Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 28 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе звучит:

(1) Предсказание о падении и гибели царя Тира, который при разрушении города стал особой мишенью для Божьих стрел (ст. 1−10).

(II) Плач о царе Тира по причине его падения, хотя таковое и обусловлено его собственным беззаконием (ст. 1) — 19).

(III) Пророчество о разрушении Сидона, который, будучи соседом Тира, зависел от него (ст. 20−23).

(IV) Обетование о восстановлении Израиля Божия, хотя в день бедствия израильтяне и подвергались оскорблениям со стороны соседей (ст. 24−26).

Стихи 1−10. В предшествующей главе мы разобрались в ситуации с Тиром, теперь же среди остальных особо выделяется правитель Тира. Здесь есть нечто, адресованное лично ему, слово Божие к нему, которое пророк должен ему передать, будет он слушать или не будет.

I. Иезекииль должен сказать царю Тира о его гордыне. Его народ был гордым (Иез 27:3), таков же и он сам. И народу, и его царю доведется узнать, что Бог гордым противится.

Давайте рассмотрим:

1. В чем проявлялась гордыня царя: вознеслось сердце его (ст. 2). У него было большое самомнение, подогреваемое уверенностью в своей самодостаточности; на всех окружающих он смотрел свысока. От избытка гордыни в сердце он сказал: я — бог. Причем он не только говорил это в сердце своем, но и имел дерзость произносить это вслух. Господь сказал правителям: вы — боги (Пс 81:6); однако им самим не подобает говорить так о себе, иначе они бросают дерзкий вызов Единому Богу, Который не отдаст Своей славы другому. Царь считал, что город Тир всецело зависит от него, как мир зависит от сотворившего его Бога, а сам он независим, как Бог, и никому не подотчетен. Он думал, что обладает такой же, как и Бог, силой и мудростью и такой же бесспорной властью: его прерогативы абсолютны, его слово — закон, подобно Слову Божьему. Он бросил вызов Божьей чести и надеялся, что его будут хвалить и им станут восхищаться, как богом; он не сомневался в том, что после смерти ему будут поклоняться, как и прочим героям, ибо считал себя великим благодетелем всего мира. Подобным же образом говорил и царь Вавилона: буду подобен Всевышнему (Ис 14:14), вместо того чтобы уподобиться Святому святых. «Я — бог сильный, а посему не потерплю возражений, потому что я — неподконтролен. Восседаю на седалище божием, сижу так же высоко, как и Бог, мой престол равен Его престолу. Divisum imperium cum Jove Caesar habet — Цезарь делит власть с Юпитером. Я сижу так же твердо, как и Бог, так же твердо в сердце морей, вне досягаемости от опасности, как и Господь восседает превыше небес». Царь Тира думает, что окружающая его стража из воинов столь же величественна и сильна, как воинство ангелов вокруг Божьего престола. Поэтому ему напоминают о его низком происхождении и смертности, и поскольку это оказалось необходимым, то ему скажут очевидную истину: «Ты — человек, а не Бог; ты — зависимая тварь, ты — плоть, а не дух (Ис 31:3)». Следует заметить, что людям необходимо напоминать: да знают... что человеки они (Пс 9:21). Даже величайшие мудрецы, величайшие монархи, величайшие святые — люди, а не боги. Иисус же Христос был и Богом, и человеком. Царь Тира, несмотря свою огромную власть над всеми окружающими и огромное влияние, обусловленное его богатством, несмотря на дань и подарки, приносимые к его двору с большим благоговением, словно жертвы на алтарь, несмотря на лесть придворных и обоготворение со стороны поэтов, все равно остается человеком; он знает это и боится этого. Тем не менее он ставит ум свой наравне с умом Божиим. «Ты вообразил, что ты бог, поставил себя наравне с Богом, думаешь, что ты столь же мудр и силен и достоин править миром, подобно Ему». Именно это погубило и наших прародителей, а вместе с ними — и нас, ибо им захотелось стать как боги (Быт 3:5). До сих пор тленное естество побуждает людей считать себя хозяевами своей жизни и делать все, что заблагорассудится, считать себя своими собственными ваятелями, чтобы иметь все, что захочется, добиваться своих целей, жить для себя, в свое удовольствие и развлекаться, ставить свой ум наравне с умом Божьим, покушаться на прерогативы Господа, «срывать цветы с Его венца» — такая самонадеянность не может остаться ненаказанной.

