Три предшествующие главы имели отношение к Тиру и его царю, следующие четыре касаются Египта и его царя. Данная глава — первая из четырех. Раньше Египет был для народа Божия домом рабства; в последнее же время их отношения стали весьма дружественными и Израиль слишком полагался на Египет. А посему, независимо от того, достигнет ли данное предсказание Египта, Израилю оно окажется полезным, чтобы уменьшить упование израильтян на союз с Египтом. Пророчества о Египте, изложенные все вместе в данных четырех главах, датированы пятью разными числами: первое прозвучало в десятом году пленения (ст. 1), второе — в двадцать седьмом (ст. 17), третье — в первом месяце одиннадцатого года (Иез 30:20), четвертое — в третьем месяце одиннадцатого года (Иез 31:1), пятое — в двенадцатом году (Иез 32:1), в том же году прозвучало еще одно (Иез 32:17).
В данной главе приводится:
(I) Предсказание о гибели фараона за его нечестность по отношению к Израилю (ст. 1−7).
(II) Предсказание об опустошении земли Египта (ст. 8−12).
(III) Обетование о частичном восстановлении Египта сорок лет спустя (ст. 13−16).
(IV) Сообщение о том, что египетская земля попадет во власть Навуходоносора (ст. 17−20).
(V) Обетование милости Израилю (ст. 21).
Стихи 1−7. Здесь приводится:
I. Дата пророчества о Египте. Оно прозвучало в десятом году пленения, но тем не менее поставлено после пророчества о Тире, прозвучавшего в одиннадцатом году, потому что в исполнении пророчеств уничтожение Тира произошло до разорения Египта, и то обстоятельство, что Навуходоносор завладел Египтом, послужило ему наградой за труды при низложении Тира. И, чтобы сделать это более очевидным, пророчество против Тира приводится первым. Но следует по-особому отметить тот факт, что пророчество против Египта прозвучало как раз тогда, когда царь Египта шел на помощь Иерусалиму, чтобы снять осаду города (Иер 37:5), но не оправдал связанных с ним ожиданий иудеев. Следует заметить: полезно предвидеть, что упования, возложенные нами на тварь, могут подвести именно тогда, когда мы более всего поддались искушению довериться ей, чтобы мы, наконец, перестали надеяться на человека.
II. Цель пророчества. Оно направлено против фараона, царя Египетского, и против всего Египта (ст. 2). Пророчество о Тире сначала было адресовано народу, а затем обратилось и на правителя. Данное же предсказание начинается с правителя, потому что оно в первую очередь исполнилось в мятежах и восстании народа против фараона, случившемся вскоре после этого.
III. Само по себе пророчество. Фараон Вафрий (таково было имя правящего фараона) здесь символически изображен в виде большого крокодила (в англ. пер. — дракона, ст. 3), лежащего среди рек, подобно Левиафану среди вод, в которых он играет. Египетская река Нил славилась своими крокодилами. И что же такое фараон в Божьих глазах, если не большой крокодил, злобный и коварный? Поэтому Бог говорит: вот, Я — на тебя, Я — над тобой (возможно и такое чтение). Какое бы высокое положение ни занимали земные правители и монархи, над ними есть еще высший (Еккл 5:7), над ними есть Бог, Который контролирует их, и, если они становятся тиранами и угнетателями, Господь выступает против них, Он волен с ними посчитаться.
