Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 13 глава

Толкование Мэтью Генри


В предшествующей главе были упомянуты пустые видения и ложные предвещания (англ. пер., Иез 12:24), которые народ Израиля позволил себе навязать; на протяжении данной главы выдвигаются соответствующие обвинения. Нигде верные пророки Божьи не выступают столь резко против грешников разного рода, как в случае лжепророков, и не потому, что те являются их злейшими врагами, но из-за дерзкого противостояния Богу и величайшего вреда, причиненного Его народу.

Иезекииль говорит здесь о грехе и наказании (I) лжепророков (ст. 1−16). и (II) лжепророчиц (ст. 17−23).

И те и другие в один голос успокаивали людей в их грехах под предлогом утешения Божьего народа и льстили им надеждами на то, что у них еще будет мир. Но упомянутые пророки окажутся лжецами, их пророчества — обычным обманом, а упования людей — иллюзиями, ибо Бог позволит им узнать, что «заблуждающийся и вводящий в заблуждение» предстанут пред Ним и дадут ответ (Иов 12:16).

Стихи 1−9. Одни из лжепророков, участь которых здесь предсказывается, были теми пророками в Иерусалиме, в которых Иеремия увидел ужасное (Иер 23:14). Другие из них находились среди пленников в Вавилоне, ибо Иеремия пишет переселенцам: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас (Иер 29:8). Божьи пророки, вопреки тому, что их разделяло время и расстояние, проповедовали одни и те же истины, в свидетельство о том, что они водимы одним и тем же Духом благим; подобным же образом и лжепророки проповедовали одну и ту же ложь, руководствуясь одним и тем же духом заблуждения. Надежды на то, что они придут к покаянию, было мало — настолько они ожесточились в своем грехе. Тем не менее Иезекииль должен пророчествовать против них, надеясь предостеречь людей, чтобы не слушали их; к тому же таким образом против них останется свидетельство, благодаря которому им не будет извинения.

Иезекииль получил явные указания изречь пророчество на пророков Израилевых, как те себя называли (как будто бы никто, кроме них, не достоин именоваться пророком Израилевым), тогда как на самом деле они были обманщиками Израилевыми. Тем не менее очевиден тот факт, что обманщикам не удавалось навязать Израилю лжепророчества до тех пор, пока народ не отверг и не унизил истинных пророков; равно как и потом иудеи не верили лжемессиям, пока не отказались от истинного Мессии и не отвергли Его. Нужно потребовать, чтобы лжепророки услышали слово Господне. Они претендовали на то, что сказанное ими относительно других людей исходит от Бога; пусть же теперь услышат, что Господь говорит о них самих.

Итак, Иезекииль получил два указания:

I. Открыть лжепророкам их грех и, обнаружив перед всеми их безумие, по возможности убедить их или же прекратить их деятельность в дальнейшем (2Тим З:9). Здесь они названы безумными пророками (ст. 3), людьми, совершенно не разбирающимися в деле, за которое взялись; чтобы одурачить народ, они одурачили самих себя и положили на собственную душу величайший обман.

Давайте посмотрим, что же им здесь вменяется в вину.

1. Они притязают на то, что имеют поручение от Бога, тогда как Он никогда не посылал их. Они внедряются в пророческое служение, не имея предписания от Того, Кто является Господом Богом святых пророков, и это было безумием, ибо как они могли рассчитывать на то, что Бог признает деятельность, к которой Он никогда их не призывал? Они стали пророками от собственного сердца (читаем на полях, ст. 2), пророками-самозванцами. Они говорят: «Господь сказал» (ст. 6) и притворяются Его посланниками, а Господь не посылал их, не давал им никаких указаний. Они подделывают большую печать небес, тогда как большей непорядочности по отношению к человечеству и не придумаешь, ибо таким образом бросают тень позора на Божье откровение, ставят под сомнение ею достоверность и снижают к нему доверие. Когда оказывается, что эти притворщики обманывали, тогда атеисты и неверующие приходят к выводу: «Все они такие». Господь не посылал их, ибо, будучи довольно хитрыми, как лисицы, во всех других делах и весьма мудрыми для мира, они все равно остаются безумными пророками, не имеющими опыта в служении Богу. Следует заметить: Бог не посылал безумных пророков, ибо кого Он посылает, того Он либо находит, либо делает пригодным. Давая задание, Господь дает и мудрость.