2. Чем он гордился.

(1) Своей мудростью. Вероятно, правитель Тира обладал выдающимися способностями от природы, был мыслителем и неплохо разбирался во всех областях известных в то время знаний, по крайней мере, являлся хорошим политиком и весьма ловко справлялся с государственными делами. И тогда он посчитал себя мудрее Даниила (ст. 3). Раньше мы нашли сообщение о том, что Даниил, несмотря на свою молодость, славился успешностью в молитве (Иез 14:14). Теперь мы приходим к выводу, что он был известен своей дальновидностью в управлении делами этого мира, являлся великим ученым и государственным деятелем и к тому же великим святым, хотя был отнюдь не князем, а бедным пленником. Весьма удивительно, что его гениальность проявилась при столь неблагоприятных внешних условиях, так что его мудрость даже вошла в поговорку. Когда царь Тира вообразил себя богом, он сказал: «Я мудрее Даниила». Нет тайны, сокрытой от тебя. Вероятно, он призывал всех вокруг испытывать его вопросами, как испытывали Соломона, и разгадывал все загадки, решал все задачи, и никто не мог поставить царя в тупик. Наверное, он успешно раскрывал заговоры и проникал на советы соседних правителей, а посему считал себя всеведущим, так что для него не было ничего тайного, что не стало бы явным. Поэтому и сказал: я — бог. Следует заметить, что знание надмевает; вряд ли знающий много не ведает о том, чтобы не превозноситься. Кто превзошел Даниила в мудрости, тот превзошел Люцифера в гордости. Поэтому люди, обладающие знаниями, должны научиться смирению и доказывать, что они таковы.

(2) Своим богатством. К нему привела его мудрость. Здесь не говорится, что своей мудростью он старался проникнуть в тайны природы или науки управления, усовершенствовать свое государство или издать лучшие законы и активно отстаивать интересы научного общества; мудрость же и разумение пригодились ему в торговле. Подобно тому как некто из иудейских царей любил земледелие (2Пар 26:10), он любил торговлю, благодаря которой приобрел себе и умножил богатство и в сокровищницы свои собрал золота и серебра (ст. 4−5). Видите, какова мудрость этого мира: мудрейшими почитают людей, которые умеют приобретать всеми правдами и неправдами деньги и увеличивать свое состояние; однако поистине этот путь их есть безумие их (Пс 48:14).

Безумие же царя Тира заключалось в следующем:

[1] Он приписывал заслуги в обретении богатства себе, а не Божьему провидению, забывая Того, Кто дал ему силу приобретать богатство (Втор 8:17−18).

[2] Он считал себя мудрым, потому что был богатым, тогда как и глупый может обладать состоянием (Еккл 2:19), более того, глупый способен приобрести имение, ибо за миром часто замечалось, что он являет таковым благосклонность, когда не мудрым достается хлеб (Еккл 9:11).

[3] Ум его возгордился богатством его по причине увеличения состояния, что сделало его самоуверенным и высокомерным, дерзким и властолюбивым, так что он даже ставил ум свой наравне с умом Божиим. Человек греха, обретя небывалое мирское величие и власть, выдавал себя за Бога (2Фес 2:4). Люди, которые в этом мире богаты, должны следить за тем, выполняют ли они увещевание Божьего Слова, предписывающее им не думать о себе высоко (1Тим 6:17).

II. Поскольку погибели предшествует гордость и падению — надменность, то Иезекиилю надлежит громогласно сказать об этом царю Тира, ибо падение последнего стремительно приближается и станет заслуженным наказанием за дерзость, с которой он поставил себя соперником Богу. «Поскольку ты заявлял, что являешься богом (ст. 6), то и человеком ты больше не будешь» (ст. 7).

