Предшествующая глава гласит о Божьем возмездии иудеям и о наведении на них погибели за вероломное нарушение завета с Господом. В данной главе описывается Божье возмездие царю Иудеи за его вероломное нарушение договора с вавилонским царем; ибо, когда Бог пришел поквитаться с ними, Он нашел множество оснований для борьбы. Дело теперь заключалось в том, что Седекия вел тайные переговоры с египетским царем, чтобы заручиться его поддержкой в своих вероломных замыслах о свержении ига вавилонского царя и нарушении присяги на верность, которую он тому дал.
По этому поводу Бог здесь через пророка:
(I) Угрожает погибелью Седекии и его царству, рассказав притчу о двух орлах и виноградной лозе (ст. 1−10) и добавив толкование к ней (ст. 11−21). Но в заключение (II) Господь обещает в будущем снова возвысить царский род Иуды и дом Давидов в лице Мессии и Его Царства (ст. 22−24).
Стихи 1−21. Все эти стихи следует воспринимать как единое целое, чтобы нашему взору предстали одновременно и притча, и ее толкование, ибо они иллюстрируют друг друга.
1. Пророку дается указание предложить загадку... дому Израилеву (ст. 2), не для того чтобы поставить их в тупик, как это сделал Самсон своей загадкой филистимлянам, и не для того чтобы покрыть мраком тайны Божье мнение и оставить их в смятении относительно такового, когда один выдвигает одну догадку, а другой — другую, как обычно делают, разгадывая головоломки. Нет, Иезекииль сразу же должен сообщить им значение загадки. Говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования (1Кор 14:13). Пророку же предстоит передать сообщение в виде загадки, или притчи, чтобы люди придали ей большее значение, оказались под ее впечатлением сами, лучше запомнили и пересказали другим. Поэтому Бог часто через рабов Своих пророков прибегал к образному изложению и Сам Христос отверзал в притчах уста Свои. Загадками и притчами мы занимаем себя и развлекаем друзей. Пророку надлежит воспользоваться этим, чтобы посмотреть, а не будут ли истины Божии приняты именно под таким соусом, не внедрятся ли они в голову беззаботного народа. Следует заметить: чтобы принести пользу, духовным служителям надлежит учиться находить приемлемые слова и прибегать к различным подходам. И если у них есть основания считать, что это будет назидательным, то они могут внести нечто неформальное в свои проповеди, равно как и вводить проповедь в неформальное общение, чтобы между словами, произнесенными с кафедры, и словами за ее пределами не было столь сильных расхождений, с которыми мы подчас сталкиваемся.
2. Пророку дается указание объяснить эту загадку мятежному дому (ст. 12). Хотя, учитывая их мятежность, они заслуженно могли бы оставаться в неведении, видеть и слышать, но не воспринимать, тем не менее им объяснят: разве не знаете, что это значит? Кто знал предание и ведал, о чем идет речь, тот мог бы сразу же разгадать смысл загадки, но, чтобы им не было извинения, Иезекиилю предстоит дать ответ простыми, лишенными метафоры словами. Но сначала все-таки народу предложили поломать голову, чтобы немного призадумались и сообщили своим друзьям в Иерусалиме, дабы и те занялись поисками разгадки и ждали верный ответ некоторое время спустя.
