Ранее пророк обратил наше внимание на тот факт, что, пребывая в видении в Иерусалиме, он наблюдал такое же явление Божьей славы, как и в видении при реке Ховаре (Иез 8:4). А в данной главе он приводит небольшое описание явления, которое имело место здесь, поскольку это необходимо для объяснения еще двух данных пророку Богом признаков грядущего на Иерусалим разорения:
(I) Разбрасывание над городом горящих углей, взятых с места между херувимами (ст. 1−7).
(II) Перемещение Божьей славы от храма и ее пребывание на крыльях в готовности удалиться (ст. 8−22). А когда от народа уходит Бог, на него обрушиваются все суды.
Стихи 1−7. Чтобы обрести святой ужас и благоговение перед Богом и исполниться страхом Господним, мы должны принять во внимание такие обстоятельства данного здесь пророку видения:
I. Славное явление Божьего величия. Здесь становится видимым нечто из невидимого мира, некий слабый образ его великолепия и красоты — тени, которые представляют истину и суть не более, чем картина — жизнь. Тем не менее, стоит нам только внять впечатлению, произведенному данным откровением о Боге, и этого будет достаточно, чтобы обязать нас к величайшему благоговению, когда мы думаем о Господе и приближаемся к Нему.
1. Здесь Он предстает на своде, который над главами Херувимов (ст. 1). Господь являет Свою славу в горнем мире, где чистота и великолепие достигают совершенства, а широкие просторы небосвода призваны сообщить о бесконечности обитающего там Бога. Речь идет о тверди силы Его, а также о Его месте наблюдения, ибо отсюда очи Его зрят всех сынов человеческих. Божье естество намного превосходит естество ангелов, и Бог находится над главами Херувимов не только по своему достоинству, но и по господству над ними. Херувимы обладают огромной силой, мудростью и влиянием, но все они подчиняются Богу и Христу.
2. Здесь Он сидит на престоле или на том, что похоже на престол (ибо Божья слава и власть безмерно превосходят самые яркие представления нашего разума, которые тот может получить или вообразить). Кроме того, престол был как бы камень сапфир, чистый и сверкающий; такой престол Господь поставил на небесах, и он намного превосходит престолы земных правителей.
3. Здесь Господа сопровождает славная свита святых ангелов. Когда Бог вошел в Свой храм, то Херувимы... стояли по правую сторону дома (ст. 3), подобно телохранителям правителя, стоящим у ворот его дворца. Ангелы находятся в распоряжении Христа. Приказы, которые отдаются всем ангелам Божьим, направлены на поклонение Господу. Некоторые толкователи отмечают, что ангелы стояли по правую сторону дома, то есть с южной стороны, потому что с северной находился идол ревности и другие признаки идолопоклонства, от которых ангелы пожелали расположиться как можно дальше.
4. Явление славы покрыто облаком, но даже сквозь это облако пробивается ослепительное сияние. Облако и тьма наполняли дом и внутренний двор, тем не менее внешний двор, а потом и внутренний наполнились сиянием славы Господа (ст. 3−4). Наблюдались проблески света и сияния, но если бы туда заглянул чей-то излишне любопытный глаз, то заблудился бы в облаке. Правда Господа заметна, как горы Божии, и ее сиянием наполнился двор; однако суды Господа — бездна великая, которую нам невозможно постичь, и облако, через которое мы не видим. Сияния достаточно, чтобы внушить благоговение и поразить сознание, но облако не позволяет нам надеяться на поощрение нашего любопытства; мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Таким образом от руки Господа исходили лучи, и здесь тайник Его силы (Авв 3:4). Нет ничего более ясного, чем факт, что Бог есть, и нет ничего более таинственного, чем ответ на вопрос, каков Он. Господь одевается светом, и тем не менее для нас Он мрак сделал покровом Своим. Бог завладел скинией и храмом, сойдя в виде облака, которое всегда было символом Его присутствия. В горнем храме облака не будет, но мы увидим лицом к лицу.