2. Они притязают на то, что имеют наставления от Бога, тогда как Он никогда не открывался им и не сообщал Своей воли: они водятся своим духом (ст. 3) и выдают за послание от Бога либо плод своих коварных замыслов, чтобы получить выгоду, либо плод буйного и воспаленного воображения, чтобы дать выход собственным фантазиям. Ибо они ничего не видели; в действительности у них не было никаких видений свыше. Они претендуют на то, что сказанное ими говорил Господь, но Он отрицает это: «...Я не говорил, никогда не говорил этого, даже не имел в виду ничего подобного». Их сообщения не имеют ничего общего с увиденным или услышанным — с тем, что обычно сообщают Христовы служители (1Ин 1:1), но они говорят о своих мечтах или о приятном слуху людей, от которых хотят получить выгоду. Именно это подразумевается, когда говорится, что они видят пустое и предвещают ложь (ст. 6); они выдают за увиденное то, чего не видели, и выдают за Божью истину заведомую ложь. Такой же смысл заключается и в следующих словах: не пустое ли видение видели вы? И не лживое ли предвещание изрекаете (ст. 7), исходящее не от Бога и не имеющее силы, которое в скором времени будет опровергнуто самим ходом вещей. В дальнейшем изложении слова уточняются: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь (ст. 8), то есть увиденное, равно как и сказанное ими — простой обман; они не видели и не говорили ничего заслуживающего доверия и достойного внимания. И снова они названы пророками, видящими пустое и предвещающими ложь (ст. 9), притязающими на то, что видели видения, подобно истинным пророкам, тогда как никаких видений у них не было, но они представляют либо плод собственного воображения (они думали, что видят видение, как случается с людьми в бреду, которые видят пустое), либо собственные коварные домыслы, хотя точно знают, что никакого видения у них не было; и поэтому говорится, что видели пустое и предвещали ложь (см. также Иер 23:16 и след.). Следует заметить: поскольку всем известно, что oтцом лжи является дьявол, то говорящие ложь и приписывающие авторство Богу бросают Ему немыслимо дерзкий вызов. Воздававшие сатане во время поклонения бесам причитающееся Господу скатились в такую бездну нечестия, что приписывают Богу присущее сатане.

3. Они не позаботились о предотвращении обрушившихся на царство Божьих судов. Они, как лисицы в развалинах, бегают туда-сюда, как будто бы очень спешат, но с одной лишь целью — убежать и скрыться ради собственной безопасности, а не сделать какое-либо благо: наемник бежит и бросает овец. Они подобны лисицам, которые алчут добычи для себя и проявляют хитрость и жестокость, чтобы прокормиться. Но: «В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева (ст. 5). В заборах появилась брешь, через которую на израильтян уже готовы обрушиться Божьи суды, и приходит самое подходящее время (если это вообще возможно) оказать им помощь; но вы так ничего и не сделали, чтобы помочь им». Им следовало бы ходатайствовать о народе, чтобы отвратить Божий гнев; но они не были молящимися пророками и не имели преимуществ, дававших им право вести разговор с небом (которое было у пророков прежде, Быт 20:7), поэтому ничем не могли помочь народу. Им следовало бы посвятить себя делу приведения людей к покаянию и преобразованию посредством проповеди, и таким бы образом они оградили стеною дом Израилев и положили конец Божьим судам; но они нисколько об этом не заботились, ибо придумывали, как бы угодить людям, а не принести им пользу. Они видели, как в страну прорывается целый поток порочности и нечестия, объявивший войну добродетели и святости и грозящий сокрушить и погубить их, и тогда им следовало бы прийти на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми, свидетельствуя против нечестия времени и места, в котором они жили; но они подумали, что такое служение будет столь же опасным, как если бы они стояли в проломе, закрывая его от осаждающих, поэтому отказались и не сделали ничего, чтобы преградить путь, и не вступили в битву с пороком и безнравственностью, но подло предали дело религии и преобразования в день Господа, когда прозвучал призыв: кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие? (Пс 93:16). Кто думал о грехе с такой благосклонностью и так мало ревновал о Боге и о благополучии народа, тот не достоин именоваться пророком.