Здесь примите во внимание:

1. Орудия его уничтожения: Я приведу на тебя иноземцев — халдеев, которые не упомянуты в числе многих народов и стран, торговавших с Тиром (гл. 27). Если бы Господь вывел против Тира какой-нибудь из тех народов, то они, по причине старого знакомства, испытывали бы к царю Тира сострадание, которого начисто лишены халдеи. Это — народ с непонятным языком, которого сам царь Тира, несмотря на свою ученость, возможно, не понимал. Это — лютейшие из народов (речь идет об армии, состоявшей из представителей многих народов, и на то время она была самой грозной и по силе, и по ярости). Таковая находится в Божьем распоряжении, и ее Господь выведет против царя Тира.

2. Крайнюю степень уничтожения: они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости (ст. 7), против всего, чем ты гордился, считая своей красой и плодом мудрости. Следует заметить: со стороны Бога справедливо сделать так, чтобы в добычу нашим врагам досталось то, что мы сделали предметом своей гордости. Царь Тира гордился своим дворцом, своей сокровищницей, своим городом, своим морским флотом, своим войском, якобы те своим блеском сделали и его славным и блистательным, как бог на земле. Но победивший враг осквернит все упомянутое, уничтожит или обезобразит. Царь Тира считал это святынями, к которым никто не посмеет даже прикоснуться, а завоеватели захватят все, как нечто обыденное, и лишат его блеска. Но, что бы ни случилось с его имуществом, личность царя Тира неприкосновенна. — Никак нет: низведут тебя в могилу, и умрешь (ст. 8).

Причем:

(1) Это будет не благородная, а бесславная смерть. Царя так очернят перед смертью, что у него не останется никакой надежды на обожествление после нее. Он умрет в сердце морей смертью убитых, которым не оказывают почестей, но тотчас же бросают мертвое тело за борт, без каких-либо церемоний и знаков отличия, на корм рыбам. Вероятно, Тир будет разрушен посреди моря (Иез 27:32), и участь его царя ничем не отличается от участи народа.

(2) Смерть для него станет не облегчением, а страданием. Он умрет смертью необрезанных (ст. 10), то есть чужих Богу, не состоящих с Ним в завете, а посему умерших под Его гневом и проклятием. Причем речь идет о смертях (во множественном числе в англ. пер., ст. 10), о двойной смерти — в мире и в вечности, о смерти как тела, так и души. Он умрет смертью второй; такая смерть является истинным страданием. Вынесенный здесь царю Тира смертный приговор подтверждается Божьей властью: ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. А что Он сказал — то Он и сделает. Никто не сможет возразить на это, и Он не отменит.

3. Очевидное опровержение претензий царя Тира на божественность, в качестве которого послужит его гибель: когда завоеватель опустит на твою грудь меч и ты увидишь, что бежать некуда, скажешь ли тогда: «я бог» (ст. 9)? Останется ли у тебя уверенность такая, как сейчас? — Нет. Ты окажешься во власти смерти и страха перед ней и тогда будешь вынужден признать, что ты не бог, а слабый и робкий умирающий человек. В руке поражающего тебя (в руке Бога и в руках задействованных Им орудий) ты будешь человек, а не бог, совершенно беспомощный и не способный на сопротивление». Я сказал: вы — боги... но вы умрете, как человеки (Пс 81:6−7). Следует заметить: кто претендует на соперничество с Богом, тот так или иначе будет вынужден отказаться от своих претензий. Если мы не поймем этого раньше, то смерть, когда мы попадем в ее руки, заставит нас узнать, что мы всего лишь люди.

Стихи 11−19. За прозвучавшим ранее предсказанием о гибели Тира последовал патетический плач о нем (гл. 27); подобным же образом после пророчества о смерти царя Тира оплакивают и его.

