Слова, сказанные нашим Господом св. Павлу (Деян 26:16), вполне применимы и к пророку Иезекиилю, к которому здесь обращается Тот же Иисус: «…встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем...». Здесь идет речь о посвящении Иезекииля на служение, причем предназначением видения было подготовить к нему пророка, побудить его приступить к делу, а не давать пишу для любознательности и необычных размышлений.
Итак, здесь:
(I) Иезекиилю поручается идти в качестве пророка к находящемуся в вавилонском пленении дому Израилеву и время от времени передавать ему сообщения от Бога (ст. 1−5).
(II) Пророку сказано, чтобы он не боялся народа (ст. 6).
(III) Он получает наставления, что говорить народу, и в его уста влагаются слова, символически переданные в видении о свитке, который ему велено съесть (ст. 7−10) и который, как мы увидим в следующей главе, он действительно съел
Стихи 1−5. форма обращения Бога к Иезекиилю здесь (и часто в дальнейшем) заслуживает особого внимания. Говоря с пророком, Бог называет его сын человеческий (ст. 1,3), сын Адамов, сын земли. Так же однажды был назван и Даниил (Дан 8:17), но только один раз. За исключением Иезекииля, данное обращение не применялось постоянно в адрес кого-либо из пророков. Его можно истолковать:
(1) Как умаляющее достоинство и смиряющее звание. Чтобы Иезекииль не превозносился чрезвычайностью откровений, ему напоминают, что он всего лишь сын человеческий, создание ничтожное, немощное и смертное. Среди других истин, которые он познал, ему необходимо узнать и тот факт, что он сын человеческий, а посему Богу было угодно явить великое снисхождение в Своем откровении ему. Сейчас он находится среди живых творений, среди ангелов, но Иезекиилю необходимо помнить, что сам он человек, смертное творение. Что есть человек... и сын человеческий, что Ты так посещаешь его и удостаиваешь его такой чести? Хотя у Бога здесь великолепная свита святых ангелов, окружающих Его престол и готовых быть у Него на посылках, тем не менее Он проходит мимо них и останавливает Свой взор на сыне человеческом Иезекииле, чтобы тот стал Его посланником к дому Израилеву; ибо сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, и Божьи послания передаются нам через людей, подобных нам, страх перед которыми не может смутить нас, и рука их не будет тяжела для нас. Иезекииль был священником, но священство унижено и его достоинство повергнуто в прах. Поэтому ему и всем остальным священникам следовало смирить себя и лежать во прахе, как подобает сынам человеческим, простым смертным. В данное время Иезекиилю предстояло служить в качестве пророка, Божьего посланника и руководителя над царствами (Иер 1:10), занять весьма почетный пост, но он должен помнить, что является сыном человеческим, и какое бы благо ни принес, он совершает его не собственными силами (ибо он — сын человеческий), а силой Божьей благодати, которой поэтому следует воздать всю славу. Или же (2) его можно истолковать как почетное, исполненное достоинства звание, ибо оно является одним из имен Мессии в Ветхом завете (видел я... вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Дан 7:13), откуда его заимствовал Христос, часто называя Себя Сыном человеческим. Пророки были Его прообразом, поскольку имели близкий доступ к Богу и большой авторитет среди людей, поэтому по аналогии с тем, что царь Давид назван помазанником Господним (то есть Христом), пророк Иезекииль назван сыном человеческим.
I. Здесь Иезекиилю велено встать, чтобы получить поручение (ст. 1−2).
Он поставлен:
1. Божьим приказом: сын человеческий! Стань на ноги твои. Когда пророк лежал, простершись ниц, он выражал великое почтение, встав же на ноги, он выразил свою готовность и пригодность к делу. Наше благоговение перед Богом должно не мешать, а пробуждать и оживлять поступки ради Него. Иезекииль пал на лицо свое в святом страхе и благоговении перед Господом, но быстро поднялся, ибо унижающий себя возвысится. Бог не находит удовольствия в подавлении Своих служителей, но сила, заставляющая их падать ниц, их же и поднимает; Дух рабства станет Духом усыновления. Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. Следует заметить: мы вправе ожидать, что Бог будет говорить с нами, когда мы стоим в готовности исполнить то, что Он нам велит.