4. Они льстили народу, вселяя тщетную надежду на то, что суды, которыми угрожал Бог, никогда не придут, и таким образом ожесточили в грехе людей, которых им следовало бы постараться отвратить от греха: обнадеживают других (ст. 6), что все будет хорошо и наступит мир, даже если те продолжат свои беззакония; и слово их подтвердится на деле. Они до сих пор с готовностью заявляли: «Мы гарантируем, что все эти беды очень скоро закончатся и нас снова ждет процветание». Как будто бы их гарантии могли подтвердить лживые пророчества, произнесенные с явным пренебрежением к Самому Богу.

II. Объявить им о Божьих судах за упомянутые грехи, от которых не избавит то обстоятельство, что они выдавали себя за пророков.

1. В общем, здесь им предрекается горе (ст. 3) и далее сообщается, какое именно горе: вот Я — на вас, говорит Господь Бог (ст. 8). Следует заметить: поистине горестно состояние людей, против которых выступает Бог. Горе, многократное горе тем, кто сделал Бога своим врагом!

2. В частности, им предстоит лишиться всех привилегий общества Израилева, ибо их приговорили к конфискации таковых: и будет рука Божья против этих пророков (ст. 9), чтобы схватить их, привести в суд и удалить из Божьего присутствия, и они убедятся, как страшно впасть в руки Бога. Они притворялись пророками, особыми фаворитами небес, уполномоченными главенствовать в собрании Божьей Церкви на земле; но, претендуя на почести, на которые у них не было права, они потеряли и то, чем могли бы в противном случае располагать (Мф 5:19).

Их участь:

(1) Быть изгнанными из общества святых и не считаться принадлежащими ему: в совете народа Моего они не будут; они столь явно обнаружат свое безумие, что с ними больше никогда не станут совещаться и просить совета; они не будут присутствовать на обсуждении общественных дел. Или же, скорее, их не будет в собрании Божьего народа во время богослужений, ибо постыдятся даже показаться там, когда события подтвердят, что они были лжепророками; теперь, подобно Каину, они пойдут от лица Господня. Обманутый ими народ оставит их и решительно откажется иметь с ними когда-либо дело. Незаконно захватившим Моисеево место не позволят занять даже место привратника. Они не устоят в собрании праведных (Пс 1:5) в день великий, когда Бог соберет к Себе святых Своих (Пс 49:5,16), чтобы всегда были вместе с Ним.

(2) Быть вычеркнутыми из книги живых. Они умрут в пленении, причем умрут бездетными, не оставят потомства, которое сохранило бы им имя, поэтому их имена не будут числиться среди имен людей, которые либо сами, либо в лице своих потомков вернутся из Вавилона и будут находиться на особом учете в общей книге записей, названной списком дома Израилева, который приводится во второй главе Книги Ездры. Имен лжепророков не найдешь в книге для житья в Иерусалиме (Ис 4:3). Либо же их имена не встретятся среди имен людей, которых Господь от века избрал быть сосудами милости в вечности. Мы читаем о пророчествовавших от имени Христа, которым Он, тем не менее, скажет, что не знал их (Мф 7:22−23), потому что их не было среди данных Ему Отцом. В халдейском парафразе эта мысль излагается так: они не будут записаны в списках вечной жизни, составленных для праведных дома Израилева (см. также Пс 68:29).

(3) Быть навсегда изгнанными из земли Израилевой. Бог поклялся во гневе Своем, что они не войдут вместе с возвращающимися из пленения в землю Ханаана, которая уже во второй раз становится их покоем. Следует заметить: кто противится предназначению Божьих угроз и не желает испытывать пред ними страха или подвергаться их воздействию, тот лишается благ Божьих обетований и не может рассчитывать на утешение и ободрение от таковых.

Стихи 10−16. Здесь речь идет о том, что ждет лжепророков, и приводятся дальнейшие статьи приговора. Мы уже увидели, что люди вынуждены стыдиться лжепророков (хотя подчас излишне доверяли им) и изгоняют их с негодованием (как поступят и с лжебогами). Итак, теперь мы убеждаемся, что народ стыдится лжепророчеств так же сильно, как некогда полагался на них.