5. Херувимы производили своими крыльями устрашающий звук (ст. 5). Их вибрация, как от струн музыкальных инструментов, превратилась в дивную мелодию; подобным же образом создают шум своими крыльями пчелы и другие крылатые насекомые. Вероятно, звук подразумевал подготовку к уходу: крылья простирались вперед и поднимались, создавая такой шум и как бы предупреждая об удалении. Об этом звуке сказано, что он напоминал как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит, а также гром, который назван гласом Господним (Пс 28:3). Или же он напоминал глас Господа, когда Бог говорил с Израилем на горе Синай, и именно потому Он дал тогда закон в страхе великом, чтобы поняли, каким страшным будет Его возмездие за нарушение закона, которое Господь теперь собирался осуществить. Шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе, дворе для народа; ибо глас Господень, когда Он наводит суды, раздается в городе, и его могут услышать люди, которым, в отличие от Иезекииля, не даны видения о судах.
II. Внушающие ужас распоряжения Божьего гнева. У данного видения, кроме явления Божьего величия, было и другое предназначение, а посему даются дальнейшие указания по разрушению Иерусалима. Огонь и меч причиняют величайшее опустошение. И в предшествующей главе были даны приказы о массовом уничтожении жителей Иерусалима; теперь же звучит повеление сжечь город дотла, бросая на него горящие угли, которые, согласно видению, находились между Херувимами, откуда их и принесли.
1. Чтобы распорядиться об этом, слава Господня поднялась с Херувима (как и в предыдущей главе, чтобы отдать приказы, о которых говорилось выше, Иез 9:3) и встала у порога дома, имитируя место судебных заседаний, которые проводились у ворот городов. Народ не желал слышать Божье слово, которое проповедовалось в святом храме Господа, и поэтому теперь вынужден услышать свой приговор, звучащий отсюда.
2. В этой миссии будет задействован человек, одетый в льняную одежду, который отмечал людей, подлежащих сохранению. Ибо Сей Иисус, Который является защитником и Спасителем верующих, получив в свое распоряжение весь суд, как над осужденными, так и над прощенными, придет в пламенеющем огне совершать отмщение не покоряющимся Его благовествованию. Сидящий на престоле призывает человека, одетого в льняную одежду, войти между колесами и взять полные пригоршни горящих угольев между Херувимами и бросить на город.
Это подразумевает, что:
(1) Сожжение города и храма халдеями было предопределено и, совершив его, они исполнили Божью волю — сделали то, что Господь замыслил заранее.
(2) Огонь Божьего гнева, разжигающий суды над народом, свят и справедлив, ибо речь идет об огне, взятом между Херувимами. Поскольку люди пренебрегали огнем Божьего жертвенника, на котором совершалось очищение, то их ждет возмездие от огня, взятого с неба, как это было с Надавом и Авиудом, поплатившимися жизнью за то, что принесли чуждый огонь. Если мы исследуем истоки умышленного или случайного пожара в каком-либо большом или маленьком городе или в доме, то обнаружим, что угли, которые разожгли огонь, были взяты между колесами; ибо беда подобного рода в городе происходит по воле Господа.
(3) Иисус Христос действует по поручению Отца, ибо именно от Него Он получил власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Христос пришел низвести на землю огонь (Лк 12:49). И в день великий Он прикажет этому миру превратиться в пепел. Земля и все дела на ней сгорят от огня из Его руки.
3. Человек, одетый в льняную одежду, готов приступить к этой миссии, ибо, даже будучи одетым в льняную одежду, которая не годится для хождения между горящими углями, он, получив призыв, ответил: вот, иду; это поручение Он получил от Своего Отца и подчинился ему; пророк видел, как Он шел (ст. 2). Он вошел и стал у колеса, рассчитывая получить там угли, которые Ему предстояло разбросать; ибо Христос отдает то, что сначала принял Сам, причем это касается как милости, так и суда. Ему велено взять огонь, но Он ждал, пока Ему не дали, чтобы показать, как медлен Он на совершение суда и как долготерпелив по отношению к нам.
4. Один из Херувимов протянул Ему полные пригоршни огня, взятого между Херувимами. Пророк, когда он наблюдал это видение впервые, заметил, что там были горящие угли и лампады, и огонь ходил между животными (Иез 1:13). Оттуда и был взят этот огонь (ст. 7). Дух огня и огонь расплавляющий, которым Христос очищает Свою Церковь, имеет происхождение свыше. Именно небесным огнем, огнем, ходящим между животными, совершаются чудеса. Херувим дал Ему огонь в пригоршни, ибо ангелы готовы работать на Иисуса Христа и служить всем Его целям.
5. Взяв огонь в Свои руки, Он вышел, чтобы без сомнений бросать его здесь и там на город, как Ему было велено. И кто выдержит день пришествия Его? Кто выстоит перед Ним, когда Он выйдет в гневе?
