Бог продолжает доказывать Свою правоту, собираясь навести на Иерусалим опустошение. В данной главе Господь весьма обстоятельно показывает пророку и велит передать народу, что Он всего лишь наказывает их за грехи, как они того заслужили. В предшествующей главе Бог сравнивал Иерусалим с неплодоносным виноградом, который ни на что не годится, кроме как для поддержания огня. В данной главе Он уподобляет его прелюбодейке, которую по справедливости следовало бы разоблачить и бросить; и таким образом пророк должен показать людям мерзости, которые они совершали, чтобы убедились, сколь необоснованны их сетования на суды, их постигшие.
В этом длинном повествовании сообщается:
(I) О ничтожных и достойных сожаления истоках этой церкви и народа (ст. 3−5).
(II) О множестве почестей и милостей, дарованных им Богом (ст. 6−14).
(III) О неблагодарных и вероломных отступлениях от Господа, проявившихся в служении и поклонении идолам; здесь это символически представлено в виде самого бесстыдного блуда (ст. 15−34).
(IV) Об угрозе ужасными опустошительными судами, которые Бог наведет на них за этот грех (ст. 35−43).
(V) Об отягчающем обстоятельстве греха и наказания в сравнении с Содомом и Самарией (ст. 44−59).
(VI) И напоcледок — об обетовании милости, которую Бог явит кающемуся остатку (ст. 60−63). И это задумано нам в назидание.
Стихи 1−5. В данное время Иезекииль находится среди пленников в Вавилоне, но пишет для жителей Иерусалима, среди которых пребывает Иеремия, подобно тому как и последний, проживая в Иерусалиме, писал для переселенцев, хотя рядом с ними был Иезекииль (гл. 29). Тем не менее оба пророка совершенно не считали за публичное оскорбление такую помощь друг другу в посланиях и проповеди. Иеремия писал пленникам для утешения, в котором они нуждались, Иезекиилю же здесь дается указание написать жителям Иерусалима, чтобы обличить и смирить их, ибо они нуждались именно в этом.
I. Иезекиилю дано поручение: «Выскажи Иерусалиму мерзости его (то есть его грехи), изложи их ему по порядку» (ст. 2). Следует заметить:
(1) Грехи являются не только провокациями, приводящими Бога в ярость, но и мерзостями, которые Господь ненавидит, ибо они противоречат Его естеству и таковые надлежит ненавидеть (Иер 44:4).
(2) В особенности это касается грехов Иерусалима. Нечестивые обряды выглядят намного отвратительнее, когда их совершают люди, исповедующие религию.
(3) Хотя Иерусалим был весьма просвещенным городом, тем не менее он не желал знать о своих мерзостях. В своем лицеприятии люди столь благосклонны к самим себе, что их нелегко заставить увидеть собственную порочность: они будут отрицать ее или постараются найти ей оправдание.
(4) Просто необходимо, чтобы мы знали свои грехи, дабы признаваться в них и видеть правоту Бога в наказаниях, которые Он наводит за них.
(5) Дело духовных служителей состоит в том, чтобы грешники, грешники в Иерусалиме, узнали о своих мерзостях; для этого нужно поставить перед ними зеркало закона, чтобы грешники увидели в нем собственное уродство и нечистоту, и ясно указать им на их вину. Ты — тот человек.
II. Чтобы Иерусалим увидел мерзости свои, в частности узнал о своей мерзкой неблагодарности, необходимо напомнить ему о великих делах, совершенных для него Господом, и это послужит отягчающим обстоятельством плохого поведения Иерусалима по отношению к Богу. И чтобы дочерь Иерусалима увидела величие Божьих милостей, ей в данных стихах сообщают о ее низком происхождении, какими ничтожными были ее корни, откуда Бог ее поднял и как недостойна она Его милости и оказанной ей чести. Под Иерусалимом здесь подразумевается иудейская церковь и народ, который сравнивается с подкидышем низкого происхождения, рожденным в нищете и брошенным, сама мать которого не любила и не заботилась о нем.
1. Происхождение иудейского народа было отнюдь не благородным: «...твоя родина в земле Ханаанской (ст. 3); с самого начала у тебя был дух и нрав хананея». Праотцы жили в Ханаане, но они были там всего лишь пришельцами и поселенцами, не имея ни власти, ни земельной собственности (ни единого фута земли, кроме места для погребения). На самом деле их отцом и матерью были Авраам и Сарра, а хеттеи и аморреи являлись их соседями, которые, имея владения, могли сойти за родителей семени Авраамова, свидетельством чему служит учтивое отношение Авраама к сынам Хетовым (Быт 23:4,8), зависимость от соседей хананеев и страх перед ними (Быт 13:7; 34:30). Если бы праотцы завоевали Ханаан и стали его хозяевами, когда пришли туда в первый раз, то сделали бы большую честь своему роду и оставили бы значительный след в истории. Но вместо этого они переходили от народа к народу (Пс 104:13), как арендаторы от одной фермы к другой, почти как попрошайки — от одной двери к другой, когда у них было мало, очень мало людей. Но это не самое худшее: их отцы служили иным богам в Уре Халдейском (см. Нав 24:2), даже в семье Иакова были боги чужие (Быт 35:2). С самого начала они отличались влечением к идолопоклонству, и в этом отношении их предками были аморрей и хеттеянка.
2. Когда они только начали умножаться, их состояние было по-настоящему плачевным, как у новорожденного младенца, обреченного на смерть при выходе из утробы, если не примут его колени (Иов 3:11−12). Дети Израилевы были выброшены из страны, которая им предназначалась, как только начали расти в числе и становиться народом: оттуда их изгнал голод. И Египет стал тем полем, на которое они были выброшены; они не располагали ни защитой, ни благосклонностью со стороны властей, напротив, над ними господствовали с жестокостью, и жизнь их была полна горечи. Никто не поощрял их созидать семьи, никто не помогал укреплять имения, не было ни друзей, ни союзников, отстаивающих их интересы. Иосиф, ставший пастырем и твердыней Израилевой, уже умер. Царь же египетский, которому следовало бы ради Иосифа относиться к ним по-доброму, сам вознамерился пожрать младенца при рождении (Откр 12:4) и дал указ убивать всех мальчиков, многих из которых, вероятно, бросали на произвол судьбы, подобно Моисею; и, возможно, приведенное здесь сравнение является ссылкой на эту ситуацию. Основатели стран и городов были отличными воинами и мастерами на все руки и усердно брались за работу, направляя свою политику и военную хитрость на сохранение и становление молодых держав. Tantae molis erat Romanam condere gentem — столь большого труда стоило положить начало римскому племени (Вергилий). Но утверждению Израиля не было посвящено столько трудов и забот, как при основании Афин, Спарты, Рима и других государств. Наоборот, он был обречен на погибель, как новорожденный младенец, брошенный и незащищенный от ветра и капризов погоды: пупа бедному ребенку не отрезали, и водою он не был омыт для очищения, не одет и пеленами не повит, а все потому, что никто не сжалился над ним (ст. 4−5). Следует заметить: сохранением своей жизни в младенчестве мы обязаны природной жалости и состраданию по отношению к новорожденным младенцам — качествам, которыми Бог наделил сердца родителей и нянек. Об этой же малютке сказано, что она выброшена была... по презрению к жизни ее, а это значит, что она была омерзительна родившим ее и вызывала отвращение у всех смотревших на нее. Мы находим упоминание, что израильтяне были мерзостью для египтян (Быт 43:32; Быт 46:34). Существует мнение, что это имеет отношение к порочному и развращенному нраву народа с самого начала: они не только были слабее и малочисленнее всех народов (Втор 7:7), но и являлись самыми плохими и злонравными из всех народов. Не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный (Втор 9:6). И Моисей говорит им здесь же: вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас (Втор 9:24). За ними не ухаживали, их не омыли и не пеленали; они вовсе не были податливыми или управляемыми, им не придали нужной формы. Бог взял их, чтобы стали Его народом не потому, что видел в них нечто привлекательное или многообещающее, но ибо таково было Его благоволение. Данный пример служит весьма удачной иллюстрацией жалкого состояния всех сынов человеческих по природе. При рождении нашем, в день, когда мы родились, поскольку мы были в беззаконии и во грехе зачаты, помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией и осквернены грехом, то выглядели отвратительными в Божьих глазах. Поэтому не удивляйтесь тому, когда говорят: должно вам родиться свыше.
