Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 32 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава продолжает и завершает историю царствования Езекии.

I. На него напал Сеннахирим, и Езекия принял необходимые меры, чтобы укрепить свое положение и свой город, вселить мужество в свой народ, настраивая его против врага (ст. 1−8).

II. Сеннахирим отправил ему дерзкие и оскорбительные письма (ст. 9−19).

III. Бог действенным образом ответил на письмо Сеннахирима и на молитву Езекии, полностью уничтожив ассирийскую армию; тем самым Он опозорил Сеннахирима и прославил Езекию (ст. 20−23).

IV. Езекия заболел, а потом выздоровел; он согрешил, но потом покаялся в своем грехе. Слава сопровождала его и в жизни, и в смерти (ст. 24−33).

Стихи 1−8. I. У Сеннахирима возник грозный план напасть на царство Езекии, и он совершил энергичную попытку осуществить его. В то время Сеннахирим, как Навуходоносор позднее, был ужасом и мечом великим угнетателем той части мира. На руинах соседних государств он хотел построить для себя безграничную монархию. Его предшественник Салманассар недавно стал хозяином царства Израиля и увел в плен десять колен. И Сеннахирим думал, что таким же образом он завоюет для себя Иудею. Гордость и амбиции побуждают людей жаждать всемирного владычества. Следует отметить, что как раз в то время Ромулус построил Рим, который позднее более других царствовал над земными царями. Сеннахирим напал на Иудею сразу после ее реформации и восстановления в ней религии: «После таких дел пришел Сеннахирим и вступил в Иудею» (ст. 1).

1. Божественное провидение правильно распорядилось таким образом, чтобы он не беспокоил страну до того, как была завершена реформация, ибо военные действия могли остановить ее.

2. Возможно, Сеннахирим хотел наказать Езекию за уничтожение идолопоклонства, к которому он сам привязался, считая, что царь Иудеи своими действиями осквернил себя и лишился божественной защиты, а также решил, что теперь он станет для него легкой добычей.

3. Бог устроил так, чтобы в то время у него появилась возможность проявить себя сильным человеком от имени своего народа, который изменился и вернулся к Богу. Господь навел на них эту беду, чтобы прославиться их избавлением и прославить народ Иудеи. Можно было предположить, что после таких дел и верности мы будем слышать исключительно о мире, что никто не осмелится беспокоить народ, подобным образом подготовленный для божественного благоволения, но сразу после этого узнаем, что грозная и разрушительная армия напала на страну, готовясь ее опустошить. Мы можем идти путем долга, но в то же время сталкиваться с бедами и опасностями. Бог делает это для того, чтобы испытать наше упование на Него и проявить Свою заботу о нас. Незначительное сопротивление, оказанное Сеннахириму, когда он вступил в Иудею, побудило его вообразить, что вся страна уже принадлежит ему. Он думал осадить укрепленные города (ст. 1) и собрался воевать против Иерусалима (ст. 2). (см. 4Цар 18:7,13).

II. Езекия благоразумно подготовился к грозящей опасности. Он встретился с князьями своими, чтобы решить, как действовать (ст. 3). Посоветовавшись с ними, он принял меры, (1) чтобы страна оказала захватчикам холодный прием, и позаботился, чтобы они не смогли найти воды (тогда армия погибла бы от жажды), или, по крайней мере, чтобы ощущалась нехватка воды, что должно было ослабить солдат и сделать их непригодными к службе. Даже могущественная армия, испытывая недостаток воды в течение нескольких дней, превратится в груду сухого праха. Все немедленно приступили к работе и начали засыпать источники воды, а поток, протекавший по стране, повернули (скорее всего) в город с помощью подземных труб. Подобные действия часто совершают и в наше время, чтобы уничтожить корм до того, как подойдет армия захватчиков.