I. Согласно общепринятому мнению, здесь идет речь о правителе, который в то время царствовал в Тире и к которому были обращены прозвучавшие выше слова (в русск. пер. — к начальствующему в Тире ст. 2). Его звали Итобаал или Иттобал: под этим именем историк Диодор Сицилийский упоминает человека, который был царем Тира, когда Навуходоносор разрушил город. Как свидетельствуют все внешние источники, похоже, это был очень образованный, великий и знаменитый человек, но его погубило собственное беззаконие. Многие толкователи предполагают, что, помимо буквального смысла, в приведенном здесь плаче звучит аллегория, имеющая отношение к падению согрешивших ангелов, которые погубили себя из-за гордыни. И (как обычно бывает в текстах с мистическим значением) некоторые отрывки имеют непосредственное отношение к царю Тира (в частности, упоминающие о торговле), другие же относятся к ангелам, например упоминание о пребывании последних на святой горе Божией. Но если здесь и есть мистический смысл (что вполне возможно), то я скорее связал бы его с грехопадением Адама, краткое описание которого, похоже, здесь приводится: ты находился в Едеме, в саду Божием... в день сотворения твоего (ст. 13).

II. Существует мнение, что под царем Тирским подразумевается весь царский род, включая также предшествующих царей, в том числе и Хирама, царя Тира. В то время правитель города назывался князем (в русск. пер — начальствующий, ст. 2); человек же, которого оплакивают здесь, назван царем. Царский двор Тира, включая самих царей, на протяжении многих веков был весьма знаменит; но грех положил конец былой славе. Итак, здесь нам следует принять во внимание два момента:

1. Чем был знаменит царь Тира. Здесь о нем говорится, что он жил в небывалой роскоши (ст. 12−15). Человеком он был (и здесь это признают) очень влиятельным, достигшим в свои дни могущества.

(1) Он намного превосходил остальных людей. В свое время такими были Хирам и другие цари Тира; не уступал им и царь, о котором говорится здесь: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Казалось, что сильные стороны человеческого естества и преуспевание в жизни достигли в нем высшей точки. Его считали мудрым настолько, насколько вообще позволяет человеческий разум, и счастливым настолько, насколько богатство этого мира может обеспечить счастье и радость; в нем как бы воплотились наивысшие достижения разума и богатства. Поэтому и сказано: печать совершенства — запечатано, ибо ничего уж не добавишь; он — совершенный человек — идеал in suo genere — в своем роде.

(2) Казалось, что он был мудр и счастлив, как Адам до грехопадения: «Ты находился в Едеме, в саду Божием (ст. 13); все дни своей жизни ты жил, словно в раю, имел в своем полном распоряжении все, хорошее для пищи и приятное для глаз, и, как Адам, обладал неоспоримой властью над всем, что тебя окружало». Свидетельством величия царя Тира служил хотя бы тот факт, что он превзошел всех остальных правителей по обладанию драгоценными камнями, приобретаемыми, большей частью, благодаря торговле с другими странами, которой занимался и он: твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Существует великое множество разнообразных драгоценных камней; у него же были все виды таковых, причем в большом количестве: помимо хранимых в ларце и вставленных в корону, множество камней украшало одежду царя; они даже названы его покровом (англ. пер., ст. 13). Более того, он ходил среди огнистых камней (ст. 14), то есть драгоценных камней, блестевших и сверкавших подобно огню. И его комнаты были по-особому отделаны камнями, так что он ходил среди них, а посему и вообразил себя славным, как Бог в окружении множества ангелов, которых сравнивают с пламенем огня. И если царь восхищался драгоценными камнями настолько, что даже считал их блеск блеском ангелов, то не удивительно, что он восхищался и самим собой, почитая себя таким же великим, как Бог. Здесь перечислены девять видов драгоценных камней, которые служили украшением ефода первосвященника. Возможно, название каждого камня приводится умышленно, чтобы показать, что царь Тира в своей гордыне любил говорить о каждом в отдельности, причем рассказывал окружающим с большой долей безумного удовольствия: «Этот камень стоит столько-то и столько-то и ценен он тем-то и тем-то». Таким образом его упрекнули в тщеславии. Последним упомянуто золото, как наименее ценное по сравнению с этими драгоценными камнями; соответствующим образом и царь говорил о нем. Он и дворец свой сравнивал с раем, и способствовала тому необычная музыка, которую исполняли на тамбуринах и свирелях (англ. пер., ст. 13), на ударных и духовых инструментах. Мастерство исполнения (англ. пер., ст. 13) было великолепным, и все имело свое предназначение. В данном стихе употреблено местоимение женского рода: на тебе, о Тир! Возможно, это означает, что царь уподоблялся женщине в своем увлечении подобными вещами. Они были приготовлены в день сотворения его: либо когда он родился, либо когда стал царем; они были приготовлены по случаю празднования рождения или коронации. Царь весьма гордился упомянутыми вещами и желал, чтобы все приходившие во дворец обращали на них внимание.

