, что обычно бывает с семьями и государствами: одни достигают зрелости, другие угасают и вырождаются; одному должно расти, а другим, несомненно, умаляться.

I. Здесь предсказывается, что египетский царь будет постепенно лишаться своего влияния. Его владения сократятся, богатство и власть уменьшится, и он уже не сможет, как прежде, помочь другу и даже себе самому.

1. Частично это исполнилось раньше: Я уже сокрушил мышцу фараону (ст. 21) какое-то время назад. Одна рука этого царства, можно считать, уже сломана, и произошло это, когда вавилонский царь разбил наголову войска фараона Нехао при Кархемисе (Иер 46:2) и завладел всем, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому (4Цар 24:7). Египет издавна набирал силу и расширял свои владения, и для соблюдения пропорции Господь усмотрел так, чтобы он лишался своей силы медленно и постепенно. Это произошло вскоре после того, как египетский царь умертвил благочестивого царя Иосию, и в правление того же фараона мышца Египта была сокрушена, причем удар был фатальным, так что Египту уже не суждено возродиться. Прежде чем сокрушить сердце и выю Египта, Господь сокрушил его мышцу. Божьи суды настигают людей постепенно, чтобы у них была возможность предотвратить те покаянием. И будучи сокрушенной, мышца Египта не будет обвязана для излечения, ибо никто не способен лечить раны, нанесенные Богом, кроме Него Самого. Кого Господь поразил и обезоружил, тот уже не сможет держать меч.

2. Этому предстояло произойти снова. Одна мышца была сокрушена раньше, и были предприняты меры, чтобы она срослась и чтобы вылечить нанесенную зверю смертельную рану. Теперь же: вот, Яна фараона... и сокрушу мышцы его, как здоровую, так и переломленную, которая срослась (ст. 22). Следует заметить: если меньшие суды не привели грешников к смирению и исправлению, то Бог пошлет большие суды. Теперь Господь сделает так, что меч выпадет из руки фараона — меч, за который тот ухватился, считая себя достаточно крепким, чтобы держать его. Эта мысль повторяется снова: мышцы же фараона сокрушу (ст. 24). Прежде он был жестоким угнетателем народа Божия, а недавно стал для последнего посохом из надломленной трости; и теперь Бог, сокрушив его мышцы, посчитается с Египтом и за то и за другое. Бог справедливо низвергает власть, которой злоупотребляли, либо обижая народ, либо обманывая его.

Но это еще не все:

(1) Египетский царь упадет духом, когда узнает об опасности, исходящей от войск вавилонского царя: он изъязвленный будет сильно стонать перед ним. Следует заметить: кто ликует больше других во время процветания, тот обычно сильнее других удручен и падает духом, когда приходит беда. Фараон будет стонать, как от смертельной раны, еще до того, как меч коснется его.

(2) Народ Египта рассеется: и рассею Египтян по народам (ст. 23 и снова, ст. 26). Раньше среди египтян вращались другие народы (ст. 5), теперь они сами перемешаются среди других народов, будут искать у тех кров и таким образом узнают, что Господь праведен.

II. Здесь предсказывается, что (1) сила вавилонского царя будет возрастать (ст. 24−25). Мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими, чтобы тот мог справиться со служением, ради которого он воздвигнут.

(2) Господь даст ему меч, Свой меч, в руку, а это означает, что Бог даст вавилонскому царю поручение и вооружит его для ведения войны, в особенности против Египта. Следует заметить: как судьи в судейском кресле, подобно Пилату, так и военачальники на поле боя, подобно Навуходоносору, обладают лишь той властью, которая дана им свыше.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 30 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.