Стихи 6−14. В этих стихах перечисляются великие дела, совершенные Богом для иудейского народа, когда Он постепенно возвышал их до весьма значительного положения.
1. Бог спас их от гибели, на краю которой они стоял и в Египте: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих (ст. 6), покинутую и презренную, обреченную на смерть, как овца на заклание. Тогда Я сказал тебе... живи. Я определил тебя к жизни, когда ты была обречена на гибель, и решил спасти тебя от смерти». Тот будет жить, кому Бог приказал жить. Бог посмотрел на мир людей — брошенных в грязь изгоев, барахтающихся в крови, и Его посетили добрые мысли о них, сулящие им жизнь, причем с избытком. Даруя обращающую благодать, Господь говорит душе: живи.
2. Бог посмотрел на них взглядом, полным добра и нежной любви. Он не только сжалился над ними, но и возлюбил их любовью, которая необъяснима, ибо в них не было ничего привлекательного. И увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви (ст. 8). Именно благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога послали Христа для нашего искупления и посылают Святого Духа для нашего освящения, чтобы перевести нас из природного состояния в состояние благодати. Поистине это было время... любви, избирательной любви, когда Бог явил Свою любовь к нам и вызвал любовь к Себе. Потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (Песн 8:10).
3. Бог взял их под Свою защиту: «И простер Я воскрилия риз Моих на тебя, чтобы укрыть от ветра и непогоды, и покрыл наготу твою, чтобы не открылся ее срам». Вооз простер крыло свое на Руфь в знак особого расположения к ней (Руфь 3:9). Господь стал заботиться о них, как орел берет птенцов и носит их на перьях своих (Втор 32:11−12). Бог тогда простер воскрилия риз Своих над ними, когда признал их Своим народом и послал Моисея в Египет, чтобы освободить их, и это было благословением Явившегося в терновом кусте.
4. Бог очистил их от скверных черт характера, которые наложило на них египетское рабство: «Омыл Я тебя водою (ст. 9), чтобы стала чистой, и помазал тебя елеем, чтобы стала приятной и мягкой». Весь позор рабства исчез, когда Бог рукою крепкою и мышцею вознесенною повел их в свободу славы детей Божиих. Когда Бог сказал: Израиль есть сын Мой, первенец Мой — отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение, то Своим словом, подтвержденным множеством чудес, смыл с них кровь. И Он простер воскрилия риз Своих на них, когда вел их в сопровождении столпа огненного и облачного.
5. Господь умножил их и образовал из них народ. Об этом здесь упоминается: умножил тебя (ст. 7), и поскольку их число чрезмерно возросло, когда они были еще рабами в Египте, то Он простер воскрилия риз Своих на них. Они умножились, как полевые растения весной, возросли и усилились чрезвычайно (Исх 1:7,20). Поднялись груди их, когда они выделились в отдельные колена и обрели своих собственных надзирателей (Исх 5:19); их волосы выросли, когда увеличилось их число, тогда как раньше они были нагими и непокрытыми — малочисленными, а потому — презренными.
6. Бог заключил с ними завет. Видите, какое великолепное бракосочетание ждало бедную покинутую малютку в конце. Какой чести удостоилась та, которой еле удалось получить жизнь вместо добычи: Я поклялся тебе и вступил в союз с тобою! Это произошло у горы Синай: «Когда завет между Богом и Израилем был утвержден и скреплен печатью, тогда ты стала Моею». Бог назвал их Своим народом, а Себя — Богом Израилевым. Следует заметить: кому Бог дает духовную жизнь, того Он принимает в завет с Собою. По завету они стали Его подданными и слугами, что подразумевает: их долг — Его удел, Его сокровище — их привилегия; и это было скреплено клятвой, чтобы мы имели твердое утешение.
7. Бог нарядил и украсил их. Эта девица не может забыть украшений своих, к тому же она щедро наделена ими (ст. 10−13). Нам нет необходимости останавливаться на каждом из них в отдельности. Мы видим, что гардероб состоял из роскошных одеяний. Они носили узорчатые платья, отличную сафьяновую обувь, пояса из виссона, шелковые покрывала, браслеты и ожерелья, кольца и серьги и даже прекрасны венцы, или короны. Возможно, это относится к драгоценностям и другим роскошным вещам, которые были взяты у египтян и о которых могли говорить даже теперь как об одном из сопутствующих обстоятельств милостивого освобождения, ибо оно было предсказано задолго до этого: они выйдут с большим имуществом (Быт 15:14). Или же это следует понимать образно: под украшениями подразумеваются все благословения небес, которыми была наделена их церковь и государство. Они быстро достигли превосходной красоты (ст. 7). Законы и установления, данные им Богом, можно сравнить с прекрасным венком для головы и украшением для шеи (Притч 1:9). Божье святилище, поставленное Господом у них, было прекрасным венком на голове; оно названо благолепием святыни.
8. Бог питал их лакомствами щедро и обильно: питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем — манной, пищей ангелов, — медом из камня и елеем из твердой скалы. В Ханаане на самом деле ели хлеб досыта, хлеб из лучшей пшеничной муки (Втор 32:13−14). Кого Бог примет в завет с Собой, тот будет питаться хлебом жизни и облачится в одежды праведности, украшенные благодатями и утешениями Духа. Сокровенный сердца человек в нетленной красоте.
9. Бог дал им великое имя среди соседей, сделал их уважаемыми, желанными для друзей и союзников и грозными для противников: ты достигла царственного величия (ст. 13), что свидетельствует как о достоинстве, так и о господстве. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей (ст. 14). Окружающие народы взирали ни них с восхищением благодаря превосходным законам, которыми они руководствовались, и их привилегии доступа к Богу (Втор 4:7−8). Немалую славу этому народу принесли Соломонова мудрость и Соломонов храм; и если мы сложим вместе все привилегии иудейской церкви и государства, то будем вынуждены признать, что по сравнению со всеми остальными народами земли они обладали совершенным великолепием. Его красота была идеальной. Не было такого признанного между народами достоинства, которым не обладал бы Израиль во времена Давида и Соломона, когда это царство было в зените своей славы: благочестие, знание, мудрость, справедливость, победа, мир, богатство — причем все это непременно осталось бы, храни они близость к Господу. Красота твоя... была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, — говорит Господь Бог, — благодаря благолепию святыни, ибо они были народом, отделенным для Господа и посвященным Ему, чтобы стать Его славою, хвалою и украшением. Именно поэтому все их достоинства были столь блистательны и являли собой совершенство красоты. Мы можем найти здесь духовный смысл. Освященные души поистине прекрасны: они прекрасны в Божьих глазах и находят в этом утешение. Но вся слава принадлежит Господу, потому что по природе они были уродливы и осквернены, а вся присущая им привлекательность — это то, что дал им и чем украсил их Бог, и Он будет весьма доволен делом Своих рук.