(3) Он походил на ангела во плоти: ты был помазанным херувимом, чтобы осенять (ст. 14), или защищать; то есть царь считал себя ангелом-хранителем своего народа, столь же блистательным, сильным и верным, помазанным на это служение и готовым к нему. Помазанные цари должны быть для своих подданных как помазанные херувимы, которые осеняют тех крыльями своей власти; если они действительно таковы, то Бог признает их. Своим высоким положением они обязаны Господу: Я поставил тебя на то. Существует мнение, что поскольку здесь упоминался Едем, то речь идет о херувиме, поставленном на востоке у сада Едемского для охраны (Быт 3:24). Царь считал, что он способен защитить свой город от любых захватчиков так же успешно, как и упомянутый ангел справлялся со своим поручением. Или же это может иметь отношение к херувимам Святого святых, чьи крылья осеняли ковчег. Царь считал себя таким же блистательным, как один из них.

(4) Царь Тира являлся в таком же великолепии, как и первосвященник, когда тот облачался в свои одежды для славы и благолепия: «ты был на святой горе Божией, как главенствующий в храме, построенном на той святой горе. Обладая величием и властью, ты выглядел так же важно, как и священник, когда тот входил в храм, обложенный дорогими камнями для красоты (2Пар 3:6), причем и на самом священнике был наряд с драгоценными камнями на наперсниках и нарамниках. В таком одеянии он был похож на ходящего среди огнистых камней». Столь великолепным был царь Тира, по крайней мере, считал себя таковым.

2. Давайте теперь рассмотрим, каким был крах царя Тира, что именно запятнало его славу и повергло в прах его честь: «Ты совершен был в путях твоих (ст. 15); преуспевал в любом деле, все у тебя было в порядке; ты имел не просто чистую, а блестящую репутацию со дня сотворения твоего, со дня восхождения на престол, доколе не нашлось в тебе беззакония; и это все испортило». Возможно, здесь звучит ссылка на прискорбный случай с падшими ангелами и на грехопадение наших праотцев, ибо и те и другие были совершенны в путях своих, доколе не нашлось в них беззакония. Беззаконие же, которое однажды нашлось в царе Тира, затем умножилось, и он становился все хуже и хуже, о чем свидетельствуют слова: «...ты осквернил святилища твои (ст. 18), ты лишился преимуществ всего, что сам почитал священным и в чем надеялся найти прибежище как в святилище; ты осквернил все это и таким образом сделал себя уязвимым по множеству беззаконий твоих».

Итак, примите во внимание:

(1) Какое именно беззаконие стало причиной краха царя Тира.

[1] Неправедная торговля (как она названа в ст. 18), причем это касалось как царя, так и его народа, ибо грех последнего вменялся царю, потому что тот закрывал глаза на беззакония и сам подавал плохой пример: от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил (ст. 16). Царь имел непосредственное отношение к торговле и был всецело увлечен получением прибыли от нее, так что не заботился о справедливости, о восстановлении прав пострадавших и не защищал их от произвола. Мало того, по причине изобилия коммерции в Тире многие страдали от недосмотра, а царь злоупотреблял своей властью, нарушая права людей, с которыми совершал сделки. Следует заметить: кому приходится часто заниматься мирскими делами, тот рискует допустить немало ошибок. Трудно иметь дело со многими людьми, не нарушая при этом прав некоторых из них. Торговлю не зря называют таинственной; многие же превращают ее в таинство беззаконий.