Стихи 8−22. В этих стихах мы находим дальнейшее описание данного Иезекиилю видения Божьей славы, причем здесь представлено зловещее предзнаменование об удалении славы от иудеев, с которым откроются двери грядущей погибели.
I. Иезекииль видит Божью славу, сияющую в святилище, так же, как он видел ее и при реке Ховаре, и приводит ее описание, чтобы люди, которые своим нечестием побудили Бога удалиться от них, знали, что они потеряли, и горевали о Господе, сетуя о своем Ихаводе (бесславии): где же слава? Иезекииль видит действие Божьего Провидения в управлении нижним миром и его делами, которое символизируют четыре колеса, и видит совершенство святых ангелов, обитателей горнего мира, а также их служение, представленное четырьмя животными, у каждого из которых было по четыре лица. Посредничество ангелов в управлении делами этого мира представлено тесной связью между животными и колесами, ибо животные руководят всеми движениями колес, подобно тому как колесница управляется возничим. То обстоятельство, что и в животных, и в колесах был один и тот же Дух, указывает на безмерную мудрость, которая посредством действий ангелов служит своим собственным целям во всем происходящем в этом нижнем мире. Таким образом, данное видение укрепляет нашу веру, показывая престол, который Господь поставил на небесах, и царство, которое всем обладает (Пс 102:19). Пророк отмечает: это было то же, что он видел при реке Ховаре (ст. 15,22). Тем не менее, по-видимому, в одном есть существенная разница: бывшее в том видении лицом тельца... с левой стороны у всех четырех (Иез 1:10) здесь названо лицом херувимовым, которое к тому же было первым (ст. 14); и на этом основании некоторые толкователи пришли к выводу, что лицо херувимово было именно лицом тельца, которое израильтяне имели на примете, когда изваяли себе золотого тельца. Я же склонен думать, что в более позднем видении первое лицо являло внешний облик или изображение, присущее херувиму, о котором Иезекииль, будучи священником, очень хорошо знал благодаря тому, что видел в храме Господнем (3Цар 6:29), но о котором мы сейчас не имеем определенного представления. И это укрепило уверенность Иезекииля, тогда как прежде у него было лишь предположение, что все животные являлись херувимами, хотя и с разными лицами (ст. 20). Теперь же первое лицо соответствует изображению херувима, причем сохранилось прежнее число четыре, так как лицо тельца исчезло, ибо ликом херувима более всего злоупотребляли, поклоняясь быку. Когда раньше Бог, бывало, являлся, чтобы освободить Свой народ, то Он восседал на Херувимах и летел, подобным же образом Он поступил и теперь, когда явился, чтобы оставить их.
Итак, здесь примите во внимание:
(1) Этот мир подвержен отклонениям, изменениям и резким поворотам. Состояние дел в нем представлено колесами (ст. 9): порой одна ось занимает верхнее положение, порой — другая; все, подобно морю, подвержено приливам и отливам и, подобно луне, растет и убывает (1Цар 2:4 и след.). Более того, состояние дел в мире сравнивается с колесом в колесе, что подразумевает взаимосвязь между событиями провидения, их зависимость друг от друга и совместное стремление всех к одной конечной цели, тогда как нам их движение кажется сложным, замысловатым и противоречивым.
(2) Между разнообразными событиями провидения существует изумительная гармония и согласованность: к колесам сим, хотя они и двигались в разные стороны, сказано было: «Галгал» (ст. 13), и все они были как одно, ведомые одним Духом к одной цели; ибо Бог делает все в соответствии с собственной волей, причем единственной, и к собственной славе, тоже единственной. Поэтому проявления Провидения поистине достойны восхищения и изумления. Дела творения Господа, если рассматривались поодиночке, были хороши, а если вместе — то хороши весьма, так же и колеса Провидения сами по себе удивительны, но поставьте их вместе — и окажется, что они весьма удивительны. Галгал!
(3) Движения провидения равномерны и постоянны: Бог делает то, что Ему угодно, и никогда не подвергает пересмотру. Колеса во время шествия своего не оборачивались (ст. 11), так же и животные: каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его (ст. 22). Какие бы трудности ни лежали у них на пути, они их уверенно преодолевали, и их не обязывали стать смирно, повернуть в сторону или назад. Господь так досконально знает все Свои дела, что никогда не подвергает их пересмотру.