(2) Чтобы город оказал захватчикам «теплый» прием. Для этого он восстановил стены, возвел башни, сделал стрелы (или, как написано на полях, мечи или оружие) и множество щитов (ст. 5), а также поставил военачальников (ст. 6). Отметьте: кто уповает на Бога в вопросе собственной безопасности, тот, тем не менее, должен использовать соответствующие средства, в противном случае он искушает Бога и не доверяет Ему. Бог усмотрит, но и мы должны прилагать усилия.

III. Он ободрил свой народ уповать на Бога в этой беде. Езекия собрал его на открытой площади и говорил к сердцу их (ст. 6). Он сам не колебался и был уверен, что это вторжение будет иметь благоприятный исход. В данной ситуации он не был похож на своего отца, который был виновен в запугивании и не имел веры, чтобы ободрить народ; в результате, когда государство оказалось в опасности, всколебалось сердце его, как колеблются от ветра дерева в лесу, поэтому неудивительно, что всколебалось и сердце народа его (Ис 7:2). Своими словами Езекия вдохнул жизнь в свой народ, особенно в военачальников, ибо говорил к сердцу их.

1. Он старался подавить их страх: «Будьте тверды и мужественны, даже не думайте о том, что придется сдать город или капитулировать; примите твердое решение держаться до последнего человека; не думайте, что придется потерять город или сдать его врагу, ибо нет такой опасности. Воины должны быть смелыми и отважными и защищать страну с оружием в руках на местах, куда их поставили, а жители должны ободрять их мужественно сражаться: «Не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского». Этими же словами пророк ободрял их от имени Бога (Ис 10:24): «Не бойся Ассура», а в данном месте царь от своего имени. В то время устрашились грешники на Сионе (Ис 33:14), но праведный обитает на высотах (Ис 33:15−16) и будет только вспоминать об ужасах, как они были побеждены (Ис 33:18). Эти слова касаются описываемых здесь событий.

2. Он старался поддержать их веру, чтобы заглушить и подавить страх. «Вместе с Сеннахиримом пришло великое множество, но с нами более, нежели с ним, ибо с нами Бог, и разве можно подсчитать, сколько придет вместе с Ним? Наш враг имеет лишь мышцу плотскую, на которую уповает, а с нами Господь, Бог наш, Его силе невозможно противостоять, Его обетование непоколебимо, Он состоит в завете с нами, чтобы помогать нам и сражаться на бронях наших не только чтобы помочь нам победить их, а чтобы сражаться за нас, если Ему угодно». Так и получилось. Отметьте: вера и упование на Бога помогут нам преодолеть страх перед человеком. Кто боится человека, который умирает, тот забывает Господа, Творца своего (Ис 51:12−13). Возможно, на эту тему Езекия сказал больше, и народ успокоился, услышав его слова; их успокоило не его слово, а то, что он сказал о присутствии Бога с ними и о Его силе, которая может помочь, а вера в эти истины облегчит им задачу. Так пусть благочестивые подданные и воины Иисуса Христа доверятся Его слову и смело скажут: «Если Бог за нас, кто против нас?»

Стихи 9−23. Данные стихи рассказывают о ярости и богохульстве Сеннахирима, о молитве Езекии и о спасении Иерусалима от уничтожения со стороны ассирийской армии. Более подробно об этом рассказывается в 2 Книге Царств, главы 18 и 19. Здесь эти события изложены в сжатом виде, но достаточно подробно, чтобы показать:

1. Дерзость и злобность врагов Церкви. Руки Сеннахирима были полностью связаны осадой Лахиса (ст. 9), но он узнал, что Езекия укрепил Иерусалим и ободрил свой народ держаться до последнего. Поэтому, прежде чем прийти и лично осадить этот город, он отправил посланников, которые должны были обратиться с речью, и лично написал письма, чтобы запугать Езекию и его народ и заставить их сдать город. Отметьте:

(1) Как злобно он был настроен против царя Иудеи, пытаясь убедить его подданных не быть верными ему. Он не вступил в переговоры с Езекией, как поступали мужи чести, не предложил ему честные условия, а использовал низменные и подлые средства (которые не приличествовали великому царю), чтобы напугать простых людей и убедить их оставить его. Он представил Езекию как человека, который хотел обмануть своих подданных и погубить, предав смерти от голода и жажды (ст. 11), как царя, который причинил им величайшее зло и подвергнул их божественному недовольству из-за того, что отменил высоты и жертвенники (ст. 12), действовавшего вопреки интересам своего народа, когда выступил против армии, которая несомненно уничтожит их (ст. 15).