Здесь примите во внимание:
1. Гордость и уверенность фараона. Он, лежа среди рек своих, купаясь в роскоши, богатстве и наслаждениях, говорит: «Моя река — это моя собственность» (англ. пер., ст. 3). Он хвалится, что обладает абсолютной властью (подданные являются его вассалами: их давным-давно купил Иосиф, Быт 47:23), что он — единственный правитель, у которого нет ни партнера по управлению, ни соперника, что он свободен от долгов (все, что он имеет, — это его собственность, никто из его ближних не имеет к нему претензий), что он независим, не платит дани и никому не подотчетен. Следует заметить: плотские умы мирских людей утешаются и гордятся своей собственностью, забывая о том, что мы лишь пользуемся тем, что имеем, а владеет этим Бог. Мы и сами принадлежим не себе, а Ему. И язык наш нам не принадлежит (Пс 11:2). Наша река — не наша собственность, потому что берет истоки в Боге. Даже самый могущественный монарх не может назвать свое имущество собственным, ибо, если оно и всему миру кажется таковым, для Бога все иначе. У фараона же основания для подобных заявлений были еще абсурднее: моя река — это моя собственность, потому что я создал ее для себя. При этом он узурпирует две прерогативы Бога: быть творцом и конечной целью собственного бытия и блаженства. Только Тот, Кто является Великим Творцом, может сказать об этом мире и обо всем, что в нем: Я создал это для Себя. Фараон называет реку своей собственностью, потому что на Того, Кто это делает, не взирает, и не смотрит на Того, Кто издавна определил это (Ис 22:11). Все, что у нас есть, мы получили от Господа и должны использовать для Него, поэтому не можем сказать, что создали это, тем более — что создали для себя. Зачем же тогда хвалиться? Следует заметить, что эго — это самый большой идол, которому поклоняется весь мир в своем презрении к Богу и к Его владычеству.
2. Действия, которые предпримет Бог по отношению к этому гордому человеку, чтобы смирить его. Фараон — большой крокодил в воде, и Бог поступит с тобой, как надлежит поступить с крокодилом (ст. 4−5).
(1) Господь вытащит его из реки, ибо у Бога есть для этого левиафана уда и веревка, при помощи которых Он справится с чудовищем, хотя это не удается никому на земле (Иов 40:20). «Я вытащу тебя из рек твоих, выдворю тебя из дворца, лишу тебя всего, что было предметом твоего самодовольства и упования». Геродот сообщает о фараоне, который в то время царствовал в Египте, что на протяжении двадцати пяти лет его правления ему сопутствовал небывалый успех, который так вскружил фараону голову, что тот сказал, что Сам Бог не изгонит его из царства. Но вскоре ему придется узнать, что он заблуждался, и вещи, на которые он уповал, не послужат ему защитой. Господь может изгнать людей оттуда, где они более всего чувствовали безопасность и уют.
(2) Господь вытащит вместе с ним всю рыбу — его слуг, воинов, — всех, как он полагал, зависимых от него, хотя на самом деле он сам зависел от них. Они прилепятся к чешуе его, примкнут к своему царю, полные решимости жить и умереть вместе с ним.
(3) Но царь и его войско — крокодил и прилепившаяся к нему рыба — погибнут вместе, подобно рыбе, выброшенной на сушу, они пойдут на съедение зверям земным и птицам небесным (ст. 5). Итак, предположительно, это вскоре исполнится, когда упомянутый фараон, защищая ливийского царя Ариция, которого изгнали из собственного царства киринеяне, собрал огромную армию и выступил против последних, чтобы восстановить власть своего друга, но сам потерпел поражение в битве, и его войска были вынуждены бежать, что вызвало большое недовольство в его царстве и стало причиной восстания против него. Таким образом фараон был брошен в пустыне, а вместе с ним и вся рыба из рек его. К такому исходу приводит человеческая гордость, самонадеянность и плотская беспечность. Таким образом люди заслуженно теряют то, что могли бы называть своим под владычеством Бога, вместо того чтобы называть своим наперекор Господу.
3. Основание для спора Бога с египтянами: его причинило то обстоятельство, что египтяне обманывали народ Божий. Они воодушевляли иудеев рассчитывать в беде на помощь и поддержку со своей стороны, но подвели их: потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою (ст. 6−7). Египтяне притязали на то, что станут посохом, на который можно опереться, но стоило на них слегка надавить, и они оказывались либо немощными и не могли, либо вероломными и не хотели делать того, чего от них ожидали. Они расщепились под иудеями к огромному разочарованию и изумлению последних, так что даже все плечо искололи им; и когда они оперлись... изранили все чресла им. Вероятно, египетский царь побудил Седекию разорвать союз с царем Вавилона, пообещав, что поддержит его, а когда у него ничего не вышло, это привело иудеев в состояние сильнейшего ужаса. Бог издавна сравнивал египтян с тростью надломленной (см. Ис 30:6−7). Об этом же говорил иудеям и Рабсак (Ис 36:6). Теперь они убедились в этом сами. Довериться египтянам было со стороны Израиля настоящим безумием, и они получили сполна, когда обманулись в своих ожиданиях. И Бог был прав, когда допустил, чтобы с иудеями это случилось. Однако это никоим образом не служит оправданием обмана и вероломства египтян и не убережет их от судов Бога, Который воздает и будет воздавать всегда за подобные злодеяния. Обманывать людей, которые нам доверились, — огромный грех, который весьма раздражает Бога, и проявление несправедливости, неблагодарности, бесчестия и недоброжелательства.