Давайте и мы посмотрим, в чем суть сообщения:
I. Незадолго до этого Навуходоносор увел Иехонию, когда тому было всего восемнадцать лет, и царствовал он в Иерусалиме не более трех месяцев; взял самого царя, его князей и вельмож и отправил пленниками в Вавилон (4Цар 24:12). Это событие представлено в притче таким образом: орел снял с кедра верхушку и перенес ее в землю торговцев, в город купцов (англ. пер., ст. 3−4), объяснение чему находим в стихе 12. Царь вавилонский взял царя иерусалимского, способного дать отпор захватчику не более, нежели молодой побег дерева может бороться с самой сильной из хищных птиц, которая легко срывает его, возможно, чтобы свить себе гнездо. В видении Даниила Навуходоносор представлен львом — царем зверей (Дан 7:4), причем у него были крылья орлиные — столь быстры его движения, столь стремительны его победы. В данной же притче он представлен орлом — царем пернатых, большим орлом, живущим за счет добычи и разбоя, и его птенцы пьют кровь (Иов 39:30). Его владения простираются вширь и вдаль, как огромные крылья орла; его народ многочислен, ибо он пушистый; его свита великолепна, ибо он пестрый, как бы узорчатый (дословно). Иерусалим — это Ливан — лес домов, причем весьма красивых. Царский род это кедр, Иехония его верхушка, верхний из молодых побегов его, сорванный орлом. Вавилон — земля торговцев и город купцов, где его положили. И царь иудейский, принадлежащий дому Давидову, подумает, какое унижение и позор — жить среди торговцев, но ему придется смириться с этим.
II. Когда Навуходоносор привел Иехонию в Вавилон, то вместо него он поставил царем его дядю Седекию (ст. 5−6). Раньше его звали Матфания — дар Господа, Навуходоносор же дал ему другое имя — Седекия — справедливость Господа, чтобы напомнить царю об обязанности быть справедливым, как Бог, Которого он называет своим из страха перед Его правосудием. О Седекии образно говорится как о взятом от семени этой земли, он — ее уроженец, а не иноземец, не какой-нибудь из вавилонских князей; Навуходоносор посадил его на плодородной почве (англ. пер., ст. 5), ибо именно таким тогда еще был Иерусалим; поместил у больших вод, где он вероятнее всего вырастет, как ива, которая растет быстро и лучше всего приживается во влажной почве, но никто не ждет, что она превратится в могучее дерево. Он посадил его бережно и предусмотрительно (есть и такое чтение), мудро позаботившись о том, чтобы рос, но не вырос слишком большим. Он взял его от семени царского рода (согласно объяснению в ст. 13) и заключил с ним союз, чтобы у него было царство и привилегии царской власти и достоинства при условии, что станет вассалом вавилонского царя, зависящим от него и подотчетным ему. Он обязал его клятвою, заставил присягнуть на верность себе, причем поклясться Богом, Богом Израилевым, что будет ему верным данником (2Пар 36:13). Навуходоносор также взял сильных земли той с собою — военачальников — отчасти в качестве заложников ради выполнения договора и отчасти для ослабления боеспособности страны и царя, чтобы у того было меньше искушений нарушить союз. О намерениях вавилонского царя сказано так: чтобы царство было покорное (ст. 14) с точки зрения как чести, так и силы, чтобы не состязалось с могущественными соседями и не наводило страх на слабых, как это бывало раньше, и чтобы не могло подняться до соперничества с вавилонским царством и не нападало на малые государства, находящиеся у него в подчинении. Но при том Навуходоносор замышлял, чтобы сохраняем был союз и стоял твердо и царство оставалось царством. Таким образом удовлетворена гордыня и честолюбие этого надменного монарха, желавшего быть подобным Всевышнему (Ис 14:14), ведь все вокруг находятся у него в подчинении. Итак, здесь обратите внимание:
(1) Как все изменилось в худшую сторону для царского рода Иуды из-за греха. Было время, когда ему платили дань все народы; теперь же он не только утратил владычество над другими народами, но и сам стал данником. Как потускло золото! Из-за греха народы продают свою свободу, а правители — власть, повергая на землю венец свой. 2. Как мудро для себя поступил Седекия, приняв эти условия, когда заставила нужда, хотя они и были унизительными. Жизнь человека может быть вполне благополучной и радостной, даже если он не столь востребован и не является важной персоной, как прежде. Царство может стоять прочно и безопасно, даже если стоит не столь высоко, как в былые времена; это же верно и в отношении рода.