Примите во внимание:

I. Как лжепророки обманывают людей. Эти льстецы обольщают их, говоря: «Мир», тогда как нет мира (ст. 10). Они притязали на то, что видели видения мира (ст. 16). Но это невозможно, потому что нет мира, говорит Господь Бог. Процветание не замышлялось, и поэтому у них не было основания для уверенности; тем не менее лжепророки заверяли людей, что Бог пребывает с ними в мире и у Него припасена милость для них, а война с халдеями, в которую они вступили, скоро закончится славным миром, и земля насладится блаженным покоем и безмятежностью. Лжепророки говорили идолопоклонникам и другим грешникам, что в их образе жизни нет ничего вредного или опасного. Таким образом они вводили Божий народ в заблуждение. Они надували людей, приводили их к ошибкам и уводили с пути покаяния и преобразования, на который их старались привести другие пророки. Следует заметить: самыми опасными обольстителями являются те, которые внушают грешникам мысли, уменьшающие боязнь согрешить и ослабляющие страх Божий. Здесь это сравнивается со строительством хрупкой и непрочной стены или же (если вспомнить образ с таким же смыслом, приведенный нашим Спасителем) со строительством дома на песке (Мф 7:26), который какое-то время кажется кровом и защитой, но стоит подуть сильному ветру, как он упадет. Один лжепророк построил стену, заявив, что Бог совсем не сердится на Иерусалим, но город будет укреплен и станет процветать и далее, одержав победу над государствами, которые ему сейчас угрожают. Это заявление радовало слух, и благодаря ему его автора везде принимали и чествовали, что побуждало и других говорить то же самое. Лжепророки представляли состояние дел более благовидным и перспективным; они обмазывали стену, которую сначала построили, но применяли для этого грязь — плохой материал, который не закрепит и не удержит кирпичи вместе. У них не было основания для сказанных ими слов, которые к тому же были противоречивы и уподобились замку на песке. Они не укрепляли стену и совершенно не позаботились сделать ее прочной, чтобы не сомневаться в твердости основания, а обмазывали только для того, чтобы скрыть проломы — лишь бы хорошо смотрелось. И поскольку стена была построена именно так, то при возникновении малейшего напряжения, а тем более — бедствия, она деформируется, начнет рассыпаться и постепенно разрушится. Следует заметить: беспочвенные доктрины, какими бы красивыми они ни были, если построены не на основании Писания и не скреплены библейским цементом, то, несмотря на свою благовидность и благозвучие, ничего не стоят и не принесут людям никакой пользы. А упования на мир и благоденствие без поручительства Божьего Слова только подводят людей, подобно стене, которая хорошо обмазана, но плохо построена.

II. Как людей вскоре выведет из заблуждения суд Божий, который, как мы знаем, поистине есть.

1. Бог в гневе наведет ужасную бурю, которая с силой и яростью обрушится на стену. Нападение халдейского войска на Иудею и осада Иерусалима будут подобны проливному дождю или наводнению (то, что Соломон назвал проливным дождем, смывающим хлеб, Притч 28:3), сносящему все на своем пути, как потоп во времена Ноя. И вы. каменные градины, артиллерия небес, падете, причем каждая размером с пушечное ядро, они будут громить эту стену, а вместе с ними подует бурный ветер, который подчас становится столь сильным, что раздирает горы (3Цар 19:11), тем более плохо построенную стену (ст. 11). Но самое ужасное то, что дождь, град и ветер исходят от Божьего гнева, усиливающего их. Именно Божий гнев посылает и задает им направление (ст. 13). Речь идет именно о бурном ветре в гневе Божьем, о проливном дожде в ярости Его и о камнях града в негодовании Господнем. Ярость Навуходоносора и его киязей, которые сильно негодовали по поводу предательства Седекии, придала их вторжению особый ужас, но и она ничто по сравнению с Божьим недовольством. Бич в руке его — Мое негодование! (Ис 10:5). Следует заметить: в распоряжении Божьей ярости находятся ветры и бури, которыми Бог подает грешникам сигнал тревоги; Его гнев делает эти природные явления поистине страшными и сильными, ибо пред негодованием Его кто устоит?