Стихи 8−16. Прозвучавшее выше предсказание было образным; здесь приводится объяснение таковому с описанием более далекой перспективы. Итак, мы имеем дело с пророчеством:
I. Об уничтожении Египта. Звучит угроза об этом, причем весьма детальная и конкретная. Грехом же, за который Египет постигнет уничтожение, стала гордость египтян (ст. 9). Они говорили: «Моя река, и я создал ее», поэтому их извергнет собственная земля.
1. Против египтян выступает Сам Бог — как против царя, так и против народа: Я — на тебя и Я — на реки твои. Воды суть люди и народы (Откр 17:15).
2. Множество людей погибнет от меча брани — меча, наведенного Богом для уничтожения и людей, и скота, меча гражданской войны.
3. Население страны исчезнет. И сделается земля Египетская пустынею и степью (ст. 9), землей невозделанной, а города останутся без жителей. И город, и деревня гордились своим богатством, Бог же отнимет его. Египет станет пустынею из пустынь (в англ. пер. — совершенно опустошенным, ст. 10); не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней (ст. 11); земля Египетская будет пустынею среди земель опустошенных (ст. 12). Данное опустошение произойдет не столько вследствие упомянутых выше войн, которые вели сами египтяне, сколько вследствие войны, которую развяжет против Египта вавилонский царь. Египет станет пустыней от края до края, от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии. Греха гордыни достаточно, чтобы погубить целую страну.
4. Народ Египта разбежится и рассеется среди других народов (ст. 12), так что возомнившие о себе, что в их руках политическое равновесие, станут презренным народом. Вот какому падению предшествует надменность.
II. О восстановлении Египта некоторое время спустя (ст. 13). Египет будет оставаться пустым сорок лет (ст. 12), а затем Я возвращу плен Египта (ст. 14). Одни отсчитывают сорок лет с момента разрушения Египта Навуходоносором, другие — с момента разорения Египта, которое произошло незадолго до этого. Тем не менее сорок лет исполнилось приблизительно в первый год Кира, когда закончилось семидесятилетнее пленение Иуды, или вскоре после этого. Тогда и сбылось предсказание:
(1) О том, что Бог соберет египтян из всех стран, в которых они рассеялись, и вернет их в землю происхождения их, даст им возможность обосноваться там снова (ст. 14). Следует заметить: хотя Бог и находит способы смирения гордых, Он не вечно будет вести тяжбу с ними в этом мире.
(2) О том, что они уже не будут столь влиятельными, как прежде. Египет снова станет царством, но оно будет слабее других царств (ст. 15). Его богатство и власть будут ничтожными, и в своих завоеваниях Египет не продвинется столь далеко, как раньше; он будет хвостом, а не головой народов. Господь явит милость в том, что сделает Египет царством снова, но, чтобы смирить его, Он сделает его презренным царством, и пройдет много времени, прежде чем Египту удастся возродить некое подобие своего былого великолепия.
Такое уничижение преследует две цели:
[1] Чтобы Египет не стал деспотом для своих соседей, не возносился более над народами и не господствовал над народами, как бывало раньше, но чтобы узнал, каково это — быть жалким и презренным. Следует заметить: кто злоупотребляет своей властью, тот заслуженно лишится таковой; и Бог, как Царь народов, найдет способ сохранить попранные права и свободы не только Своего, но и других народов.