(2) Как злобно он был настроен против Бога Израилева, Которого называл Богом Иерусалима (ст. 19), потому что именно это место Он избрал, чтобы там пребывать Его имени, а сейчас ему угрожал враг, и божественное провидение взяло его под особую защиту. Этот гордый хулитель сравнил великого Иегову, Творца неба и земли, с ничтожными богами язычников делом их рук, и подумал, что Он не может помочь своим поклонникам так же, как те не могут помочь своим (ст. 19), словно безграничный Дух имеет мудрости и силы не больше, чем камень или кусок дерева. Он хвалился своими победами над богами других народов, ни один из которых не смог защитить жителей своей страны (ст. 13−15), и поэтому не только был уверен в том, что Бог не сможет спасти Свой народ от руки его (ст. 14), но и, предположив, что Он слабее их, спрашивал: «Как же возможет ваш Бог спасти вас?», словно Иегова обладал меньшими возможностями, чем любой из них. Такие письма писал Сеннахирим (а так как они были хорошо обдуманы, то причиняли больше вреда), в которых поносил Господа, Бога Израилева, словно Тот был таким же ничтожеством, как все остальные (ст. 17). В своих наставлениях царь ассирийский сказал больше чем достаточно; но, словно его хулы было недостаточно, слуги Сеннахирима, научившиеся наглости у своего господина, говорили больше, чем он велел им, против Господа Бога и против Езекии, раба Его (ст. 16). А Бог негодует, когда говорят против Его слуг и обязательно взыщет за это, равно как и за хулу в Свой адрес. Все это должно было напугать людей и оттолкнуть от упования на Бога; именно этого желали враги Давида (Пс 10:1; 41:11), говоря: «Нет ему спасения в Боге» (Пс 3:3; 70:11). Так ассирийцы надеялись захватить город, ослабив руки защищавших его. Так и сатана своими искушениями стремится разрушить нашу веру во вседостаточность Бога, зная, что он достигнет своей цели, если ему удастся добиться этого; мы устоим на ногах, если не оскудеет вера наша (Лк 22:32).

II. Что во дни бедствий друзья Церкви должны молиться и взывать к небесам. Так сделал Езекия и пророк Исайя (ст. 20). Это было благословенное время, когда царь и пророк объединились в молитве. Пришла ли беда? Напуган ли кто? Пусть молится. Так мы привлекаем Бога заступиться за нас и ободряем себя уповать на Него. Молитва Богу здесь названа воплем к небесам, потому что в молитве мы взираем на Него как на нашего Отца небесного, Который с небес взирает на сынов человеческих и там приготовил себе престол.

III. Силу и благость Церкви Божьей. Бог может и обуздать Своих врагов, какими бы могущественными они ни были, и помочь Своим друзьям, какими бы презренными они ни были.

1. Хула врагов Бога побуждает Его выступить против них (Втор 32:27), а молитвы Его народа заступиться за них. Так было и в данном случае.

(1) Ассирийская армия была уничтожена мечом ангела, который особенно прославился истреблением храбрых воинов, их начальников и вождей, которые бросали вызов любому мечу. Богу нравится унижать гордых и самонадеянных. Таргум говорит: «Слово Господа (вечное Слово) послало Гавриила совершить это истребление, и оно было осуществлено с помощью молнии в пасхальную ночь»: именно в эту ночь ангел-губитель уничтожил египетских первенцев. Но это еще не все.