(4) Бог в управлении этим нижним миром прибегает к служению ангелов чаще, чем мы осведомлены: четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима (ст. 9). То, что некоторые воображают себе в отношении высших сфер (якобы у каждого небесного тела есть управляющий им разум), представлено здесь таким образом, что у каждого колеса нижнего мира есть управляющий им херувим. Я думаю, мы довольны, если делами государств и церквей распоряжаются мудрые люди, поставленные и руководимые мудрым Богом; так это или нет, но очевидно, что здесь задействованы мудрые ангелы: по одному колесу подле каждого Херувима.
(5) Все движения Провидения и все служения ангелов находятся под руководством великого Бога. Все они полны очей, очей Господа, обозревающих землю вдоль и поперек, к которым всегда устремлен взор ангелов (ст. 12). Движения и остановки колес и животных согласованы, ибо Дух жизни (возможно такое чтение), или дух животных, был в колесах (ст. 17). Дух Божий управляет всем сотворенным как вверху, так и внизу, чтобы все служило Божьим целям. События определяются не колесом фортуны, котoрое слепо, а колесами Провидения, полными очей.
II. Иезекииль видит, как Божья слава перемещается от святилища — места, где долгое время обитала Божья честь, и это зрелище столь же печально, сколь величественным было предшествующее. Приятно видеть, что не оставил Господь землю сию (как предполагали идолопоклонники, Иез 9:9), но печально наблюдать, как Он оставляет Свое святилище. Слава Господня... стала над порогом дома (англ. пер., ст. 4), чтобы отдать оттуда необходимые приказы о разрушении города, и стала над Херувимами (ст. 18), но не над теми, которые были в святилище, а над теми, которых Иезекииль наблюдал в видении. Она взошла на великолепную колесницу, подобно судье, когда он сходит с судейского места, садится в карету и уезжает. И тотчас же подняли Херувимы крылья свои (ст. 19), как им было велено, и поднялись... от земли, подобно птицам на крыльях, и когда они уходили, то колеса этой колесницы не застряли, но сразу пришли в движение подле них, на основании чего очевидно, что в колесах был дух животных. Таким образом, когда Бог в недовольстве оставляет народ, тогда и ангелы вверху, и все события здесь внизу содействуют и соответствуют Его уходу. Но примите во внимание: во дворах Его храма, где народ Израиля бесчестил своего Бога, сбросил его ярмо и убрал из-под него свое плечо, появились блаженные ангелы с великой, готовностью служить Господу и нести Его колесницу, подняться с ней вверх. Показав пророку, как люди на земле не подчинялись Его воле (гл. 8), Бог здесь показывает, с какой готовностью ей подчиняются ангелы и низшие твари. И когда мы скорбим из-за нечестия нечестивцев, то для нас большим утешением служат мысли о том, как исполняют заповеди Господа Его ангелы, повинуясь гласу слова Его (Пс 112:20).
А теперь давайте (1) обратим взор на колесницу, на которой торжественно восседает слава Бога Израилева. Бог Израиля является также Богом неба и земли и имеет в Своем распоряжении все их силы. Так пусть верные израильтяне утешают себя тем, что их Бог стоит над херувимами; это верно и в отношении их Искупителя (1Пет З:22). Он — единственный и суверенный распорядитель всех событий. Ему согласны служить животные и колеса, так что Он поставлен выше всего, главою Церкви. Раввины называют видение Иезекииля Меркаба (Mercabah) — видение колесницы, и поэтому самой таинственной части богословия, касающейся отношений между Богом и ангелами, они дали название Opus currus — Дело колесницы, тогда как другую, более понятную и знакомую часть назвали Opus bereshith — Дело творения.
(2) Обратим внимание на движения колесницы: и стали херувимы у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними (ст. 19). Заметьте, как много остановок и пауз делает Бог, прежде чем удалиться, как будто не склонен уходить и желает увидеть, не найдется ли кто-нибудь умоляющий Его вернуться. Никто из священников на внутреннем дворе между храмом и жертвенником не упрашивал Его остаться, поэтому Господь покидает их двор и становится у восточных ворот, ведущих во двор для народа, чтобы посмотреть, нет ли там желающего принять на себя удар. Следует заметить: Бог уходит от дерзкого народа постепенно, и даже будучи готов удалиться в гневе; Он бы вернулся с милостью, стоило бы людям покаяться и молиться.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 10 глава