[2] Чтобы Египет не обманывал народ Божий: и не будут впредь дому Израилеву опорою (ст. 16); у израильтян уже не будет искушения довериться Египту, как бывало раньше, ибо именно этот грех напоминает о беззаконии их, то есть побуждает Бога наказывать их не только за него, но и за все другие грехи. Или же напоминает им об идолопоклонстве, искушая вернуться к таковому, ибо когда они обращались к идолопоклонникам, то уповали на них. Следует заметить: тварь, на которую мы полагаемся, именно потому и терпит крах, что не существует другого, более действенного способа излечить нас от упования на нее. Чем Израилю снова попасть в сеть, пусть лучше вся земля египетская будет опустошена. Кто однажды отдал Египет в выкуп за Израиля (Ис 43:3), Тот теперь отдаст Египет ради исцеления Израиля; Господь скорее разрушит Египет, нежели допустит, чтобы Израиль не исправлялся. Бог не только по Своей справедливости, но и по мудрости и милости к нам ломает опоры в виде твари, на которые мы слишком опираемся; таковые перестают существовать, чтобы перестать служить нам упованием.
Стихи 17−21. Дата этого пророчества очевидна: оно прозвучало в двадцать седьмом году пленения Иезекииля, шестнадцать лет спустя после пророчества, приведенного в первой части главы, и почти столько же времени спустя после пророчеств, которые представлены в следующих главах, но записано оно именно здесь в качестве объяснения всего сказанного о Египте. После разрушения Иерусалима Навуходоносор провел две-три кампании по завоеванию аммонитян и моавитян и завладению их странами. Затем он потратил тринадцать лет на осаду Тира. На протяжении всего этого времени египтяне были втянуты в войну с киринеянами и занимались междоусобицами, из-за чего весьма ослабли и обеднели. И как раз в конце осады Тира Бог сообщает данное пророчество Иезекиилю, чтобы подтвердить, что предсказанное пятнадцать — шестнадцать лет назад полное разрушение Египта (что пока исполнилось лишь частично) теперь будет совершено Навуходоносором. Похоже, что начатое здесь пророчество продолжается до двадцатого стиха следующей главы. И доктор Лайтфут отмечает, что данное пророчество является последним, прозвучавшим из уст этого пророка, и должно быть последним в книге, но оно находится здесь, чтобы все пророчества о Египте были собраны воедино. Гибель фараона Вафрия, в частности, была предсказана в первой части данной главы, более того, ее предсказывал Иеремия (Иер 44:30). Предсказывалось также и общее опустошение Египта Навуходоносором (Иер 43:10). Примите во внимание:
I. Какой успех в завоевании Египта Бог даст Навуходоносору и его войскам. Бог дал ему землю Египетскую, чтобы он обобрал и произвел грабеж в ней (ст. 19−20). Добыча была легкой и досталась дешево. Для покорения Египта особых усилий не потребовалось. Завоевание обошлось малой кровью и незначительными расходами. Добыча же оказалась богатой, и Навуходоносор унес с собой много ценностей. Междоусобицы египтян, вне всякого сомнения, дали большое преимущество их общему врагу, который, пока они так долго грабили друг друга, ограбил их всех. En! Quo discordia cives perduxit miseros — К какому злу приводит междоусобие! Иеремия предсказал, что Навуходоносор оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, подразумевая, какой богатой и легкой будет добыча.
II. Исходя из каких соображений Бог даст Навуходоносору успех в завоевании Египта: таковой станет воздаянием за усердную службу при осаде и низложении Тира, которой вавилонский царь добился от своей армии (ст. 18,20).
1. Покорение Тира оказалось тяжкой работой, оно стоило Навуходоносору больших затрат, к тому же пролилось много крови. Осада длилась тринадцать лет, и все это время халдейская армия трудилась не покладая рук, чтобы завладеть городом.