III. Седекия поступал правильно, пока хранил верность вавилонскому царю, и стоило бы ему преобразовать царство и вернуться к Богу и к своему долгу — он поступил бы еще лучше и таким образом вскоре вернул бы себе свое былое достоинство (ст. 6). Растение выросло, и, хотя его посадили, как сажают иву, и не придавали большого значения, оно сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, так что царь стал большим благословением для своей страны и его плоды радовали сердце. Лучше быть широкой и низкой ростом виноградной лозой, нежели бесполезным, хотя и величественным, кедром. Навуходоносор был доволен, потому что ветви лозы повернулись к нему (англ. пер., ст. 6) и держались за него, как за стену, а он получал свою долю от плодов этой лозы. И корни ее были под ним же (англ. пер., ст. 6), находясь в его распоряжении. У иудеев были основания считать себя довольными, потому что они сидели под собственной виноградной лозой, которая давала отрасли и пускала ветви и была на вид приятной и многообещающей. Видите: Божьи суды постигли этот дерзкий народ не сразу, а постепенно, ибо Господь дал им отсрочку и возможность покаяться. Он сделал их царство покорным ради испытания — не смирятся ли, прежде чем оно вообще перестанет быть царством. Бог не стал их затруднять — может быть, это убедит их вернуться к Нему, и грозящие им беды будут таким образом предотвращены?
IV. Седекия не ценил своего благополучия и потерял терпение, считая положение данника вавилонского царя позорным, и чтобы избавиться от него, вступил в союз с египетским царем. У него не было оснований сетовать на то, что вавилонский царь создавал ему дополнительные трудности или злоупотреблял своим преимуществом перед ним, угнетал или опустошал его страну, ибо пророк уже упоминал выше (ст. 6) в качестве отягчающего обстоятельства и показывает снова, что у Седекии были все шансы стать большим человеком: она была посажена на хорошее поле, у больших вод (ст. 8). В скором времени его род, вероятно, упрочил бы свое положение, казна наполнилась, так что храни он верность — стал бы лозою великолепною. Однако жил на свете еще один орел, к которому Седекия испытывал чувство привязанности и которому доверял, — и был это царь египетский (ст. 7). Два великих монарха — цари Вавилона и Египта — были всего лишь большими орлами, хищными птицами.
О большом орле египетском сказано, что у него были большие крылья, но ничего не говорится о длинных перьях, как у вавилонского царя, потому что, хотя египетское царство и было сильным, но не занимало такого огромного пространства, как Вавилон. О большом орле сказано, что у него много перьев (в русск. пер. — пушистый, ст. 7), много богатства и много воинов, на которых он полагался как на существенную защиту, но которая на деле оказалась лишь многими перьями. В надежде на свободу Седекия сделал себя вассалом египетского царя, глупо рассчитывая на то, что смена хозяина принесет ему облегчение. Теперь эта виноградная лоза тайно и коварно потянулась своими корнями к египетскому царю — большому орлу, а некоторое время спустя открыто простерла к нему ветви свои, намекая на то, как сильно она жаждет заключить с ним союз, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего, тогда как сама была посажена больших вод и в его помощи не нуждалась. Объяснение этому находим в стихе 15. Седекия восстал против вавилонского царя, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей, дабы сражаться против царя Вавилона. Видите, какие перемены произвел грех в Божьем народе! Господь обещал им, что они будут многочисленны, как песок морской, тем не менее теперь, когда их царю понадобилось много людей, он посылает за ними в Египет, поскольку из-за гpexa уменьшились они и упали (Пс 116:39). Обратите также внимание, как неразумны нетерпеливые люди со встревоженным духом, которые губят себя тем, что усиленно стараются улучшить свое положение, тогда как могли бы оставаться спокойными и счастливыми, если бы наилучшим образом использовали то, что есть.