2. Этот бурный ветер низвергнет стену: она упадет, и ветер разорвет ее (ст. 11), камни града истребят ее (ст. 13). И разрушу стену... и повергну ее на землю, так что откроется основание ее (ст. 14); и станет очевидным, сколь ненадежной, сколь непрочной она была, к пророческому сраму строителей. Когда халдейское войско опустошит Иуду и Иерусалим, тогда потерпят крах как доверие к пророкам, так и надежды народа. Пророчество окажется ложным, ибо лишь льстило слуху людей, а упование — неразумным, ибо те позволили себе его навязать, а посему подвергнутся еще большему замешательству, когда суд застанет их, беспечных, врасплох. Следует заметить: если люди упорно не исправляются, то в каком бы убежище они ни думали скрыться от Божьих судов, любое окажется всего лишь убежищем лжи (см. Ис 28:17) и не поможет им в день гнева. Человеческий гнев не способен потрясти построенного Богом (ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены, которая создает много шума, но никогда не сокрушит стену, см. Ис 25:4), Божий же гнев низвергнет построенное людьми в их противлении Господу. Люди и все их старания, люди и все их потайные места, в которых они окопались, станут как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся (Пс 61:4,11). И когда пустые предсказания лжепророков будут опровергнуты и люди разочаруются в своих тщетных упованиях, тогда обнаружится, что и те и другие не имели никакого основания (Ав 3:13). И день покажет дело каждого человека, и огонь испытает его (1Кор 3:13).

3. Строители стены и обмазывавшие ее будут сами погребены под ее обломками: и падет, и вы вместе с нею погибнете (ст. 14). Таким образом в высшей мере исполнятся угрозы о Божьем гневе и его справедливом предназначении как в отношении стены, так и в отношении обмазывавших ее (ст. 15). Суды, которые разоблачат лжепророков, также накажут их за ложь. Они сами станут жертвами бедствия, опасность которого отрицали, убеждая в этом людей, и станут памятниками правосудию, с которым не желали считаться. Таким образом, если слепой ведет слепого, причем речь идет как о слепых вождях, так и о слепых последователях, то оба упадут в яму. Следует заметить: обманывающие других в конечном счете окажутся обманувшими самих себя; и нет участи более страшной, чем участь неверных служителей, которые потакали грешникам в их грехах. 4. Триумф и насмешки над обманщиками и обманутыми, когда они вместе погибнут подобным образом, будут справедливыми: и вот, падет стена; тогда не скажут ли вам (ст. 12) люди, которые верили истинным пророкам и убоялись слова Господня: «Где же та обмазка, которою вы обмазывали? Что стало со всеми прекрасными вкрадчивыми словами и радужными обещаниями, которыми вы льстили своим нечестивым ближним? Где все ваши заверения, что беды страны вскоре прекратятся?» Праведники посмеются над ними, праведный Бог и праведные люди скажут: «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою» (Пс 51:8−9). За то и я посмеюсь вашей погибели (Притч 1:26). Вам скажут: «Нет стены, и нет обмазывавших ее (ст. 15); ваша надежда испарилась, а вместе с ней исчезли и те, кто поддерживал ее, — пророки Израилевы» (ст. 16). Следует заметить: кто покушается на почести, ему не принадлежащие, тот в полной мере испытает стыд.

Стихи 17−23. Бог обещал, что когда Он изольет Духа Своего на народ, то будут пророчествовать сыны их и дочери их; подобным же образом и дьявол, когда он действует духом лжи и заблуждения, то использует не только уста лжепророков, но и уста лжепророчиц. И именно о них здесь пойдет речь, поскольку Иезекиилю велено пророчествовать против них. Ибо нельзя недооценивать и обойти вниманием их вражду против Божьих истин, да и принадлежность к слабому полу не оправдывает их грех; что же касается деликатности и уважения, приличествующих в обращении с женщинами, то таковые не исключают обличения и угроз, исходящих от Божьего слова. А посему: сын человеческий, обрати лицо твое к дочерям народа твоего (ст. 17). Бог не находит радости в признании их Своим народом, поэтому говорит о них как о народе твоем (как в Исх 32:7). Женщины, претендовавшие на дух пророчества, вторили мужчинам, говоря, подобно пророкам Ахава: иди, будет успех. Они тоже пророчествовали от собственного своего сердца и говорили первое, что приходило в голову и в чем они не разбирались. Поэтому изреки на них пророчество от Божьих уст. Пророку надлежит обратить к ним лицо и посмотреть, смогут ли они, глядя ему в глаза, держаться того, что говорили. Следует заметить: когда грешники становятся слишком дерзкими, то самое время и обличителям быть весьма смелыми. Итак, примите во внимание:

I. Как обстоятельно здесь описывается грех упомянутых лжепророчиц.

1. Они умышленно лгали людям, вопрошавшим их о своей судьбе и обращавшимся к ним за советом: «Вы совершаете зло, обманывая народ, который слушает ложь (ст. 19); люди приходят к вам, чтобы услышать правду, а вы говорите им ложь; и поскольку вы потакаете им в грехах, то они охотно слушают вас». Следует заметить: плачевно состояние людей, предпочитающих слышать сладкую ложь вместо горькой правды. Говорить ложь жаждущим быть обманутыми — большое искушение, особенно когда в качестве оправдания приводят слова: si populus vult decipi, decipiatur — если народ желает быть обманутым — пусть будет.

2. Они хулили Божье имя, заявляя, что приняли ложь от Господа: «И бесславите Меня пред народом Моим (ст. 19), используете Мое имя для прикрытия лжи, чтобы вызвать к ней доверие». Следует заметить: кто заявляет, что Бог одобряет неправду и нечестие, тот сильно оскверняет Его святое имя. Тем не менее лжепророчицы делали это за горсти ячменя и за куски хлеба. Делали это с целью наживы. Они не беспокоились о том, что своей ложью бесчестят Божье имя, лишь бы получить выгоду для себя. Для людей с таким торгашеским духом, в душе которых царствует любовь к миру, нет ничего святого, что бы они не смогли продать и обесчестить, если на этом можно заработать. Но лжепророчицы делали это ради мизерной выгоды; если они не могли получить за ложь много, то продали бы вам лжепророчество за вознаграждение, в точности соответствующее милостыне для попрошайки, за кусок хлеба или за горсть ячменя. Хотя и этого было больше, чем того заслуживал «товар». Проси они это как милостыню ради Бога, то непременно получили бы к чести Господа; но, принимая это как плату за лжепророчество, они бесславили Божье имя, причем оскорбление усугублялось мизерностью вознаграждения. Такой человек и за кусок хлеба сделает неправду (Притч 28:21). Если бы нищета искушала их красть и тем самым употреблять имя Бога всуе, то даже и это не столь ужасно, как искушение пророчествовать ложное именем Его и таким образом хулить его.

3. Они держали людей в страхе и пугали их своими заявлениями: «Вы уловляете души народа Моего (ст. 18), чтобы они прилетали (ст. 20), загоняете их в сад (написано на полях); вы используете все свое мастерство, чтобы завлечь или заставить их прийти туда, где вы сообщите свои вымышленные предсказания, либо окажете на них такое влияние, что они будут поступать, как вам угодно, а вы станете господствовать над ними». Хотя на самом деле люди и сами были виноваты в том, что внимали лжепророчицам, тем не менее вина последних состоит в том, что ложью и хитростью они заставляли внимать себе; они притязали на то, что спасают души приходящих к ним (англ. пер., ст. 18). Стоит тем стать их слушателями и жертвователями, как непременно спасутся. Таким образом они уловляли нестойкие души, которые заботились о спасении, но не имели правильного представления о пути, а посему прислушивались к тем, кто с наибольшей уверенностью обещал им таковое. «Но станете ли вы претендовать на спасение душ и уверенность в собственном спасении?» К делающим подобные заявления относятся с заслуженным подозрением.