Огромный морской пролив между Тиром и материком был засыпан землей, кроме того, пришлось столкнуться с множеством других трудностей, которые казались непреодолимыми. Но столь великий правитель, начав столь грандиозное предприятие, почитал делом своей чести настойчиво продолжать его любой ценой. Как много жизней приносилось в жертву подобным делам чести! В осуществлении осады все головы оплешивели и все плечи стерты от ношения тяжестей и от работы в воде с сильными волнами, к тому же в противостоянии с не менее сильным городом. Египет, хотя и большое царство, из-за своих междоусобиц был завоеван без труда. А покорение Тира, единственного города, благодаря его единодушию оказалось нелегким. Люди, сведущие в мирских делах, убеждаются, что некоторые предприятия совершаются намного быстрее и легче, чем другие. 2. Но Бог признает, что работа халдейской армии делалась для Него (ст. 20). Именно Господь поставил халдеев на это дело ради усмирения гордого города и его царя, хотя они не так думали и не так мыслило сердце задействованных в этой операции. Следует заметить: даже великие люди и негодяи становятся орудиями, которые использует Бог, ибо они делают для Него, несмотря на то что преследуют собственные корыстные и честолюбивые цели; таким дивным образом Господь обращает все во славу Себе.
3. Тем не менее ни ему, ни войску его не было вознаграждения за эту службу. Завоевание Тира было сопряжено с огромными затратами, и когда Навуходоносор захватил город (несмотря на то что тот был весьма богат, и вавилонский царь надеялся на хорошие трофеи для своей армии), ему пришлось разочароваться. Тиряне отправили свое движимое имущество на кораблях, а остальное бросили в море, так что завоевателям ничего, кроме голых стен, не досталось. Так сыны мира сего обычно разочаровываются в своих самых радужных ожиданиях.
4. А посему вознаграждением за службу против Тира станет награбленное в Египте. Следует заметить: Бог не останется должником никому из сослуживших Ему службу, но так или иначе воздаст за нее; никто еще не зажигал огонь на Его жертвеннике даром. За работу, выполненную мирскими людьми с мирскими намерениями, Господь воздаст обычной мирской наградой, тогда как Он не станет отделываться таковой от верных служителей, которые искренне радеют о Его воле и о Его славе. Таким образом и объясняется процветание нечестивцев в этом мире: Бог платит им за ту или иную службу, в которой они Ему пригодились. Истинно... они уже получают награду свою. Так пусть же никто им не завидует. О завоевании Египта сказано как о полной награде Навуходоносору, потому что, покорив его, он, в определенной мере, обрел господство над известным в то время миром; Египет был последним из покоренных им стран; завладев им, он стал золотой головой.
III. Милость, которую Бог приберег для дома Израилева и явил вскоре. После того как волна достигает высшей точки, она идет на спад. Когда Навуходоносор завоевал Египет, он был в зените своей славы, а год спустя сошел с ума (Дан 4 гл.), был безумным на протяжении семи лет, а через год-два, придя в себя, распрощался с жизнью. Когда он был на высоте, Израиль находился в самом низу; тогда израильтяне пребывали в бездне пленения, их кости были мертвы и сухи. Но в тот день возвращу рог дому Израилеву (ст. 21). Тогда взойдет утренняя заря дня их освобождения и им придется совсем немного потерпеть в рабстве ради того, что будет дано:
(1) Их правителям, которые являются рогами дома Израилева, средоточием славы и власти. Начало тому положило небывалое возвышение Даниила и его четырех друзей в Вавилоне: Даниил остался при дворе царя, а Седрах, Мисах и Авденаго были поставлены над делами страны Вавилонской (Дан 2:49). Все они происходили из рода царского и княжеского (Дан 1:3). И данное повышение произошло в течение года после завоевания Египта. Вскоре трое из них прославились тем, что Бог оказал им особую честь, выведя живыми и невредимыми из огненной печи. Это событие тоже вполне можно назвать возвращением рога дому Израилеву. А несколько лет спустя данное обетование исполнилось еще больше, когда был помилован и возвышен иудейский царь Иоаким (Иер 52:31−32). Оба события являлись знаками Божьей благосклонности к Израилю и счастливыми предзнаменованиями.
(2) Их пророкам: и тебе открою уста среди них. И хотя после этого пророчества никакое другое из пророчеств Иезекииля не было записано, у нас есть основания думать, что он продолжал пророчествовать с еще большей свободой и дерзновением, когда Даниил и его друзья были при власти, готовые защищать его не только от вавилонян, но и от нечестивцев из собственного народа. Следует заметить: если Господь дает больше свободы Своим духовным служителям и они находят одобрение и ободрение в своем труде, то это сулит народу только хорошее.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 29 глава