2. Божьей силой наряду с данным приказом (ст. 2). Бог велел Иезекиилю встать, но поскольку сам пророк не имел ни сил подняться на ноги, ни отваги лицезреть видение, то вошел в него Дух и поставил его на ноги. Следует заметить: Господь милостиво совершает требуемое от нас и поднимает тех, кому Он велит подняться. Мы должны пробудиться, и тогда Бог даст нам силы; мы должны совершать свое спасение, и тогда Бог будет действовать в нас. Пророк заметил, что Дух вошел в него, когда с ним говорил Христос; ибо Христос передает Свой Дух посредством Своего Слова, как обычными средствами, и делает Слово действенным посредством Духа. Дух поставил пророка на ноги, вывел его из подавленного состояния, ибо Он является Утешителем. Поэтому в подобном же случае Даниил обрел силы благодаря Божьему прикосновению (Дан 10:18), и Иоанна подняла возложенная на него десница Христа (Откр 1:17). Дух поставил Иезекииля на ноги, вселил в него готовность и стремление исполнять приказ Господа, и тогда он услышал Говорящего. Он уже слышал этот голос (ст. 1), теперь же расслышал его отчетливее, услышал его и подчинился ему. Дух поднимает нас на ноги, склоняя к исполнению долга, и таким образом готовит разум к восприятию знания о таковом.
II. Здесь Иезекииль отправлен с посланием к сынам Израилевым: Я посылаю тебя к сынам Израилевым (ст. 3). На протяжении многих веков Господь и прежде посылал к ним Своих рабов пророков, воздвигая и отправляя их в нужное время, но безрезультатно; теперь же народ отправлен в плен за плохое обращение с Божьими посланниками, и даже туда Бог посылает к ним этого пророка, чтобы проверить, открыты ли их уши к наставлению теперь, когда их сковали узы скорби. Наряду со средствами к существованию мы вновь обретаем средства благодати после того, как тысячу раз их лишались.
Итак, примите во внимание:
1. Непокорность людей, к которым отправлен этот посол; его задача — восстановить былую преданность народа, вернуть сынов Израилевых к Господу их Богу. Пусть пророк знает: существует веская причина, чтобы идти с этим поручением, ибо они — люди непокорные (ст. 3), мятежный дом (ст. 5). Их называют сынами Израилевыми; они сохранили имя своих благочестивых предков, но при этом ужасно выродились, стали — Goim — народами, как обычно говорится о языческих нациях. Сыны Израилевы стали как сыны Ефиоплян (Ам 9:7), ибо они непокорны, а непокорные в своей стране раздражают правителя больше, нежели враги за ее пределами. Грехами, которые главным образом отнесли израильтян к разряду людей непокорных, были идолослужение и лжепоклонение, ибо, совершая их, они воздвигли иного князя вопреки своему законному Владыке, почитали и платили дань узурпатору, что является мятежом в высшей степени, какая вообще возможна.
(1) Они долгое время были мятежным родом и упорствовали в своем мятеже: они и отцы их изменники предо Мною. Следует заметить: древность рода и заслуги отцов не всегда обеспечивают правоту потомкам, ибо долгому стоянию присущи заблуждения и гниение; равно как и хождение по худому пути отнюдь не оправдывается, а скорее отягощается тем обстоятельством, что и отцы наши так ходили, ибо это — не что иное, как попытка оправдания греха предшественников. Израильтяне упорствовали в мятеже до сего самого дня; невзирая на разнообразные методы и средства, применявшиеся с целью их перевоспитания до сего дня, когда их постигла Божья кара за мятеж, они остаются непокорными; многие из них, подобно Ахазу, и в тесное для себя время продолжают беззаконно поступать. Они не стали лучше под воздействием всех постигших их перемен, но остаются неисправимыми.
(2) Теперь они ожесточились в своей непокорности. И эти сыны с огрубелым лицем, бесстыдным лицом, которое никогда не краснеет; они бессердечны и своевольны, непреклонны и несгибаемы, не стыдятся и не боятся грешить; им неведомо ни чувство чести, ни чувство долга. Хочется надеяться, что такими были не все, однако подобный нрав был присущ многим, возможно, в том числе и вождям.