Стихи 15−34. В этих стихах приводится описание великого нечестия народа Израилева, в особенности проявившегося в поклонении идолам, вопреки дарованным Богом великим милостям, которые, казалось бы. должны побудить народ посвятить себя Господу навеки. Нечестие народа представлено здесь символически в виде похотливого и постыдного поведения той красивой девицы, которую спас от гибели, вырастил и хорошо обеспечил добрый друг и благотворитель, во всех отношениях заменивший ей отца и мужа. Идолопоклонство народа Израилева было весьма дерзким грехом; оно началось в конце правления Соломона (ибо я не припоминаю, чтобы об этом писалось со времени Самуила до того момента) и с тех пор так или иначе оставалось вопиющим грехом народа вплоть до пленения. И хотя время от времени некоторые цари-реформаторы пытались обуздать его, подавить идолопоклонство полностью так и не удалось, причем большей частью оно принимало самые дерзкие и бесстыдные формы. Люди не только поклонялись истинному Богу посредством образов (как десять колен кланялись тельцам в Дане и Вефиле), но и чтили лжебогов: Ваала, Молоха и все бессловесное множество языческих божеств.
Здесь (как зачастую и в других местах) идолопоклонство символически представлено в виде блуда и прелюбодеяния, потому что (1) оно стало нарушением брачного завета с Богом, когда народ оставил Господа и бросился в объятия чужака; то есть посвятил соперникам Господа чувства и служение, причитающиеся только Ему.
(2) Оно развращает и оскверняет разум и порабощает духовную часть человека, подчиняя его силе и господству чувственности, что лежит в основе блуда.
(3) Оно обольщает совесть, ожесточает ее; и кто своим идолопоклонством бесчестит Божье естество и превращает истину Божью в ложь, а Божью славу — в срам, того Бог справедливо наказывает, предавая превратному уму, чтобы таковой обесчестил человеческое естество постыдными страстями (Рим 1:23 и след.). Идолопоклонство — дурманящий и соблазняющий грех; когда люди предаются ему, они очень редко выбираются из сетей.
(4) Оно является позорным и возмутительным грехом для людей, примкнувших ранее к Господу, а теперь переметнувшихся к идолам.
Итак, здесь примите во внимание:
1. Какие причины лежат в основе этого греха. Как произошло, что народ Божий оказался вовлеченным в служение идолам? Как случилось, что девушка, получившая столь хорошее воспитание и образование, оказалась порочной? Кто бы мог подумать!
Но (1) народ возгордился: «Но ты понадеялась на красоту твою (ст. 15) и рассчитывала, что она принесет тебе прибыль, и, пользуясь славою твоею, стала блудить». Они подумали, что поскольку ими так восхищаются соседи, то, чтобы снискать еще большее расположение и проявить ответную любезность, они просто обязаны поклоняться вместе с соседями и следовать их обычаям. Соломон принял идолопоклонство, чтобы угодить своим женам и их родственникам. Следует заметить: очень многих молодых людей губит гордость, в частности гордость за свою красоту. Rara est concordia formae atque pudicitiae — Kpacoтa и целомудрие — редкое сочетание.
(2) Они забыли о своих истоках: «...ты не вспомнила о днях юности твоей (ст. 22), какой бедной, ничтожной и презренной ты была, и как много сделал для тебя Бог, и какие долгосрочные обязательства на тебя тем самым возложены». Следует заметить: размышления о том, кто мы есть и сколь многим мы обязаны дару Божьей благодати, действенно помогают обуздывать гордыню и похотливость.
(3) Они не отличались силой ума и решительностью: как истомлено должно быть сердце твое... когда ты все это делала (ст. 30). Следует заметить: сила похотей людей свидетельствует о слабости характера; они не знают самих себя и не умеют владеть собою. Она так немощна, оставаясь при том властной блудной женщиной. Следует заметить: самые неразумные, как правило, властолюбивы больше всех; они считают, что смогут управлять другими, тогда как весьма далеки от того, чтобы справиться с собой.
II. Частные проявления греха.
1. Сыны Израилевы поклонялись всем идолам, которые попадались у них на пути, и всем, к поклонению которым их склоняли. Они были в полном распоряжении всех своих соседей: и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему (ст. 15). Они готовы поддаться любому искушению подобного рода, несмотря на всю его нелепость. Не было такого принесенного извне чужого идола, не было такого вновь придуманного бога, чтобы они не согласились принять его, подобно уличной блуднице, предлагающей себя всем желающим и умножающей блудодеяния свои (ст. 25). Таким же образом и уличные пьяницы составляют компанию каждому, кто поманит пальцем; о как слабохарактерны таковые!
2. Они украшали свои капища, дубравы и высоты великолепными и богатыми вещами, дарованными им Богом (ст. 16,18): и сделала себе разноцветные высоты из разноцветной одежды (как у Иосифа), которую Бог дал им в знак особой благосклонности, и блудодействовала с ними (то есть поклонялась идолам). Об этом сказано: «Подобное никогда не случится и не будет; то есть это не допустимо ни при каких обстоятельствах; Я не потерплю подобных действий, не выразив Своего негодования»
3. Они изготавливали идолов для поклонения из драгоценностей, дарованных им Богом: нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе (ст. 17). Следует заметить: именно Бог дает нам золото и серебро; изделия ремесленников, произведения искусства и орудия труда, а также плоды земли — это дары, которыми снабдил нас Бог. А все, данное нам Богом в употребление, остается в Его собственности. «Это — Мое золото и Мое серебро, хотя Я и дал их тебе». Они до сих пор принадлежат Господу, и нам надлежит с их помощью служить и чествовать Его, причем мы несем перед Богом ответственность за распоряжение этими вещами. На каждой монете есть наряду с кесаревым изображением Божье. Стали бы мы превращать наше серебро, золото, металлы, деньги и драгоценности в предмет собственной гордости и раздора, алчности и расточительства, если бы должным образом учли тот факт, что это серебро и золото принадлежит Богу? Израильтяне же стали превращать серебро и золото в идолов еще тогда, когда Аарон сделал золотого тельца из их серег.
4. Они служили идолам добром, которое Бог дал в пользование им самим и для служения Себе: «и ставила перед ними елей Мой и фимиам Мой (ст. 18) на алтари идолов в благоухание этим навозным божествам; и хлеб Мой... пшеничную муку, и елей, и текущий в Ханаане мед, которыми Я питал тебя, ты превратила в угощение для идолов и их голодных жрецов и приносила в жертву, в приятное благовоние, чтобы очистить и заручиться их благосклонностью; и это было, говорит Господь Бог. Слишком очевидно, чтобы отрицать это, и слишком плохо, чтобы извинить. Ты это делала. Всеведущий знает об этом». Видите, как обожают они своих идолов, что готовы расстаться с самыми необходимыми продуктами питания для себя и своей семьи, чтобы почтить их. И пусть это обстоятельство заставит нас стыдиться собственной скупости и прижимистости в служении истинному живому Богу.
5. Они приносили в жертву идолам собственных детей. На этом здесь и зачастую в других местах делается особое ударение, как на наихудшем проявлении идолопоклонства, ибо именно в нем более всего дьявол торжествует над сынами человеческими, которые лишились и здравого смысла, и естественных привязанностей (см. Иер 7:31; 19:5; 32:35). И взяла сыновей твоих и дочерей твоих и заставила их не только проходить через огонь, или меж двух огней, в знак посвящения Молоху, но и приносила в жертву на снедение (ст. 20). Никогда еще вырождение родительской власти в самую варварскую тиранию не проявлялось столь явно. Однако это было не наихудшее, но, поступая так, родители наносили непоправимый ущерб Самому Богу, Который заявлял о Своей собственности на детей с еще большей настойчивостью, нежели о Своей собственности на золото, серебро и пищу: это — Мои сыновья (ст. 21), сыновья и дочери, которых ты родила Мне (ст. 20). Господь — Отец духов, и все разумные души, в частности, принадлежат Ему, а посему отнимать незаконно жизнь, человеческую жизнь — это дерзкий вызов, брошенный Богу жизни. Дети же Израилевы принадлежали Ему по бесспорному праву, ибо они были сынами завета, рожденными в Божьем доме. Господь сказал Аврааму: Я буду Богом твоим и потомков твоих; они несли печать завета на своей плоти, начиная с восьмидневного возраста. Им предстояло называться Божьим именем и поддерживать Его Церковь; убивать их — крайне негуманно, убивать же ради идолов — крайне нечестиво. Невозможно думать об этом без сильнейшего негодования: страшно видеть, как безжалостная рука родителей проливает невинную кровь собственных детей и приносит частичку самих себя в жертву дьяволу, а ведь это открыто свидетельствует, что они приносят ему в жертву живую себя! Как нелепо, что детей, рожденных Богу, приносят в жертву бесам! Следует заметить: детей родителей, являющихся членами видимой церкви, следует считать рожденными Богу и Его детьми; с мыслью об этом нам надлежит любить их, молиться о них, воспитывать их для Господа, и если Он призывает их, то мы должны охотно расставаться с ними ради Него. Ибо разве Он не властен в своем делать, что хочет? По поводу этого примера идолопоклонства, мимо которого нельзя пройти безучастно, не заклеймив позором поступающих так, сделано замечание: мало ли тебе было блудодействовать? (ст. 20). Оно подразумевает, что находились и такие, кто не придавал этому значения, превращал в шутку. Следует заметить: нет такого мерзкого, явно мерзкого греха, который люди с извращенным сознанием не сделали бы предметом шутки. Но разве блуд, духовный блуд — это мелочь? Неужели можно считать мелочью то обстоятельство, что люди превращают детей в животных, а дьявола делают своим богом? Очень скоро они поймут, как это серьезно.