[2] Гордость и тщеславие: «От красоты твоей возгордилось сердце твое (ст. 17); ты чрезмерно любил себя и даже собственную тень. И таким образом от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою, а также великолепие и роскошь, в которой жил». Он слишком долго и пристально смотрел на свою красоту, и это ослепляло глаза и мешало ему видеть путь. Он так возгордился в своем величии, что лишился и самой мудрости, и репутации мудрого человека. Поистине царь Тира дошел до неразумия, хвалясь. Кто жертвует своей мудростью ради забавы и потакает собственному тщеславию, тот теряет истинное превосходство и оказывает себе плохую услугу.

(2) К какому именно краху привело царя Тира описанное беззаконие.

[1] Он лишился царского достоинства и был выдворен из дворца, который ранее считал своим раем и храмом: Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией (ст. 16). Его царская власть была высокой, как гора, возвышавшая его над остальными; причем это была гора Божия, ибо существующие власти установлены Богом и несут в себе нечто священное. Но поскольку царь Тира злоупотребил своей властью, Господь счел его нечистым, а посему сместил с престола и изгнал. Он опорочил венец, который носил, и поэтому лишился его и теперь изгнан из среды огнистых камней — драгоценных камней, которыми был отделан, подобно храму, его дворец; он уже не послужит царю защитой.

[2] Он подвергся позору, презрению и попранию со стороны соседей: «...Я повергну тебя на землю (ст. 17), брошу тебя на мостовую из камней, выдворив из окружения драгоценных камней, и перед царями отдам тебя на позор, ты будешь лежать перед ними и являть собою жалкое зрелище, а они воспримут это как предостережение против гордости и деспотизма».

[3] Он сгорел дотла — его город и он в нем: Я извлеку из среды тебя огонь. Когда завоеватели разграбят Тир, они зажгут в самом центре огонь, который сожжет его и, в частности, дворец дотла. Либо следует понимать в общем смысле: огонь Божьих судов, которые погубят как правителя, так и народ, превратит их славу в пепел на земле; причем этот огонь будет извлечен из среды тебя. Все Божьи суды над грешниками исходят от последних; они сгорают в огне, который зажгли сами.

[4] Так царь Тира явит ужасающий пример пострадавшего от Божьего возмездия. Так он будет унижен перед глазами всех, видящих его (ст. 18). Все, знавшие его, изумятся о нем и будут удивляться, как стоявший так высоко мог пасть так низко. Когда дворец царя Тира будет уничтожен, то, подобно иерусалимскому храму, он станет ужасом и посмеянием (см. также 2Пар 7:20−21). Так пал царь Тира.

Стихи 20−26. Божья слава — это великая цель Господа, которая достигается в любом благополучии и бедствии, происходящем от уст Всевышнего; данные стихи еще раз убеждают нас в этом.