Примите во внимание:
[1] Бог знал, какими жесткими и неисправимыми они были. Следует заметить, что Господу досконально известно об истинном характере каждого человека, как бы тот ни притворялся и что бы о себе ни говорил.
[2] Господь сказал об этом пророку, чтобы он лучше знал, как обращаться с израильтянами и как ими руководить. Таких людей следует обличать резко, сильно и открыто, даже если они назовут это грубым обращением. Бог говорит ему об этом, чтобы для него не стало неожиданностью или преткновением то обстоятельство, что его проповедь не производит на них должного, на его взгляд, впечатления.
2. Господство Правителя, отправившего этого посла.
(1) У Него есть власть приказывать Своим посланникам: к ним Я посылаю тебя, и поэтому ты скажешь им то-то и то-то (ст. 4). Следует заметить: посылать пророков и служителей и предписывать им задания является прерогативой Христа. Св. Павел благодарил Иисуса Христа за то, что Он определил его на служение (1Тим 1:12); ибо как Христа направил Отец, так и Он направляет служителей; и поскольку Христос получил Духа без меры, то Он и дает Духа, говоря: примите Духа Святого. Они непокорны и мятежны, тем не менее к ним Я посылаю тебя. Следует заметить: Христос дает средства благодати многим, о ком знает, что они не найдут этим средствам хорошего применения; дает большие сокровища в руки глупцам для приобретения мудрости, тогда как их разум не только не расположен к ней, но и настроен против нее. Таким образом Господу угодно возвеличить собственную благодать, оправдать собственный суд, не оставляя извинения непокорным, чтобы осуждение таковых было тем более невыносимым.
(2) Отправивший посла наделил его властью приказывать людям, к которым Он его послал: ты скажешь им: «Так говорит Гэсподь Бог!» Все сказанное народу должно говориться от Божьего имени, подкрепляться авторитетом Господа и передаваться как от Него. Христос преподавал Свое учение, как подобает Сыну: истинно, истинно говорю вам; пророкам же надлежит сообщать, как подобает служителям: «Так говорит Господь Бог», наш и ваш Господин. Следует заметить, что писания пророков являются Божьим Словом, и таковыми их надлежит почитать каждому из нас.
(3) У Него есть власть призывать к ответу людей, к которым Он отправляет Своих послов. Будут ли они слушать или не будут, будут ли они внимать слову или повернутся к нему спиной, но пусть знают, что был пророк среди них, пусть знают по опыту.
[1] Если они услышат и покорятся, то на собственном утешительном опыте убедятся, что слово, принесшее им благо, прозвучало из уст уполномоченного Богом и сопровождалось Божьей силой для своего исполнения. Поэтому люди, обращенные в результате проповеди Св. Павла, названы печатью его апостольства (1Кор 9:2). Когда слово заставляет сердца людей гореть, а их волю преклониться перед ним, тогда они знают и несут в себе свидетельство о том, что они приняли не слово человеческое, но слово Божие.
[2] Если они не станут слушать и ухо их будет глухо к слову (чего и следует опасаться, ибо они мятежный дом), то пусть все равно знают, что человек, которого они презирали, был на самом деле Божьим пророком, о чем засвидетельствуют угрызения их собственной совести и справедливые суды Божьи, постигшие их за пренебрежение к пророку. Ценой горького опыта и к своему стыду они узнают, какая смертельная опасность кроется в презрении к Божьим посланникам. По исполнению угроз они узнают, что обличавший их пророк был послан Богом; так слова постигнут их (Зах 1:6). Следует заметить, что, во-первых, люди, которым посылается Божье слово, подвергаются испытанию на предмет того, будут ли они слушать или не будут, соответственно чему определяется их участь. Во-вторых, станет для них слово назидательным или не станет, но Бог, несомненно, будет прославлен и Его Слово возвеличится и удостоится чести. Чем бы ни стало слово — запахом смертоносным на смерть или запахом живительным на жизнь — его происхождение от Бога будет очевидным.
Стихи 6−10. По получении данного поручения на пророка вместе с тем возлагается и ответственность. Он удостоился почетной должности, тем не менее речь идет о служении и работе, поэтому от него требуется:
I. Быть храбрым. Чтобы оправдать доверие, ему надлежит действовать бесстрашно, отважно и решительно, а не отвлекаться или работать по принуждению из-за трудностей и сопротивления, с которыми он, вероятно, столкнется: сын человеческий, не бойся их (ст. 6). Следует заметить: кто желает совершить что-либо ради служения Богу, тот не должен бояться людей, ибо страх перед людьми станет сетью, опутывающей нас и мешающей нам служить Господу.