6. Они строили храмы в честь своих идолов и приглашали туда других, чтобы те нашли там прибежище и поклонялись вместе с ними: «И после всех злодеяний твоих подобного рода, совершенных втайне, горе, горе тебе! (Эти слова сообщают о прискорбном состоянии людей, продолжающих грешить, своевременно предостерегая их, если бы они только вняли!) В конечном счете ты докатилась до такого бесстыдства, что открыто превозносишься своим грехом; сердце блудницы у тебя было давно, а теперь у тебя уже и лоб блудницы, и ты не краснеешь» (ст. 23−25). Ты построила себе блудилища (в англ. пер — видное место, ст. 24), и таковыми были храмы их идолов. Ты наделала себе возвышений для того или иного идола на всякой площади и при начале всякой дороги (и снова об этом говорится в ст. 31). Они изо всех сил старались соблазнить и совратить других и таким образом распространить заразу, делая искушение к идолопоклонству все более и более привлекательным. Но подобным образом зачинщики в служении идолам лишь выставляли себя на позор, и даже склонившие их к этому греху, увидев, насколько они превзошли в нем их самих, начали пресыщаться от изобилия и жестокости их идолопоклонства: ты позорила красоту твою, она стала вызывать отвращение даже у тех, кто ранее восхищался ею. Иудейский народ, оставив своего Бога и страстно полюбив богов окружавших народов, сделал себя презренным и ничтожным даже в глазах своих соседей-язычников. Тем более отвратительной была его красота для всех мудрых и благочестивых, которые заботились о чести Бога и религии. Следует заметить: кто позорит свое исповедание, тот бесчестит себя самого. Красота и превосходство, которое люди сделали предметом своей гордости, в конечном счете подвергается заслуженному презрению.
III. Отягчающие обстоятельства этого греха.
1. Сыны Израилевы питали любовь к идолам тех народов, которые угнетали и преследовали их. Таких, как:
(1) Египтяне. За этим народом закрепилась дурная слава идолопоклонников, причем их идолопоклонство было самым тупым и бесчувственным. Они издавна обижали Израиль варварским обхождением с ним. а впоследствии — своим вероломством. По отношению к израильтянам они всегда проявляли либо жестокость, либо нечестность. Тем не менее те настолько ослепли от страсти, что блудили с сыновьями Египта, соседями своими, не только присоединяясь к ним в идолопоклонстве, но и заключая с ними союзы и договоры, полагаясь при том на их помощь в трудные времена, что стало уходом от Бога, сравнимым с супружеской изменой.
(2) Ассирийцы. Они тоже досаждали Израилю: «И блудила ты с сынами Ассура (ст. 28); хотя и жили они весьма далеко, тем не менее ты приняла у себя их идолов и языческие обряды и таким образом умножила блудодеяния твои... до Халдеи, позаимствовав образы богов, образцы алтарей, ритуалы жертвоприношения, одну за другой нелепости подобного рода у той далекой страны и у этой вражеской и внедрив их в земле Ханаанской, учреждая и помогая освоиться в ней». Подобным же образом г-н Джордж Герберт давным-давно предсказал или, по меньшей мере, опасался Что Сена поглотит Тибр и Темзу, Позволяя обеим рекам загрязнить ее потоки.
2. Сыны Израилевы подвергались обличению со стороны провидения, тем не менее упорствовали в своих грехах: Я простер на тебя руку Мою (ст. 27) в знак угрозы, чтобы испугать тебя. Так Бог поступал, прежде чем наложить на них руку, чтобы произвести суд. Господь обычно прибегает к такому методу, стараясь привести людей к покаянию сначала меньшими судами. Так Он поступил и здесь: прежде чем навести голод, сокрушив у них опору хлебную, Бог уменьшил назначенное им, урезал норму, прежде чем истребить. Когда люди злоупотребляют изобилием, тогда со стороны Бога справедливо уменьшить самое необходимое. Перед тем как предать иудеев в руки халдеев, чтобы те погубили их, Господь предал их дочерям Филистимским, чтобы те посмеялись над их идолопоклонством, ибо они ненавидели иудеев и, несмотря на то что и сами были идолопоклонниками, стыдились непристойных обычаев израильтян, которые, поклоняясь идолам, превзошли в своем нечестии все соседние народы и меняли богов, тогда как окружающие своих не меняли (Иер 2:10−11). За это их заслуженно наказали филистимляне. Или же, возможно, речь идет о набегах филистимлян на южные области Иудеи в правление Ахаза, которые ослабили страну и привели к обнищанию, а также положили начало скорбям (2Пар 28:18); однако иудеи не вняли предостережению, данному этими судами, и поэтому наконец были справедливо преданы погибели. Следует заметить: когда нераскаявшихся грешников призовут к ответу, то им напомнят не только о милостях, за которые они не воздали благодарность, но и о скорбях, под воздействием которых им следовало бы исправиться, а они не пожелали (Ам 4:11).
3. В своем духовном блуде они были ненасытными: ты не удовольствовалась (ст. 28 и снова ст. 29). Когда они умножили сверх меры число идолов и языческих обрядов, то все равно занимались поисками новых богов и новых способов поклонения им. Кто искренне приходит к истинному Богу, тот находит в Нем достаточно, чтобы довольствоваться этим. И хотя желание познания Бога растет, тем не менее желания познания чего-то иного, кроме Бога, не возникает. А кто оставляет Этот Источник Воды Живой ради разбитых водоемов, тот вскоре оказывается пресытившимся, оставаясь при том ненасытным; таковым быстро надоедают боги, которые у них есть, и они продолжают искать других.
4. Идолопоклонство обходилось им весьма дорого, и они тратили немалое состояние на покупку образов и алтарей и на плату наемным жрецам из других стран, которые их обслуживали. Обычно платят блудницам, эта же бесстыжая прелюбодейка вместо получения платы за служение идолам сама нанимала идолов, чтобы защищали ее и удосужились принять почести. На этом делается сильное ударение (ст. 31−34). «В этом отношении у тебя в блудодеяниях твоих было противное тому, что бывает с женщинами: за другими ухаживают, а ты сама обхаживаешь не желающих идти за тобой и любишь заключать договоры и союзы с теми языческими народами, которые презирают тебя. Другим дарят подарки, ты же сама отдаешь идолам дары, пожалованные тебе Господом; в этом ты похожа на женщину, совершающую прелюбодеяние не ради прибыли, как делают блудницы, но исключительно ради самого греха». Следует заметить: похоти духовного мира, похоти души, подобные тем, которые иудеи испытывали к своим идолам, зачастую так же сильны и безудержны, как и плотские. И весьма серьезно усугубляет грех то обстоятельство, что люди становятся собственными искусителями, причем они даже не могут рассчитывать на какие-то мирские выгоды от греха, но вместо этого терпят большие издержки; таковые являются беззаконнующими втуне (Пс 24:3), по-настоящему злостными преступниками.