V. Бог здесь угрожает Седекии, что погибнет он сам и его царство, и, выражая ему Свое недовольство, выносит приговор за вероломный мятеж против вавилонского царя. Приговор изложен словами из притчи (ст. 9,19): не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет? Все молодые ветви, отросшие от нее, засохнут еще в свежести своей (Иов 8:12), не дождавшись осени, когда увяли бы сами собой. Заговор будет расстроен, совершенно засохнет. Дела этого вероломного правителя безнадежно погибнут, подобно виноградной лозе, когда восточный ветер высушивает ее так, что она годится лишь для огня (о чем мы знаем из притчи, Иез 15:4); она иссохнет на грядах, где выросла, как бы хорошо ее ни поливали. И не с большою силою и не со многими людьми сорвут ее с корней ее. Ибо есть ли нужда поднимать народное ополчение, чтобы вырвать лозу? Следует заметить: Бог способен осуществлять великие дела без лишних хлопот. Ему не нужно ни огромной силы, ни множества людей, чтобы исполнить Свои намерения; если ему угодно, то хватит и горстки. Он может без особого труда погубить грешного царя вместе с царством — для Него это так же легко, как для нас вырвать растение, которое лишь занимает зря место. В объяснениях к притче приговор звучит весьма внушительно: будет ли ему успех? (ст. 15). Может ли он рассчитывать на благополучие, совершая злодеяния? Более того, может ли спастись совершающий злодеяния? Он нарушил союз и уцелеет ли от возмездия, которое станет справедливым наказанием за его предательство? Может ли надеяться, что, совершая злодеяния, он не пострадает от зла? Так пусть же выслушает свой приговор.
1. Приговор скрепляется Божьей клятвой: живу Я, говорит Господь Бог: он умрет за это (ст. 16). Здесь подразумевается, как сильно Господь негодовал по поводу этого преступления и каким неизбежным и суровым будет наказание. Бог поклялся во гневе Своем, как это было и прежде (Пс 94:11). Следует заметить: Господь скрепляет Свои обетования клятвой для утешения святых, подобным же образом Он скрепляет клятвой и угрозы для устрашения нечестивых. Нераскаявшиеся грешники будут умирать долго (и я бы добавил: пока жив Господь) и мучительно — этот факт столь же достоверен, как и тот, что Бог жив и благоденствует.
2. Суровость приговора оправдывается гнусностью преступления, в котором виновен Седекия.
(1) Он проявил черную неблагодарность по отношению к своему благодетелю, который поставил его царем и гарантировал ему защиту, который сделал его правителем, хотя легко мог бы сделать пленником. Следует заметить: проявляя враждебность по отношению к своим друзьям и поднимая пяту на людей, которые помогли нам подняться, мы грешим против Бога.
(2) Он поступил весьма коварно с человеком, с которым заключил союз. На этом делается сильное ударение: он презрел клятву. Когда собственная совесть или друзья напоминали ему об этом, он отшучивался, предпочитая облечься в дерзкую решимость и нарушить союз (ст. 15−16,18−19). Седекия как бы вырвался из союза и с гордым видом не придавал ему значения, подобно одному большому тирану наших дней, чей девиз (как говорят) гласит: правителям негоже быть рабами собственного слова, если оно не совпадает с их интересами. Отягчающим обстоятельством вероломства Седекии стала клятва, которой он связал себя с вавилонским царем, потому что она была:
[1] Торжественной присягой. На этом делается ударение: и вот, дал руку свою (ст. 18) как союзник вавилонского царя, причем не только как его подданный, но и как друг, чтобы соединение рук символизировало соединение сердец.