1. Как и ранее (ст. 3−4), Бог рассказывает пророку о нраве людей, к которым Он его посылает. Они — волчцы и терны, которые царапают, ранят и досаждают человеку, куда бы тот ни пошел. Они постоянно дразнят Божьих пророков и стараются уловить их в словах (Мф 22:15); они — колючие терны и причиняющие боль волчцы. Лучшие из них — как терн, и справедливые — хуже колючей изгороди (Мих 7:4). Терны и волчцы являются плодом греха и проклятия и тождественны вражде между семенем жены и семенем змея. Следует заметить, что нечестивые люди, особенно гонители Божьих пророков и Божьего народа, подобны волчцам и тернам, которые вредят почве, заглушают рост доброго семени, препятствуют ведению Божьего хозяйства и досаждают Божьим сеятелям; однако они близки к проклятию, которого конец — сожжение. Тем не менее время от времени Бог использует их для исправления и вразумления Своего народа, подобно тому как Гедеон наказал жителей Сокхофа тернами и волчцами (англ. пер., Суд 8:16). Однако то были не наихудшие их черты, ибо они — скорпионы, ядовитые и злобные. Укус скорпиона в тысячу раз вреднее царапины от волчца. Гонители названы порождениями ехидны, семенем змея, а также сказано, что яд аспидов на губах их, и они хитрее всех зверей полевых. Положение пророка усугубляется тем, что он живет среди этих скорпионов, они окружают его постоянно, так что даже в собственном доме он не знает ни покоя, ни безопасности; эти плохие люди стали его плохими соседями, а посему у них есть масса возможностей (и они не пропустят ни одной), чтобы причинить ему зло. Бог сообщает об этом пророку, как Христос сообщил ангелу одной из церквей: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны (Откр 2:13). В видении Иезекииль общался с ангелами, но когда он спустится с этой возвышенности, то окажется, что будет жить у скорпионов.
2. Господь говорит пророку, как люди поведут себя по отношению к нему: они будут делать все возможное, чтобы запугать его своими речами и лицом; они станут оскорблять его и угрожать ему, смотреть на него надменно и с презрением, изо всех сил стараясь унизить Иезекииля и вывести его из себя, чтобы заставить отказаться от служения пророка или, по крайней мере, от обличения их вины и от угроз Божьими судами. Или же, если им это не удастся, досадить ему, смутить его и нарушить душевный покой. Теперь они сами находились в подчинении, лишившись всей своей власти, так что у них нет иного способа преследования пророка, кроме как своими речами и лицом; именно таким гонениям они его и подвергали. Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем (Иер 3:5). Если бы у них было больше власти, то они причинили бы больше зла. Даже теперь, когда иудеи находились в пленении, расплачиваясь за свою непокорность, в частности за плохое обращение с Божьими пророками, они оставались такими же порочными, как и всегда. Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Никакие события провидения сами по себе не смирят и не преобразуют человека, если только наряду с ними не будет действовать Божья благодать. Но, какими бы злобными ни были люди, Иезекииль не должен бояться или страшиться лица их, ему нельзя отвлекаться от своего дела, даже частично, нельзя терять мужество или падать духом от их злобных происков, но нужно решительно и бодро идти вперед, будучи уверенным в собственной безопасности под Божьей защитой.
II. Быть верным (ст. 7).
1. Иезекииль должен хранить верность пославшему его Христу: и говори им слова Мои. Следует заметить: поручение говорить Божьи слова — честь для пророков, равно как и их долг — твердо держаться этих слов, не говоря ничего, кроме истин, соответствующих Божьим словам. Духовные служители должны всегда неукоснительно соблюдать это правило.