Итак, не узнает ли Иерусалим во всем этом собственные мерзости? Ибо можно ли придумать мерзости еще большие? Здесь с ужасом и изумлением мы наблюдаем, как порочна человеческая натура, когда Бог предоставляет людей самим себе, причем, несмотря на то что у них были прекрасные возможности стать лучше и поступать лучше. Путь греха ведет по наклонной плоскости вниз. Nitimur in vetitum — Мы склонны стремиться к запретному.
Стихи 35−43. Прелюбодеяние, согласно Моисееву закону, каралось смертной казнью. В предшествующих стихах этой печально известной прелюбодейке, представшей перед судом преступнице, было вынесено обвинение и теперь выносится приговор. Ему предшествуют необходимые формальности. Пророк как судья взывает к ней от имени Бога: «...выслушай, блудница, слово Господне!» (ст. 35). Наш Спаситель проповедовал блудницам, чтобы спасти их и привести в Божье Царство, в отличие от пророка здесь, который объявляет об изгнании из него. Следует заметить: отступившая церковь — это блудница. Это касается и Иерусалима, если он становится идолопоклонником. Как сделалась блудницею верная столица! Таковым представлен в Книге Откровение и Рим, когда он был определен к погибели, как здесь Иерусалим: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею (Откр 17:1). Кто не желает слышать слово повеления Господня и подчиниться ему, тому придется услышать слово осуждения Господня и вострепетать.
Давайте же выслушаем приговор суда.
I. Звучит точное описание преступления, подводится итог по пунктам обвинения (ст. 36) и (как обычно) перечисляются отягчающие обстоятельства (ст. 43), ибо, когда Бог говорит в гневе, Он прав, праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем. И когда осуждаются грешники, то необходимо по порядку изложить им их грехи, чтобы они не посмели открыть своих уст и не нашли ни единого слова возражения относительно справедливости приговора. Преступления, за которые эта блудница предстала перед судом, а теперь получит приговор, состоят в следующем:
(1) Нарушение первых двух заповедей первой скрижали идолопоклонством, которое здесь названо блудодеянием с любовниками (она сама называла их так, потому что любила их, словно они на самом деле были ее благодетелями, Ос 2:12), то есть со всеми мерзкими идолами своими, мерзкими идолами, которым она служила и поклонялась. Этот грех возбудил в Боге ревность.
(2) Нарушение первых двух заповедей второй скрижали убийством собственных невинных младенцев: кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им. Не удивительно, что оставившие Бога и отбросившие страх Господень разрывают крепчайшие и священнейшие узы природных чувств. Грехи иудеев имеют отягчающие обстоятельства, если учесть:
[1] Позор, который они навлекли на себя: «Таким образом скверна твоя изливалась (англ. пер. ст. 36); то есть открылась и стала явной нечистота твоего сердца, и все увидели твою наготу, и поэтому ты подверглась презрению». Богу не угодно, чтобы исповедующие Его люди позорили себя грехами.
[2] Черная неблагодарность — еще одно отягчающее обстоятельство их греха: «...ты не вспомнила о днях юности твоей и о милости, явленной тебе тогда, без которой ты просто погибла бы» (ст. 43).
[3] Раздражение своими грехами Бога, Которому им следовало бы угождать: «Ты всем этим раздражала Меня, не только сердила, но и огорчала». Как странно! И казалось бы, даже каменное сердце растает от мысли, что Великому Богу, не признающему никакого беспокойства, угодно сказать, что грехи и глупости исповедующего Его народа раздражают Его. Сорок лет Я был раздражаем родом сим.
II. Выносится общий приговор: Я буду судить тебя судом для нарушивших супружескую верность и проливающих кровь (англ. пер., ст. 38); причем оба эти преступления карались смертью, позорной смертью. «Ты проливала кровь, и поэтому Я предам тебя кровавой ярости; ты нарушила супружескую верность, и поэтому Я предам тебя ярости по справедливости, равно как и по ревности, на правах не только праведного Судьи, но и оскорбленного и разгневанного мужа, который не пощадит в день мщения (Притч 6:34−35). Господь обратит их поведение на их же голову (ст. 43). Во всех судах, которые Бог производит над грешниками, мы должны видеть их поведение, обращенное на их голову. С ними обходятся не только так, как они того заслужили, но и как они о том позаботились.
Речь идет о конце, к которому грех ведет прямо, как путь. В частности:
(1) Эту преступницу надлежит (как обычно поступают с преступниками) подвергнуть публичному позору (ст. 37). Злодеев казнят не втайне, но выставляют напоказ всему миру. Здесь позаботились о том, чтобы собрать зрителей: «...все любовники твои, которыми ты услаждалась и которых ты любила, придут, чтобы стать свидетелями казни, дабы и они могли внять предупреждению и предотвратить подобный конец для себя. Придут и те, которых ты ненавидела и которые будут нападать на тебя и радоваться твоему падению». Причем беды Иерусалима будут усугубляться как печалью его друзей, так и ликованием его врагов. Последние не просто соберутся вокруг него, а соберутся против него; даже те, с кем блудница находила незаконные утехи и заключала незаконные союзы, египтяне и ассирийцы, внесут свой вклад в ее погибель. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним, подобным же образом, когда Господу не угодны пути человека, Он даже друзей его настраивает против него. Бог справедливо превращает в бич, язву и орудие истребления грешников их бывших искусителей и соучастников в нечестии. Кому они позволили лишить себя достоинства, тот увидит и, возможно, поможет лишить их всех украшений. Таковые придут высмотреть наготу земли сей. Приведенные ниже слова имеют такой же смысл: совершат над тобою суд перед глазами многих жен (ст. 41); ты станешь примером in terrorem — для устрашения других, чтобы они не поступали впредь дерзко.
(2) Преступница осуждена на смерть, ибо за такие грехи, как у нее, возмездие — смерть: и созовут на тебя собрание (то есть собрание выступит против тебя), и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими (ст. 40); к такой страшной смерти, ко многим смертям в одной приговорена эта прелюбодейка. Данный приговор исполнился буквально, когда стены Иерусалима разрушились под действием брошенных в них камней и его жители пали от меча.
(3) Имущество преступницы конфисковано, и все принадлежащее ей погублено вместе с ней: разорят блудилища твои (ст. 39), сожгут домы твои (ст. 41), как разрушают жилище порочных женщин, испытывая отвращение к их распутству. Возвышения, устроенные в честь идолов, посредством которых иудеи думали снискать благосклонность соседей, станут для тех оскорблением, и они раскидают их. Довольно долго, даже в правление лучших иудейских царей, звучала жалоба на то, что высоты не были отменены; теперь же халдейское войско разрушит их, снося все на своем пути. Если беззаконие не устраняется правосудием страны, то его устранят Божьи суды над страной.