(2) Царю ассирийскому пришлось не только смириться с позором его мечом убили собственные сыновья: «Исшедшие из чресл его поразили его там мечем» (ст. 21). Вначале его смирили, а потом убили вначале позор, а потом смерть. Зло преследует грешников; и если им удается избежать одной беды, то сразу попадают в другую.

2. Совершив это чудо, (1) Бог прославился как защитник Своего народа. Так Он спас Иерусалим не только от руки Сеннахирима, но и от руки всех (ст. 22), ибо подобное спасение было залогом великих милостей, хранящихся для Его народа; Он оберегал их отовсюду, то есть охранял со всех сторон. Бог защищает Свой народ, направляя его и показывая, что он должен делать; так Он спасает от зла, запланированного или причиненного им. Поэтому многие приносили дары Господу, увидев Его великую силу, когда Он защищал Свой народ. Это побудило пришельцев искать Его благоволения, а врагов бояться Его гнева, ибо и те и другие приносили дары в Его храм в знак своей любви и желания.

(2) Бог возвеличил Езекию как любимца небес, о котором была проявлена особая забота. Многие приносили дары Езекии (ст. 22−23) в знак своего уважения, желая завоевать его благоволение. Благодаря милости Бога враги отступили, а друзья приблизились.

Стихи 24−33. Данные стихи завершают историю Езекии, описывая следующие моменты из его жизни:

I. Он заболел и исцелился от болезни (ст. 24). Здесь его болезнь описывается кратко; более подробно она изложена в 4Цар 20 гл. Похоже, болезнь была смертельной. Когда она достигла критической точки, он помолился, и Бог ответил ему, дав знамение, что он выздоровеет: солнце вернулось назад на десять ступеней.

II. Он согрешил и покаялся в своем грехе, о чем тоже более подробно рассказывается в 4Цар 20:12 и далее. Но здесь обращается внимание на некоторые моменты его греха, которые там не упомянуты.

1. Поводом для него послужила почетная делегация, отправленная царем Вавилона поздравить его с выздоровлением. Но здесь также добавлено, что они пришли спросить о знамении, бывшем на земле (ст. 31), об уничтожении ассирийской армии или о солнце, вернувшемся назад. Ассирийцы были их врагами, и они пришли спросить об их гибели, чтобы порадоваться этому. Солнце было их богом, и они пришли спросить о милости, оказанной Езекии, чтобы почтить того, кого почтил их бог (ст. 31). Эти чудеса были совершены, чтобы напугать и пробудить беспечный мир и обратить его от немых и тупых идолов к живому Богу. Чудеса испугали людей, но не обратили до тех пор, пока на этой земле не произошло великое чудо и явился Иисус Христос (Мф 2:1−2).

2. Бог оставил Езекию одного и предоставил самому себе, чтобы испытать его (ст. 31). Господь с помощью силы Своей всемогущей благодати мог предотвратить грех, но допустил, чтобы он совершился ради мудрой и святой цели, дабы благодаря испытанию и проявленной в нем слабости царь узнал (то есть стало известно), что у него на сердце: что он не так совершенен в благодати, как думал, и ему присущи глупости и слабости, как и любому другому человеку. Дабы Езекия не возгордился своей святостью, Бог предоставил его самому себе, в результате чего он возгордился своим богатством. Хорошо, когда мы знаем самих себя свои слабости и греховности, не воображаем о себе много и не становимся самоуверенными, а всегда думаем о себе скромно, уповая на божественную благодать. Мы не знаем, насколько порочны наши сердца и как мы поступим, если Бог предоставит нас самим себе. Господи, не введи нас в искушение.

3. Его грех заключался в том, что возгордилось сердце его (ст. 25). Он гордился честью, оказанной ему Богом во многих ситуациях, гордился честью, оказанной соседями, которые принесли ему дары, а теперь гордился еще и почетной делегацией царя Вавилона, посланной, чтобы ублажить и добиться его благоволения; это вознесло его выше всякой меры. Когда Езекия уничтожил все виды идолопоклонства, то сделал идолом самого себя. Теперь мы видим, что великие, благочестивые и полезные люди должны изучать свои слабости и безрассудства, а также свои обязанности перед свободной благодатью, дабы никогда не думали о себе возвышенно, а ревностно молили Бога, чтобы Он лишил их гордости и всегда держал в смирении!