1. Бог прославится в уничтожении Сидона — города, расположенного рядом с Тиром, более древнего, но не столь значительного; Сидон зависел от Тира, стоял и пал вместе с ним. Здесь Бог говорит: вот, Я — на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя (ст. 22). И снова: «Кто не пожелал исправляться под воздействием более мягких методов, тот узнает, что Я Господь, только Я Один, и узнает, что Я — справедливый и ревнивый Бог, когда произведу суд над ним, губительный суд; и когда Я совершу суд по справедливости и в соответствии с вынесенным приговором, тогда Я явлю в нем святость Мою». По-видимому, жители Сидона предавались идолопоклонству больше, нежели тиряне, которые, как деловые люди с широким кругом общения, были не столь фанатичны и суеверны. За жителями Сидона закрепилась слава поклонников Астарты; ей стал служить и Соломон (3Цар 11:5). Иезавель, которая была дочерью сидонского царя, ввела в Израиле культ Ваала (3Цар 16:31); как мы видим, сидоняне сильно бесчестили Бога. Поэтому теперь Он говорит: прославлюсь среди тебя... и явлю в нем святость Мою. Сидон граничил с землей Израилевой, где Бога знали и где сидоняне могли узнать о Нем и научиться прославлять Его. Но вместо этого они склонили израильтян к поклонению своим идолам. Следует заметить: когда Бог являет Свою святость, Он прославляется, ибо святость — это Его слава. И если кто-либо не святит и не прославляет Господа, то Господь Сам прославится среди таковых и явит в них Свою святость, произведя над ними суды, которые возвестят, что Он совершает справедливое возмездие за поруганную честь Свою и Своего народа. Судами над Сидоном станут война и моровая язва — два опустошительных, истребляющих население бедствия (ст. 23). Они являются Божьими посланниками, которых Господь отправляет с поручением, и они выполнят задание, с которым посланы. И пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, на которых будут лежать трупы погибших: одни умрут от моровой язвы, которая, возможно, возникнет от питания недоброкачественными продуктами во время осады, другие падут от меча врага, вероятнее всего, халдейских войск, когда те возьмут город и предадут всех его обитателей мечу. Таким образом раненые подвергнутся суду: либо сами себя осудят, когда будут умирать от ран, либо другие скажут: «И поделом им». Существует еще одно чтение: они будут наказаны мечом — мечом, миссия которого — уничтожать отовсюду. Ибо судит Бог — и Он победит. Бог совершил суд не только над Тиром и Сидоном, но и над всеми презиравшими народ Израиля и радовавшимися его беде, ибо пришло время борьбы Бога с соседями, зложелательствующими ему (ст. 26). Следует заметить: когда Божий народ попадает под карающую руку Бога за провинности, то Господь заботится о том, чтобы они не были обезображены на глазах у окружающих (о том же заботились и при бичевании виновных), поэтому Господь негодует на тех, кто презирает Его народ и тем самым усиливает зло, тогда как Сам Он мало прогневался (Зах 1:15). Бог заботится о Своем народе, даже когда тот унижен, а посему не позволяет людям презирать его.

2. Бог прославится в возвращении Своего народа к прежнему процветанию и безопасности. Грехи Его народа бесчестили Господа, кроме того, страдания народа дали врагам повод для хулы (Ис 52:5); но теперь Бог избавит Свой народ и от грехов, и от страданий и таким образом явит в них святость Свою перед глазами племен, восстановит честь Своей святости на благо всем (ст. 25).

Ибо (1) народ Божий будет вновь владеть своей землей: Я соберу дом Израилев из рассеяния в ответ на молитву: спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов (Пс 115:47); и во исполнение обетования: и оттуда соберет тебя Господь Бог твой (Втор 30:4). Когда Бог соберет Своих, Он соединит их в одно тело, чтобы они жили на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову. Возвращая народ, Бог имеет на примете древнюю дарственную, которая остается в силе, ибо временное прекращение владения землей не означало отмены права. Давший землю даст ее еще раз.

(2) Там их ждет порядок. Когда будут устранены досаждавшие им, они станут жить спокойно; больше не будет колючего терна и причиняющего боль волчца (ст. 24). Поселение окажется удачным, ибо они построят домы, и насадят виноградники; там они насладятся блаженным покоем и безмятежностью; тогда они будут жить на ней безопасно... и будут .жить в безопасности, не будет никакого нарушителя спокойствия и никого внушающего страх (ст. 26). В то время полного исполнения этого так и не произошло, ибо, когда иудеи вернулись из пленения, их то и дело беспокоил то один недобрый сосед, то другой. Да и евангельская Церковь никогда не была полностью свободной от колючего терна и причиняющего боль волчца, хотя подчас и обретала покой, а верующие всегда жили безопасно под Божьей защитой, не страшась зла. Однако полное исполнение данного обетования припасено для Небесного Ханаана, когда будут собраны вместе все святые и устранится всякое преткновение, а все скорби и страхи исчезнут навсегда.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 28 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.