(4) Так придет конец и греху, и грешникам, они будут уничтожены вместе: и положу конец блуду твоему. В стране уже не будет остатков идолопоклонства, потому что ее жители полностью истребятся и не будут уже давать подарков, потому что им нечего давать. Некоторые, не желающие оставить свои грехи, живут до тех пор, пока грехи не оставят их. Когда отнимется все, чем иудеи чествовали своих идолов, тогда не будут уже давать подарков (ст. 41). «Тогда ты не будешь более предаваться разврату принесения в жертву собственных детей — преступления, превосходящего все твои мерзости, ибо все твои дети падут от меча или пойдут в плен, так что некем жертвовать» (ст. 43). Или же здесь подразумевается исправление людей, которым удалось избежать наказания или выжить после него; они смогут внять предостережению и не будут впредь поступать дерзко. Вавилонское пленение заставило народ Израиля навсегда положить конец блуду своему; оно эффективно излечило их от склонности к идолопоклонству. И когда плодом становится снятие греха, тогда все будет хорошо; тогда отступит... негодование Мое, и успокоюсь, и уже не буду гневаться (ст. 42). Когда мы вступаем в войну с грехом, тогда Бог предлагает нам перемирие, ибо Он продлевает скорбь лишь до тех пор, пока она не завершит свое дело. Если грех отступает, то и Божье негодование вскоре отступит, ибо Он ревнует лишь тогда, когда Ему дают повод для законной ревности. Однако существует мнение, что здесь звучит угроза о полном разрушении: Бог истребит до конца, и огонь Его гнева будет гореть до тех пор, пока для него найдется топливо. Он утолит ярость Свою над ними и не отнимет ее. Сравните это с участью неверующих: гнев Божий пребывает на них (Ин 3:36). Они выпьют дрожжи из чаши ярости Господней, и тогда Бог уже не будет гневаться, ибо удовлетворит Себя над противниками Своими (Ис 1:24), Он будет доволен тем, что уничтожил их, и поэтому уже не будет гневаться, ибо нет тех, на кого направлен гнев. Они раздражали Господа, когда суд и милость спорили между собой, теперь Бог спокоен, и таким Он будет во время вечного проклятия грешников, в котором Он прославится, а посему удовлетворится.
Стихи 44−59. Здесь пророк продолжает показывать Иерусалиму его мерзости, сравнивая его с предшественниками (с другими местами) и показывая, что он хуже любого из них, а посему подлежит, подобно им, полному и безвозвратному разрушению. Мы все склонны судить о себе, прибегая к сравнению и представляя, что мы достаточно хороши, если столь же хороши, как те-то и те-то, которых считают вполне сносными. Или же мы не безнадежно порочны, если не хуже тех-то и тех-то, которые, хотя и плохи, но не принадлежат к числу наихудших.
Итак, Бог через пророка показывает Иерусалиму, что:
I. Он так же порочен, как и его мать, то есть как ненавистные, преданные проклятию хананеи, владевшие этой землей до него. Кто, как большинство людей, прибегает к поговоркам, тот скажет применительно к Иерусалиму: какова мать, такова и дочь (ст. 44). Иерусалим — дитя своей матери. Иудеи похожи на хананеев характером и склонностями, как если бы приходились тем родными детьми. Нрав матери был таков, что она бросила мужа своего и детей своих; ей присущи все черты прелюбодейки. Таков же характер и у дочери: она оставила руководителя юности своей и была жестока с детьми чрева своего. Когда Бог привел Израиля в Ханаан, Он настойчиво предостерегал их не делать мерзостей, которые делали люди сей земли, что пред ними (за что их и свергнула с себя земля, Лев 18:27−28), потому что памятники идолопоклонства вместе с оставшимися идолопоклонниками будут для них постоянным искушением. Но израильтяне научились путям своих предшественников, шли по их стопам и полюбили идолов Ханаанских не меньше, нежели их любили сами хананеи (Пс 115:38), а посему, учитывая такое подражание, можно безошибочно сказать, что их мать Хеттеянка, а отец Аморрей (ст. 45), ибо они похожи на них больше, чем на Авраама и на Сарру.
ІІ. Иерусалим был хуже своих сестер Содомы и Самарии — прелюбодеек, которые тоже бросили мужей своих и детей своих и которым надоели боги их отцов, и они охотно принимали новых богов a-la-mode — по последнему слову моды — богов, только появившихся, принимали новые веяния в религии, увлекаясь переменами. Сравнивая Иерусалим с сестрами, пророк прибегает к подробному описанию, чтобы пристыдить их и побудить к покаянию или показать правоту Бога в их погибели.
Примите во внимание:
1. Кем были сестры Иерусалима. Речь идет о Самарии и Содоме (ст. 45). Самария названа старшей сестрой или, вернее, большей, потому что и столица, и царство были намного больше, богаче и влиятельнее и теснее связаны с Израилем. Если смотреть к северу от Иерусалима, то Самария отчасти находилась влево от него. Сам город Самария, а также городки и деревни, которые были ей как дочери, недавно подверглись разрушению за свой духовный блуд. Содома вместе с прилегающими городками и деревнями, бывшими ей как дочери, обитала вправо от Иерусалима и была меньшей сестрой (меньше Иерусалима и меньше Самарии) и подверглась разрушению еще в древности за плотской блуд (Иуд 1:7).
2. Чем грехи Иерусалима напоминали грехи сестер, в частности Содомы: вот в чем было беззаконие Содомы (подразумевается: и твое тоже): в гордости, пресыщении и праздности (ст. 49). Хождение за иною плотию, ставшее самым вопиющим нечестием Содомы, здесь не упоминается, потому что и так печально известно, а перечислены грехи, выглядевшие не столь мрачно, но открывшие двери и показавшие путь чудовищным преступлениям и положившие начало наполнению меры грехов, которая в конечном счете переполнилась противоестественной скверной.
Итак, изначальными грехами были:
(1) Гордость, из-за которой сердце превозносится над Богом и людьми и восстает против них. Гордость была первым грехом, который обратил ангелов в бесов, а сад Господень в ад на земле. Именно из-за своей гордости жители Содома презирали праведного Лота и не выносили обличений с его стороны; по этой причине и созрели к погибели.
(2) Обжорство, названное здесь пресыщением. По Божьей милости у них было изобилие хлеба, но они сильно согрешили, злоупотребляя им и объедаясь; им было присуще излишество в еде и питье, и они потакали своим похотям пищей, которая дана для поддержания жизни.
(3) Праздность, изобилие лени (англ. пер., ст. 49), страх перед трудом и любовь к покою. Их страна была плодородной, достаток приходил к ним без особых усилий, что стало искушением потакать себе в бездеятельности и располагало ко всякой мерзости, распалявшей похоти. Следует заметить, что праздность впускает множество грехов. Жители Содома, отличаясь праздностью, были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). В стоячей воде собирается грязь, и сидящая птица становится легкой мишенью для птицелова. Когда Давид однажды под вечер встал с постели, он увидел Вирсавию. Quaeritur, Aegisthus quare sit factus adulter? In prompt causa est; desidiosus erat — Что превратило Эгиста в прелюбодея? — Безделье.
(4) Угнетение: и она руки бедного и нищего не поддерживала; вероятно, подразумевается, что она ослабила и сломала им руки; как бы там ни было, плохо уже то, что она, обладая таким богатством, а следовательно — властью, преимуществом и свободным временем, ничего не делала для облегчения участи бедных, ведь, обеспечивая таковых пропитанием, имеющие изобилие хлеба разумно тратят свое время; нет нужды изобиловать ленью, как зачастую с ними бывает. Таковы были грехи жителей Содома, и таковы грехи Иерусалима. Гордость, лежащая в основе грехов, упомянута снова: и возгордились они (ст. 50), и проявились ужасающие следствия их грехов — мерзости, которые они делали пред лицом Бога. К высшей точке зла и нечестия люди приходят постепенно. Nemo repente fit turpissimus — Никто не достигает высшей меры порока сразу же. Но если над человеком властвует гордыня, то он — на прямом пути ко всем мерзостям.