[2] Священной клятвой. Бог говорит: он презрел именно Мою клятву и нарушил именно Мой союз (ст. 19). Торжественной клятвой Бога призывают в свидетели искренности клянущегося и просят стать судьей и мстителем для предателя, если он клянется ложно в этот момент или нарушит клятву когда-нибудь в будущем. Что же касается присяги на верность правителю, то таковая конкретно названа клятвой пред Богом (Еккл 8:2), как если бы в ней было нечто более святое, чем в какой-либо другой клятве, ибо правители являются Божьими слугами нам на добро (Рим 13:4). Итак, поскольку нарушение клятвы и союза было грехом Седекии, то Господь обратит на его голову (ст. 19) вероломство против Бога, за которое Всевышний будет судиться с ним (ст. 20). Следует заметить: клятвопреступление — это гнусный грех и дерзкая провокация против Бога небес. И оправданием не послужит, во-первых, то обстоятельство, что клявшийся был царем, царем из дома Давидова, и что якобы его свобода и достоинство ставят его выше обязательств клятвы. — Нет! Хотя цари и являются богами для нас, для Бога они — люди, на которых распространяется Его закон и суды. Правитель, вне всякого сомнения, твердо связан обязательствами перед Богом, поскольку давал клятву при коронации, подобно тому, как и люди имеют обязательства перед царем благодаря присяге на верность. Во-вторых, то обстоятельство, что клятва давалась вавилонскому царю, языческому правителю, который был хуже еретика, а по отношению к еретику, как утверждает католическая церковь, никакой верности хранить не нужно. Нет! Хотя Навуходоносор и поклонялся лжебогам, тем не менее истинный Бог отомстит за повод к вражде, если кто-либо из Его народа нарушит союз, ибо быть правдивыми. В этом наш долг перед всеми людьми; и если исповедующие истинную религию поступают вероломно по отношению к последователям ложных религий, то исповедание отнюдь не извиняет их, тем более — не оправдывает и даже усугубляет их грех, причем их ждет верное и более суровое наказание от Бога, потому что своими поступками они дают врагам Господа повод хулить Его имя. Так было, когда один мусульманский правитель, союз с которым нарушили христиане, воскликнул: «О Иисус! И это Твои христиане?» В-третьих, не послужит оправданием и то обстоятельство, что завоеватель вынудил Седекию дать клятву, ибо союз заключался на основе корыстного интереса. Седекии сохранили жизнь и царский венец на том условии, что он будет верным и по-настоящему преданным вавилонскому царю; и если его удовлетворяет выгода от сделки, то очень нечестно нарушать условия. И пусть тогда знает, что, презрев клятву и нарушив союз, он не уцелеет. И если так сурово наказывается презрение и нарушение подобного союза, то насколько мучительнее будет кара за нарушение завета с Богом для людей, которые вот, дали руку свою, обещая быть верными, а сами попирают ногами Кровь завета, как нечто нечистое? А ведь тот союз не идет ни в какое сравнение с заветом с Богом.
3. Приводится подробное описание приговора, причем на разнообразных примерах показано, как наказание соответствует греху.
(1) Седекия восстал против вавилонского царя, и лучшим палачом для него будет сам царь Вавилона. В местопребывании царя. союз с которым нарушил Седекия, он умрет у него в Вавилоне (ст. 16). Он думает вырваться из его рук, но попадет, и уже безвозвратно, в его руки. Самому Богу угодно принять участие в борьбе Навуходоносора с иудейским царем: и закину на него сеть Мою (ст. 20). У Бога есть сеть для поступающих вероломно и думающих избежать праведных судов, и в эту сеть попадут, и она удержит пожелавших вырваться из уз клятвы и союза. Седекия боялся Вавилона. «Именно туда Я его и приведу, — говорит Господь, — и там буду судиться с ним». Людей справедливо постигают именно те бедствия, от которых они старались убежать, совершая грех.