2. Он должен хранить верность душам людей, к которым послан: будут ли они слушать или не будут, Иезекиилю надлежит передать им сообщение в том виде, в котором он получил его. Он должен добиваться их подчинения слову, а не пытаться приспособить слово к их прихотям. «Они упрямы, это верно, они — само воплощение непокорности, тем не менее говори им слова Мои, нравится им это или нет». Следует заметить: если люди не исправляются и не изменяются под воздействием Слова, то данное обстоятельство не является для духовных служителей уважительной причиной, чтобы перестать проповедовать им; к тому же мы не должны упускать возможности делать добро, даже если у нас огромное множество оснований думать, что ничего доброго не выйдет.
III. Соблюдать наставления.
1. Здесь в общем виде приводится сообщение о том, какие предписания получил пророк в виде простертого к нему книжного свитка (ст. 10).
(1) Предписания были многочисленными, ибо свиток исписан был внутри и снаружи, то есть с внутренней и с наружной стороны. Речь идет о сложенном наподобие книги листе бумаги, исписанном со всех сторон. С одной стороны были записаны грехи народа, с другой — перечислены Божьи суды, грядущие за эти грехи. Следует заметить: у Бога есть много что сказать Своему народу, когда тот деградирует и становится непокорным.
(2) Предписания были мрачными. Иезекиилю предстоит печальная миссия; книжный свиток содержит в себе по сути плач и стон и горе. Главная идея данного послания заключается во впечатлении, которое эти слова произведут на души старательно внимающих им. Они должны вызвать у слушающих плач и вопли: «Горе!» и «Увы!» Причиной плача станет и разоблачение греха, и возвещение гнева. Что может быть более плачевным, прискорбным и ужасным, чем вид святого, блаженного народа, погрязшего в грехах и несчастьях, о горечи которых свидетельствует пророчество данной книги и в которых пребывали в это время иудеи? Иезекииль отзывается эхом на плач Иеремии. Следует заметить: хотя Бог и богат милостью, тем не менее нераскаявшиеся грешники найдут даже среди Его слов плач и горе.
2. Здесь пророку дается строгий приказ, чтобы он соблюдал предписания как в получении данного послания, так и в его сообщении. Теперь он принимает его вместе с повелением (1) прилежно внимать: сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе (ст. 8). Следует заметить: говорящие от имени Бога другим должны убедиться, что слышат Божий глас сами, и покориться ему: «Не будь упрям; не отказывайся идти с этим поручением и не отказывайся сообщать; не пытайся убежать, как Иона, из страха не угодить своим соотечественникам. Они — мятежный дом, и ты живешь среди них; но не уподобляйся им, не соглашайся делать вместе с ними зло». Если духовные служители, чья обязанность — обличать, смотрят на грех сквозь пальцы и потакают грешникам, либо не указывая им на нечестие, либо не предупреждая о фатальных последствиях такового из страха не угодить или вызвать их недоброжелательность, то таким образом они становятся участниками преступлений, уподобляясь нечестивцам в непокорности. Если люди не желают исполнить свой долг, заключающийся в преобразовании, то пусть это обстоятельство не останавливает духовных служителей в исполнении их долга, состоящего в обличении, и тогда они обретут утешение, размышляя вместе с пророком, что, каким бы ни был результат, «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» (Ис 50:5). Даже наилучших из людей, когда их жребий выпадает на плохое время или плохое место, нужно предостерегать в отношении наихудших преступлений.
(2) Усвоить послание собственным умом, познав на себе его милость и силу: «Ты не только слушай, что Я буду говорить тебе, но и открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. Будь готов съесть и съешь это охотно и с аппетитом». Все Божьи дети рады быть на довольствии у своего Небесного Отца и есть все, что Он им дает. Протянутое Иезекиилю Божьей рукой оказалось книжным свитком, то есть книгой или свитком из бумаги или из пергамента, полностью исписанным и свернутым. Божьи откровения приходят к нам из руки Христа, именно Он давал их пророкам (Откр 1:1). Когда мы смотрим на Его книжный свиток, то должны взирать и на руку, посылающую его нам. Доставивший список пророку развернул его перед ним, чтобы тот не только проглотил его с безоговорочной верой, но и понял содержание, принял и усвоил его. «Не будь упрям, — говорит Христос, — но съешь, что Я дам тебе». Если мы не принимаем того, что предназначено нам Христом в Его постановлениях и провидении, если мы не покоряемся Его слову и жезлу и не примиряемся ни с тем ни с другим, то нас сочтут мятежными.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 2 глава