4. Его грех усугублялся тем, что он плохо «отблагодарил» Бога за оказанную ему милость и сделал Его благоволение пищей. И топливом для своей гордости (ст. 25): «Не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния». Отметьте: вполне справедливо от тех, кто получил милость от Бога, ожидать ответной милости; если этого не происходит, то за неблагодарность с них будет взыскано. Хотя мы не можем возместить в эквиваленте или заплатить долг, но должны признать оказанную милость. Что воздам Господу, чтобы Он принял мой дар? (Пс 115:3).

5. Грех Езекии вызвал божественное недовольство, хотя он остался в сердце и внешне выглядел не только невинным, но и проявлением вежливости (он всего лишь показывал свои богатства другу); тем не менее за это на него и его царство обрушился гнев (ст. 25). Отметьте: гордость это грех, который Бог ненавидит так же, как всякий другой, особенно в Своем народе. Кто превозносит себя, тот должен быть готов к тому, что его унизит смиряющее провидение. Гнев излился на Давида за его гордость, когда он исчислил народ.

6. Езекия покаялся в своем грехе: он смирил себя в гордости сердца своего. Отметьте:

(1) Хотя ради мудрых и святых целей Бог может допустить, чтобы Его народ согрешил, но Он не допустит, чтобы тот оставался в грехе. Когда он будет падать, не упадет.

(2) В сердечных грехах нужно каяться, даже если они не идут дальше.

(3) Смирение необходимая деталь покаяния.

(4) Гордость сердца, из-за которой мы превозносимся, это грех, за который мы особым образом должны смирять себя.

(5) Народ должен скорбеть о грехах своих лидеров. Жители Иерусалима смирились вместе с Езекией, так как либо знали, что виновны в том же грехе, либо опасались, что и их постигнет такое же наказание. Когда Давид из гордости исчислил народ, то все пострадали из-за этого греха.

7. В связи с этим была дарована отсрочка. Гнев не излился во дни его царствования. Пока он жив, в стране будет мир и преобладание истины: так много может сделать покаяние; по крайней мере, оно может отодвинуть знаки гнева Божьего.

III. Езекия почтен:

(1) Божьим провидением при жизни. Было у Езекии богатства и славы весьма много (ст. 27); он пополнил свои склады, обеспечил провизией станы, укрепил города и делал все, что хотел, ибо дал ему Бог весьма большое имущество (ст. 29). Среди великих дел, совершенных им, упоминается поворот потока вод Геона (ст. 30); это было сделано в связи с нападением Сеннахирима (ст. 3−4). Вода поступала в хранилище, называемое старым прудом (Ис 22:11), и в верхний пруд (Ис 7:3), но для удобства города он решил собирать воду в новом месте, называемом нижним прудом (Ис 22:9). В общем действовал успешно Езекия во всяком деле своем, ибо совершал хорошие дела.

(2) Уважением к его памяти, когда он умер.

[1] Пророк Исайя описал его жизнь и царствование (ст. 32), его дела и благочестие, ибо, воздавая славу, их нужно записывать в качестве примера для других.

[2] Народом: люди почесть воздали ему по смерти (ст. 3З). Его похоронили в главной гробнице и вознесли множество курений, как на похоронах Асы, или, что воздает большую честь, сильно оплакивали его, как Иосию. Посмотрите, как слава трезвого благочестия воздействует на совесть людей. Хотя есть основания опасаться, что большая часть людей не сочувствовала искренне царямреформаторам, но они не могли не прославить их усилия в реформации и не благословить память об этих царях. Мы обязаны почитать людей, совершивших выдающееся и полезное служение, после их смерти, когда лесть уже не может достичь их и мы уже увидели конец их жизни. Отдавая этот долг, мы ободрим других поступать так же.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 32 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.