4. Они удручали честных и порядочных и воодушевляли нечестивых и порочных, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя .жизнь душам, которые не должны жить (ст. 19). Этому приводится объяснение: вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать (ст. 22); поскольку праведники не захотели и не дерзнули отнестись с благосклонностью к вашим заявлениям, вы стали им угрожать Божьими судами, что их весьма обеспокоило и опечалило; вы создали им репутацию возмутителей спокойствия, чтобы остальные относились к ним с презрением или враждебностью, и заявили, что делаете это от Божьего имени, отчего они неоднократно шли с опечаленным сердцем; тогда как по Божьей воле им предназначалось утешение и воодушевление, которое происходит от почтительного отношения окружающих. С другой стороны (что еще хуже), вы поддерживаете руки беззаконника и подбадриваете его оставаться на порочном пути своем и не обращаться от него, к чему так усердно призывали истинные пророки. «Вы обещали грешникам жизнь на пути греха, говорили им, что у них будет мир, несмотря на то что продолжают в том же духе, отчего их руки укрепились и сердца ожесточились». Существует мнение, что речь идет о строгом осуждении, которое было вынесено уже ушедшим в пленение (они смирились в своей скорби, опечалившей их сердце), и об одобрении восставших против вавилонского царя, которые ожесточились в своем нечестии (тем самым лжепророчицы поддержали их руки). Или же то обстоятельство, что они осквернили Божье имя, опечалило сердца благочестивых людей, ценивших и почитавших Божье слово, тогда как убежденные атеисты и неверующие в своем пренебрежении к Божьему откровению снабжали лжепророчиц доводами против него. Следует заметить: за многое придется ответить тем, кто огорчает дух и ослабляет руки благочестивых людей, а также потакает похотям грешников и воодушевляет их на сопротивление Богу и религии. Ничто так не поддерживает руки грешников, как разговоры о том, что они могут спастись, оставаясь в грехах без покаяния, или что покаяние возможно, даже если грешник не отвращается от нечестивых путей.

5. Они подражали истинным пророкам, делая знамения для иллюстрации своих лживых предсказаний (как Анания, Иер 28:10), причем эти знамения соответствовали полу лжепророчиц: они шили чародейные мешочки под мышки, символизировавшие, что люди могут расслабиться и чувствовать себя спокойно, ибо нет нужды тревожиться опасениями о надвигающейся беде. Кроме того, они делали покрывала для головы всякого роста, для людей любого возраста, молодых или пожилых, отличавшихся телосложением (ст. 18). Упомянутые покрывала служили символом свободы или триумфа и подразумевали, что народ не только освободится от халдеев, но и одержит над ними победу. Существует мнение, что речь идет о неких языческих ритуалах, совершавшихся над людьми, которым сообщалось предсказание, чтобы подготовить их к восприятию, и тогда им под мышки клали магические подушечки, а на голову — покрывала, чтобы возбудить их воображение и ожидание чего-то великого. Или же мы имеем дело с образной речью: лжепророчицы делали все возможное для усыпления бдительности людей, успокаивая их и питая их гордыню, символом чего служило покрывание головы красивыми платками, возможно, украшенными узорами.

II. Как Бог выражает Свой гнев на лжепророчиц. Здесь им предрекается горе (ст. 18), и Бог открыто выступает против методов, к которым они прибегали, чтобы вводить в заблуждение и обманывать (ст. 20). Что же Он предпримет по отношению к ним?

1. Их замыслы будут расстроены, и дальше они не продвинутся, ибо уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предугадывать (ст. 23). Не то чтобы лжепророчицы оставили свои притязания путем покаяния, но когда сам ход событий уличит их в обмане, то они умолкнут от стыда. Или же их фантазия и воображение откажутся воспринимать впечатления, которые ранее помогали им в предсказаниях. Либо они сами погибнут.

2. Божий народ будет вызволен из их рук. Когда люди увидят, что их вводили в заблуждение обещаниями ложного мира и призрачного счастья, то, хотя бы они и не пожелали оставить своего греха, грех сам оставит их, и не будет ни пустых видений, ни предугадывания; народ повернется к ним спиной и пренебрежет их предсказаниями. Они уже не застанут врасплох праведников и не поддержат нечестивцев: вырву чародейные мешочки из-под мышц ваших и раздеру покрывала ваши; заблуждения развеются, мошенничество раскроется, народ Божий вырвется из их рук, и они не смогут его уловлять, как прежде. Следует заметить: какая великая милость — избавиться от рабской зависимости и страха перед теми, кто под маской Божьего авторитета захватил власть и влияет на сознание людей, говоря им: пади ниц, чтобы нам пройти по тебе! Но как горько скорбят те, кто наслаждался подобным господством, а теперь лишился власти и добычи; именно так восприняла реформацию римско-католическая церковь. Когда это происходит, Бог имеет намерение показать, что Он Господь и это Его прерогатива — давать закон душам.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 13 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.