(2) Седекия уповал на египетского царя, который окажется бесполезным помощником: с великою силою... фараон ничего не сделает для него в этой войне, не сослужит службы и не сможет сдержать продвижения халдейских войск. Он не поможет в осаде, насыпая валы и строя осадные башни, и не поможет в бою, истребляя многие души (англ. пер., ст. 17). Следует заметить: каждая тварь предстает перед нами так, как задумал Господь, а Он обычно ослабляет и иссушает мышцу плотскую, на которую мы уповали и опирались. Итак, снова исполнилось сказанное прежде по поводу похожего случая: помощь Египта будет тщетна и напрасна (Ис 30:7). Так оно и было, ибо, хотя при наступлении египетского войска халдеи и сняли осаду Иерусалима, тем не менее после их ухода они снова вернулись и захватили город. По-видимому, египтяне помогали Седекии без особого усердия: несмотря на достаточную силу, у них не было желания. Следует заметить: кто поступает вероломно с людьми, доверившимися ему, с тем поступят вероломно (причем заслуженно) люди, которым доверился он сам. Впрочем, египтяне — это не единственное войско, на которое опирался Седекия, ведь у него в распоряжении были и собственные отряды, и, хотя мы можем предположить, что их составляли ветераны и наилучшие воины, каких только могло позволить себе его царство, тем не менее и они станут беглецами, оставят свои посты и пустятся наутек, падут от вражеского меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам (ст. 21). Это исполнилось, когда сделан был пролом в город и побежали все военные (Иер 52:7). И узнаете, что Я, Господь, сказал это. Следует заметить: рано или поздно Божье слово подтвердится; и кто не желал ему верить, тот на собственном опыте убедится в его реальности и значении.
Стихи 22−24. Когда с пленением Иехонии и Седекии царский род Иуды постигло опустошение, то следовало задаться вопросом: «Что же теперь будет с заветом о царской власти, заключенным с Давидом и гласящим, что сыновья во веки будут сидеть на престоле его? Неужели неизменные милости, обещанные Давиду, оказались столь ненадежными?» Чтобы заставить замолчать выдвигающих подобные возражения, достаточно вспомнить, что это обетование было условным: «Если сыновья твои будут сохранять завет Мой, то пребудут на престоле» (Пс 111:12). А потомки Давида нарушили данное условие и поэтому лишились обетования. Однако неверие человека не лишает Божье обетование законной силы. Господь найдет кого-то другого из рода Давидова, в ком обетование исполнится; и об этом говорится в данных стихах.
I. Дом Давидов возвеличится снова, из его пепла восстанет другой феникс. Образное сравнение с деревом, прозвучавшее в угрозе, теперь представлено здесь в обетовании (ст. 22−23). Данное обетование отчасти исполнилось тогда, когда Зоровавель, принадлежавший к одной из ветвей дома Давидова, был поставлен во главе иудеев при возвращении из пленения и при восстановлении города и храма, при возрождении Церкви и государства. Однако полностью обетованию предстояло исполниться в Царстве Мессии, Которого сравнивают с ростком из сухой земли и Которому Бог, согласно обетованию, дал престол Давида, отца Его (Лк 1:32).
1. Бог Сам принимается за возрождение и восстановление дома Давидова. Навуходоносор, символически представленный в виде большого орла, под влиянием Господа сделал попытку восстановления дома Давидова (ст. 5). Но попытка не удалась: росток высох и был вырван из земли. «Итак, — говорит Господь, — в следующий раз Я посажу Сам: и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу». Следует заметить: замыслы есть как у людей, так и у Бога, однако Господь преуспеет, а человеческие замыслы расстроятся. Навуходоносор гордился тем, что занимался устройством царств по своему усмотрению (Дан 5:19). Но этим царствам скоро пришел конец, тогда как Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится (Дан 2:44).
2. Дом Давидов возродился от нежной отрасли верхних побегов. Таким был Зоровавель, ведь на него возлагали надежду лишь увидеть день маловажный (Зах 4:10), тогда как великие горы сделались перед ним равниной. Наш Господь Иисус был вершиной высокого кедра, находящейся дальше всех от корня (ибо вскоре после Его явления дом Давидов был истреблен и полностью исчез), но ближе всех к небесам, ибо Его царство не от мира сего. Он был взят как нежная отрасль от верхних побегов, ибо Он — именно Тот Муж, та Отрасль, тот Отпрыск и Росток из сухой земли (Ис 53:2), причем Отрасль праведная. Насаждение Господа во славу Его.