3. Насколько грехи Иерусалима превзошли грехи Содома и Самарии; с точки зрения Бога, они были более отвратительными либо сами по себе, либо по причине ряда отягчающих обстоятельств: «Но ты и не их путями ходила, ты не только шла по их стопам, но и совершенно превзошла их в нечестии (ст. 47). Ты считала, что мало поступать, как они поступают, и смеялась над ними как над боязливыми и глупыми грешниками, а сама предпочла быть более хитрой и дерзкой в нечестии, подавлять обличения совести и бросить открытый вызов Богу и религии: ‘Если человек желает нарушать, то пусть нарушение будет существенным.’ Таким образом, ты поступала развратнее их на всех путях твоих». Иерусалим был более образованным и поэтому грешил с особой находчивостью, более искусно и изощренно, чем Содом и Самария. Иерусалим обладал большим богатством и властью, система его правления отличалась абсолютизмом и деспотизмом, а посему у него, по сравнению с Содомом и Самарией, было больше возможностей угнетать бедных и оказывать дурное влияние на окружающих. У Иерусалима был храм и ковчег, священники и цари из дома Давидова, и поэтому нечестие этого святого города, удостоенного высокой чести, и такого дорогого и близкого Богу, раздражало Его больше, чем нечестие Содома и Самарии, у которых не было привилегий и средств благодати, дарованных Иерусалиму. Содома не делала того... что делала ты (ст. 48). Это согласуется со словами Христа: земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф 11:24). Царство десяти колен было весьма нечестивым, и тем не менее Самария половины грехов твоих не нагрешила (ст. 51), половине идолов твоих не поклонялась, половины пророков твоих не убила. Довольно плохо и то, что жители Иерусалима были виновны в грехах Содома, включая содомию (3Цар 14:24; 4Цар 23:7). Хотя Мертвое море — постоянное напоминание о грехе Содома и его гибели — находилось на границе их страны (Чис 34:12) и серное озеро было всегда у них под носом (поскольку Бог отверг Содому и дочерей ее именно так, как счел нужным, англ. пер., ст. 50, чтобы их поражение служило примером будущим нечестивцам, 2Пет 2:6), тем не менее дочерь Иерусалима не вняла предупреждению, но превзошла их мерзостями своими и (1) тем самым оправдала Содом и Самарию (ст. 51−52). Иудеи в своем высокомерии и надменности притязали на то, чтобы судить их, и в прежние дни, пока хранили свою непорочность, действительно осуждали их (ст. 52). Теперь же (ибо все познается в сравнении) вынуждены оправдать их: Содом и Самария правее тебя, то есть менее нечестивы. Казалось бы, некоторым извинением их грехам при всей злостности таковых могло стать то обстоятельство, что Иерусалим оказался хуже, хотя и был Божьим городом. Не то чтобы оно годилось в качестве довода для оправдания Содома, но, скорее, служит для осуждения Иерусалима, на суд с которым восстанут Содом и Самария.
(2) За это им следовало бы сильно стыдиться: «Ты, которая осуждала сестер твоих и возвещала позор им, теперь неси посрамление твое, ибо по грехам твоим, какими ты опозорила себя, хотя речь идет о грехах того же рода, ты опозорила себя более их» (ст. 52). Эти слова можно принять за предсказание о гибели Иерусалима (неси посрамление твое) или за приглашение к покаянию: «Красней же от стыда и ты, и неси посрамление твое; признай свой позор подобающим образом». Мы вправе надеяться, что грешники захотят оставить свои грехи, когда начнут искренне стыдиться их. А посему иудеи отправятся в плен, где и останутся и будут стыдиться всего того, что делали, ибо стали утешением и воодушевлением для Содома и Самарии (ст. 54). Следует заметить: то обстоятельство, что своим грехом мы поощряли к греху других и утешали их тогда, когда им следовало бы страдать (иначе погибнут), более всего иного дает множество оснований для стыда. Еще одна причина, по которой иудеям надлежит теперь стыдиться, заключается в том, что в дни своего преуспевания они с презрением относились к соседям: о сестре твоей Содоме и помина не было в устах твоих во дни гордыни твоей (ст. 56). Они считали, что имя Содома не должно упоминаться в один день с Иерусалимом, не представляя, что в конечном счете Иерусалим попадет под то же проклятие и приобретет еще худшую и более скандальную репутацию, нежели сам Содом. Может случиться так, что возвысившиеся окажутся на одном уровне с теми, кого они презирали. Или же: «О... Содоме и помина не было, то есть предостережение, прозвучавшее для тебя в гибели Содома, ты не приняла во внимание». Стоило бы иудеям чаще и более серьезно говорить друг с другом и со своими детьми о гневе Божьем, открывшемся на нечестие и неправду Содома, — это помогло бы им сохранить страх и предотвратило бы хождение по стопам содомлян. Однако они были далеки от таких мыслей и не выносили упоминания об этом и (как говорили в старину) обрекли Исаию на смерть за то, что напомнил им об этом, когда назвал их князьями содомскими и народом гоморрским (Ис 1:10). Следует заметить: кто не желает принимать во внимание Божьих судов над другими, тот лишь готовит суды для себя.
4. Какое опустошение Бог уже навел и продолжает наводить на Иерусалим за описанное нечестие, в котором тот превзошел Содом и Самарию.
(1) Соседи Иерусалима уже давно презирают его, как опозорившего себя: доколе еще не открыто было нечестие дочери Иерусалима (ст. 57), до того как стала совершать столь чудовищные преступления неприкрыто, она уже была наказана соседями за свое тайное и лучше замаскированное распутство во время посрамления от дочерей Сирии... от дочерей Филистимы, о которых и выше говорилось, что они ненавидели и стыдились ее (ст. 27). Кроме того, на нее смотрели с презрением со всех сторон, а это, по-видимому, относится к нападению на Иудею сирийцев в дни Ахаза и к имевшим место вскоре после того набегам филистимлян (2Пар 28:5,18). Кто бесчестит себя, сдаваясь своим похотям, того ждет заслуженный позор, ибо ему придется сдаться врагам. И легко заметить, что, прежде чем Бог навел на иудеев могущественных врагов для их уничтожения, Он наводил на них менее грозных врагов для их посрамления. Если бы меньшие суды сделали свое дело, то Бог не посылал бы больших. За разврат твой и за мерзости твои терпишь ты (ст. 58). Кто не желает оставить свои грехи, покаявшись и исправившись, тому придется терпеть их к своему позору.
(2) Теперь дочерь Иерусалима находится в пленении или спешит туда, и это является возмездием не только за ее распутство (ст. 58), но и за ее вероломство и за нарушение завета: «Я поступлю с тобою, как поступила ты; Я оставлю тебя, как ты оставила Меня, и покину тебя, как ты покинула Меня, презрев клятву нарушением союза» (ст. 59). По-видимому, речь идет о завете, который Бог заключил с их отцами у горы Синай, где сделал их вместе с потомками особым для Себя народом. В своей заносчивости они тешили себя мыслью, что, поскольку до сих пор Бог дарил им Свою благосклонность, несмотря на их провокации, то Он и далее будет благосклонен к ним. «Нет, — говорит Господь, — вы нарушили союз со Мной, пренебрегли как обетованиями, так и обязательствами по завету, и поэтому Я поступлю с тобою, как поступила ты» Следует заметить: не желающие хранить верность Господу как своему Богу не имеют оснований рассчитывать, что Он и далее будет признавать их Своим народом.
(3) Пленение и погибель нечестивых иудеев будут таким же неотвратимыми, как и в случае Содома и Самарии. В этом смысле большинство толкователей считают, что в стихах 53 и 55 звучит угроза: «Но Я возвращу плен их, плен Содомы и Самарии. И когда они возвратятся в прежнее состояние свое, тогда возвращу между ними плен плененных твоих, как бы ради Содома и Самарии и под их прикрытием и защитой, потому что они оказались правее тебя; тогда и вы возвратитесь в прежнее состояние ваше». Но Содом и Самария так и не возвратились назад и не вернулись в свое прежнее состояние, а посему пусть Иерусалим не рассчитывает на это, то есть Бог отдаст на озлобление и на злострадание во всех царствах земных тех, кто там сейчас оставался (Иер 24:9−10). Скорее содомляне восстанут из Мертвого моря и самаряне выйдут из земли ассирийской, чем иудеи вновь обретут былой мир и преуспевание; ибо именно к их стыду сказано, что утешением для десяти колен, пребывающих ныне в рассеянии и в пленении, станет возможность увидеть, что представители двух колен, которые были столь же порочны или даже хуже, чем они, попали в такое же рассеяние и плен; а посему они будут вместе жить и умирать, вместе падать и стоять. Порочные из самарян и иудеев погибнут вместе, а благочестивые из тех и других вернутся вместе. Следует заметить: кто поступает как наихудший из грешников, тот получит но заслугам. Враг мой будет, как нечестивец.