3. Эта отрасль посажена на высокой горе (ст. 22), на высокой горе Израилевой (ст. 23). Туда Господь привел с триумфом Зоровавеля, там Он воздвиг Своего сына Иисуса и послал Его собрать погибших овец дома Израилева, рассеянных по горам, поставил Его Царем Своим над Сионом, святою горою Своей. Здесь, на высокой горе Израиля (народа, на который взирали все соседи, ибо он был приметным и ярким), Господь сделал первое насаждение христианской Церкви. Церкви Иудеи стали исходными церквами. Неверующие иудеи делали все возможное, чтобы предотвратить их насаждение, но кто может вырвать посаженное Богом?
4. Отсюда Церковь распространилась вширь и вдаль. Иудейское государство, хотя и занимало невысокое положение во времена Зоровавеля (ибо было посажено, как нежная отрасль, которую легко вырвать), впоследствии укоренилось, необычайно разрослось и стало весьма влиятельным. Другие народы — всякие птицы пернатые — искали у него защиты. Христианская Церковь поначалу была размером с горчичное зерно, но стала, как и эта нежная отрасль, большим деревом, начала с малого, а в самом конце будет вызывать беспредельное восхищение. Когда в Церкви собрались язычники, тогда и сбылось предсказание, что всякие пернатые (даже хищные птицы вместе с теми, на которых охотились, подобно тому как и волк будет жить вместе с ягненком, Ис 11:6) соберутся и будут обитать в тени ветвей этого благодатного кедра (см. также Дан 4:18).
II. В этом прославится Сам Бог (ст. 24). Истина, что Бог — Царь всей земли (Пс 46:8), откроется сынам человеческим при установлении Царства Мессии в мире и станет совершенно очевидной. Никогда еще истина о том, что всем управляет безмерно мудрое и могучее Провидение, не обнаруживалась столь полно, как при возведении на престол Христа и установлении Его Царства среди людей; ибо при этом убедились воочию, что у Бога в руках каждое сердце, и Он как Верховный Владыка распоряжается всеми делами.
И узнают все дерева полевые, что:
(1) С деревом, которое Богу угодно понизить и иссушить, именно это и произойдет, каким бы высоким и величественным, зеленеющим и цветущим оно ни было. Почести и богатства, высокое положение в обществе и внутреннее дарование не защитят человека от смиряющего и иссушающего провидения.
(2) С деревом, которое Богу угодно возвысить и привести к цветению, именно это и произойдет, так и будет, каким бы низким и сухим оно ни было. Дом Навуходоносора, хотя тот и являлся тогда великой личностью, будет истреблен, а дом Давидов, бывший в то время ничтожным, станет снова знаменитым; и иудейский народ, презренный тогда, станет уважаемым. Царство сатаны, так долго стоявшее, ставшее огромным и влиятельным, будет разрушено, а Царство Христа, на которое смотрели с презрением, утвердится. Иудеи, которые зеленели и процветали (с точки зрения церковных привилегий), будут отвержены, а язычники, являвшие собою низкие и сухие деревья, займут их место (Ис 54:1). Все враги Христа будут унижены и превратятся в подножие Его ног, а Его влияние усилится и распространится: Я, Господь, сказал (речь идет о провозглашенном публично постановлении, что Христос должен возвыситься и стать главою угла) и сделаю, то есть Я сделаю это в надлежащее время, и это так же верно, как если бы уже произошло. У людей слова расходятся с делами, у Бога же все иначе. Мы можем быть уверены, что сказанное Им Он сделает, и ни одна йота, ни одна черта не прейдет, пока не исполнится Его слово, ибо Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему раскаиваться в Своих угрозах или обетованиях.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 17 глава