Стихи 60−63. Здесь, в заключение данной главы, после самого сурового обличения и грозного возвещения о судах, вспоминается милость, ибо она приберегается для тех, кто придет после. Бог поклялся в гневе Своем, что вышедшие из Египта не войдут в Ханаан. «Но, — говорит Господь, — дети ваши войдут». Так и здесь. Существует также мнение, что сказанное о возвращении Содома и Самарии (ст. 53,55), а вместе с ними и Иерусалима является обетованием. Такое толкование можно принять, если под Содомом подразумевать моавитян и аммонитян — потомков Лота, жившего некогда в Содоме (такой точки зрения придерживается Гроций и некоторые из иудейских богословов); они возвратились из пленения (Иер 48:47; 49:6), равно как и многие представители десяти колен, а вместе с ними и Иуда. Однако эти заключительные стихи, несомненно, имеют отношение к одному из данных ранее обетований, которое отчасти исполнилось в возвращении из Вавилона раскаявшихся и исправившихся иудеев, однако полностью ему предстояло исполниться в евангельское время в покаянии и прощении грехов, которое будет успешно проповедано во всех народах, начиная с Иерусалима.
Итак, здесь примите во внимание:
I. Откуда исходит эта милость — от Самого Бога, Который вспомнит союз Свой с ними; хотя они и раздражали Господа, гнев Которого достиг такой меры, что, казалось бы, примирение невозможно, тем не менее: «Но Я вспомню союз Мой с тобою, союз, который я заключил с тобой во дни юности твоей (ст. 60), и восстановлю его. Несмотря на то что ты нарушила союз (ст. 59), я вспомню о нем, и он снова будет в силе. Видите, какое утешение и преимущество мы находим в том, что Богу угодно иметь с нами дело посредством завета, ибо таким образом обусловленные по завету милости являются вечными и неизменными (Ис 55:3); и пока этот корень прочно держится в земле, то для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова даст отпрыски, лишь почует воду. Мы не находим сообщения о том, что иудеи напоминали Богу о завете, но Он ex mero motu — исключительно по собственному благоволению вспомнил о нем, как и обещал: и Я вспомню завет Мой... и землю вспомню (Лев 26:42). Повелевающий нам помнить о завете вечно, вне всякого сомнения, Сам всегда помнит о нем, о слове, которое Он заповедал (а заповеданное Им стоит прочно и на века) в тысячу родов.
II. Как им следует готовиться, чтобы соответствовать этой милости: «И ты вспомнишь о путях твоих (ст. 61), о твоих нечестивых путях; Бог напомнит тебе о них, изложит их тебе по порядку, чтобы стало стыдно тебе». Следует заметить: добрая работа Бога в нас начинается и продолжается благодаря Его доброй воле по отношению к нам. Когда Господь вспоминает о Своем завете с нами, Он заставляет нас вспомнить, какие грехи мы совершали против самих себя, чтобы Ему самому не вспоминать их. Если бы нам только напомнили о наших путях, какими строптивыми и развращенными мы были, стремясь во всем противиться Богу, то нам непременно стало бы стыдно; а если это произойдет, то мы наилучшим образом подготовимся принять честь и утешение скрепленного печатью прощения и прочного мира.
III. Какая милость припасена для них у Бога.
1. Он заключит с ними завет: и восстановлю с тобою вечный союз (ст. 60); и снова: Я восстановлю, установлю заново, установлю прочнее, чем когда-либо, союз Мой с тобою (ст. 62). Следует заметить: всем искренне кающимся невыразимым утешением служит то обстоятельство, что завет благодати так хорошо во всех отношениях составлен, что не каждое нарушение лишает нас права быть участником завета, ибо он нерушим.
2. Бог приведет и язычников в церковное общение с ними: «Ты станешь принимать к себе сестер твоих — окружающие тебя языческие народы — больших тебя, как и меньших тебя (ст. 61), более великих и менее великих, чем ты, — народы древние и современные, и Я буду давать тебе их в дочерей. Они будут найдены, вскормлены, научены и воспитаны тем Евангелием, тем Словом Господа, которое выйдет от Сиона и из Иерусалима, чтобы все соседи называли Иерусалим матерью, пока Церковь пребудет там, и признали, что вышний Иерусалим, который свободен, приходится матерью всем нам (Гал 4:26). Они будут твоими дочерьми, но не от твоего союза, не по завету избранности и не как новообращенные в религию иудеев и носящие по этой причине ярмо церемониального закона, но как обращенные вместе с тобой в христианство». Или же слова не от твоего союза могут означать «не на таких условиях, которые ты думала навязать им, как покоренным народам, пленникам и вассалам, которым ты вправе дать закон, как тебе угодно (господство над народами, на которое надеялись плотские иудеи). Нет, они будут тебе дочерьми по Моему завету, завету благодати, заключенному совместно с тобой и с ними, как трехсторонний договор. Я буду Отцом, общим Отцом как иудеям, так и язычникам, и таким образом они будут приходиться друг другу cecтрами. И когда станешь принимать их к себе, тогда ты устыдишься собственных злых путей, на которых ты уподоблялась им. Ты постесняешься смотреть язычникам в глаза, вспомнив, что поступала намного хуже их в дни своего отступничества».
IV. Каков будет плод и следствие.
1. В этом прославится Господь: «Ты узнаешь, что Я Господь (ст. 62). Таким образом станет известным, что Бог Израилев есть Иегова, Бог могущества, верный Своему завету; об этом узнаешь ты — которая до сих пор жила так, как будто бы не знала или не верила в это». Эти слова часто произносились в гневе: и узнаете, что Я Господь, узнаете по горькому опыту. Здесь же они сказаны с милостью: вы узнаете об этом себе в утешение; причем речь идет об одном из самых драгоценных обетований нового завета, который Бог заключил с нами: чтобы все, от малого до большого, знали Господа.
2. Иудеи проявят больше смирения и самоуничижения за грех: «Для того чтобы ты лучше помнила и стыдилась (ст. 63) всего, что ты делала неправильно, упрекала себя за это и называла совсем неразумной, непокорной и неблагодарной и чтобы, в отличие от того, как ты поступала раньше, вперед нельзя было тебе и рта открыть, возражая Богу, упрекая Его или сетуя на Него, но всегда быть молчаливой и покорной от стыда». Следует заметить: кто честно вспомнит свои грехи, тот по-настоящему будет их стыдиться; а кто по-настоящему стыдится своих грехов, тот находит веское основание быть терпеливым в скорбях и молчать, не открывая рта для возражений против того, что делает Бог. Но более всего примечательно то обстоятельство, что все упомянутое произойдет, когда Я примирюсь с тобой, говорит Господь Бог (англ. пер., ст. 63). Следует заметить: если кающийся сильнее всего скорбит и стыдится нанесенного Богу оскорбления именно тогда, когда Господь дает ему более четкие и полные доказательства Своего примирения с ним, то это свидетельствует о благодатной искренности кающегося. Бог примирился с нами в Иисусе Христе; Он — наш мир, именно благодаря Его кресту мы имеем мир с Богом, именно в Его Евангелии Бог примиряет мир с Собою. Итак, размышление об этом должно быть столь интенсивным, чтобы размягчить наши сердца в благочестивом сожалении о грехе. Речь идет о покаянии, ибо приблизилось Царство Небесное. Блудному сыну, после того как отец поцеловал его, тем самым заверив, что примирился с ним, стало стыдно, он покраснел и сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою...». Чем сильнее мы стыдимся греха, ощущая прощающую милость, тем сильнее утешимся в Боге.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 16 глава